УДК 266:681
Алентьева Анастасия Сергеевна г. Кострома, Костромская духовная семинария, Курсы по подготовке специалистов в области катехизической деятельности, 2 курс E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящей статье поднимается вопрос осуществления миссионерской деятельности в социальных сетях Интернет-пространства духовенством и мирянами. Дается толкование понятию «миссии» и ее формам на основе официальных документов Русской Православной Церкви. Приводятся доводы о необходимости осуществления миссионерства в сети Интернет с учетом официальной позиции Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по данной проблематике.
Ключевые слова: социальные сети, миссия, миссионер, Патриарх Кирилл, священник-опИпе, Интернет-пространство. Цитирование: Алентьева А.С. Социальные сети как информационное пространство для осуществления миссионерской деятельности // Ипатьевский вестник. - 2020. - №3. - С. 86-91.
«Я призвал бы всех быть активными в дискуссиях, полемике, которая ведется на тех или иных сайтах. Действительно, иногда создается впечатление, что православные в меньшинстве... мы не должны отдавать на откуп пространство Интернета тем людям и тем силам, которые выступают против веры, против Православия, против нашей духовной идентичности. Поэтому я бы призвал каждого в меру сил присутствовать в этом пространстве, отстаивать свои убеждения, находить правильные слова. Мы у себя в стране, большинство людей православные, нам стесняться нечего»1.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Алентьева Анастасия Сергеевна
1 Патриарх Кирилл. Из ответов на вопросы участников III Международного православного молодежного форума, 23 августа 2018 года [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/5257008.html
Интернет и социальные сети - неотъемлимая реальность современного информационного пространства, в которое ежедневно погружаются миллионы людей. В настоящее время у подавляющего большинства есть личные ак-каунты на той или иной социальной платформе (FaceBook, Instagram, Twitter, ВКонтакте, Одноклассники и т.д.).
Социальные сети - это не только способ самопрезентации человека, средство дистанционного общения, способ ведения бизнеса, это в том числе площадка с огромной информационной аудиторией, через которую можно транслировать различные идеи, и, в том числе, осуществлять миссионерскую деятельность.
«Особого внимания требует миссия в социальных сетях», - заявил в своем выступлении на Архиерейском Соборе 29 ноября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель напомнил, что о важности этого направления уже говорилось в постановлениях Архиерейских Соборов 2013 и 2016 годов. «В 2015 году Синодальный информационный отдел рекомендовал всем епархиям открывать в популярных социальных сетях официальные страницы, что и было сделано. Однако в большинстве случаев такие страницы дублируют епархиальные сайты, нет реального диалога между администраторами страниц и читателями», — с сожалением отметил Патриарх Кирилл1.
Безусловно, если коммуникация односторонняя и заключается в дублировании официальных новостных лент, о какой миссионерской деятельности в данном случае может идти речь? Миссионерство - это не монолог, оно предполагает диалог, обратную связь, заинтересованность в мнении собеседника и результате духовной беседы.
Что же такое миссионерская деятельность? Какие формы она имеет?
В целях упорядочивания и совершенствования миссионерской деятельности 27 марта 2007 года Священным Синодом утверждена "Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви" (далее - Концепция).
Под миссией (свидетельством) в Концепции понимается проповедь для пробуждения веры, присущая самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и заключающаяся в провозглашении Благой вести всему миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16: 15). Она направлена на спасение каждого человека2.
Принято выделять пять основных форм (видов) миссионерской деятельности:
1. Воспитательная миссия (воцерковление). Заключается в миссионерской работа с ищущими Бога людьми, с готовящимися ко святому Крещению, а также с теми, кто, будучи уже крещеным, не получил должного научения основам христианской веры.
1 Святейший Патриарх Кирилл: Миссия в социальных сетях еще не освоена в полной мере [Электронный ресурс]. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5073058.html (дата обращения: 2019-04-07)
2 Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/220922.html (дата обращения: 2019-04-07)
2. Апологетическая миссия. Подразумевает свидетельство истины Православия в сравнении с еретическими, сектантскими, агностическими и иными неправославными учениями.
