Научная статья на тему 'Особенности православной миссии в информационном пространстве'

Особенности православной миссии в информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2784
522
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ МИССИЯ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / БЛОГ / КОММУНИКАЦИЯ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОПОВЕДИ / ПРАВОСЛАВНЫЕ МЕДИЙНЫЕ КАНАЛЫ / МИССИОНЕРСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ МИРЯН В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ / INFORMATIONAL MISSION / INTERNET / SOCIAL NETWORK / BLOG / VIRTUAL COMMUNICATION / EFFECTIVENESS OF PREACHING / ORTHODOX MEDIA / MISSIONARY PRESENCE OF LAIC PEOPLE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тихон

Статья посвящена анализу существующих форм и особенностей православного миссионерского присутствия в информационном пространстве. Рассматриваются характерные черты миссии в Сети, ее сильные и слабые стороны, ставится вопрос об общих критериях эффективности миссии, приводятся некоторые рекомендации для организации успешной миссионерской работы в Интернете, которые касаются как внешнего оформления интернет-ресурса, так и его наполнения. Описываются наиболее успешные примеры православных сетевых проектов («Православие и мир», «Батюшка онлайн», «Елицы» и др.). Акцентируется необходимость привлечения мирян в рамках миссионерских поручений через участие в интернет-форумах, диспутах, в телеи радиопередачах, церковных конференциях, благотворительных акциях и иных формах общественной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности православной миссии в информационном пространстве»

УДК 266.1

Иером. Тихон (Васильев) *

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Статья посвящена анализу существующих форм и особенностей православного миссионерского присутствия в информационном пространстве. Рассматриваются характерные черты миссии в Сети, ее сильные и слабые стороны, ставится вопрос об общих критериях эффективности миссии, приводятся некоторые рекомендации для организации успешной миссионерской работы в Интернете, которые касаются как внешнего оформления интернет-ресурса, так и его наполнения. Описываются наиболее успешные примеры православных сетевых проектов («Православие и мир», «Батюшка онлайн», «Елицы» и др.). Акцентируется необходимость привлечения мирян в рамках миссионерских поручений через участие в интернет-форумах, диспутах, в теле- и радиопередачах, церковных конференциях, благотворительных акциях и иных формах общественной деятельности.

Ключевые слова: информационная миссия, Интернет, социальная сеть, блог, коммуникация в виртуальном пространстве, эффективность проповеди, православные медийные каналы, миссионерское присутствие мирян в виртуальном пространстве.

Hier. Tikhon (Vasiliev) SPECIFICS OF ORTHODOX MISSION IN THE MEDIA

The article analyses the forms and features of orthodox mission in the to-day media. Considered are specific treats of missionary presence in the Net, its strengths and weaknesses, the question of its effectiveness and the criteria of such. There are also recommendations given as to how it should be organised, from a web-site design to its content. Some of the most successful orthodox web-resources, such as Orthodoxy Today, Priest Online, Elitsy etc., are described. The necessity of a laic service in the Net is emphasised in its various forms, such as internet forums, discussions, TV and radio programmes, church conferences, charity actions and other forms of public activity.

Иеромонах Тихон (Васильев Анатолий Александрович), насельник, магистр богословия, соискатель ученой степени кандидата богословия на кафедре Церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии, Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; tihonptsl@mail.ru

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Том 18. Выпуск 4

241

Keywords: Informational mission, Internet, social network, blog, Virtual communication, effectiveness of preaching, orthodox media, missionary presence of laic people.

Различные передовые технологии, и прежде всего Интернет, стали неотъемлемой частью жизни наших современников. По данным российского филиала исследовательского концерна «Gesellschaft für Konsumforschung» на начало 2017 г. аудитория интернет-пользователей в нашей стране в возрасте от 16 лет и старше составила порядка 84 млн человек (70,4%). Проникновение Интернета среди молодых россиян (16-29 лет) достигло предельных значений — 97%. Причем отмечается значительный рост числа пользователей, использующих для выхода в Интернет мобильные устройства. К концу 2017 г. прогнозируется еще больший рост мобильного Интернета [3].

