Научная статья на тему 'Сущность критериального оценивания в условиях обновления содержания школьного образования'

Сущность критериального оценивания в условиях обновления содержания школьного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8518
664
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / КРИТЕРИЙ / ДЕСКРИПТОР / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / КООРДИНАТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ныгметова Б.Д., Сарбасов Н.С.

В статье рассматривается вопрос о переходе казахстанского среднего образования на обновленное содержание. Внедряемая система критериального оценивания направлена на развитие учащегося, повышение его мотивации к обучению. Важной становится роль критериев оценивания и регулярной обратной связи, понятных для каждого ученика и его родителей. Эффективность реформы среднего образования во многом будет зависеть от подготовленности казахстанских учителей к работе по обновленному содержанию среднего образования, в связи с чем становятся важными практика учителя и его исследовательская деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность критериального оценивания в условиях обновления содержания школьного образования»

10. Воробьева, Е.И. Информатизация иноязычного образования: основные направления и перспективы / Е. И. Воробьева : монография. - Архангельск : Поморский университет, 2011. - 123 с.

11. Полат, Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения [Электронный ресурс] / Е. С. Полат - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3604827/

12. Головушина, Ю.А Дистанционное обучение иностранным языкам посредством компьютерных сетей Internet [Электронный ресурс]. / Ю.А Головушина. - Режим доступа: http://kurs.znate.ru/docs/index-149813.html

УДК 37.09

СУЩНОСТЬ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НыгметоваБ.Д., СарбасовН.С., 2016 Павлодарский государственный педагогический институт, заведующая кафедрой иностранных

языков, г.Павлодар Филиал Центра педагогического мастерства в г. Павлодар, директор

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о переходе казахстанского среднего образования на обновленное содержание. Внедряемая система критериального оценивания направлена на развитие учащегося, повышение его мотивации к обучению. Важной становится роль критериев оценивания и регулярной обратной связи, понятных для каждого ученика и его родителей. Эффективность реформы среднего образования во многом будет зависеть от подготовленности казахстанских учителей к работе по обновленному содержанию среднего образования, в связи с чем становятся важными практика учителя и его исследовательская деятельность.

Ключевые слова: формативное оценивание, критерий, дескриптор, обратная связь, координатор.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя».

Э. Хаббард

Современный этап общественного развития характеризуется постоянной изменяемостью, динамизмом. Меняются знания, технологии, информация, что обусловливает быстрое устаревание полученных знаний. В связи с этим возникает потребность по-новому определить цель обучения и его функции. Сегодня в процессе ежедневного обучения нам необходимо выработать у учащегося умения, навыки и желание учиться в течение жизни, чтобы всегда быть конкурентоспособным. Мы должны также научить его учиться, тем самым обеспечивая индивидуальную и самостоятельную работу ученика (согласно требованиям Болонского процесса), ориентировать содержание и методы обучения на компетентность. Развитие человечества приобрело глобальный характер, и это делает конкурентоспособным только человека, способного жить и действовать в таком пространстве. Требуются изменения системы ценностей, которые мы хотим видеть у наших детей. Это должно стать главным стимулом к качественному обучению вместо мотивации методами авторитарной педагогики, и к тому же ориентирует человека на максимальную самореализацию. В частности, уже в школе надо ориентировать учащихся на желание быть успешными в жизни.

С этой целью в Казахстане в течение последних пяти лет были разработаны программы на основе обновленного стандарта содержания образования. С сентября 2015 года Программа обновления содержания начального образования успешно прошла апробацию в 30 пилотных школах, в число которых входят городские, сельские и малокомплектные. Апробация образовательных программ принесла положительные результаты обучения, и с сентября 2016 года во всех общеобразовательных школах Казахстана в первых классах осуществлен переход на обновленный стандарт содержания образования.

Какие же изменения наблюдаются в новых учебных программах? Следует отметить, что академическое содержание сохранено, а изменились ожидаемые результаты, представленные через

систему целей обучения. Отличительная особенность обновления содержания в том, что образование будет строиться не от содержания к обучению, когда учащийся должен обязательно усвоить то предметное содержание, которое заложено в стандарте и программах, а от ожидаемых результатов обучения. В данном подходе главным становится не количество знаний учащихся по отдельным темам, а реальные результаты обучения, а также умения и навыки учащихся применять полученные знания в реальных ситуациях. При этом главной задачей учителя становится организация такого образовательного пространства, в котором учащиеся переходят на саморегулируемое обучение. В рамках обновленного образовательного стандарта широко применяется интегративный подход, который способствует становлению целостной картины мира за счет взаимосвязи содержания различных учебных предметов. Преемственность содержания образования в учебных программах по предметам обеспечивает принцип «спиральности». Данный принцип устанавливает следующую возможность: каждая цель и тема обучения по истечении определенных академических периодов рассматриваются повторно с постепенным углублением или усложнением объема знаний и навыков по ним.

