Научная статья на тему 'Особенности миссионерской деятельности новых религиозных движений в современном Казахстане'

Особенности миссионерской деятельности новых религиозных движений в современном Казахстане Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2157
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / ПРОТЕСТАНТСКИЕ ЦЕРКВИ / НОВЫЕ ВЕРУЮЩИЕ / КАНАЛЫ И МЕХАНИЗМЫ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЩИНЫ / ХРИСТИАНСКИЙ ПРОЗЕЛИТИЗМ / ОБРАЩЕНИЕ / MISSIONARY WORK / NEW RELIGIOUS MOVEMENTS / PROTESTANT CHURCHES / NEW CHURCH MEMBERS / CHANNELS AND SCHEMES OF MISSIONARY WORK / RELIGIOUS COMMUNITIES / CHRISTIAN PROSELYTISM / CONVERSION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Королёва Екатерина Владимировна

Сегодня в Республике Казахстан осуществляют миссионерскую деятельность зарубежные протестантские церкви из США, Южной Кореи, Швеции, Франции, Польши. Ключевыми составляющими иностранных религиозных миссий являются установление «миссионерского поля», зарубежное финансирование и рост религиозных общин. Автор предпринимает попытку проанализировать социальные группы, находящиеся в поле влияния миссионеров, а также каналы и механизмы миссионерской деятельности. Статья основана на статистических данных, а также на результатах собственного социологического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Peculiar Features of the New Religious Movements' Missionary Work in Contemporary Kazakhstan

Nowadays foreign Protestant churches from the USA, South Korea, Sweden, France and Poland are carrying out missionary activities in the Republic of Kazakhstan. The crucial components of foreign religious missions are the establishment of the «missionary field», foreign sponsorship and the growth of religious communities. The author helms the reader to the analysis of social groups within the range of missionaries' sphere of influence as well as the channels and schemes of missionary work. The article is based on statistical data as well as the results of the sociological research conducted by the author.

Текст научной работы на тему «Особенности миссионерской деятельности новых религиозных движений в современном Казахстане»

ОСОБЕННОСТИ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНЕ

Е.В. Королёва

Кафедра социологии Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева ул. Янушкевича, 6, Астана, Казахстан, 010000

Сегодня в Республике Казахстан осуществляют миссионерскую деятельность зарубежные протестантские церкви из США, Южной Кореи, Швеции, Франции, Польши. Ключевыми составляющими иностранных религиозных миссий являются установление «миссионерского поля», зарубежное финансирование и рост религиозных общин. Автор предпринимает попытку проанализировать социальные группы, находящиеся в поле влияния миссионеров, а также каналы и механизмы миссионерской деятельности. Статья основана на статистических данных, а также на результатах собственного социологического исследования.

Ключевые слова: миссионерская деятельность, новые религиозные движения, протестантские церкви, новые верующие, каналы и механизмы миссионерской деятельности, религиозные общины, христианский прозелитизм, обращение.

С момента обретения независимости в Казахстане существенно изменилась структура конфессионального пространства. С начала 1990-х гг. резко повысился интерес к религии, существенно увеличилось количество людей, исповедующих самые разные вероучения, возросло количество культовых сооружений. В настоящее время в республике с населением свыше 15 млн человек насчитывается более 40 конфессий. За 20 лет (1990—2009 гг.) в Казахстане число религиозных объединений возросло более чем в 6 раз и составляет 4365 организаций в сравнении с 671 организацией в 1990 г.

Наряду с традиционными религиями в последние два десятилетия в Казахстане активно стали распространяться и новые религиозные движения (НРД), в том числе и в рамках протестантизма (1). Дискурс о деятельности НРД в Казахстане проявляется как на уровне различных структур общества, так и в повседневной жизни практически каждого жителя республики, об этом активно пишут СМИ. Как показывают данные социологических исследований, проведенных в 2008 и 2009 гг. в Казахстане, больше половины населения республики (до 90%) знают или слышали о деятельности НРД.

Существенное воздействие на изменение религиозной ситуации в Казахстане оказало широкое проникновение религиозного влияния из-за рубежа. Рассматривая Казахстан как «миссионерскую целину» [8], в республику устремились многочисленные миссионеры и проповедники десятков зарубежных церквей, миссий и других религиозных организаций, прежде не имевших распространения в Казахстане.

Одной из важнейших особенностей НРД является миссионерская деятельность. Новые религии в большей степени, чем традиционные, ориентированы

в своей деятельности на активное привлечение новых членов в свои ряды. Миссионерская деятельность преимущественно направлена на обеспечение роста численности своих организаций путем подключения неофитов к совместной деятельности и культовой практике. Перед каждым членом НРД стоит особая задача — обратить в свою веру как можно больше новых последователей.

Под миссионерством понимают одну из форм деятельности религиозных организаций, направленную на обращение неверующих или представителей иных религий в свою веру [12]. В религиоведческой науке различают «внешнее» (в других странах) и «внутреннее» (среди неверующих и иноверцев на собственной канонической территории) миссионерство.