Современная информационная эпоха, в которую люди буквально «живут» в Интернете, безусловно, оказывает значительное влияние на культурную, общественную, а также религиозную жизнь. Отношение Церкви к информационной сфере оказывается неразрывно связанным с трансформационными процессами в ней самой. В разное время представители Русской Православной Церкви высказывали диаметрально противоположные взгляды на роль и место Сети в жизни современного общества. Сегодня нет сомнений, что информационное пространство является перспективным средством и благотворной средой для христианского благовестия. В своем докладе на Архиерейском Соборе 2013 г. Святейший Патриарх Кирилл особо подчеркнул необходимость развития миссионерской деятельности в Сети:

Миссия Церкви может и должна быть широко распространена в интернет-пространстве. Блоги, социальные сети — все это дает новые возможности для христианского свидетельства. Не присутствовать там — значит расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев [1].

Глобальная сеть Интернет в последнее время становится для нецерковных людей единственным источником легко доступной информации о жизни Церкви и жизни в Церкви. Однако большинство цифровых СМИ рассуждают о церковной жизни в скандально-ложном свете. Задача миссии в современном мире заключается не только и не столько в стремлении обращения в свою веру, сколько в необходимости объективно рассказать о своей вере, возможно, с целью поиска общих ценностных норм читателя и автора, позволяющих противостоять тенденциям постмодерна.

В современной православной среде миссионерская деятельность, к сожалению, не воспринимается как необходимая часть христианской жизни. Поэтому необходима работа с внутрицерковным мнением, популяризация миссионерского служения, привлечение молодых членов Церкви к такого рода работе.

Цель данной статьи — определить основные формы и методы миссионерской деятельности в информационном пространстве, используя контент-анализ, выявить особенности «цифровой миссии», ее сильные и слабые стороны, привести некоторые рекомендации для миссионерской работы в информационной среде.

Термин «миссия» (от лат. шШ:еге — посылать, отправлять) означает «поручение, задание». Церковь призвана всегда проповедовать христианскую истину во исполнение заповеди Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, данной апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел вам (Мф. 28: 19-20).

Под воздействием изменений в обществе, под влиянием процессов его модернизации формы и методы миссионерской работы со временем трансформировались. Сегодня различают две основные формы миссии — внешнюю и внутреннюю. Главное различие этих форм заключается в адресатах миссионерского служения. Внешняя миссия обращается к нецерковным людям или сторонникам иных верований, внутренняя миссия направлена на тех, кто уже является христианином, для более глубокого понимания своей религии.

Помимо прямой миссии в последнее время все большее значение приобретает т. н. миссия присутствия, свидетельствующая о Благой Вести через выражение православного взгляда на события в различных областях культурной и общественной жизни. Среди различных форм миссии присутствия (культурная, социальная, личная) нас больше всего интересует миссия информационная, доносящая до общества православное свидетельство и позиции Церкви по самому широкому кругу вопросов посредством СМИ (печатные издания, телевидение, радио, Интернет).

В современном обществе эпохи постмодерна и глобализации, где доминирует повсеместное безразличие и почти забыта заповедь о любви к ближнему, перед миссионером стоит непростая задача — донести до человека весть, побудить равнодушного обратиться к Евангелию, предоставить ему возможность выбора (даже, в каком-то смысле, поставить его перед необходимостью нравственного выбора). Являясь проводником православной традиции, миссионер призван показать не только (и не столько) богатство богословского наследия Православной Церкви, но и, прежде всего, свой личный опыт следования за Христом. И это должно быть сделано на языке, понятном нашим современникам, — миссионерские тексты XIX в. при всей своей догматической отточенности используют специфически религиозную терминологию и устаревший контекст.

