Научная статья на тему 'Повышение качества обучения студентов с использованием некоторых инновационных технологий'

Повышение качества обучения студентов с использованием некоторых инновационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОқЫТУСАПАСЫ / ИННОВАЦИЯЛЫқТЕХНОЛОГИЯЛАР / TEACHING QUALITY / INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карасова Ж. Б.

Внедрение кейс-метода в процесс обучения развивает навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений и лидерские качества у студентов, позволяют гибко адаптироваться к быстро изменяющемуся взаимосвязанному миру. Внедрение кейс-метода будет расширяться при переходе обучения в соответствии с требованиями ГОСО РК, что повлечет за собой усложнение процесса планирования учебных программ, так как потребуется совершенствование методического обеспечения, в частности, и создание специализированного фонда тестов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF STUDENTS'' TEACHING QUALITY WITH THE USE OF SOME INNOVATIVE TECHNOLOGIES

The use of innovative technologies of teaching, the introduction of progressive forms of organization of educational process, active and interactive methods of teaching is described in the article.

Текст научной работы на тему «Повышение качества обучения студентов с использованием некоторых инновационных технологий»

РЕЗЮМЕ

У.И. ИСКАЗИЕВА, А.К. ЖЫЛКЫБЕКОВА, Г.К. КОШМАГАНБЕТОВА, Л.М. АЛИЕВА

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ ПО

ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, г Актобе

Организация учебного процесса на кафедре ставит основной задачей научить будущих врачей самостоятельно добывать знания, развивать творческие способности. Применяемые на кафедре формы контроля знаний и навыков позволяют выявить у студентов слабые звенья, ошибки и пробелы по данной теме, повышают ответственность, формируют потребность в непрерывном приобретении знаний и навыков.

Ключевыеслова:учебный процесс, формы контролязнаний и навыков.

SUMMARY

U.I. ISKAZIYEVA, A.K. ZHYLKYBEKOVA, G.K. KOSHMAGANBETOVA, L.M.ALIYEVA

ORGANIZATION OF TEACHING PROCESS AND METHODS OF KNOWLEDGEAND SKILLSAVALUATION

IN PATHOLOGIC PHYSIOLOGY

West Kazakhstan Marat Ospanov state medical university, Aktobe city

The organization of teaching process at the chair sets the main problem to teach future doctors, to obtain knowledge independently, to develop creative abilities. The forms of knowledge and skills control used at the chair allow to reveal weak links, mistakes and lacks on the subject, increase responsibility, form needs in continuous acquisition of knowledge and skills inthe students.

Keywords: teaching process, formsofknowledgeandskillsavaluation.

Ж.Б. КАРАСОВА

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕКОТОРЫХ ИННОВАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова,г Актобе

Внедрение кейс-метода в процесс обучения развивает навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений и лидерские качества у студентов, позволяют гибко адаптироваться к быстро изменяющемуся взаимосвязанному миру.

Внедрение кейс-метода будет расширяться при переходе обучения в соответствии с требованиями ГОСО РК, что повлечет за собой усложнение процесса планирования учебных программ, так как потребуется совершенствование методического обеспечения, в частности, и создание специализированногофондатестов.

Ключевыеслова:качествообучения, инновационныетехнологии.

Создание инновационной инфраструктуры, способствующей процессам возникновения, продвижения, коммерциализации инноваций невозможно без соответствующего кадрового обеспечения. На любом этапе инновационного процесса основным «двигателем» инновации является отдельный индивид - ученый, специалист, изобретатель, руководитель или иной работник, потребитель инновационной продукции и т.д. (инновационный нано-агент). Уровень образованности, наличие соответствующих знаний, навыков, умений, компетенций и практического опыта определяют готовность и способность нано-агентаквключению в инновационную инфраструктуру; результативность деятельности

„ , _I I „„ _________Батыс Казакстан медицина журналы №1 (29)2011 ж. 139

Медицинский журнал Западного Казахстана №1 (29) 2011 г. \ ____

ЖАНА Б1Л1М БЕРУ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ

его связана сличными особенностями поведения, мышления, восприятия, оценки информации, логики и т.п.[1].

Инновационные технологии направлены на повышение качества образования путем достижения целевых задач: научить студентов находить необходимую информацию, обучить их способам преобразования информации в новые знания, с последующим применением этих знаний и умений для решения практических задач. Качественное образование в медицинском вузе означает внедрение в учебный процесс усовершенствованных традиционных методов и инновационных форм обучения на основе требовании государственных стандартов образования. Образование построено на «знаниевой» парадигме, основой которой является триада знания-умения-навыки, где главное усвоение знаний (развивающий потенциал). Как подтверждает практика, при такой парадигме всегда существует проблема применения знаний, поэтому актуальной является трансформация образовательной системы из «знаниевой» парадигмы в практико-ориентированную, базирующаяся на квинтете - знания - умения -навыки - опыт деятельности - компетентность. В качестве методологической основы такого образования выступают взаимосвязанные деятельностный и компетентностный подходы. «Реализация

компетентностного подхода предусматривает применение активных и интерактивных форм проведения занятий, причем удельный вес последних определяется конкретной целью темы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. Интерактивные формы в учебном процессе должны составлять не менее 40 % аудиторных занятий» [3]. Среди перспективных и результативных форм проведения занятий, все большую популярность получает анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода. Впервые с созданием в 60-е годы программы Гарвардской школы бизнеса по обучению преподавателей для студентов были разработаны такие задания с применением метода анализа конкретной ситуации [4].

