Научная статья на тему 'Концепция миссии католической Церкви в период средневековья'

Концепция миссии католической Церкви в период средневековья Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
140
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИЯ / MISSION / БОГОСЛОВИЕ / THEOLOGY / ЕВАНГЕЛИЕ / GOSPEL / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / MIDDLE AGES / РАЙМОНД ЛЮЛЛЬ / RAYMOND LULLY / ПРАВОСЛАВИЕ / ORTHODOXY / ИИСУС ХРИСТОС / JESUS CHRIST

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Серединин Дионисий

В статье рассматриваются исторические этапы развития миссии Церкви. Автор анализирует происхождение слова «миссия», прослеживает развитие миссии в разные исторические периоды Церкви, описывает исторические документы по вопросам миссионерской деятельности. Автор придерживается позиции, что самым первым «миссионером» был Иисус Христос, а сегодня успеха в миссионерской деятельности сможет добиться тот, кто выберет путь любви, смирения, молитвы и поручения себя Господу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of mission of the Catholic Church during the Middle Ages

In the article historical stages of development of the Church's mission are examined. The author analyzes the word of "mission", traces development of mission in different historical periods of the Church, describes historical documents concerning missionary activity. The author's position is that the very first "missionary" was Jesus Christ, and nowadays a success in missionary work can be achieved by one who chooses a way of love, humility, prayer and dedication himself to the Lord.

Текст научной работы на тему «Концепция миссии католической Церкви в период средневековья»

церковью. Все Православие сводится к названию, остальное же -латинское.

Но самое интересное, что главной святыней Филиппин является... православная икона [1, с.71]! Это точная копия иконы «Всепомогающая», включая греческие титлы и восьмиконечный крест, который держит один из ангелов. Говорят, что эта икона не вполне честным образом была вывезена в прошлом из православной страны. На Филиппинах она прославилась огромным множеством чудес, почему народ и почитает ее. В храме Бакларан возле нее постоянно толпы молящихся, и каждый час служится месса, но мало кто из приходящих знает о том, что икона - православная, как и в целом о Православии на Филиппинах пока что знают немногие.

Список литературы

1. Все о религии Филиппин / Под ред. Репина А.Н. - Спб., 2010.- 94 с.

2. Григорьев П.Н. История православия за рубежом. -Екатеринбург, 2009. - 216 с.

3. Егорьева М.А. Православие Юго-Восточной Азии в прошлом и в настоящем. - Спб., 2014. - 116 с.

4. Православие во Вьетнаме это: словари и энциклопедии на Академике.[Электронный ресурс]- Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/522486

5. Черепанин О., игум. История Христианства в Тайланде. -Бангкок, 2008. - 237 с.

Концепция миссии Католической Церкви в период Средневековья

Дионисий Серединин магистрант БДС ( с м/н) Россия, г.Белгород Deneemax@inbox.ru

Аннотация. В статье рассматриваются исторические этапы развития миссии Церкви. Автор анализирует происхождение слова «миссия», прослеживает развитие миссии в разные исторические периоды Церкви, описывает исторические документы по вопросам

миссионерской деятельности. Автор придерживается позиции, что самым первым «миссионером» был Иисус Христос, а сегодня успеха в миссионерской деятельности сможет добиться тот, кто выберет путь любви, смирения, молитвы и поручения себя Господу.

Ключевые слова: миссия; богословие; Евангелие; средневековье; Раймонд Люлль; православие; Иисус Христос.

The concept of mission of the Catholic Church during the Middle Ages

Dionysius Seredinin graduate student of the BOS (with m/o)

Russia, Belgorod Deneemax@inbox.ru

Annotation. In the article historical stages of development of the Church's mission are examined. The author analyzes the word of "mission", traces development of mission in different historical periods of the Church, describes historical documents concerning missionary activity. The author's position is that the very first "missionary" was Jesus Christ, and nowadays a success in missionary work can be achieved by one who chooses a way of love, humility, prayer and dedication himself to the Lord.

Key words: mission; theology; Gospel; Middle Ages; Raymond Lully; Orthodoxy; Jesus Christ.

То, что мы сегодня понимаем под богословским значением слова «миссия» связано с деятельностью Иисуса Христа и Апостолов.

В древней Церкви миссия была ее естественной деятельностью, она служила развитию богословия, она была «матерью богословия». В центре внимания Отцов Церкви всегда были, прежде всего, богословские вопросы. Рассматривая дело распространения Благой Вести и свидетельства о ней, они были уверены, что Евангелие будет провозглашено уже апостолами до скончания мира.

