Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПРОДУКТА МОРСКОГО ГРУЗОВОГО ПОРТА'

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПРОДУКТА МОРСКОГО ГРУЗОВОГО ПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
морской грузовой порт / интегрированный продукт / конкурентоспособность / DTB&управление / sea freight port / integrated product / competitiveness / DTB&management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаев Александр Аркадьевич, Исаева Людмила Алексеевна, Родионова Ирина Викторовна, Родионова Алина Евгеньевна

В работе предложены авторские трактовки понятий «конкурентоспособность интегрированного продукта морского грузового порта» как способности интегрированного продукта порта демонстрировать определенную потребительскую привлекательность на данном рынке и «конкурентоспособный интегрированный продукт» как продукт, который демонстрирует максимальную потребительскую привлекательность на данном рынке. При этом под «потребительской привлекательностью интегрированного продукта морского грузового порта» понимается способность интегрированного продукта демонстрировать определенное отношение качества к цене. Выявлена структура интегрированного продукта морского грузового порта. Приведено описание структуры системы DTB&управления морского грузового порта. Предложен алгоритм функционирования системы DTB&управления в морском грузовом порту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исаев Александр Аркадьевич, Исаева Людмила Алексеевна, Родионова Ирина Викторовна, Родионова Алина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving Competitiveness of an Integrated Product of a Sea Freight Port

The author’s interpretations of the concepts «competitiveness of an integrated product of a sea freight port « as the ability of the port integrated product to demonstrate certain consumer attractiveness in this market and «competitive integrated product» as a product that demonstrates maximum consumer attractiveness in this market are proposed in the paper. At the same time, the «consumer attractiveness of competitiveness of an integrated product of a sea freight port» is understood as the ability of the integrated product to demonstrate a certain ratio of quality to price. The integrated product structure of the sea freight port is revealed. The description of the DTB &management system structure of the sea freight port is given. An algorithm for functioning the DTB&management system in the sea freight port is proposed.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПРОДУКТА МОРСКОГО ГРУЗОВОГО ПОРТА»

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПРОДУКТА МОРСКОГО ГРУЗОВОГО ПОРТА

Исаев Александр Аркадьевич,

доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и торговли, Владивостокский

государственный университет; 690014, Владивосток, Россия, ул. Гоголя, д. 41

isaevalex@list.ru.

Исаева Людмила Алексеевна,

кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики транспорта Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра 1; 190031, Санкт-Петербург, Россия, Московский пр., д. 9 isaevala@list.ru

Родионова Ирина Викторовна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского; 690003, Владивосток, Россия, Верхнепортовая, д. 50а ivicrodionova@gmail.com

Родионова Алина Евгеньевна,

заместитель начальника отдела Управления муниципальной собственности Администрации города

Владивостока; 690001, Владивосток, Россия, ул. Западная, д. 15

alya.cherevko.2016@mail.ru

В работе предложены авторские трактовки понятий «конкурентоспособность интегрированного продукта морского грузового порта» как способности интегрированного продукта порта демонстрировать определенную потребительскую привлекательность на данном рынке и «конкурентоспособный интегрированный продукт» как продукт, который демонстрирует максимальную потребительскую привлекательность на данном рынке. При этом под «потребительской привлекательностью интегрированного продукта морского грузового порта» понимается способность интегрированного продукта демонстрировать определенное отношение качества к цене. Выявлена структура интегрированного продукта морского грузового порта. Приведено описание структуры системы DTB-управления морского грузового порта. Предложен алгоритм функционирования системы DTB-управления в морском грузовом порту.

Ключевые слова: морской грузовой порт; интегрированный продукт; конкурентоспособность; DTB-управление.

Сегодня одним из наиболее перспективных путей повышения конкурентоспособности интегрированного продукта (комплекса микропродуктов) морского грузового порта является внедрение в порту системы DTB-управления (от слов Decision To Buy) [1, 2, 3, 4]. Речь идет о системе управления качеством микропродуктов с целью достижения максимальной потребительской привлекательности (отношение качества к цене) ин-

тегрированного продукта морского грузового порта на данном рынке.

В основе £>7Б-управления лежит теория выбора товаров (интегрированных продуктов) на рынке [5, 6, 7], которая в свою очередь опирается на квалиметрию [8]. Концепция £7£-управления состоит в том, чтобы связать заработную плату работников морского грузового порта с относительным качеством его микропродуктов.

