Научная статья на тему 'Марковская церковь как пример миссионерского освоения Крайнего Северо-Востока'

Марковская церковь как пример миссионерского освоения Крайнего Северо-Востока Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / ORTHODOXY / КРАЙНИЙ СЕВЕРО-ВОСТОК / МИССИОНЕР / MISSIONARY / НАРОДЫ КРАЙНЕГО СЕВЕРА / PEOPLES OF THE FAR NORTH / СВЯЩЕННИК МИТРОФАН ШИПИЦЫН / PRIEST MITROFAN SHIPITSYN / THE FAR NORTH EAST

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шелих Владимир

В статье рассматривается миссионерское освоение Крайнего Северо-Востока. Описываются особенности процесса христианизации различных народов рассматриваемого региона. Подробно описывается миссионерская деятельность священника Митрофана Шипицына в селе Марково в 19 в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Markov Church as an example of missionary settling of the Far North East

In the article missionary settling of the Far North East is examined. Features of the process of Christianization of various peoples of the region are described. It is shown in detail a missionary activity of priest Mitrofan Shipitsyn in the village of Markovo in the 19th century.

Текст научной работы на тему «Марковская церковь как пример миссионерского освоения Крайнего Северо-Востока»

Своим ученикам и Церкви. Подтверждение этого находим в Евангелии от Матфея: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Эта задача доверена не только избранным, но и тем, кто после апостолов будет продолжать их дело. Иисус обещал апостолам также, что пошлет им Святого Духа, Который утешит их, освятит, даст мужество и отвагу нести Слово Истины. Подтверждение этого обещания находим в Книге Деяний Апостолов.

Задача Церкви - возвещать Евангелие всему человечеству, живущему в мире [7, с. 29]. Эта обязанность, которую Церковь исполняет через епископов и священников. Но не только они призваны проповедовать Евангелие, но и каждый крещёный обязан своим свидетельством возвещать Благую Весть.

Здесь очень важно понимать, как и какими методами нужно сеять зерно Божие на почву человеческих сердец в том мире, в котором мы сегодня живем, как добиться успеха в этом великом деле возвещения Евангелия. Лучшим миссионером будет тот, кто изберет путь любви, смирения, молитвы и поручения себя Господу, чтобы Он непосредственно подсказал ему, как действовать.

Список литературы

1. Бош Д. Преобразования миссионерства: Сдвиги парадигмы в богословии миссионерской деятельности. - СПб., 1997.

2. Второй Ватиканский Собор Конституции, Декреты, Декларации. -Изд. «Паолине», 2007.

3. Католическая Энциклопедия. Т. I. - М.: Изд-во Францисканцев,

2002.

4. Католическая Энциклопедия. Т. III. - М.: Изд-во Францисканцев,

2007.

5. Новый энциклопедический словарь, Т. 25. - М., 2005.

6. О Царстве Божием. - М., 1996. № 4.

7. Павел VI, папа Римский. Evangeliinuntiandi. Апостольское увещание о возвещении Евангелия в современном мире. 8 декабря 1975 г. - СПб., 2002.

8. Сагарда Н.И. Лекции по патрологии: 1-^ вв. / Ред.: диак. А. Глущенко, А. Г. Дунаев. - М., 2004.

9. Скворцев К. О послании к Диогнету // ТКДА. 1873. № 8.

Марковская церковь как пример миссионерского освоения Крайнего Северо-Востока

УДК 26/28

Иерей Владимир Шелих магистрант БДС ( с м/н) Россия, г.Сыктывкар Shelih.vladimir@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается миссионерское освоение Крайнего Северо-Востока. Описываются особенности процесса христианизации различных народов рассматриваемого региона. Подробно описывается миссионерская деятельность священника Митрофана Шипицына в селе Марково в 19 в.

Ключевые слова: Православие; Крайний Северо-Восток; миссионер; народы Крайнего Севера; священник Митрофан Шипицын.

