Научная статья на тему 'Методическое обеспечение групповой тренировки по системе гимнастики йогов'

Методическое обеспечение групповой тренировки по системе гимнастики йогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЙОГА / ГРУППОВАЯ ТРЕНИРОВКА ПО СИСТЕМЕ ГИМНАСТИКИ ЙОГОВ / ЗАДАЧИ ВЕДУЩЕГО ТРЕНЕРА / ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГРУППОВОЙ ТРЕНИРОВКИ / ЦЕЛЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВТОРОГО ИНСТРУКТОРА К ГРУППОВОЙ ТРЕНИРОВКЕ / ПЕДАГОГИКА / МЕТОДИКА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / YOGA / GROUP TRAINING IN YOGA EXERCISES / OBJECTIVES OF THE LEAD COACH / PARTICULAR GROUP YOGA PRACTICE ASPECTS / AN ASSISTANT COACH'S ROLE IN GROUP YOGA PRACTICE / PEDAGOGY / METHODOLOGY / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казарина Ирина Евгеньевна, Беленов Валерий Николаевич

В статье рассматривается специфика реализации групповых программ йоги в условиях фитнес-центров и спортивных клубов. Представлена методика групповой тренировки по системе гимнастики йогов, перечислены ее этапы. Анализируются задачи ведущего тренера, трудности, а также характеризуются отдельные аспекты групповой тренировки. Предлагается привлечение для участия в групповой тренировке второго инструктора (помощника) из числа начинающих или давно практикующих инструкторов, что значительно облегчает ведущему тренеру работу с аудиторией, повышает эффективность тренировки. Рассматриваются задачи, стоящие перед помощником, особенности его участия в тренировке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казарина Ирина Евгеньевна, Беленов Валерий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching support for yoga group practice

The article dwells upon the methods of group practice used in yoga exercises in fitness centres and sport clubs. The authors’ ideas are based on yoga practitioners’ exercises, the stages of group practice are also enumerated. The paper analyses the lead coach’s objectives and the difficulties that are typical of group practice in some of its aspects. It is stated that the lead coach should work in collaboration with an assistant coach in order to maintain powerful contact with the audience and to make the practice more efficient. The assistant coach’s role is considered, the peculiarities of his/her contribution to the practice are displayed.

Текст научной работы на тему «Методическое обеспечение групповой тренировки по системе гимнастики йогов»

УДК 796.06

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРУППОВОЙ ТРЕНИРОВКИ ПО СИСТЕМЕ ГИМНАСТИКИ ЙОГОВ

TEACHING SUPPORT FOR YOGA GROUP PRACTICE

© 2017

И.Е. Казарина, В.Н. Беленов Самарский государственный социально-педагогический университет

(Россия, Самара)

I.E. Kazarina, V.N. Belenov Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)

В статье рассматривается специфика реализации групповых программ йоги в условиях фитнес-центров и спортивных клубов. Представлена методика групповой тренировки по системе гимнастики йогов, перечислены ее этапы. Анализируются задачи ведущего тренера, трудности, а также характеризуются отдельные аспекты групповой тренировки. Предлагается привлечение для участия в групповой тренировке второго инструктора (помощника) из числа начинающих или давно практикующих инструкторов, что значительно облегчает ведущему тренеру работу с аудиторией, повышает эффективность тренировки. Рассматриваются задачи, стоящие перед помощником, особенности его участия в тренировке.

The article dwells upon the methods of group practice used in yoga exercises in fitness centres and sport clubs. The authors' ideas are based on yoga practitioners' exercises, the stages of group practice are also enumerated. The paper analyses the lead coach's objectives and the difficulties that are typical of group practice in some of its aspects. It is stated that the lead coach should work in collaboration with an assistant coach in order to maintain powerful contact with the audience and to make the practice more efficient. The assistant coach's role is considered, the peculiarities of his/her contribution to the practice are displayed.

Ключевые слова: йога; групповая тренировка по системе гимнастики йогов; задачи ведущего тренера; отдельные аспекты групповой тренировки; цель привлечения второго инструктора к групповой тренировке; педагогика; методика; физическое воспитание.

Keywords: yoga; group training in yoga exercises; objectives of the lead coach; particular group yoga practice aspects; an assistant coach's role in group yoga practice; pedagogy; methodology; physical education.

В настоящее время в нашей стране повышается значение занятий спортом, здорового образа жизни, веллнеса, фитне-са, йоги. В.Н. Беленов и С.А. Серпер отмечают, «развитие физической культуры и спорта является формирующим элементом социальной жизни современной России, оказывает влияние на социально-экономические и общественно-политические процессы, на сферы культуры, искусства, науки» [1, с. 80].

«Традиционно основополагающими элементами фитнеса являются аэробика, степ-аэробика, бодибилдинг и йога, а также аква-аэробика и оздоровительное плавание. Эти направления являются базовыми для российского фитнеса. В Сызрани к данным направлениям добавляются такие предложения фитнес-

клубов, как "Боевые искусства" и "Танцевальное направление". Большие перспективы имеют новые направления, активно внедряемые в российскую оздоровительную и спорт-индустрию» [2, с. 55].

Целью настоящей статьи является рассмотрение структуры и содержания групповой тренировки по системе гимнастики йогов, а также обоснование привлечения второго инструктора (помощника) для более эффективного проведения занятия.

За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и ее асанами (асана (асана) (санскр. ^нч, asana, aasana) - сидячая поза, место для сидения, поза [3]). Асана - это положение тела, в котором, с позиций индийской философии и религии, управление энергией и физиологическими процессами

в организме осуществляется за счет перераспределения натяжений, сжатий и напряжений в теле. Асана может иметь специально обусловленную последовательность входа и выхода, но обязательно статическое пребывание в позе в течение некоторого времени. Йога - это не техника для гипертрофированного развития физического тела, и асаны не самоцель, а лишь инструмент, предлагаемый йогой для духовного развития человека. Для нормальной практики йоги, направленной как на поддержание физического здоровья, так и на внутреннюю работу, может быть достаточно десятка асан, хотя сам список этих асан для разных людей будет различным в зависимости от их физических и психологических особенностей.

Выделяют пять направлений йоги: раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога [4-6]. Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом, или йогином. В нашей работе мы будем говорить о групповых тренировках (далее ГТ) по хатха-йоге.

Классическими текстами по хатха-йоге считаются Хатха Йога Прадипика [7], Шива-самхита [8], Гхеранда-самхита [9], Сиддха-сиддханта паддхати [10]. Среди зарубежной литературы по хатха-йоге, переведенной на русский язык, можно отметить «Прояснение пранаямы. Пранаяма Дипика» Б.К.С. Айенгара [11], «Йогасана Виджняна» Свами Дхирендра Брахмачари [12], «Простые упражнения йоги для здоровья» Мира Метха [13], «Глубинное измерение йоги» Г. Фойерштейн [14]. Отечественные и русскоязычные авторы (А.В. Сидерский [15], С.Н. Громов [16; 17], С.В. Кукалев [18; 19], М.В. Николаева [20], А. Пахомов [21] и др.) также обращались к проблемам хатха-йоги.

111

Среди отечественных ученых-педагогов, исследующих йогу с точки зрения физического воспитания, необходимо отметить Т.В. Састамойнен, защитившую в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта докторскую диссертацию [22], а также Т.А. Воловую [23], Е.К. Гильфанову [24], Л.Г. Доржиеву [25], С.П. Рябинина [26], Е.П. Самсонову [27], ставших кандидатами педагогических наук.

Специфика реализации групповых программ йоги в условиях фитнес-центров и спортивных клубов заключается в следующем: инструктор ограничен рамками расписания; времени на объяснение и отстройку техники зачастую недостаточно; необходимо учитывать численность практикующих в группе и их уровень подготовки, время суток, в которое проводится занятие.

Групповая тренировка по системе гимнастики йогов длится в среднем 1,5-2 часа. Программа составляется ведущим тренером непосредственно перед ее проведением с соблюдением принципов строгой последовательности тренировочных этапов на основе разработанных тренировочных комплексов по принципу «здесь и сейчас». Таким образом, программа максимально учитывает состояние, задачи и цели как тренера, так и практикующих в конкретной группе в настоящий момент. Основные задачи, решаемые в процессе тренировки, - воздействие на опорно-двигательный аппарат, особенно на позвоночник, периферическую, центральную нервную систему, психику (см. рис. 1-3).

Рис. 2

Рис. 1.

Рис. 3

Рис. 1-3. Совместная работа на интенсиве по гимнастике йогов, г. Сызрань, Самарская обл. Тренер О. Линих (г. Херсон) и инструктор Т. Паршина (г. Москва). Апрель 2012 г.

Тренировка включает три этапа.

1. Подготовительный этап - выполнение комплексов дыхательных техник и статических и динамических элементов гимнастики йогов (фигур, или ассан), необходимых для разминки, настроя на тренировку.

2. Основной этап - комплекс или несколько последовательных комплексов фигур и / или их связок, выполнение которых направлено на достижение целей и задач конкретной ГТ.

3. Заключительный этап - расслабление. Ответы на вопросы.

Задачи ведущего тренера. Отдельные аспекты ГТ. Как правило, при проведении ГТ тренер обязан в режиме реального времени демонстрировать все элементы тренировки, которые он предлагает исполнить группе. Более того, делать это он должен синхронно с группой.

Однако в условиях занятий по расписанию времени на объяснение и отстройку техники выполнения движений в распоряжении тренера всегда оказывается значительно меньше, чем хотелось бы. Кроме того, в большинстве программ ключевым фактором, от которого зависит эффективность практики, является строгое согласование ритма и темпа дыхания с ритмикой движений и статических фиксаций. Поэтому точная «надиктовка» тренером инструкций относительно дыхания -едва ли не самый важный аспект методического процесса, что еще больше ограничивает его возможность давать по ходу тренировочной программы какие-либо сопутствующие технические коммента-

рии. К тому же перед ведущим тренером всегда стоит задача удерживать внимание аудитории на протяжении всего занятия.

Как уже было сказано, уровень подготовки в одной группе может быть неодинаков: в ней могут заниматься как новички, так и опытные, подготовленные практики или просто знакомые тем или иным образом с системой.

Эффективность ГТ во многом зависит от соблюдения правильной техники выполнения движений. Так, необходимо правильное исходное положение тела (лежа, сидя и стоя); правильное расположение частей тела относительно позвоночного столба; корректное сочетание дыхания (вдох - выдох) с выполнением упражнений. Если правильная техника нарушается, то выполнение упражнений плохо влияет на здоровье. Поэтому для тренера столь важны знания динамической анатомии.

Цель привлечения к ГТ второго инструктора. Учитывая все вышеперечисленные факторы, к проведению ГТ по системе гимнастики йогов целесообразно привлекать второго инструктора (помощника) из числа давно практикующих или начинающих инструкторов, что часто и практикуется.

Задача помощника - во время выполнения отдельных ассан, коротких и длинных связок ассан наблюдать за их корректным выполнением каждым отдельным практикующим и при необходимости за правильной отстройкой положения тела при выполнении упражнений. От этого зависит не только успех практики,

но и здоровье практикующих: ведь положительный эффект достигается только благодаря правильному воздействию на организм тренировочного комплекса. При этом передвижения инструктора и работа с отдельными практикующими должны быть, повторимся, незаметными, чтобы не отвлекать внимания аудитории от указаний ведущего тренера.

В ходе тренировки инструктор уделяет каждому практикующему несколько секунд для помощи в отстройке геометрии фигур (время тренировки ограничено, инструктору все время необходимо помнить, что это не индивидуальное занятие). Это позволяет развивать высокую позитивную эффективность тренировочного процесса, предотвращать травмы и избегать негативных побочных явлений (см. рис. 4-6).

Рис. 4. Совместная работа на семинаре по гимнастике йогов, г. Сызрань, Самарская обл. Тренер О. Линих (г. Херсон) и А. Богатырёв (г. Чебоксары). Ноябрь 2011 г.

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 5-6. Отстройка корректных входа, фиксации и выхода в фигуре (асане). О. Линих на групповой тренировке (г. Херсон). Январь 2015 г.

При наличии в программе тренировки сложных статических упражнений гимнастики йогов или их связок, с которыми аудитория незнакома, для достижения максимальной безопасности и последовательного повышения эффективности тренировочной практики ввод фигур в эксплуатацию на ГТ осуществляется осторожно и постепенно. С этой целью тренер привлекает инструктора в качестве модели, на которой он детально демонстрирует геометрию движений частей те-

ла при выполнении фигуры или связки фигур.