Существуют выработанные рекомендации для результативной миссионерской деятельности в СМИ [5], которые направлены прежде всего на противостояние очернению образа РПЦ в информационном пространстве посредством вбросов искаженных сведений и скандально подаваемых фактов. Для этого необходимо быстро реагировать на происходящие в обществе события и давать им своевременную христианскую оценку в целях формирования общественного мнения. В Интернете для этого следует задействовать широкую группу мирян, выполняющих миссионерское поручение через участие в интернет-форумах, диспутах, в теле- и радиопередачах, церковных конференциях, благотворительных акциях и иных формах общественной деятельности. Святейший Патриарх Кирилл особо выделил необходимость создание групп православных пользователей в соцсетях:

Можно наблюдать, как сайт или группа в социальной сети становятся важным элементом приходской жизни, помогают превращать случайных «за-хожан» в верных прихожан [2].

Одна из крупнейших социальных сетей русскоязычного сегмента Интернета (Рунета)«ВКонтакте» имеет несколько сообществ с православной тематикой. Крупнейшее из них — «Верую. Православие» включает в себя более миллиона подписчиков, что является очень неплохим результатом, хотя на самые популярные паблики подписано в среднем 8-9 миллионов человек. К сожалению, большая часть из этих групп посвящена низкопробному юмору [9].

Особенности миссии в сети Интернет напрямую связаны с характерными свойствами коммуникации в виртуальном пространстве:

1. Общедоступность как основной принцип Интернета. Каждая православная страница является миссионерской априори, в большей или меньшей степени, вне зависимости от того, официальная ли это страница епархии или блог рядового мирянина.

2. Независимость от расстояний и времени. Пользователь, находясь в определенной точке пространства, имеет возможность просматривать любые страницы или общаться одновременно с представителями различных культур, которых может быть неограниченное множество в определенную единицу времени, активно или пассивно участвующих в коммуникативном процессе.

3. Быстрота распространения информации и быстрая степень обратной связи. Каждое слово, произнесенное в Сети, получает (или не получает) мгновенные отклики, которые можно проанализировать и понять, как именно относятся люди к твоему информационному посылу.

4. Относительно небольшие финансовые вложения без ограничения в выборе наполнения ресурса (творческая свобода) с предоставлением неограниченного времени на подбор материалов.

5. Возможность широко использовать внушительный мультимедийный потенциал современных интерактивных сервисов.

6. Возможность не только вести живой диалог с нецерковными людьми, но и общаться и духовно возрастать со своими единоверцами.

Интернет-миссия, безусловно, сталкивается и с определенными трудностями [12]:

1. «Рядом», т. е. по другим адресам, но столь же доступным для читателя, находятся неприемлемые вещи — порнография, оккультистские сайты и т. д.

2. Электронное сообщество, как правило, имеет свой язык, которым приходится если не пользоваться, то, по крайней мере, владеть.

3. Для всех участников требуется владение определенными техническими средствами — компьютером и (при создании сайта) соответствующим программным обеспечением.

4. Не всегда есть возможность наладить обратную связь с адресатом проповеди и понимать его конкретные потребности, наблюдать за процессом воцерковления (в идеале).

По данным православных каталогов «Христианство.ру» и «Искомое.ру» совокупная аудитория религиозных сайтов в русском сегменте Интернета невелика. Это связано с тем, что интересы большинства пользователей лежат далеко за пределами религиозной сферы. Также причина невысокого читательского интереса к православным сайтам заключается в низком уровне их оформления, непродуманной структуре и редкой актуализации.

Большинство официальных интернет-узлов составляют странички приходов, епархиальные и монастырские сайты. Однако посещаемость большинства из них, ничтожно мала — от 2 до 15 человек в сутки, в то время как основная масса читателей группируется вокруг таких крупных порталов, как «Православие и мир» и «Православие.ру», отвечающих самым разнообразным запросам читателей. Однако аудитория таких порталов хоть и велика, но отличается статичностью.

Значительная часть сайтов православных приходов из-за своего мрачного, топорного и непрофессионального оформления часто производит отталкивающее впечатление, что является скорее антимиссией. Структура их, как правило, непродуманна, расписание богослужений и контакты — наиболее востребованную пользователями информацию — бывает трудно найти, отсутствует поиск по сайту. Публикуемый материал ограничивается зачастую фоторепортажами с праздников воскресной школы, отчетами о строительной и хозяйственной деятельности прихода, публикацией проповеди священника на праздники.