Markov Church as an example of missionary settling of the Far North

East

Priest Vladimir Shelikh Graduate student of the BOS (with m/o)

Russia, Sictivkar Shelih.vladimir@mail.ru

Annotation. In the article missionary settling of the Far North East is examined. Features of the process of Christianization of various peoples of the region are described. It is shown in detail a missionary activity of priest Mitrofan Shipitsyn in the village of Markovo in the 19th century.

Key words: Orthodoxy; The Far North East; missionary; peoples of the Far North; priest Mitrofan Shipitsyn.

История освоения Крайнего Северо-Востока неразрывно связана с Православием, которое явилось связующим элементом при формировании Российского государства. Деятельность Православной церкви послужила основой успехов в просвещении и становлении добросердечных отношений с коренными жителями региона [8, с. 56]. Православная церковь - верный сподвижник самодержавия в деле

русификации и приведения в подданство народов. Ее учреждения возникали почти одновременно с организацией торговых и административных пунктов в этом крае.

Вопрос о массовой христианизации чукчей встал только после того, как с ними были налажены регулярные связи. Вместе с постройкой Анюйской крепости была воздвигнута часовня, которая должна была их обслуживать. Однако попытка христианизации чукчей никаких изменений в их сознание не внесла, а эскимосов христианизация не коснулась совсем.

Несколько иначе обстояло дело среди чуванцев, юкагиров и эвенов. Эвены, появившиеся на Чукотке в XIX в., прошли через более длительный период христианизации. Они восприняли русскую веру, соблюдая при этом и языческие обряды, стали носить православные имена и фамилии, иконы сделали необходимым предметом в своих жилищах. Жившие в соседстве с русскими (пос. Марково, Солдатово и др.) чуванцы и юкагиры также приняли православную веру.

История скрывает многочисленное количество героев и подвижников, творивших ее. Время напрочь стирает их имена из памяти людей, лишь безмолвные свидетели тех дней, хранящиеся в запасниках музеев, несут отпечаток их трудов. «Миссионер, в узком смысле слова,- специально обученный проповедник, возвещающий Евангелие тем, кто не слышал православного свидетельства. Он должен воспитывать в себе три главных добродетели, необходимых для спасения каждому христианину, а тем более тому, кто возвещает другим об этом спасении: смирение, терпение и любовь» [8, с. 86].

Отправиться в неведомые дали для просвещения людей светом Христовым- подвиг великого служения. Какой же невыносимой ношей должна тогда быть участь человека, обремененного семьей. Мы славим монашествующих и отшельников, оставивших блага мира для дела проповеди служения Богу, но забываем о подчас кажущихся на первый взгляд простыми людях семейных. Семья - это не только радость и утешение в годину испытаний, но и огромная ответственность перед Богом. Таинство брака по канонам Церкви нерасторжимо: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» [9]. Но все ли это бремя несут достойно? Сколько разбитых сердец и сломанных судеб показывает нам сама жизнь. На этом фоне подвиг миссионера и его семьи еще более значим.

Можно ли чему-то научить, не подавая собственного примера, а тем более учить вере? «Вера без дел мертва есть» [10], «Покажи мне

веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» [11]. Таков ответ тем, кто еще не до конца осознает подвиг служения женатого священства и их семей в деле просвещения. Нельзя говорить и не делать, нельзя научить любить остальных, если нет любви в твоей собственной душе, семье. «От избытка сердца говорят уста» [12] — таков должен быть посыл любви пастве своего духовника. Но где взрастить, воспитать эту любовь, как не в семье? «Семья - малая церковь» [12], которая объемлет все стороны нашей бытовой жизни. Задача миссионера вдвойне нелегка: поселить добродетели сначала в своей семье, а потом на примере ее распространить на всю паству.

Не каждая семья согласится, а уж тем более вынесет достойно нелегкую долю миссионерского служения. Одним из таких бескровных мучеников был священник Митрофан Шипицин. В апреле 1865 года начался нелегкий миссионерский труд в селе Маркове для семей отца Митрофана и псаломщика Федора Верещагина.

