Научная статья на тему 'Миссионерское служение митрополита Антония (Храповицкого) в России до 1917 года'

Миссионерское служение митрополита Антония (Храповицкого) в России до 1917 года Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
168
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
митрополит Антоний (Храповицкий) / миссия Русской Православной Церкви / полемические статьи / миссионерские проекты / Поместный Собор 1917-1918 гг. / metropolitan Anthony (Hrapovitsky) / mission of Russian Orthodox Church / polemic articles / missionary projects / Сhurch council of 1917-1918.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Николай Рыжков

Статья посвящена основным вехам миссионерской деятельности в России до 1917 г. выдающегося русского иерарха, митрополита Антония (Храповицкого). Владыка Антоний на каждом этапе своего священнического и архиерейского служения старался уделять внимание вопросам миссии. В различных своих статьях он показывает преимущество православного вероучения над различными политическими доктринами, господствовавшими в его время. Но не только полемическими статьями ограничивается его миссионерское служение. В зависимости от места и условий своего служения владыка Антоний реализовывает различные миссионерские проекты. На Поместном Соборе 1917-1918 гг. под его руководством было подготовлено компромиссное решение об учреждении полусамостоятельных единоверческих кафедр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MISSIONARY SERVICE OF THE METROPOLITAN ANTHONY (KHRAPOVITSKY) IN RUSSIA TILL 1917

Article is devoted to the main milestones of missionary activities in Russia till 1917 of the famous Russian bishop – the metropolitan Anthony (Khrapovitsky). At each stage of his priestly and hierarchal service vladyka Anthony tried to pay attention to questions of mission. In his various articles he showed advantage of orthodox dogma over various political doctrines dominating that time. There were not only polemic articles that limited missionary service of metropolitan Anthony. Vladyka Anthony implemented various missionary projects depending on a place and conditions of his service. On the Сhurch council of 1917-1918 under his guidance there was prepared a compromise solution to establish semiindependent common faith department.

Текст научной работы на тему «Миссионерское служение митрополита Антония (Храповицкого) в России до 1917 года»

УДК 281.93:252(Р4)

DOI: 10.24411/2309-5164-2019-17824

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Священник Николай Рыжков, магистрант Николо-Угешкой духовной семинарии (г. Дзержинский Московской области) e-mail: 7185233@mail.ru

МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО) В РОССИИ ДО 1917 ГОДА

Статья посвящена основным вехам миссионерской деятельности в России до 1917 г. выдающегося русского иерарха, митрополита Антония (Храповицкого). Владыка Антоний на каждом этапе своего священнического и архиерейского служения старался уделять внимание вопросам миссии. В различных своих статьях он показывает преимущество православного вероучения над различными политическими доктринами, господствовавшими в его время. Но не только полемическими статьями ограничивается его миссионерское служение. В зависимости от места и условий своего служения владыка Антоний реализовывает различные миссионерские проекты. На Поместном Соборе 1917-1918 гг. под его руководством было подготовлено компромиссное решение об учреждении полусамостоятельных единоверческих кафедр.

Ключевые слова: митрополит Антоний (Храповицкий), миссия Русской Православной Церкви, полемические статьи, миссионерские проекты, Поместный Собор 1917-1918 гг.

Среди выдающихся церковных иерархов Русской Православной Церкви конца XIX - первой половины XX вв. исключительное место занимает митрополит Антоний (Храповицкий) (1863-1936). Жизнь и деятельность этого талантливого архипастыря неразрывно связана с ключевыми событиями церковной и государственной истории нашей страны, с трагической судьбой русского народа.

Действительно, тот исторический период можно охарактеризовать как эпоху перемен: происходили значительные изменения в различных сферах жизни народа. При этом оживилась приходская жизнь, стали появляться новообразованные епархии, в которых стараниями духовенства и мирян постепенно стали складываться разнообразные формы

Священник Николай Рыжков

миссионерского служения, благотворительности, просветительского церковного служения. Свое миссионерское служение Русская Православная Церковь активно осуществляла среди многочисленных народов, непросвещенных светом Христова учения. Благодаря трудам выдающихся русских миссионеров, это служение углублялась и расширялось1.

