Научная статья на тему 'Об административной ответственности за нарушение установленного порядка оборота религиозной литературы и предметов культового назначения при осуществлении миссионерской деятельности и порядка распространения информации о вероисповедании при осуществлении миссионерской деятельности через ресурсы сети Интернет'

Об административной ответственности за нарушение установленного порядка оборота религиозной литературы и предметов культового назначения при осуществлении миссионерской деятельности и порядка распространения информации о вероисповедании при осуществлении миссионерской деятельности через ресурсы сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
522
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-МИССИОНЕРСТВО / АДМИНИСТРАТИВНОДЕЛИКТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / MISSIONARY WORK / INTERNET MISSIONARY WORK / ADMINISTRATIVE AND DELICTUAL LEGISLATION / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / ADMINISTRATIVE OFFENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денисенко В.В., Кушхов Х.Л.

Критически оценивается предложенная законодателем конструкция административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.26 КоАП РФ, вносятся предложения по уточнению объекта и субъекта анализируемого правонарушения. Обосновывается необходимость установления административной ответственности за нарушение установленного порядка распространения информации о вероисповедании при осуществлении миссионерской деятельности через ресурсы сети Интернет и приводится редакция новой статьи, предлагаемой для введения в КоАП РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Денисенко В.В., Кушхов Х.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATING THE ESTABLISHED PROCEDURE FOR THE TURNOVER OF RELIGIOUS LITERATURE AND ITEMS OF RELIGIOUS PURPOSE IN THE COURSE OF MISSIONARY WORK, AND THE PROCEDURES FOR DISSEMINATION OF INFORMATION ON RELIGION IN THE COURSE OF MISSIONARY WORK WITH THE USE OF THE INTERNET RESOURCES

The paper provides a critical evaluation of the definition of an administrative offense under part 3 of Article 5.26 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offences as proposed by the legislator and gives some proposals regarding the clarification of the object and subject of the offense in question. The authors prove the need to establish administrative responsibility for the violation of the established procedure for the dissemination of information about religion in the course of missionary work with the use of the Internet resources and propose a new version of the article to be included in the Code of the Russian Federation on Administrative Offences.

Текст научной работы на тему «Об административной ответственности за нарушение установленного порядка оборота религиозной литературы и предметов культового назначения при осуществлении миссионерской деятельности и порядка распространения информации о вероисповедании при осуществлении миссионерской деятельности через ресурсы сети Интернет»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016, № 5, с. 177-181

177

УДК 342.92

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ОБОРОТА РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ПРЕДМЕТОВ КУЛЬТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОРЯДКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ВЕРОИСПОВЕДАНИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

© 2016 г. В.В. Денисенко,1 Х.Л. Кушхов2

1 Ростовский государственный университет путей сообщения, Ростов-на-Дону 2Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова, Нальчик

profdenisenko@mail.ru

Пдттупалм е р1дмкцаю 01.09.2016

Критически оценивается предложенная законодателем конструкция административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.26 КоАП РФ, вносятся предложения по уточнению объекта и субъекта анализируемого правонарушения. Обосновывается необходимость установления административной ответственности за нарушение установленного порядка распространения информации о вероисповедании при осуществлении миссионерской деятельности через ресурсы сети Интернет и приводится редакция новой статьи, предлагаемой для введения в КоАП РФ.

Клютеъи тлдем: миссионерская деятельность, интернет-миссионерство, административно -деликтное законодательство, административная ответственность, административное правонарушение.

Если справедливо то, что качество правоприменительной практики напрямую зависит от качества применяемой правовой нормы, то, исходя из содержания части 3 статьи 5.26 КоАП РФ [1], с её правоприменением будут большие сложности. В действующей редакции анализируемой нормы предусматривается административная ответственность в связи:

- с осуществлением религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного «наименования» (общее требование);

- в том числе с выпуском или распространением ею в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой (частное требование).

Вышеуказанные действия влекут наложение на религиозную организацию административного штрафа в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов (не имеющих соответствующей маркировки).

