Научная статья на тему 'Проблема оценивания в мировом образовательном пространстве. Сущность формативного (формирующего) оценивания'

Проблема оценивания в мировом образовательном пространстве. Сущность формативного (формирующего) оценивания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1147
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / FORMATIVE ASSESSMENT / ОЦЕНИВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ / ASSESSMENT FOR LEARNING / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / FEEDBACK / ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / UPDATING THE CONTENT OF EDUCATION / ФОРМАТИВТі БАГАЛАУ / КРИТЕРИАЛДЫ БАГАЛАУ / КЕРі БАЙЛАНЫС / БіЛіМ БЕРУ МАЗМұНЫН ЖАңАРТУ / CRITERIAL EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мансурова В. Х.

В статье рассматривается проблема оценивания в современном образовании и опыт изучения практического внедрения формативного оценивания исследователями Великобритании. Автор освещает первый опыт внедрения системы критериального оценивания в Республике Казахстан в общеобразовательных школах в 2016-2017 учебном году. Особое внимание в статье уделяется формативному оцениванию, как составляющей критериального оценивания, которое соответствует компетентностному подходу в обучении и является важнейшим компонентом совершенствования учебной деятельности учащихся. Автор выделяет принципы формативного оценивания, его компоненты, механизмы проведения, возможные трудности и проблемы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема оценивания в мировом образовательном пространстве. Сущность формативного (формирующего) оценивания»

В.Х. Мансурова,

старший преподаватель ФАО НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Нег1зг1 свздер: формативтг багалау, критериалды бага-лау, керг байланыс, бшм беру мазмунын жацарту

Ключевые слова: критериальное оценивание, формативное оценивание, оценивания для обучения, обратная связь, обновление содержания образования.

Keywords: criterial evaluation, formative assessment, assessment for learning, feedback, updating the content of education.

ПРОБЛЕМА ОЦЕНИВАНИЯ В МИРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

СУЩНОСТЬ ФОРМАТИВНОГО (ФОРМИРУЮЩЕГО) ОЦЕНИВАНИЯ

Ацдатпа

Макалада K;a3ipri бшм берудеп багалау мэселелерi мен ¥лыбритания зерттеушшершщ формативт багалауды прак-тикалы; енriзудi зерттеу тэжiрибесi карастырылады. Автор 2016-2017 жылдары Казакстан Республикасыньщ жалпы бiлiм беретiн мектептерiнде критериалды багалау жYЙесiн енпзудщ туцгыш тэж1рибеа туралы айтады. Автор форма-тивп багалау кагидаларын, оныц компоненттерiн, етюзу ме-ханизмдерiн, мYмкiн киындыктар мен шешу жолдарын бел-гiлейдi.

Аннотация

В статье рассматривается проблема оценивания в современном образовании и опыт изучения практического внедрения формативного оценивания исследователями Великобритании. Автор освещает первый опыт внедрения системы критериального оценивания в Республике Казахстан в общеобразовательных школах в 2016-2017 учебном году. Особое внимание в статье уделяется формативному оцениванию, как составляющей критериального оценивания, которое соответствует компетентностному подходу в обучении и является важнейшим компонентом совершенствования учебной деятельности учащихся. Автор выделяет принципы формативного оценивания, его компоненты, механизмы проведения, возможные трудности и проблемы их решения.

Annotation

The article considers the problem of assessment in modern education and the experience of studying the practical application of Formative assessment by the UK researchers. The author ^ shows the first experience of introduction of the system of criterial ® evaluation in the Republic of Kazakhstan in comprehensive <j schools in 2016-2017 academic year. The main attention is paid g to formative evaluation as a component of the criterial evaluation,

i-Q

which corresponds to the competence approach in teaching and is О an important component of improving the educational activity of § students. The author pays attention to the principles of formative о

HH

evaluation, its components, mechanisms for carrying out, possible о

t-H

difficulties and problems of their solution. ^

w

s

Последнее десятилетие в образовании Казахстана проис- ^

ходят крупные изменения. Одна из самых важных тенденций, §

которая выделяется в современном образовании - компетент- § „ н

ностный подход, который ориентирован на практическую

успешную деятельность ученика. Согласно компетентнос-

*

s х

<c m о

ro

w О t* s

1-4

о о

X

X Ш ts t* к

рц

о

ш t-

тному подходу, результатом обучения являются не столько знания, умения и навыки, а получаемый опыт учебной и внеучебной деятельности и способность ученика применить его в жизненных ситуациях.

