DOI: 10.24412/2226-0773-2022-11-3-329-350
EDN: LHGBVP
Особенности миссионерского богослужения в современной жизни Русской Православной Церкви
А.М. Смулов
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
127051, г. Москва, Лихов пер., д.6, стр.1
Orthodox St. Tikhon's Humanitarian University
Likhov side street, 6, build. 1, Moscow 12705 Russia
e-mail: jeger@bk.ru
Ключевые слова: миссиология, миссионерское богослужение, миссионерская литургия, Русская Православная Церковь, проповедь, комментарии.
Key words: missiology, missionary worship, missionary liturgy, Russian Orthodox Church, sermon, commentary.
Резюме: В статье, с учетом позиций Св Отцов и учителей Церкви, определений миссионерских и монашеских съездов, Всероссийского Поместного Собора 1917-18 гг. и других Соборов РПЦ, показывается каноничность, целесообразность и важность проведения миссионерских богослужений (Божественных литургий) для воцерковления православных верующих в период «второй христианизации» России. Особенно эффективны такие богослужения с миссионерской направленностью для оглашаемых и новокрещенных членов Церкви Христовой.
Abstract: The article, taking into account the positions of the Holy Fathers and teachers of the Church, the definitions of missionary and monastic congresses, the All-Russian Local Council of 1917-18 and other Councils of the Russian Orthodox Church, shows the canonicity, expediency and importance of conducting missionary services (Divine Liturgies) for the churchification of Orthodox believers during the "second Christianization" of Russia. Such services with a missionary orientation are especially effective for the catechumens and newly baptized members of the Church of Christ.
[Smulov A.M. Features of missionary worship in modern life Russian Orthodox Church]
Вспомним слова ап Павла: «… всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:13-17).
Любое богослужение, в широком смысле понятия «миссия», имеет миссионерское значение. Тем более это относится к богослужению намеренно миссионерскому.
В чем же должна проявляться специфика миссионерского богослужения? Проявления эти следующие:
- строгое следование чину и усердие совершения,
- красота внешнего выражения, что касается не только первого миссионерского метода - проповеди, но и четкости чтения, красоте пения, в частности - в величии храма и образах его росписи, и др.,
- содержание богослужения - молитвы о Спасении, о благах Отечества и устроении жизни верного народа, о единении со Христом в Таинстве Евхаристии (Миссиология, 2010).
Церковь должна совершать богослужения и обращаться к людям с проповедью вне зависимости от сложившихся условий, в частности - от состояния миссионерского поля. В этом смысле необходимо сочетание «внешнего» и «внутреннего», и сохранение этого сочетания во всей полноте.
Проповеди, как главному методу миссионерской деятельности, всегда уделялось пристальное внимание РПЦ. Уже в самом Священном Писании Нового Завета слова с корневой основой слов «проповедь» или «благовествование» отмечаются 212 раз.
Наибольшее внимание качеству проповедничества стало уделяться с середины XIX в., вопросы благовествования ставились на многих уровнях и отражались во многих церковных документах.
Так, например, 11 сентября 1866 г. Св Синод принял решение об изменении ст. 10 Устава Духовных консисторий в следующей редакции: «по епархиальным городам, в кафедральном соборе, учредить очередное проповедование священно-служителей городских и пригородных церквей в воскресные, праздничные и высокоторжественные дни, по росписанию … Составление проповедей назначается священно-служителям и прочих в епархиях церквей» (Руководственные для…, 1879, поз. 305: 382). 10 апреля 1872 г. Св Синод принял решение «Об образцовых миссионерских поучениях». Свт Иннокентий (Вениаминов, †1879), митр. Московский внес вопрос о четырех образцовых поучениях для произношения в храмах «для возбуждения в народе усердия к миссионерской деятельности … для распространения в народе сведений о миссионерском деле … путем церковной проповеди». Представленные проповеди признаны полезными и образцовыми для составления поучений, «которыя могли бы быть произносимы церковными проповедниками во всякое благоприятное к тому по местным обстоятельствам время и служили бы образцом для составления подобных поучений самими проповедниками» (Руководственные для…, 1879, поз. 306: 382-383).
К вопросам проповеди в дальнейшем возвращались практически все Всероссийские миссионерские съезды (1887-1917 гг.), Съезды монашествующих (1909-1917 гг.) и Всероссийский Поместный Собор 1917-18 гг.
Четвертый миссионерский съезд (1908 г.) вменил всем монашествующим при ведении миссионерских проповедей во всех случаях преследовать миссионерские цели (Смулов, 2021: 75).
Предложение епископа Серпуховского Никона, изложенное им к Иноческому съезду 1909 г. в Докладной записке о Правилах богослужения, об изменения редакции п. 2 Правил в редакции: «Выбор поучений зависит от настоятеля или, с его согласия, от уставщика» на новую редакцию: «Всего лучше читать те поучения, какие указываются в уставе, только не на славянском языке, а в русском переводе, причем могут быть допускаемы, по усмотрению настоятеля, и некоторые сокращения» (РГАДА, 1909 а, л. 160-171). При этом Владыка рекомендовал использовать тексты из сборника Уставных чтений в русском переводе. По замечанию протопресвитера Василия Виноградова (†1968) сборник Уставных чтений «несет на себе печать святоотеческой мудрости и отражает духовный опыт многих поколений» (Василий Виноградов, протопресв., 1914).
