Научная статья на тему 'ПОЗИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ ПРОТОИЕРЕЙ'

ПОЗИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ ПРОТОИЕРЕЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
59
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рубежанский Сергий Иванович

В данной статье рассматриваются позитивные аспекты миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в медиапространстве и указывается необходимость на использование научно-технического прогресса и средств массовой информации при осуществлении миссионерского служения. Данный вид миссионерского делания оказывает существенное воздействие на положении религии в современном обществе, обусловленном необходимостью сохранения традиционных основ и моральных принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIVE ASPECTS OF MISSIONARY ACTIVITY IN THE MEDIA SPACE

This article examines the positive aspects of the missionary activity of the Russian Orthodox Church in the media space and indicates the need for the use of scientific and technological progress and mass media in the implementation of missionary service. This type of missionary work has a significant impact on the position of religion in modern society due to the need to preserve traditional foundations and moral principles.

Текст научной работы на тему «ПОЗИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ ПРОТОИЕРЕЙ»

Раздел I

Научные статьи и исследования

УДК 27-75

Протоиерей Сергий Иванович Рубежанский, кандидат философских наук, проректор по воспитательной работе Белгородской Православной Духовной семинарии,

Россия, г. Белгород rubej31@mail.ru

Позитивные аспекты миссионерской деятельности в медиапространстве

Аннотация: В данной статье рассматриваются позитивные аспекты миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в медиапространстве и указывается необходимость на использование научно-технического прогресса и средств массовой информации при осуществлении миссионерского служения. Данный вид миссионерского делания оказывает существенное воздействие на положении религии в современном обществе, обусловленном необходимостью сохранения традиционных основ и моральных принципов.

Ключевые слова: Миссионерское служение, медиапространство.

Archpriest Sergiy Ivanovich Rubezhanskiy, candidate of Philosophy, vice-Rector for Educational Work, Belgorod Orthodox Theological Seminary,

Russia, Belgorod rubej31@mail.ru

Positive aspects of missionary activity in the media space

Abstract: This article examines the positive aspects of the missionary activity of the Russian Orthodox Church in the media space and indicates the need for the use of scientific and technological progress and mass media in the implementation of missionary service. This type of missionary work has a significant impact on the position of religion in modern society due to the need to preserve traditional foundations and moral principles.

Keywords: Missionary service, media space

Каждый из видов средств массовой информации (печатных, телевидение, радио) обладает собственными ресурсами в каждом из этих видов как через официальные учреждения, так и благодаря частной инициативе. Современная ме-диасфера характеризуется быстро растущей цифровизацией и развитием новых средств массовой информации, новые медиа имеют свою специфику.

Электронные ресурсы открывают новые горизонты для решения Церковью своих социальных, духовных и миссионерских задач. Одним из самых эффективных инструментов в настоящее время, влияющий на массовое сознание, является интернет. Православная Церковь, осознавая его значимость для реализации собственных целей, активно использует данный инструмент при трансляции идей и распространения информации о своей деятельности.

Русская Православная Церковь использует виртуальное пространство как площадку для миссии, ради проповеди среди огромной интернет-аудитории. Цели и задачи Православной Церкви в интернет-пространстве отражены в Концепции миссионерской деятельности [1, а 25]. Одним из первых проектов на видеоплатформе YouTube [2] стал запуск официального канала Русской Православной Церкви.

Патриарх Кирилл благословил открытии канала следующими словами: «Мы делаем это только для того, чтобы приблизить к жизни современного, особенно молодого, человека слово Божие, божественную мудрость, божественный закон, который является законом жизни» [3, а 42]. Канал выполняет информационную и просветительскую деятельность. Основной контент составляют патриаршие богослужения, проповеди, выступления, встречи и визиты.

Во второй половине 1990-х гг. оформилось такое явление как Православный Интернет. Первый официальный православный сайт был создан 18 февраля 1997 г. при непосредственном участии митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. К середине 2000-х гг. насчитывалось уже более 199 епархиальных сайтов, около 1500 сайтов храмов и духовных академий, более 1000 сайтов православных средств массовой информации [4]. В эти же годы создано сообщество православных веб-разработчиков под руководством А. Дятлова. Во втором десятилетии XXI в., по оценке исследователей, число веб-сайтов с православным контентом возросло до 10 тысяч [5].

