Научная статья на тему 'Повышение мотивации к занятиям по физической культуре студентов путем внедрения современных оздоровительно-педагогических технологий'

Повышение мотивации к занятиям по физической культуре студентов путем внедрения современных оздоровительно-педагогических технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФРИСБИ / ЭКСПЕРИМЕНТ / СОВРЕМЕННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрющенко М.И., Маер В.Я., Кураса Г.А., Конопляник О.В., Дорошенко Л.А.

Повышение мотивации к занятиям по физической культуре студентов на сегодняшний день является проблемой, которую пытаются исследовать многие специалисты. Авторами данной статьи предложено внедрить в рабочую программу на занятиях по физическому воспитанию кроме обязательных: волейбол, баскетбол, футбол, новейшие виды спортивных игр с использованием фрисби. Доказано, что новейшие технологии в организации учебной и воспитательной работы могут усилить мотивации к занятиям по физическому воспитанию, желание вести здоровый образ жизни, физически развиваться и совершенствоваться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрющенко М.И., Маер В.Я., Кураса Г.А., Конопляник О.В., Дорошенко Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF MOTIVATION TO PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS BY INTRODUCING MODERN HEALTH- EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Today the increase of motivation to the Physical lessons of students is a problem, which is explored by a lot of specialists. The authors of this article offer to instill some games except the compulsive ones in the working programme of Physical education: volleyball, basketball, football, new kinds of sport, which are connected with Frisbee. It is proved that new technologies of the organization of training and educational work can reinforce the motivation to the Physical lessons, desire to lead the healthy way of life, develop physically and improve themselves.

Текст научной работы на тему «Повышение мотивации к занятиям по физической культуре студентов путем внедрения современных оздоровительно-педагогических технологий»

PEDAGOGICAL SCIENCES

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Андрющенко М.И.

Черноморский национальный университет имени Петра Могилы, старший преподаватель кафедры

«Спортивные дисциплины» Маер В.Я.

Черноморский национальный университет имени Петра Могилы, старший преподаватель кафедры «Спортивные дисциплины»

Кураса Г.А.

Черноморский национальный университет имени Петра Могилы, старший преподаватель кафедры «Спортивные дисциплины»

Конопляник О.В.

Черноморский национальный университет имени Петра Могилы, старший преподаватель кафедры «Спортивные дисциплины»

Дорошенко Л.А.

Частное акционерное общество Строительная Компания «Жилпромстрой-8»,

начальник производственно-технического отдела

INCREASE OF MOTIVATION TO PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS BY INTRODUCING MODERN HEALTH-EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Andryushchenko M.I.

department "Sport disciplines" Mayer V. Ya. department "Sport disciplines" Kurasa G.A. department "Sport disciplines" Konoplyanyk O. V. department "Sport disciplines" Doroshenko L.A.

Private Joint-Stock Company Construction Company Zhilpromstroy-8, Head of Production and Technical Department

АННОТАЦИЯ

Повышение мотивации к занятиям по физической культуре студентов на сегодняшний день является проблемой, которую пытаются исследовать многие специалисты. Авторами данной статьи предложено внедрить в рабочую программу на занятиях по физическому воспитанию кроме обязательных: волейбол, баскетбол, футбол, новейшие виды спортивных игр с использованием фрисби. Доказано, что новейшие технологии в организации учебной и воспитательной работы могут усилить мотивации к занятиям по физическому воспитанию, желание вести здоровый образ жизни, физически развиваться и совершенствоваться.

ABSTRACT

Today the increase of motivation to the Physical lessons of students is a problem, which is explored by a lot of specialists. The authors of this article offer to instill some games except the compulsive ones in the working programme of Physical education: volleyball, basketball, football, new kinds of sport, which are connected with Frisbee. It is proved that new technologies of the organization of training and educational work can reinforce the motivation to the Physical lessons, desire to lead the healthy way of life , develop physically and improve themselves.

Ключевые слова: мотивация, физическое воспитание, фрисби, эксперимент, современные оздоровительные технологии.

Keywords: motivation, physical education, Frisbee, experiment, modern healthy technologies.

