Научная статья на тему 'Династия Охотских священников Черных'

Династия Охотских священников Черных Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
364
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / ORTHODOXY / ЦЕРКВИ ПРИОХОТЬЯ / THE CHURCHES OF THE SEA OF OKHOTSK REGION / ДИНАСТИИ СВЯЩЕННИКОВ / THE DYNASTIES OF PRIESTS / ХРИСТИАНИЗАЦИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА / CHRISTIANIZATION OF INDIGENOUS POPULATION OF THE NORTH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Титорева Галина Теодоровна

В статье освещена история одной из самых многочисленных династий священников, служившей в церквях Приохотья в течение двух веков. На основе архивных документов воссозданы биографии большинства представителей семьи Черных. Введены в научный оборот малоизвестные архивные материалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dynasty of the priests Chernykh from the Sea of Okhotsk region

The article highlights the story of one of the large dynasties of priests which has been serving in the churches of the Sea of Okhotsk region for two centuries. The author reconstitutes the biography of most members of the family Chernykh on the basis of archival documents and introduces the little known archival materials into the science.

Текст научной работы на тему «Династия Охотских священников Черных»

Династия охотских священников черных1

Галина теодоровна титорева,

кандидат искусствоведения, зав. сектором этнографии хабаровского краевого музея им. н.И. гродекова, хабаровск. E-mail: mazo2005@mail.ru

В статье освещена история одной из самых многочисленных династий священников, служившей в церквях Приохотья в течение двух веков. На основе архивных документов воссозданы биографии большинства представителей семьи Черных. Введены в научный оборот малоизвестные архивные материалы.

Ключевые слова: православие, церкви Приохотья, династии священников, христианизация коренных народов Севера.

The dynasty of the priests chernykh from the sea of okhotsk region. Galina titoreva, cand. sc. (Art criticism), Head of the Ethnography Department in Khabarovsk Regional Museum named after N. Grodekov, khabarovsk.

The article highlights the story of one of the large dynasties of priests which has been serving in the churches of the Sea of Okhotsk region for two centuries. The author reconstitutes the biography of most members of the family Chernykh on the basis of archival documents and introduces the little known archival materials into the science.

Key words: Orthodoxy, the churches of the Sea of Okhotsk region, the dynasties of priests, Christianization of indigenous population of the North.

К середине XIX в. в Приохотье существовало пять церквей: Охотская Спасо-Преображенская, Инская Николаевская, Тауйская Покровская, Ямская Рождественская и Гижигинская Спасская. К каждому приходу было приписано несколько мелких селений (в некоторых из них были построены часовни), а также обширные территории, где проживали кочующие «инородцы»: тунгусы, коряки, чукчи и алеуты. Деятельность Православной церкви на Охотском побережье слабо изучена. И если по истории церквей северного Приохотья, относящихся к магаданскому региону, имеется исследование Н.А. Хаховской [2], то научные публикации о строительстве и деятельности церковных учреждений нынешнего Охотского района Хабаровского края практически отсутствуют. Следует подчеркнуть важность подобного исследования, поскольку деятельность православных церквей по христианизации коренного населения северных

1 Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект № 13-01-18014.

и дальневосточных районов имела очень большое значение для освоения этих территорий и утверждения на них российской государственности. Данная проблема включает в себя исследование истории церковного строительства, деятельности храмов характера и проблем взаимоотношений церковнослужителей с местными этносами, а также биографические данные священнослужителей.

Церковное служение в Охотском крае было сопряжено с серьёзными трудностями. Это и суровые климатические условия, и частые переезды по бездорожью, и языковой барьер, и удалённость от епархиального начальства и, как следствие, необходимость самостоятельного решения всех проблем и др. Не всем приехавшим в Охотский край церковнослужителям удалось выдержать такие испытания. Тем не менее, в истории Охотских церквей известны примеры многолетнего служения и отдельных личностей, и больших династий. Например, династии священников Верещагиных, Березовских, Коллеговых и др. Самой многочисленной среди них являлась священническая династия Черных, представители которой служили во всех Охотских приходах.

Сложность восстановления биографий священников этой династии состоит в том, что в очень разветвлённом генеалогическом древе многократно использовались одни и те же имена. Таким образом, в один и тот же период времени в разных приходах одновременно служили двоюродные и троюродные братья с одинаковым именем. Поскольку в архивных документах, как правило, отчество священников не указывается, точно выстроить цепь фактов биографии того или иного представителя семьи не всегда представляется возможным.