Преподавание языковых предметов направлено на развитие у учащихся четырех видов речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо. Традиционно оценивалось знание и понимание материала и не придавалось должного значения умению применять полученные знания. Сейчас учителя должны развивать умение учащихся анализировать, синтезировать и оценивать учебную информацию. Таким образом, классификация ожидаемых результатов по уровням таксономии Блума «знает», «понимает», «применяет», «анализирует», «синтезирует», «оценивает» обусловливает единство исследовательского, познавательного, практического и эмоционально-эстетического способов познания мира, содействует развитию навыков мышления высокого порядка (анализ, синтез, оценка). Непрерывная межпредметная связь, практическая направленность, и прямая связь содержания учебных предметов с реальной жизнью способствуют развитию у учащихся целостного восприятия окружающей действительности и функциональной грамотности [1, 19].

Реформирование содержания школьного образования невозможно без переосмысления системы школьного оценивания. По словам Б. Макгоу, исполнительного директора совместного проекта крупнейших компаний - Cisco, Intel и Microsoft, «реформирование методов оценки знаний крайне необходимо для реализации любых системных изменений в сфере образования, причем сегодня нужны не просто изменения, а преобразования глобального характера» [2]. Проведенное обширное исследование позволило сделать вывод о том, что «большинство систем образования не поспевает за быстро меняющейся экономикой и не дает ученикам необходимых навыков. (Такими навыками принято считать способность к критическому, творческому мышлению, способность к совместной работе и способность адаптироваться к постоянно меняющейся технологии, используемой в быту и на производстве). Выступая на лондонском форуме, представители этих компаний призвали руководителей образования, государственные учреждения и другие корпорации присоединиться к данной инициативе» [2].

Если проанализировать состояние казахстанской системы оценивания учебных достижений учащихся в сравнении с другими странами, то следует отметить, что пятибалльная система оценивания, предусмотренная в Казахстане, не в достаточной степени отражает уровень знаний учащихся, но она и не является общепринятой мировой системой. В большинстве стран мира действует более широкая шкала оценок: от 6-ти (Польша) до 100-балльной (Япония). В Латвии учеников оценивают по 10-балльной системе. Это дает возможность педагогам показать нюансы в его учебной деятельности, а промежуточное положение "почти хорошо" призывает ученика постараться, чтобы получить "хорошо". Во Франции учатся по 20-балльной шкале, в финской школе 7-ми балльная шкала оценок: от 4-х до 10-ти.

Актуальным для Казахстана в условиях перехода на обновленное содержание образования является такой подход к оцениванию достижений учащихся, который способствует позитивному преодолению проблем в обучении, индивидуализации учебного процесса, а в целом, повышению учебной мотивации и формированию саморегуляции учащихся. Следует отметить, что внедрение критериального оценивания ориентировано на расширение педагогических возможностей. И, прежде всего, для эффективного применения технологии критериального оценивания учебных достижений

учащихся учителю необходимо овладеть знаниями и навыками использования таких видов оценивания как формативное и суммативное.

Итак, что представляет собой критериальное оценивание и его виды в рамках обновления содержания образования в казахстанских школах?

Рассмотрим следующее определение: «Критериальное оценивание - процессуально-действенная метатехнология, обеспечивающая систему взаимосвязанных контрольно-оценочных действий всех участников образовательного процесса для достижения поставленных целей и задач обучения. Отличается от «нормативно-ориентированного», при котором работа/люди оцениваются относительно того, насколько хорошо работа выполнена другими людьми» [3, 196]. Читаем далее: «Формативное оценивание - оценивание прогресса учащихся с целью внесения изменений в процесс обучения. Формативное оценивание позволяет учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя. Ф. оценивание проводится по определенным схемам и обеспечивает правильную направленность и эффективность процесса обучения, создает возможность для изучения учебных нужд учеников, обеспечивает прослеживание продвижения учеников в области обучения. Ф. оценивание имеет следующие способы:

- наблюдение;

- устные ответы учеников;

- письменные работы учеников;

- тестовые задания.» [3, 200].