Очевидно, что миссионерская деятельность является ключевым источником распространения НРД во всем мире, в том числе и в Казахстане. Все это приводит к необходимости изучения миссионерской деятельности НРД в Казахстане, дифференциации объектов миссионерской деятельности НРД, каналов и механизмов миссионерской деятельности НРД.

В настоящее время в Казахстане проводят миссионерскую работу представители зарубежных протестантских церквей из США, Германии, Южной Кореи, Франции, Польши, Канады. Сегодня 90% всех религиозных организаций, действующих на территории Казахстана, имеют зарубежное происхождение, они инициируются или поддерживаются иностранными центрами [1].

Основным нормативным актом, определяющим правовой статус религиозных объединений и миссионерскую деятельность в Казахстане, является Закон Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» от 15 января 1992 г. Данный Закон закрепляет равенство всех религиозных объединений перед законом, декларирует отделение религиозных объединений от государства. Согласно этому Закону миссионерская деятельность определяется как «проповедование и распространение посредством религиозно-просветительской деятельности вероисповедания, которое не содержится в уставных положениях религиозного объединения, осуществляющего свою деятельность на территории Республики Казахстан. Миссионерскую деятельность на территории Республики Казахстан могут осуществлять граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства после прохождения учетной регистрации; осуществление миссионерской деятельности без учетной регистрации запрещается» [6].

Наблюдения за миссионерской деятельностью НРД на территории Казахстана показывают, что она включает три компонента: установление «миссионерского поля», зарубежное финансирование и рост религиозных общин. В миссионерской стратегии важным компонентом выступает установление на территории Казахстана миссионерского поля, где наиболее целесообразно вести миссионерскую практику. Известно, что идея ключевых зон, позволяющих контролировать значительные участки пространства, заимствована из военно-стратегической теории в геополитике [13]. Миссионеры на протяжении многих столетий строят свою работу, базируясь на геополитических принципах. По мнению Р. Адлера, еще апостол Павел основывал свои церкви в местах, являвшихся центрами мировой тор-

говли. Эти населенные пункты были не только центрами определенной территории, но и географическими точками внутри окружности, очерчивавшей еще более широкие области, которые «представляли нечто большее, чем самих себя, и всматривались в более широкие дали, чем провинциальный городишко, полностью погруженный в свои мелочные интересы». Это правило рекомендуется принимать не колеблясь, так как «оно является частью стратегического плана «наступления на всю страну» [13].

Казахстан демонстрирует схожую картину. Если говорить о конкретных регионах Казахстана, то согласно официальным данным наиболее активная миссионерская деятельность НРД наблюдается в Карагандинской, Акмолинской, Се-веро-Казахстанской и Костанайской областях, а также в городах республиканского значения — Астане и Алматы. Здесь же сосредоточены главные республиканские и региональные управления, координационные центры, межконфессиональные миссии и т.д. Данные области и города характеризуются сложной этнической и культурной структурой. В этих регионах страны проживает большее количество русских, немцев, поляков, украинцев, белорусов, чем в других. Межгруп-повая ассимиляция и аккультурация этнических групп обостряют поиски идентичности, в том числе и религиозной, а религиозные новации — одна из самых привлекательных ниш для самоидентификации населения. Кроме того, это промышленные регионы — север и центр республики, — где доминирует городское население, тогда как южный регион более традиционен, здесь сосредоточено сельское население, а экономический сектор представлен сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью.

Волна миссионерской деятельности сначала зародилась на уровне отдельных регионов Казахстана, но уже через короткое время иностранные миссионеры осуществляли свою практику по всей республике. Многие эксперты убеждены, что современные новые религии на самом деле пытаются захватить власть и деньги, при этом «маскируясь» под спасителей душ человечества (2). Казахстан представляется им в качестве отличной «миссионерской целины» (или «сырьевой базы»). На сегодняшний день миссионеры протестантского учения ведут свою работу не только на улицах, но и в больницах, государственных учреждениях, местах заключения свободы, на вокзалах.

Рассматривая миссионерские проекты в глобальном масштабе, можно заметить, что для миссии выделяются целые страны или районы Земли. Так, в некоторых справочниках миссионерских организаций встречается понятие «Окно 10—40», которое обозначает прямоугольник планеты между 10 и 40 градусами широты, протянувшийся от западного Атлантического побережья Африки через Средний Восток и Азию к Тихому океану. Эта территория является особой точкой приложения усилий христианских миссий и объявлена как крупнейшая в мире «молитвенная цель». «Окно 10—40» почти полностью охватывает конфуцианскую и исламскую цивилизации, которые определяются как главные соперники Запада в XXI в. [13]. Судя по всему, Казахстан входит в миссионерский проект «Окно 10—40». За последние два десятилетия в Казахстане стремительно воз-

росли численность и количество религиозных объединений; особенно динамично развиваются протестантские направления.

