PEDAGOGICAL SCIENCES
ПОВЫШЕНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЭФФЕКТА СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ
ГИМНАСТИКИ
Андрющенко М.И.
Черноморский национальный университет имени Петра Могилы, старший преподаватель кафедры
«Спортивные дисциплины» Маер В.Я.
Черноморский национальный университет имени Петра Могилы, старший преподаватель кафедры «Спортивные дисциплины»
Кураса Г.А.
Черноморский национальный университет имени Петра Могилы, старший преподаватель кафедры «Спортивные дисциплины»
Конопляник О.В.
Черноморский национальный университет имени Петра Могилы, старший преподаватель кафедры «Спортивные дисциплины»
Дорошенко Л.А.
Частное акционерное общество Строительная Компания «Жилпромстрой-8»,
начальник производственно-технического отдела
INCREASING THE HEALTH EFFECT OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE IN SPECIAL MEDICAL GROUPS BY THE USE OF NON-TRADITIONAL KINDS OF GYMNASTICS
Andryushchenko M.I.
Petro Mohyla Black Sea National University, senior lecturer of the department "Sport disciplines"
Mayer V. Ya.
Petro Mohyla Black Sea National University, Senior lecturer of the department "Sport disciplines"
Kurasa G.A.
Petro Mohyla Black Sea National University, Senior lecturer of the department "Sport disciplines"
Konoplyanyk O. V.
Petro Mohyla Black Sea National University, Senior lecturer of the department "Sport disciplines"
Doroshenko L.A.
Private Joint-Stock Company Construction Company Zhilpromstroy-8, Head of Production and Technical Department
АННОТАЦИЯ
В данной статье проводится исследование оздоровительного эффекта у студентов специальной медицинской группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые на протяжении полутора лет занимались нетрадиционным видом гимнастики на занятиях по физическому воспитанию, а именно йо-гой-Айенгара. Исследования подтверждают, что данная технология улучшает не только физиологическое, но и психическое состояние здоровья студентов, что также оказывает влияние на показатели их учебной деятельности. ABSTRACT
In this article we study health effects among students of special medical groups with violations of the musculoskeletal system, which for fifteen years was engaged in non-traditional types of gymnastics for physical education classes, namely yoga-Iyengar. Studies confirm that this technology improves not only physiological, but also mental health of students that also has an impact on the performance of their training activities.
Ключевые слова: физическая культура, специальная медицинская группа, нетрадиционные виды гиманастики, йога-Айенгара, здоровье, физические упражнения, оздоровительный эффект.
Keywords: physical education, special medical group, non-traditional kinds of gymnastics, yoga Iyengar, health, exercise, Wellness effect.
Одним из принципов государственной политики в сфере физической культуры и спорта является признание физической культуры как важного фактора всестороннего развития личности и формирования здорового образа жизни [1].
Состояние здоровья населения Украины сегодня оценивается как неудовлетворительное, и это связано с тем, что для большинства населения собственное здоровье не является приоритетом.
Здоровье нации говорит о цивилизованности государства. Поэтому, в современном мире инновационных технологий и коммуникаций все больше времени необходимо уделять здоровью будущих специалистов.
Как известно, эффективность многих видов профессионального труда на прямую зависит от состояния здоровья и физической подготовленности человека, что положительно сказывается на имидже и процветании предприятия. Поэтому работодатели предпочитают принимать на работу не только профессионально подготовленных, но и физически здоровых сотрудников.
Каждый студент должен постоянно и целенаправленно укреплять свое здоровье, так как этот фактор является важным конкурентным преимуществом при трудоустройстве выпускника, а развитые профессиональные физические и психические качества будут определять психофизическую надежность и успех в его будущей профессиональной деятельности.
Для написания статьи была изучена научная, учебно-методическая, популярная литература с целью повышения оздоровительного эффекта от занятий физической культурой в вузе для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Можно сказать, что интерес специалистов к проблеме повышения эффективности занятий физической культурой студентов с ослабленным здоровьем в последние годы существенно возрос.
