Научная статья на тему 'Роль "малых" конференций в активизации познавательной деятельности студентов'

Роль "малых" конференций в активизации познавательной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИЯ / АКТИВАЦИЯ / ПОЛЬЗА / СТУДЕНТ / STUDENT / "МАЛАЯ" / "SMALL" / МәЖіЛіС / БЕЛСЕНДіЛіК / ТИіМДіЛіК / "ШАғЫН" / CONFERENCES / INTENSIFICATION / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сатенова Г.А., Ермуханова Л.С.

В статье представлен опыт проведения так называемых «малых конференций» как форма активации и повышение познавательной деятельности студентов. Подробно описана практика проведения «малых конференций» в течение 2-х лет с участием студентов разных курсов (3,4,5 курсов) и их положительный итог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF "SMALL" CONFERENCES IN ACTIVIZATION OF STUDENTS'' COGNITIVE WORK

The experience of carrying out of «small» conferences at the department of «Social medicine and organization of Health Care» is presented in this article. It is the form of activization and efficiency of students' independent work (SIW).

Текст научной работы на тему «Роль "малых" конференций в активизации познавательной деятельности студентов»

ЖАНА Б1Л1М БЕРУ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ

SUMMARY

K.B.KURMANGALIYEV1, A.S.MUKANOVA2, G.YE.KULDANOVA3, SH.ZH.SALIKOVA4, M.I.TUREBAYEVA5

THE REVIEW OF THE SIMULATION METHODS OF TRAINING IN CLINICAL PREPARATION

Marat Ospanov West Kazakhstan State Medical University1'2,3,4,5, Aktobe

PhD1

Today the particular attention is paid to the realization of the principles of dual education, meaning the early and active introduction in the educational programme of the practice preparation. The peculiarity of clinical preparation in medical high educational institutions is the maintenance of the principles of safety of the patients. In connection with in the programme of the education widely use simulation methods of the education, based on the modelization of the situation of the method of the treatment.

In the article is carried out the review of simulation of the methods of the education on the basis of experiences of simulation center of the world medical school. Questions of the qualifications of simulation equipment, the level of the practical preparation of the students, the methods of the creation of the realization of situation of the education are lighted.

Key words: clinical simulation, simulation equipment, realism of situation, standardized patient.

УДК 001.895-057.875

Аннотация: В статье представлен опыт проведения так называемых «малых конференций» как форма активации и повышение познавательной деятельности студентов. Подробно описана практика проведения «малых конференций» в течение 2-х лет с участием студентов разных курсов (3,4,5 курсов) и их положительный итог

Ключевые слова: конференция, активация, польза, студент, «малая».

Первостепенная задача современной системы образования - это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках[1].

Современная педагогика отказывается от жесткого «авторитарного управления», где учащийся, студент или слушатель выступает «объектом» обучающего воздействия, переходит к системе организации поддержки и стимулирования познавательной самодеятельности объекта учения, созданию условий для творчества, к обучению творчеством, педагогике сотрудничества[2]. На это направлена идеология активного обучения, в котором «школа памяти» уступает место «школе мышления».

При использовании инновационных технологий обучения необходимо помнить о том, что если любое обучение, независимо от его формы, ориентировано на развитие компетентностей, оно должно базироваться на ценностях учащихся. Поэтому преподаватели должны уметь выявлять и уважать индивидуальные ценности своих студентов [3].

Компетентность - это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

Быть компетентным врачом - значит иметь набор специфических компетентностей разного уровня. Кроме того, существуют так называемые «высшие компетентности», которые вне зависимости от того, в какой конкретной сфере они проявляются, предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовать других людей для достижения поставленных целей, готовность оценивать и анализировать социальные последствия своих действий и т.п.

Любой дидактический процесс, независимо от применяемых педагогических технологий и изучаемых учебных предметов, имеет трехкомпонентную структуру: мотивационный этап, этап собственной познавательной деятельности обучаемого и этап управления этой деятельностью.

Мотивация - процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, превращает внешне заданные цели деятельности во внутренние потребности личности. Мотивация - внутренняя движущая сила действий и поступков личности, необходимых условий ее активного включения в учебную работу, педагоги стремятся управлять ею, в том числе и при использовании интерактивных форм обучения. При этом потребности, трансформированные в мотивы, способствуют формированию различных уровней мотиваций профессионального становления личности в условиях ВУЗа. Всего выделяется три таких уровня.