Разработка кейсов может осуществляться либо на основе описания реальных объектов, событий и действующих лиц, либо на базе искусственно создаваемых ситуаций, где часть материала реального объекта компилируется с какой-либо типовой проблемой, введением «катастроф», импровизацией, конструированием поведенческих противоречий [5]. Особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни: студент, ознакомившись с описанием проблемы, самостоятельно исследует деловую ситуацию (кейс), диагностирует проблему, выявляет альтернативы и представляетсвои идеи и решения в групповой дискуссии совместно с преподавателем и другими обучаемыми. Наряду с этим, в условиях форсированного развития ситуационного обучения очень важен не только собственно фактический материал, но и их содержание, проблематика и ментальные особенности при подготовке квалифицированных специалистов.

Например, применение кейс-метода на практических занятиях со студентами 2,3,4 курсов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих целей: умение определить необходимые формирования службы экстренной медицинской помощи (СЭМП), их назначение, организационную структуру и возможности для работы в очагах ЧС, организовать рассредоточение и эвакуацию населения (РЭН) и принимать решение для медицинского обеспечения, оценивать радиационную обстановку на РЗМ и проводить измерения загрязненности различных объектов, проб.

Применяя различные дискуссионные методы разбора конкретных ситуаций, характеризующих рассматриваемые события, обсуждаются варианты решений с участием преподавателя и студентов в виде «мозгового штурма». Заключительный контроль проводится по балльно-буквенной системе оценки знаний [6, 7].

Таким образом, внедрение кейс-метода в процесс обучения развивает навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений и лидерские качества у студентов, позволяют гибко адаптироватьсякбыстро изменяющемуся взаимосвязанному миру.

Внедрение кейс-метода будет расширяться при переходе обучения в соответствии с требованиями ГОСО РК, что повлечет за собой усложнение процесса планирования учебных программ, так как потребуется совершенствование методического обеспечения, в частности, и создание специализированногофондатестов.

Применение инновационных технологий обучения, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса, активных и интерактивных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню является актуальным и для высшего медицинского образования. Списоклитературы:

1. Захарова А.А. Интегрированная инновационно-ориентированная траектория подготовки ИТ -специалиста//Качество, инновации, образование. -Москва.-2010.- №1.-С. 10.

2. Гурьянова С.Ю. Инновационные технологии обучения - основа качества образования // Качество, инновации, образование. - Москва. -2010. - №2.-С.12-18.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент» / Под ред. Наумова А.И. - Москва: «Экономист».-2004.-С. 34-37.

140 Батыс Казахстан медицина журналы №1 (29) 2011 ж. / " "

__/ Медицинский журнал Западного Казахстана №1 (29) 2011 г.

4. Сборник «Законы Республики Казахстан в области ЧС». Республиканские курсы ЧС ГО. - Алматы. -

2003.-С. 18-21.

5. Хрестоматия «Законодательные акты по обеспечению безопасности жизнедеятельности». - Актобе. -

2004.-С. 3-8.

6. Жумангарин М.А. Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по курсу ОБЖ. - Актобе. - 2005. - 38 с.

7. Жумангарин М.А., Жиенгалиева А.Н., Жалдыбаева Д.Г. Методика применения 100-бальной рейтинговой системы оценки знаний студентов на курсе основ безопасности жизнедеятельности // Батыс^азакстанмедицинажурналы. - 200б. - №4(12).-С. 81-83.

ÏY^H

Ж.Б. КАРАСОВА

ИННОВАЦИЯЛЬЩТЕХНОЛОГИЯНЫ КОЛДАНУАРКЫЛЫ СТУДЕНТТЕРДЩ Б1Л1М САПАСЫН К0ТЕРУ

Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекеттiк медицина университетi, Актебе каласы

Бул макалада окытудьщ жаца инновациялык технологияларын колдану, бiлiм беру урд^н уйымдастыруцьщ прогрессивтi формаларын жэне активтi, интерактивтi окытудьщ эдiстерiн енпзу туралы баяндалган.

Негiзгiсвздер:окытусапасы, инновациялыктехнологиялар.

SUMMARY

ZH.B. KARASSOVA

INCREASE OF STUDENTS' TEACHING QUALITY WITH THE USE OF SOME INNOVATIVE

TECHNOLOGIES

West Kazakhstan Marat Ospanov state medical university, Aktobe city

The use of innovative technologies of teaching, the introduction of progressive forms of organization of educational process, active and interactive methods ofteaching is described inthe article. Keywords:teachingquality, innovativetechnologies.

А.Т. ШАМШИДДЕНОВА

ПОЛУЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНО-ТРЕНИНГОВОМ ЦЕНТРЕ

ГККП «Областной перинатальный центр», г Уральск

Непрерывное обучение всех медицинских работников в учебно-тренинговом центре на базе ОПЦ управления здравоохранения Западно-Казахстанской области позволяет медицинским работникам глубоко и качественно осваивать новые технологии оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным, эффективные перинатальные технологии, поддерживание политики грудного вскармливания, интегрированное ведение болезней детского возраста без отрыва от производства с одновременным закреплением полученных навыков на практике. К тому же каждый обучившийся получаетсертификатоповышении квалификации.

Ключевые слова: дополнительное медицинское образование, учебно-тренинговый центр, сертификат

В целях реализации плана мероприятий Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы, в рамках снижения материнской и младенческой смертности приказом Министерства здравоохранения Республики Казахстан создан учебно-тренинговый центр на базе областного перинатального центра на общественных началах по непрерывному обучению эффективным перинатальным технологиям, поддержке политики грудного вскармливания, интегрированному ведению болезней детского возраста, профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку

„ , _I I „„ _________Батыс Казакстан медицина журналы №1 (29)2011 ж. 141

Медицинскии журнал Западного Казахстана №1 (29) 2011 г. \ ____

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.