https://nrm.uz/contentf?doc=501920_&products=1_vse_zakonodatelstvo_uzbekistana.
2. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan. No. UP-5368 "On measures to radically improve the public administration system in the field ofphysical education and sports" (03/05/2018), available at: https://lex.uz/docs/3578127.
3. Akramov, Zh.A. and Abdalimov, O.Kh. (2007), "Handball as an effective means of increasing the phy sical and combat training of cadets of the educational institution National Security Council", Scientific papers dedicated to the 40th anniversary of the Department of Football and Hand Ball, Tashkent, pp. 117-119.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.03.2020
УДК 796.011.3
ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ
ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ
Павел Васильевич Родичкин, доктор медицинских наук, профессор, Александр Михайлович Фокин, кандидат педагогических наук, Анатолий Васильевич Зюкин, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Ольга Петровна Степченкова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-
Бруевича
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы организации педагогического процесса в вузе по дисциплине «Физическая культура и спорт» с целью повышения ее эффективности на основе изучения мотивов, потребностей и интересов студентов педагогического вуза. Посредством исследования функциональных проб студентов определено влияние игрового метода проведения занятий по физической культуре в вузе на организм занимающихся. Решены задачи изучения побуждающих мотивов к занятиям физической культурой и спортом, подбора средств физической культуры, повышающих интерес к занятиям и стимулирующих двигательную активность студентов. Проведено анкетирование обучающихся на 1, 2 и 3-ем курсах университета им. А.И. Герцена с целью изучения основных мотивов к занятиям физической культурой и спортом. Разработаны новые формы и методики совершенствования системы физкультурно-спортивной деятельности в вузе, стимулирующие студентов на индивидуально-ориентированное отношение к занятиям физической культурой и спортом.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, физкультурно-спортивная деятельность, мотивация студентов.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p372-376
IMPROVING THE FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS BY USING GAME ACTIVITIES IN PHYSICAL CULTURE LESSONS IN THE UNIVERSITY
Pavel Vasilyevich Rodichkin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Mi-khailovich Fokin, the candidate of pedagogical sciences, Anatoly Vasilyevich Zyukin, the doctor ofpedagogical sciences, professor, The Herzen State Pedagogical University of the Russian, St. Petersburg; Olga Petrovna Stepchenkova, the senior teacher, The Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Telecommunications
Abstract
The article discusses the organization of the pedagogical process at the university in the discipline "Physical Culture and Sport" with the aim of increasing its effectiveness on the basis of studying the motives, needs and interests of students of the pedagogical university. Through the study of functional tests of students, the influence of the game method of conducting classes in physical education at the university on
the body of students is determined. The problems of studying the motives for physical education and sports, the selection of physical culture tools that increase interest in classes and stimulate students' motor activity have been solved. The questionnaire of students in the 1st, 2nd and 3rd courses of the University A.I. Herzen in order to study the main motives for physical education and sports is conducted. New forms and methods have been developed to improve the system of physical education and sports activities at the university, stimulating students to an individually-oriented attitude to physical education and sports.
Keywords: physical education and sports, physical culture and sports activities, student motivation.
ВВЕДЕНИЕ
Интенсификация учебного процесса, компьютеризация обучения приводят к нарушению правильного ритма учебы и жизни, гиподинамии, что также негативно сказывается на здоровье [2, 6]. В процессе подготовки студентов в высших учебных заведениях значительное внимание должно уделяться не только усвоению ими знаний и навыков профессиональной деятельности, но и развитию физических качеств и формированию здорового образа жизни [3, 4].
Методы и средства, используемые на занятиях по физической культуре, носят традиционный характер и нуждаются в модернизации и инновации.
Основой идеи исследования явилась разработка новой методики игровой деятельности на занятиях по физической культуре с целью сделать процесс игры естественным и постоянным в учебном процессе, увеличить количество «игровых» часов в рабочей программе [1, 5]. Игра или любая игровая деятельность - это методические приемы, имеющие сюжет, элемент соревнования, командность, естественность движений. Игровая деятельность предусматривает решение задач занятия по физической культуре в условиях меняющейся игровой модели, принятие студентами решений в той или иной игровой ситуации и достижение поставленной цели [7, 8]. Эта методика является особенно актуальной для вузов с нестандартными залами.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Инновационная методика предполагала усовершенствование и модернизацию занятий путем включения игровой деятельности в большем объеме - 40-50% времени игры на занятии. В игровую модель вошли подвижные игры - игры по упрощенным правилам; игры, подводящие к спортивным играм; эстафеты; полосы препятствий; игровые задания; игровые действия. Новизна методики заключалась в использовании игровой деятельности на каждом занятии.
Методика предполагала, что подвижная игра или игровая деятельность может быть включена в любую из частей занятия в соответствии с уровнем подготовленности занимающихся.