Petro Mohyla Black Sea National University, senior lecturer of the Petro Mohyla Black Sea National University, Senior lecturer of the Petro Mohyla Black Sea National University, Senior lecturer of the Petro Mohyla Black Sea National University, Senior lecturer of the

Пункт 1.1 общих положений «Государственных требований к системе физического воспитания детей, учащейся и студенческой молодежи» гласит, что «Физическое воспитание играет важную роль в формировании молодого поколения, укреплении и сохранении его здоровья, подготовке к будущей профессиональной деятельности и защите Родины» [1].

Физическое воспитание, физкультура, физвосп - педагогический процесс направленный на физическое развитие, функциональное совершенствование организма, обучение основным жизненно важным двигательным навыкам, умением и связанными с ними знаниями для успешной последующей профессиональной деятельности [9].

В Украине физическое воспитание путем проведения обязательных занятий осуществляется в дошкольных воспитательных, средних общеобразовательных, профессиональных учебно-воспитательных и высших учебных заведениях в соответствии с учебными программами, утверждаемыми в установленном порядке.

Сегодня отклонения в состоянии здоровья наблюдаются у каждого третьего ребенка, а при поступлении в высшие учебные заведения - у каждого второго. Это можно объяснить тем, что обучение в школе сопровождается дефицитом двигательной активности, нервным перенапряжением, изменениями в экологии и низким экономическим уровнем жизни большей части украинцев.

Исследованием физического здоровья студенческой молодежи посвящены труды многих специалистов, таких как В. Романенко; С. Канишевский; Е. Захарина; В. Гуменной; С. Футорный; А. Рудницкий [8], [5], [2].

Анализируя состояние физического здоровья студентов они утверждают, что среди большей части молодежи не сформирована потребность заботиться о собственном здоровье. Студенческая молодежь полагается на деятельность лечебных учреждений и пренебрегает эффективными и не затратными средствами оздоровления - физическими упражнениями.

Целью исследования является поиск эффективных подходов для привития студентам интереса к занятиям физической культурой и внедрение новейших оздоровительно-педагогических технологий в систему физического воспитания.

Физкультурная деятельность студентов может иметь следующую классификацию побуждающих мотивов:

• внутренние мотивы, связанные с удовлетворением процессом деятельности (эмоциональность, новизна, любимые упражнения и т. д.);

• внешние положительные мотивы, основанные на результатах деятельности (приобретение знаний, умений, навыков, активный отдых и т. д.);

• мотивы, связанные с перспективой (укрепление здоровья, коррекция фигуры, развитие физических качеств и т. д.);

• внешние отрицательные мотивы (страх перед насмешками из-за неумения выполнять какое-либо движение, получить низкую оценку и т. д.) [3].

В условиях проведения образовательных реформ менеджеры должны быстро и адекватно реагировать на все существенные изменения в системе образования и осуществлять модернизацию образовательной деятельности в контексте Болонского процесса. В наше время инновации возникают как форма существования образовательных учреждений, обеспечивают их конкурентоспособность на рынках образовательных услуг.

Преподавателями кафедры «Спортивные дисциплины» ЧНУ им. Петра Могилы предложено внедрить на занятиях по физической культуре современные оздоровительно-педагогические технологии в виде игр с использованием фрисби.

Фрисби (или летающая тарелка) - это название спортивного снаряда и одновременно игры с этим снарядом. Летающая тарелка, представляет из себя небольшой диск из пластика с загнутыми краями диаметром 20-25 сантиметров. Благодаря особым аэродинамическим качествам при запуске диска возникает подъёмная сила, которая достаточно долгое время удерживает его в воздухе, что позволяет бросать диски на значительные расстояния [7].

Фрисби - это игра, которая прошла сквозь века, не потеряв своей популярности. Метательные диски, напоминающие фрисби, были известны еще в 400 году до н.э. и использовались на Олимпийских играх. Также известно, что диски были использованы римскими войсками как щиты, которые ты могли метать в своего противника.