Этот же Съезд принял решение: «Обязать настоятелей и настоятельниц обязательно говорить утром и вечером поучения не только читая по книжке, но и изустно добавляя из своих духовных практических опытов жизни» (РГАДА, 1909 б, л. 177-177об).
Рассматривались подобные вопросы весьма часто и в дальнейшем. Так, Пятый Всероссийский миссионерский съезд (1917 г.) определил, что проповедь против неверия должна звучать во всех доступных местах, включая частные дома, фабрики и заводы, а миссионеры-проповедники должны сами идти к неверующим (Смулов, 2021: 100).
На монашеском съезде 1917 г. также рассматривался вопрос о проповедях монашествующих. Съезд утвердил расширенный список богослужений на которых должна произноситься проповедь, включая: «за всенощным бдением под воскресные и праздничные дни желательно произнесение проповеди пред шестопсалмием, где это возможно», и особо оговаривалось: «и обязательно чтение толковаго в русском переводе Евангелия после первой кафизмы и седальнов и чтение пролога - по шестой песни канона» (Постановления Всероссийского съезда…, 1917: 17). Решения Съезда полагали конец многолетним спорам об использовании во время богослужения в миссионерских целях русского языка (Смулов, 2021: 140).
Тем не менее, проблема качества проповедничества, поставленная уже в конце XIX в., не была по букве разрешена до момента созыва Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг., а по духу имеется и до настоящего времени.
Архиеп. Харьковский и Ахтырский Амвросий (Ключарев, †1901), известный миссионер и проповедник-импровизатор, еще в 1892 г. характеризовал проповедь как упадочную и бесплодную (Амвросий (Ключарев), архиеп., 2006: 28-29). Историк Русской Церкви, академик Императорской академии наук Голубинский Е.Е. (†1912) придерживался подобного мнения и даже указывал на то, что живая проповедь вообще прекратила звучать за богослужением и вне его (Голубинский, 1991: 41). Сокрушались о трагическом положении проповеди архиеп. Антоний (Храповицкий, †1936), профессор Московской духовной академии Виноградов В.П. (†1968), российский богослов и историк Аксаков Н.П. (†1909), Казанский С.П. (год † не установлен, псевдоним «Б.Г.») и др. В начале XX в. ратовали в своих отзывах за надлежащее возрождение церковной проповеди архиеп. Волынский Евлогий (Георгиевский, †1946), епископ Нижегородский и Арзамасский Назарий (Кириллов, †1928), епископ Астраханский и Енотаевский Георгий (Орлов, †1912) и ряд других архиереев (Крошкина, 2017).
На Поместном Соборе миссионер Куляшев А.Г. (†не ранее 1922) в своем выступлении указал на катастрофическое состояние духовности верующего (при этом «воцерковленного») народа, который не знает ни догматов, ни церковной истории, ни даже самых важных молитв. Докладчик связал это состояние духовного падения именно как следствие упадка проповеднической деятельности (Священный Собор…, 1918б: 155). Такого же мнения придерживался член Собора прот. Эмилиан (Емилиан) Бекаревич (†1951) (Священный Собор…, 1918б: 144). Обратим внимание, что на такое же бедствие в Орловской губ. в г. Болхове (другое название - Волхов) указывал уже в 1844 г. миссионер - первоапостол Алтая, архим. прп Макарий (Глухарев, †1847), где даже городской глава не знал «Символ веры» (Ефимов, 2007: 166).
В результате дискуссии участники сошлись в едином мнении, что:
- проповедь является одной из главнейших обязанностей пастыря;
- с учетом требований времени, весьма желательно привлекать к делу проповеди, помимо священства, не только младших членов клира (диаконов и псаломщиков), но (по разрешению настоятеля храма и благословению правящего архиерея) благочестивых мирян (способных к проповедничеству). Посвящать таковых мирян в стихарь и именовать благовестниками;
- 64 правило Трулльского собора в имеющихся исторических условиях не является препятствием для проповеди мирян, так как по слову Владыки Антония (Храповицкого) носит в сложившейся ситуации «огласительный или миссионерский характер», а потому «позволительна для всех, посвящающих себя на всецелое служение Богу, хотя бы и до их рукоположения» (Антоний (Храповицкий), митр., 1994: 179-180).
- важнейшим качеством проповеди должно являть ее произнесение в качестве «живого слова», хотя, в этой части, могут допускаться обоснованные исключения (Смулов, 2021: 160-161).
Более того, Поместный Собор своим Определением установил необходимость проповедовать «не токмо во время Божественной Литургии, но аще возможно и прочих служб и треб» (Священный Собор…, 1918а: 9).
