ВЫВОДЫ
Таким образом, можно сделать вывод, что мышечная память является результатом физических упражнений и финальной стадией мышечной адаптации и реализоваться должна лишь под контролем инструктора, имеющего специальное образование.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.04.2019
УДК 796.011
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Сергей Анатольевич Хутин, кандидат экономических наук, Татьяна Викторовна Голушко, кандидат педагогических наук, Елизавета Юрьевна Колганова, кандидат педагогических наук, Павел Константинович Кузнецов, кандидат социологических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте
РФ, Москва
Аннотация
В статье разрабатываются аспекты формирования лидерских качеств студентов вузов государственной службы в процессе реализации социальных проектов спортивно-интеллектуального содержания. Рассмотрены группы функций по совершенствованию качеств личности-лидера, выполняемые студентами в процессе социального проектирования. Сформирован необходимый перечень качеств, которым должен обладать руководитель-лидер. Разработан порядок ролевого функционирования в процессе проведения социально значимого спортивно-интеллектуального конкурса игр-соревнований среди студенческих коллективов. Представлены результаты влияния социального проектирования на формирование профессиональных компетенций студентов управленческих специальностей.
Ключевые слова: лидерские качества студентов, социальное проектирование, физкультурно-спортивная деятельность.
FORMING LEADERSHIP QUALITIES OF STUDENTS IN THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING AS A SOCIAL DESIGN OF THE COMPETENCE OF THE
FUTURE LEADER
Sergey Anatolyevich Khutin, the candidate of economical sciences, Tatyana Viktorovna Golushko, the candidate of pedagogical sciences, Elizaveta Yurievna Kolganova, the candidate of pedagogical sciences, Pavel Konstantinovich Kuznetsov, the candidate of sociological sciences, Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian
Federation, Moscow
Annotation
The article develops aspects of the formation of the leadership qualities of the students of public service universities in the process of implementing the social projects of sports and intellectual content. The groups of functions to improve the qualities of the personality of the leader, performed by the students in the process of the social design, are considered. The necessary list of qualities that should have a leader is formed. A procedure has been developed for the role-playing in the process of holding the socially significant sports and intellectual competition of game-competitions among the student teams. The results of the influence of the social design on the formation of the professional competencies of the students of managerial specialties are presented.
Keywords: student leadership, social engineering, physical education and sports activities.
ВВЕДЕНИЕ
В процессе обучения в вузе создаются условия для формирования организаторских и коммуникативных способностей не только в качестве соисполнителя тематических проектов, но и в качестве руководителя образовательных мероприятий, требующих проявления определенных субъектных качеств, необходимых личности-руководителю [4].
Среди профессиональных компетенций студентов, осваивающих управленческие специальности, выделяется блок умений и способностей, определяющих личностные качества профессионала-руководителя [6]. Наибольшую значимость для овладения специальностями государственного и муниципального управления имеют следующие компетенции [3]:
- способность брать на себя инициативу в принятии и реализации решений в условиях неопределенности и рисков;
- умение самостоятельно оценивать качество управленческих решений и реализо-вывать производственные процессы;
- способность адаптировать освоенные теоретические модели к практическим задачам и ситуациям управления;
- умение учитывать интересы заинтересованных сторон при разрешении конфликтных ситуаций в работе органов государственной власти;
- умение оценивать альтернативы, предлагать вариант собственного решения и добиваться его исполнения, предусмотреть последствия планируемого и результаты реализованного управленческого решения;
- готовность нести ответственность за исполнение коллективом принятых решений;
- умелое владение технологиями кадровой работы, формирование мотивации сотрудников на достижение максимально высокого результата;
- способность четко и убедительно излагать подходы к достижению поставленных
целей.
Таким образом, проблематика воспитания лидерских качеств личности в процессе образовательной практике студентов является острой животрепещущей проблемой. В некотором роде успех в формировании необходимых качеств руководителя определяется врожденными качествами личности. Однако и в этом случае необходим целенаправленный педагогический процесс и систематическая развивающая практика в освоении алгоритмов, средств и методов, направленных на подготовку специалиста-руководителя [8].
В этих целях наибольший успех будет достигаться при моделировании определенных психологических ситуаций, требующих проявления лидерских качеств, соответствующих определенной черте личности. Системное моделирование ситуаций, требующих принятия и реализации творческих управленческих решений, позволит закрепить проявляемые способности, повысить устойчивость формируемых особенностей характера в нестандартных профессиональных условиях [1]. В этой связи создание условной альтернативы действий стимулирует формирование потребностей в творческой активности, направленной на реализацию лидерского потенциала. Внутреннее ощущение студента успешности в реализации собственных решений, прогрессирование как лидера коллектива может стать дополнительным катализатором качественного овладения избранной профессией [2].
Одним из эффективных направлений формирования личности-лидера является работа по подготовке, обеспечению и реализации социально значимых физкультурных проектов [7]. В рамках осуществления данного направления деятельности формируется необходимый спектр качеств, которым должен обладать лидер - знание теории конфликтов, проектирование алгоритмов реализации проектов, формирование навыков сплочения коллектива на основе решения общих проектных задач, формулировка ролевых функций
участников, контроль исполнения функциональных обязанностей, оказание информационной помощи коллегам, оценка исполнительской деятельности участников проекта.
Использование в физкультурно-спортивной деятельности студенческих коллективов алгоритмов социального проектирования с предоставлением исполнителям возможности реализовывать функциональные задачи различного уровня является необходимым условием эффективного формирования лидерских качеств каждого студента [9]. Виды организаторской деятельности с реализацией руководящих и исполнительских функций при работе над социально значимым проектом, располагают большим формирующим потенциалом для развития лидерских качеств студентов - будущих руководителей муниципального и государственного звена [5].
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Целью исследования явилось социальное проектирование компетентности студентов управленческих специальностей путем формирования лидерских качеств в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
Достижение поставленной цели осуществлялось посредством реализации социально значимого спортивно-интеллектуального конкурса игр-соревнований среди студенческих коллективов, требующие интегрального проявления физических качеств, двигательных навыков, интеллектуальных способностей.
Дифференцирование ролей внутри команды проводилось последовательно по кругу от игры к игре с выполнением руководящих обязанностей всех участников команды. По мере приближения к финалу участники коллективно выбирали лидера команды на основе достигнутых с его участием результатов выступления.
Исходя из инициативы организации конкурсы, включенные в проект, разрабатывались представителями студенческих коллективов.
Направленность проекта была ориентирована на формирование формирования управленческих качеств, активизацию лидерского потенциала студентов, организацию самостоятельного участия студентов в формировании сплоченной команды единомышленников.
В процессе участия в проекте студенты выполняли следующие группы функций по совершенствованию качеств личности-лидера:
- мотивационные, определяющие преодоление трудностей соревновательной борьбы руководимой командой;
- самопознания, определяющие развитие физических, волевых и лидерских качеств личности;
- функционально-развивающие, связанные с повышением творческого потенциала в решении коллективных задач;
- контрольно-регламентирующие, определяющие ответственность руководителя за результаты деятельности команды;
- коммуникативно-ролевые, включающие общение с однокурсниками в качестве руководителя (капитана) команды.
Продолжительность проекта составила один учебный год.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Эффективность воспитания лидерских качеств у студентов вузов государственной службы в процессе физкультурно-спортивной деятельности на основе реализации спортивно-интеллектуального проекта определялась на основе среднего балла оценивания уровня овладения ими профессиональными компетенциями (таблица 1). Оценивание проводилось преподавателями выпускающей кафедры и специалистами физического воспитания.
Таблица 1 - Оценка уровня овладения студентами профессиональными компетенциями
Показатель Средний балл Р
ЭГ КГ
Способность брать на себя инициативу в принятии и реализации решений в условиях неопределенности и рисков 4,7±0,19 3,7±0,17 <0,05
Готовность нести ответственность за исполнение коллективом принятых решений 4,5±0,18 4,1±0,13 <0,05
Умение самостоятельно оценивать качество управленческих решений и реализовывать производственные процессы 4,4±0,14 3,8±0,16 <0,05
Способность адаптировать освоенные теоретические модели к практическим задачам и ситуациям управления 4,9±1,8 3,5±1,3 <0,05
Анализ данных таблицы показывает, что при реализации спортивно-интеллектуальных проектов в процессе физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза государственной службы наиболее эффективно формируются профессиональные компетенции адаптации освоенных теоретических моделей к практическим задачам и ситуациям управления, готовности нести ответственность за исполнение коллективом принятых решений, способности брать на себя инициативу в принятии и реализации решений. Данные параметры социального проектирования отражают процесс профессионального становления студента, его социализации и формирования как руководителя коллектива сотрудников, мотивированных на достижение общей значимой цели.
ВЫВОДЫ
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о наличии достаточных возможностей для повышения эффективности формирования профессиональных компетенций средствами социального проектирования в процессе физкультурно-спортивной деятельности в высших учебных заведениях государственной службы. Среди наиболее важных компетенций, формируемых средствами профессионально-прикладной физической культуры, необходимо отметить способность адаптации освоенных теоретических моделей к практическим задачам и ситуациям управления, готовность нести ответственность за исполнение коллективом принятых решений, способность брать на себя инициативу в принятии и реализации решений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кочетков, Д.И. Возможности реализации дидактического проекта на основе совмещения педагогических операций / Д.И. Кочетков, О.Е. Понимасов, И.Б. Пилина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 169-172.
2. Конструктивность блочной организации учебно-тренировочных занятий со студентами / В.Ю. Крылатых, А.О. Миронов, А.Ф. Самоуков, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 170-174.
3. Реализация целей межэтнического воспитания студентов средствами оздоровительной физической культуры / В.Ю. Крылатых, А.М. Шувалов, А.О. Миронов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 163-168.
4. Лобанов, Ю.Я. Методология концепции личностно-направленной физической культуры / Ю.Я. Лобанов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 194-198.
5. Формирование систематизирующих и когнитивных способностей студентов на занятиях по физическому воспитанию / А.О. Миронов, А.Ф. Самоуков, А.М. Шувалов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 239-243.
6. Коммуникативные основы этического воспитания студентов в практике физкультурно-спортивной деятельности / А.О. Миронов, А.Ф. Самоуков, А.М. Шувалов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 217-220.
7. Понимасов, О.Е. Методика индивидуально-ориентированного замещения движений при обучении прикладному плаванию курсантов военных вузов / О.Е. Понимасов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2015. - № 4. - С. 51-54.
8. Компонентные составляющие временного бюджета студентов дневного отделения, занимающихся спортом / А.Ф. Самоуков, А.М. Шувалов, В.Ю. Крылатых, О.Е. Понимасов // Ученые
записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 314-318.
9. Многофункциональность модели занятий оздоровительной аэробикой в управленческом вузе / А.М. Шувалов, В.Ю. Крылатых, А.О. Миронов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 397-401.
REFERENCES
1. Kochetkov, D.I., Ponimasov, O.E. and Pilina, I.B. (2018), "Possibilities of implementation of the didactical project based on the combination of pedagogical operations", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 169-172.
2. Krylatykh, V.Yu., Mironov, A.O., Samoukov, A.F. and Ponimasov, O.E. (2019), "Constructively of a block organization of training lessons with students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 170-174.
3. Krylatykh, V.Yu., Shuvalov, A.M., Mironov, A.O. and Ponimasov, O.E. (2019), "Realization of the objectives of interethnic education of students by means of health-improving physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 163-168.
4. Lobanov, Yu.Ya. (2018), "Methodology of the concept of personal-oriented physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 194-198.
5. Mironov, A.O., Samoukov, A.F., Shuvalov, A.M. and Ponimasov, O.E. (2019), "Formation of systematizing and cognitive abilities of students in physical training activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 239-243.
6. Mironov, A.O., Samoukov, A.F., Shuvalov, A.M. and Ponimasov, O.E. (2019), "Communicative bases of ethical education of students in the practice of physical and sports activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 217-220.
7. Ponimasov, O.E. (2015), "The method of individual-oriented movement replacement when teaching applied swimming to cadets of military universities", Physical culture, sport -science and practice, No. 4, pp. 51-54.
8. Samoukov, A.F., Shuvalov, A.M., Krylatykh, V.Yu. and Ponimasov, O.E. (2019), "Component components of the temporary budget of the students of the day division engaged in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 314-318.
9. Shuvalov, A.M., Krylatykh, V.Yu., Mironov, A.O. and Ponimasov, O.E. (2019), "Multi-functionality of models of health-improving aerobics at a management higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 397-401.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.06.2019
УДК 372.879.6
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Антон Михайлович Шапоров, ассистент, Елена Рудольфовна Исаева, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой, Ольга Викторовна Тюсова,
кандидат социологических наук, доцент, Нина Павловна Ванчакова, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой, Владислав Витальевич Кулик, студент, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет
имени академика И.П. Павлова
Аннотация
Актуальность исследования. В связи большим процентом отчисления студентов с первого курса важным для учебного процесса является изучение факторов, способствующих успешности обучения студентов медицинским специальностям.
Цель исследования: выявить особенности влияния мотивации на успешность обучения на младших курсах медицинского вуза, для прогнозирования относительной эффективности образовательного процесса.
Материалы и методы: Нами было обследовано 580 студентов 1 курса и 424 студента 3 курса медицинского ВУЗа. Методы исследования включали оценку академической успешности на