Тем не менее путём сопоставление имеющихся многочисленных разрозненных фактов и косвенных свидетельств, собранных, главным образом, в архивах, в данной статье предпринята попытка воссоздать генеалогическое древо по меньшей мере шести поколений церковнослужителей Черных, а также намечены перспективы дальнейшего исследования.

Имя основателя династии священнослужителей Черных и время его приезда в северный край пока точно не установлено. Возможно, это был Георгий Черных, упоминания о котором имеются у А. И. Бела-шова: «Священники Алексий, Александр, Леонтий и дьячок Никита Черных — сыновья священника Георгия Черных. Георгий — наследник отставного казачьего пятидесятника Леонтия Черных. Он получил образование в Большерецкой школе, пополнил клир и в 1771 г. был рукоположен в сан священника и определён к Большерецкой Успенской церкви» [1, с. 26].

Все сыновья Георгия Черных в начале XIX в. служили в приходах Камчатского области: Алексей Георгиевич священником в церкви Успения Пресвятой Богородицы в Большерецком остроге, Александр Георгиевич —

священником в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Петропавловской гавани, леонтий Георгиевич священником в Церкви Рождества Христова в Тигильской крепости, а никита Георгиевич дьячком в церкви Богоявления Господня в Верхнекамчатском остроге [1, с. 22—23]. Вероятно именно Алексей Георгиевич Черных в 1833 г. в последний раз от камчатского духовенства посетил Курильские острова [1, с. 68].

Сын Леонтия Георгиевича Черных, никита леонтьевич черных (1806 г.р.?), в 1823 г. окончил Петропавловское духовное училище и в 1829 г. был определён на место дьячка к Охотской Спасо-Преображенской церкви. В это время он был женат и имел двоих сыновей: пятилетнего Алексея и трёхлетнего Елисея(?) [НА РС(Я). Ф. 255. Оп. 2. Д. 77. Л. 8 об.].

В церковных документах на протяжении всего XIX в. многократно встречается имя леонтия черных, которое носили несколько людей. Один из них в 1851—1852 гг. служил пономарём в Охотской Спасо-Преображен-ской церкви [НА РС(Я). Ф. 255и. Оп. 1. Д. 2а. Л. 70], а с 1853 по 1856 гг. — в Инской Николаевской [НА РС(Я). Ф. 246. Оп. 1. Д. 1]. В конце 1870-х — 1880-е гг. в Тауйской Покровской церкви сначала дьячком [НА РС(Я). Ф. 227. Оп. 2. Д. 50], а затем псаломщиком служил леонтий илларионо -вич черных. У него к 1879 г. помимо дочерей было два сына: Исайя и Илларион [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1. Д. 306. Л. 348]. В архивных документах 1890-х гг. продолжает фигурировать имя псаломщика Тауйской церкви леонтия черных, у которого были сыновья: Иннокентий, Александр и Николай [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1. Д. 306. Л. 829 об.; НА РС(Я). Ф. 227. Оп. 2. Д. 96. Л. 2 об.]. Вероятно, его же сын, студент Благовещенской духовной семинарии Серапион черных, в 1893 г. подал прошение «о перемещении его отца, псаломщика Леонтия Черных, из Тауйска на Амур или Уссури для совместного с ним служения» [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1. Д. 306. Л. 846 об.]. Некоторое время Серапион Черных служил псаломщиком Заречного миссионерского стана и в том же 1893 г. был рукоположен в священника к градо-Хабаровской церкви [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1. Д. 306. Л. 866]. Был ли это один и тот же Леонтий Илларионович Черных или родственники, пока не установлено. Сомнения подтверждаются имеющимися сведениями, о том, что в 1886 или в 1887 г. умер диакон Леонтий Черных [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1. Д. 306. Л. 555 об., 619].

Ещё одно упоминание о Леонтии Черных связано с Ямской Благовещенской церковью. Архивные документы свидетельствуют, что в 1880 г. исправляющий должность псаломщика леонтий черных из Ямской Благовещенской церкви был переведён в Благовещенский Кафедральный собор, где в 1881 г. был рукоположен в диакона [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1. Д. 306. Л. 394, 405 об.]. В 1883 г. из Благовещенского Кафедрального собора он был перемещён к Марковской Покровской церкви на псаломщи-ческую вакансию, а оттуда в 1884 г. к Кумарской [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1.

Д. 306. Л. 471, 490 об.]. В 1889 г. Леонтий Черных получил свидетельство на почётное гражданство, а в 1896 назначен псаломщиком к Спасской церкви Южно-Уссурийского края и в том же году был уволен [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1. Д. 306. Л. 718].