В связи со сложившимися впоследствии историческими обстоятельствами решения Собора не были реализованы в полном объеме, и, после прекращения давления богоборческих властей, вопрос о развитии миссии и проповеди в России вновь встал с полной очевидностью. Вот что писал ныне здравствующий епископ Феодосий (Бильченко, б. архиепископ Полоцкий и Глубокский, с 2019 г. - на покое): «На исходе XX века в нашей стране вновь с особой остротой встала проблема православной миссии. После десятилетий вынужденной изоляции Русская Православная Церковь вынуждена осуществлять свою деятельность в особых условиях. Первой особенностью нашего времени является всесторонняя секуляризация и бездуховность современного общества, разрушение религиозных устоев общественной жизни - трагические последствия многолетнего господства атеизма. Второй особенностью является засилье в нашей стране псевдохристианских сект, язычества и оккультизма, извращающих правильные представления о Едином и Истинном Боге и о человеке как творении Божием, призванном исполнять волю Его» (Феодосий (Бильченко), еп., 1999).
Прибавим сюда позицию архипастыря по возможности чтения миссионерской проповеди во всех видах служения: «Проповедь миссионерской направленности можно произносить за утренним богослужением, за Литургией, при совершении треб, а также в форме внебогослужебных бесед (Феодосий (Бильченко), еп., 1999). Так, в составе утреннего богослужения Владыка Феодосий рекомендует вносить в проповедь чтение библейских текстов с краткими к ним пояснениями, разъяснения догматического учения Церкви могут следовать за запричастным стихом или заамвонной молитвой, а вот обличение и разбор сектантских заблуждений он полагает необходимым производить в ходе внебогослужебных бесед, уделяя этим проблемам большее время (Феодосий (Бильченко), еп., 1999).
Русская Православная Церковь вынужденно констатирует, что множество людей, считающих себя православными и даже воцерковленными не понимает буквы и, тем более, духа богослужений: «Люди могут годами ежевоскресно посещать богослужения, при этом, абсолютно не зная и не понимая смысла совершаемых литургических молитв» (Дмитрий Карпенко, прот., 2008). В значительной степени, названная проблема связана с практически утраченным, в годы советской власти, институтом церковного оглашения, когда взрослые люди, а тем более младенцы, вынуждены были принимать Таинство Крещения, как конечный пункт воцерковления, а вовсе не как его начало для полноценного освоения основ православия и постепенного вхождения в понимание Таинств Церкви и ее богослужений.
В издании «Миссиология» указано, что: «Богослужение Церкви, по своему существу, всегда носит миссионерский характер, закрепленный в свято хранимых Церковью чинопоследованиях. Литургические молитвы за оглашенных свидетельствуют о том, что Церковь простирает свою любовь и на тех, кто живет пока еще вне полноты общения с Богом и Церковью. А богослужебная проповедь, носящая экзегетический характер, представляет собой особую форму осуществления вероучительного попечения Церкви о своих пасомых» (Миссиология, 2010).
Сразу оговоримся, что, с одной стороны «миссионерское богослужение» есть одна из наиболее эффективных форм ведения миссии, с другой стороны, такое богослужение не меняет установленных чинов, но, на усмотрение служащего иерея, дополняется числом и местами произнесения дополнительных проповедей или тематических комментариев.
Еще в 1994 г. в Определении Архиерейского Собора «О Православной миссии в современном мире» (Определение Архиерейского Собора…, 2009) указывалось на крайне важное значения возрождения именно миссионерского богослужения в Русской Православной Церкви. Целью при этом устанавливалась максимальная степень понимания верующими и оглашаемыми как богослужебных текстов и хода священнодействий, так, в особенности (для верных) смысла, содержания и хода Св Таинств Церкви. Задачей миссионерского богослужения ставится максимально возможное приближение православной литургической культуры к пониманию современного российского народа (общества), а максимальной задачей определяется создание и возрождение евхаристических общин РПЦ (Концепция…, 2007; Миссиология, 2010).
С целью большего воцерковления людей, принявших Св Крещение, миссионерским богослужениям, с благословения правящего архиерея, усваиваются следующие катехизаторские возможности (Миссиология, 2010):
- Распространение, перед началом богослужения, миссионерских брошюр и листков, имеющих тематическую направленность дневного круга богослужения и содержащих пояснение читаемых молитв и смысла богослужения дня в целом. Особое внимание в этом случае должно уделяться разъяснению совершаемых Св Таинств и обрядов.
- При совершении литургии, возможно совершение проповеди сразу после чтения Евангелия дня. Проповедь должна носить четкое и ясное для присутствующих толкование евангельского текста.
При этом в (Миссиология, 2010) даются рекомендации по дополнительным: чтению Евангелия на национальном языке большинства присутствующих или, в частности, на русском языке с необходимыми богословско-тематическими комментариями.
- В местах, где храмы еще не возведены, возможно использовать для богослужений приспособленные помещения или проводить их под открытым небом с воздвижением поклонного креста в качестве призыва к активной молитве (Миссиология, 2010).
Опираясь на апостольское и святоотеческое наследие (ап Павел (см. Деян. 20:7-11); мч Иустин Философ (по Киприан (Керн), архим., 2006); свт Иннокентий (Попов-Вениаминов), митрополит Московский (Иннокентий Московский, свт., 1886); свт Феофан, затворник Вышенский и др.), применительно к Божественной литургии, выбор предпочтительных мест для разъяснения богослужения (проповедей) может быть предложен, например, следующий - см. таблицу 1.