Исследования специалистов: Панцовой Л.В., Поповой Т.А., Постол О.Л. показывают, что в практику физического воспитания постепенно внедряются упражнения из восточных оздоровительных систем (ушу, цигун, хатха-йога), которые, как отмечают авторы этих работ, позволяют расширить возможности занимающихся в достижении оздоровительного успеха. Появление новых нетрадиционных видов двигательной активности и оздоровительных систем является необходимостью для дальнейшего прогресса в сфере физической культуры, однако необходимо учитывать их адаптацию к отечественной системе физического воспитания [5].
Существующая сегодня методика организации и проведения занятий по физической культуре в спецмедгруппах требует усовершенствования, повышения качества преподавания, направленного на улучшение здоровья студента. Поэтому сегодня происходит активный поиск новых форм и методов организации и проведения занятий (Шлапа-ченко О.А., Мазурчук О.Т., Дюков В.М. и другие) [5, 6, 9].
Проанализировав различные инновационные
методики и программы занятий со студентами ВУЗов, был опробован новый на сегодняшний день в Украине метод йоги Айенгара. Эта методика доступна людям разного возраста и состояния здоровья и дает реальные результаты в улучшении самочувствия. Особенно данной йогой рекомендуется заниматься тем, кто имеет некоторые проблемы со здоровьем, поскольку результаты занятий несут в себе благоприятный терапевтический эффект.
Метод йоги Айенгара был разработан на базе классической Хатха-йоги и получил свое название по имени своего основателя - Б.К.С. Айенгара, который предположил и успешно доказал, что успокоить ум возможно путем концентрации внимания и правильного вытяжения различных частей тела [2, 3, 4].
Этим стилем йоги особенно рекомендуется заниматься тем, кто имеет какие-либо проблемы со здоровьем (то есть почти всем), поскольку результаты занятий несут в себе благоприятный терапевтический эффект, достигающийся под плавным и постепенным воздействием.
Этот метод йоги отвечает требованиям к занятиям физической культурой со студентами специальных медицинских групп тем, что учтены противопоказания по их заболеваниям.
Исследования проводились в специальной медицинской группе (далее СМГ) с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В экспериментальной группе участвовало 26 студентов на протяжении 1,5 лет.
На первом этапе исследований была апробирована методика определения уровня физического состояния студентов и подготовлены анкеты для проведения социологического исследования.
Студенты прошли простой тест для определения состояния здоровья позвоночника, предложенный на сайте «Твой позвонок.ру» «Здоров ли ваш позвоночник?» [8]. Тест приведен ниже.
1. Прощупайте свой позвоночник. Эта процедура:
- болезненна
- слегка болезненна
- безболезненна
2. Прощупайте свои надплечные мышцы. Мышцы
- напряжены
- слегка напряжены
- мягкие
3. Из положения стоя попробуйте достать кончиками пальцев рук пола. Упражнение -выполняется:
- легко
- с трудом
- при выполнении возникает боль в позвоночнике
4. В положении сидя на полу, попробуйте достать лбом коленей. При этом возникает
- натяжение в подколенных областях
- боль в спине
- нет неприятных ощущений
5. Сцепите руки за спиной (одна рука через
плечо, вторая снизу).
- не достал
- руки касаются пальцами
- руки сцепляются
6. Лежа на спине, согните ноги под прямым углом в коленных и тазобедренных суставах, не прижимая, их друг к другу. Постарайтесь удержать, как можно дольше.
- удерживаю как угодно долго
- устают обе ноги
- устает одна нога
- боль в пояснице
7. Попробуйте взять в рот суставы согнутых пальцев кисти.
- помещается менее двух пальцев
- только два пальца
- три пальца и больше
8. Достаньте подбородком надплечья (не поднимая плеч).
- не достаю
- достаю, но движение болезненно
- достаю легко
В результате проведенного тестирования:
1 группа. Ваш позвоночник здоров и нуждается только в профилактических мероприятиях: ежедневная гимнастика, сбалансированное питание, поддержание эмоционального комфорта - 0 студентов.
2 группа. Патологические изменения в позвоночнике тревожны. Вам необходимо пройти лечебно - восстановительный курс - 19 студентов.
3 группа. Ваш позвоночник в критическом состоянии. Необходимо срочно пройти курс лечения - 7 студентов. http://tvovpozvonok.ru/provti-test-na-zdovie-pozvonochnika/
Что составило:
1 группа - 0 %;
2 группа - 73 %;
3 группа - 27 %.