Строго говоря, установление административной ответственности в отношении религиозной организации за осуществление ею деятельности без указания своего официального полного «наименования» не что иное, как возложение ответственности за нарушение закреплённого в Федеральном законе от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ

(ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях» общего требования о том, что в наименовании религиозной организации должны содержаться сведения о её вероисповедании; а также о том, что религиозная организация обязана указывать своё полное наименование при осуществлении деятельности [2, часть 8 статьи 8]. На наш взгляд, данное требование сформулировано очень неудачно и ставит правоприменителя в тупик. Законодателем не разъяснено, где и каким образом религиозная организация обязана указать своё полное наименование. Должно ли это требование соблюдаться применительно ко всем видам религиозной деятельности? А к таковой относятся и религиозная проповедь, и религиозная пропаганда, и миссионерская деятельность, и иные виды внекультовой и культовой религиозной деятельности. Кроме того, имеет место нерелигиозная деятельность религиозных организаций в производственной, экономической, политической, культурной, научной сферах. Или вышеназванное требование должно исполняться при осуществлении только некоторых из видов религиозной деятельности, например миссионерской деятельности? Иными словами, у лиц, наделённых государственно-властными адми-нистративно-юрисдикционными полномочиями, во многих случаях будет соблазн составить протокол об административном правонаруше-

нии, связанном с осуществлением религиозной организацией того или иного вида религиозной либо нерелигиозной деятельности без указания своего официального полного «наименования».

Но если исходить из санкции части 3 статьи 5.26 КоАП РФ, сводящейся к назначению административного штрафа в сочетании с безальтернативным и обязательным дополнительным наказанием в виде конфискации предмета административного правонарушения, то основная идея законодателя сводилась к установлению административной ответственности для частного случая, а именно исключительно за осуществление производственной нерелигиозной деятельности, связанной с выпуском религиозной литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой, и распространение религиозной литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой в рамках религиозной миссионерской деятельности. Справедливость нашего вывода подтверждается и тем, что часть 3 статьи 5.26 КоАП РФ была введена в рамках комплекса антитеррористических мер, включающих законодательное закрепление на федеральном уровне содержания и порядка осуществления миссионерской деятельности и ответственности за нарушение данного порядка [2, глава 111.1; 3, статья 8]. Одновременно были внесены и изменения в перечень требований к обороту религиозной литературы и предметов религиозного назначения. По введённому правилу выпускаемые религиозной организацией и распространяемые в рамках осуществления от её имени миссионерской деятельности литература и предметы религиозного назначения должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации [2, часть 3 статьи 17].

В связи с высказанными нами аргументами, представляется обоснованным исключить из части 3 статьи 5.26 КоАП РФ слова «Осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного «наименования», в том числе». Принятие данного предложения позволит избежать значительного числа фактов расширительного толкования данной нормы правоприменителем и, следовательно, исключить факты неоправданного вмешательства органов государственной власти в деятельность религиозных объединений и даже нарушения прав на свободу вероисповедания.

Мы не случайно заменили используемое законодателем в части 3 статьи 5.26 КоАП РФ

понятие «религиозная организация» понятием «религиозное объединение» исходя из того, что в соответствии с действующим законодательством они соотносятся как часть и целое, поскольку «религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций» [ 2, часть 2 статьи 6].

В действующей редакции части 3 статьи 5.26 КоАП РФ субъектом административной ответственности за административные правонарушения, связанные с выпуском или распространением в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без соответствующей маркировки, признается только религиозная организация. Но позволим себе заметить, что законодатель признает право на осуществление миссионерской деятельности, т.е. распространение своей веры и за религиозной организацией [2, часть 1 статьи 8], и за религиозной группой [2, часть 1 статьи 7], и в целом за религиозным объединением [2, часть 1 статьи 6]. В этой связи полагаем необоснованным ограничивать круг субъектов, которые могут осуществлять выпуск или распространять в рамках миссионерской деятельности религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы без соответствующей маркировки, только религиозными организациями, и отметим логичность распространения административной ответственности за данное административное правонарушение на религиозную группу. Это, в свою очередь, потребует внесения изменений в санкцию части 3 статьи 5.26 КоАП РФ. С религиозной организацией всё обстоит достаточно просто, она несёт административную ответственность в качестве юридического лица, поскольку она должна быть зарегистрирована именно в таковом статусе [2, часть 1 статьи 8]. Совсем иным нам видится характер административной ответственности религиозной группы, которая, являясь добровольным объединением граждан, образованным в целях совместного вероисповедания и распространения веры, осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и без приобретения правоспособности юридического лица [2, часть 1 статьи 7]. Регламентируя правовой статус религиозной группы, законодатель использует понятие «руководитель (представитель) религиозной группы» [2, часть 2 статьи 7]. Поэтому субъектом административной ответственности, на наш взгляд, может быть определён руководитель религиозной группы или, по-иному, её «религиозный лидер» - лидер религиозной группы», т.е. организатор или руководитель религиозной группы, являющийся формальным организационным лидером и авторитетом в ду-