Таблица. 1.
Краткая схема Божественной литургии свт Иоанна Златоуста с возможными местами вставок миссионерских проповедей и комментариев
Краткая схема Божественной литургии свт.
Иоанна Златоустого
Пози-ция I. Тематический богословский комментарий Перед началом богослужения.
Раздача брошюр и листовок с краткой схемой миссионерской Божественной литургии и тематическими комментариями.
1. Начало «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго Духа…». Начальный возглас литургии.
2. Мирная ектения «Миром Господу помолимся…».
«В мирном устроении духа помолимся…» - молитва о всех людях, о стране, о Церкви.
3. Антифоны «Благослови, душе моя, Господа…».
Особые песнопения, во время которых священник молится за страну, за Церковь и за всех, присутствующих на богослужении.
4. Малый вход Во время пения третьего антифона.
Третий антифон обыкновенно - заповеди блаженства («Блаженны нищие духом…» и далее). Священник с Евангелием выходит на солею и после возгласа «Премудрость прости» входит в алтарь. Малый вход символизирует выход Христа на проповедь.
Пози-ция II. Тематический богословский комментарий «Объясняется смысл происходящего и акцентируется молитвенное внимание на особо важных моментах литургии» (Миссиология, 2010).
5. Возглас «Яко Свят еси…», Трисвятое «Яко Свят еси…», «Господи, спаси благочестивыя…».
Прославление Бога и молитва о спасении молящихся.
6. Чтение Апостола,
Чтение Евангелия Читаются отрывки из Нового Завета, положенные на данный день и соответствующие празднуемому событию.
Пози-ция III. Тематический богословский комментарий «Объясняется смысл происходящего и акцентируется молитвенное внимание на особо важных моментах литургии» (Миссиология, 2010).
7. Сугубая ектения Молитвы о Церкви и всех ее членах.
8. Заупокойная ектения Молитвы о упокоении.
9. Ектения об оглашенных Молитвы о тех, кто готовится принять Крещение.
Литургия верных
10. Молитвы о верных Молитвы о тех, кто принял Крещение.
11. Великий вход, Херувимская песнь «Иже херувимы…». Священник с Дарами выходит на солею и возглашает молитву о патриархе, о Церкви, о трудящихся в храме и о всех христианах. Заходит в алтарь. Великий вход символизирует шествия Христа на страдания.
Пози-ция IV. Тематический богословский комментарий «Объясняется смысл происходящего и акцентируется молитвенное внимание на особо важных моментах литургии» (Миссиология, 2010).
12. Просительная ектения «Исполним молитву нашу Господеви…».
13. Символ веры В качестве миссионерского элемента, желательно «Общее исповедание веры» всеми присутствующими на богослужении.
14. Евхаристическая молитва Воспоминание промысла Божия о мире, истории спасения человечества, благодарение Бога, воспоминание Тайной Вечери.
15. Освящение Святых Даров Во время пения «Тебе поем…».
Преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.
16. Прославление Божией Матери «Изрядно о Пресвятей, Пречистей…», «Достойно есть…».
Молитва о всех святых, о живых и усопших.
17. Просительная ектения «Вся святыя помянувше…».
18. «Отче наш…» В качестве миссионерского элемента, желательно пение (произнесение) молитвы всеми присутствующими на богослужении.
19. Возношение Святых Даров «Святая святым».
Святыми в древности назывались все христиане - по святости их жизни.
20. Причащение священнослужителей В алтаре.
Пози-ция V. Тематический богословский комментарий Краткая проповедь или комментарий по Запричастном стихе.
21. Причащение мирян «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите».
И отпущение грехов : «Причащается раб Божий (раба Божия) во оставление грехов и жизнь вечную».
22. Последнее явление Святых Даров «Всегда, ныне и присно, и во веки веков…».
Перенесение Святых Даров на жертвенник.
23. Благодарственная ектения по причащении «Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых, Бессмертных, Небесных, Страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа».
Пози-ция VI. Тематическая проповедь «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Традиционное место провозглашения проповеди священником.
24. Окончание литургии и отпуст Отпуст - последний возглас литургии, на котором поминаются Спаситель, Пресвятая Богородица, святые, празднуемые в этот день, а также святитель Иоанн Златоуст, составивший чин литургии, которую служили.
Источник: схема в свободном доступе в сети интернет с добавлениями автора (выделено курсивом)
Позиция I: Раздача брошюр и миссионерских листков до начала богослужения может касаться не только литургии, но любого вида богослужения. Наиболее эффективными в этом случае являются «параллельные переводы» (текст на церковно-славянском языке против текста на русском языке, или текста на национальном языке) чинов богослужения, сопровождаемые необходимыми комментариями.
Такого рода вспомогательно-миссионерские материалы, подготовленные заранее для литургии, всенощного бдения, вечерни и утрени, снабженные краткими схемами чина богослужения, могут находиться в церковных лавках при храмах в свободном доступе. В этом случае, верному или оглашаемому становится возможным не только следить за ходом богослужения, но и дополнительно изучить его по окончании службы в домашних условиях. Более того, при наличии интереса, полученные материалы могли бы стать первым знакомством с Православием и Церковью для родственников данного человека.
В дополнение к сказанному прот. Д. Карпенко указывает, со ссылкой на свт Иннокентия (Вениаминова), что именно до начала литургического богослужения возникает момент, когда все присутствующие настроили свое внимание на начальный возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа!» И концентрированное внимание присутствующих позволяет обратится к ним со вступительной проповедью или пояснительным словом, например, о символике и значении литургии оглашенных. «Проповедь перед богослужением не нарушает установленного чина и является прямым исполнением Наставления святителя Иннокентия» (Дмитрий Карпенко, прот., 2008).
Позиция II: В этом месте священник может дать разъяснение по Заповедям блаженства и символичности действа Малого входа, как начала проповеди Господа Иисуса Христа в его земном служении.
Позиция III: Как уже указывалось, возможно в дополнение к церковно-славянскому языку, чтение Евангелия и комментарии к нему на языке преобладающего в храме местного народа. Более того, в определенных, благословленных правящим архиереем, случаях, возможно чтение и Апостола, и Евангелия, как и подача комментариев к ним, исключительно на национальном языке, как это наблюдалось еще в XIV в. в служении свт Стефана Пермского (Ефимов, 2007: 76). Такой же подход использовал свт Иннокентий (Вениаминов) и многие другие прославленные миссионеры, что безусловно придавало богослужению явный миссионерский характер. Возможно и дополнительное объяснение содержания стихов Нового Завета, положенные на данный день и соответствующие текущему Празднику.
Проповедь после чтения Евангелия вполне соотносится со святоотеческим преданием, когда «предстоятель посредством слова делает наставление…», это слова св мч Иустина Философа (†165) (цит. по Дмитрий Карпенко, прот., 2008). Эта целевая проповедь для оглашаемых может иметь разную миссионерскую направленность, как то пояснение к литургии верных (на которой сегодня оглашаемые могут присутствовать по «молчаливому согласию» сложившейся постсоветской церковной традиции), либо толкование на Евангелие дня.
Позиция IV: В этом месте возможны как комментарии разъясняющие символику Великого входа, как крестного пути Иисуса Христа на Голгофу, так и пояснения содержания молитвенных прошений, либо значения «Херувимской песни».
Пункты 13 и 18 (рис. 1) полагают совместное пение участниками богослужения «Символа веры» и молитвы «Отче Наш…», которые, по усмотрению служащего иерея, также могут сопровождаться краткими пояснениями, объясняющим важное значение соборной (общей) молитвы.
Позиция V: Предполагает возможность тематического богословского комментария, в виде краткой проповеди или комментария по Запричастном стихе. Вместе с тем, именно в этом месте во многих храмах «по-обычаю» произносится полная проповедь, что позволяет с одной стороны дать точное и наиболее благоприятное по времени для усвоения прихожанином толкование на чин литургии, толкование произнесенных или предстоящих молитв и песнопений, при этом в полном соответствии с традициями РПЦ (Дмитрий Карпенко, прот., 2008). Вспомним здесь и подход ап Павла к литургическим толкованиям: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел … беседовал с ними и продолжал слово до полуночи» (Деян. 20:7). Как видим, апостол язычников не стеснялся длительностью своих пояснений во время литургических собраний, по существу евхаристических бесед.
Позиция VI: Тематическая проповедь на этой позиции (либо реже - после отпуста) также традиционно провозглашается служащим иереем или проповедником. Проповеди в этом пункте весьма желательно придавать миссионерскую направленность.
Как уже указывалось выше, «Концепция миссионерской деятельности РПЦ» указывает одной из главных целей миссии «приближение литургической культуры к пониманию современников» (Концепция…, 2007), при этом необходимо творческое сочетание накопленного миссионерского опыта, христианской свободы и твердой церковной дисциплины (Доклад Святейшего Патриарха…, 2004).
Понятно, что предлагаемые позиции-места для проповедей, толкований и комментариев могут быть только ориентиром для служащего иерея, и он может выносить на благословение правящего архиерея разное их число: от трех и даже до двенадцати (Антоний Данилов, диак., 2014).
Активным сторонником миссионерских богослужений, кроме представителей Белгородской духовной семинарии с миссионерской направленностью, является о. Антоний Данилов, который освещал данный, необоснованно ставшим дискуссионным, вопрос в своей магистерской диссертации, защищенной в СПбДА в 2015 г., а также в ряде публикаций в сети интернет.
Вот основные тезисы о. Антония в защиту и развитие миссионерского богослужения (Антоний Данилов, диак., 2014):
- оно в полной мере соответствует как святоотеческому наследию и Определению Всероссийского Поместного Собора 1917-18 гг. «О проповедничестве», но и, развивающим эти подходы, современным Церковным документам: Определению Архиерейского Собора 1994 года «О православной миссии в современном мире» и IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров РПЦ (2010 г.);
- настоящее время выявляет высокий интерес общества к Православию и его богослужениям, что требует ясного разъяснения того, что происходит в храмах за литургическими и другими службами;
- поскольку миссионерские богослужения совершаются, в первую очередь, для людей мало посвященных в суть происходящего, которых, как правило, большинство, то такое богослужение нимало послужит их воцерковлению;
- в Концепции (Концепция…, 2007) не сказано о повсеместности, постоянстве и обязательности миссионерских богослужений. Речь идет о реализации потребности, благословленной правящим архиереем;
- проповедь (поучения, комментарии) за всенощным бдением (с миссионерской направленностью), возможна, например, за кафизмами. Такого рода возможность и даже обязанность можно увидеть в уставе Афанасия Великого, Студийском, Алексиевском и ряде других уставов. Подходя творчески, но и умеренно-консервативно можно назначить во всенощном богослужении целый ряд мест для необходимых пояснений, внеся их в схему богослужения и представив к благословлению епархиальным Преосвященным;
- практика комментариев священнослужителя широко распространена при совершении Таинства Св Крещения и не вызывает каких-либо нареканий (Антоний Данилов, диак., 2014).
К настоящему времени сложилась определенная положительная практика проведения миссионерских богослужений (Данилов, б/г; Брошюра…, 2012). Всего такие богослужения происходили более чем в 40 епархиях (по состоянию на 2015 г.), ныне - митрополиях. В частности, 27 февраля 2010 г., при методическом руководстве Синодального миссионерского отдела, в храме свт Николая Чудотворца в Отрадном была совершена Божественная литургия «с комментариями» с участием студентов миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (В Никольском храме…, 2010). 14 июля 2012 г. миссионерская литургия в Исаакиевском Соборе г. Санкт-Петербурга была возглавлена Председателем отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии, ректором Санкт-Петербургской духовной академии епископом Гатчинским Амвросием (Ермаков, ныне - митр. Тверской и Кашинский, глава Тверской митрополии). Регулярно совершались миссионерские богослужения в Губкинской и Грайворонской епархии, где их проводил прот. Д. Карпенко. А в 2020-21 гг. был отслужен целый ряд миссионерских литургических богослужений в храме вмч. Варвары г. Крефельда (Берлино-Германская епархия РПЦ) (Миссионерские Литургии…, 2020-2021).
Обратим внимание на важный момент. При организации миссионерского богослужения, кроме прочих задач, приходится решать и задачи богослужебного языка. В частности это следующие задачи:
1. Выбор основного и дополнительного (с целью подачи комментариев) языков богослужения (см. Деян. 2:1-9). Избрание сочетания языков (возможно и более двух) дающих максимальный миссионерский эффект применительно к данной христианской общине.
2. Оптимальный выбор природного и богослужебного языков. Особенностью тут является тот момент, что природным (родным) языком может оказаться не тот на котором люди разговаривают, но на котором думают. Так, внешне, человек, с разной степенью умения, может говорить по-русски, а вот лучшее восприятие (понимание) может обеспечить его родной язык, например, татарский или узбекский.
Внутри этой задачи рождаются новые проблемы:
- точное (не вносящее искажений) знание священнослужителем природного языка паствы, различных значений смысла слова в зависимости от произношения или ударения,
К.и.н. Алексеев И.Е., со ссылкой на автора Никольского Н.В., писавшего в 1910 г., цитирует: «Если псаломщик будет читать, вместо Тýрå, турá, смысл искажается до кощунства: вместо благоговейно выслушиваемого «Бог» будет неуместное слово «гребёнка», рассеивающее внимание богомольца. Вместо святых чувств и мыслей, такое чтение в лучшем случае вызовет в душе чувашина сожаление о псаломщике, в худшем - сожаление о том, что попусту проводит в церкви время» (Алексеев, 2009; Смулов, 2021: 84).
- правильное применение и возможное переосмысление имеющегося богословского лексикона, применительно к православному современному значению слов Св Писания, которые со временем сохраняя свое звучание могут приобретать у слушающего совершенно иное понимание;
- учет богословско-символического (сакрального, переносного, образного) и обыденного (бытового, светского, оценочного) или аллегорического значений слов христианского лексикона в восприятии слушателей (прихожан);
- учет возможного «автоматического» понимания, внимающими проповеди, слова, сказанного на церковно-славянском языке, как «привычного» слова в его бытовом (светском) значении, что может приводить к значительному искажению верного восприятия богослужебного текста или текста молитвы.
Эти проблемы поднимал еще ап Павел в 14-ой главе своего Первого Послания к Коринфянам (см. 1Кор. 14:2-19 и 23-28). Осознавались эти проблемы и важность их надлежащего решения и в начале XX в., в ходе подготовки к проведению Всероссийского Поместного Собора 1917-18 г.
3. Введение в миссионерскую практику некоторого числа переводов на русский (или национальный) язык текстов для «изъяснения» богослужения. Например, это могут быть отдельные части богослужебного чина, псалмы, Апостол, Евангелие, наиболее сложные для понимания праздничные каноны (Миссиология, 2010). Однако, к такой именно практике следует относиться весьма взвешенно, осторожно и продуманно. При получении благословения правящего архиерея на данную практику, целесообразно особо обратить внимание Владыки на использование такого подхода.
