Научная статья на тему 'Методы миссионерской деятельности в раннехристианской и современной Церкви'

Методы миссионерской деятельности в раннехристианской и современной Церкви Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
422
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миссия / методы / жизнь Церкви / mission / methods / life of the Church

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сергий Иванович Рубежанский

В данной статье рассматриваются методологические особенности миссионерской деятельности раннехристианской и современной Церкви. Акцентируется внимание на то, что не все методы миссионерской работы раннехристианской Церкви применимы в настоящее время в полной мере. Но эти ограничения обусловлены преимущественно субъективными причинами. Методы миссионерской деятельности раннехристианской Церкви не устаревают, а остаются основополагающими примерами для современных миссионеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of missionary activity in the early Christian Church and in modern period

the article discusses the methodological features of the missionary work of the early Christian Church and the modern Church. It is emphasized that not all methods of missionary work of the early Christian Church are currently fully applicable. But these limitations are mainly determined by subjective reasons. The methods of missionary activity of the early Christian Church do not become antiquated, but remain fundamental examples for modern missionaries.

Текст научной работы на тему «Методы миссионерской деятельности в раннехристианской и современной Церкви»

12. Бесс Ж. М., Буассьер А. Философия. — М: ACT: Астрель, 2005.

13. Боянус С.К. Средневековый театр. - Петербург: ACADEMIA, 1924.

14. Устименко А.Л. О смысле и бессмысленности // Философия права. -2010. - № 2. - C. 65-75.

15. Цыпина Л.В. Отступники разума: Паскаль, Кьеркегор и диалектический парадокс человеческого существования // Вестник СПбГУ. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2016. Вып. 2. С. 60-70.

16. Быховский Б.Э. Кьеркегор. - М.: Мысль, 1972. - 238 с.

17. Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к философским крохам. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-т, 2005. - 679 с.

УДК 27-75

Протоиерей Сергий Иванович Рубежанский, кандидат философских наук, заведующий кафедрой миссиологии Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород, rubej31@mail.ru

Методы миссионерской деятельности в раннехристианской и современной Церкви

Аннотация. В данной статье рассматриваются методологические особенности миссионерской деятельности раннехристианской и современной Церкви. Акцентируется внимание на то, что не все методы миссионерской работы раннехристианской Церкви применимы в настоящее время в полной мере. Но эти ограничения обусловлены преимущественно субъективными причинами. Методы миссионерской деятельности раннехристианской Церкви не устаревают, а остаются основополагающими примерами для современных миссионеров.

Ключевые слова: миссия, методы, жизнь Церкви.

Archpriest Sergei I. Rubezhanskiy

PhD,

head of the department of missiology of the Belgorod Orthodox Theological Seminary (with missionary orientation) Russia, Belgorod rubej31@mail.ru

Methods of missionary activity in the early Christian Church and in

modern period

Abstract: the article discusses the methodological features of the missionary work of the early Christian Church and the modern Church. It is emphasized that not all methods of missionary work of the early Christian Church are currently fully applicable. But these limitations are mainly determined by subjective reasons. The methods of missionary activity of the early Christian Church do not become antiquated, but remain fundamental examples for modern missionaries.

Key words: mission, methods, life of the Church

В переводе с древнегреческого слово цебобор - оуть

исследования или познания. В диалектическом понимании метод - являет собой осознание формы внутреннего самодвижения содержания изучаемого предмета, но в силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию устаревать, преобразовываясь и развиваясь в соответствии со временем. В христианско-антропологическом понимании метод - означает путь человека к познанию Бога, для обожения и спасения. Хотя христианские методы также ограничены рамками действия и результата, но они не имеют тенденцию устаревать, а только преобразовываться и развиваться в рамках изменчивой социальной жизни.

Методы всегда вырабатываются для достижения определенной цели. Для христианской Церкви общей целью существования является спасение рода человеческого и достижения Царствия Небесного. Рассматривая жизнь раннехристианской Церкви, мы можем выделить и соотнести с современностью ряд методов, использовавшихся христианами для распространения благовестия о Спасителе.

Первый и самый главный метод раннехристианской Церкви - это проповедь: "Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное" (Мф. 10.7). Апостолы и ученики Христа благовествовали о пришествии в мир Спасителя, о будущем суде и воскресении мертвых, тем самым исполняя заповедь Иисуса Христа "научить все народы", "проповедовать Евангелие всей твари" (Мф. 28:19; Мк. 16:15). Проповедь как метод остается актуальной и в наше время. Церковь, осознавая важность вербальной коммуникации, закрепила канонами обязанность священников произносить проповедь в воскресные и праздничные дни. Со временем возникает наука о проповеди - гомилетика, призванная научить проповедников искусству благовествования.

Второй метод раннехристианской Церкви - чудеса. Чудеса - деяния подтверждающие истинность проповеди: "Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте" (Мф. 10.8). Сила чудотворения является Божественным даром, которым Господь способствует распространению христианства среди неверных. История христианской

Церкви знает множество примеров чудотворений, происходивших по молитвам христиан "Дай рабам Твоим со всею смелостию говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса" (Деян. 4.29-30). Возможно ли применить данный метод в наше время? Да конечно, но только в наши дни не каждый миссионер имеет настолько реальный опыт богообщения и духовного дерзновения, чтобы совершать зримые чудеса. Данный метод миссионерской деятельности подвластен только избранным светочам нивы Христовой.

