Научная статья на тему 'Коммуникативные основы этического воспитания студентов в практике физкультурно-спортивной деятельности'

Коммуникативные основы этического воспитания студентов в практике физкультурно-спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТИВНАЯ ЭТИКА / ETHICAL EDUCATION OF STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ACTIVITIES / SPORTS ETHICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронов Андрей Олегович, Самоуков Александр Федорович, Шувалов Александр Михайлович, Понимасов Олег Евгеньевич

В статье рассматриваются вопросы этического воспитания студентов в практике физкультурно-спортивной деятельности на основе моделирования противоречивых игровых ситуаций в процессе подвижных и спортивных игр. Выявлены условия выполнения этических норм на занятиях по физической культуре. Сформулированы правила этичного поведения в спортивной команде и при противодействии сопернику. Разработан перечень вопросов для оценки динамики развития этических качеств студентов в процессе занятий спортивными и подвижными играми. Представлены результаты анкетирования, отражающие позитивную динамику формирования этических качеств студентов в процессе занятий по физической культуре специальной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронов Андрей Олегович, Самоуков Александр Федорович, Шувалов Александр Михайлович, Понимасов Олег Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative bases of ethical education of students in the practice of physical and sports activities

The article deals with the issues of ethical education of the students in the practice of physical culture and sports activities based on modeling of conflicting game situations in the process of mobile and sports games. The conditions for the implementation of ethical standards in the classroom in physical culture are identified. The rules of ethical behavior in a sports team and in countering an opponent are formulated. A list of questions has been developed to assess the dynamics of the development of the ethical qualities of students in the process of playing sports and outdoor games. The results of the survey, reflecting the positive dynamics of the formation of ethical qualities of students in the process of training in physical culture with a special focus are presented.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные основы этического воспитания студентов в практике физкультурно-спортивной деятельности»

editorship of M.P. Shestakova, A.N. Averkina, Sportakadempress, Moscow, рр. 203-222.

3. Kuznetsov, V.V. and Shustin, B.N. (1980), "Methodology of construction of model characteristics of the strongest athletes", Improving the management of the system of training of qualified athletes (theoretical aspects), VNIIFK, Moscow, рр. 68-80.

4. Platonov, V.N. (1983), "Modeling of competitive activity as a basis for optimizing the process of sports training", tez. science. pract. mnf., Moscow, рр. 8-9.

5. Samarskii, A. A. and Mikhailov, A.P. (2005), Mathematical modeling: Ideas. Methods. Examples, FIZMATLIT, Moscow.

6. Ed. Suslov, F.P., Sych V.L. and Shustin, B.N. (1995), The modern system of sports training, Publishing house "SAMI", Moscow.

7. Yatsenko, L.A., Rrasilschikov, A.K., Kuzmin, A.I. and others (1990), "Modeling of competitive activity in the preparation of rowers-kayakers of high qualification", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, рp. 25-27.

Контактная информация: irim.grin.97@mаil.m

Статья поступила в редакцию 15.04.2019

УДК 796.011

КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРАКТИКЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Андрей Олегович Миронов, кандидат педагогических наук, Александр Федорович Самоуков, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Михайлович Шувалов, кандидат педагогических наук, Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте

РФ, Москва

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы этического воспитания студентов в практике физкультурно-спортивной деятельности на основе моделирования противоречивых игровых ситуаций в процессе подвижных и спортивных игр. Выявлены условия выполнения этических норм на занятиях по физической культуре. Сформулированы правила этичного поведения в спортивной команде и при противодействии сопернику. Разработан перечень вопросов для оценки динамики развития этических качеств студентов в процессе занятий спортивными и подвижными играми. Представлены результаты анкетирования, отражающие позитивную динамику формирования этических качеств студентов в процессе занятий по физической культуре специальной направленности.

Ключевые слова: этическое воспитание студентов, физкультурно-спортивная деятельность, спортивная этика.

COMMUNICATIVE BASES OF ETHICAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE PRACTICE OF PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITIES

Andrew Olegovich Mironov, the candidate of pedagogical sciences, Alexander Fedorovich Samoukov, the candidate of pedagogical sciences, Alexander Mikhailovich Shuvalov, the candidate of pedagogical sciences, Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian

Federation, Moscow

Annotation

The article deals with the issues of ethical education of the students in the practice of physical culture and sports activities based on modeling of conflicting game situations in the process of mobile and sports games. The conditions for the implementation of ethical standards in the classroom in physical culture are identified. The rules of ethical behavior in a sports team and in countering an opponent are formulated. A list of questions has been developed to assess the dynamics of the development of the ethical qualities of

students in the process of playing sports and outdoor games. The results of the survey, reflecting the positive dynamics of the formation of ethical qualities of students in the process of training in physical culture with a special focus are presented.