В первые годы независимости в Казахстане миссионерской деятельностью занимались в основном иностранные граждане. В Казахстане на 1 октября 2009 г. на 4365 религиозных объединений приходится 328 миссионеров. Из них 80 миссионеров осуществляют свою деятельность в г. Алматы, 53 миссионера находятся в Карагандинской области, 42 — в Астане, 39 — в Северо-Казахстанской области, 23 — в Акмолинской области, 22 — в Павлодарской области, 20 — в Костанайской области. Меньше всего миссионеров в Алматинской (8 человек), Восточно-Казахстанской (7 человек), Жамбылской (4 человека), Западно-Казахстанской (5 человек), Кызылординской (3 человека), Мангистуской (2 человека) и Южно-Казахстанской (8 человек) областях. На рассматриваемый период времени в Аты-рауской области миссионеров зарегистрировано не было [4].

Вторым компонентом миссионерской деятельности НРД является финансовая поддержка из-за рубежа. Безусловно, финансирование кардинальным образом влияет на отношения между миссией и теми, с кем она вступает в контакт [13]. Так, казахстанские эксперты полагают, что миссионерская деятельность на территории Казахстана в большей части зависит от зарубежных «доноров», средств, пожертвованных членами зарубежных религиозных общин. Новые религиозные движения, действующие в Казахстане, строят церкви, публикуют газеты благодаря финансовой помощи и поддержке зарубежных организаций. Наблюдаемое сегодня снижение численности миссионеров указывает на то, что мировой экономический и финансовый кризис, с одной стороны, влечет за собой незначительное уменьшение присылаемых в страну миссионеров, с другой — увеличение количества религиозных объединений в стране. Возможно, это объясняется сокращением финансирования на выполнение международной миссии и одновременным ростом религиозности населения в условиях кризиса, что привело к увеличению не только верующих, но и религиозных общин.

Видимо, процесс активного обращения населения в новые вероисповедания зачастую осуществляется в Казахстане за счет огромных финансовых вливаний извне, хотя сложно проследить финансовые и денежные операции любой организации, так как это могут быть трансферты на банковские счета физических лиц (адептов) с целью безвозмездной материальной помощи, в качестве подарка и т.п.

Третьим компонентом миссионерской стратегии выступает стремление НРД к увеличению количества религиозных общин. По мнению миссионеров, существует прямая связь между ростом числа прихожан и появлением новых церквей [13]. Данная стратегия находит выражение в документах миссионерских конференций, фестивалей, съездов, на которых обсуждаются различные задачи миссионерского движения, в том числе необходимость неуклонного увеличения числа религиозных общин. Видение (направление развития) протестантских церквей заключается в увеличении их числа, в стремлении создать как можно большее количество (пусть даже малочисленных) общин, используя это как один из методов привлечения людей к вере. В настоящее время увеличение протестантских

объединений настойчиво реализуется зарубежными миссионерами в Казахстане путем насаждения большого числа так называемых «домашних» или «семейных» церквей. Так, по состоянию на 1 января 2006 г. на территории Казахстана было зарегистрировано 1101 протестантское религиозное объединение, на 1 января 2007 г. — 1147 протестантских религиозных объединений, на 1 января 2008 г. — 1189, на 1 января 2009 г. — 1267 [4]. Таким образом, активная миссионерская деятельность западных проповедников привела к увеличению новых протестантских церквей и, соответственно, значительному расширению и укреплению позиции протестантских религиозных объединений и общин. Динамика развития протестантских религиозных объединений в Казахстане показывает рост протестантских церквей: за последние четыре года в республике число протестантских объединений и групп увеличилось на 166.

На сайте одной из казахстанских миссионерских организаций опубликовано мнение, согласно которому церковь стремится в ближайшем будущем открыть в Казахстане «10 тысяч успешных церквей и освободить от греха 300 тысяч счастливых людей». В целом, полная евангелизация республики уже не раз провозглашалась миссионерами и верующими, однако даты абсолютной христианизации граждан Казахстана постоянно меняются.

Таким образом, мы можем выделить некоторые особенности миссионерской деятельности, осуществляемой в Казахстане. Во-первых, четко прослеживается территориальная дифференциация миссионерской деятельности, миссионеры наиболее активны в северном регионе Казахстана и в двух столицах. Во-вторых, очевидна зарубежная финансовая помощь в реализации миссионерства. В-третьих, налицо фиксируемое официальной статистикой увеличение религиозных объединений и групп.

Перейдем к вопросу о дифференциации объектов миссионерской деятельности НРД в Казахстане. Миссионеры уделяют очень серьезное внимание работе с конкретными социальными группами. Безусловно, главный результат миссионеров большинства религиозных новообразований — это привлечение большого числа приверженцев, особенно из социально обеспеченных групп населения. При этом христианские общины начинают активно влиять на общество в том случае, когда в определенном сегменте общества возникает достаточно большое число их последователей [13]. Однако в целом анализ миссионерской деятельности НРД показывает, что целью миссионерских программ и акций является максимально широкое проникновение во все слои общества и возрастные группы.