Сегодня во фрисби играют во всем мире. Это удобно, ведь легкую тарелку из пластика можно взять с собой куда угодно, а играть в нее можно практически везде - на природе, возле моря, на спортивной площадке. Очень часто во фрисби играют два человека, бросая диск друг другу. Но существует немало разновидностей игр с фрисби:

• Алтимат (Ultimate) - это подвижная командная игра, в которой участвуют две команды, которая ведется на прямоугольном поле. Ее цель -поймать диск фрисби на стороне противника. Человек, владеющий диском, не может бегать по полю. Задача соперников - перехватить чужой пас или сбить диск, летящий в воздухе.

• Диск-гольф (Disc golf) - это игра очень напоминает обычный гольф, только вместо мячиков - диск, вместо лунок - специальные корзины, вместо клюшек - руки. Цель та же, что и в гольфе. Нужно пройти дистанцию за наименьшее количество бросков, то есть забросить диск во все мишени. Как и в гольфе, вместо различных клюшек для различных ударов, в этом виде спорта есть множество различных дисков для различных бросков.

• Хот-бокс - неконтактный командный спорт, похожий на алтимат, но с меньшим количеством игроков и меньшими размерами игрового поля. Как и в алтимат, целью игры является заработать очко пасуя диск в голевую зону, однако голевая зона в хот-боксе только одна, и она гораздо меньше, чем в алтимат. В этом смысле хот-бокс -это алтимат на половине поля.

• Фристайл - это не просто хорошее время провождение, это еще и вид спорта, который может

быть индивидуальным или командным. Суть его в том, чтобы сделать оригинальные и интересные трюки, выполняемые с фрисби.

• Дог-фрисби - это игра позволяет разнообразить досуг хозяина и его четвероногого друга -собаки. Хозяин бросает питомцу диск, который тот должен поймать. Существуют состязания на дальность броска диска, который словила собака, на точность броска, а также соревнования по фристайлу с собакой.

• DDC или Double Disk Court - это игра, в которой на поле играют 2 команды по 2 человека в каждой. Он имеет сложные правила, в которых указано, что команда теряет очки, не поймав диск, не попав на территорию противника, а также при владении двумя фрисби сразу.

• Гатс - это игра для двух команд. Цель состязания - первыми набрать 21 очко. Кидать диск можно только в ту зону, которую соперник ограничивает, расставив в стороны свои руки. [4].

Это не полный список игр, в которые можно играть с фрисби. А также всегда есть возможность придумать новые варианты игр для веселого времяпровождения не только на занятиях в ВУЗах, но и за его пределами со своей компанией. Фрисби не даст соскучиться вам и вашим друзьям, не смотря

на то, где вы отдыхаете и сколько вас.

Для включения в рабочую программу наиболее подходящими являются такие игры с использованием фрисби как алтимат, диск-гольф, хот-бокс. Поэтому на базе Черноморского национального университета им. Петра Могилы была создана экспериментальная группа в количестве 23 человека, студенты которой изучали историю возникновения, правила игр, а также технические и тактические действия игроков.

На начальном этапе эксперимента произведен опрос отобранных студентов. Была разработана анкета, включающая в себя вопросы, позволяющие выявить:

• мотивы посещаемости занятий по физкультуре;

• возможные пути повышения интереса и удовлетворённости от занятий физкультурой;

• отношение к новым оздоровительным технологиям.

Так, в результате опроса был выявлен уровень интереса к занятиям физической культурой и спортом. Низкий интерес проявили 26% студентов экспериментальной группы, средний - 39%, а высокий - 35% (диаграмма 1).

Уровень интереса

■ Низкий ■ Средний ■ Высокий

Диаграмма 1.

Уровень интереса к занятиям физической культурой и спорта на начальном этапе эксперимента

Эксперимент проводился на протяжении одного триместра. В течении которого студенты регулярно два раза в неделю на занятиях по физической культуре вместо спортивных игр, предусмотренных рабочей программой играли в алтимат, диск-гольф, хот-бокс.

Проведение игр с использованием фрисби помогло достичь высокой двигательной активности и эмоциональности, которые стимулировали интерес студентов к занятиям физическими упражнениями. Они содержат в своей основе элементы общеразви-вающих упражнений, ходьбы, бега, прыжков, метания и тому подобное. Эти игры способствуют выработке у студентов активных черт характера,

укрепляют чувство взаимопомощи, улучшают дружеские отношения, а также играют большую роль в воспитании сознательной дисциплины у студентов, что является непременным условием каждой коллективной игры.