Таким образом, привлечение к ГТ второго инструктора значительно облегчает ведущему тренеру работу с аудиторией. Требуется минимум комментариев по ходу тренировки, охват аудитории увеличивается в несколько раз, геометрическая корректность отстройки упражнений, адаптация новичков и синхронность ГТ значительно повышается.

* * *

1. Беленов B.H., Серпер С.А. Специфика развития региональной физической культуры и спорта (на примере городского округа Сызрань в 2010-2Q16 гг.) // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 1(10). С. 80-84.

2. Серпер С.А. Региональный фитнес и педагогика (на примере г. Сызрани). Сызрань : Полиграфия, 2017.

3. Асана // Bикипедия - свободная энциклопедия. URL: ru.wikipedia.org>Aсана (дата обращения 11.05.2017).

4. Pandit Usharbudh Arya. The philosophy of hatha yoga. 2nd ed. Himalayan Institute Press,

1985.

5. Sri Swami Rama. The royal path: Practical lessons on yoga. New Ed edition. Himalayan Institute Press, 2QQ8.

6. Patanjali. How to know god: The yoga aphorisms of Patanjali. New Ed edition. Translate by Swami Prabhavananda, Christopher Isherwood. Vedanta Press, 1996.

7. Свами Муктибодхананда Сарасвати, Свами Сатьянанда Сарасвати. Хатха Йога Пра-дипика с комментариями / пер. с англ. А. Липатова. Минск : Bедантамала, 2007. 664 с.

8. Шива Самхита // Твоя йога. URL: http://youryoga.org/article/old_age/shiva_1.htm (дата обращения 11.05.2017).

9. Gheranda Samhita. URL: http://www.yogavidya.com/Yoga/GherandaSamhita.pdf (дата обращения 11.05.2017).

1Q. Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов / пер. с санскрита и коммент. Гуру Шри Йоги Матсьендранатха Махараджа. М. : Международный натха-йога центр, 2009. 278 с.

11. Айенгар Б.К.С. Прояснение пранаямы. Пранаяма Дипика. М. : Альпина нон-фикшн, 2008. 328 с.

12. Свами Дхирендра Брахмачари. Йогасана Bиджняна. М. : Проспект, 2006. 296 с.

13. Мира Метха. Простые упражнения йоги для здоровья. М. : Фаир-Пресс, 2005. 255 с.

14. Фойерштейн Г. Глубинное измерение йоги / пер. с англ. И.А. Забелиной. М. : РИПОЛ классик, 2006. 432 с.

15. Сидерский A.B. Йога восьми кругов. Киев : ^ка-Центр, 1998. 574 с.

16. Громов GH. 108 дней, практикуя Йогу (Раджа-йога для всех). Книга-учитель. M., 2QQ9.

944 с.

17. Громов CH. 40 дней, практикуя Йогу. Одесса : BMB, 2005. 507 с.

18. Кукалев CB. Опыты Йоги: Религия личного пути. СПб. : Питер, 2004. 448 с.

19. Кукалев GB. Тайны хатха-йоги: 163 вопроса «почему?» с ответами. Ростов-н/Д. : Феникс, 2007. 314 с.

2Q. Hиколаева M.B. Основные школы хатха-йоги. СПб. : Азбука-классика ; Петербургское востоковедение, 2007.

21. Пахомов А. Хатха Йога: корректный подход к позвоночнику. Киев : Bелес, 2007.

22. Састамойнен X.B. Bосточные оздоровительные системы психофизической рекреации : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2004. 56 с.

23. Bоловая Т.А. Оздоровительно-профилактическая направленность занятий хатха-йогой при формировании осанки детей младшего школьного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2016.

24. Гильфанова E.K Оздоровительная фитнес-йога в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2011. 24 с.

253. Доржиева Л.Г. Bосточные системы психофизических тренировок как источник валеологической компетентности будущих востоковедов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2015. 26 с.

26. Рябинин С.П. Особенности методики использования гимнастики хатха-йога в физическом воспитании дошкольников : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2005. 26 с.

27. Самсонова E.^ Комплексные физкультурно-оздоровительные занятия на основе фит-нес-йоги с женщинами среднего возраста: 30-40 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2Q1Q. 2Q с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.