Со времен обретения независимости христианский прозелитизм в Казахстане скорректировал свои собственные цели и стратегии. Французский профессор Себастиян Пейроз (Sebastien Peyrouse) выделяет четыре объекта прозелитской деятельности в Казахстане [14]. В качестве первого объекта прозелитизма С. Пей-роз выдвигает так называемое соседство или близких людей миссионеров. Объектом данного вида прозелитизма выступают уже имеющиеся члены движения, а первоочередной задачей прозелитов является углубленное обучение основам религии уже обращенных в протестантизм членов сообщества. Второй объект

прозелитской деятельности приходится на население, которое отождествляет себя с атеистами или равнодушными к вопросам религии. Третий объект связан с казахстанцами, которые обращены в христианство, но принадлежат к другим конфессиям (православные, католики, лютеране, меннониты). Четвертым и довольно противоречивым объектом прозелитизма в Казахстане выступает все мусульманское и коренное население республики. Не только казахи, но и киргизы, уйгуры составляют в долгосрочной перспективе главный объект христианского присутствия в Казахстане. Как считает С. Пейроз, «именно эта группа населения оказалась легкой мишенью для прозелитской деятельности, так как этому способствует повсеместная практика толерантности и традиционный ислам, не подкрепленный глубокими теологическими знаниями» [14].

Способы расширения социальной базы иностранные миссионеры отладили достаточно хорошо, о чем говорит возросший контингент новообращенного населения республики, особенно среди коренного населения. Сегодня наблюдается возрастающее количество религиозных протестантских общин, исключительно состоящих из коренного населения. Миссионерская деятельность целенаправленно ведется среди этнических казахов. В некоторых общинах религиозные службы проводятся не только на русском, но и на казахском, уйгурском, киргизском, узбекском языках. Кроме того, основной упор миссионеров делается на подготовке местных кадров. Так, большинство НРД возглавляют не иностранные пасторы, приехавшие в Казахстан или руководящие из-за рубежа, а этнические казахи [2]. Протестантизация казахов имеет и свои негативные последствия. Так, у казахов, перешедших из ислама в протестантизм, возникают такие семейные проблемы, как разрыв с семьей, родственниками, родителями и (или) детьми, проблемы на работе. Кроме того, согласно одному из проинтервьюируемых экспертов (представитель мусульманского духовенства), если раньше протестанты опирались только лишь на Библию, то теперь с целью привлечения коренного этноса миссионеры прибегают и к сурам из Корана.

Миссионерская деятельность, осуществляемая в Казахстане, направлена и на другие этнические группы. Протестантские движения особенно активно распространяются среди корейской диаспоры. Кроме того, казахстанские протестантские церкви имеют общество, занимающееся евангелизацией евреев.

Среди адептов НРД женщин больше, чем мужчин. Возможно, это связано с тем, что женщины более доверчивы, любопытны, более подвержены стрессам; у женщин чаще появляется чувство одиночества, они обеспокоены своими бытовыми хлопотами и домашними заботами. Женское присутствие среди членов НРД, скорее всего, приведет к тому, что и их дети более органично воспримут новую веру своих родителей.

Миссионерская деятельность в Казахстане направлена на городское население с одновременной переориентацией прозелитизма на сельских жителей. Протестантские миссии сегодня проникают и в отдельные районы Казахстана. Проповедники выезжают в села и аулы, ходят по квартирам, а иногда прибегают и к скрытой евангелизации (создание общественных фондов, спортивных секций и т.д.). Так,

в Акмолинской области, под городом Кокшетау, в селе Красный Яр, в созданном кружке домоводства под эгидой «общественного фонда, занимающегося полезным и необходимым делом», сельским школьникам проповедовали христианство.

Как утверждает российский эксперт по социальному воздействию и критическому мышлению Е.Н. Волков [7], влиянию вероучений НРД подвержен каждый человек вне зависимости от гендерных аспектов, возрастных категорий и уровня образования. Для достижения своих целей миссионеры оказывают материальное поощрение новообращенным, находят им работу, способствуют трудоустройству их родных и близких, что находит широкий отклик среди людей с низким образовательно-культурным уровнем и невысоким материальным положением. Но все же перспективным и основным объектом международные миссионеры видят образованных и состоятельных людей, занимающихся бизнесом или работающих на государственной службе. Как показывают наши собственные наблюдения, адептами НРД чаще всего являются люди, относящиеся к среднему классу.