Священник Гавриил Егорович черных прибыл в Приохотье с Амура. Ранее он выполнял обязанности эконома при Архиерейском доме. В 1865 г. принят в духовное звание и 21 ноября 1865 г. произведён в иподиакона. 10 июля 1868 г. Гавриил Черных оставил должность эконома и вместе со своим сыном Иннокентием в ноябре этого же года отбыл в Якутск, «для поступления там на службу по епархиальному ведомству» [НА РС(Я). Ф. 225и. Оп. 1. Д. 3269. Л. 1-3].

В 1865 г. сан священника принял ещё один представитель династии Черных — иннокентий илларионович черных, окончивший семинарию в Якутске. По сведениям Л.Н. Хаховской, в 1875 г. он сменил своего отца, И.Л. Черных, на должности священника Тауйской церкви, а в 1878 г. был переведён оттуда в Охотскую Спасо-Преображенскую церковь [2, с. 11]. Вместе с тем в документах Охотской церкви имя Иннокентия Черных фигурирует с 1870 г. [НА РС(Я). Ф. 227. Оп. 2. Д. 9. Л. 4—4 об.]. Многочисленные архивные материалы характеризуют И. Черных как человека активного, деятельного, но обладающего сложным характером. У него не складывались отношения с окружным исправником. В 1872 г. он подал рапорт епископу Вениамину «о притеснениях и придирках к причту местной полиции» [НА РС(Я). Ф. 227. Оп. 2. Д. 16], а в 1878 г. уже Управляющий Приморской областью обвинил священника во вмешательстве в дело, «не касающееся его прямой обязанности» [НА РС(Я). Ф. 227. Оп. 2. Д. 37]. В деле «О проступках священника Охотской Спасо-Пре-ображенской церкви Иннокентия Черных» 1878 г. зафиксирован конфликт священника с хорунжим Александром Шахурдиным [НА РС(Я). Ф. 227. Оп. 2. Д. 43]. Сохранилась жалоба тунгуса 2-го Горбиканского рода Аркинского селения Охотского округа Фёдора Андреева «О недопущении священником Охотских церквей Иннокентием Черных... к исповеди и святому причастию в течение четырёх лет» [НА РС(Я). Ф. 227. Оп. 2. Д. 40], а также дело «О нанесении побоев. Александре Непомнящей» [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1. Д. 306. Л. 370 об.].

Вместе с тем на годы службы И.И. Черных приходится строительство новых часовен в таёжных кочевьях тунгусов-оленеводов, в организации которого он принимал деятельное участие. В частности, часовен в стойбищах Арка и Кетанда [НА РС(Я). Ф. 227. Оп. 2. Д. 9; Ф. 227. Оп. 2. Д. 37; Ф. 227. Оп. 2. Д. 31]. Иннокентий Илларионович неоднократно выступал с прошениями о награждении людей, оказывающих бескорыстную помощь церкви [НА РС(Я). Ф. 227. Оп. 1. Д. 58; Ф. 227. Оп. 2. Д. 5; Ф. 227. Оп. 2. Д. 31].

Два сына Иннокентия Черных—Пётр, 1870 г.р., и Илларион, 1872 г.р. — тоже стали священнослужителями.

Пётр иннокентьевич черных родился 21 декабря 1870 г. в г. Охотске. В 1886 г. окончил Благовещенское духовное училище и в июле того же года был назначен Преосвященным Гурием, епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским, псаломщиком к церкви Тихвинской Божьей Матери в с. Шкотово на реке Цемухэ. В 1887 г. был переведён к Нестеровской Иннокентьевской церкви. В посёлок Нестеровский прибыл в ноябре 1887 г. [РГИА ДВ. Ф. 757. Оп. 1. Д. 143. Л. 7]. Вероятно, не всё складывалось в карьере молодого церковнослужителя благополучно [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1. Д. 306. Л. 672 об.]. Видимо, на какое-то время ему пришлось оставить службу и стать учителем Нестеровской сельской школы, однако известно, что в 1892 г. он обратился в епархию с прошением «Об определении его вновь на псаломщическое место и назначении к Григорьевской Свято-Троицкой церкви» [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1. Д. 306. Л. 824].