Ко времени окончания эксперимента у студентов заметно повысились потребность к занятиям физической культурой, появилось желание развивать свои физические качества, сформировалась потребность в регулярных занятиях и стремление к самосовершенствованию, самовыражению и самоутверждению.

На заключительном этапе опытно-экспери-

ментальной работы нам необходимо было опреде- туре и спорту достигли испытуемые эксперимен-лить, какого уровня интереса к физической куль- тальной группы. Результаты анкетирования представлены в диаграмме 2.

Уровень интереса

0

■ Низкий ■ Средний ■ Высокий

Диаграмма 2.

Уровень интереса к занятиям физической культурой и спорта на заключительном этапе эксперимента

Эффективность внедрения современных оздоровительно-педагогических технологий доказана: выявлена положительная динамика сравнения исходных и конечных результатов.

На основании проведенного эксперимента, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, введение новых оздоровительно-педагогических технологий повышает интерес к занятиям по физической культуре, желание вести здоровый образ жизни, физически развиваться и совершенствоваться;

во-вторых, не требует больших материальных затрат, нужно только купить несколько дисков-фрисби и сделать соответствующую разметку площадки;

в-третьих, проведение занятий с использованием современных оздоровительно-педагогических технологий не меняют логики учебно-воспитательного процесса, но отменяют жесткую нормативность и авторитарность рабочих программ, формируют положительную мотивацию к предмету, способствуют оздоровительному и тренировочному эффекту, корректируют состояние здоровья всех участников процесса.

Из этого следует, что внедрение современных оздоровительно-педагогических технологий улучшает психо-эмоциональное состояние студентов и повышает мотивацию к занятиям по физическому воспитанию студентов, вносит разнообразие. Именно поэтому необходимо продолжать разработки данной научной проблематики.

Возможно расширение и усовершенствование вопросов анкетирования для выявления уровня интересов студентов к тем или иным видам двигательной активности, а также применение на занятиях по физическому воспитанию других форм инновационных оздоровительно-педагогических технологий.

Полученные рекомендации данного эксперимента, могут быть использованы для применения в работе преподавателей и учителей физической культуры образовательных учреждений.

И в заключение можно присоединиться к высказыванию Ю.Г. Коджаспирова: «Хорошо бы заниматься на фоне положительных эмоций, а не принуждать себя и детей работать вопреки желанию, через «Не хочу!», стиснув зубы и мобилизовав всю свою силу воли. Иметь счастливую возможность учить и учиться с удовольствием, а не по принуждению» [6, с. 35].

Литература

1. Державш вимоги до системи фiзичного ви-ховання дггей, учшвсько! i студентсько! молодiЗа-тверджено наказом Мшстерства освии Украши ввд 25.05.98 № 188. Зареестровано в Мшстерсга юсти-цд Украши 7 серпня 1998 р. за № 500/2940: Про но-рмативнi документи з фiзичного виховання Мшос-вiти / База даних «Законодавство Укра1ни»/ВР Украши [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/z0500-98

2. Захарина, Е.А. Анализ физического здоровья студентов Классического приватного университета / Е.А. Захарина // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2009. - №7. / Cyberleninka [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-fizicheskogo-zdorovya-studentov-klassichesko go-privatno go -universiteta

3. Ильин, А.А. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой / А.А. Ильин, К.А. Марченко, Л.В. Капилевич, К.В. Дав-летьярова // Вестник Томского Государственного. -2012. - № 360. - 114 с.

4. История фрисби [Электронный ресурс]. -

Режим доступа: http://mvdisc.com.ua/

frisbee history/. - Дата доступа: 05.01.2017.

5. Каншевський, С.М. Методолопя, плану-вання процесу фiзичного виховання та оцшка фун-кцiонального стану студентiв (КНУБА) в умовах кредитно-модульно1 органiзацiï навчання / С.М. Кашшевський, Л.П. Вiровський, Ю.В. Човнюк, М.1. Фуркало, 1.О. Россипчук // Педагогiка, психолопя та мед.-бiол. пробл. фiз. виховання i спорту. - 2005. - № 22. - С. 42-47.

