Humanity space International almanac VOL. 8, No 5, 2019: 702-715
Программа развития миссии в решениях Всероссийского Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг.
А.М. Смулов
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1 Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities Likhov side street, 6, building 1, Moscow 127051 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: Всероссийский Поместный Собор РПЦ 1917-18 гг., Деяния, Определения Собора, православная миссия, внутренняя миссия, внешняя миссия, миссия в узком смысле понятия, миссия в широком смысле понятия, православные монастыри, ученое монашество, проповедь, миссия женщин. Key words: All-Russian local Council of 1917-18 the Russian Orthodox Church, the Acts, the definition of the Cathedral, the Orthodox mission, inner mission, outer mission, mission in the narrow sense of the concept, mission in the broadest sense of the concept, Orthodox monasteries, academic monasticism, preaching, mission women.
Резюме: В работе показывается теоретическое и практическое значения Деяний и Определений Всероссийского Поместного Собора РПЦ 1917-18 гг. для организации православной миссии. Вводятся понятия «миссия в узком смысле» и «миссия в широком смысле», приводятся примеры решений Собора, применительно к введенным авторским понятиям. Из источников приводятся конкретные фрагменты, показывающие особенности развития миссии, актуальные до настоящего времени.
Abstract: The paper shows the theoretical and practical significance of the Acts and Definitions of the all-Russian local Council of the ROC of 1917-18 for the organization of the Orthodox mission. The concepts of "mission in the narrow sense" and "mission in the broad sense" are introduced, examples of decisions of the Council, in relation to the introduced author's concepts are given. From the sources are specific fragments showing the features of the mission, relevant to the present time. [Smulov A.M. The program of development of the mission in the decisions of the all-Russian local Council of the ROC 1917-1918]
Понятие «миссия» - «свидетельство,
священноапостольство, посылка, поручение»: может быть рассмотрена в узком и широком смыслах.
В узком смысле, это деяния, которые определяются непосредственно, как строго миссионерские.
В широком смысле, это вся жизнь Православной Церкви, ее монастырей и приходов, миссионерских учреждений.
Начиная от богослужения и Св Таинств, особо - Евхаристии, духовно-нравственного примера, воспитания-воцерковления и просвещения, социального служения, благотворительности, заканчивая церковным образованием и многим другим.
Соборный разум Церкви, водимый Духом Святым, издавна исследовал опыт миссионерской деятельности и развивал его в деяниях православной миссии, как внутренней, так и внешней.
Принципиально важными моментами истории миссии следует признать 1-У миссионерские съезды, прошедшие в период 1887-1917 гг. Пятый миссионерский съезд закончил свою работу 5 августа 1917 г. - в преддверии открывшегося 15 августа Всероссийского Поместного Собора.
Решения Поместного Собора 1917-18 гг., в отношении миссионерской деятельности РПЦ, безусловно имеют эпохальное значение, являются контрапунктом преобразования миссионерской деятельности Церкви и до сего времени играют непреходящую направляющую роль во всей миссионерской жизни.
Для рассмотрения вопросов миссионерской деятельности на Соборе был открыт Отдел о внутренней и внешней миссии. Вокруг создания отдела развернулась дискуссия, связанная как с названием отдела, так и со сферами его компетенций.
Так, например, предлагалось изменить название на «зеркальное» - о внешней и внутренней миссии, или учредить еще один отдел «Иностранная [православная] миссия». В частности, архимандрит Гурий (Степанов; инспектор Казанской Духовной Академии, избран от монашествующих), предложил выделить внешнюю миссию в особый Отдел (Священный Собор..., 1918а: 135). Такую же позицию занял епископ Андрей (Ухтомский; еп. Уфимский и Мензелинский, присутствующий в Св Синоде, член Предсоборного Совета) (Священный Собор., 1918а.: 139). Были и другие предложения по разъединению и соединению Отдела.
