Научная статья на тему 'Обоснование и особенности миссии русской Православной Церкви в интернете'

Обоснование и особенности миссии русской Православной Церкви в интернете Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
406
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / THERUSSIAN ORTHODOX CHURCH / МИССИЯ / MISSION / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MISSIONARY ACTIVITY / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / МЕДИЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО / MEDIA SPACE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Потапов Иоанн Александрович

В данной статье рассматривается актуальность православной миссии в глобальной сети, её особенности и целевая аудитория. Особо акцентируется внимание на том, что Русская Православная Церковь занимает активную позицию по освоению медийного пространства по причине того, что Интернет в наши дни является самым обширным миссионерским полем. Основными выводами данной статьи являются: Церковь и каждый православный христианин, призваны к благовествованию; православная миссия в медийном пространстве основывается на христоцентричности; православная миссия в интернет-пространстве придерживается принципов и методов, применяемых в реальной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justification and features of the mission of the Russian Orthodox Churchin the Internet

In thearticle relevance of the Orthodox mission in the global network, its features and target audience areexamined. Particular attention is paid to the fact that the Russian Orthodox Church takes an active position in development of media space because the Internet nowadays is the most extensive missionary field. The main conclusions of the article are as follows: the Church and every Orthodox Christian are called to the Gospel; the Orthodox mission in the media space is based on Christocentricity; the Orthodox mission in the Internet space adheres to the principles and methods used in real life.

Текст научной работы на тему «Обоснование и особенности миссии русской Православной Церкви в интернете»

3. Проявлять большую смелость и духовную свободу в выборе тем для научных исследований, прежде всего, обратить внимание на такие темы, как церковное краеведение, византология, иконопись, церковная архитектура, церковное хозяйство, церковь и наука, церковь и государство, литургика, духовная безопасность.

Библиография

1. Вестник ХДС. - № 1 (1). - 2011.

2. Вестник ХДС. - № 3 (з). - 2013.

3. Вестник ХДС. - № 4 (4). - 2014.

4. Вестник ХДС. - № 6 (б). - 2016.

5. Вестник ХДС. - № 8 (б). - 2017.

6. Евангелие в контексте современной культуры: материалы III Международной научно-практической конференции. - Белгород, 2015. - 364 с.

7. Евангелие в контексте современной культуры: материалы V Международной научно-практической конференции. - Белгород, 1917-2017: Уроки столетия, 18 мая 2017 г. - Белгород, 2017. - 370 с.

8. Труды Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Выпуск V: Сборник научных трудов. - Белгород: СКпресс, 2017. -Вып. V. - 192 с.

9. Труды Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Выпуск IV: Сборник научных трудов. - Белгород: СКпресс, 2016.

- Вып. IV. - 176 с.

10. Труды Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Выпуск 3: Сборник научных трудов. - Белгород: СКпресс, 2015.

- Вып. 3. - 208 с.

11. Учебный комитет РПЦ [Электронный ресурс] // Учебный комитет РПЦ /

- URL: http://www.uchkom.info/ (дата обращения: 12.10.2017).

12. Харьковская епархия УПЦ МП [Электронный ресурс] // Харьковская епархия УПЦ МП- URL: http://www.eparchia.kharkov.ua/viewannouncement/83 (дата обращения: 14.11.2017).

13. Церковь и миссия: история и современность: материалы международной научно-практической студенческой конференции. - Белгород: Изд-во «СКпресс», 2016. - 232 с.

УДК 993-266.3

Иерей Иоанн Александрович Потапов, магистр богословия, секретарь Ученого совета, старший преподаватель кафедры библеистики и богословия

Белгородской Духовной семинарии

(с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород johnbds@mail.ru

Обоснование и особенности миссии Русской Православной Церкви в Интернете

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальность православной миссии в глобальной сети, её особенности и целевая аудитория. Особо акцентируется внимание на том, что Русская Православная Церковь занимает активную позицию по освоению медийного пространства по причине того, что Интернет в наши дни является самым обширным миссионерским полем. Основными выводами данной статьи являются: Церковь и каждый православный христианин, призваны к благовествованию; православная миссия в медийном пространстве основывается на христоцентричности; православная миссия в интернет-пространстве придерживается принципов и методов, применяемых в реальной жизни.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, миссия, миссионерская деятельность, Интернет, медийное пространство.