Будущий митрополит Антоний с детских лет был знаком с выдающимися русскими миссионерами - современниками. В дом его семьи был вхож святой равноапостольный Николай, просветитель Японии, один из ближайших его сотрудников игумен Владимир (Соколовский) (впоследствии архиепископ (t 1931)) и другие японские миссионеры. После общения с ними у юноши возникло желание стать миссионером и выучить японский язык. Но затем он пришел к выводу, что вообще все русское общество нуждается в духовном просвещении не меньше, чем языческий японский народ, поэтому он оставил эту мысль2. Интересно, что в будущем это желание осуществит друг митрополита Антония - архимандрит Сергий (Страгородский).

В 1885 г., по окончании Санкт-Петербургской Духовной Академии, приняв монашеский постриг, о. Антоний получил назначение на должность преподавателя в Холмскую духовную семинарию. Новое место назначения не вызывало особого энтузиазма у молодого преподавателя. Однако сама педагогическая деятельность, а также осознание необходимости миссионерского служения среди униатов способствовали преодолению неприязни к своему послушанию. Возможно, что миссионерский опыт, приобретенный о. Антонием на Холмщине, поможет ему в будущем на Волыни, где он уже будет осуществлять свое архипастырское служение3.

О. Антоний всегда подчеркивал общественную миссию Церкви и применительно к новой проблеме развил особую систему пастырского душепопече-ния, которая была максимально приближена к интересам жизни и к интеллектуальному уровню общества4.

Все свои силы будущий архипастырь направлял на защиту и укрепление в народе Православия. При этом он всегда, в зависимости от оппонента и местных условий, старался выбирать конкретные способы утверждения веры и благочестия5.

В то время в обществе стремительно набирали силу разрушительные тенденции: сектантство, различные формы атеизма, нашедшие свое выражение в социалистических доктринах. О. Антоний, видя в этом реальную угрозу для жизни Церкви, старался показать преимущество православного вероучения над этими доктринами.

1 Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/ocherki-po-istorii-missionerstva-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi/2_1 - (дата обращения 2018-12-10).

2 Яковлев А.И. Церковный воитель // Митрополит Антоний (Храповицкий): Избранные труды. Письма. Материалы. - М.: Издательство ПСТГУ. - 2007. - С.УН.

3 Яковлев А.И. Церковный воитель... - С.Х11.

4 Антоний (Храповицкий) // Древо. Открытая Православная Энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: https://drevo-info.ru/articles/11778.html - (дата обращения 2018-02-07).

5 Там же.

В одной из своих ранних статей «Общественное благо с точки зрения христианской и с современной - позитивной» (1892) архимандрит Антоний в полемике с современным атеистическим учением указывает на основной принцип христианства: выводить внешнее из внутреннего. Главная цель такой деятельности - приведение ближних на путь совершенства, а средство состоит в том, чтобы человек полюбил общество, в котором он живет так, как мать любит свое дитя. Это действие называется духовным рождением. Одна из основных задач, стоящих перед миссионерами, катехизаторами, богословами -вложение той или иной религиозной идеи в жизнь христианского общества1.

О. Антоний считает, что ежедневный опыт служит отличным подтверждением учения о личном подвиге как источнике общего блага. В качестве такого подтверждения он приводит само миссионерство как таковое: народы обращались к вере не путем каких-либо внешних учреждений, а примером жизни миссионера, - апостола или мученика.

Здесь, по мнению автора статьи, кроется и коренное отличие в нравственном миросозерцании России и Запада: западный человек, претендующий на нравственное руководство обществом, больше заботится о своих правах, а лучшие русские люди, наоборот, отказываются от своих прав и имущества и, становясь калеками, юродивыми, опускаются на самое дно общественной жизни, чтобы уже оттуда возвести ее на нравственную высоту. И эти труды не являются бесплодными. Нам известно, что обращению в христианство северных и восточных племен Руси, не только славянских, но и финских, способствовали миссионеры-отшельники: святые Стефан, Трифон, Кукша2 и многие др.