1.Содержание понятия «конкурентоспособность интегрированного продукта морского грузового порта»

В экономической литературе понятия «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность продукции (интегрированного продукта) предприятия» нередко рассматриваются как тождественные. Однако, по мнению авторов, эти понятия имеют различное смысловое наполнение.

Чтобы провести грань между этими понятиями, прежде всего, необходимо установить, что является объектом торговли в данном случае: «предприятие как хозяйственный комплекс» или «продукция (интегрированный продукт) предприятия как результат его хозяйственной деятельности».

Согласно теории выбора товаров на рынке, ассоциативно связанные друг с другом продукты деятельности одного производителя (сырье, изделия, услуги, информация) образуют в сознании покупателя так называемый «интегрированный продукт». В этой связи «конкурентоспособность интегрированного продукта морского грузового порта» — это способность интегрированного продукта демонстрировать определенную потребительскую привлекательность на данном рынке. А «конкурентоспособный интегрированный продукт» — такой интегрированный продукт, который демонстрирует максимальную потребительскую привлекательность на данном рынке. При этом под «потребительской привлекательностью интегрированного продукта морского грузового порта» понимается способность интегрированного продукта демонстрировать определенное отношение качества к цене.

Причем, говоря о потребительской привлекательности интегрированного продукта как об отношении качества к цене, следует учитывать, что цена (как денежное выражение стоимости) должна учитывать не только денежную сумму, переданную покупателем морскому порту при покупке интегрированного продукта, но и упущенную выгоду покупателя (например, речь об упущенной выгоде, связанной с простоем судна в ожидании погрузки/ выгрузки).

2.Структура интегрированного продукта морского грузового порта

Интегрированный продукт морского грузового порта состоит из 15 основных микропродуктов:

1)погрузочно-разгрузочные услуги;

2)складские услуги;

3)услуги средств различных видов транспорта (водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный и др.);

4)услуги по охране груза;

5)услуги по предоставлению гидротехнических сооружений (причалы, пирсы, волноломы и т.д.);

6)услуги медицинской помощи;

7)услуги средств связи;

8)снабженческие услуги (в частности, услуги водо-, тепло-, электроснабжения);

9)услуги по предоставлению навигационных средств;

10)услуги судов спасательного, противопожарного, рейдового, снабженческого флота;

11)предоставление средств пожаротушения на берегу;

12)предоставление средств досу-говой деятельности на территории порта (спортзалы, кинотеатры, профилактории и т.д.);

13)ледокольные услуги (при необходимости);

14)рекламные продукты;

15)социальные акции.

3.Формирование системы DTB-управления в морском грузовом порту

В основе формирования системы £>7Б-управления лежат основные положения кибернетики [9]. Согласно кибернетике, любая система управления состоит из четырех основных элементов: субъект управления; объект управления; орган «прямой связи»; орган «обратной связи». В этой связи

структура системы йТБ-управле-ния морского грузового порта состоит из четырех основных элементов:

1)субъект управления(руководи-тель порта);

2) объекты управления (работники порта, создающие соответствующие микропродукты);

3) орган «прямой связи» (департамент стимулирования качества); подразделение порта, которое обеспечивает стимулирование работников, создающих соответствующие микропродукты, в зависимости от относительного качества микропродуктов;

4) орган «обратной связи» (департамент мониторинга качества); подразделение порта, которое занимается мониторингом качества всех микропродуктов, а также потребительской привлекательности интегрированных продуктов, данного порта и всех портов-конкурентов.

4. Алгоритм функционирования системы DTB-управления морского грузового порта

Предлагаемый авторами алгоритм функционирования системы /ЭТВ-управления морского грузового порта состоит из 12 шагов.

Шаг 1. Создание перечня основных микропродуктов морского грузового порта (Департамент мониторинга качества). Данный этап предусматривает создание перечня основных микропродуктов на основании изучения мнения покупателей (экспертов).

Шаг 2. Выявление важности для покупателей каждого микропродукта в баллах (Департамент мониторинга качества). На этом этапе орган «обратной связи» оценивает важность каждого из микропродуктов в баллах (предлагается 100-балльная система).

А. Исаев, Л. Исаева, И. Родионова, А. Родионова. Повышение конкурентоспособности интегрированного продукта ...

Шаг 3. Расчет «весового коэффициента» («коэффициента важности») для каждого из микропродуктов (Департамент мониторинга качества). На данном этапе рассчитывается «весовой коэффициент» для каждого из микропродуктов по формуле:

а = ПВМ. / ХПВМ.,

где

/ — количество микропродуктов, ед.;

а. — «весовой коэффициент» данного микропродукта (причем Ха= 1,0);

ПВМ. — показатель важности данного микропродукта, балл.; ХПВМ. — сумма показателей важности всех микропродуктов, балл.

Шаг 4. Оценка качества каждого микропродукта данного порта и портов-конкурентов на основании изучения мнения покупателей (экспертов) (Департамент мониторинга качества). На данном этапе покупатели (эксперты) оценивают качество каждого из микропродуктов данного порта и портов-конкурентов в баллах (предлагается 10-балльная система).

Шаг 5. Расчет удельного показателя качества каждого из микропродуктов данного порта и портов-конкурентов (Департамент мониторинга качества). На этом этапе рассчитываются удельные показатели качества каждого из микропродуктов данного морского порта и портов-конкурентов по формуле:

УПК. = а. х ПКМ.,

где

УПК. — удельный показатель качества данного микропродукта данного морского порта, балл.; а. — коэффициент важности данного микропродукта; ПКМ., — показатель качества данного микропродукта, балл.

Шаг 6. Расчет показателя качества интегрированного продукта

(комплекса микропродуктов) данного порта и портов-конкурентов (Департамент мониторинга качества). На этом этапе рассчитывается сумма удельных показателей качества всех микропродуктов данного морского порта и портов-конкурентов по формуле: ПКИП = ХУПК.,

где

ПКИП — показатель качества интегрированного продукта данного морского порта, балл.; УПК., — удельный показатель качества данного микропродукта, балл.

Шаг 7. Расчет показателя потребительской привлекательности интегрированного продукта (комплекса микропродуктов) данного морского порта и портов-конкурентов (Департамент мониторинга качества). Показатель потребительской привлекательности интегрированного продукта морского порта рассчитывается по формуле:

ППИП = ПКИП / Ц,

где

ППИП — показатель покупательской привлекательности интегрированного продукта данного морского порта, балл./руб.; ПКИП — показатель качества интегрированного продукта данного морского порта, балл.; Ц — цена интегрированного продукта данного морского порта, руб.

Шаг 8. Расчет показателя конкурентоспособности интегрированного продукта (комплекса микропродуктов) данного морского порта (Департамент мониторинга качества). Показатель конкурентоспособности интегрированного продукта данного морского порта рассчитывается по формуле: ПКОН = ППИП / ППИП ,

' max7

где

ПКОН — показатель конкурентоспособности интегрированного

продукта данного морского порта, балл./руб.;

ППИП — показатель потребительской привлекательности интегрированного продукта данного морского порта, балл./руб.; ППИП — максимальный показа-

тах

тель потребительской привлекательности интегрированного продукта на данном рынке, балл./руб.

Шаг 9. Формирование заключение о конкурентоспособности (или неконкурентоспособности) интегрированного продукта данного морского порта (Департамент мониторинга качества).

Шаг 10. Выявление микропродуктов данного морского порта, качество которых ниже качества соответствующих микропродуктов портов-конкурентов (Департамент мониторинга качества).

Шаг 11. Информирование Руководителя порта и Департамента стимулирования качества о проблемах с качеством соответствующих микропродуктов (Департамент мониторинга качества).

Шаг 12. Формирование соответствующего управленческого воздействия на работников (или производственные структуры), отвечающих за качество микропродуктов данного порта (Руководитель порта судоходной компании и/или Департамент стимулирования качества). На данном этапе Руководитель порта (или Департамент стимулирования качества) оказывает соответствующее управленческое воздействие на работников (или производственные структуры), которые создают недостаточно качественные микропродукты.

Таким образом, создание в морском грузовом порту системы /ЭТВ-управления позволяет повысить потребительскую привлекательность (отношение качества к цене) интегрированного продукта

данного порта в сравнении с ин- тов-конкурентов и тем самым тели деятельности порта (прежде тегрированными продуктами пор- улучшить экономические показа- всего, увеличить его выручку).

ИСТОЧНИКИ

1. Жилина Е. В., Зеленина Э. Е, Исаев А. А., Исаева Л. А., Родионова И. В. Оценка конкурентоспособности морского грузового порта // Транспортное дело России. 2022. № 5 С. 85—87.

2. Исаев А А Повышение конкурентоспособности интегрированных продуктов предприятия. Владивосток: Изд-во ВГУЭС. 2020. 120 с.