Priest Ioann A. Potapov, Master of Theology, Secretary of Academic Council, a senior lecturer of Department of Bible study and theology of

the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation), Russia, Belgorod johnbds@mail.ru

Justification and features of the mission of the Russian Orthodox Churchin the Internet

Annotation: In thearticle relevance of the Orthodox mission in the global network, its features and target audience areexamined. Particular attention is paid to the fact that the Russian Orthodox Church takes an active position in development of media space because the Internet nowadays is the most extensive missionary field. The main conclusions of the article are as follows: the Church and every Orthodox Christian are called to the Gospel; the Orthodox mission in the media space is based on Christocentricity; the Orthodox mission in the Internet space adheres to the principles and methods used in real life.

Keywords: theRussian Orthodox Church, mission, missionary activity, Internet, media space.

Господь наш Иисус Христос заповедал апостолам, ученикам и последователям быть Ему свидетелями «даже до края земли» (Деян. 1:8). Он сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). Эти слова являются основой миссионерской деятельности Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Русская Православная Церковь всегда благовествовала и свидетельствовала о Христе, возвещая Евангельские Истины многим народам Земли [9].

Миссия Церкви, в ее богословском понимании, является проекцией «взаимоотношений Лиц Пресвятой Троицы на все творение» [10], глобальная ее цель - теосис (обожение) всего творения [11]. Миссионерская деятельность, по сути, составляет всю жизнь Церкви, и строится она на отношениях «Церковь - мир», поэтому каждый член Церкви должен свидетельствовать о Христе, нести Благую весть в мир, каждый член Церкви - миссионер [4]. Любой православный человек, пользующийся глобальной сетью, становится миссионером, проповедником, апологетом, рассуждая на экклезиологические, соте-риологические, христологические темы, рассказывая о Боге, Церкви в каких-то своих публикациях в Сети или, например, описывая церковные праздники, комментируя книги на православную тематику, отражая нападки иноверцев и прочее [7].

В современных условиях приоритетное направление миссии Русской Православной Церкви - Евангелизация, которая должна совершаться на понятном и актуальном языке. В связи с этим встала необходимость разнообразия форм и методов проповеди, в т.ч. и в условиях интернет-пространства [5]. Как ап. Павел приспосабливался к менталитету, традициям и обычаям тех, к кому он обращался с проповедью, так и современные проповедники, блогеры, православные пользователи Интернета должны учитывать специфику общения в медийном пространстве, а также многообразие культур глобальной сети, особенности экономического и социального развития тех, к кому направлена проповедь. Как указывает епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) (ныне митрополит), «для евангелизации необходима актуализация евангельских текстов» как для европейской культуры, так и для российской, и в этом деле важную роль играет правильное использование средств массовой информации [5], в т.ч. и Интернета, который в настоящее время является мощным источником информации и территорией общения. Основная аудитория этой коммуникативной среды - это молодые люди, которые составляют важнейшую миссионерскую аудиторию Церкви [3].

Задачи интернет-миссионеров, православных блогеров могут быть самыми разными: мировоззренческие беседы с «язычниками, агностиками, «просто христианами» и атеистами, противодействие тоталитарным сектам, борьба с церковными суевериями», разоблачение мошенников, полусектантских околоправославных групп, биографические повествования, описания храмов и