В XIX в. в Маркове был центр Анадырского православного прихода, охватывавшего громадную территорию, там же проживал его причт. В селе начинались первые робкие попытки выращивания овощей на Чукотке. Основное постоянное население составляли переселенцы из Гижиги и Средне-Колымска. Преобладали коренные жители, объединенные в общины по признакам принадлежности к различным народностям.

Привлекательность села стала возрастать после того, как в 1862 году здесь была построена первая церковь Анадырского прихода. Это послужило толчком для переезда в Марково духовного причта из крепости, где он находился с 1844 года при тамошней часовне для обращения местных жителей в христианство. Во второй половине 1860-х годов крест церкви послужил ориентиром для астрономического определения положения села по географической долготе и широте участнику экспедиции Гергарда Майделя Карлу Нейману. Это было первое определение по двум координатам для карты тогдашнего Генерального штаба, сделанное в центре громадного края.

Что представляла собой первая марковская церковь? В описании американского журналиста и путешественника Джорджа Кеннана сказано: «Церковь бревенчатая. Стены здания украшены изображениями патриарха и русских святых, перед которыми горят большие восковые свечи, перевитые спирально полосками позолоты» [3]. Храм был освящен в честь святителя и чудотворца

Николая Мирликийского в 1862 г. «На крыльце стоял священник... с длинными развевающимися волосами и бородой, в широком черном одеянии, держащий над головой своей длинную сальную свечу, пламя которой сильно колебалось в холодном ночном воздухе. «Здравствуйте, добро пожаловать», — сказал он. Чуванцы, юкагиры, русские в желтых меховых копорах и платьях из оленьих шкур толпились у дверей».

Далее Кеннан описывает комнату, в которой поселил их отец Митрофан: «Пол устлан мягкими оленьими шкурами, в которых нога утопала при каждом шаге, яркий огонь горел в красивом очаге, приветливо освещал всю комнату. Кроме того, восковая свеча с позолотой горела перед массивным, вызолоченным образом против дверей, в окнах - стекла вместо льда или пленки рыбьих пузырей. Несколько книг и журналов лежало на столике в углу, и все в доме было удобно, со вкусом и рассчитано на комфорт» [3]. Однако плохой улов рыбы, малая добыча оленей, а также разорение Русско-Американской телеграфной компании привели марковцев и жителей близлежащих сел к голоду в конце 1867 - начале 1868 годов.

Еще в середине семидесятых годов русские жители Марково не раз затевали разговор с отцом Митрофаном о необходимости обучения их детей грамоте. Об этом стали говорить на сходках и чуванцы. Отец Митрофан одобряет - надо обществом просить епархиальное начальство в Благовещенске разрешить открыть здесь церковно-приходскую школу и прислать учителя.

Бумагу об этом писал Афанасий Ермилович Дьячков в доме у священника при его консультации. На прошении стояли две подписи: старосты Кулиновского, за которого расписался Дьячков, и священника - отца Митрофана Шипицына. Пакет с первой почтой 1880 года отправили в Гижигу и далее в Благовещенск. Оставалось теперь ждать, как поступит начальство.

В деле создания школы в Марково перекрещивались интересы народа, правительства и церкви. Создать здесь казенную школу правительственные чиновники не могли - не было денег. Разрешить организовать народную школу не хотели - опасно, будет вольнодумство. Решили пойти на создание церковно-приходской школы под контролем церкви и поручили Митрофану Шипицыну подобрать учителя на месте. Такое разрешение от епархиального начальства было получено лишь с февральской почтой 1883 года. На содержание школы, жалованье учителю и приобретение учебных

пособий выделялось сто рублей в год из Благовещенского комитета православного миссионерского общества [3].

Закончилась зима с ее лютыми морозами, сильными метелями. С декабря минувшего года сельчан приводило в ужас массовое заболевание взрослых и детей какой-то болезнью, которая выражалась «колотью в животе и горячкой». Это была эпидемия гриппа. Афанасий Ермилович пишет: «Болезнь обнаружилась в доме купца, приехавшего с Колымы. Купец жил в доме у священника, а торговыми делами занимался в особом доме» [3]. Болезнь продолжалась до февраля 1883 года. От нее умер 61 человек в 1882 году и 120 - в 1883-м.

Открытие школы в Марково состоялось 15 мая 1883 года. Школа - небольшое и невысокое, всего в 16 венцов, здание с односкатной крышей из тополевой коры - как-то сиротливо возвышалась перед собравшимися. На окнах висели гирлянды из зеленого стланика, перевитого лентами. Над входной дверью были тоже прибиты ветки стланика, а над ними выше прикреплена небольшая иконка Божьей Матери.

Еще в апреле А.Е. Дьячков обошел все дома в Марково, переговорил с родителями, переписал всех детей от 8 до 15 лет — мальчиков и девочек. В список было занесено человек 40. Сегодня мы не располагаем первоначальным списочным составом учеников, но знаем, что через три года (в 1886 году)школу окончило 36 человек [5]. Таким образом, с мая 1883 года к занятиям должно было приступить не менее 36 учеников.

Занятия в школе по поручению священника вел чуванец-самоучка Афанасий Ермилович Дьячков, а также сам Митрофан Шипицын.

Еще в 1865 году, когда Шипицын вместе с псаломщиком Федором Верещагиным впервые приехал в Марково, прежний священник, передавая ему приход, советовал обратить особое внимание на семью Ермилы Ивановича Дьякова, проживавшую в Оселкино. Благодаря тяге к знаниям, Афанасий Ермилович по сути самостоятельно к 28 годам овладел грамотой. Когда священник Митрофан Шипицын увидел, что Афанасий уже научился читать, ему стали давать читать на клиросе Часослов и Псалтырь, что сильно подняло его авторитет среди соплеменников... Им льстило, что грамотным стал их соплеменник, и это поднимало их собственную самооценку.

В автобиографии Дьячков пишет: «Когда в 1883 году по распоряжению епархиального начальства священником Митрофаном Шипицыным открыта была в Марково школа, отец Митрофан обратился к нему - Афанасию - с предложением поступить в школу в качестве учителя. Хотя Афанасий сознавал недостойным взять на себя учительскую обязанность, потому что учитель должен быть вполне образованным человеком, но делать было нечего, да и занятия обучения детей грамоте некому было вести, а псаломщику священник по каким-то причинам не доверял обучение детей. С открытия школы. Афанасий занимается в ней преподаванием грамоты» [3].

Осенью 1882 года в Марково сгорела деревянная церковь [4]. Благовещенская епархия выделила деньги на строительство новой церкви вместо сгоревшей. Выделены были деньги и на новое церковное оборудование. Этого добился отец Митрофан: весной 1884 года он специально ездил в Благовещенск. Псаломщик Федор Верещагин еще зимой был направлен Шипицыным в Якутск в патриархию с просьбой выделить для новой церкви все необходимое: подсвечники, иконы, облачения, священные книги, свечи, гарное масло, лампады и многое другое. Зимним транспортом на собаках все это было доставлено в Марково.

В начале 1885 года строительство было закончено, и вскоре церковь была освящена. Но и она прослужила всего четыре года и также по халатности истопника в ноябре 1889 года сгорела дотла. Вновь марковцам пришлось строить церковь, но теперь уже не из тополевого, а из лиственничного леса. На строительство новой церкви плотниками работали все пять братьев Дьячковых: Афанасий, Осип, Илья, Иван и Данила.

В 1889 году отец Митрофан Шипицын, спускаясь вниз по реке Анадырь с очередной миссионерской миссией, в маленьком чукотском стойбище на Утесиках «имел счастье повстречать новоприбывшего первого начальника Анадырской округи Леонида Францевича Гриневецкого». Встреча отца Митрофана с начальником происходила в «самых любезных отношениях с обеих сторон».

