2. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М., Ростов-на-Дону : МарТ, 2005. - 448 с.
3. Лифанов, А.Д. К вопросу использования мобильных образовательных ресурсов в системе физического воспитания студентов / А. Д. Лифанов, Л.А. Финогентова // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 3. - С. 43-48.
4. Касаткин, А.А. Мотивы оздоровительной деятельности студенток в процессе обучения в вузе / А.А. Касаткин // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 6. - С. 10-13.
5. Львова, Ю.М. Физическое воспитание в высшей школе на основе личностно ориентированного содержания учебного процесса / Ю.М. Львова // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 3. - С. 53-58.
6. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2010. - 452 с.
REFERENCES
1. Pavlova, A.S., Lifanov, A.D., and Zenukov, I.A. (2014), "Modernization of the lessons by physical culture in high school based on personally oriented content of education process", Vestnik spor-tivnoi nauki, No. 2, pp.51-54.
2. Kodjaspirova, G.M. and Kodjaspirov, A.Yu. (2005), The pedagogical dictionary (interdisciplinary), Mart, Moscow, Rostov-on-Don.
3. Lifanov, A.D. and Finogentova, L.A. (2015), "To the question of using the mobile learning resources at physical culture lessons in the lifelong learning system", Vestnik sportivnoi nauki, No. 3, pp. 43-48.
4. Kasatkin, A.A. (2012), "Motives of health-improving activity of female students within university education", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 10-13.
5. Lvova, Yu.M. (2010), "Collegiate physical training based on personally oriented content of education process", Vestnik sportivnoi nauki, No. 3, pp. 53-58.
6. Ilin, E.P., (2010), Motivation and motives, Piter, Sent-Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.04.2018
УДК 796.01
МЕТОДОЛОГИЯ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТНО-НАПРАВЛЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Юрий Яковлевич Лобанов, доктор педагогических наук, профессор,
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье разрабатывается концепция личностно-направленной физической культуры в вузах, основанная на поддержании паритетного баланса интересов личности и принятой системы образования посредством активации социокультурного механизма содействия физическому совершенствованию индивида. Разработаны направления реализации концепции, главенствующим из которых является поэтапная реализация содержания обучения с выделением в образовательном процессе качественно определенных этапов овладения программным материалом. Представлены результаты обобщения оценочных отзывов о прохождении производственной практики студентами, характеризующих уровень развития их общепрофессиональных компетенций при целенаправленном воздействии физического воспитания на базе личностно-направленной физической культуры.
Ключевые слова: концепция личностно-направленной физической культуры в вузах, дифференцирование этапов обучения, содержательные компоненты педагогического процесса.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 7fí18. — № 4 (158).
METHODOLOGY OF CONCEPT OF PERSONAL-DIRECTIONAL PHYSICAL
CULTURE
Yuri Yakovlevich Lobanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Herzen State Pedagogical University of the Russian, St. Petersburg
Annotation
The article develops the concept of personal-directed physical culture in higher education institutions, based on maintaining a parity balance between the interests of the individual and the accepted education system through the activation of the socio-cultural mechanism to promote the physical improvement of the individual. The directions for the implementation of the concept have been developed, the predominant of which is the phased implementation of the contents of training, with the identification in the educational process of qualitatively determined stages of mastering the program material. The results of generalization of evaluative responses on the passage of the production practice by the students, characterizing the level of development of their general professional competences under the purposeful impact of the physical education on the basis of personal-directed physical culture are presented.
Keywords: concept of personal-directed physical culture in higher education institutions, differentiation of the stages of training, content components of the pedagogical process.
ВВЕДЕНИЕ
Реальные процессы развития высшего образования в стране, переориентация востребованных направлений подготовки специалистов, акцентуация гуманистического компонента системы профессионального обучения, изменение социального статуса и психологических характеристик абитуриентов, расширение спектра воздействующих факторов обусловливает необходимость коррекции традиционных подходов и поиска новых направлений оптимизации образовательного процесса в высших образовательных учреждениях [4, 6].
Высокая динамичность социальных процессов и внешних факторов, изменение требований к качеству состояния здоровья и физической подготовленности выпускников вузов, снижение общего уровня физического развития поступающих кандидатов на обучение, возрастание роли самостоятельной формы физического совершенствования будущих специалистов и повышение персональной ответственности индивида при решении профессиональных задач выдвинули комплекс противоречий организационно-методического характера. Их разрешение невозможно в рамках существующей дидактической модели образования [3]. Это определяет необходимость исследования методических, организационных и практических аспектов физического воспитания студентов высших образовательных учреждений и систематизации их в виде целостной методологической концепции лич-ностно-направленной физической культуры [1].