Протоиерей С.И. Шлеёв (благочинный единоверческих церквей Петроградской епархии, член Предсоборного Совета, избран от единоверцев по ст. 90 Положения о созыве Собора) возразил против того, чтобы вопросы единоверия,
старообрядчества и миссия относились к компетенции одного отдела: «Пора вывести единоверие и старообрядчество из-под опеки, какую хочет иметь над ними миссия. Внутренняя миссия имеет дело не с одними старообрядцами, а и с сектантами. И помещать единоверие в один Отдел с баптистами и другими сектантами не приходится. И я не советовал бы эти Отделы объединять. Единоверие вовсе не порождение миссии, это явление самостоятельное. Мы просим не ставить нас в один отдел с миссией. Это не значит, что мы не хотим уважать деятелей миссии. Но нам до сих пор тяжело чувствовать опекающую руку миссии. Нам хочется сказать то, что мы желаем, а не то, что скажут миссионеры» (Священный Собор..., 1918а: 136).
Склонились к выделению единоверия из миссии епископ Уфимский Андрей: «Если старообрядцы и единоверцы ныне сдвинулись с места и ищут истины, то совсем без миссионеров. И если теперь старообрядцы на основании нашей программы подумают, что меня к ним послали миссионеры, они и разговаривать со мной не станут» и прот. А.А Санковский (настоятель Смоленского кафедрального собора, член Высшего Церковного совета, избран от Смоленской епархии): «Нет цели соединять миссию в один отдел с единоверием и старообрядчеством. Конечно, все они находятся между собой в некоторой связи и в соединении, но все-таки один Отдел был бы несколько низким для единоверия» (Священный Собор., 1918а.: 139).
Епископ Серафим (Александров; еп. Челябинский, викарий Оренбургской епархии, Управляющий Екатеринбургскою епархией) не поддержал такого подхода: «Я хотел бы сказать против выделения единоверия и старообрядчества от миссии внутренней. Как можно говорить о миссии, не решив вопрос о единоверии? Никто не болеет душой о единоверии так, как миссионеры, положившие свою жизнь на это дело. Православная миссия не существовала бы без единоверия, но и единоверия не было бы без миссии. Моя покорнейшая просьба не выделять миссию от единоверия и старообрядчества» (Священный Собор., 1918а.: 138-139).
Архиепископ Антоний (Храповицкий; с 28.11.17 г. -
митрополит Харьковский и Ахтырский, член Св Синода, товарищ Председателя Св Собора, член Соборного Совета) поставил вопрос о включении в состав членов Собора делегатов, избранных на У Миссионерском съезде: «... есть одно учреждение, которое имеет исключительное отношение к Собору: это Миссионерский Съезд, который и был созван для подготовки вопросов специально для Собора. Он избрал 12 Членов, которые были лишены возможности быть избранными на Собор на местах и которые могут быть признаны в том же отношении к Собору, как выборные представителей Съездов единоверцев и монашествующих. Последние были приняты на Собор по доверию к избравшим их Съездам, как их представители. Избранники же Миссионерскаго Съезда в свое время не успели быть рекомендованными» (Священный Собор., 1918а: 169-170). Поместный Собор, в целом, рассмотрел вопрос о пополнении Собора новыми членами и принял Постановление: «Признать пополнение состава Собора новыми Членами нежелательным» (Священный Собор., 1918а: 171). Следует заметить, что все решения и предложения съезда миссионеров были переданы в Отдел о внутренней и внешней миссии, и рассмотрены Поместным Собором, принявшим необходимые решения и Определения.
В итоге был утвержден «IX. Отдел о внутренней и внешней миссии», в который записалось 62 члена Собора, 13-ть из которых состояли на миссионерских должностях разных уровней. Председателем Отдела был избран Платон (Рождественский), митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский.
Если рассматривать миссию в узком смысле понятия, то, касающимися ее, решениями Собора следует считать:
- Определение Священнаго Собора Православной Российской Церкви «О внутренней и внешней миссии» от 6(19) апреля 1918 г.,
- Определение Священнаго Собора Православной Российской Церкви «О монастырях и монашествующих» от 31 августа (13 сентября) 1918 г.,
- Определение Священнаго Собора Православной Российской Церкви «О привлечении женщин к деятельному
участию на разных поприщах церковнаго служения» от 7(20) сентября 1918 г.
В этих определениях речь идет конкретно об организации миссионерской работы и миссионерах. К этому следует прибавить тексты протоколов Деяний Собора по рассмотрению докладов Отдела о внутренней и внешней миссии и ряда других Отделов Собора, затрагивающих миссионерские вопросы.
В частности, в Протоколе №111 от 22 марта (4 апреля) 1918 г. приводятся изложение доклада члена Собора Кальнева М.А. (епархиальный миссионер Херсонской епархии) по ключевым вопросам внутренней миссии с последующими прениями. Дальнейшее рассмотрение вопроса о миссии отражено в Протоколе №116 от 27 марта (9 апреля) 1918 г., где, в частности, исследуются вопросы монашеской миссии и о Высшем Миссионерском Совете (которому даются диаметрально противоположные оценки). Еще несколько раз Собор возвращался к рассмотрению миссионерских вопросов.
При рассмотрении миссии в широком смысле понятия следует прибавить к тому:
- Определение Священнаго Собора Православной Российской Церкви «О православном приходе» от 7(20) апреля 1918 г.,
- Определение Священнаго Собора Православной Российской Церкви «О церковном проповедничестве» от 01 декабря 1917 г.,
- Послание «Священный Собор Православной Русской Церкви возлюбленным о Господе благовестникам слова Божия среди инородческих племен» (Священный Православной Российской Церкви, Деяния, протокол №145 от 3(16) августа 1918 г.),
- Определение Священнаго Собора Православной Российской Церкви «О возстановлении празднования дня памяти всех святых Российских» от 13(26) августа 1918 г., и еще целый ряд Определений и документов.
Рассмотрим Определение Поместного Собора «О внутренней и внешней миссии» (Священный Собор..., 1918в: 45-51). Как видим, Соборный документ весьма лаконичен и изложен на семи страницах.
Актуальным на сегодня является ст. 2 Определения в следующей части: «... необходимо и своевременно укрепить, и усилить внутреннюю миссию и придать ей соответствующее ея значению и задачам в условиях настоящего времени устройство» (Священный Собор., 1918в: 45).
Миссию (ст. 3) было предложено устроить по следующим видам: приходском, уездном (ныне - уровень благочиния, административного района), епархиальном, монашеском, областном (ныне - уровень митрополий) и всероссийском (ныне - Синодальном).
Епархии (Епархиальному Собранию) было предоставлено право самостоятельно определять число уездных миссионеров (ст. 9), что могло определяться потребностями или возможностями. Миссионерские Советы (уездного и епархиального уровней) находились под высшим руководством и наблюдением епархиального архиерея (ст. 10).
Было определено, что «Епархиальная миссия, вследствие сложности своих задач и трудности их осуществления, требующих от руководителей ея особых знаний и опыта, должна иметь в своем составе нарочито подготовленных миссионеров» (ст. 11) (Священный Собор., 1918в: 46), по направлениям: противораскольническому, противсектантскому или
противокатолическому. Ст. 12 определила, что епархиальными миссионерами должны быть преимущественно лица, в священном сане или светские, с высшим богословским образованием и имеющие достаточный миссионерский опыт.
Важно отметить, следующее положение: «В защиту святого православия к миссионерскому делу привлекаются монастыри как мужские, так и женские» (ст. 15) (Священный Собор., 1918в: 47), которые, в таком случае, руководствуются специальными постановлениями и уставами.
Из ст. 17 следует, что областная или окружно-митрополичья миссия объединяется в Областных миссионерских съездах, созываемых правящим митрополитом по мере надобности. Постановления таких съездов представляются высшей церковной власти для целей утверждения, распоряжения или для сведения.
Всероссийская миссия объединяется Всероссийскими
миссионерскими съездами. Такие съезды объявляются Миссионерским советом при Св Синоде по мере необходимости, но не реже чем один раз в три года (ст. 18). Постановления съездов всероссийского уровня утверждаются высшей церковной властью (ст. 19).
Принципиально важным следует считать принятие Собором целого ряда статей (ст. 20-33) по денежному содержанию миссионеров, их пенсионному и страховому обеспечению. Подчеркнем, что оплата труда миссионеров носила прогрессивный характер, стимулировала получение среднего и высшего духовного образования, предполагая в этом случае значимое увеличение содержания каждые пять лет в течении двадцати лет (ст. 21 и 23). Миссионерский стаж предполагал зачет «год за год» при переходе миссионера на службу по духовно-учебному ведомству, сохранение права на надбавки (по стажу и образовательному цензу), благосклонное начисление пенсии по сроку выслуги или по приобретенным неизлечимым недугам (ст. 21, 27-33). Ст. 25 предоставляла право Епархиальным собраниям увеличивать денежное содержание миссионеров за счет средств епархии. Дополнительно оплачивались расходы на разъезды и канцелярские расходы (ст. 20 и 24) (Священный Собор., 1918в: 47-49).
Если внутренняя миссия управлялась непосредственно Миссионерским советом при Св Синоде, то внешняя миссия получала опосредованное управление - Советом Православного всероссийского миссионерского общества. Это Общество должно было действовать по особому уставу, утвержденному высшей церковной властью (ст. 34) и находиться под непосредственным покровительством Св Патриарха Московского и всея России (ст. 35) (Священный Собор., 1918в: 49).
Организация деятельности Миссионерского совета при Св Синоде была определена в ст. 41-46, которые носили формальный характер и отсылали в руководстве внутренней миссией к уставу, который должен был быть утвержден высшей церковной властью (ст. 46) (Священный Собор., 1918в.: 50-51).
Определение «О монастырях и монашествующих», кроме
других важных установлений, ввело четыре раздела, непосредственно связывающих монастырскую жизнь с миссионерско-просветительными трудами.
Раздел VIII получил именно такое наименование «Миссионерско-просветительная деятельность монастырей» (Священный Собор., 1918: 37-38). Ст. 53 определила направления такого служения для воцерковления мирского населения, выражающиеся: «в истовом уставном совершении церковного Богослужения, в духовничестве и старчестве, в проповедничестве, в совершении молебных пений и крестных ходов, в устройстве внебогослужебных бесед для народа, в раздаче печатных изданий религиозно-нравственного характера, в устройстве школ».
Для реализации поставленных целей в больших обителях и в каждой епархии должны быть образованы кружки или братства проповедников. Члены кружков в праздничные дни, с благословения епархиального архиерея, должны нести благую весть богомольцам во всех монастырях (ст. 54).
Обеспеченные монастыри должны развивать издательскую деятельность по выпуску и распространению в народе религиозно-просветительных листков, брошюр, книг, календарей и журналов (ст. 55). Ст. 59 указывала на высокую целесообразность заведения собственных монастырских типографий, в которых могли бы нести послушание насельники и насельницы обителей, «чтобы слово Божие и назидательные книги могли иметь широкое распространение в народе и утолять его духовный голод».
Особо необходимо было обратить внимание на миссию среди населения «подвергающегося влиянию сектантства, раскола и иноверия» (ст. 56). Монастыри, расположенные в иноверческих краях, могут иметь миссионерский характер и открывать миссионерские училища, заниматься исключительно благовестием (ст. 57). В монастырях, применительно к местным возможностям, рекомендовано учреждать церковно-монастырские школы. Благословлено в этих школах давать ремесленное или сельскохозяйственное образование, особо приветствовалось развивать обучение церковно-христианской живописи и иконописанию (ст. 58).