Можно выделить несколько этапов с исторической точки зрения, как развивалась миссия Церкви.

Из Послания к Диогнету нам известно, что христиане всей своей жизнью проповедовали Евангелие. Они были как все люди, но

жили по слову Евангелия, первой заповедью которого является любовь, и вся их жизнь была проповедью любви [9, а 332-338].

В Средние века мы впервые встречаем слово «миссия». Св. Бонавентура говорит, что миссия проповедования нуждается в авторитете лица, который посылает миссионера на миссию[6, а 115127]. Часто пишет о миссии св. Фома, акцентируя роль Христа и Святого Духа в миссионерской деятельности Церкви, что особенно видно в его учении о происхождении миссии Сына и Святого Духа из любви Отца [1, а 230]. Определенный вклад в начале XIV века в понимание роли миссионерской деятельности внес Раймонд Люлль [5, а 230-239].Ему принадлежит работа, посвященная основным принципам миссионерской деятельности. Он считал, что организация миссионерской деятельности должна осуществляться под руководством папы особым ведомством по миссии в Риме и придавал большое значение специальной подготовке будущих миссионеров. Он понимал важность миссии в диалоге между миссионерами и теми, кому они проповедуют.

В XVI веке мы наблюдаем оживление и расширение миссионерской деятельности, что было связано, прежде всего, с великими географическими открытиями. Церковь понимала необходимость проповеди Евангелия среди народов, которые еще ничего не слышали о Христе. В это время началась миссионерская деятельность в Латинской Америке, Индии и Японии.

В первой половине XVI века появились два папских документа по вопросам миссионерской деятельности. Они связаны с именами папы Адриана VI - «Ommmoda» (1522) [3, етлб. 103] и папы Павла III - «SublimisDens» (1537) [4, етлб. 1175-1176].

С этого времени многие миссионеры начали писать о своей деятельности в новых землях, о культуре народов, среди которых они жили, особенностях их жизни, а также о тех проблемах, с которыми они там встречались. Важно заметить, что все эти народы не были неверующими, они верили в своих богов. Этот фактор, связанный с особенностью национального уклада жизни, заставлял миссионеров искать новые пути возвещения Евангелия.

Менялись времена, а Церковь оставалась, остаётся и останется верной учению нашего Господа. Дух Евангелия распространялся, несмотря на притеснения христиан, особенно до 313 года, до того как был принят Миланский эдикт. Периоды гонений и относительного спокойствия сменяли друг друга, но никогда на земле не

прекращалась христианская миссия, все больше и больше возрастали требования, предъявляемые к миссионеру. Из них самыми важными были и есть: знать язык (языки - если есть несколько племён, национальных групп, где миссионер должен проповедовать Евангелие на родном языке, для лучшего понимания и применения в жизни); знать местные культурные обычаи, господствующие в этой среде, регионе, народе, группе, чтобы проповедь Евангелия легче проникала, воспринималась и усваивалась среди этих людей; относиться с любовью и уважением к народу страны, к особенностям всего, что касается их ежедневной пищи, если появляется, почитаемый гость и хозяева хотят угостить его наилучшими их блюдами, гость-миссионер не должен отказываться, так как это может их огорчить; терпимо относиться к национальной одежде, которая является каждодневным убранством.

Миссионер должен понимать, что все эти атрибуты имеют очень большое значение в его миссионерской деятельности, и должен хотеть жить так, как народ данной страны, потому что это поможет утвердить фундамент христианских ценностей, основанных на духе Евангелия. Тогда люди реально почувствуют, что миссионер приехал к ним действительно для того, чтобы вносить в их повседневную жизнь радость не только земную, но и радость, исходящую из Источника Вечного Спасения.

С течением времени миссиология продолжала развиваться, и в ней появлялись новые дисциплины, такие как этнография, история религий и религиозная антропология. Важную роль сыграли Соборы и Синоды, которые придали новую направленность миссионерской деятельности в экклезиологическом и христологическом контексте [2,c. 301-335, 352-405].

Весомый вклад в деятельность миссии внесли кармелиты. Именно они предприняли большие усилия для того, чтобы была основана в Риме «CongregationedePropagandaFide» (Конгрегация евангелизации народов).