Сейчас миссионерские общества протестантов и католиков имеют отличную материальную и медицинскую базу, изучают много языков, распространяют брошюры и картинки, но не могут ничего сделать по сравнению с одним отшельником высоконравственной жизни3.

На нравственное формирование личности, особенно в области воспитания, влияет действительный живой пример педагога, который относится к своему служению, как к делу всей своей жизни. Таковым педагогом, по мнению автора статьи, является С.А. Рачинский. И, напротив, в тех школах, где наука организована по всем правилам т.н. педагогики, воспитание превращается в мучение4.

Не обходит вниманием о. Антоний и личность своего любимого писателя-моралиста Ф.М. Достоевского, который в своем выдающемся романе «Братья Карамазовы» мастерски указал, что человек может реализовать себя только тогда, когда он служит во имя любви5.

1 Антоний (Храповицкий), архим. Общественное благо с точки зрения христианской и с современной - позитивной [Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_ Hrapovickij/obshestvennoe-blago-s-tochki-zrenija-hristianskoj-i-s-sovremennoj-pozitivnoj/ - (дата обращения 2018-02-07).

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же.

По мнению автора, реальными двигателями общечеловеческой истории являются религиозные личности. К таковым он относит библейских праведников, а также Будду, Магомета, Лютера.

Таким образом, для христианства служение общественному благу заключается в самоотречении и любви, это путь креста и самоотвержения; независимая же культура понимает служение благу в смысле удовлетворения собственной гордыни и увеличения природной злобы1.

Важной вехой для о. Антония стало ректорское служение в Казанской духовной академии. Особенным значимым событием для развития миссии Русской Православной Церкви здесь можно назвать учреждение миссионерских курсов при академии. Впоследствии эти курсы закончили многие самоотверженные церковные деятели, несущие свое миссионерское служение в Восточной России. Особенно среди них стоит отметить будущего митрополита Нестора (Анисимова) (t 1962), знаменитого камчатского миссионера.

В 1897 г. архимандрит Антоний возведен в сан епископа с оставлением ректорского служения. В этом же году по инициативе молодого епископа в Казани проходит III Всероссийский миссионерский съезд2.

В 1900 г. владыка Антоний назначается епархиальным архиереем в Уфу. Поначалу он воспринял это назначение как ссылку, т.к. на эту кафедру назначались без высшего духовного образования. Однако и здесь епископ Антоний проявил себя с лучшей стороны: он совершил серьезное преобразование епархии, увеличил число приходов и - что важно для его миссионерского портрета - смог оживить угасающую миссионерскую деятельность среди мусульман и некоторых из них привести в православие3.

В 1902 г. владыка Антоний получил новый перевод на западную окраину Российской империи, в Волынскую епархию. В это время здесь преобладали католическое и сектантское население, поэтому этот край сильно нуждался в духовном подъеме4.

Новый епископ, обладающий прекрасным образованием и пастырской любовью, имел дар особого духовного воздействия на униатское население Волыни. Многие представители униатского населения обратились в христианство в результате проповеди владыки Антония.

Заботился епископ Антоний и о духовном просвещении своего края. Особое внимание он уделил устройству церковно-приходских школ. Владыка считал, что подобные школы должны устраиваться не в городе, а в монастыре, где есть церковная атмосфера. Поэтому он совершил целый ряд преобразований, итогом которых стало увеличение церковно-приходских школ до 1600.

По благословению владыки Антония при Почаевской Успенской лавре была расширена и реорганизована лаврская типография. Знаменитые мисси-

1 Там же.

2 Яковлев А.И. Церковный воитель... - CXVI.

3 Яковлев А.И. Церковный воитель... - CXVIII.

4 Игумения Екатерина (Ефимовская) [Электронный ресурс]. - URL: http://simvol-veri.ru/xp/ igumeniya-ekaterina-efimovskaya.html - (дата обращения 2018-02-07).

онерские «Почаевские листки» с проповедью евангельского учения расходились по всей России1.