многое другое. Конечно, для ведения плодотворных бесед, дискуссий, для повышения эффективности миссионерской деятельности необходимо хорошо знать Священное Писание, легко ориентироваться в Библии и при необходимости ее цитировать [7]. Общекультурные требования к православным проповедникам и распространителям христианской веры в медийном пространстве сводятся к одному - чем выше их культура, тем лучше. Необходимо сказать о том, что современным православным пользователям Интернет приходится порой принимать нестандартные решения в деле благовествования для того, чтобы заинтересовать, пробудить, всколыхнуть равнодушного человека, направить его мысли к Евангелию, ко Христу. Тот, кто проповедует в медийном пространстве, рассказывает о Православной вере, о Христианстве, кто продвигает православные традиции и ценности, «призван передать как всё богатство богословского наследия Православной Церкви, так и свой личный опыт следования за Христом» [7]. При этом он должен учитывать особенности и специфику общения в этом пространстве, следовать многовековым традициям и принципам православного духовничества, которые основаны на любви к Богу и ближнему. Рассуждая на духовные, богословские темы, необходимо следить за своим личным духовным состоянием, дабы не впасть в состояние прелести и не ввести в искушение другого человека. Каждый православный человек, особенно активно проявляющий свою мировоззренческую позицию в Интернет-пространстве, должен обладать определенными качествами, такими как молитвенность, смирение, бескорыстие, ревность о Боге, приветливость, не должно быть проявления агрессии в адрес неверующего, инославного и просто инакомыслящего человека. Проповедь Евангелия должна соответствовать учению Христа, «здравому учению» (Тит. 2:1), основываться на толкованиях Отцов Церкви, «правилах веры» (2 Тим.3:10-14). Для того чтобы легко оппонировать или вести беседы с представителями иных религий, конечно же, нужно знать не только свою веру, но и быть знакомым с другими мировоззрениями и религиями. При этом важно иметь терпение со смирением и преданность Богу, готовность преодолевать трудности мира сего [7].

Русская Православная Церковь осознает заботы, тревоги и проблемы современного человека и старается содействовать их разрешению, «чтобы в мире воцарились мир Божий, «который превыше всякого ума» (Флп. 4:7), примирение и любовь» [8]. Церковь заботится обо всех людях, которые нуждаются в помощи: это и голодающие, и больные, инвалиды, и престарелые, и те, кто находится в плену, в заключении, и бездомные, сироты, жертвы катастроф и военных конфликтов, и пр. Эта деятельность Православной Церкви является выражением веры и служением Христу. Церковь весьма озабочена тем, что обществу все больше и больше навязывается потребительский образ жизни, усиливаются тенденции отхода от христианских нравственных ценностей, что, в свою очередь, ведет к утрате духовных корней, к историческому беспамятству

и забвению традиций. Современные СМИ, в т.ч. и многие интернет-сайты, часто оказываются под влиянием «идеологии либерального глобализма и таким образом становятся орудиями распространения потребительства и безнравственности» [8]. Поэтому Церковь призывает человека принять и воплотить в жизнь все то, что «только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель» (Флп. 4:8). И Интернет может быть полезным средством, инструментом в деле благовествования, донесения до интернет-пользователей информации о православной вере, в формировании определенной коммуникативной среды, территории общения и обмена информацией. При этом нужно учитывать большой объем информации (и положительной, и отрицательной), который обрушивается на человека при соприкосновении с Интернет-сферой. Православная миссия в медийном пространстве основывается на христоцентричности, отсутствии агрессии и ненависти, проповеди без применения методов манипулирования сознанием, доступности и понятности информации. Другими словами, о чем бы мы ни говорили, мы не должны забывать о Христе, о Евангелии; нужно знать свое вероучение, догматы; нельзя навязывать другим свою точку зрения, свою веру и пытаться, во что бы то ни стало, любыми способами убедить человека в своей правоте; конечно же, неприемлем обман. Излагать свои мысли нужно доступным языком, «с учетом образовательного, возрастного, культурного уровня человека» [2].

Таким образом, Церковь и каждый православный христианин призваны к благовествованию, к передаче веры миру, к его обожению, к приведению людей ко Христу [6, с.15]. И для этого Русская Православная Церковь использует средства массовой информации, в том числе и Интернет, при этом учитывается специфика общения и распространения информации в глобальных сетях. Покорить же вере во Христа можно лишь любовью, поэтому каждый вещающий истины Христовы миру должен помнить, что он «являет образ Божьей любви и живой пример Самого Христа» [12], а значит, не должно быть никакой агрессии, ненависти. Прежде всего, нужно «свидетельствовать о распятом и воскресшем Господе Иисусе Христе, о новой жизни в Нем» [1, с.21].