ховной сфере. Что касается размера административного штрафа, то для физических лиц, каковыми являются религиозные лидеры, он должен быть ниже, чем для юридических лиц, и, например, может быть установлен в интервале от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.

Наше предложение о распространении административной ответственности на религиозные группы нуждается в комментарии, касающемся законодательной регламентации оборота религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

Не станем оспаривать суть того, что за религиозными организациями с учётом того, что они являются юридическими лицами, закреплено исключительное право учреждения организаций, специализирующихся на издании богослужебной литературы и изготовлении предметов культового назначения [2, часть 2 статьи 17]. При этом не согласимся с тем, что только религиозные организации наделены правом производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио-, видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения [2, часть 1 статьи 17]. Такую позицию законодателя считаем ошибочной, поскольку она устанавливает неравенство между религиозными организациями и религиозными группами в возможностях распространения веры, которая может осуществляться в том числе и путём издания и распространения литературы и предметов религиозного назначения, хотя и за религиозной организацией и за религиозной группой в равной степени задекларировано право на распространение веры [2, часть 1 статьи 7 и часть 1 статьи 8]. Отметим, что религиозным группам вовсе не обязательно учреждать собственные организации, выпускающие богослужебную литературу и предметы культового назначения. Они вправе, и это право не противоречит нормам действующего российского законодательства, осуществить заказ на изготовление в необходимом для них количестве той или иной религиозной литературы и других предметов, которые они желают распространять с целью пропагандиро-вания своей веры в рамках осуществления ими миссионерской деятельности.

Основываясь на приведённых нами рассуждениях, предложим для внесения в КоАП РФ новую редакцию части 3 статьи 5.26:

«3. Изготовление, выпуск либо распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов, иных предметов религиозного назначения без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой

влечёт: наложение на религиозную организацию административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией не маркированных литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов, иных предметов религиозного назначения; на религиозного лидера (руководителя) религиозной группы - административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией не маркированных литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов, иных предметов религиозного назначения».

Наряду с этим нам представляется, что авторы поправок в статью 5.26 КоАП РФ об административной ответственности в сфере осуществления миссионерской деятельности в силу спешки при подготовке законопроекта либо в силу каких-либо иных обстоятельств упустили весьма важный аспект, а именно то, что миссионерская деятельность может осуществляться не только в публичной форме посредством личного контакта миссионера и объекта (объектов) миссионерской деятельности, но и через ресурсы сети Интернет. При этом интернет-миссионерством всё активнее занимаются и представители как традиционных религий: христианства [4, 5], мусульманства [6, 7], буддизма [8, 9], так и миссионеры радикальных религиозных течений [10, 11], в том числе и запрещённой в России террористической организации ИГИЛ [12, 13].

Представители традиционных религиозных конфессий уже обратили внимание на тот вред, который может нести интернет-миссионерство. В частности, Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл с тревогой констатировал, что «против нас работает целая индустрия. Возьмите Интернет - 10-15-20-тысячные блоги, работающие против Церкви. Мы не знаем, на какие деньги это делается, но факт, что там хулится имя Бо-жие. А мы делаем вид, что у нас ничего не происходит. Так мы все потеряем. Ведь наша молодёжь не в Церковь приходит, а сидит в Интернете - уже и телевизор не смотрит» [14].