Ключевой социальной когортой населения для религиозных новаций является молодежь, которая на сегодняшний день составляет большую часть обращенных в НРД. Важно отметить, что современная казахстанская молодежь первые этапы социализации прошла в условиях открытого, трансформирующегося постсоветского общества, которому, в отличие от советского общества, свойственен религиозный плюрализм. Студенческая молодежь привлекает особое внимание иностранного миссионерства. Так, студенты всего мира численностью более 37 млн человек займут руководящие должности через 20 лет. Согласно миссиологу П. Джонстоуну студенчество определяет объем миссионерской работы и ее перспективы [13]. Сегодня в Казахстане обучается свыше 650 тыс. студентов. Для зарубежных миссионеров именно они представляют наибольший интерес среди всех социальных групп.

Кроме того, НРД приобретают влияние благодаря своей работе с группами социального риска — наркоманами, алкоголиками, бездомными и нищими, заключенными и т.п.

Таким образом, объекты миссионерской деятельности разнообразны и четко дифференцированы. Но, несмотря на активную деятельность протестантов в Казахстане, число адептов протестантских новообразований составляет около 1% от общего числа населения республики.

Следующий вопрос — каналы и механизмы миссионерской деятельности НРД на территории современного Казахстана. По подсчетам автора миссионерского проекта «Рассвет 2000» Джима Монтгомери (Jim Montgomery), история христианства знает более 700 замыслов всемирной евангелизации, рассчитанных на реализацию только при жизни одного поколения. Осуществлялись они в разное время и в различных точках Земли, но их стратегия, методы решения поставленных задач на протяжении веков в общих чертах оставались неизменными. Добавлялись лишь новые возможности, которые предоставляла развивающаяся цивилизация, в неприкосновенности сохранялись же следующие элементы мис-

сионерской стратегии: стратегические пункты, социальные группы, церковное строительство, финансы и общественная поддержка [13].

Для многих НРД протестантского вероисповедания миссия рассматривается в качестве сопутствующей практики на протяжении всего своего существования и является одним из принципов христианства. Действительно, Евангелие повелевает своим последователям проводить такое служение в мире: «Итак, идите, научите все народы» [3]. Однако зачастую миссионерство вменяется в обязанность всем последователям НРД. Пропаганда вероучения рассматривается как святой долг верующего. Прежде чем получить благословение и стать полноценным членом церкви, каждый новообращенный должен посвятить себя свидетельство-ванию. Некоторые НРД используют так называемый сетевой маркетинг — каждый член религиозной организации должен привлечь в нее определенное количество новых последователей — от этого зависит его статус в иерархии общины.

По оценкам экспертов, эффективными каналами миссионерской практики являются распространение религиозной литературы, христианское телевидение и радио, электронные носители информации, Интернет, объявления и красочная реклама.

Несомненно, литература играет важную роль в укреплении и распространении религии. Более половины всех евангельских христиан частично связывают свое обращение с христианской литературой. Кроме того, в западном обществе утвердилось представление о том, что христианская литература сыграла важную роль в «падении коммунизма», поэтому данная деятельность миссий находит там широкую общественную и материальную поддержку. Распространением литературы наиболее успешно занимаются различные библейские общества. Существует более 120 национальных библейских обществ, которые осуществляют свою деятельность в 200 странах. Общество «Свидетели Иеговы» ввозят и распространяют религиозную литературу, которая печатается в Германии. При этом литература печатается более чем на 300 языках, в том числе и казахском.

Некоторые протестантские организации, действующие на территории Казахстана, выпускают и бесплатно распространяют религиозные периодические издания — газеты, журналы, листовки. При этом тираж таких изданий превышает тираж «традиционных» для Казахстана религиозных конфессий. НРД считают создание собственных СМИ одним из приоритетных направлений своей деятельности. Большинство религиозных объединений располагает собственными информационными средствами, и активно используют СМИ в миссионерских целях.

Важным каналом миссионерской деятельности является радио. По некоторым данным, в мире работает более 1,5 млрд радиоприемников и почти каждый человек имеет к ним доступ [13]. Многие церкви обязаны началом своей деятельности именно радиопередачам. Это также одно из средств христианского миссионерского проникновения в закрытые для них страны. Более 13 крупнейших агентств участвуют в международном вещании на 211 языках при объеме вещания 8,5 тыс. часов в неделю. По оценкам, приведенным на Международных консультациях по евангелизации мира в Сеуле в 1995 г., менее чем за 10 лет число языков, на ко-

торых проводится вещание, выросло со 170 до 249. Эксперты ожидают, что в скором времени проповедь посредством радио охватит 97% мирового населения. В Казахстане в конце 1990 — начале 2000 гг. региональные радиостанции транслировали христианские радиопередачи, вели просветительскую деятельность, приглашали заинтересованных людей на встречи.

Интернет является каналом обеспечения роста численности религиозных организаций путем вовлечения в них новых членов и их подключения к совместной деятельности и культовой практике. Интернет — это свободная информационная площадка, практически не стесненная идеологическими и формальными рамками. Сегодня посредством Интернета человек может выбрать и принять ту или иную веру.