Начальный (внешний) уровень мотивации связан с тем, что потребность в профессиональном развитии побуждается внешним социальным или узколичностным мотивом (должностные обязанности, служебная карьера и др.). Он обуславливает внешнее (формальное) отношение к учебно-познавательной деятельности.

Г.А. САТЕНОВА1, Л.С. ЕРМУХАНОВА2

к.м.н.2

Батыс Казахстан медицина журналы №1-2 (38) 2013 ж.

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ^

Основной (внутренний) уровень мотивации достигается тогда, когда потребность специалиста «находит» себя в педагогическом предмете, которым являются объективно необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности знания, умения, навыки, профессиональные позиции и развитые (адаптированные) психологические особенности. Такая «опредмеченная потребность» становится внутренним мотивом профессионального развития специалиста.

Высший (внутренний) уровень мотивации отражает потребность обучаемого в развитии и продуктивной реализации своего творческого потенциала. Его основой выступают высокие притязания специалиста на самореализацию в учебно-познавательной деятельности, которая принимается им как высший и главный приоритет. Задействование творческого потенциала обеспечивает наилучшее удовлетворение потребности в самореализации. На данном уровне мотивации заметную роль играет мотивация достижения. Она характеризуется стремлением обучаемого выполнить дело на высоком уровне качества везде, где имеется возможность проявить свое личное мастерство и индивидуальные способности, в том числе компетентность.

По утверждению американского психолога М. Ксикзентмихали, внутренняя мотивированность возникает только в тех случаях, когда в деятельности личности сбалансированы «надо» и «могу», когда приведено в гармонию то, что должно быть сделано и то, что человек может сделать. Если в восприятии личности эти два параметра деятельности

- требования и способности - соответствуют друг другу, то создаются необходимые условия для того, чтобы в деятельности возникла внутренняя мотивация[4].

На кафедре «Социальной медицины и организации здравоохранения» в течение 2-х лет практикуется проведение так называемых «малых конференций» с участием студентов разных курсов (3,4,5 курсов) факультетов «Общая медицина», «Организация здравоохранения», «Сестринское дело». Цель их проведения:

- реализация творческого потенциала студента в учебно-познавательной деятельности;

- повышение роли СРС в познавательной деятельности студентов;

- формирование навыков экспертной оценки;

- формирование навыков лекторского мастерства;

- отработка практических навыков в организации конференций (содержание, название, алгоритм процедуры подготовки, проведения и подведения итогов).

Темы докладов (рефератов, презентаций) соответствуют тематическому плану СРС курса, а также определяются самими студентами.

На заседаниях студенческого кружка предварительно были обсуждены темы, проводилось заслушивание проектов, докладов, презентаций, совместно обсуждались недочеты, достоинства, вносились коррекции. Оргкомитет, состоящий из студентов, имеющих опыт участия в конференциях (3-5 чел.), после обсуждения утверждал программу конференции. Были утверждены критерии презентаций, докладов конференции и их оценка. После заслушивания докладов проходило обсуждение, задавались вопросы. Оценка выступавших проводилась по следующим критериям: -актуальность

- наглядность -содержание -владение материалом.

По итогам конференции определялись призовые места по номинациям: «Лучший доклад», «Лучшая презентация», «Лучший докладчик».

Атмосфера «малой» конференции (учебная комната была имитирована под «зал конференции», в «президиуме»

- заведующий кафедрой «Социальная медицина и организация здравоохранения», оргкомитет, приглашенные были «обозначены» по курсам), порядок выступлений, этикет выступающих (обращение к председателю конференции, присутствующим), процесс выступления, интерес к информации, ее актуальность производили большое впечатление и являлись мотивирующим фактором к творческой деятельности. Все участники «малой» конференции проявили высокую активность, готовность к поисковой деятельности, почувствовали свои возможности к ней.

Применение инновационных технологий является одним из факторов развития и индивидуализации стратегии деятельности субъекта, ее мотивационной личностной регуляции. Успешность учебной деятельности с их использованием достигается, если имеется поисковая активность, рождающаяся из мотивационной сферы, в которой присутствует цель.

Положительным итогом «малой конференции» является и опыт, и возможность раскрыть, сбалансировать потенциальные возможности, интерес и условия для проявления индивидуальных способностей студентов.