При женских монастырях для приходящих девочек (из местного населения) было предложено открывать классы рукоделия или школы.
Говоря о миссии в широком понимании, следует обратить внимание еще на три раздела.
«IX. Благотворительная деятельность монастырей» (Священный Собор. 1918г. с. 39). Как известно, благотворительная деятельность повсеместно сопровождает миссионерскую, а зачастую становится частью последней. Собор отметил, что «каждый монастырь обязан обеспечить своим престарелым и больным инокам приют и уход», для чего содержать богадельни и лазареты. Для нужд местного населения и богомольцев, прибывающих в монастырь, возможно устроение: приемных покоев и аптек, приютов для сирот, убежищ для инвалидов, странноприимных домов (ст. 60). Особо было отмечено то, что: «Монастыри приходят на помощь населению во время народных бедствий - голода, войны и повальных болезней, помогают семьям заключенных в тюрьмах, кормят нищую братию и одевают нагих» (ст. 61). Все отмеченные деяния, в значительной степени, определяют «миссионерское поле» монастыря и возможности успешной миссии по просвещению нуждающихся Светом Христовым.
Раздел «XIV. Об ученом монашестве» (Священный Собор., 1918: 42) содержит ст. 86, которая впрямую указывает на потребность для миссии особых монастырей, возглавляемых представителями ученого монашества. Статья гласит: «Среди монастырей могут быть выделены монастыри с особым учено-миссионерско-просветительным назначением. Настоятелями таких монастырей должны быть назначаемы иноки, соответствующие особым задачам монастыря, а в число братии должны быть принимаемы по преимуществу ученые монахи».
Касается миссионерской работы Церкви и раздел «XV. Иноческое Всероссийское Церковно-Просветительное Братство» (Священный Собор. 1918г. с. 43), где ст. 93 определяет, в частности: «. Братство осуществляет: а). религиозно-просветительную деятельность через учреждение и содержание нарочитых духовно учебных заведений (. школ специально-пастырскаго и миссионерскаго характера), .
переводы святоотеческих творений ., б). благовестничество и в). благотворительную деятельность в тех же просветительных целях».
Из указанного выше следует, что монастыри и монашествующие должны были стать первенствующими в деле развития миссии, образцом для приходов.
Определение «О привлечении женщин.» четко указало на то, что женщины имеют право; «занимать должности во всех епархиальных просветительных, благотворительных, миссионерских . учреждениях» (за некоторыми исключениями участия в представительских, судебных и административных церковных органах) (Священный Собор., 1918г: 47).
Таким образом, Церковь разрешила женщинам не только быть миссионерами внештатными, но и занимать определенные церковные должности, существенно расширив их возможности на миссионерском поприще. При этом миссионерская деятельность женщин предполагалась исключительно вне стен храма и во внебогослужебное время.
Остановимся еще на трех Соборных документах, связанных с осуществлением миссионерских деяний.
Определение Священнаго Собора Православной Российской Церкви «О православном приходе» от 7(20) апреля 1918 г. и утвержденный этим Определением «Приходский устав». Глава IX Устава носит название «Просвещение населения» (Священный Собор. ,1918г.:29-32). Эта глава начинается ст. 91, принятой в следующей редакции: «Одною из важнейших задач прихода является просвещение и воспитание православного населения в духе православной веры и Церкви Христовой», практически совпадающей по смыслу с понятием «внутренней миссии». Ст. 93, с целью воспитания учащихся, устанавливала для церковно-приходских училищ (ЦПУ) обязательное преподавание Закона Божия, богослужебного языка и церковного пения, которые, с целью образования, дополнялись другими общеобразовательными предметами, преподаваемыми на уровне не ниже программ начальных школ Министерства Народного Просвещения. В ЦПУ (ст. 102) могло быть введено обучение ремеслам (полеводству, садоводству, пчеловодству, огородничеству и т.п.), что полностью
соответствовало задачам подготовки миссионеров. В соответствии со ст. 103 Устава в приходах могли открываться и профессиональные школы по различным направлениям подготовки. Содержание ст. 104-106, о создании в приходах различных форм и средств «по христианскому просвещению и воспитанию православного населения» (как-то: благовестнических братств, просветительных домов, библиотек, читален, «летучих библиотек», катехизаторских курсов и т.п.), практически полностью соответствует методам функционирования православной миссии.