Третий метод раннехристианской Церкви - нравственная жизнь. Нравственная жизнь являет высоту и чистоту христианского учения: "Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа" (Тит. 2.1113). Говоря о своем апостольском служении, апостол Павел замечает: "Мы стараемся о добром не только пред Господом, но и перед людьми" (2 Кор. 8.21). Нравственность как духовная свобода от греха была всегда примером для погрязших во мраке страстей язычников и являла собой действительное живое проявление Духа Святого в человеке: "Христианская нравственность имеет две стороны: добродетель - как этическая категория совершения добра, и праведность - как духовная категория Божественного оправдания и свободы от зла" [4, с. 136]. Данный метод остается актуальным и в настоящее время и его не только можно, но и крайне необходимо применять в практике миссионерского служения. Каждый согласится с тем, что безнравственный миссионер не сможет стать настоящим проповедником слова Божия и может нанести большой вред Церкви соблазнительным примером своей жизни.

Четвертый метод раннехристианской Церкви - мученичество. "Нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, немощны, в бесчестии. Даже до ныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне" (1 Кор. 4.9-13). Ранние христиане, в период гонений на Церковь, шли на осознанный подвиг мученичества и тем свидетельствовали о своей вере и истинности Христова учения. Данный метод миссионерского служения актуален и в настоящее время, так как ключевым отношением христианина к падшему миру является свидетельство Креста Христова, его несения в своей жизни.

Пятый метод - человеческая мудрость. Данный метод является вспомогательным и призван воздействовать на интеллект сомневающихся, но интересующихся Богом людей. "Я посылаю вас, как овец среди волков:

итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Мф. 10.16). Наука, философия, риторика не отвергались христианами как метод благовестия, а только поставлялись в зависимость от главного принципа: "силы Божией" (1 Кор. 2.5), "философия есть служанка богословия" (Иустин Философ). Данный метод актуален и в настоящее время, так как образованному человеку гораздо легче благовествовать и находить общий язык с разными людьми.

Шестой метод раннехристианской Церкви - оглашение. Господь наш Иисус Христос, отправляя своих апостолов на проповедь, сказал: "Идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их блюсти вся, что Я заповедал вам" (Мф. 28.19-20). Неслучайно Господь указывает на необходимость вначале научить народы, а после крестить. В раннехристианской церкви человек, хотевший сделаться христианином, допускался к таинству крещения не сразу. Оглашенный должен был изучить христианское учение о Боге и пройти ряд испытаний. Евангелие свидетельствует нам об этом указывая на продолжительную проповедь апостола Петра в Иерусалиме в день Пятидесятницы, после которой около трех тысяч человек прониклись словом благовестия и приняли христианство (Деян. 2, 14-41). В Риме апостол Петр благовествовал сотнику Корнилию и всем его близким, после чего допустил их к таинству крещения (Деян. 10, 2448). Точно так же поступали и другие апостолы, строго и неукоснительно следуя заповеди Христа.

Данный метод позволял приобрести убежденных в своей вере чад Церкви и отсеивал пустых вопрошателей, бездумно мятущихся в своих убеждениях. Историк Смирнов Е.И., указывая на важность вышесказанного, пишет следующее: "Во втором и третьем веках, ввиду многих неискренно принимавших христианство и отпадавших от него во время гонений, Церковь признала неудобным совершать крещение вслед за изъявлением желания принять христианство, и поэтому установила определенный порядок испытания и приготовления уверовавших ко вступлению в общество христиан" [5, с. 186].

Данный метод раннехристианской Церкви остается актуальным и обязательным и в настоящее время.

Рассмотрев шесть основных раннехристианских методов миссионерского служения, мы можем сделать следующие выводы. Методы, применяемые впервые века христианства, являются основополагающими и актуальными. Для некоторых методов крайне необходим личный духовный опыт миссионера и его непоколебимая вера. Необходимое наличие данных качеств миссионера являют собой субъективные ограничения, которые не позволяют применить все раннехристианские методы благовестия в современности. Все методы, указанные нами, могут быть выражены и раскрыты в одном единственном всеобъемлющем принципе, который выразил митрополит Амфилохий (Радович) следующими словами: "Жить и

мыслить во Христе Иисусе, Господе нашем. В этом заключена методика Церкви, в этом ее вечная миссия и призвание" [1, с. 260].

Библиография

1. Амфилохий (Радович), митр. Миссия Церкви и ее методика (в исторической перспективе). / пер. с серб. С. Луганской // Альфа и Омега, 2001. - 265 с.

2. Афанасьев Н., прот., Вступление в Церковь, Шмеман А., прот. Водою и Духом. - М.: ПСТГУ, 2004. - 450 с.

3. Библия. - М.: Российское Библейское Общество, 2001. - 1346 с.

4. Миссиология: учебное пособие / (по благословению и под общей редакцией Высокопреосвященнейшего Иоанна, архиепископа Белгородского и Старооскольского, председателя Миссионерского отдела РПЦ; отв. ред. свящ., канд. богословия А. Гинкель). - изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 2010. - 400 с.

5. Смирнов Е.И. История христианской Церкви. - М.: Троице-Сергиева Лавра, 2007. - 768 с.

УДК 811:111

Полетаева Татьяна Александровна, кандидат философских наук, заведующая учебно-методическим отделом, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород, bpds_umo@mail.ru

Аспекты герменевтики и феномена понимания (в концепциях Шлейермахера, Дильтея, Хайддегера и Гадамера)

Аннотация. В статье рассматриваются и сравниваются подходы Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, М. Хайддегера и Х.-Г. Гадамера к вопросу определения сущности герменевтики и феномена понимания. Выясняется сходство и преемственность идей Дильтея и Шлейермахера, идей Гадамера и Хайдеггера о природе и причинах понимания, о сущности герменевтики. Рассматриваются оригинальные подходы в интерпретации герменевтического круга и способов его разрыва в концепциях Шлейермахера, Хайдеггера и Гадамера. Показывается, как понятие темпоральной дистанции, которое присутствует в концепциях Шлейермахера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.