В настоящее время число православных интернет-ресурсов неуклонно растет. Официальные сайты и странички в соцсетях имеют все церковные структуры,

крупные журналы и газеты. Увеличилось число православных форумов, блогов, сайтов знакомств, страниц в социальных сетях, каналов на видеоплатформах. Православный интернет набирает все большую популярность в обществе. Он приобрел свою культуру и символику. Покровителем Православного интернета, по инициативе А. Кураева, принято считать св. Иоанна Богослова [6, с. 109]. Многие видные деятели Церкви указывают на значимость интернета для дела миссии.

Коротко рассмотрим крупные и важные православные интернет-ресурсы. Актуальные новости, события и публикации о деятельности Русской Православной Церкви опубликованы на сайте Московского Патриархата. А вот отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом [7] редко обновляет информационную ленту сайта о жизни Церкви и своей непосредственной деятельности. Эти сайты в основном выполняют информационную функцию, поэтому основной контент представлен новостной лентой. Также здесь можно найти официальные документы, регулирующие деятельность Церкви.

Крупнейший религиозный портал - Православная энциклопедия «Азбука веры», который заслуживает особого внимания. Портал действует с 2005 г. В данное время состоит из 35 сайтов. Существует на пожертвования. В 2008 г. портал получил молитвенную поддержку патриарха Кирилла. Также на Азбуке существует три библиотеки: Пять ступеней, Отечник, Библиотека художественной литературы для детей и взрослых. В библиотеках представлено огромное количество оцифрованной религиозной литературы на самые разные темы.

Важный раздел «Новоначальным», в котором представлены материалы по основам православной веры, теория и практика катехизации. В разделе «Семья и здоровье» есть сервис знакомств для христиан - Азбука верности. Здесь же представлены сайты, посвященные темам супружества, воспитания, здоровья. На портале есть страница с православными блогами.

На форуме Азбуки веры присутствует традиционная рубрика «Вопросов и ответов», есть раздел «Миссия и катехизация», в котором можно встретить такие вопросы и темы как: «Воцерковление», «Как просить у Бога веры?», «Почему молодых людей мало в Церкви?», «Опыт миссионерства», «Православные лекции», «Можно или нет зажигать свечу у лампады» и т.д. На форуме есть кинолекторий, можно обсудить книги и авторов.

Существуют и узкоспециализированные порталы по вопросам богословия. Среди таких ресурсов стоит отметить Богослов.ги [8] - научный богословский

портал, на котором можно найти материалы по библеистике, истории Церкви, культурологии, политологии, антропологии и т.д. В рамках нашей работы интерес представляет рубрика «Религия и мир», раздел «Миссия Церкви». В рамках раздела публикуются анонсы миссионерской литературы, события, связанные с миссией, например научные конференции, выставки и т.д.

Важность миссии Православной Церкви в Интернете особенно актуальна на фоне роста популярности сект и лжеучений. Активная информационная деятельность таких религиозных движений представляет проблему для истинного вероучения. На медийном поле, в международной сфере традиционные религии проигрывают новым религиозным течениям. Например, самым популярным ресурсом в мире в категории «Вера и убеждения» является официальный сайт Свидетелей Иеговы, его посещаемость составляет около 185 млн человек в месяц [9, а 48].

«Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского» [10] является самым крупным сайтом, раскрывающим вредоносную деятельность тоталитарных сект и культов. Для мирян есть раздел «Практические советы», где можно узнать о бесконтактной вербовке, что делать, если ваш близкий попал в секту, как защититься от сектантов, правовые аспекты противодействия сектантам и т.п.

Узкоспециализированные сайты не отличаются широким охватом аудитории, посещение в месяц составляет несколько десятков тысяч, что в сравнении с другими интернет-ресурсами, конечно, мало. Но эти порталы снабжены удобным интерфейсом, а их деятельность направлена на таких специалистов как катехизаторы, апологеты, миссионеры, а также людей, которые интересуются православным вероучением на серьезном уровне.

В таблице «Рейтинг сайтов с православной тематикой в категории «Вера и убеждения» по данным сервиса для анализа веб-сайтов SimilarWeb» [11, а 12] представлен анализ посещаемости и популярности крупнейших православных интернет-ресурсов.

Из предоставленных данных видно, что самым популярным порталом в России на 01 марта 2023г является сайт «Азбука веры» - более 15 млн. посещений в месяц. Следующий по популярности определён сайт «Православие.т» - более 6 млн. посещений в месяц. При этом они популярны и во всем мире, а это говорит об огромной аудитории интересующихся православием. Аудитория православного интернета характеризуется очень широким кругом лиц и самыми разными группами. Если посмотреть статистику портала «Азбука веры», то основной про- ПОЗИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

МЕДИА11РОСТРАНСТВЕ

цент аудитории составляют женщины (59,45% против 40,55%). Активный возраст - 25-35 лет. На старшее поколение (от 55 лет) приходится лишь около 17% аудитории. Схожая картина по аудитории наблюдается и для других самых популярных православных сайтов.