Свои сайты в Сети имеют практически все протестантские организации, действующие в Казахстане. Как показывает анализ религиозного сегмента Интернета, находящегося в доменной зоне <^», на страницах религиозных веб-порталов присутствуют следующие блоки: новости, информация об основах вероучения, проповеди в формате МР3, Библия, свидетельства, фотогалереи, статьи, тексты книг, конференции, объявления, открытки, праздники, христианские магазины. Многие религиозные сайты предоставляют место для общения своим верующим — это могут быть гостевые книги, блоги, форумы. Кроме того, на страницах Сети можно найти онлайновое наставничество и ученичество (библейские занятия по электронной почте или онлайн), консультирование, обучение, молитвенные просьбы. Помимо этого, религиозные сайты размещают видеоролики, аудиопроповеди, радиопередачи. Таким образом, видно, что электронные ресурсы представляют всю религиозную палитру в Интернете в целях просвещения.

На некоторых сайтах (в частности, поисковых) мы часто можем наблюдать размещенные в виде рекламы небольшие баннеры с текстами «Кто такой Иисус Христос?», «Можно ли доверять Библии?». Например, нажимая ссылку «Бог любит тебя. Нажми сюда, и ты узнаешь почему», пользователю Интернета предлагается сделать четыре шага, которые ведут к «принятию Иисуса Христа в свое сердце»: 1) Господь любит вас! 2) каждый из нас сделал, сказал или подумал нечто плохое. Это называется грех, и грехи наши отделили нас от Бога; 3) Бог послал Своего единственного Сына Иисуса Христа умереть за наши грехи; 4) если вы хотите принять Христа как Спасителя и искупить свои грехи, вы можете попросить Его быть вашим Спасителем и Господом, произнося определенную молитву. После всего этого необходимо оставить данные (имя, фамилию, дату рождения, электронный адрес) для отправки необходимой информации, чтобы помочь пользователю Интернета стать настоящим христианином. Затем с заинтересованным или уже верующим связываются по электронной почте и предлагают последующую информацию.

На ссылке «Как нужно молиться?» можно найти информацию о том, на какие молитвы отвечает Бог и что нужно сделать, чтобы Бог услышал молитву верующего. Существуют сайты, предлагающие основы взаимоотношения с Богом, рассказывающие, как нужно молиться, объясняют, на какие вопросы может от-

ветить Бог лично; на различных христианских сайтах распространяются бесплатные печатные и электронные христианские книги, поясняется процедура и условия их заказа.

Распространение электронной информации (CD, DVD, видеокассеты, аудиокассеты) выступает еще одним важным каналом миссионерской работы и обучения. В мире действует большое количество международных агентств, занимающихся производством и распространением кассет. Наибольшего эффекта эта форма работы достигает среди народов, к которым по каким-либо причинам ограничен доступ миссионеров, среди малочисленных народностей, а также среди неграмотных. Крупнейшая организация, работающая в данном направлении, — сеть Global Recordings (GRn) — объединяет 21 национальное агентство. В настоящее время записи выпускаются на 5815 языках и диалектах [11]. В Алматы функционирует христианский магазин, где можно приобрести аудиокассеты, диски с записями проповедей.

Международные миссионерские организации все большее внимание уделяют использованию телекоммуникационных спутниковых технологий, которые позволяют осуществлять вещание на огромные территории. Так, популярный американский проповедник Били Грэм (Billy Graham) осуществил несколько глобальных миссионерских акций с использованием спутниковых средств передачи информации, что позволило принимать его проповеди одновременно в нескольких десятках стран мира.

План осуществления проекта всемирной евангелизации известного харизматического проповедника М. Серулло основан на использовании спутников. В рекламном проспекте акции говорится, что «спутниковая технология превратила мир в маленькую общую деревню, где информация может передаваться со скоростью света из Саудовской Аравии в Бразилию или из Брюсселя в Нью-Йорк». Программа реализации проекта представлена следующим образом: «мир делится на 10 регионов, сходных по географическому положению, языку, культурному сходству и молитвенной направленности... мощные спутники будут осуществлять передачу на огромные территории. Наш первый громадный удар в этом мощном замысле будет направлен на регион Евразии. Территория, в прошлом доминиро-ванная коммунизмом, теперь будет... использована для провозглашения свободы от греха... » [13].

Приведенные данные характеризуют общую тенденцию миссионерской деятельности НРД на постсоветском пространстве, в том числе и в Казахстане. Так, пастор церкви «Новая жизнь» в г. Алматы Максим Максимов является сильным протестантским проповедником не только на территории Казахстана. В декабре 2000 г. М. Максимовым в республике было запущено вещание телевизионного канала CNL (New Life Channel), который транслируется по всей территории Казахстана. На сегодняшний день CNL доступен в 115 странах Европы, Азии, Африки, Америки, в 500 кабельных сетях [9].