В последнее время все же можно наблюдать медленный переход от количества к качеству. Малые сайты поглощаются более крупными порталами, занимая в них статус раздела, а первоначальное место сайта, не будучи оплаченным в течение года или двух, аннулируется.

Для многих наших современников Интернет стал прежде всего источником новостей, которые не читают, а бегло просматривают, поэтому нам необходимо разрабатывать максимально информационные, оперативные и объективные сайты, соблюдая некоторые правила оформления и подачи информации, сайт должен быть хорошо структурирован, обладать простым и легким дизайном, информация должна публиковаться небольшими порциями, иметь выделенные ключевые слова, графически оформленные подзаголовки. Поднять посещаемость ресурса помогут и система обмена сайтов баннерами и ссылками, а также трансляция новостей посредством ИЗБ-технологии.

В XIX в. успешность миссии в отдаленных уголках нашей Родины оценивалась по приросту принявших крещение местных жителей. Сегодня этот показатель не может считаться ключевым в оценке эффективности распространения проповеди, т. к. около 90% тех, кто считает себя православными, являются таковыми лишь номинально.

Одним из важнейших показателей результативности миссионерско-катехи-заторской работы является приход человека в храм, постепенное его воцерков-ление, регулярное приобщение Таинствам и укоренение в приходской жизни.

Невозможно создать что-то типа универсальной «шкалы благочестия» или «измерителя веры», тем более подобные «замеры» невозможно произвести в массах людей, а результат нельзя приложить к бухгалтерским ведомостям. В этом случае нам остается только применить критерий св. апостола Иакова: Я покажу тебе веру мою из дел моих (Иак. 2: 18) [10].

Есть мнение, что критерием эффективности миссии может являться влияние конкретного прихода на окружающий мир: допустим, в течение отчетного года в районе какого-то храма снизилось количество уголовных преступлений.

Однако не стоит забывать, что на человека помимо Церкви огромное влияние оказывает множество институтов — светские СМИ, службы социальной защиты, силовые структуры и, прежде всего, семья.

Эффективность миссионерской проповеди в большой мере зависит и от профессионализма самого миссионера: насколько хорошо он знает целевую аудиторию, владеет ли языком данной социальной группы, насколько глубоко он понимает тот материал, который пытается донести до слушающих, относится ли к собеседникам уважительно. Для миссии в Сети это особенно важно, т. к. на основе образа «виртуального миссионера» у человека складывается мнение об остальных православных. В общении с собеседником нужно быть открытым, дружелюбным, честным, искренним, избегать наигранности, стараться заботится об обратной связи с людьми, обеспечивать для них возможность личной встречи. Лучшим православным свидетельством является свидетельство своей жизнью. Внимание к окружающим, искренность, забота, доброта, готовность выслушать и помочь, честность, трудолюбие, чувство ответственности — все эти качества должны быть свойственны не только миссионерам, но и всем православным христианам.

Существуют в миссионерской методологии определенные подходы, которые, хоть и эффективны с точки зрения светского человека, но для православного благовестника являются категорически не приемлемыми. Речь идет об агрессивных методах манипуляции человеком и контроле его сознания, с успехом используемых тоталитарными сектами.

Вера, религия — не товар, который необходимо «всучить» клиенту любой ценой. Когда просветитель об этом забывает, увлекается разного рода планированием и проектированием своего миссионерского успеха, он постепенно начинает подменять одно дело другим: просвещение и духовную поддержку — вербовкой в свою религиозную организацию [4].

Одним из самых популярных православных интернет-порталов с миссионерской направленностью считается созданный в 2004 г. сайт «Православие и мир» (http://www.pravmir.ru/). Его аудиторию составляют как православные, так и неверующие и сомневающиеся. Редакция сайта оперативно реагирует на яркие события, происходящие в российском обществе, оценивая их с православной точки зрения, поддерживает живой диалог со своими читателями, ведет активную благотворительную деятельность. Ищущие свой путь к вере могут найти здесь ответы на многие интересующие их вопросы (первые шаги в храме, православные посты и праздники, святые и чтимые иконы, смысл жизни и т. д.). Структура сайта понятна, оформление выполнено в приятных светло-голубых тонах, есть мультимедийный отдел, где можно ознакомиться с фото, видео, аудиоматериалами и медиа-статьями. Грамотно используются интерактивные возможности Интернета: часто публикуются опросы, интересные задания и тематические тесты, помогающие расширить кругозор читателей.

