Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы вузовского физкультурного образования'

Проблемы и перспективы вузовского физкультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивахненко Геннадий Александрович, Кузьмин Владимир Владимирович

В статье рассматриваются современное состояние и подходы к дальнейшему развитию физической культуры в вузах, показаны место и роль физкультурного образования в системе профессиональной подготовки. Авторами детализируются исторические аспекты его появления, а также исследуются основные различия с физическим воспитанием. На основе данных многолетней работы в этом направлении обосновывается необходимость перевода вузовской физической культуры из практической в образовательную дисциплину. Приведенные в работе данные демонстрируют эффективность физкультурного образования в вузах как мотивационного фактора. На основе широкого анализа и результатов собственных исследований, авторами обосновывается перспективность внедрения физкультурного образования в вузах в целях формирования физической культуры личности каждого обучаемого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивахненко Геннадий Александрович, Кузьмин Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects of modern physical education

This article discusses the current state and approaches to further development of the physical culture at the universities, showing the place and role of physical education in the vocational training system. The authors provide detailed historical aspects of its appearance, as well as they examine the key differences with the physical education. Because of data from years of work in this, it justifies the necessity in transition of University physical culture into the educational discipline. Listed data demonstrate the effectiveness of the sports education at the universities as a motivational factor. Based on the broad analysis and the results of research, the authors justified the perspective of the introduction of sports education into the universities in order to develop the physical culture of the personality of each trainee.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы вузовского физкультурного образования»

университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 186-189.

4. Понимасов, О.Е. Использование горизонтально-стабилизирующих упражнений для повышения экономичности одновременной симметричной комбинации технических элементов прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.Г. Смирнова, В.А. Багина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 149-152.

5. Рябчук, В.В. Физиологическая характеристика способов плавания под водой в гидроизолирующем комбинезоне и комплекте № 1 / В.В. Рябчук, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2017. - № 4 (60). - С. 82-84.

6. Рябчук, В.В. Зависимость показателей гидродинамики от способов подгонки оружия в военно-прикладном плавании / О.Е. Понимасов, В.В. Рябчук // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 162-165.

7. Сравнительная характеристика физиологических показателей способов плавания под водой / Ю.Я. Лобанов, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, А.О. Миронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 119-121.

REFERENCES

1. Ponimasov, O.E., Korshunov, A.V. and Mironov, A.O. (2016), "Phenomenon hypocapnia and external signs of its manifestation at free diving in length", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No 4, pp. 218-220.

2. Ponimasov, O.E. and Lobanov, Yu.Ya. (2015), "Improving of the dynamic indicators of alternately combination of applied swimming technical elements through weight projected exercises", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No 10, pp. 143-146.

3. Ponimasov, O.E., Potapova, E.V. and Mironov, A.O. (2016), "Anti-turbulent exercises as a means of improving the dynamic body streamlined swimmers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No 3, pp. 186-189.

4. Ponimasov, O.E., Smirnova, O.G. and Bagina, V.A. (2015), "Application of horizontal stabilizing exercises for increasing the efficiency of a simultaneous symmetrical combination of applied swimming technical elements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No 7, pp. 149-152.

5. Ryabchuk, V.V., Ponimasov, O.E. and Grachev, K.A. (2017), "Physiological characteristics of the swimming stroke under water in a waterproof coverall and kit No. 1", Vestnik Rossiiskoi Voenno-medicinskoi academii, Vol. 60, No. 4, pp. 82-84.

6. Ryabchuk, V.V. and Ponimasov, O.E. (2015), "Hydrodynamics dependence on the ways of fitting weapons for military applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No 9, pp. 162-165.

7. Lobanov, Yu. Ya., Ponimasov, O.E., Grachev, K.A. and Mironov, A.O. (2017), "Comparative characteristics of physiological indicators of methods of swimming under water", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 119-121.

Контактная информация: kirill.grachev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2018

УДК 796.011.3

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВУЗОВСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Геннадий Александрович Ивахненко, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова (ВМедА им. С.М. Кирова),

Санкт-Петербург,

Владимир Владимирович Кузьмин, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматриваются современное состояние и подходы к дальнейшему развитию физической культуры в вузах, показаны место и роль физкультурного образования в системе профессиональной подготовки. Авторами детализируются исторические аспекты его появления, а

также исследуются основные различия с физическим воспитанием. На основе данных многолетней работы в этом направлении обосновывается необходимость перевода вузовской физической культуры из практической в образовательную дисциплину. Приведенные в работе данные демонстрируют эффективность физкультурного образования в вузах как мотивационного фактора. На основе широкого анализа и результатов собственных исследований, авторами обосновывается перспективность внедрения физкультурного образования в вузах в целях формирования физической культуры личности каждого обучаемого.