Развешанные многочисленные объявления и реклама — успешный канал в пропаганде того или иного вероучения. Их можно встретить на городских ав-

тобусных остановках, досках объявлений возле домов, административных зданий, либо в почтовых ящиках квартир. Все это содержит информацию о деятельности различных религиозных течений, приглашения на мероприятия некоторых религиозных организаций (например, «Медитация на свет и звук», «Секреты семейного счастья»).

Таким образом, каналы миссионерской деятельности в Казахстане разнообразны. Использование миссионерами новейших средств коммуникации предоставляет им возможность вовлечь в сферу своего влияния все большее число людей, менять их духовное состояние.

К механизмам миссионерской деятельности можно отнести различные программы НРД. Во-первых, это благотворительность. Религиозный аспект филантропической деятельности не декларируется, многие организации не скрывают, что «служение должно быть направлено на распространение Благой Вести среди тех, кому оказывается помощь, а также на основание церквей или... на их укрепление» [13]. Усилия религиозных организаций, направленные на проведение благотворительных акций, способствуют формированию в общественном сознании их позитивного имиджа и установлению взаимоотношений, в том числе с представителями властных структур. Последнее повышает авторитет религиозного объединения и вызывает большее доверие к нему у людей, с которыми оно контактирует. Вследствие этого многие религиозные группы начинают заявлять о себе, прежде всего, путем проведения акций благотворительного характера. Так, в Казахстане в начале 90-х гг. ХХ в. именно протестантские религиозные организации оказывали гуманитарную помощь, полностью финансируемую из-за рубежа. Это была помощь детям-инвалидам, детским домам, домам престарелых, медицинским учреждениям и т.д.

Во-вторых, это образовательные программы. Хотя действующий Закон РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» провозглашает светский характер системы государственного образования и ограничивает деятельность религиозных объединений в образовательных учреждениях. Тем не менее миссионеры активно осуществляют свою работу в стенах образовательных учреждений. Важнейшей целью работы миссий является проникновение в сферу образования, что вполне объяснимо с точки зрения возможностей этой системы по эффективному внедрению определенных ценностных ориентаций в умы детей, только начинающих вырабатывать свои жизненные принципы. Дело в том, что под воздействием зарубежных миссионеров-преподавателей в процессе учебы меняется богословская ориентация некоторых верующих. Зарубежные миссионеры реализуют различные программы в казахстанских вузах: организовывают курсы иностранных языков, студенческие миссии, христианские лагеря и т.д.

Миссионеры — большей частью из США и Южной Кореи — привлекают к себе внимание студентов интенсивным изучением иностранных языков (английский и корейский). Так, в одном из ведущих вузов республики американскими проповедниками были организованы бесплатные курсы по изучению английского языка. Объявления о проведении данных курсов были развешены букваль-

но на всех стендах университета, автобусных остановках вблизи университета и т.д. Безусловно, подобное мероприятие привлекало большое количество студентов, интересующихся изучением английского языка, тем более, что эти занятия проводили «native speakers». Можно отметить, что данные занятия посещали студенты «престижных» специальностей (международные отношения, регионо-ведение, иностранный язык, политология, юриспруденция, международная журналистика и т.п.) с целью совершенствования знаний английского языка.

В-третьих, с целью привлечения казахстанской молодежи в ряды «верующих людей» осуществляется «благовестие» — выход верующих (иногда с иностранцами) в университеты для «посвящения» молодых людей (рассказывают об Иисусе Христе, приглашают на службы или мероприятие с участием «новичков»). Такие выходы готовятся заранее, оговаривается дата проведения, определяется место проведения среди «благовествующих», предварительно проводится мини-инструктаж по проведению благовестия. Перед благовестием, уже на месте проведения такого серьезного миссионерского мероприятия, все участники становятся в круг, держа друг друга за руки, для молитвы за успешное и плодотворное благовестие. Благовествуют везде, где скапливается большое количество людей: в коридорах, в библиотеке, в аудиториях (во время перемен), в столовых, на улице. Во время благовестия верующие создают теплую и дружественную атмосферу — улыбчивы, открыты, жизнерадостны, веселы. После проведенного благовестия верующие собираются вместе и рассказывают («отчитываются») о совершенной «радости Господу Богу»: скольким людям «была открыта любовь Божья», какие возникали сложности во время проведения благовестия. Особо поощряются те верующие, которые смогли во время благовестия «привести человека к Богу, к принятию Иисуса Христа в свое сердце».

На сайте одной протестантской организации, действующей в Казахстане, содержится информация о том, что именно благовестие делает церковь больше. Каждый человек призван проповедовать Благую Весть. При этом прихожанами используются разные методики благовестия: индивидуальное проповедование «один на один», взрывная проповедь, четыре духовных закона, программы «Альфа-курс» и «Избери жизнь» [10].