3. Внешняя миссия. Является православным свидетельством среди народов, не имеющих истинно христианских основ в своей национальной традиции и культуре.
4. Миссия примирения.
Провозглашение возможности примирения между людьми различных национальностей, возрастов и социальных групп, должны стать одним из ключевых содержаний православной миссии.
5. Информационная миссия. Представляет собой православное свидетельство самым широким слоям населения через все доступные средства массовой информации (в том числе сеть Интернет), а также через организацию приходских библиотек и издание специальной миссионерской литературы1.
Стоит отметить, что все виды миссионерской деятельности можно с успехом осуществлять через Интернет-пространство, в том числе через систему социальных сетей.
Говоря о миссии, Патриарх обращает внимание на то, что «Церковь призвана, при этом, находить подходящие формы и слова, чтобы донести Евангельскую весть до современников понятным и доступным языком». Акцентирует внимание на том, что «все, что сегодня говорится от имени Церкви внешнему миру должно проверяться на актуальность и жизненность»2.
Кто же такой миссионер? И кто вправе заниматься миссионерской деятельностью? Стоит ли перекладывать ответственность за результаты миссионерской деятельности и содержание информационного потока в пространстве социальных сетей только на Церковь?
Святейший Патриарх Кирилл отмечает: «Миссионер - это не какая-то специфическая профессия, а нормальное состояние любого христианина. Миссионер - это тот, кто несет Евангелие не знающим Христа. Каждый член Церкви призван живо и искренне свидетельствовать своей жизнью о том, что быть со Христом в Церкви - это и есть самый короткий и верный путь к полноте жизни и личному счастью»3.
Несомненно, для осуществления миссионерской деятельности требуются не только знание православного катехизиса, психологическая подготовка, но и определенное мужество, так как всегда есть риск быть отвергнутым, высмеянным, и даже униженным. А когда речь идет о миссионерстве в Интернет-пространстве, следует помнить, что твои слова читают тысячи людей, что это люди разные, в том числе способные на провокации и склонные
1 Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/220922.html (дата обращения: 2019-04-07).
2 Официальная страница Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в социальной сети «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/patriarhkirill (дата обращения: 2019-04-07).
3 Патриарх Кирилл. Из слова на торжественном акте, посвященном 10-летию Поместного Собора и интронизации Его Святейшества, 31 января 2019 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5364415.html
к агрессивной полемике. В такой ситуации, возникает искушение в целях сохранения внутреннего душевного мира и спокойствия отказаться от такого вида миссионерства.
Тем не менее, стоит понимать, что своим бездействием и молчанием мы соглашаемся с той информационной картиной с искаженными жизненными ценностями, которую преподносят как истинную нашей молодежи, нашим детям и за это молчаливое согласие каждый христианин в той или иной мере несет личную моральную ответственность.
Думаю, на сегодняшний день, одной из важнейших задач миссионерской деятельности каждого христианина в социальных сетях является разрушение негативных стереотипных представлений о Церкви и христианстве.
Однако как бы не была велика роль миссионерской деятельности мирян, трудно переоценить значение миссии в социальных сетях со стороны официальных представителей Церкви и духовенства в первую очередь.
Неформальный характер интернет-общения со священником способствует снятию психологических барьеров (не всем легко прийти в церковь и задать волнующий вопрос), повышению у молодежи интереса к религиозной жизни (колоритные фотографии со служб и повседневной жизни, философски содержательные интернет-посты и т.д.), делает более доступным и оперативным получение духовной помощи.
Священник On-line - это не только польза для паствы, но и неоспоримое преимущество для самого духовного лица. Поскольку в данной ситуации священник имеет возможность не только внимательно следить за жизнью своих духовных чад, корректировать их поведение своевременным комментарием или личным сообщением, но и лучше узнавать свою паству. Такой священник становится ближе к людям, так как видит их жизнь за пределами храма, к нему чаще обращаются за той или иной помощью, духовным советом, скидывают его контакты друзьям, которым необходимо совершить ту или иную требу.
Смею предположить, что священнослужитель, активно пользующийся социальными сетями становится более социально грамотным, он имеет возможность лицом к лицу столкнуться с болезнями современного общества, с реальным миром, в котором приходится выживать (а по другому не скажешь) каждому человеку, приходящему к нему на исповедь.