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сущность концепции личностно-направленной физической культуры заключается в поддержании паритетного баланса интересов личности и принятой системы образования посредством активации социокультурного механизма содействия физическому совершенствованию индивида [5]. Направлениями реализации концепции личностно-направленной физической культуры в высших учебных заведениях были выбраны прикладные формы отражения методологической базы и решения частных исследовательских задач. Основными из них являлись:
1. Целенаправленное формирование устойчивой мотивации к физкультурно-спор-тивной деятельности.
2. Смещение акцента на самостоятельные формы организации и проведения занятий по физической культуре.
3. Создание благоприятной физкультурно-образовательной среды вуза.
4. Преобладание демократичных способов управления массовым спортом и физической культурой.
Отличительной особенностью предлагаемой концепции является поэтапная реализация содержания обучения с выделением в образовательном процессе качественно определенных этапов овладения программным материалом на основе его упорядочения и систематизации с целью более эффективного достижения конечного результата за счет постановки промежуточных целевых ориентиров обучения.
В связи с тем, что нормативные документы, регламентирующие организацию образовательного процесса, достаточно четко регулируют прохождение, как обязательных дисциплин, так и элективного курса, использование концепции личностно-направленной физической культуры позволяет детализировать содержательные компоненты педагогического процесса с учетом организационных форм и способов взаимодействия педагогов и студентов [7]. Исходя из этого, дифференцирование этапов обучения в рамках предлагаемой концепции физического воспитания студентов высших образовательных учреждений основывается на выделении базовой (полностью регламентированной) и элективной (частично регламентированной) частей физической культуры [2].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В педагогическом эксперименте приняли участие две группы студентов, в количестве 25 человек каждая. Контрольная группа подготовку к производственной практике проходила по стандартной программе. В экспериментальной группе проведена подготовка к проведению занятий по физическому воспитанию на производственной практике на базе личностно-направленной физической культуры, поддерживающей паритетный баланс интересов личности и принятой системы образования,
Эффект педагогических воздействий по качественному овладению программным материалом обучаемыми оценивался на основании оценочных отзывов о прохождении производственной практики студентов, характеризующих овладение ими общепрофессиональными компетенциями.
Средний балл оценивания уровня овладения компетенциями вычислялся как среднее арифметическое суммы баллов, выставляемых руководителем практики, руководителем образовательного учреждения, на базе которого проводилась производственная практика, и стажирующего педагога - штатного сотрудника образовательного учреждения (таблица 1).
Таблица 1 - Оценка уровня овладения выпускниками общими профессиональными компетенциями_
Наименование компетенций Средний балл оценивания компетенций Р
ЭГ КГ
Готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, наличие мотивации к осуществлению профессиональной деятельности 4,3±0,17 3,7±0,15 <0,05
Владение основами профессиональной этики и речевой культуры 4,4±0,12 3,8±0,16 <0,05
Готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 4,1±0,15 3,7±0,18 <0,05
Готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования 4,3±0,19 3,6±0,17 <0,05
Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья 4,7±0,14 3,6±0,11 <0,05
Анализ данных таблицы показывает, что при проведении занятий по физическому воспитанию на базе личностно-направленной физической культуры, поддерживающей паритетный баланс интересов личности и принятой системы образования, повышается уровень овладения студентами общекультурными и профессиональными компетенциями. Преимущественно эти компетенции характеризуют индивидуальное профессиональное формирование личности студента и вовлечение его в коллективное взаимодействие с сокурсниками и участниками образовательного процесса. Формирующая роль концепции личностно-направленной физической культуры в вузах проявилась в создании
предпосылок для формирования у обучаемых всей совокупности личностных и профессиональных качеств, а также в повышении эффективности физического воспитания в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разрабатываемая концепция предполагает различный характер взаимосвязи физического воспитания и спортивно-массовой работы на соответствующих этапах обучения в вузе. На базовом этапе содержание спортивно-массовой работы носит соподчиненный характер и находится в отношении субординации с тематикой учебного курса по физической культуре. На элективном этапе содержание различных организационных форм вступают в отношения координации, фигурируя как равноправные компоненты системы физического воспитания. Таким образом, предложенная концепция личностно-направленной физической культуры студентов высших образовательных учреждений обеспечивает гуманистическую направленность современного образования и позволяет достичь наивысших социальных результатов в подготовке гармонично развитых, трудоспособных специалистов, способных наиболее полно реализовать собственный творческий и жизненный потенциал в условиях современного производства материальных и духовных благ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лобанов, Ю.Я. Функции физкультурно-образовательной среды вуза в реализации индивидуально-ориентированной модели обучения / Ю.Я. Лобанов, А.О. Миронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 8 (150). - С. 60-65.