Библиография

1. Адаменко, Н. Миссия или контрмиссия? [Текст] // Православная миссия сегодня. Сборник статей и публикаций. - М.: Издательство Московской Патриархии, Арефа, 2010. - С. 18-22.

2. Березин, Д., свящ. Миссия в интернете [Электронный ресурс] // Московские Епархиальные Ведомости, № 7-8 за 2014 г. - URL: http://www.mepar.ru/library/vedomosti/76/1675/ (дата обращения: 21.05.2017).

3. Дудченко, А., прот. Православная миссия в Интернет: некоторые аспекты. Обоснование миссии в глобальной сети [Электронный ресурс] //

Киевская Русь: сайт. - URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/navigator/637/ (дата обращения: 21.05.2017).

4. Иоанн (Попов), архиеп. Белгородский и Старооскольский. Миссия Церкви в православном понимании: экклезиологические и канонические обоснования [Электронный ресурс] // персональный сайт священника Вячеслава Романова: сайт. - URL: http://duhovnik.com/node/1001 (дата обращения: 21.05.2017).

5. Иоанн (Попов), еп. Белгородский и Старооскольский. Миссия в Русской Православной Церкви в современных условиях // Православие и современность: Информ.-аналит. портал Саратовской и Вольской Епархии. 17.05.1995. - URL: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/missiya-v-russkojj -pravoslavnojj -cerkvi-v-sovremennykh-usloviyakh (дата обращения: 21.05.2017).

6. Иосиф (Павлинчук), иером., Соколовски, А., диак. К определению миссии [Текст] // Православная миссия сегодня. Сборник статей и публикаций. - М.: Издательство Московской Патриархии, Арефа, 2010. - С. 917.

7. Йоффе, Г., прот. Практическая миссиология [Электронный ресурс] // Азбука веры: сайт. - URL: https://azbyka.ru/katehizacija/prakticheskaya-missiologiya.shtml#n14 (дата обращения: 21.05.2017).

8. Миссия Православной Церкви в современном мире. Вклад Православной Церкви в достижение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций [Электронный ресурс] / Проект документа Всеправославного Собора, одобренный Собранием Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года. Отдел внешних церковных связей // РПЦ. Отдел внешних церковных связей: сайт. - URL: https://mospat.ru/ru/2016/01/28/news127353/ (дата обращения: 21.05.2017).

9. Определение «О православной миссии в современном мире» [Электронный ресурс] // официальный сайт Московского Патриархата: сайт. -URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/527258.html (дата обращения: 21.05.2017).

10. Теоретические основы миссии. Богословское обоснование миссии [Электронный ресурс] // Синодальный отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства УПЦ: сайт. -URL: http://www.rokim.org.ua/library/mission_theory/bogoslovskoe_obosnovani е/ (дата обращения: 21.05.2017).

11. Теоретические основы миссии. Локальные и глобальные цели миссии [Электронный ресурс] // Синодальный отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства УПЦ: сайт. -URL:

http://www.rokim.org.ua/library/mission_theory/zeli_missii/ (дата обращения: 21.05.2017).

12. Теоретические основы миссии. Мотивация миссии [Электронный ресурс] // Синодальный отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства УПЦ: сайт. -URL:

http://www.rokim.org.ua/library/mission_theory/motivazija_missii/ (дата обращения: 21.05.2017).

УДК 27-75

Лопин Роман Анатольевич, кандидат философских наук, доцент кафедры миссиологии Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород lopin_ra@mail.ru

Церковь в философско-антропологической концепции А.С. Хомякова

Аннотация: в статье рассматривается проблема Церкви в антропологической концепции А.С. Хомякова, место и значение его наследия в религиозно-философской русской мысли.

Ключевые слова: Церковь, человек, православие, русская мысль, антропология, христианство, религия, философия.

Lopin Roman A., Ph.D.

associate Professor of Department of missiology of the Belgorod Orthodox Theological Seminary (with missionary orientation), Russia, Belgorod lopin_ra@mail.ru

The Church in the philosophical and anthropological concept of A.S.

Khomyakov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.