Соответственно необходимо изменять и процесс оценивания: оценивать не только предметные знания, но и метапредметные, личностные. Каким способом это делать? Традиционная система оценивания не предполагает измерение данных характеристик в полной мере.

Также она не способствует ориентации на личность учащегося, т.к. знания ученика измеряются относительно определенного «эталона», который неявный и субъективный у каждого учителя. Возможна была ситуация, когда ученик имеет одну отметку у одного учителя, а при переходе к другому учителю (по каким-либо причинам) его отметка могла измениться, при этом когнитивные умения, освоенные этим учеником, не изменились (проще говоря, «ученик один - а отметку у разных учителей он получает различную»).

Традиционное оценивание не позволяет ученику самостоятельно проследить динамику своей учебной успешности относительно самого себя и соответственно осознать им процесс собственного учения. Этот вид оценивания не отвечает требованиям, выдвигаемым к современному образованию.

В течение 20-ти последних лет в мировой образовательной практике поднимается важность и первоочередная значимость формативного (формирующего) оценивания. Этот вид оценивания соответствует личностно-ориентирован-ному и компетентностному подходу и основан не на регистрации результатов обучения, а на совершенствование эффективности процесса обучения для каждого учащегося через выявление неусвоенных знаний и несформированных умений. Целями данного оценивания являются возможность способствовать развитию учащихся, их учебной самостоятельности, инициативности, ответственности за собственное обучение. Постоянное применение формативного оценивания помогает ученику научиться самостоятельно оценивать прогресс в своей учебной деятельности.

Понятия «формативное оценивание» (возможен перевод «формирующее оценивание») или

«оценивание для обучения» взяты из зарубежной педагогической практики, в нашем понимании это «безотметочное» оценивание. Это оценивание представляет собой непрерывный процесс определения учеником и учителем этапа, на котором в данный момент находится ученик, а также помощь в формулировании дальнейших шагов ученика в его учебной деятельности.

Более 20 лет исследователи США, Великобритании, Финляндии изучали теорию и практику применения формативного оценивания. Широко известны труды П. Блека (Paul Black) и Д. Вильяма (Dylan Wiliam) «Внутри черного ящика: повышения стандартов посредством оценки на уроке», «Работа внутри черного ящика: оценивания для обучения на уроках», «Оценка для обучения: за пределами черного ящика».

Эти исследователи доказывают, что формативное оценивание является важнейшим компонентом совершенствования обучения и достижения планируемых результатов обучения.

Приведем наиболее важные черты, присущие оцениванию для обучения, выделенные исследователями данного направления.

1. Формативное оценивание или оценивание для обучения в отличие от оценки обучения (в отечественной практике - «суммативное оценивание») проводится не с целью подведения итогов и классификации [1, с.51], а с целью оценки процесса учебной деятельности учащихся. То есть оценивается не результат обучения, а то, как учится ученик.

2. Введение формативного оценивания требует не только нормативных изменений в документации, но, что самое важное, изменения сознания учителя, «глубины» его контакта с каждым учеником через непрерывную обратную связь с ним.

3. Результатом формативного оценивания является ни в коем случае ни сама отметка и ни какой-либо балл, а диалог учителя или его письменная обратная связь, как результат его наблюдений за демонстрируемыми учениками знаниями, пониманием, навыками. Кроме наблюдения за учебной деятельностью ученика, возможно оценивание письменных работ ученика, но это оценивание выражается также не в виде баллов или отметок, а в форме обратной связи.