При проведении анкетирования были заданы следующие вопросы:
1) Есть ли боль утром в шее?
2) Есть ли боль при запрокидывании головы?
3) Легко ли поворачивать голову?
4) Были ли травмы шеи и головы или позвоночника?
5) Есть ли хруст и ограничение движения в каком-либо отделе позвоночника?
6) Есть ли приступообразная или постоянная боль в спине?
7) Есть ли покалывание, слабость, онемение в руках?
8) При движении происходит усиление боли?
9) Болят ли плечи?
10) Есть ли головная боль и головокружение?
В результате проведенного анкетирования,
утвердительно на вопросы 1, 2, 3, 8, 9, 10 - 50% опрошенных студентов. На вопрос 4 - 20%; вопросы 5 и 7 - 32%; на вопрос 6 - 65% опрошенных.
На втором этапе исследования были проведены занятия в специальной медицинской группе по методу йоги-Айенгара, которые проводились два раза в неделю.
Занятия чередовались по неделям. Работал принцип «одна неделя - одна группа асан»:
1) асаны стоя;
2) наклоны вперед и скручивания;
3) прогибы назад;
4) восстанавливающие позы /релаксация/ пранаяма.
В любою неделю большое внимание уделялось перевернутым позам.
К отличительным и важным особенностям метода йоги-Айенгара можно отнести:
1) статичное и точное выполнение асан с помощью множества вспомогательных материалов: одеял, стульев, планок, ремней и других;
2) каждая асана выполняется в течение 5-8 циклов дыхания, и переход к следующей происходит медленно и плавно;
3) подробное, детальное объяснение каждой позы;
4) предельная концентрация внимания внутри себя и, как следствие этого, идеальная профилактика стресса;
5) индивидуальный подход к каждому практикующему.
Целью применения метода йоги-Айенгара было повышение оздоровительного эффекта на занятиях по физической культуре.
Каждый семестр проводились повторно тестирование и анкетирование студентов СМГ.
Через полтора года регулярных занятий был проведен опрос, результаты которого приведены в диаграмме 1.
Результаты тестирования: "Здоров ли ваш позвоночник?"
30 25 20 15 10 5 0
II
Группа 1 Группа 2 Группа 3
Группы студентов
■ До эксперимента ■ После эксперимента
Диаграмма 1. Результаты тестирования: «Здоров ли ваш позвоночник?»
Терзи Михаил в своей статье «Научные аспекты йоги» дает точное определение сущности воздействия упражнений йоги в первую очередь, как терапевтической системы.
«Стимулируя определенные группы мышц, используя статический и динамический режим тренировочной работы, а также растягивание и расслабление мышц, при помощи двигательных действий и асан, возможным становится опосредованное воздействие на ЦНС. Стимуляция определенных зон коры головного мозга, оказывает воздействие на мыслительный процесс и связанные с ним чувства и эмоции. Психическая деятельность, в свою очередь, воздействует как на скелетную,
так и на гладко-мышечную мускулатуру внутренних органов. Кроме того, определенные положения тела воздействуют на эндокринную систему, что так же проявляется в соответствующих реакциях организма. Использование различных средств и методов работы с опорно-двигательным аппаратом, позволяет достигать необходимых функциональных реакций и состояний организма человека, для выполнения или решения им соответствующих задач» [7].
На заключительном этапе исследования было проведено повторное анкетирование с теми же вопросами. Результаты говорят сами за себя Диаграмма 2.
Анализ оздоровительного эффекта на занятиях по физической культуре
20
Р 15
10
о
1.1.1 ..L .1.1 I L
12
4 5
8 9
10
Номер вопроса анкеты
I До эксперимента ■ После эксперимента
5
0
3
6
7
На основании проведенного эксперимента в специальной медицинской группе Черноморского национального университета путем применения нетрадиционного вида гимнастики, а именно - йо-ги-Айенгара, а также проведенных научных исследований специалистов по влиянию йоги на психические и физиологические функции организма, можно утверждать, что йога:
• улучшает общее самочувствие;
• способствует развитию подвижности и гибкости опорно-двигательного аппарата;
• выполняет коррекцию искривлений позвоночника различной природы;
• увеличивает подвижность суставов;
• тренирует внутреннюю мускулатуру, что развивает выносливость организма к физическим нагрузкам;
• способствует снижению веса;
• нормализует кровяное давление, пищеварение;
• активизирует иммунные функции организма;
• снимает усталость, нервную возбудимость и улучшает настроение.