Весьма интересным и популярным является уникальный проект «Батюшка онлайн» (http://batyushka-online.ru/), возникший в Ульяновске в 2011 г. Сегодня у проекта сотни тысяч подписчиков в самых известных соцсетях — «ВКонтакте», «Instagram», <^асеЬоок», ведутся ежедневные трансляции через

мобильное приложение Periscope. В режиме реального времени на вопросы читателей отвечают известные священники Русской Православной Церкви из России и других стран мира. На данный момент в проекте участвуют более 50 священников, среди которых есть профессиональные музыканты, ученые, юристы, спортсмены, телеведущие, врачи, писатели, журналисты и потомственные священники. За время существования проекта его участники ответили более чем на 100 тысяч вопросов. Проект «Батюшка онлайн» активно развивается. Помимо официального сайта у него есть собственное приложение для смартфонов.

Одним из главных увлечений сегодняшней молодежи считается видео-блогинг — ведение видеодневника, как правило, на канале YouTube, мировая аудитория которого составляет более миллиарда человек [11], что является третью пользователей Интернета. Практически каждый подросток стремиться создать свой видео-канал, который поможет не только приобрести популярность, но и предоставляет возможность зарабатывать деньги на партнерской программе.

Вот в такой среде создал свой канал, который называется «Мысли вслух» (https://www.youtube.com/user/oMitrofanov) иеромонах Александр (Митрофанов). В 2010 г. молодой клирик Сыктывкарской и Воркутинской епархии и председатель епархиального отдела по работе с молодежью начал записывать видеообращения к этой самой молодежи на понятном ей языке. Тематика рассуждений отца Александра самая разнообразная — от популярных фильмов и сериалов, книг до политики и социально острых вопросов. Монологи отца Александра ведутся на понятном для современной молодежи языке, зачастую бывают приправлены юмором и сарказмом, видеоряд может содержать и вставки графических элементов и сопровождается грамотно подобранной музыкой.

Православный сегмент Рунета имеет и свои нишевые социальные сети. Они не столь популярны, как «ВКонтакте» или «Facebook», но находят своих читателей. Самая популярная из этих сетей, носящая название «Елицы» (https:// elitsy.ru/), появилась в 2014 г. и ее целевой аудиторией являются православные люди и те, кто православием интересуется. На сегодняшний день в ней зарегистрировано свыше 150 тысяч пользователей. Помимо основного функционала, общего с остальными соцсетями (общение и получение информации), «Елицы» служит созданию связей между приходами и епархиями. В соцсети действуют такие востребованные проекты, как «Вопросы батюшке», «Православные святыни», «Доброе утро с протоиереем Андреем Ткачевым», «Добрый вечер с отцом Макарием Маркишем», «Духовная музыка с иеромонахом Амвросием» и др.

Самым молодым православным нишовым проектом стало приложе-ние-мессенджер «Правжизнь Телеграмм», которое позволяет обмениваться быстрыми сообщениями, а также пересылать фото, аудио- и видеозаписи, различные файлы. Кроме того, приложение дает возможность подписаться на официальный канал того или иного храма или войти в общую группу какого-либо прихода.

В связи с использованием Сети миссионерское поле за последние годы значительно расширилось. Появление специализированных интернет-ресурсов, миссионерская направленность конкретных интернет-проектов, миссия в бло-

госфере и социальных сетях — все это формирует качественно иной контекст миссионерского служения, придает ему большую мобильность, эффективность в глобальном масштабе. Один из крупнейших знатоков православного Рунета К. Лученко отмечает, что

Интернет как ни один другой медийный канал адекватен информационным нуждам Церкви. Интернет, по сравнению с другими медиа, менее стеснен идеологическими и финансовыми рамками, а также профессиональными журналистскими форматами, и оказался более пригоден для нужд Церкви. Интернет позволяет максимально разнообразно представить содержание и иерархически выстроить необходимое количество тем и справок, организовать материал по принципу «сюжет в развитии», — все это помогает полнее раскрыть сложные темы, связанные с различными аспектами церковной проблематики, точнее выразить смыслы [6, с. 9].