2. Методика подготовки студентов с низким уровнем физической подготовленности к выполнению нормативов ВФСК ГТО / Ю.Я. Лобанов, О. В. Миронова, А. В. Токарева, И. В. Пыжова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 9 (151). - С. 170-174.
3. Особенности восприятия и понимания студентами физкультурного вуза проявлений агрессии и агрессивного поведения в обществе / В.А. Багина, О.А. Боровкова, О.Е. Понимасов, С.В. Николаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 218-222.
4. Понимасов, О.Е. Улучшение динамических показателей попеременной комбинации технических элементов прикладного плавания посредством применения весопроецирующих упражнений / О.Е. Понимасов, Ю.Я. Лобанов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. -№ 10 (128). - С. 143-146.
5. Понимасов, О.Е. Функциональная координация движений как фактор экзистенциально-сти типологических комбинаций техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 141-144.
6. Понимасов, О. Е. Методика каскадной экономизации технических элементов прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.Г. Смирнова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 159-162.
7. Рябчук, В.В. Физиологическая характеристика способов плавания под водой в гидроизолирующем комбинезоне и комплекте № 1 / В.В. Рябчук, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2017. - № 4 (60). - С. 82-84.
REFERENCES
1. Lobanov, Yu.Ya. and Mironov, A.O. (2017), "Functions of the educational and physical environment of the university in the implementation of an individual-oriented model of learning", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 60-65.
2. Lobanov, Yu.Ya., Mironova, O.V. Tokareva, A. V. and Pyzhova, I.V. (2017), "Methods of training of students with low level of physical preparedness for passing to the 'Ready for Labor and Defense' complex", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 151, No. 9, pp. 170-174.
3. Bagina, V.A., Borovkova, O.A., Ponimasov, O.E. and Nikolaev, S.V. (2015), "Features of perception and understanding by students of sports high school aggression and aggressive behavior in society", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 122, No. 4, pp. 218-222.
4. Lobanov, Yu.Ya. and Ponimasov, O.E. (2015), "Improving the dynamic performance of an alternate combination of technical elements of applied swimming through the use of weight-projecting exercises", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 143-146.
6. Ponimasov, O.E. (2014), "Functional coordination of movements as factor of existence of typological combinations of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 141-144.
7. Ponimasov, O.E. and Smirnova, O.G. (2015), "Methods of cascade economization of applied swimming technical elements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 8284.
8. Ryabchuk, V.V., Ponimasov, O.E. and Grachev, K.A. (2017), "Physiological characteristics of the swimming stroke under water in a waterproof coverall and kit No. 1", Vestnik Rossiiskoi Voenno-medicinskoi academii, Vol. 60, No. 4, pp. 82-84.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.04.2018
УДК 796.814
ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ 11-12 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ САМБО НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Стефан Андреевич Лукин, тренер-преподаватель высшей категории, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1547» (ГБОУ Школа № 1547), Москва, Сергей Евгеньевич Табаков, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
Эксперимент по внедрению самбо в школьную программу успешно развивается. Сегодня это уже всероссийский проект «Самбо в школу». Однако, мы считаем, что научной дискуссии (экспериментов, публикаций, круглых столов и т.д.) на сегодняшний день недостаточно. В этой статье мы начнем рассматривать вопрос о том, как самбо влияет на эмоциональное состояние школьников в рамках именно урочной деятельности (третий час физической культуры), а не дополнительного образования (секция, спортивный клуб и т.д.).
Ключевые слова: урок самбо, физическая культура, эмоции.
ASSESSMENT OF EMOTIONAL STATE OF SCHOOLCHILDREN AGED 11-12 YEARS IN THE COURSE OF SAMBO LESSONS AT PHYSICAL EDUCATION
CLASSES
Stefan Andreevich Lukin, coach-teacher of the highest category, State Secondary General School No. 1547, Moscow, Sergey Evgenievich Tabakov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism, Moscow
Annotation
The experiment on the introduction of sambo in the school curriculum is developing successfully. Today this is the all-Russian project "Sambo to school". However, we believe that scientific discussion (experiments, publications, round tables, etc.) is not enough for today. In this article we will begin to consider the question of how sambo affects the emotional state of schoolchildren within the framework of the lesson activity (the third hour of physical culture), rather than the supplementary education (section, sports club, etc.).
Keywords: sambo lesson, physical culture, emotions.
ВВЕДЕНИЕ
Внедрение самбо в урочную деятельность в отличии от дополнительного образования своего рода лишает детей выбора, обязывая посещать урок, а тренера (учителя) лишает возможности провести отбор, обязывая работать с целым классом не зависимо от уровня