Keywords: ethical education of students, physical education and sports activities, sports ethics.

ВВЕДЕНИЕ

Этика - общекультурная отрасль, изучающая социальное поведение личности с точки зрения морально-нравственных приоритетов, присутствующих в определенном социуме. Этические нормы определяют специфические нравственные нормы поведенческих поступков, допустимых в процессе межличностного и коллективного общения.

Эпоха глобализации предопределяет стремительный рост коммуникативного общения, в том числе и на международном уровне. Не исключением является и физкультурно-спортивная деятельность, которая может стать связующим звеном, площадкой для формирования деловых коммуникаций [5]. Изучение этических и культурных особенностей партнеров по команде, соперников, правил соревнований позволит избежать ошибок в построении деловых и личностных взаимоотношений в повседневной жизни. Спортивная этика включает в себя как совокупность общих этических норм и правил поведения, так и специфические особенности ведения соревновательной борьбы в отдельных видах спорта [4]. В стремлении достичь определенного спортивного результата каждый спортсмен и в целом спортивная команда, выбирает различные пути ее достижения. Выбранный стиль соревновательной борьбы может соответствовать выработанным принципами, либо противоречить морально-этическим нормам [2].

Отношения между тренером и спортсменами влияют на весь характер общения внутри любой спортивной команды, во многом определяя его нравственно-психологический климат. Для спортсменов, участвующих в совместных коллективных действиях, необходимо согласованное представление не только о командном и групповом взаимодействии, но и о предпочтительных и нежелательных результатах командной борьбы. В свою очередь, тренер должен принимать решения, брать на себя ответственность и координировать действия команды, направленные на соблюдение правил соревнований, регламента, условий и особенностей проведения конкретных стартов и состязаний [6]. Способность адекватно оценивать ситуацию дает возможность выбрать эффективную линию соперничества, руководствоваться в соревновательных действиях необходимыми в данный момент правилами этики спортивной борьбы [3].

Также тренер команды должен стимулировать проявления открытости, добросовестности, ответственности, исключить нарушение моральных норм спортсменами. Куль -тура соревновательного соперничества предполагает соблюдение партнерских отношений со спортсменами противоборствующей команды, построенных на доверии, уважении, чувстве долга и умении соблюдать правила соревнований [1].

Все проявления спортивной этики основываются на правилах этичного поведения в широком смысле. К ним можно отнести уважение чувства личного достоинства другого спортсмена, стремление к пониманию интересов и мотивов поведения соперника. В каждой спортивной команде существует своя система регулирования этики поведения спортсменов. Механизмы регулирования поведения должны способствовать проявлению таких качеств, как чувство собственного достоинства, спортивный долг, нравственная ответственность за нарушение правил. Позитивное восприятие человека, обладающего этичным поведением, в глазах других людей усиливается.

Обязательным условием выполнения профессиональных обязанностей тренером команды является объективное и доброжелательное отношение к личным взглядам, притязаниям на результат, мнению спортсменов. Особое место имеет справедливая моральная оценка личного вклада каждого спортсмена в достижение общего командного результата.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

С целью выявления возможностей по формированию этических качеств студентов в процессе физического воспитания было проведено исследование, связанное с изучением динамики отношения обучаемых к возникающим спорным ситуациям игровой деятельности. Изучение проводилось на основе данных анкетирования испытуемых до и после проведения учебных занятий по физической культуре. Временной промежуток между тестированиями составил один учебный семестр. На учебных занятиях студенты занимались различными видами спортивных и подвижных игр без осуществления судейства со стороны преподавателя. Правом судейского голоса обладали все игроки противоборствующих команд с принятием коллегиального решения в каждой игровой ситуации. Динамика формирования этических качеств оценивалась по ответам испытуемых на разработанный перечень вопросов соответствующей тематики, заданных до и после окончания семестра.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика ответов испытуемых на вопросы, касающиеся спортивной этики

Содержание вопроса Ответы до эксперимента, % Ответы после эксперимента, %

да нет да нет

Сообщите ли вы судье о его неправильном решении в пользу своей команды? 36,7 56,8 67,5 17,4

Считаете ли вы возможным нарушить правила игры, если судья этого не заметит? 74,3 17,8 34,9 62,8

Сможете ли воспользоваться преимуществом в случае получения травмы игроком другой команды? 0 84,6 0 95,7