Определение «О церковном проповедничестве» (Священный Собор., 1918д: 9-12) играет важную роль для развертывания миссионерской деятельности. Общеизвестно, что проповедь является одной из главнейших обязанностей пастыря и определяется как первый и главный метод миссии (Миссиология., 2010: 128).
«Церковная проповедь . должна раздаваться возможно чаще как за общественным и частным Богослужением, так и во внебогослужебное время, обязательно же за каждой Божественной Литургиею, совершаемой в воскресные и праздничные дни . или по особым обстоятельствам в жизни Церкви, общества и государства» (ст. 1) (Священный Собор., 1918д: 9).
С церковной кафедры (за Богослужением) и в области внебогослужебной проповеди могут проповедовать не только священники, диаконы и псаломщики, но, по благословению епископа и с разрешения священника, способные к проповедничеству благочестивые миряне (ст. 2). «Не принадлежащие к клиру проповедники, заявившие себя особенною ревностью в церковном учительстве, посвящаются в стихарь и именуются благовестниками» (Священный Собор., 1918д: 10), то есть читай - миссионерами.
Важнейшим качеством проповеди должно являть ее произнесение в качестве «живого слова», хотя, в этой части, могут допускаться обоснованные (мотивированные) исключения.
В примечании к ст. 8 указано, что для воспитанников семинарских благовестнических кружков желательно участие в
проповеднических поездках за пределы епархиального города под руководством преподавателя. Такое проповедничество есть именно миссионерская деятельность.
Поместный Собор определил преподать благословение всем ревностно подвизавшимся и подвизающимся в деле церковного учительства и призвал к усилению проповеднических трудов (ст. 10) (Священный Собор., 1918д: 12).
Определение «О возстановлении празднования дня памяти всех святых российских» (Священный Собор., 1918г: 27) сыграло большую роль, как для дела миссии, так и для сплочения всех православных верующих людей. В трудные последующие десятилетия, верующие имели четкий ориентир по следованию за Христом Богом, многочисленные примеры принятия Креста Христова и готовности к мученичеству и исповедничеству.
***
В заключение позволим себе привести образное сравнение (рассказ) Соборного докладчика миссионера Кальнева М.А. о роли православной миссии в процветании российского общества и причине религиозного упадка последнего.
«В одном обществе художников возникла мысль изобразить на картине религиозный упадок современного общества, но изобразить так, чтобы на картине можно было видеть и причину этого упадка. Решено было всем представить свои труды в назначенное время, что и было исполнено. Заданная интересная тема различно была истолкована в их трудах: одни из них нарисовали на своей картине разгул пьяной толпы со всеми ее безобразиями, другие[-ой] не менее талантливо нарисовали толпу громил-хулиганов, грабителей и проч., третий представил на картине запущенный храм, весь в дырах с отваливающейся штукатуркой, с выбитыми оконными стеклами, с покосившимися на куполах крестами, с полуразрушенной оградой. Были и другие подобные картины, но ни одна из них никого из художников, кроме разве авторов, не удовлетворяла, всеми сознавалось, что на картинах были изображены последствия, а не причины упадка веры в обществе.
Художники должны были сознаться, что труды их на заданную тему оказались неудачными. Наступила, как всегда в таких случаях, неловкая тишина.