3. Исаев А. А., Исаева Л. А. Управление факторами потребительской привлекательности продукции на предприятии / / Практический маркетинг. 2017. № 12 (250). С. 3—6.

4. Исаев А. А, Исаева Л. А., Сокуренко В. А. Формирование системы обеспечения конкурентоспособности продукции на предприятии. Владивосток: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2018. 148 с.

5. Исаев А. А. Принятие решения о покупке: эмоциональный аспект // Практический маркетинг. 2015. № 5. С. 3—6.

6. Исаев А. А. Программы человека. М.: Директ-Медиа, 2022. 47 с.

7. Исаев А. А, Белозерцева Н. П., Исаев О. А. Выбор товаров на рынке: биокибернетический аспект // Практический маркетинг. 2023. № 3 (309). С. 38-41.

8. Азгальдов Г. Г., Райхман Э. П. О квалиметрии. М.: Издательство стандартов, 1973. 172 с.

9. Wiener N. Cybernetics or Control and Communication in the Animal and the Machine. New-York, Wiley and Sons, Inc. Paris: Hermann et cie, 1948. 194 p.

DOI: 10.24412/2071-3762-2023-4310-47-50

Improving Competitiveness of an Integrated Product of a Sea Freight Port Isaev Alexander Arkadyevich,

Doctor of Economics, Professor of Marketing and Trade Department, Vladivostok State University; 41 Gogol St., Vladivostok, Russia, 690014 (isaevalex@list.ru)

Isaeva Lyudmila Alekseyevna,

PhD in Economics, Professor of Transport Economics Department, Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University; 9 Moskovsky Ave., St. Petersburg, Russia, 190031 (isaevala@list.ru)

Rodionova Irina Viktorovna,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PhD in Economics, Associate Professor of Economics Department, Admiral Nevelskoy Maritime State University; 50a Verkhneportovaya St., Vladivostok, Russia, 690059 (ivicrodionova@gmail.com)

Rodionova Alina Evgenievna,

Deputy Head of Municipal Property Management Department of Vladivostok City Administration; 15 Zapadnaya St., Vladivostok, Russia, 690001 (alya.cherevko.2016@mail.ru)

The author's interpretations of the concepts «competitiveness of an integrated product of a sea freight port « as the ability of the port integrated product to demonstrate certain consumer attractiveness in this market and «competitive integrated product» as a product that demonstrates maximum consumer attractiveness in this market are proposed in the paper. At the same time, the «consumer attractiveness of competitiveness of an integrated product of a sea freight port» is understood as the ability of the integrated product to demonstrate a certain ratio of quality to price. The integrated product structure of the sea freight port is revealed. The description of the DTB -management system structure of the sea freight port is given. An algorithm for functioning the DTB-management system in the sea freight port is proposed.

Keywords: sea freight port, integrated product, competitiveness, DTB-management.

REFERENCES

1. Zhilina, E. V.; Zelenina, E. E.; Isaev, A. A.; Isaeva, L. A.; Rodionova, I. V. (2022) Assessing the Competitiveness of Sea Cargo Ports. Transport Business of Russia, 2022, no. 5, pp. 85—87.

2. Isaev, A. A. (2020) Improving Competitiveness of the Enterprise Integrated Products. Vladivostok: Publishing House of VSUES, 2020, 120 p.

3. Isaev, A. A.; Isaeva, L. A. (2017) Management of Products Consumer Attractiveness Factors in the Enterprise. Practical Marketing, 2017, no. 12, pp. 3-6.

4. Isaev, A. A.; Isaeva, L. A.; Sokurenko, V. A. (2018) Formation of a System for Ensuring Products Competitiveness at Enterprise. Vladivostok: Vladivostok State University of Economics and Service Publ., 2018, 148 p.

5. Isaev, A. A. (2015) Decision to Bye: Emotional Aspect. Practical Marketing, 2015, no. 5, pp. 3-6.

6. Isaev, A. A. (2022) Human Programs. Moscow: Direct-Media Publ., 2022, 47 p.

7. Isaev, A. A. (2023) Selection of Goods in the Market: Biocybernetic Aspect. Practical marketing, 2023, no. 3, pp. 38-41.

8. Azgaldov, G. G.; Reichman, E. P. (1973) About Qualimetry. Moscow: Publishing House of Standards, 1973, 172 p.

9. Wiener, N. (1948) Cybernetics or Control and Communication in the Animal and the Machine. New-York, Wiley and Sons, Inc. Paris: Hermann et cie, 1948, 194 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.