Формативное оценивание называют также оцениванием для обучения, которое представляет собой «процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня» [3, 152]. Здесь рассматривается идея о том, что в целях улучшения результатов своего обучения необходимо реагировать на получаемую обратную

связь, что, в свою очередь, должно обусловливать мотивацию и желание действовать. В связи с этим важной становится роль регулярной обратной связи, понятной для каждого ученика и его родителей. Ведь формативное оценивание обеспечивает непрерывную обратную связь между обучающимся и учителем без выставления баллов и оценок, и учащийся имеет право на ошибку и ее исправление. Это дает возможность выявить проблемы в обучении, своевременно корректировать учебный процесс, и помочь в достижении наилучших результатов.

Опыт пилотных школ по внедрению критериального оценивания позволяет обозначить актуальность данной системы оценивания учебных достижений учащихся, ведь в данном процессе работа учащегося сравнивается не с работами одноклассников, а с определенным критерием, что придает ему объективность. Наблюдается полная вовлеченность учащихся в процесс оценивания, так как предоставляется подробный алгоритм выведения итоговой отметки, согласно которому каждый учащийся может сам определить свой уровень достижения. В Глоссарии читаем: «Критерий оценивания - признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии описываются дескрипторами, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание согласно дескриптору - это определение степени приближения ученика к данной цели» [4]. Немаловажным фактором здесь является также необходимость ознакомления учащихся с критериями оценивания перед выполнением задания и наличие критериев оценивания для учеников во время выполнения задания. Учитель заранее должен продумать их расположение на уроке (например: в тетради учащегося, в виде карточки, на парте, на доске).

Как мы видим, само по себе критериальное оценивание не предполагает процесса конкуренции между учащимися или сравнения их учебных достижений. Как известно, в традиционном оценивании учителя сталкиваются с такой ситуацией, когда родители не согласны с оценкой учителя, доказывая несоответствие выставленной оценки со знаниями их детей. В условиях обновленного содержания образования факт оценивания учебной деятельности учащихся по заранее определенным критериям обеспечивает прозрачность и доступность для всех участников

образовательного процесса. Тем самым, каждый учащийся имеет возможность совершенствоваться, достигая уровня своих возможностей по заданным критериям, и достигать ожидаемого результата по предмету. С помощью критериев оценивания учащиеся учатся проектировать путь достижения поставленной цели, и одновременно учатся более объективно оценивать качество своей работы.

Важно систематически проводить формативное оценивание с предоставлением конструктивной обратной связи, так как от качества формативного оценивания зависят результаты суммативного оценивания. При этом необходимо отметить, что процесс формативного оценивания не будет стандартизирован, то есть каждый учитель самостоятельно сможет определять собственную практику формативного оценивания и нести ответственность за ее результаты.

Что мы подразумеваем под суммативным оцениванием? Это - процесс оценивания «достижений, полученных учениками на каком-либо этапе образования (в конце единицы обучения, полугодия и года). Суммативное оценивание - показатель усвоения стандартов содержания; имеет три типа: устные презентации, тесты и демонстрация достижений.» [3, 199]. Следует отметить, что в условиях обновления содержания образования в первом классе в течение 1 -го полугодия проводится только формативное оценивание. Во втором полугодии наряду с ним проводится суммативное оценивание, результаты которых в виде баллов выставляются в электронный журнал. Тем самым, четвертная оценка выставляется только в 3-й и 4-й четвертях. Какую информацию содержит электронный журнал? Он заполняется по каждому предмету и содержит данные учащегося, его результаты за суммативное оценивание по разделам и за четверть. Итоговая четвертная оценка подсчитывается в автоматическом режиме.

Суммативное оценивание проводится для предоставления учителям, обучающимся и родителям информации о прогрессе обучающихся по завершении разделов/сквозных тем учебных программ и определенного учебного периода (четверть/триместр, учебный год, уровень среднего образования) с выставлением баллов и оценок. Это позволяет определять и фиксировать уровень усвоения содержания учебной программы за определенный период и использовать полученную информацию по результатам суммативного оценивания для планирования, коррекции и проведения анализа процесса обучения. Учителям необходимо собирать суммативные работы учащихся, выполненные в процессе суммативного оценивания по разделам и за четверть в портфолио учащегося. Портфолио является средством фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Несомненна его роль в организации процесса обучения, направленного на формирование функциональной грамотности учащегося. Портфолио может помочь в определении направлений развития учащихся, например, при выборе будущей профессии, при консультировании со стороны учителей или более квалифицированных специалистов в данной сфере.