Убеждены, что тревогу священнослужителей о явных и тайных угрозах, которые может нести интернет-миссионерство, должны разделять и представители светской власти в той части, когда миссионерская деятельность ведётся религиозными фанатиками и несёт в себе потенциал угрозы террористического характера.

На наш взгляд, среди мер, способных эффективно противодействовать нарушениям при осуществлении миссионерской деятельности с использованием ресурсов сети Интернет, может

занять достойное место институт административной ответственности.

В этой связи первоочередной задачей федерального законодателя могла бы стать подготовка законопроекта о требованиях, ограничениях и запретах при осуществлении миссионерской деятельности через ресурсы сети Интернет (интернет-миссионерства), а также законопроекта о внесении соответствующих изменений в КоАП РФ, которыми бы устанавливалась административная ответственность за административные правонарушения в сфере интернет-миссионерства. В частности, речь может идти о дополнении статьи 5.26 КоАП РФ частью 6 следующего содержания:

«6. Отущ1ттел1оа1 маттадпрткдй д1яо1ль-одтта Ч1р1з р1турты тюа Иот1ро1т т омруш1-оа1м тр1бдемоай, дгрмоачюай а змпрюде, уттмоделюоых е тф1р1 дтущ1ттелюая аот1р-о1т-маттадо1рткдй д1ят1льодтта, 1тла тмка1 д1яоая 01 тдд1ржмт празомка пр1ттуплюая, ел1чёт: омлджюа1 мдмаоаттрмтаеодгв штрмфм ом фазач1ткд1 лацд, дтущ1ттеляющ11 аот1ро1т-маттадо1рткую д1ят1лъодттъ а 01 яеляющитя елмд1лъц1м аот1ро1т-р1туртм, лабв ом фазач1ткд1 лацд, яеляющитя елмд1лъц1м аот1ро1т-р1туртм, ом кдтдрдм рмзм1щюм мат-тадпрткмя аофдрммцая, е рмзм1р1 дт демдцм-та тытяч дд тдрдкм тытяч рубл1й; ом юрадач1-ткд1 лацд, дтущ1ттеляющ11 аот1ро1т-маттадпрткую д1ят1лъодттъ а о1 яеляющитя елмд1лъц1м аот1ро1т-р1туртм, лабд ом юрада-ч1ткд1 лацд, яеляющитя елмд1лъц1м аот1ро1т-р1туртм, ом кдтдрдм рмзм1Щ1ом маттадпрткмя аофдрммцая, е рмзм1р1 дт пятад1тята тытяч дд ттм тытячрубл1й».

Спатдк лат1рмтуры

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

2. Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 29.09.1997. № 39. Ст. 4465.

3. Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» // Российская газета. 2016, 8 июля. Федеральный выпуск № 7017 (149).

4. Христианский Интернет-ресурс для онлайн-благовестия yesHEis. URL: http://www.yesheis.ru/ category/o-proekte/internet-missionerstvo/#.

5. Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru.

6. Официальный исламский сайт «Ислам Сегодня». URL: // http://islam-today.ru.

7. Всемирный исламский сайт мусульман. URL: http://www.muslim-info.com.

8. Ассоциация «Буддизм в Интернете». URL: http://buddhist.ru.

9. Актамов И.Г., Бадмацыренов Т.Б., Цыремпилов Н.В. Российский буддизм в интернет-измерении // Власть. 2015. № 7. URL: http://cyberleninka.ru /article/n/rossiy skiy -buddizm-v-internet-izmerenii.

10. Муравьев А. «Греховный» Интернет и старообрядческое миссионерство. Старообрядцы создают свой ОВЦС и хотят активно проповедовать в обществе, несмотря на «скепсис» священноначалия // Портал Credo. Ru. URL: http://www.portal-credo.ru /site/?act=comment &id=1233.

11. Осторожно: интернет-сектанты ищут новых жертв. URL: http://www.pravda.ru/faith/18-12-2008/296382-incult-0.