С февраля 1896 по июль 1900 гг. г. Пётр Черных исполнял должность псаломщика Ханкайской церкви Владивостокской епархии в п. Камень-Рыболов, где одновременно безвозмездно исполнял обязанности учителя церковно-приходской школы. С 1 октября 1900 г. он был переведён в Уд-ской округ Приморской Области, где назначен вольнонаёмным псаломщиком Буруканской походной у якутов и тунгусов церкви «с отнесением должности учителя Мариинской миссионерской школы» [РГИА ДВ. Ф. 757. Оп. 1. Д. 143. Л. 1, 5].

В эти же 1880-е гг. его родственник, Пётр алексеевич черных, служил священником в Ямской Благовещенской церкви. Из его биографии известно, что, будучи ранее уволенным из духовного звания, в 1872 г. он подал прошение «О принятии его обратно в духовное звание с определением к Черемховскому приходу и о переводе к Иннокентьевской церкви» [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1. Д. 306. Л. 161], где до 1877 г. исполнял должность псаломщика. В 1877 г. Пётр Черных обратился с прошением «О рукоположении его во священника к одной из Камчатских церквей и о разрешении ему вступить в первый законный брак» [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1. Д. 306. Л. 290 об.].

В Ямской Благовещенской церкви П.А. Черных служил до 1888 г., а затем был переведён в Корякскую миссионерскую походную церковь. С 1894 г. он одновременно заведовал ещё и Гижигинским приходом [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1. Д. 306. Л. 931]. В этом же году в Камчатскую епархию поступило представление «об исходотайствовании священнику Корякской миссионерской походной церкви Петру Черных пенсии за прослужение 10 лет в Камчатской епархии» [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1. Д. 306. Л. 938]. В Гижиге П.А.Черных служил до 1907 г. [1, с. 73].

В начале 1850-х гг. в Охотск из Иркутска прибыл на службу священник илларион леонтьевич черных, который был направлен к Тауйской Покровской церкви, где прослужил 23 года. Тауйцы рассказывали, что в Охотск он был сослан за какую-то провинность. И. Л. Черных возглавил работы по восстановлению Тауйской церкви, сгоревшей в 1857 г., пользовался уважением местных жителей. Более 10 лет священник вёл обучение детей в домашней школе при Тауйской Покровской церкви [2, с. 17]. За многолетнее верное служение церкви и Отечеству Илларион Черных в 1858 г. был награждён бронзовым наперсным крестом. Из-за слабого здоровья И.Л. Черных дважды (в 1865 и 1867 гг.) подавал прошение об увольнении [2, с. 11]. Умер священник в 1876 г.

В этот же год два сына И.Л. Черных, никодим и николай, служащие диаконами при Якутской епархии, обратились с прошениями к епископу Якутскому и Вилюйскому, Преосвященнейшему Дионисию о переводе их в Камчатскую епархию [НА РС(Я). Ф. 227. Оп. 2. Д. 33. Л. 3]. Поскольку Камчатская епархия испытывала большой недостаток священников, оба брата были приняты на службу: Николай священником Тауйской Покровской церкви, на место своего отца, а Никодим — Иньской Николаевской. 14 сентября 1877 г. диакон Николай Черных стал иереем в главном храме Нерукотоворного образа Христа Спасителя Якутского Спасского монастыря [НА РС(Я). Ф. 227. Оп. 2. Д. 33. Л. 4].

В Тауйск Николай Черных прибыл в 1878 г. и прослужил в Покровской церкви до своей трагической гибели в 1895 г. Вместе с Николаем Черных в Тауйской церкви служил его родственник Леонтий Черных. В отсутствии священника в Ямске в 1880-х гг., Николай Черных вынужден был одновременно с основной службой заведовать и Ямским приходом [НА РС(Я). Ф. 227. Оп. 2. Д. 79. Л. 1]. Если учитывать протяжённость территории, которую приходилось обслуживать священнику, удалённость селений и проблемы транспортного сообщения между ними, то можно судить о сложности работы Н.И. Черных. Он и погиб, исполняя свои священнические обязанности. Выехав 4 декабря 1895 г. с церковным старостой Егором Самсоновым в селение Армань для совершения там богослужения, они провалились с собачьей упряжкой в полынью на р. Тауй и утонули [НА РС(Я). Ф. 227. Оп. 2. Д. 96. Л. 1].

Николай Черных обладал, вероятно, вспыльчивым характером. Так, в архиве сохранились документы об инцидентах, главным действующим лицом которых являлся тауйский священник. Например, «Дело по прошению старосты Ольского селения Тимофея Бабцева о нанесении ему побоев священником Тауйской церкви Николаем Черных и дьячком Леонтием Черных. 1879 г.» [НА РС(Я). Ф. 227. Оп. 2. Д. 50].