Успешное применение различных приемов формативного оценивания на уроках в повседневном обучении, предоставление учащимся и их родителям своевременной обратной связи по результатам обучения с рекомендациями по их улучшению, оформление портфолио учащихся дает учителю возможность оказывать педагогическую помощь учащимся, а им, в свою очередь, возможность лучше разбираться в достижении целей обучения, самостоятельно определять пути улучшения результатов обучения. Это предполагает тесную взаимосвязь между содержанием, обучением и оцениванием.

Итак, обновление образовательной парадигмы обусловило необходимость внедрения критериальной технологии оценивания учебных достижений учащихся в школах Казахстана, которая заключается в сравнении индивидуальных достижений учащихся с определенными критериями оценивания уровня сформированности необходимых компетенций. При этом неоспорим тот факт, что эффективность внедрения системы критериального оценивания в стране во многом будет зависеть от подготовленности общества к данной работе, ведь уровень подготовленности выпускника школы к дальнейшей профессиональной деятельности зависит не только от школы, но и от социальной среды. В связи с этим Требования новых стандартов образования предусматривают распределение социальной ответственности за результаты обучения между организациями образования, родителями учащихся и обществом в целом. Для всех участников образовательного процесса разработаны информационные материалы, а педагогам наряду с этим оказана и методическая поддержка.

Основные моменты системы критериального оценивания рассмотрены и обсуждены в Инструктивно-методическом письме Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Кроме этого, в каждом управлении/отделе образования города/района и школе назначены ответственные лица, координирующие процесс внедрения системы критериального оценивания. Региональные координаторы определены из числа методистов городских/районных отделов образования, школьные - из числа заместителей директоров общеобразовательных школ, прошедших соответствующие курсы. Именно от компетентности подготовленных педагогических кадров и их согласованной деятельности зависит эффективность внедрения критериального оценивания в казахстанских школах, и прежде всего, позитивное отношение учителей, учащихся и родителей к проводимой образовательной реформе.

Следует отметить, что в условиях обновления содержания образования вносятся изменения в фунционирование школы: изменяется сам способ включения личности в учебный процесс: на смену субъектно-объектным отношениям между обучающим и обучаемым приходят субъектно-субъектные, при которых оба участника учебного процесса активны, равноправны во взаимодействии и уважают друг друга. Учебные достижения приобретают продуктивный характер, ученик становится субъектом познания, а учитель выступает инициатором, организатором, консультантом познавательной деятельности учащихся. Педагогический аспект обновленной программы начального образования проявляется в том, что цели обучения становятся общими для учителя и учащихся. Каждый учитель начинает вместе с учащимися учиться обучать по-новому, что отражает социальный аспект процесса обновления. Поэтому 2016-2017 учебный год по праву начинает новый этап в истории развития казахстанского образования.

Список литературы:

1. Абдильдина Ж. Обновление - для эффективного и качественного образования. // Бiлiмдi ел. Образованная страна. № 15 (52)16 августа 2016 г. // www.bilimdinews.kz

2. Трансформация образования, оценка и преподавание навыков, необходимых в XXI веке: призыв к действию (группа образования Intel, Microsoft и Cisco, 1 сентября 2008 года) // http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2009/011409d.html

3. Руководство для учителя. «Эффективное обучение». ЦПМ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». - Астана, 2016.

4. Глоссарий понятий и категорий программ повышения квалификации, разработанных Центром педагогического мастерства совместно с факультетом образования Кембриджского университета. Учебно-методическое пособие. 2-издание, ЦПМ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». -Астана, 2013.

УДК 37

ПРИЕМ АНАЛИЗА ТЕКСТА ЧЕРЕЗ ДИАЛОГ С АВТОРОМ

Ефремова О.Н., 2017

учитель начальных классов, ГБОУ школа № 93 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Аннотация: многих современных педагогов начальной школы волнует проблема перехода от чтения к пониманию, осмыслению прочитанного. Как научить начинающего читателя понимать текст? Обучение приемам работы с текстом закладывает основу умения учиться, формирует навык самостоятельной учебной работы. Это одна из самых актуальных дидактических задач современной школы. Процесс, направленный на понимание текста, очень сложен. В него включены внимание, память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и множество других психологических особенностей читателей. Хороший читатель начинает размышлять над текстом до чтения. По ходу чтения он активно осмысливает, переживает прочитанное и продолжает размышлять после чтения. Такое возможно лишь в процессе медленного неторопливого чтения, чтобы не попустить важные слова, вдуматься в их смысл контекстуальный и подтекстовый. Внимание к слову создает основу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.