4. Обратная связь учителя помогает ученику оценить свои достижения и наметить дей-

ствия для дальнейшего роста, т.е. выстраивать индивидуальную траекторию для продвижения достижения определенных результатов.

5. Чтобы обратная связь учителя способствовала повышению мотивации ученика и выполняла свою вспомогательную функцию для дальнейшего его прогресса необходимо соблюдать ряд требований. Обратная связь должна быть четкая, понятная, своевременная и по теме, давать представление о том, как идет процесс обучения, информировать о достижениях и пробелах, проходить в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности. Также учитель должен дать ученику возможность дать верный ответ, исправить ошибки или сменить направление мышления.

6. Эффективная обратная связь отвечает на вопросы ученика: «На каком этапе обучения я нахожусь?», «Над чем необходимо работать, чтобы восполнить пробелы?»

7. Исследования опыта введения формативного оценивания показали, что оно способствует росту ответственности учащихся за свое обучение, повышает их образовательные достижения, сокращает дистанцию между наиболее успевающими учениками и учащимися, имеющими серьезные трудности в обучении [1, с.52].

В работе П. Блека (Paul Black), и Д. Вильяма (Dylan Wiliam) «Черный ящик: что там внутри? Оценка знаний учащихся как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» авторы выделяют следующие компоненты формативного оценивания:

1. Обеспечение учителем эффективной обратной связи с учащимися.

2. Активное участие учащихся в процессе собственного учения.

3. Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.

4. Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу.

5. Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно [2, с. 5]

Также в этой статье автор хочет отметить те трудности и риски, которые могут возникнуть при внедрении формативного оценивания.

Формативное оценивание в педагогике было всегда. На уроке учитель и ученик всегда находятся в диалоге. Но в течение последних пяти

лет в отечественной практике формативному оцениванию уделяется большее внимание. Одна из причин - отчуждение между учителем и учеником, ориентированность на тестовые задания, получение «пустой» оценки, рейтинговость в классе, между классами и школами. Функция традиционной оценки для ученика свелась к тому, что ребенок выучил тему к уроку, ответил на уроке, получил оценку и забыл все, что выучил. В итоге оценка у ребенка есть, а знания и умения поверхностные и непрочные. Функция же формативного оценивания сводится не к оцениванию конкретных знаний, а к оцениванию самого процесса обучения конкретного ученика, с целью совершенствования этого процесса.

В методической литературе описывается много техник формативного оценивания, но знание этих техник - недостаточное условие для их успешного применения. Долгое время открытым для учителей был вопрос о том, как проводить формативное оценивание на уроке и совмещать его с традиционным оцениванием, ведь отметки в журнале никто не отменял. Эта проблема начала решаться с введением обновленного содержания образования и критериального оценивания в 1-ых классах школ Республики. А с 2017-2018 уч. года - во 2-ых, 5-ых и 7-ых. Новая внедряемая система критериального оценивания нормативно закрепляет два вида оценивания: формативное и суммативное. Формативное оценивание проводится в процессе обучения во время уроков, выражается в виде устной или письменной обратной связи (комментариях) учителя. Учащиеся не получают традиционных отметок в процессе изучения тем разделов по предмету. Суммативное оценивание проводится при завер- к шении изучения раздела и в конце четверти, где <

о т

ученик получает итоговые отметки. Все оцени- о вание проводится исходя из конкретных крите- ^ риев, дескрипторов, схем выставления баллов. § Об этих видах оценивания имеется подробная ^ информация в нормативных документах - ру- ^ ководстве по критериальному оцениванию для ^ учителей начальной школы, сборниках заданий К по формативному и суммативному оцениванию. м В основу механизма проведения формативного К оценивания заложен тот же принцип, который ^ был предложен M.Haritage в 2009 году [1, с.53]. о Он отражен на рисунке 1. н

Тема «Критериальное оценивание» подробно изучается на курсах повышения квалификации

ü

s

X

<c m о

ro

ä w О t* S

1-4

о о

X

X ш Es t* к

рц

о

ш Е-

по обновлению содержания образования РК. Здесь автор освещает моменты, которые выделяют сами учителя - те возможные трудности, с которыми возможно они столкнуться в будущем и пути их решения.