Имя Волынского архипастыря стало известно по всей России. Но многие относились к нему с ненавистью. Так, на IV Всероссийском съезде в Казани в 1908 г. некоторые церковные деятели открыто критиковали деятельность владыки Антония «за праворадикальный революционизм, уводящий Церковь с истинного пути»2. Действительно, смелые взгляды епископа Антония выделяли его из числа церковных деятелей того времени. Он был архиереем новой формации, отличающимся от привычного образа представителя официальной Церкви. Как мудро заметил профессор Московской Духовной Академии А.Д. Беляев: «Наш Антоний - отрицание формы»3.

В 1912-1916 гг. владыка Антоний в качестве члена Святейшего Синода принимал активное участие в подготовке Поместного Собора: он подготовил четыре докладных записки, в которых предлагались к обсуждению различные вопросы, в т.ч. и миссионерские, касающиеся церковной жизни.

На Поместном Соборе 1917-1918 гг. архипастырь был избран председателем Отдела единоверия и старообрядчества. После продолжительной полемики коллегия под председательством владыки Антония пришла к компромиссному решению об учреждении полусамостоятельных единоверческих кафедр4.

Таким образом, владыка Антоний внес существенный вклад в развитие внутренней миссии Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX вв.

После революционных событий 1917 г. митрополит Антоний был вынужден покинуть пределы России. Будучи старейшим и авторитетнейшим иерархом заграницей, владыка до самой своей кончины 1936) возглавлял Русскую Православную Церковь заграницей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ОР РГБ. Ф. 26. К. 1. Д. 28.

2. ГА РФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 84, машинопись.

3. ГА РФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 85.

4. Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Обзор деяний. Вторая сессия. - М.: Издательство: Крутицкое Патриаршее подворье. - 2001.

5. Митрополит Антоний (Храповицкий): Избранные труды. Письма. Материалы. М.: Издательство ПСТГУ. - 2007.

1 Яковлев А.И. Церковный воитель... - С^К.

2 Там же. - С^К.

3 ОР РГБ. Ф. 26. К. 1. Д. 28. Л. 51.

4 См. напр.: ГА РФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 84. Л.22-62, машинопись; ГА РФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 85. Л. 77-136, машинопись; Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Обзор деяний. Вторая сессия. - М.: Издательство: Крутицкое Патриаршее подворье, 2001. - С. 6165; 71-76; 81-89; 97-102.

6. Антоний (Храповицкий) // Древо. Открытая Православная Энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://drevo-info.ru/ аЛк1е8/11778.^ш1 - (дата обращения 2018-02-07).

7. Антоний (Храповицкий), архим. Общественное благо с точки зрения христианской и с современной - позитивной [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapovickij/obshestvennoe-b1ago-s-tochki-zrenija-hristianskoj-i-s-sovremennoj-pozitivnoj/ - (дата обращения 201802-07).

8. Игуменья Екатерина (Ефимовская) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://simvo1-veri.ru/xp/igumeniya-ekaterina-efimovskaya.htm1 - (дата обращения 2018-02-07).

9. Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/ Istorija_Tserkvi/ocherki-po-istorii-шissionerstva-russkoj-pravos1avnoj-tserkvi/2_1 -(дата обращения 2018-12-10).

Priest Nikolai Ryzhkov, Dzerzhinsky, Nikolo-Ugreshskaya Theological Seminary e-mail: 7185233@mail.ru

MISSIONARY SERVICE OF THE METROPOLITAN ANTHONY (KHRAPOVITSKY) IN RUSSIA TILL 1917

Article is devoted to the main milestones of missionary activities in Russia till 1917 of the famous Russian bishop - the metropolitan Anthony (Khrapovitsky). At each stage of his priestly and hierarchal service vladyka Anthony tried to pay attention to questions of mission. In his various articles he showed advantage of orthodox dogma over various political doctrines dominating that time. There were not only polemic articles that limited missionary service of metropolitan Anthony. Vladyka Anthony implemented various missionary projects depending on a place and conditions of his service. On the Church council of 1917-1918 under his guidance there was prepared a compromise solution to establish semi-independent common faith department.

Keywords: metropolitan Anthony (Hrapovitsky), mission of Russian Orthodox Church, polemic articles, missionary projects, Church council of 1917-1918.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.