Брат Николая Черных, никодим илларионович черных, окончил Иркутскую духовную семинарию и в 1872 г. «определён дьячком к градоякут-

ской Богородской церкви. Посвящён в стихарь 28 марта 1876 г. 6 января 1877 г. рукоположен в диакона и определён на праздное дьяческое место к Намской Предтечевской церкви. Женат. Отроду имеет 25 лет. Читает и поёт хорошо. Уставу учится. Катехизис знает. Поведения хорошего» [НА РС(Я). Ф. 227. Оп. 2. Д. 100. Л. 6 об.]. В 1877 г. Никодим Черных был определён к Иньской Николаевской церкви, где прослужил до середины 1880-х гг., когда Инской приход был присоединён к г. Охотску. Священник был переведён в Охотск и назначен Благочинным Охотских церквей «как пользующийся отличной репутацией за свои истинно пастырские и христианские качества» [НА РС(Я). Ф. 227. Оп. 2. Д. 80. Л. 96 об.].

В истории Охотских церквей среди церковнослужителей династии Черных неоднократно встречается имя Алексея черных. Так, в 1847—1850 гг. при Охотской Спасо-Преображенской церкви служил дьячок алексей черных [НА РС(Я). Ф. 255и. Оп. 1. Д. 2а. Л. 440, 457, 611].

В начале 1860-х гг. в Камчатском Петропавловском соборе служил диаконом алексей черных, умерший в 1876 г. [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1. Д. 306. Л. 273]. Некоторое время он преподавал в Петропавловском церковном училище, открытом в 1865 г. [1, с. 242]. Вероятно, к нему относятся документы, свидетельствующие о не всегда примерном поведении церковнослужителя. Например, дело «О предосудительных поступках диакона Камчатского Петропавловского собора Алексея Черных» или дело «О ружейном выстреле, произведённом днём в г. Петропавловске диаконом Петропавловского собора Алексеем Черных для забавы» [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1. Д. 306. Л. 229 об., 270].

В 1869 г. сыновья Петропавловского отставного почтальона Никифо-ра Черных, Алексей, Лев и Иван, окончившие курс Благовещенского духовного училища, подали прошение о принятии их в духовное звание [РГИАДВ. Ф. 1011. Оп. 1. Д. 306. Л. 109]. Возможно, алексей никифоро -вич был назначен на должность псаломщика к Благовещенскому Кафедральному собору [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1. Д. 306. Л. 106]. В 1876 г. его отец, Никифор Черных, обратился с прошением об «удержании из получаемого содержания сыном его Алексеем Черных, состоящим на службе в духовном ведомстве, третьей части на пропитание его или же о переводе его на службу к Петропавловскому собору» [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1. Д. 306. Л. 271].

лев никифорович черных в 1871 г. подал прошение «о принятии его на гражданскую службу в Консисторию» [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1. Д. 306. Л. 135]. Больше о его деятельности сведений не обнаружено.

иван никифорович черных не стал священником. Известно, что в начале 1880-х гг. он служил вольнонаёмным телеграфистом 4 разряда Благовещенского телеграфного округа [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1. Д. 306. Л. 420 об.].

Относительно полная информация сохранилась о биографии игнатия алексеевича черных (1856 г.р.?). В 1876 г. он окончил полный курс наук по 2 разряду Благовещенской духовной семинарии и «согласно прошению, допущен в Камчатскую Духовную Консисторию к занятиям в качестве вольнонаёмного писца», а в 1877 г. определён канцелярским служителем 2 разряда той же Консистории. 18 февраля 1878 г. Преосвященным Мар-тинианом, епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским рукоположен в диакона, а на следующий день — в священника к домовой крестовой Архиерейской церкви. В марте этого же года был назначен казначеем Камчатского Архиерейского дома. 1 декабря 1879 г. И. А. Черных был переведён к приисковой Николаевской церкви Верхне-Амурской золотопромышленной компании Камчатской епархии и вскоре указом Камчатской Духовной Консистории за № 341 назначен духовником священнослужителей Верхне-Амурского благочиния, а через год — благочинным Верхне-Амурских церквей. В этой должности он состоял до 1886 г., когда был переведён благочинным VII участка церквей Камчатской епархии.

В 1891 г. Игнатий Черных был переведён в Амурскую область к вновь открытому приходу Буссеевской церкви, а в 1893 г., согласно собственному прошению, — к Павловской Михайло-Иннокентьевской церкви.