Ключевые слова: физкультурное образование, физическая культура, процесс обучения в

вузах.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF MODERN PHYSICAL EDUCATION

Gennady Alexandrovich Ivahnenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, S.M. Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg, Vladimir Vladimirovich Kuzmin, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

This article discusses the current state and approaches to further development of the physical culture at the universities, showing the place and role of physical education in the vocational training system. The authors provide detailed historical aspects of its appearance, as well as they examine the key differences with the physical education. Because of data from years of work in this, it justifies the necessity in transition of University physical culture into the educational discipline. Listed data demonstrate the effectiveness of the sports education at the universities as a motivational factor. Based on the broad analysis and the results of research, the authors justified the perspective of the introduction of sports education into the universities in order to develop the physical culture of the personality of each trainee.

Keywords: physical education, physical culture, learning process.

Современный этап развития высшей школы обусловлен активной работой по пересмотру подходов к физической культуре. В этой связи отдельного рассмотрения требуют содержательные основы и имеющиеся наработки по реализации в педагогической практике физкультурного образования. Несмотря на наличие достаточной законодательной базы, требований образовательных стандартов и мощного социального запроса, приходится констатировать то, что физическая культура в вузовском педагогическом процессе до сих пор не реализована как образовательная дисциплина. Как и много десятилетий назад физическая культура не предполагает получения системных знаний и формирования умений, обеспечивающих способность выпускника вуза решать возникающие задачи на всех этапах жизненного пути. Не секрет, что в существующем виде физическая культура в учебных заведениях обладает весьма абстрактным характером и, в значительной мере, направлена на подготовку к сдаче нормативов.

Следует отдельно остановиться на том, что в соответствии с требованиями руководящих документов, уже как несколько лет, физическая культура в вузах предполагает саму дисциплину и элективные курсы по физической культуре. По нашему мнению, это исторический шанс перевести дисциплину из малоэффективной практической плоскости в образовательную, что обеспечит ее статус наравне с другими предметами. Общеизвестно, что в наши дни значительная часть обучаемых освобождена от практических занятий по состоянию здоровья, уровень поступающих весьма различен, что делает невозможным применение эффективных методик. Также, следует отметить и то, что количество часов, отводимых на дисциплину и специфика составления расписания в вузах занятий не позволяют обеспечить необходимую системность.

Все сказанное обуславливает в качестве решения проблемы повышения эффективности физической культуры, придание ей нового импульса посредством перевода ее в образовательное направление. В целом ряде работ показано, что вооружение обучаемых системными знаниями по физической культуре (медико-биологический, психолого-социальный и организационно-управленческий аспекты) позволяет создать у них необходимую

базу для организации и проведения самостоятельных занятий в соответствии с актуальными задачами. Имеющиеся данные позволяют утверждать, что именно такой подход обеспечит на деле соответствие вузовского профессионального образования запросам практики и вооружит выпускника вуза всем необходимым для решения в дальнейшем возникающих задач профессионального, развивающего, оздоровительного, досугового и т.п. характера.

Говоря о физкультурном образовании, следует отметить, что это не дань моде, а давно и всесторонне сформированное направление. Так, уже в конце ХК века П.Ф. Лес-гафт обосновал базовые положения такого принципиально нового направления в физическом воспитании, как образовательное. Главной заслугой ученого стало то, что он смог обосновать и наглядно показать основные различия между физическим воспитанием и физическим образованием. В своих трудах великий русский ученый сформулировал задачи и показал пути их решения, что вывело физическую культуру из понимания примитивной двигательной активности, преследующей узкие цели в краткосрочной перспективе [1]. Не менее важным, на наш взгляд, стало рассмотрение автором человека во всем многообразии и единстве его проявлений, что позволило определить системную связь между общим, физическим и умственным образованием [5].

Благодаря трудам П.Ф. Лесгафта были преодолены разночтения таких важных понятий как «образование» и «воспитание». Автор уже тогда предложил понимать под физическим образованием базовый компонент системы общего и среднего образования. Под воспитанием им предлагалось рассматривать педагогический процесс, осуществляемый в интересах решения сугубо воспитательных задач, формирование определенных черт характера [4]. В последствии исходя из понимания П.Ф. Лесгафта под образованием стали рассматривать весь комплекс развития личности. Такой подход способствовал значительному расширению понятия образование, выведение его за рамки простого усвоения определенных знаний, двигательных умений и навыков. Это обусловило переход дисциплины на новый уровень, уровень формирования мировоззрения, мышления, воли, нравственных, эстетических и других чувств, характера, форм тела, мышечной силы, а также оздоровление организма и обеспечение на этой основе соответствующего развития личности [3].