Вместе с тем, «миссионерское богослужение», сегодня в некоторых церковных кругах вызывает резкое неприятие, и даже появление обвинения в «профанации богослужения». Наиболее известными сторонниками таких взглядов являлись прот. Александр Шаргунов (Каверин, 2016), прот. Константин Буфеев (Константин Буфеев, прот., 2016), Николай Каверин (Каверин, 2016) и др.
Будет ли богослужение носить миссионерский характер в узком смысле понятия «миссия» зависит от позиции конкретного служащего иерея. При этом вид богослужения (литургия, всенощное бдение, вечеря и т.д.) и места размещения миссионерских элементов внутри богослужения могут быть различны по частоте миссионерского служения и его наполнению такими составляющими. Если «миссионерское богослужение» основывается на верности церковному Преданию и святоотеческому миссионерскому наследию Церкви, возможно считать его вполне допустимым и полезным, особенно для людей невоцерковленных, а укорененность в Предании Церкви является главным основанием ее спасительности для новоначальных (Дмитрий Карпенко, прот., 2008).
Выводы:
1. Ведение, с благословления епархиального архиерея, «миссионерских богослужений» соответствует позиции Св Отцов и Учителей Церкви, Съездов миссионеров и монашествующих, Определениям Всероссийского Поместного Собора 1917-18 гг. и последующих Соборов РПЦ, не является каким либо новшеством и отступлением от церковных традиций.
2. Миссионерские богослужения, в умеренности и многообразии форм их проведения, не мешают, но значительно помогают воцерковлению верующих, причем в большей степени именно людям только входящим в Церковь.
3. Такого рода службы могут варьироваться по их видам, числу комментариев и их содержанию, частоте проведения и используемым языкам в зависимости от потребности конкретного прихода и благословения правящего архиерея.
4. В период «второй христианизации» России миссионерские богослужения и внебогослужебные беседы, в различных их видах, могут и должны получить весьма широкое распространение.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеев И.Е. 2009. Надежный «Сотрудник». Журнал «Сотрудник Братства святителя Гурия» (1909-1911 гг.). Часть 2. 29.12.2009. [Электронный ресурс]. Сайт «Русская народная линия». - URL: https://ruskline.ru/analitika/2009/12/30/nadyozhnyj_sotrudnik/?commsort=back [25.03.2022].
Амвросий (Ключарев), архиеп. 2006. Искусство проповеди. М.: Изд-во Сретенского монастыря. 176 c.
Антоний (Храповицкий), митр. 1994. Пастырское богословие. М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 325 c.
Антоний Данилов, диак. 2014. Миссионерское богослужение [Электронный ресурс]. Сайт «Образование и Православие», рубрика: «Интернет-журнал, Встречи». - URL: http://www.orthedu.ru/journal/9386-missionerskoe-bogosluzhenie.html [25.03.2022].
Брошюра «О Божественной литургии». 2012. 4 ноября 2012 г. [Электронный ресурс]. Сайт «Казанского храма с. Молоково, Ленинского района, Московской обл. www.molokovo.org [25.03.2022].
В Никольском храме в Отрадном совершена Божественная литургия с комментариями. 2010. 3 марта 2010 г. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1104914.html [25.03.2022].
Василий Виноградов, протопресв. 1914. Уставные чтения: (Проповедь кн.): Ист.-гомилет. исслед. В.П. Виноградов, и. д. доц. Имп. Моск. духовной акад. Сергиев Посад: тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1914-1915. Вып. 1: Уставная регламентация чтений в греческой церкви. 1914. [4], X, 324, IV, [1] с.
Воробьев В., прот. 2013. Видеозапись «Лекция ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета проф. Владимира Воробьева». 21.10.2013 г. [Электронный ресурс]. Канал «Youtube». - URL: https://www.youtube.com/watch?v=daQrZs7bSAU&t=77s [25.03.2022].
Голубинский Е.Е. 1991. О реформе в Русской церкви. - Православная община. 5: 33-44.
Данилов А. б/г. Фрагмент текста: «Глава III. Особ-ти эл-в гомилетич. расширения мис-го богослуж-я. III.1. Особ-ти богословс. коммен-ев. [Электронный ресурс]. Сайт «Livejournal». URL: https://chtets-antony.livejournal.com/18396.html [25.03.2022].
Дмитрий Карпенко, прот. 2008. Вопрос о миссионерском богослужении в контексте Предания Церкви. 11 июня 2008 г. [Электронный ресурс]. Сайт «Правмир». - URL: https://www.pravmir.ru/vopros-o-missionerskom-bogosluzhenii-v-kontekste-predaniya-cerkvi/ [25.03.2022].
Доклад Святейшего Патриарха Алексия II на Епархиальном собрании г. Москвы. 2004. 15 декабря 2004 г. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Московской епархии РПЦ. - URL: http://moseparh.ru/doklad-svyatejshego-patriarxa-aleksiya-ii-na-eparxialnom-sobranii-g-moskvy-15-dekabrya-2004-g.html [25.03.2022].