Вдруг один молодой художник, задумчиво сидевший в стороне, обращается к своим товарищам с такими словами: «Господа, я обещаю через 3-4 месяца разрешить поставленную нами задачу. Через три месяца картина была готова. Собравшиеся сразу поражены были необычайно талантливо исполненными изображениями храма: легкость стиля, благородство форм и очертаний, изящество орнамента, огнем сверкающие на солнце позлащенные купола, масса света, великолепное сочетание красок - все говорило за то, что только глубокое художественное настроение и большой талант могли создать такую прекрасную картину. Глядя на нее каждый думал одно и то же: «Вот, если бы в действительности осуществить эту идею! Что за чудный памятник художественного и архитектурного искусства был бы это. Как были бы счастливы прихожане, имеющие такой храм Божий!» Но что это? На дверях храма большой замок, сами двери заколочены досками. Художник хотел изобразить упадок веры -и это ему удалось. Люди не любят свой великолепный храм, не ходят в него, там не слышны их молитвы, не воскуряется дым кадильный, там всегда царит мертвая тишина. Но где же на картине изображена причина такого равнодушия? Ее не видно. «А присмотритесь к кружке возле дверей», - ответил автор картины.
Все тотчас обратили внимание на изображенную церковную кружку. Видно, что рука жертвователя давно не опускала в нее доброхотной лепты. Сквозь окутавшую кружку паутину можно было прочесть слова: «На миссию». Задумались художники, ибо эта надпись объяснила им все» (Священный Собор., 1918б: 86-87). Выводы:
1. Определения Всероссийского Поместного Собора 1917-18 гг. до настоящего времени носят непреходящий целеуказывающий характер для всей миссионерской деятельности РПЦ, как в узком, так и в широком смыслах понятия «миссия».
2. Из документов Собора следует, что монастыри и
монашествующие должны были стать первенствующими в деле развития миссии, образцом для приходов.
3. В связи с последующими после революций 1917 г. богоборческими событиями, многие решения Собора остались неисполненным. Целесообразно вернуться к подробному анализу Деяний Собора и материалов его Отдела о внутренней и внешней миссии, а равно и других, затрагивающих дело Церковной миссии.
4. По результатам проведенного анализа, необходимо рассмотреть возможность реализации решений Поместного Собора о внутренней и внешней миссии, применительно к современным условиям «миссионерского поля» РПЦ.
5. Без наличия подготовленных миссионеров, без изыскания надлежащего объема материально-финансовых ресурсов дело миссии начинает терять эффективность, а общество приходит в духовно-нравственный (религиозный) упадок.
ЛИТЕРАТУРА
Священный Собор Православной Российской Церкви. 1918а. Деяния. Книга I, выпуск I: Предисловие, документы и материалы к созыву и деятельности Предсоборнаго Совета и Собора. М.: Издание Соборнаго Совета. [Репринтное издание. М.: Издательство Новоспасского монастыря, 1994].
Священный Собор Православной Российской Церкви. 1918б. Деяния. Том 9. Деяния 118-136. М.: Издание Соборнаго Совета. [Репринтное издание. М.: Государственный архив РФ, Новоспасский монастырь, 2000]. Священный Собор Православной Российской Церкви. 1918в. Собрание Определений и Постановлений. Выпуск третий. Приложение к «Деяниям» второе. М.: Издание Соборнаго Совета. Священный Собор Православной Российской Церкви. 1918г. Собрание Определений и Постановлений. Выпуск четвертый. Приложение к «Деяниям» второе. М.: Издание Соборнаго Совета. Священный Собор Православной Российской Церкви. 1918д. Собрание Определений и Постановлений. Выпуск второй. Приложение к «Деяниям» второе. М.: Издание Соборнаго Совета. Миссиология: учебное пособие. 2010. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Миссионерский отдел Русской Православной Церкви.
Получена /Received: 21.03.2019 Принята / Accepted: 15.05.2019