Здесь следует упомянуть имена Р. Juande Jesus Maria и P. Tomasde Jesus Maria. P. Juande Jesus Maria является автором книги «Инструкция по миссионерской деятельности», в которой изложена доктрина христианства и практические возможности ее проповедования. Ему принадлежит также «История миссионерской деятельности».

Была обоснована необходимость создания Конгрегации по миссии, которая должна была заниматься только вопросами миссионерской деятельности.

Хотя уже в XVI веке было сделано много попыток основания Конгрегации занимающейся миссией, она была создана только в XVII веке. Ее основателем был Папа Григорий XV, который 22 июня 1622 года специальной буллой заявил об основании новой Конгрегации, она называлась «SacraCongregationedePropaganda Fide»(Конгрегация пропаганды веры).

Цель этой Конгрегации - помогать Папе во всем, что касалось миссионерской деятельности.

Много сделал для Конгрегации ее первый секретарь Франчсско Инголи (1622-1649). Он получал почту от миссионеров всего мира, разработал программу миссионерской деятельности. Основные пункты этой программы касались роли Церкви и миссионеров. В программе говорилось, что Церковь должна преобразовать миссионерскую деятельность из колониального явления в экклезиологическое и духовное движение. Это было очень важное положение программы, поскольку были периоды, когда миссионеров посылали на миссию одновременно и вместе с колониалистами, интересы которых были сосредоточены исключительно па торговле. Церковь стоит на позициях того, что миссионеры не должны вмешиваться в политику страны, в которой они осуществляют миссию. Этот вопрос был актуален всегда.

Церковь должна унифицировать миссионерскую деятельность и стремиться к формированию местного духовенства.

Через пять лет после основания

«CongregationedePropagandaFide» (Конгрегация распространения веры) Папа Урбан VIII издал буллу «ImmortalisDei» (Бессмертный Бог), которой он основал Урбанскую Папскую Коллегию, которая давала возможность миссионерам и местному духовенству получать необходимое им образование.

Франческо Инголи понимал, какое значение имеют книги в деле миссии. Основанная им типография стала выпускать книги по богословию и катехизисы на местных языках.

Но поистине самым первым «миссионером» был Иисус Христос. Он через Свое учение и примером Своей жизни привлек к Себе Своих учеников для того, чтобы они шли и несли Благую Весть жаждущим её. Таким образом, Иисус передал миссионерское делание

Своим ученикам и Церкви. Подтверждение этого находим в Евангелии от Матфея: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Эта задача доверена не только избранным, но и тем, кто после апостолов будет продолжать их дело. Иисус обещал апостолам также, что пошлет им Святого Духа, Который утешит их, освятит, даст мужество и отвагу нести Слово Истины. Подтверждение этого обещания находим в Книге Деяний Апостолов.

Задача Церкви - возвещать Евангелие всему человечеству, живущему в мире [7, с. 29]. Эта обязанность, которую Церковь исполняет через епископов и священников. Но не только они призваны проповедовать Евангелие, но и каждый крещёный обязан своим свидетельством возвещать Благую Весть.

Здесь очень важно понимать, как и какими методами нужно сеять зерно Божие на почву человеческих сердец в том мире, в котором мы сегодня живем, как добиться успеха в этом великом деле возвещения Евангелия. Лучшим миссионером будет тот, кто изберет путь любви, смирения, молитвы и поручения себя Господу, чтобы Он непосредственно подсказал ему, как действовать.

Список литературы

1. Бош Д. Преобразования миссионерства: Сдвиги парадигмы в богословии миссионерской деятельности. - СПб., 1997.

2. Второй Ватиканский Собор Конституции, Декреты, Декларации. -Изд. «Паолине», 2007.

3. Католическая Энциклопедия. Т. I. - М.: Изд-во Францисканцев,

2002.

4. Католическая Энциклопедия. Т. III. - М.: Изд-во Францисканцев,

2007.

5. Новый энциклопедический словарь, Т. 25. - М., 2005.

6. О Царстве Божием. - М., 1996. № 4.

7. Павел VI, папа Римский. Evangeliinuntiandi. Апостольское увещание о возвещении Евангелия в современном мире. 8 декабря 1975 г. - СПб., 2002.

8. Сагарда Н.И. Лекции по патрологии: 1-^ вв. / Ред.: диак. А. Глущенко, А. Г. Дунаев. - М., 2004.

9. Скворцев К. О послании к Диогнету // ТКДА. 1873. № 8.

Марковская церковь как пример миссионерского освоения Крайнего Северо-Востока

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.