Выводы: «малые конференции» - опыт развития продуктивной реализации творческого потенциала студента. Список литературы:

1. Из выступления Президента РК Н.А. Назарбаева перед студенческой молодежью КазНУ.

2. М.К. Изтлеуов, К.П. Омарова, Е.М. Изтлеуов Инновационные технологии обучения в развитии компетентности и формирование положительной эмоции у студентов и преподавателей к их применению./Б^МЖ №2(34), 2012, С.31-32.

3. И.В. Мирошниченко, Л.И. Паина Компетентностный подход в учебно-воспитательном процессе высшей медицинской школы/Б^МЖ №2(34),2012, С.97-98.

4. М.К. Изтлеуов, В.П. Павленко, З.А. Назаров, Е.М. Изтлеуов Инновационные технологии обучения. - Актобе, 2005. -178с.

Медицинский журнал Западного Казахстана №1-2 (38) 2013 г. \

85

ЖАНА Б1Л1М БЕРУ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ ^

ТYЙIН

Г.А. САТЕНОВА1, Л.С. ЕРМУХАНОВА2 СТУДЕНТТЕРД1Н ТАНЫМДЬЩ Ж¥МЫСЫН БЕЛСЕНД1РУДЕГ1 «ШАГЫН» МЭЖ1ЛЮТЕРД1Н Р9Л1

Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекеттiк медицина университет^2, Актебе

к.м.н.2

«блеуметпк медицина жэне денсаулык сактауды уйымдастыру» кафедрасында «шагын» конференцияларды еткiзу тэжiрибесi керсетiлген. Конференциялар такырыптык сипатта болды: «Медицинаныч этикалык мэселелерЬ, «¥лт байлыгы - денсаулык». Конференцияга катысушылар - БККММУ 3,4,5 студенттерi С0Ж такырыптары жэне езiндiк такырыптары бойынша ездер^ч презентация жэне баяндамаларын керсеттi, олардыч iшiнде 11 студент жыл сайынгы студенттердiч конференциясына катысты жэне 4 жYлделi орынды иелендк

«Шагын» конференциялар - потенциалдык мYмкiндiктердi, кызыгушылыктарды ашуга, Yйлестiруге тэжiрибе, жагдай, мYмкiндiк жэне студенттердiч жеке мYмкiндiктерiн керсетуi болып табылады.

Нег'зг'! свздер: мэжтю, белсендiлiк, тиiмдiлiк, студент, «шагын».

SUMMARY

G.A.SATENOVA1, L.S.YERMUKHANOVA2

ROLE OF «SMALL» CONFERENCES IN ACTIVIZATION OF STUDENTS' COGNITIVE WORK

Marat Ospanov West Kazakhstan State Medical University1,2, Aktobe

PhD2

The experience of carrying out of «small» conferences at the department of «Social medicine and organization of Health Care» is presented in this article. It is the form of activization and efficiency of students' independent work (SIW). Key words: conferences, intensification, efficiency, student, «small».

УДК 378. 147 - 057. 875

М.М. КНИСАРИНА1, Г.У. БЕКЕШОВА2, Ж.И. СУЛТАН3, Г.С. ЖУМАЛИЕВА4

ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова1,2,3,4, Актобе

Магистр1234

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментальной работы по реализации психолого-педагогической программы развития учебной мотивации студентов при изучении курса основ психологии Западно-Казахстанского государственного медицинского университета имени Марата Оспанова города Актобе.

Показано, что в структуре профессионального становления будущих врачей важным компонентом является учебная мотивация студентов первого курса обучения.

Ключевые слова: тренинговые занятия, учебная мотивация, студент, учебный процесс.

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и российской, зарубежной психологии. Мотивация учебной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик. Она является как показателем, так и критерием успешности и качественности профессионального становления будущего специалиста.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Факторы, лежащие в основе данного исследования:

• Учебная мотивация определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

• Учебная мотивация зависит от типа организации образовательного процесса;

• Учебная мотивация характеризуется субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);

• Учебная мотивация определяется через субъектные особенности педагога, системой его отношений к ученику, к делу;

• Учебная мотивация зависит от специфики учебной дисциплины.

Во многих работах «мотивация» и «мотив учения» интерпретируются по-разному. Е.П. Ильин понимает мотивацию

Батыс Казахстан медицина журналы №1-2 (38) 2013 ж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.