Таким образом, миссионерская деятельность в интернет-пространстве в настоящее время является совместной задачей православного духовенства и мирян по исповеданию веры Христовой. Учитывая многомиллионное число активных пользователей социальных сетей и разнообразие способов информационного воздействия и ведения коммуникации ею пренебрегать нельзя.
Личный пример Патриарха вдохновляет каждого мирянина и священнослужителя начать собственную миссионерскую деятельность в социальном Интернет-пространстве сообразную личному статусу и духовным способностям. С 2015 года Святейший Патриарх Кирилл имеет официальную страницу в социальной сети «ВКонтакте», которая в настоящее время насчитывает
более 482 тысяч подписчиков1. А два года назад Его Святейшество завел ак-каунт в Инстаграмме с целью публикования неожиданных и неформальных моментов с ежедневных служб, которые не публикуются в альбомах на официальном сайте Московской Патриархии. На сегодняшний день на Инста-грамм Патриарха подписано около 107 тысяч человек2.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/ text/220922.html
2. Официальная страница Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в социальной сети «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. - https://vk.com/ patriarhkirill
3. Официальный аккаунт Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в социальной сети Instagram [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.instagram.com/patriarchkirill/?hl=ru
4. Патриарх Кирилл. Из ответов на вопросы участников III Международного православного молодежного форума, 23 августа 2018 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text /5257008.html
5. Патриарх Кирилл. Из слова на торжественном акте, посвященном 10-летию Поместного Собора и интронизации Его Святейшества, 31 января 2019 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/ db/text/5364415.html
6. Святейший Патриарх Кирилл: Миссия в социальных сетях еще не освоена в полной мере [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/5073058.html
Alentieva Anastasia Sergeevna Kostroma, Kostroma Theological Seminary, Courses in training specialists in the field of catechetical activity, 2 course E-mail: [email protected]
SOCIAL NETWORKS AS THE INFORMATION SPACE FOR IMPLEMENTATION OF MISSIONARY WORK
This article raises the issue of missionary activity in social networks of the Internet space by clergy and laity. The concept of "mission" and its forms are interpreted on the basis of official documents of the Russian Orthodox Church. There are arguments about the need for missionary work in the Internet, taking into account the official position of Patriarch Kirill of Moscow and all Russia on this issue.
1 Официальная страница Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в социальной сети «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/patriarhkirill
2 Официальный аккаунт Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в социальной сети Instagram [Электронный ресурс]. - URL: https://www.instagram.com/patriarchkirill/?hl=ru
Keywords: social networks, mission, missionary, Patriarch, priest-online, Internet space.
Citation: Alentieva A.S. Social networks as the information space for implementation of missionary work // Ipatievsky vestnik. - 2020. - №. 3. - P. 86-91.
REFERENCES
1. Kontseptsiya missionerskoy deyatel'nosti Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi [Ele-ktronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.patriarchia.ru/db/text/220922. html
2. Ofitsial'naya stranitsa Patriarkha Moskovskogo i vseya Rusi Kirilla v sotsial'noy seti «VKontakte» [Elektronnyy resurs]. - https://vk.com/patriarhkirill
3. Ofitsial'nyy akkaunt Patriarkha Moskovskogo i vseya Rusi Kirilla v sotsial'noy seti Instagram [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.instagram. com/patriarchkirill/?hl=ru
4. Patriarkh Kirill. Iz otvetov na voprosy uchastnikov III Mezhdunarodnogo pravoslavnogo molodezhnogo foruma, 23 avgusta 2018 goda [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.patriarchia.ru/db/text /5257008.html
5. Patriarkh Kirill. Iz slova na torzhestvennom akte, posvyashchennom 10-letiyu Pomestnogo Sobora i intronizatsii Yego Svyateyshestva, 31 yanvarya 2019 goda [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.patriarchia.ru/db/ text/5364415.html
6. Svyateyshiy Patriarkh Kirill: Missiya v sotsial'nykh setyakh yeshche ne osvoy-ena v polnoy mere [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.patriarchia. ru/db/text/5073058.html