Кроме того, новообращенные вовлекаются в НРД посредством культурнопросветительской агитации, спортивных секций, предоставления гуманитарной помощи, туризма. Миссионеры приглашают людей на бесплатные курсы кулинарии, в кружки по изучению библии, на курсы саморазвития личности, просмотр фильма, к целительному доктору, на молодежную «тусовку» и пикники. Новые религиозные движения также организуют музыкальные концерты, лекции, выставки. Как утверждает российский сектовед А.Л. Дворкин [5], в НРД никто не приходит, людей туда заводят — при помощи средством средств массовой информации, других людей, путем распространения религиозной литературы и т.д. Миссионеры ведут себя уверенно, спокойно, говорят убедительно. Прозелиты стараются завязать контакты на улицах, в кафе, дискотеках, в кинотеатрах и на вокзалах, заинтересовывая собеседников, добиваясь их расположения и уговаривая посетить службу в церкви.

Необходимо отметить, что НРД имеют профессионально разработанную рекламу и тактику пропаганды своего учения. Успеху НРД способствует то, что многие из них подготовлены к встрече с людьми, имеют четко разработанные инструкции для миссионеров, руководителей всех уровней и рядовых членов по работе с различными группами населения.

Таким образом, анализ деятельности протестантских новообразований в Казахстане позволяет сделать вывод, что миссионерская деятельность протестантов имеет следующие ключевые особенности: установление «миссионерского поля», зарубежное финансирование, рост религиозных общин и адептов. В Казахстане мы наблюдаем глобализированное миссионерство в результате открытости границ, которые позволяют иностранным миссионерам посещать республику, что способствует проникновению и широкому распространению протестантизма в нашей стране.

Как показывает анализ миссионерской деятельности НРД, миссионеры стремятся проникнуть во все слои общества вне зависимости от этнической принадлежности, возрастных градаций, гендерных особенностей, уровня образования, уровня доходов и места жительства. Тем не менее, серьезное внимание НРД уделяют конкретным социальным группам.

Кроме того, миссионерская деятельность протестантских новообразований имеет различные каналы и механизмы, которые профессионально разработаны и успешно реализуются в современном казахстанском обществе.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Данная статья основана на результатах социологического исследования, предпринятого в рамках подготовки РИБ (докторской) диссертации. Фокус исследования направлен на изучение организационной деятельности протестантских новообразований, возникших на территории Казахстана в последние два десятилетия.

(2) Данные экспертного интервью (23 казахстанских эксперта) и включенного наблюдения (5 протестантских церквей).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Аналитический отчет ОФ «Казахстанский центр социальных технологий» по результатам социологического исследования «Состояние и перспективы развития религиозного образования» // «Религия и право»: информационный бюллетень Комитета по делам религий Министерства Юстиции РК. — 2008. — № 7. — Астана: Комитет по делам религий МЮ РК, 2008.

[2] Асанбаев М. Современная религиозная ситуация в Казахстане: факторы риска и потенциал религиозной конфликтности // http://www.sarap.kz/ от 1.12.2009.

[3] Библия.

[4] Данные Министерства образования Республики Казахстан.

[5] Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е, перераб. и доп. — Нижний Новгород: Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 2002 // http://www.pravbeseda.ru/

[6] Закон Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединений».

[7] Исцеление от «рая»: реабилитация и самопомощь при социальной зависимости / Под науч. ред. Е.Н. Волкова. — СПб.: Речь, 2008.

[8] О миссионерской деятельности // http://www.minjust.kz/ от 7.12.2009.

[9] Сайт пастора протестантской церкви «Новая жизнь» Максима Максимова http://www.maximmaximov.ru/

[10] Сайт протестантской миссионерской организации «Грейс» http://grace.church.kz/

[11] Сайт Global Recordings Network http://globalrecordings.net/

[12] Свободная энциклопедия Википедия // http://www.wikipedia.org/

[13] Трофимчук Н.А., Свищев М.П. Экспансия. — М., 2000.

[14] Peyrose S. Christian proselytism in Kazakhstan // http://www.cacianalyst.org/

THE PECULIAR FEATURES OF THE NEW RELIGIOUS MOVEMENTS’ MISSIONARY WORK IN CONTEMPORARY KAZAKHSTAN

Е.V. Korolyova

Sociology Chair L.N. Gumilyov Eurasian National University

Yanuchkevicha str., 6, Astana, Kazakhstan, 010000

Nowadays foreign Protestant churches from the USA, South Korea, Sweden, France and Poland are carrying out missionary activities in the Republic of Kazakhstan. The crucial components of foreign religious missions are the establishment of the «missionary field», foreign sponsorship and the growth of religious communities. The author helms the reader to the analysis of social groups within the range of missionaries’ sphere of influence as well as the channels and schemes of missionary work. The article is based on statistical data as well as the results of the sociological research conducted by the author.

Key words: missionary work, new religious movements, Protestant churches, new church members, channels and schemes of missionary work, religious communities, Christian proselytism, conversion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.