Педагогический эксперимент проводился с 2013 по 2017 гг. со студентами СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича. Одной из педагогических задач стало улучшение функционального состояния студентов, а, следовательно, повышение здоровья занимающихся. Студенты были разделены на две группы по 30 человек - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ). Контрольная группа занималась физической культурой по рабочей программе кафедры. Экспериментальная группа занималась по предлагаемой игровой методике, разработанной на основе рабочей программы кафедры.
Для определения эффективности экспериментальной методики студенты данных групп выполнили следующие функциональные пробы до и после эксперимента:
1) коэффициент выносливости Кваса - коэффициент высчитывается по формуле Кваса (КВ) и представляет собой интегральную величину, объединяющую частоту сердечных сокращений (ЧСС), систолическое давление (СД) и диастолическое давление (ДД). В норме коэффициент выносливости равен 16. Превышение этого значения указывает на ослабление деятельности сердечно-сосудистой системы, уменьшение - на ее уси-
ление. При утомлении значение коэффициента увеличивается.
2) проба Руфье - определяет уровень работоспособности сердца при физической нагрузке. Оценка полученного индекса осуществляется по следующим критериям:
- 3 и ниже - высокая работоспособность сердечной мышцы;
- 4-6 - хорошая работоспособность сердечной мышцы;
- 7-9 - средняя работоспособность сердечной мышцы;
- 10-14 - удовлетворительная работоспособность сердечной мышцы;
- 15 и выше - неудовлетворительная работоспособность сердечной мышцы.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для определения показателей контрольной и экспериментальной групп студентов был использован расчет ^критерия Стьюдента. Об однородности состава участников эксперимента свидетельствуют данные таблицы 1.
Таблица 1. - Сравнение исходных показателей функциональных проб исследуемых групп
студентов до эксперимента
Проба КГ (п=30) ш±о ЭГ (п=30) ш±о ^критерий Стьюдента Уровень значимости
Индекс Руфье 0,59±0,08 0,63±0,04 Т =0 1 ^эмп ^^ р<0,05
Коэффициент выносливости 20,4±3,9 19,1±2,3 Тэмп =0,8
После эксперимента была выявлена динамика в группах при помощи Т-критерия Вилкоксона. Результаты показали незначительную динамику в контрольной группе и значительную динамику в экспериментальной группе (таблица 2).
Таблица 2. - Сравнение динамики изменения функциональных показателей в экспериментальной и контрольной группе до и после эксперимента_
Показатель КГ (п=30) ЭГ (п=30)
до | после до | после
Индекс Руфье
ш±о 0,58±0,29 | 0,58±0,26 0,60±0,44 | 0,37±0,29
Ткр Тэмп =175,5 Тэмп =103
Уровень значимости р>0,05 р<0,01
Коэффициент выносливости
ш±о 20,44±5,94 | 19,66±4,29 19,16±6,33 | 15,70±2,27
Ткр Тэмп =231,5 Тэмп =108,5
Уровень значимости р>0,05 р<0,01
В ЭГ после педагогического эксперимента наблюдается статистически значимые улучшения индекса Руфье до показателя нормы. В КГ статистически значимых улучшений не наблюдается. Индекс Руфье до и после эксперимента: в КГ - 0,59±0,28 и 0,58±0,27 усл. ед., тогда как в ЭГ - 0,6±0,44 и 0,37±0,29 усл. ед., Тэмп =3 (р<0.01), при норме 0,1 усл. ед., что наглядно видно на рисунке 1. 0,7
0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0,0
0,59 0,60 0,58
0,37 *
□ КГр ПЭГр
0,10
ДО ПОСЛЕ Норма
Рисунок 1 - Индекс Руфье-Диксона студентов до и после эксперимента
Показатели индекса Руфье-Диксона студентов ЭГ демонстрируют, что авторская методика способствует улучшению работоспособности сердечной мышцы, тренированности, а соответственно, ускоренному восстановлению организма после воздействия физических нагрузок и улучшению функционального состояния.
Также статистически значимые улучшения КВ наблюдаются в ЭГ до показателя нормы. Измерение коэффициента выносливости до и после эксперимента: в КГ: 20,44±5,94 и 19,66±4,29 усл. ед., в ЭГ: 19,16±6,33 и 15,7±2,28 усл. ед., также находится в зоне значимости. Тэмп =4,5 (р<0.01) при норме данного коэффициента 16 усл. ед. Студенты КГ незначительно улучшили свой результат, тогда как студенты ЭГ приблизили его к норме (рисунок 2). 25,0
20,44
20,0 15,0 10,0 5,0 0,0
19,16
19,66
15,7
16,00
□ КГр ПЭГр
ДО ПОСЛЕ Норма
Рисунок 2 - КВ студентов до и после эксперимента
Исходя из данных показателя КВ, можно утверждать, что студенты экспериментальной группы значительно улучшили функциональное состояние ССС и дыхательной системы в отличие от студентов контрольной группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В вузе сознательность пользы физической активности должна выходить на ведущий план. Но студенты - это вчерашние школьники, и зачастую в их сознании ничего не меняется самостоятельно, а традиционные формы проведения занятий их не привлекают. Игровая деятельность является средством физической активности, в которой студент может улучшить функциональное состояние организма, укрепить мышечный корсет, раскрепоститься и впоследствии укрепить здоровье.