Развитие общества к началу нашего столетия с новой остротой поставило вопрос необходимости внедрения в педагогическую практику трансформированного из физического, в физкультурное образование. Несмотря на активно ведущуюся разработку в последние два десятка лет этого направления, приходится констатировать наличие различных взглядов на физкультурное образование и в наши дни. Так, сторонники образовательного направления основываются на точке зрения, предложенной еще П.Ф. Лесгафтом, где автор указывал на то, что главная задача физкультурного образования «может состоять только в том, чтобы научить молодого человека сознательно действовать и проверять умственную свою деятельность» [5]. Идеи, выдвинутые ученым, сегодня переосмысливаются и составляют методологическую основу современного физкультурного образования.

Нынешний период сопряжен с активной разработкой всех аспектов физкультурного образования, его постоянным развитием, на основе новых теоретических подходов и результатов их внедрения в педагогическую практику. Вместе с тем, приходится констатировать, что введение физкультурного образования в вузовскую практику не всегда встречает понимание. С нашей точки зрения, реальное состояние физической культуры в неспециализированных вузах диктует необходимость того, что она должна измениться в сторону образовательной составляющей. Это предполагает, перенос акцента с на формирование у обучаемых достаточного объема системных знаний по физической культуре, а также методических и организационных умений для их реализации в рамках самостоятельных занятий.

Движение в этом направлении позволит обеспечить возможность каждого обучаемого эффективно решать актуальные задачи в этой области, как на текущем этапе жизни

(профессиональное обучение), так и на всех последующих. Важно и то, что предлагаемый подход в высшей степени обеспечит индивидуализацию занятий физическими упражнениями, что несомненно повысит их эффективность. Каждый обучаемый, а потом выпускник вуза, обладая всем арсеналом перечисленных выше знаний и умений будет в состоянии сформулировать задачу, обеспечить ее решение соответствующим содержанием и реализовать ее в рамках индивидуальной практики. Исходить же он будет из актуальных лично для него проблем, обусловленных его особенностями (возраст, пол) и реальными возможностями (текущий уровень здоровья, физической подготовленности), а также предпочтениями (вид двигательной активности, спорта).

Особое внимание следует обратить на то, что внедрение в педагогический процесс вузов физкультурного образования с неизбежностью ведет к смене отношений, обучаемых к собственному здоровью и занятиям физической культурой. Так, по нашим данным, при традиционной (практической) форме проведения физической культуры в вузах, дополнительно двигательной активностью в секциях, фитнес-клубах, самостоятельно и т.п., регулярно занимаются около одной трети обучаемых. Реализация же предложенного образовательного подхода способствует увеличению этого показателя почти в два раза. В основе этого факта лежит переосмысление и новое понимание потенциала физической культуры, изменение отношения обучаемых к своему здоровью, внутренняя мотивированность на физическое совершенство, успех. Так, получение необходимых знаний меняет отношение человека к самому себе, обеспечивает его видением важности и осознанием возможности решения возникающих задач развивающего, оздоровительного, профессионально-прикладного и т.п. свойства на всем последующем жизненном пути.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абзалов, P.A. Физическое образование или образование по физической культуре / P.A. Абзалов // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 3. - С. 25-26.

2. Бальсевич, В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 1. - С. 22-27.

3. Виленский, М.Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ориентациях студентов и процесс их формирования: методология и теория / М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 11. - С. 8-11.

4. Горелов, А.А. Теоретические основы физической культуры : курс лекций / А.А. Горелов, О.Г. Румба, В. Л. Кондаков. - Белгород : ЛитКараВан, 2009. - 124 с.

5. Лесгафт, П.Ф. Главные труды : с комментариями профессоров В.А. Таймазова, Ю.Ф. Ку-рамшина и А. Т. Марьяновича / П. Ф. Лесгафт. - СПб. : Печатный двор, 2006. - 719 с.

REFERENCES

1. Abzalov, R.A. (2012), "Physical education or education on physical culture", Theory and practice of physical culture, No. 3, pp. 25-26.

2. Balsevich, V.K. (2014), "Physical training in an educational system of culture of a healthy lifestyle", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 22-27.

3. Vilensky, M.Ya. (2011), "Physical culture in professional and valuable orientations of students and process of their formation: methodology and theory", Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 8-11.

4. Gorelov, A.A., Rumba, O.G. and Kondakov, V.L. (2009), Theoretical fundamentals of physical culture. Course of lectures, Litkaravan, Belgorod.

5. Lesgaft, P.F. (2006), Main works: with comments of professors V.A. Taymazov, Yu.F. Kuram-shin andA.T. Maryanovich, Printing yard, St. Petersburg.

Контактная информация: kuzmin.vladimirv@gmail.com

Статья поступила в редакцию 26.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.