И.А. Черных был неоднократно награждён. В 1881 г. «за благочест-ную жизнь, ревностное исполнение пастырских обязанностей и за благо-попечение о благолепии и устройстве храмов Божиих, награждён набедренником», в 1885 г. ко дню Св. Пасхи награждён бархатной фиолетовой скуфьёй, в 1896 г. удостоен права ношения серебряной медали на Александровской ленте в память царствования императора Александра III, а в 1897 г. «удостоен права ношения тёмно-бронзовой медали на ленте государственных цветов за труды по первой всенародной переписи» [РГИА ДВ. Ф. 757. Оп. 1. Д. 51. Л. 5—6]. В 1894 г. священнику Игнатию Черных была назначена пенсия «за выслугу лет в Камчатской епархии» [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1. Д. 306. Л. 951].

В послужном списке И.А. Черных имеются сведения о том, что он «находился под следствием и судом по делу об оскорблении, нанесённом будто бы им казачьей девице Агапии Куницкой, касающееся её чести. По протоколу Камчатской Духовной Консистории от 26 июня 1893 г. № 106/112 в виду полного отсутствия в деле улик к его обвинению от всякой ответственности освобождён» [РГИА ДВ. Ф. 757. Оп. 1. Д. 51. Л. 6].

В 1900 г. Игнатий Черных был переведён из Благовещенской епархии во Владивостокскую. К этому времени в его семье было 7 детей, в том числе сыновья Иннокентий, 14 лет, и Иван, 11 лет [РГИА ДВ. Ф. 757. Оп. 1. Д. 51. Л. 7].

Имя александра черных встречается в епархиальных документах нечасто. В 1865 г. один из них служил дьячком [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1.

Д. 306. Л. 72]. Другой — в 1878 г. псаломщиком при Паланской Николаевской церкви [1, с. 163]. В 1871 и 1886 гг. появляются известия о смерти двух псаломщиков с этим именем, первый из которых служил при походной Николаевской церкви [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1. Д. 306. Л. 127, 870 об.].

Ещё один представитель династии Черных, священнический сын Си меон черных служил в середине 1890-х гг. пономарём Гижигинской Спасской церкви [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1. Д. 306. Л. 931]. В одном из Охотских приходов в 1870-е гг. служил никанор черных [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1. Д. 306. Л. 247]. В начале XX в. в Тауйской церкви работал Серафим черных, в 1920-х гг. он стал священником объединённой Ольско-Тауй-ской церкви [2, с. 11, 16].

Не все дети церковнослужителей Черных стали священниками. Например, Дмитрий Черных стал урядником, Никифор Черных, о котором шла речь выше, служил в Петропавловске почтальоном, а его сын Иван, получив церковное образование, предпочёл стать телеграфистом в Благовещенске, во Владивостоке в 1890-е гг. жили мещане Василий Иосифович и Александр Алексеевич Черных [РГИА ДВ. Ф. 1011. Оп. 1. Д. 306. Л. 910, 966 об., 1287].

Документы церковных архивов свидетельствуют, что вплоть до 1920-х гг. представители большой священнической династии Черных служили во многих приходах Якутской и Владивостокской епархии. Например, священник Тит-Аринской церкви Георгий Черных [НА РС(Я). Ф. 226. Оп. 1. Д. 4024], священник Октемской церкви Серафим Черных [НА РС(Я). Ф. 226. Оп. 1. Д. 4269], псаломщик Кедесюнской церкви Алексей Черных [НА РС(Я). Ф. 226. Оп. 1. Д. 4203].

Таким образом, за два с лишним века, с 1711 по 1920-е гг., несколько поколений многочисленной династии Черных служили в церквях Охотского края и в других приходах Якутии и Дальнего Востока. Большинство из них отдали служению всю жизнь и внесли значительный вклад в распространение православия на дальневосточных территориях России и, особенно, среди коренных жителей региона.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Белашов А. И. Очерк истории Петропавловской и Камчатской епархии. Книга вторая. 19 век. Первейшая необходимость и священнейшая обязанность. Петропавловск-Камчатский: «Камчатпресс»-«Скрижали Камчатки», 2006. 310 с.

2. Хаховская Л.Н. Охотские церкви в XIX — начале XX вв. (Гижигинская, Тауйская, Ямская и Ольская) // Материалы истории Севера Дальнего Востока. Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 2004. С. 5—25.

3. НА РС(Я) (Нац. арх. республики Саха (Якутия)).

4. РГИА ДВ (Рос. гос. арх. Дальнего Востока).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.