Повышение оздоровительного эффекта на занятиях по физкультуре является важным направ-
лением работы кафедры «Спортивные дисциплины» Черноморского национального университета имени Петра Могилы.
В перспективе планируется продолжить исследование в этом направлении на занятиях по физической культуре в специальных медицинских группах с другими нарушениями здоровья, а также со студентами основных групп.
Литература
1. Закон Украины «Про фiзичну культуру i спорт» ввд 24.12.1993 № 3808-Х11 / Верховна Рада Украши [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/3808-12
2. Айенгар Беллур Кришнамачар Сундарара-джа Дерево йоги. Йога Врикша. - М.: МЕДСИ XXI. - 1996. - 256с.
3. Айенгар Беллур Кришнамачар Сундарара-джа Йога. Путь к здоровью. - М.: Профит Стайл. -2012. - 336с.
4. Айенгар Беллур Кришнамачар Сундарара-джа Дерево йоги. Ежедневная практика. - М.: Альпина Нон-Фикшн. - 2000. - 237с.
5. Дюков В.М., Скурихина Н.В. Применение фитнес-йоги для повышения эффективности занятий по физической культуре в ВУЗе // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 10. - С. 107-111 / Научный журнал Современные наукоемкие технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.top-technologies.ru/ru/artide/view?id=26044 (дата обра-
щения: 18.05.2015).
6. Мазурчук Олег, Ребрина Вжтор Мотивация молодi до ведения здорового способу життя через використання сучасних i нетрадицiйних тд-ходiв до проведення занять фiзичного виховання / Фiзичне виховання, спорт i культура здоров'я у сучасному суспiльствi збiрник наукових праць...№ 4 (20), 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://sport.eenu.edu.Ua/index.php/sport/article/view/6 35/599 (дата обращения: 10.03.2015).
7. Терзи Михаил Научные аспекты йоги / Бодхи-йога: искусство просветления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bodhivoga.ru/stati/nauchnve-aspektv-vogi.html (дата обращения: 04.03.2015).
8. Тест «Здоров ли твой позвоночник?» / Твой позвонок.ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://tvovpozvonok. ru/provti-test-na-zdovje-pozvonochnika/ (дата обращения: 18.08.2015).
9. Шлапаченко О.А. Нетрадиционные средства привлечения студентов к активным занятиям физическим воспитанием / Южноукраинский национальный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Украина / Электронная библиотека научно-образовательной, финансовой и художественной литературы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://bo0k.net/index.php?p=achapter&bid=17480&ch apter=1 (дата обращения: 1.03.2015).
ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДН1 П1ДХОДИ ПРОЕКТУВАННЯ ПЕДАГОПЧНО1 Д1ЯЛЬНОСТ1 ВИХОВАННЯ С1МЕЙНИХ
Ц1ННОСТЕЙ
Барбшова А.В.
астрант, асистент кафедри педагогiчноi Maucmepnocmi та менеджменту iMeHi 1.А. Зязюна Полтавського нацiонального nедагогiчного унiверситету
iменi В.Г. Короленка
THEORETICAL AND APPLIED APPROACHES TO THE
DESIGN OF TEACHING ACTIVITIES EDUCATION FAMILY
VALUES
Barbinova A.
graduate student, the assistant of the department of management and pedagogical mastership named after IA Zyazyun of Poltava National V G Korolenko Pedagogical University
АНОТАЦ1Я
Метою статп e обгрунтування теоретико-прикладних mдходiв проектування педагопчно! дгяльносп виховання амейних цшностей. Застосування таких методiв як аналiз науково! лiтератури, порiвняння, спостереження, власний досвiд використання педагопчного проектування, дозволило визначити методо-лопчш основи проектування виховного процесу; визначити виховання на основi цiнностей як провщний шлях формування особистостi. У статп наведено послiдовнiсть перехвдних етатв проекту, закони управ-лiння педагопчними проектами; функцii педагогiчного проекту виховання амейних цшностей. Обгрун-