Сможете ли воспользоваться преимуществом в случае неисправности инвентаря или оборудования площадки? 26,9 54,8 23,9 65,8

Вправе ли игрок вашей команды отвечать запрещенным приемом на неспортивное поведение соперника? 49,6 36,4 36,3 58,9

Примечание: В том случае, если испытуемый воздерживался от ответа на вопрос, его решение не включалось в статистический анализ

Данные таблицы свидетельствуют, что в процессе проведения занятий по физической культуре соответствующей целевой направленности, уровень этических качеств студентов значительно улучшился. Моделирование этически сложных ситуаций приводило к постановке студента перед выбором, который заставлял принять решение в соответствии с моральными ориентирами. Честный поступок не всегда приносил сиюминутную выгоду в игре, что вызывало определенную борьбу мотивов внутри игрока. Возникающее дискомфортное состояние до момента выбора определялось двумя прямо противоположными несовместимыми между собой способами решения определенной задачи. Либо придерживаться этических принципов, либо выбрать способ достижения результата, противоречащий правилам соревнований, но выгодный собственной команде. В подобных случаях студентам приходилось самостоятельно искать способы разрешения противоречивых игровых ситуаций на основе понимания сущности моральных аспектов поведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, практическая физкультурно-спортивная деятельность студентов в конкретной игровой обстановке реализации взаимоотношений в команде и с противоборствующим соперником стимулирует развитие этических и морально-нравственных качеств и является эффективным средством формирования этического потенциала личности студента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кочетков, Д.И. Возможности реализации дидактического проекта на основе совмещения педагогических операций / Д.И. Кочетков, О.Е. Понимасов, И.Б. Пилина // Ученые записки

университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 169-172.

2. Конструктивность блочной организации учебно-тренировочных занятий со студентами / В.Ю. Крылатых, А.О. Миронов, А.Ф. Самоуков, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 170-174.

3. Формирование систематизирующих и когнитивных способностей студентов на занятиях по физическому воспитанию / А.О. Миронов, А.Ф. Самоуков, А.М. Шувалов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 239-243.

4. Рябчук, В.В. Физиологическая характеристика способов плавания под водой в гидроизолирующем комбинезоне и комплекте № 1 / В.В. Рябчук, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2017. - № 4 (60). - С. 82-84.

5. Компонентные составляющие временного бюджета студентов дневного отделения, занимающихся спортом / А.Ф. Самоуков, А.М. Шувалов, В.Ю. Крылатых, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 314-318.

6. Многофункциональность модели занятий оздоровительной аэробикой в управленческом вузе / А.М. Шувалов, В.Ю. Крылатых, А.О. Миронов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 397-401.

REFERENCES

1. Kochetkov, D.I., Ponimasov, O.E. and Pilina, I.B. (2018), "Possibilities of implementation of the didactical project based on the combination of pedagogical operations", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 169-172.

2. Krylatykh, V.Yu., Mironov, A.O., Samoukov, A.F. and Ponimasov, O.E. (2019), "Constructively of a block organization of training lessons with students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 170-174.

3. Mironov, A.O., Samoukov, A.F., Shuvalov, A.M. and Ponimasov, O.E. (2019), "Formation of systematizing and cognitive abilities of students in physical training activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 239-243.

4. Ryabchuk, V.V., Ponimasov, O.E. and Grachev, K.A. (2017), "Physiological characteristics of the swimming stroke under water in a waterproof coverall and kit No.1", Vestnik Rossiiskoi Voenno-medicinskoi academii, Vol. 60, No. 4, pp. 82-84.

5. Samoukov, A.F., Shuvalov, A.M., Krylatykh, V.Yu. and Ponimasov, O.E. (2019), "Component components of the temporary budget of the students of the day division engaged in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 314-318.

6. Shuvalov, A.M., Krylatykh, V.Yu., Mironov, A.O. and Ponimasov, O.E. (2019), "Multi-functionality of models of health-improving aerobics at a management higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 397-401.

Контактная информация: miron1964@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 17.04.2019

УДК 796.011

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ АБИТУРИЕНТОВ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Станислав Александрович Моисеев, аспирант, Алексей Николаевич Лёвочкин, кандидат педагогических наук, Александр Сергеевич Кайсин, кандидат педагогических наук, доцент, Омский автобронетанковый инженерный институт; Нина Петровна Филатова, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск; Олег Андреевич Савченко, кандидат медицинских наук, доцент, Омский автобронетанковый инженерный институт

Аннотация

В статье представлены показатели физической подготовленности абитуриентов, поступающих в филиал Военной академии материально - технического обеспечения. Выявлена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.