Во время их беседы Шипицын узнал, что высшие власти России в 1888 году решили образовать Анадырский округ, определили его границы, утвердили штат работников. Управление в июле 1889 года прибыло на Чукотку и приступило к работе. Они договорились, что весной 1890 года Шипицын с группой марковцев приедет в устье Анадыря для информирования о положении дел в округе. И в конце

апреля 1890 года такую поездку на устье совершат священник Шипицын, староста Кулиновский и учитель Дьячков.

На этой встрече Шипицын продолжал доказывать Гриневецкому выгодность размещения окружного управления в селе Марково, и слова его достигли цели.

Как и положено, первого октября 1890 года вновь начались занятия в марковской школе. Открытие нового учебного года начиналось молебствием у здания школы, украшенной зелеными ветвями стланика и гроздьями спелой, тронутой первыми морозами рябины. Народу было много. Присутствовали в парадном мундире Гриневецкий, урядник Павлов, часть казаков. Отец Митрофан был на подъеме. Это было его первое богослужение «при ясных очах администрации округа» [2]. Служба прошла хорошо. Пел небольшой церковный хор.

В конце февраля 1891 года разразился сильный буран. Намело много снега. Прекратились все работы на строительстве церкви. За неделю до такой плохой погоды Митрофан Шипицын и Осип Дьячков на двух нартах уехали в Якутск за чертежами для строительства храма и всякими церковными вещами.

11 ноября 1895 года по приглашению отца Митрофана и старосты Кулиновского были собраны жители Маркова для разбора лесов внутри церкви, обваловки ее стен снегом (как делали и в прошлые годы для сохранения тепла внутри помещения). Открытие церкви намечали на начало декабря.

Летом 1904 года в церкви отец Митрофан проводил службу о даровании воинству российскому победы над японцами. Он произнес проповедь, но, проклиная нехристей-японцев, не призывал прихожан жертвовать в помощь воюющей русской армии кто чем может. Он решил просто обойти этот вопрос - так будет спокойнее. И оказался прозорливым.

К сожалению, это все, что мы сегодня знаем об отце Митрофане и подвиге миссионерского служения его семьи. Церковь в Марково при настоятельстве отца Митрофана Шипицына сыграла выдающуюся роль в образовании и просвещении населения окрестных территорий и его консолидации.

Список литературы

1. Богораз В.Г. Чукчи. - Магадан: Издательство Института народов Севера ЦИК СССР, 1934.

2. Вдовин И.С. Влияние христианства на религиозные верования чукчей и коряков // Документ из фондового собрания музейного центра «Наследие Чукотки» № 8432/6.

3. Жихорев Н.А. Повесть об Афанасии Дьячкове. - Магадан, 1995.

4. Иванов В.В. Немного истории // Газета «Крайний Север», 6 апреля

1996.

5. Кисляков С.А. Чукотка в прошлом и настоящем. - М., 2007.

6. Назаров А.Н. Среда обитания и здоровье народов Чукотки. - М.: Типография «Новости», 2000.

7. Одинцов М.И. Материалы по истории Церкви. Крутицкое патриаршее подворье. - М., 1995.

8. Настольная книга православного миссионера: словарь по миссиологии / Отв. редактор Полетаева Т.А. - М., 2014. С. 32.

9. Евангелие от Матфея, глава 19, стих 6.

10. Соборное послание святого апостола Иакова, глава 2, стих 26.

11. Соборное послание святого апостола Иакова, глава 2, стих 18.

12. Евангелие от Матфея, глава 12, стих 34.

Научные статьи и доклады воспитанников семинарии

Таинство священства в Священном Писании.

Христос Вульгарис, Афины, 1996 г.

УДК 26/28

Перевод Кольма Андрея, воспитанника 4 курса БДС (с м/н) Рецензент перевода - к.ф.н. Т. А. Полетаева,

заведующая учебно-методическим отделом, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

БДС ( с м /н) Россия, г.Белгород bpds_umo@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос об источнике и происхождении священства. Описывается священство Моисея и священство Христа. Моисей получил священство в качестве посредника Ветхого Завета, а Христос получил священство в Своем предвечном рождении от Бога Отца. Дано богословское объяснение невозможности для женщин совершать священническое служение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.