Основная трудность - менталитет учителя, его «главная» роль в оценивании. Ведь при формативном оценивании ученики учатся оценивать сами себя и друг друга. И поначалу ученики делают это необъективно. Задача учителя на данном этапе «приучить» детей к главным мыслям: а) никакая оценка не несет за собой наказания или плохих высказываний в адрес ученика; б) необъективная оценка вредит твоему однокласснику, т.к. не способствует его дальнейшему обучению.

Вторая проблема - страх, связанный с тем, что ни учителю, ни ученику, ни родителям непонятно, что дети будут получать привычную бальную отметку только по завершению изучения раздела/темы и в конце четверти. Но это не значит, что ученики и родители не будут знать о том, как идет процесс обучения, какие пробелы есть у ребенка при изучении темы и как их устранять. Как раз наоборот, постоянная обратная связь (формативная оценка) учителя призвана положительно влиять на процесс заинтересованности и мотивации со стороны родителей и учеников. Ведь ученик не получает стрессовую «2» или «3» - он получает только информацию о том, находится ли он на среднем, высоком или низком уровне и рекомендации, что ему еще необходимо сделать, чтобы достичь цели обучения. Но это информация никак не влияет на его итоговую оценку, то есть дает ученику возможность развиваться, не бояться делать ошибок, самому их находить и исправлять. Таким образом, ученик будет понимать и принимать большую ответственность за свое обучение.

Третья трудность, которую называют учителя, огромная нагрузка, которая ложится на плечи учителя. Формативное оценивание подразумевает индивидуальный подход к каждому ребенку, отметку его достижений, его роста относительно самого себя. Находится ли в классе 5 человек или 30, учитель должен отметить на уроке каждого в устной или письменной форме. Кроме того, необходимы дополнительные материальные ресурсы (цветные карточки, распечатки, маркеры и т.д) и временные затраты на их подготовку. Учителю необходимо комменти-

ровать и характеризовать работы всех учащихся. Громоздкая процедура формативного оценивания может привести к формальности и низкой результативности этого процесса, т.к. обратная связь учителя может быть слишком краткой, бессодержательной, однотипной.

Для устранения перечисленных проблем необходимы просветительская работа, организация курсов повышения квалификации, мастер-классов, выезд учителей в экспериментальные школы, где они могут получить опыт преподавания других учителей. Также вопросы о формативном оценивании нужно освещать в СМИ. Кроме обучения учителей, необходимо поднимать их статус на государственном уровне и увеличивать финансовую поддержку педагогов.

Внедрение критериального оценивания - -основной шаг для достижения значимых показателей эффективности среднего образования является уровень учебных достижений обучающихся, который демонстрирует, как образовательная деятельность в школе функционирует, развивается, влияет на обучающихся и их результативность [3, с. 4]. Поэтому от того, насколько качественно выстроена система оценивания учебных достижений обучающихся, зависит уровень потенциала в повышении качества образования. Внедрение системы оценивания на основе критериев является одной из самых важных мер, предложенной в отчете ОЭСР «Обзор национальной образовательной политики. Среднее образование в Казахстане» в 2014 году, направленных на улучшение качества образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Землянская, Е.Н. Формирующее оценивание (оценка для обучения) образовательных достижений обучающихся [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 3. С. 50—58. doi: 10.17759/jmfp.2015050306

2. Дудкин, О. И. Формативное оценивание в начальной школе. Практическое пособие для учителя [Текст]/Сост. О. И. Дудкина, А. А. Буркито-ва, Р. Х. Шакиров. - Б.: «Билим», 2012. - 89 с.

3. Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ: Учебно-методическое пособие. / Под ред. О.И.Можаевой, А.С.Шилибековой, Д.Б.Зи-еденовой. - Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016. - 55 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.