Для того чтобы православная миссия в Интернете была эффективной, необходимо, чтобы она была быстрой, доступной, своевременно и активно реагировала на события, происходящие в российском обществе, внося свой вклад на формирование общественного мнения, основанного на своевременной христианской оценке того или иного события.

Православному интернету нужно быть интересным, острым, дискуссионным, не поучающим, в некотором смысле даже вызывающим, использующим современные массовые формы, но наполняющим их церковным содержанием [8, с. 53].

Миссионер, работающий в информационном пространстве, должен хорошо себе представлять, кто составляет его аудиторию, чем она интересуется, что думает, как общается.

Интернет быстро развивается, и есть все основания полагать, что количественная и качественная активность православных «сетевых миссионеров» в ближайшие годы возрастет за счет притока как мирян, так и священнослужителей. Миряне, безусловно, преобладают и будут преобладать, т. к. их количественно больше и они более свободны. Несмотря на широкое присутствие священства в Сети, миссионеров в узком смысле среди них крайне мало.

Прогресс не стоит на месте, но как бы в будущем ни возрастало влияние виртуального мира на нашу жизнь, необходимо помнить, что Церковь живет в реальном мире, в котором молится, совершает Литургию, пастырски окорм-ляет своих членов и проявляет заботу, попечение и любовь. Наша задача открыть этот прекрасный мир для далеких от православия людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2013 г.) // Портал «Патриархия.ру». Дата обновления: 03.02.2013. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2770923.html (дата обращения: 26.03.2017).

2. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы // Портал «Патриархия.ру». Дата обновления: 22.10.2010. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1346828.html (дата обращения: 26.03.2017).

3. Исследование GfK: Тенденции развития Интернет-аудитории в России // Сайт «ГФК». Дата обновления 26.01.2017. — URL: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/ issledovanie-gfk-tendencii-razvitija-internet-auditorii-Y-rossii/ (дата обращения: 26.03.2017).

4. Камышников С. Некоторые проблемы подготовки церковных миссионерских кадров и управленческие пути их преодоления // Государственное управление. Электронный вестник. — Вып. 10. — Март 2007 г. — URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/ vestnik/2007/vipusk_10._mart_2007_g./kamyshnikov.pdf (дата обращения: 26.03.2017).

5. Концепция миссионерской деятельности РПЦ // Сайт Отдела внешних церковных связей РПЦ. — URL: https://mospat.ru/ru/documents/church-mission/ii/ (дата обращения: 26.03.2017).

6. Лученко К. Православный Интернет. — М., 2007. — С. 184.

7. О современной внешней миссии Русской Православной Церкви // Портал «Патриархия.ру». Дата обновления: 16.07.2013. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/3102956.html (дата обращения: 26.03.2017).

8. Петр (Мещеринов), иг. Православному Рунету нужно быть острым, дискуссионным, использовать массовые формы, но наполнять их церковным содержанием // Лученко К. Православный Интернет. — М., 2007. — С. 53.

9. Самые популярные паблики «ВКонтакте» // Портал «9нет.ру». Дата обновления: 08.02.2017. — URL: http://9net.ru/53-public-vk.html (дата обращения: 26.03.2017).

10. Сергий Стаценко, прот. К вопросу о критериях оценки эффективности катехизаторской и миссионерской деятельности // Портал «Богослов.ру». Дата обновления: 14.02.2011. — URL: http://www.bogoslov.ru/text/1464615.html (дата обращения: 26.03.2017).

11. Статистика // Портал YouTube. — URL: https://www.youtube.com/yt/press/ru/ statistics.html (дата обращения: 26.03.2017).

12. Судариков В. Православная миссия в глобальной компьютерной сети интернет: возможности, проблемы, перспективы // Портал «Библиотека православного христианина». — URL: http://www.wco.ru/biblio/books/sudar1/main.htm (дата обращения: 26.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.