12. Как террористы из ИГИЛ вербуют женщин в Интернете. URL: https://lady.mail.ru/article/488295-kak-terroristy-iz-igil-verbujut-zhenshhin-v-internete.

13. Отец бежавшей к боевикам студентки раскрыл тайны интернет-вербовки ИГИЛ. URL: http://www.ntv.ru/novosti/1428561.

14. Святейший Патриарх Кирилл: Благочиния Русской Церкви должны искать новые подходы в работе с современными людьми // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/839851.html.

ON THE ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATING THE ESTABLISHED PROCEDURE FOR THE TURNOVER OF RELIGIOUS LITERATURE AND ITEMS OF RELIGIOUS PURPOSE IN THE COURSE OF MISSIONARY WORK, AND THE PROCEDURES FOR DISSEMINATION OF INFORMATION ON RELIGION IN THE COURSE OF MISSIONARY WORK WITH THE USE

OF THE INTERNET RESOURCES

V.V. Denisenko, Kh.L. Kushkhov

The paper provides a critical evaluation of the definition of an administrative offense under part 3 of Article 5.26 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offences as proposed by the legislator and gives some proposals regarding the clarification of the object and subject of the offense in question. The authors prove the need to establish administrative responsibility for the violation of the established procedure for the dissemination of information about religion in the course of missionary work with the use of the Internet resources and propose a new version of the article to be included in the Code of the Russian Federation on Administrative Offences.

Keywords: missionary work, Internet missionary work, administrative and delictual legislation, administrative responsibility, administrative offense.

References

1. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 g. № 195-FZ (red. ot 06.07.2016) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 07.01.2002. № 1 (ch. 1). St. 1.

2. Federal'nyj zakon ot 26 sentyabrya 1997 goda № 125-FZ (red. ot 06.07.2016) «O svobode sovesti i o religioznyh ob"edineniyah» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 29.09.1997. № 39. St. 4465.

3. Federal'nyj zakon ot 6 iyulya 2016 g. № 374-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O protivodejstvii terrorizmu» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti ustanovleniya dopolnitel'nyh mer protivodejstviya terrorizmu i obespecheniya obshchestvennoj bezopasnosti» // Rossijskaya gazeta. 2016, 8 iyulya. Federal'nyj vypusk № 7017 (149).

4. Hristianskij Internet-resurs dlya onlajn-blagovestiya yesHEis. URL: http://www.yesheis.ru/category/o-proekte/inter-net-missionerstvo/#.

5. Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata. URL: http://www.patriarchia.ru.

6. Oficial'nyj islamskij sajt «Islam Segodnya». URL: http://islam-today.ru.

7. Vsemirnyj islamskij sajt musul'man. URL: http://www.muslim-info.com.

8. Associaciya «Buddizm v Internete». URL: http://buddhist.ru.

9. Aktamov I.G., Badmacyrenov T.B., Cyrempilov N.V. Rossijskij buddizm v internet-izmerenii // Vlast'. 2015. № 7. URL: http://cyberleninka.ru/article/ri/rossiys kiy-buddizm-v-internet-izmerenii.

10. Murav'ev A. «Grekhovnyj» Internet i staroobryad-cheskoe missionerstvo. Staroobryadcy sozdayut svoj OVCS i hotyat aktivno propovedovat' v obshchestve, nesmotrya na «skepsis» svyashchennonachaliya // Portal Credo.Ru. URL: http://www.portal-credo.ru/site/? act=comment &id=1233.

11. Ostorozhno: internet-sektanty ishchut novyh zhertv. URL: http://www.pravda.ru/faith/18-12-2008/296382-incult-0.

12. Kak terroristy iz IGIL verbuyut zhenshchin v Internete. URL: https://lady.mail.ru/article/488295-kak-terroristy-iz-igil-verbujut-zhenshhin-v-internete.

13. Otec bezhavshej k boevikam studentki raskryl tajny internet-verbovki IGIL. URL: http://www.ntv.ru/ novosti/1428561.

14. Svyatejshij Patriarh Kirill: Blagochiniya Russkoj Cerkvi dolzhny iskat' novye podhody v rabote s sov-remennymi lyud'mi // Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patri-arhata. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/839 851.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.