6. Коджаспиров, Ю.Г. Проблема дефицита положительных эмоций на занятиях физической культурой и спортом / Ю.Г. Коджаспиров // Теория и практика физ. культуры. - 1994. - № 5-6. - С. 34-

37.

7. Кузнецов, А. Фрисби - пришелец из Космоса [Электронный ресурс] / А. Кузнецов. - Режим доступа: http://hnb.com.ua/articles/s-otdyh-frisbi_prishelets_iz_kosmosa-1373. - Дата доступа: 05.01.2017.

8. Романенко, В.В. Рухова активнють i фiзич-ний стан студенток вищих навчальних заклащв / В.В. Романенко, О.С. Куц. - Вшниця: ВДГУ iм. М. Коцюбинського, 2003. - 132 с.

9. Фiзичне виховання // Вiкiпедiя - вiльна ен-циклопедiя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uk.wikipedia.org/wiki/фiзичне виховання

PECULIARITIES OF COMPUTER TESTING APPLICATION AT CLINICAL DEPARTMENTS

Zhukovskyi О.

Higher State Educational Establishment of Ukraine "Bukovinian State Medical University ", Chernivtsi ABSTRACT

The article deals with the possibilities to apply computer testing as one of the most objective methods of students' assessment. The main advantages and disadvantages of this method are suggested considering the necessity to develop clinical thinking of future doctors. Keywords: computer testing.

The purpose to control student knowledge is to correct a didactic process and asses its efficacy in general. Pedagogical supervision is a considerable part of the educational process and professional training of a medical specialist. One of the functions of pedagogical supervision is a diagnostic one enabling to determine the level of the material mastered by students. Various methods to control knowledge and skills are applied in the educational process.

There are two methods to control student knowledge: subjective and objective. The subjective method of control means detection, assessment and evaluation of knowledge, abilities and skills due to personal judgment of an examiner. This method of assessment cannot be applied for the final testing, as it does not possess the necessary accuracy and reproduction of results. The objective control is the method possessing essential accuracy and reproduction of results. The instrument enabling to assess objectively the quality of knowledge obtained is the test including a test task and a pattern according to which the quality of knowledge mastered can be evaluated. Computer testing at different stages of the educational process occupies an important position in training students and enables not only to evaluate the level of mastering the subject but also correct the process of learning [3].

The history of tests as a method to evaluate personal parameters numbers several centuries. Even antique sophists differentiating between the nature and human being suggested an idea of self-determination of the personality on the basis of individualization of training. This conception in the ethics of education of sophists was based on mechanical transmission and checking learners' believes, and expansion of the sphere of cognition use by analogy. In 1846 in Great

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Britain J. Fisher was the first to use the method of testing to assess the knowledge of pupils. The first pedagogical test was created by Edward Lee Thorndike in 1904, in the 20-30-s of the last century with the participation of L.S. Vygotskyi, O.M. Leontyev, L.S. Ru-binshtein et al. a classical theory of tests was formed.

Professor V.S. Avanesov differentiated four forms of test tasks: an open form of test tasks, a closed form of test tasks, conformity tasks and tasks to find a correct succession [1]. The open form of test tasks requires a correct definition formulated by a person tested. It is in the form of an incomplete judgment with one element absent. Usually a person tested inserts a missing figure and (or) a word (word combination). The closed form of test tasks requires the choice of a right option out of the suggested ones. A person tested should choose a correct answer. The tasks to find conformity suggest detection of pairs among multiple objects offered. The task consists of two groups of elements with an accurate formulation of choice criteria of conformity between them. The tasks to determine a correct succession require detection of an order of the objects suggested (figures, words, symbols). The task contains a lot of unsettled elements. A specified order should be defined between them.

Modern possibilities of information technologies enable to assess the knowledge in the form of computer testing. Application of computer programs to determine the level of students' knowledge in comparison with a classical oral questioning has a number of advantages:

- it increases technical effectiveness of the procedure of checking: ensures automatic checking, saved a teacher from the necessity to check with hands, in-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.