Анализ наиболее популярных православных порталов, сайтов и иных интернет-ресурсов позволяет выделить основные направления деятельности Церкви в электронной сети с позиции миссионерского контента.

Текущее информирование. Регулярное обновление ленты новостей на крупных порталах и официальных интернет-площадках. Отображение актуальной информации о происходящих мероприятиях в епархиях и приходах, анонсирование предстоящих событий, фиксация деятельности. По словам прот. Г. Иоффе, «миссионерская составляющая здесь довольно низкая» [12, с. 39]

Просветительство. На этом направлении задействованы интернет-ресурсы, включающие библиотеки с православными изданиями, полезными статьями и материалами о разных аспектах веры, проповеди, богословские труды и др. Сюда можно отнести в первую очередь такие образовательные порталы как «Азбука веры», «Богослов.ги», «Православие.ру».

Церковная публицистика. Непосредственно связана с миссионерской деятельностью Церкви, подчеркивая, что последняя готова к диалогу на любые темы. Данное направление наиболее соответствует миссии присутствия. Ее роль заключается в свидетельстве Благой Вести через отображение православного взгляда на социальные, культурные и политические события и вопросы.

Присутствие в социальных сетях. Эти современные ресурсы выполняют задачу привлечения новой аудитории через интерактивные формы общения. Социальные сети позволяют привлечь молодежь, которая, как правило, не интересуется традиционными средствами массовой информации. Миссия в соцсетях дает возможность проявить себя и мирянам, которые могут нести православную позицию через комментарии, участие в интернет-беседах, форумах и иных формах деятельности. Социальные страницы официальных организаций способны сплачивать коллектив прихожан, усиливая их вовлеченность в приходскую жизнь.

Блогерство - совершенно новый жанр в области новых медиа.

Русская Православная Церковь использует интернет-ресурсы для проповеди, продвижения собственной позиции по важным общественным вопросам, а также противостояния антиклерикальному дискурсу и распространению лжеучений.

В заключение необходимо отметить, что интернет является важнейшим ры-

чагом воздействия на массовое сознание и оказывает влияние при формировании определенных задач и ценностей. Современный этап миссионерства связан с информационными вызовами эры глобальной цифровизации и требует особого внимания к возрождению религиозных традиций и моральных ценностей. Безусловно, миссионерская деятельность в медиапространстве имеет позитивные и действенные аспекты в служении Русской Православной Церкви.

Библиография

1. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви от 27 марта 2007 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/220922.html (дата обращения 05.05.2023).

2. Официальный видеоканал Московского патриархата. Русская Православная Церковь URL: https://www.youtube.com/user/russianchurch (дата обращения 05.05.2023).

3. Патриарх Кирилл благословил открытие канала РПЦ на YouTube URL: https://lenta.ru/news/2010/10/11/bless/ (дата обращения 05.05.2023).

4. Баранов Н.А. Церковь и государство: формы взаимодействия. М.: Наука, 2012 - 100 с.

5. Русакевич А.М. Специфика миссионерской работы в социальных сетях // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. - Смоленск, 2022. - №2. - 150 с.

6. Диакон Андрей Кураев предлагает объявить небесным покровителем православного Интернета св. Иоанна Богослова // Седмица.т. - 1 декабря 2004 URL: https://www.sedmitza.ru/text/317153.html (дата обращения 05.05.2023).

7. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ URL: https://sinfo-mp.ru/ (дата обращения 06.05.2023).

8. Богослов.т URL: https://bogoslov.ru/ URL:https://azbyka.ru/ (дата обращения 06.05.2023).

9. Top Websites Ranking. Most Visited Вера и убеждения Websites URL: https:// www.similarweb.com/ru/top-websites/community-and-society/faith-and-beliefs/ (дата обращения 06.05.2023).

10 Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея URL: https://iriney.ru/main/o-czentre/ (дата обращения 06.05.2023).

11. Top Websites Ranking. Most Visited Вера и убеждения Websites URL: https://

www.similarweb.com/ru/top-websites/community-and-society/faith-and-beliefs/ (дата обращения 07.05.2023).

12. Иоффе Г., прот. Язык миссии в пространстве сетевой коммуникации (вызовы информационной эпохи и вопросы без ответов) // Труды Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью): Сборник научных трудов. - Белгород: СКпресс, 2017. - Вып. VI. - 212 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.