Ефимов А.Б. 2007. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. - М.; Изд. ПСТГУ, 2007. 683 c.
Иннокентий Московский, свт. 1886. Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру. [Электронный ресурс]. В книге первой - Творения Иннокентия митрополита Московского, Собраны Иваном Борсуковым. М.: В Синодальной типографии. Сайт «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Moskovskij/nastavlenija-svjashhenniku-naznachaemomu-dlja-obrashhenija-inovernykh/ [25.03.2022].
Каверин Н. 2016. О миссионерской литургии. 22.10.2016 г. [Электронный ресурс]. Сайт «Livejournal». - URL: https://napravdestoy.livejournal.com/4377347.html [25.03.2022].
Киприан (Керн), архим. 2006. Евхаристия: (из чтений в Православном Богословском ин-те в Париже) / проф. архим. Киприан (Керн); [подгот. текста: А.А. Бородина и др.]. М.: Храм свв. Космы и Дамиана на Маросейке, 2006. 335 с.
Константин Буфеев, прот. 2016. Воздыхание о «миссионерской литургии». 30.10.2016 г. [Электронный ресурс]. Сайт «Русская народная линия». - URL: https://ruskline.ru/analitika/2016/10/31/vozdyhanie_o_missionerskoj_liturgii/ [25.03.2022].
Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. 2007 [Электронный ресурс]. Сайт «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/katehizacija/kontseptsija-missionerskoj-dejatelnosti-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi.shtml [25.03.2022].
Крошкина Л.В. 2017. Определение Поместного собора 1917-1918 годов «о церковном проповедничестве»: исторический контекст и Актуальные задачи. Вестник Свято-Филаретовского института. 23: 91-100.
Миссиология. 2010. Учебное пособие. Издание 2-е, исправленное и дополненное. М.: Миссионерский отдел Русской Православной Церкви. 400 c.
Миссионерские Литургии при храме вмч. Варвары г. Крефельда. 2020-2021. [Электронный ресурс]. Сайт «Православный просветительский центр при храме РПЦ в честь Покрова Пресвятой Богородицы» г. Дюссельдорф, Германия. 2020-2021 гг. - URL: https://pravcenter.de/index.php/8-2017-06-26-09-00-31/127-missionerskie-liturgii-pri-khrame-vmch-varvary-g-krefelda [25.03.2022].
Определение Архиерейского Собора «О Православной миссии в современном мире». 2009. 16 января 2009 г. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Московского Патриархата. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/527258.html [25.03.2022].
Постановления Всероссийскаго съезда представителей от монастырей, бывшего в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с 16 по 23 июля 1917 года. 1917. Москва: Напечатано в типографии Холмскаго Православного Св.-Богородицкаго Братства. Москва. За Семеновской заставой. Д. Варнавинскаго О-ва Трезвости. 1917.
Российский государственный архив древних актов (РГАДА. 1909 а). Ф. 1204 «Свято-Троицкая Сергиева Лавра», Опись 1, часть 15 (1626-1925), 1909 г. Ед. хранения 17518а. «Микрофильм. Часть II. Материалы съезда ученого монашества». Протокол заседания миссионерской комиссии перваго Съезда представителей иночества 7 июля 1909 г.
РГАДА. 1909 б. Ф. 1204 «Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Опись 1, часть 15 (1626-1925), 1909 г. Ед. хранения 17518а. «Микрофильм. Часть I. Материалы съезда ученого монашества». В Монашеский Съезд От Начальника Серафимовскаго Скита, Белогорскаго Монастыря, Пермской епархии Иеромонаха Серафима Доклад.
Руководственные для православнаго духовенства Указы Святейшаго Правительствующаго Синода. 1728-1878 г. 1879. М.: Типография М.Н. Лаврова и Ко, Леонтьевский переулок, дом № 14, 1879. [1], III, 504 с.
Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание Определений и Постановлений. 1918а. Москва.
Священный Собор Православной Российской церкви: Деяния. Книга III: Деяния XXXI-XL. 1918б. М.: Издание Соборнаго Совета.
Смулов А.М. 2021. Миссионерские и монашеские съезды 1887-1917 гг., Поместный Собор 1917-1918 гг. и их значение для миссии РПЦ. М.: Издательство «Перо». 351 с.
Таинство причащения (Евхаристия), б/г [Электронный ресурс]. Сайт «Pravlife.ru». - URL: https://pravlife.ru/tainstvo-evkharistii/ (дата обращения 25.03.2022).
Феодосий (Бильченко), еп. 1999. Гомилетика. Теория церковной проповеди. Уч. пособие. Сергиев Посад, Московская Духовная академия, 1999 [Электронный ресурс]. Сайт «Азбука веры». - URL: https://azbyka.ru/propovedi/gomiletika-teorija-cerkovnoj-propovedi-episkop-feodosij-bilchenko.shtml [25.03.2022].
Поступила / Received: 10.06.2022
Принята / Accepted: 05.07.2022