Анализ научной литературы демонстрирует важность физической культуры, а также тенденции ее развития. Невозможно игнорировать важность инноваций в данной дисциплине, в том числе и в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Динамика уровня физической подготовленности студентов, педагогических специальностей в зависимости от мотивации к занятиям физической культурой / А.В. Зюкин, Л.Н. Шелкова, М.Э. Леппик, С .А. Барченко // Научное мнение. - 2018. - № 4. - С. 54-59.
2. Зюкин, А.В. Вовлечение студенческой молодежи в структуру здорового образа жизни сопряженным воздействием современных игровых и аэробных физических упражнений / А.В. Зюкин // Научное мнение. - 2019. - № 7-8. - С. 74-78.
3. Формирование конкурентоспособных качеств студентов-управленцев в процессе физ-культурно-состязательных форм деятельности / Е.Ю. Колганова, С.А. Хутин, Т.В. Голушко, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 120-124.
4. Реализация целей межэтнического воспитания студентов средствами оздоровительной физической культуры / В.Ю. Крылатых, А.М. Шувалов, А.О. Миронов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 163-168.
5. Структура и показатели развития «чувства соперника» квалифицированных самбистов / Р.А. Лайшев, С.В. Соломатин, А.В. Соломатин, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета
*
им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 190-194.
6. Коммуникативные основы этического воспитания студентов в практике физкультурно-спортивной деятельности / А.О. Миронов, А.Ф. Самоуков, А.М. Шувалов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 217-220.
7. Фокин, А.М. Оценка уровня физической подготовленности обучающихся в институте физической культуры и спорта / А.М. Фокин, С. Л. Фетисова, Л.Н. Шелкова // Развитие теоретических основ физического воспитания и спорта : сборник статей. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 230-233.
8. Фетисова, С.Л. Определение контрольного упражнения при изучении курса мини-футбола студентами педагогических вузов / С. Л. Фетисова, А.М. Фокин, В.Ю. Егоров // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 50 (3). - С. 175-183.
REFERENCES
1. Zyukin, A.V., Shelkova, L.N., Leppik, M.E. and Barchenko, S.A. (2018), "Dynamics of the level of physical fitness of students, pedagogical specialties depending on motivation for physical education", Nauchnoye mneniye, No. 4, pp. 54-59.
2. Zyukin, A.V. (2019), "The involvement of students in the structure of a healthy lifestyle with the combined effects of modern gaming and aerobic exercise", Nauchnoye mneniye, No. 7-8, pp. 74-78.
3. Kolganova, E.Yu., Khutin, S.A., Golushko, T.V. and Ponimasov, O.E. (2019), "Formation of competitive qualities of student-managers in the process of physical-competitive forms of activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 175, No. 9, pp. 120-124.
4. Krylatykh, V.Yu., Shuvalov, A.M., Mironov, A.O. and Ponimasov, O.E. (2019), "Realization of the objectives of interethnic education of students by means of health-improving physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 163-168.
5. Layshev, R.A., Solomatin, S.V., Solomatin, A.V. and Ponimasov, O.E. (2020), "Structure and development indicators of the "rival feelings" of qualified sambo fighters", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 179, No. 1, pp. 190-194.
6. Mironov, A.O., Samoukov, A.F., Shuvalov, A.M. and Ponimasov, O.E. (2019), "Formation of systematizing and cognitive abilities of students in physical training activities", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 239-243.
7. Fokin, A.M., Fetisova, S.L. and Shelkova, L.N. (2018), "Assessment of the level of physical fitness of students at the Institute of Physical Culture and Sports", Development of the theoretical foundations of physical education and sport, digest articles, Herzen University, St. Petersburg.
8. Fetisova, S.L., Fokin, A.M. and Egorov, V.Yu. (2016), "Definition of a control exercise when studying a mini-football course by students of pedagogical universities', Problems of modern pedagogical education, Vol. 50, No. 3, pp. 175-183.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.03.2020
УДК 796.41
АНАЛИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ ФИНАЛИСТОК ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ 2019 ГОДА В УПРАЖНЕНИЯХ НА БРЕВНЕ
Лариса Анатольевна Савельева, кандидат педагогических наук, доцент, судья международной категории (FIG), Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
Введение: Постоянный анализ содержания соревновательных программ и результатов выступлений ведущих гимнасток мира позволяет адекватно оценивать их конкурентоспособность на крупных международных стартах. Несмотря на то, что итоги таких соревнований постоянно находятся в поле зрения специалистов, в основном, в них анализируются оценки, полученные гимнастками, и занятые места. Работ, содержащих детальный анализ содержания комбинаций и составляющих окончательной оценки выступлений гимнасток, практически нет. Цель исследования. Целью исследования являлось определение сложности, содержания и качества выполнения упражнений на