УДК [796.3+796.433.3]:378.147
С. Е. Краснодембский, М. В. Трунев
Использование неолимпийских видов спорта для реализации учебной программы по спортивным играм в вузе и самостоятельного совершенствования студентов в сфере физической культуры
Самостоятельная работа - значительная часть процесса обучения в современном вузе. Студент нуждается в четких и конкретных рекомендациях преподавателей, которые контролируют эту сферу. Эффективность, успешность, востребованность - главные критерии, по которым оценивается результат обучения. Какие доступные формы активности, соответствующие этим требованиям, можно предложить студентам на занятиях по физической культуре? Алтимат, корфбол и флорбол - новые для нашей страны виды спорта. Их объединяет ряд признаков, привлекательных для студенческого спорта. Общность тренировочных принципов, особенности соревновательной практики делают их доступными и для самостоятельного совершенствования.
Ключевые слова: самостоятельная работа, алтимат-фрисби, корфбол, флорбол, дух игры, студенческий спорт, учебная программа, образовательный процесс
Stanislav E. Krasnodembskii, Maxim. V. Trunev
Usage of non-Olympic sports for the implementation of the training program on sports and games in higher educational institution and for self-improvement of students in the sphere of physical culture
Independent work is an important part of the learning process in modern higher education. Student should be able to receive clear and explicit recommendations from teachers who control their independent work. Efficiency, success, demand are the main criteria used to assess the outcomes of learning. What types of activities offered to students at the lessons of physical culture meet these criteria? Ultimate-Frisbee, Korfball and Floorball - sports that combine a number of features important for students. Common principles of training and competing can make them helpful for the means of students'self-improvement.
Keywords: independent work, Ultimate-Frisbee, Korfball, Floorball, spirit of fair play, students' sport, curriculum, educational process
Современный массовый спорт часто связан с развитием новых неолимпийских видов, пришедших с улицы или малоизвестных ранее. Содержание учебной программы по физическому воспитанию в вузе таково, что значительную часть работы учащимся приходится выполнять самостоятельно. Учебно-тренировочные занятия только определяют основные векторы индивидуального развития студента. Поэтому рационально использовать нетрадиционные, но привлекательные и популярные виды спорта для решения учебно-педагогических задач. Опыт европейских студенческих клубов показывает, насколько эффективны эти виды спорта в сфере
72
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
Раздел 2. Современные образовательные технологии в учебном процессе творческого вуза
рекреации. Наша задача понять, как можно использовать их в процессе реализации образовательных программ.
Для примера мы возьмем три вида спорта, которые авторы этой статьи активно используют в рамках учебной программы в разделе спортивных игр. Американская игра с летающим диском - фрисби-алтимат, голландская разновидность баскетбола - корфбол и зальный хоккей - флорбол. Все эти игры известны в мире не один десяток лет, но в нашей стране - только два последних десятилетия. Они входят в реестр видов спорта, и две из них признаны МОК, но не являются олимпийскими видами. Объединяет перечисленные игры то, что наибольшее развитие они получили в студенческой среде.
Каковы же характеристики алтимата, корфбола и флорбола, те преимущества, которые заставляют в ряде случаев отодвинуть традиционные виды спорта на второй план и рекомендовать эти для самостоятельного изучения студентам?
Во-первых, это полная бесконтактность, жестко прописанная в правилах и вытекающая из сути самих игр. Особенно привлекательной становится в этом плане возможность создания смешанных команд и игры спортсменов разного уровня физической подготовки.
Во-вторых, это отсутствие жесткой профессиональной конкуренции и возможность самореализации практически для каждого желающего.
В-третьих, большой методический опыт, накопленный в Америке и Европе, а отчасти - и в России. Опыт тренерской работы, имеющийся в этой сфере, может быть во многом напрямую перенесен на учебные занятия.
В-четвертых, большое количество турниров, пляжные варианты игр, международное общение студентов, принципы самоорганизации в проведении игр, сборов, тренировок выводят эту деятельность далеко за рамки учебных занятий. Здесь есть все условия для становления профессиональных компетенций в сфере межличностной коммуникации, развития организаторских и лидерских качеств, формирования здоровых привычек и представлений.
И, наконец, отсутствие жесткой иерархии и отбора, молодежный состав спортсменов и тренеров, понятность и достижимость учебно-тренировочных задач, престижность в молодежной среде делают алтимат, корфбол и флорбол перспективными повседневными занятиями, не вызывающими отторжения на фоне усталости или загруженности в учебе.
Система тренировочных упражнений, разработанных в каждом из перечисленных видов, практически исключает возникновение профессиональных заболеваний и травм. Спортсмены могут совершенствовать свое мастерство самостоятельно, в малых группах, даже при отсутствии специально оборудованных площадок (это не касается флорбола).
Травмобезопасный инвентарь, жесткие ограничения в правилах и традиции дружелюбного отношения к противнику делают тренировки комфортным местом
• Том 209 • Педагогика высшей школы: самостоятельная работа студентов • Studium • Выпуск 2
73
Раздел 2. Современные образовательные технологии в учебном процессе творческого вуза
пребывания. Фанаты представленных видов спорта намного больше задействованы и заинтересованы в самом игровом процессе, чем обычные болельщики и редко являются простыми зрителями.
Положительный опыт использования алтимата, корфбола и флорбола на учебных занятиях в вузе позволяет говорить о растущем стремлении студентов не только к спортивной деятельности, но и приобретению тренерских и организаторских навыков. Эта потребность реализуется в сфере дополнительного образования. Имеется положительный опыт использования приобретенных навыков в сфере социально-культурной деятельности. Работа в спортивной секции, клубе становится полигоном, на котором студенты самостоятельно оттачивают свое профессиональное мастерство в контексте основной специализации.
74
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •