5. Shchegolev, V.A. and Soldatov, P.A. (2015), "Influence of occupations military and applied physical training on formation of command and social and personal qualities of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 192-196.
Контактная информация: vsarm@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 16.01.2018
УДК 796.077.4
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Александр Федорович Самоуков, кандидат педагогических наук, доцент, Вадим Юрьевич Крылатых, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Олегович Миронов, кандидат педагогических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,
Москва
Аннотация
В статье изучены особенности профессиональной деятельности специалиста работы с персоналом. Рассмотрены профессиональные компетенции специалистов-управленцев. Выявлены факторы, влияющие на эффективность подготовки специалистов при моделировании управленческого общения на занятиях по физической культуре. Сформулированы организационно-педагогические условия проведения комплексных занятий с целью совершенствования профессионально-прикладной физической подготовленности. Представлены результаты обобщения оценочных отзывов о стажировке студентов, характеризующих уровень развития их профессиональных компетенций при целенаправленном воздействии профессионально-прикладной физической подготовки.
Ключевые слова: профессиональные компетенции управленцев, профессионально-прикладная физическая подготовленность, физические и психические качества.
PHYSICAL CULTURE AS A MEANS OF NON-SPECIFIC PREPARATION FOR
MANAGEMENT
Alexander Fedorovich Samoukov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer
Vadim Yurievich Krylatykh, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer Andrew Olegovich Mironov, the candidate of pedagogical sciences, Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian
Federation, Moscow
Annotation
In the article, the features of the professional activity of the specialist working with the staff are studied. The professional competence of management specialists is considered. Factors influencing on the effectiveness of the specialists training under the modeling of the managerial communication in physical education are revealed. The organizational and pedagogical conditions for carrying out the complex studies with the purpose of improving the professionally applied physical readiness are formulated. The results of generalization for the evaluation of the feedback on the internship of the students, characterizing the level of development of their professional competences, are presented under the purposeful impact of professionally applied physical training.
Keywords: professional competences of managers, professionally-applied physical fitness, physical and mental qualities.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях экономического развития общества преобладают профессии, связанные с интеллектуальной деятельностью человека. Ряд профессий в качестве основной предполагают координирующую и управленческую деятельность. В полной мере
это относится к специальности «Управление персоналом».
Данный вид деятельности можно отнести к умственной, которой свойственны большое нервно-эмоциональное напряжение, вызванное различными стрессовыми ситуациями и негативно влияющее на состояние общей работоспособности специалиста [4]. Вместе с этим работа в этой области носит творческий характер. Творчество в управлении людьми заключается в способности находить оптимальное решение в каждой конкретной ситуации и воплощать его в профессиональную деятельность, используя многогранную систему воздействия на окружающих.
Общие профессиональные компетенции специалистов-управленцев включают в себя:
- способность применять на практике нормативные правовые акты, оценивать состояние временных, материальных и людских ресурсов при выполнении профессиональных задач;
- способность постановки целей и задач своей деятельности и деятельности подчиненных, выбора путей их достижения;
- умение взаимодействовать с внешними государственными и коммерческими организациями;
- готовность к коммуникативному взаимодействию с коллегами в достижении общего результата;
- владение навыками организации взаимодействия сотрудников, умение контролировать и объективно оценивать эффективность деятельности подчиненных;
- способность решать стандартные профессиональные задачи с помощью эффективных технологий и с соблюдением требований информационной безопасности;
- владение экономическим анализом, культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и информации;
- способность аргументировано отстаивать собственное мнение зрения в процессе коммуникативного общения;
- способностью анализировать результаты выполненной работы, их соответствие намеченным целям и задачам.
Физическую культуру можно рассматривать как часть неспецифической подготовки к управленческой деятельности. Исходя из этого, преподаватель на занятиях ставит перед собой задачу наряду с физическими и психическими качествами развивать и личностные качества будущих руководителей. Данную задачу возможно решать на комплексных занятиях, включающих элементы подвижных и спортивных игр с предметами и без них, упражнения прикладных единоборств с элементами учебных схваток, различные эстафеты, гимнастические, акробатические, сложно координированные и асимметричные упражнения, направленные на освоение экономичной техники движений [5].
На подобных занятиях студенты совершенствуют способность распределять внимание в условиях эмоционального возбуждения, переключать и концентрировать его при воздействии дестабилизирующих факторов. У них расширяется объем зрительной памяти, совершенствуется гибкость мышления на фоне снижения физической работоспособности [4].
Командные игры, эстафеты способствуют активизации функции абстрактного мышления, развитию способности к взаимодействию, формированию умения ставить цель и подбирать средства для ее достижения, распределять функции игроков команды и брать на себя инициативу в ответственные моменты игры. Студенты учатся сохранять самообладание при непредсказуемом развитии ситуации, контролировать свои эмоции [2].
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
В процессе проведения комплексных занятий реализовывалась идея совершенствования профессионально-прикладной физической подготовленности посредством использования метода моделирования, основанного на использовании одной ситуации в качестве модели другой [3].
При моделировании управленческого общения на занятиях по физической культуре учитывались следующие факторы:
- особенности экстремальной ситуации (лимит времени на принятие решения; новизна, необычность, внезапность возникновения ситуации; сложность в предвидении окончательных результатов реализации принятого решения);
- специфика командной деятельности (количество участников, их возраст, пол, личностные и профессиональные качества);
- интеллектуальные процессы, характерные для моделируемого вида деятельности;
- состояние обучаемых в текущий момент (усталость, эмоциональное возбуждение и пр.).
При реализации метода моделирования обучение не сводилось к формальному воспроизведению трудовых операций, а предполагало совершенствование физических способностей параллельно с развитием профессионально важных качеств [1].
Особенностями комплексных занятий, проводимых с целью совершенствования профессионально-прикладной физической подготовленности, являлись:
- планирование и проведение занятий, как в сетке расписания, так и во время самостоятельной работы студентов;
- проведение занятий преимущественно тренировочной направленности;
- руководство занятием в учебное время со стороны преподавателя, а во внеурочное время - со стороны меняющегося «руководителя» по плану, заранее составленному и утвержденному ведущим преподавателем;
- воздействие большей суммарной физической нагрузки на организм занимающихся;
- использование широкого спектра упражнений, приемов и действий из различных разделов учебной программы.
Особое значение в контексте формирования у студентов профессиональных компетенций имела система проверки и оценки по физической культуре, а также деятельность преподавателей физического воспитания по решению образовательных и воспитательных задач.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Эффект педагогических воздействий по подготовке обучаемых к предстоящей профессиональной деятельности оценивался на основании оценочных отзывов о стажировке студентов, характеризующих овладение ими общепрофессиональными компетенциями (таблица 1).
Таблица 1 - Оценка уровня овладения выпускниками общими профессиональными компетенциями_
Наименование компетенций Средний балл оценивания компетенций Р
ЭГ КГ
Способность постановки целей и задач своей деятельности и выбора путей их достижения 4,1±0,17 3,5±0,15 <0,05
Способность к самоорганизации и самообразованию 4,3±0,12 3,7 <0,05
Готовность к коммуникативному взаимодействию с коллегами в достижении общего результата 4,2±0,16 3,6±0,18 <0,05
Владение навыками организации взаимодействия сотрудников 4,4±0,17 3,7±0,17 <0,05
Способность решать стандартные профессиональные задачи с помощью эффективных технологий 4,3±0,15 3,8±0,14 <0,05
Анализ данных таблицы показывает, что при проведении занятий по физической культуре профессионально-прикладной направленности, обеспечивающей благоприятные условия для овладения студентами навыками работы в команде, повышается уровень овладения ими общекультурными и профессиональными компетенциями. Преимущественно
эти компетенции связаны с индивидуальным профессиональным формированием личности студента и с вовлечением его в коллективное взаимодействие с коллегами и участниками образовательного процесса.
Активная роль формирующей профессионально-прикладной физической культуры проявилась в этом процессе в создании предпосылок для формирования у обучаемых всей совокупности личностных и профессиональных качеств, а также для повышения эффективности физического воспитания в целом.
ВЫВОДЫ
Таким образом, можно заключить, что использование в учебной программе по физической культуре комплексных занятий является оптимальным средством решения задач по развитию физических и личностных качеств, способствующих формированию готовности студента к управленческой деятельности. Среди наиболее важных компетенций, формируемых средствами профессионально-прикладной физической культуры, следует отметить способность постановки целей и задач своей деятельности и выбора путей их достижения, готовность к коммуникативному взаимодействию с коллегами в достижении общего результата, владение навыками организации взаимодействия сотрудников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Николаев, С.В. Использование замещающих упражнений преобразующей направленности при обучении прикладному плаванию спасателей МЧС России / С.В. Николаев, О.Е. Понимасов, А.О. Миронов // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2015. - № 4 (36). -С. 166-168.
2. Особенности восприятия и понимания студентами физкультурного вуза проявлений агрессии и агрессивного поведения в обществе / В. А. Багина, О.А. Боровкова, О.Е. Понимасов, С.В. Николаев // Ученые записки университета имени. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 218-222.
3. Понимасов, О.Е. Разработка описательных типологических моделей техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.В. Новосельцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 149-152.
4. Щеголев, В.А. Особенности применения средств гидрофитнеса для поддержания работоспособности моряков-подводников в автономном походе / В.А. Щеголев, О.Е. Понимасов, А.В. Зюкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2017. - № 2 (58). - С. 138-141.
5. Экономизация типологических комбинаций техники прикладного плавания при обучении курсантов военных вузов / И.Н. Штамбург, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, А.И. Новиков // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 16-17.
REFERENCES
1. Nikolaev, S.V., Ponimasov, O.E. and A.O. Mironov, A.O. (2015), "Use of substitutive exercises of transformative orientation in the training in applied swimming of rescue workers EMERCOM of Russia", Problems of technosphere risk management, Vol. 36, No. 4, pp. 166-168.
2. Bagina, V.A., Borovkova, O.A., Ponimasov, O.E. and Nikolaev, S.V. (2015), "Features of perception and understanding by students of sports high school aggression and aggressive behavior in society", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 122, No. 4, pp. 218-222.
3. Ponimasov, O.E. and Novoseltsev, O. V. (2014), "Development of typological descriptive models of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 149-152.
4. Shchegolev, V.A., Ponimasov, O.E. and Zyukin, A.V. (2017), "Features of the use of hydrofit-nes to maintain the performance of seamen-submariners in an autonomous campaign", Vestnik Rossiiskoi Voenno-medicinskoi academii, Vol. 58, No. 2, pp. 138-141.
5. Shtamburg, I.N., Ponimasov, O.E., Grachov, K.A. and Novikov, A.I. (2016), "Economization typological combinations of applied swimming technique in military school cadet training", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 16-17.
Контактная информация: o-pony@mail.ru
Статья поступила в редакцию 17.01.2018