Научная статья на тему 'Компетентностные характеристики профессиональной деятельности специалиста физического воспитания вуза'

Компетентностные характеристики профессиональной деятельности специалиста физического воспитания вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сильчук Александр Максимович, Сильчук Сергей Максимович, Рябчук Владимир Владимирович

В статье изучены особенности педагогической деятельности специалиста физического воспитания в вузе. Рассмотрены профессионально значимые качества педагога физического воспитания. Выявлены компоненты структуры педагогического мастерства. Сформулированы организационно-педагогические условия, обеспечивающие успешность в достижении педагогического мастерства преподавателя физического воспитания вуза. Представлены результаты исследования динамики компонентов структуры педагогического мастерства преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сильчук Александр Максимович, Сильчук Сергей Максимович, Рябчук Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competency characteristics of professional activity of specialist of physical culture of the higher education

In the article, the peculiarities of the pedagogical activity of the physical education specialist in the university are studied. There are considered the professionally significant qualities of the teacher of physical education. The components of the pedagogical skill structure are revealed. Organizational and pedagogical conditions that ensure success in achieving the pedagogical skill of the teacher of physical education of the university are formulated. The results of the study of the dynamics of the components of the pedagogical skill structure of the teacher are presented.

Текст научной работы на тему «Компетентностные характеристики профессиональной деятельности специалиста физического воспитания вуза»

движений.

4. Упражнениям на развитие гибкости следует уделять большее внимание при проведение учебно-тренировочных занятий по физической культуре, особенно при работе со студентами юношами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ президента Российской Федерации о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) [Электронный ресурс] // URL : http://www.gto.ru/files/uploads/documents/56ea78e5e5b19.pdf (дата обращения: 01.02.2018).

2. Бумарскова, Н.Н. Комплексы упражнений для развития гибкости : учебное пособие / Н.Н. Бумарскова ; Московский гос. строит. ун-т. - М. [б.и.], 2015. - 128 с.

3. Сидоренко, А.С. Обучение студентов вузов бегу на короткие дистанции на основе методики совершенствования внутрицикловой структуры бегового шага : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Сидоренко А.С. - СПб., 2003. - 18 с.

4. Сидоренко, А.С. Совершенствование физического качества гибкости студентов, занимающихся лёгкой атлетикой / А.С. Сидоренко, Л.В. Чернова // Физическая культура и спорт в системе высшего образования : сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. -СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2012. - С. 43-46.

5. Нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [Электронный ресурс] // URL : http://www.gto.ru/bundles/gtofront/img/norms/gto_norm_05_ru_17.pdf717052213 (дата обращения: 01.02.2018).

REFERENCES

1. Decree of the President of the Russian Federation on the introduction of all-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense", available at: http://www.gto.ru/files/uploads/docu-ments/56ea78e5e5b19.pdf.

2. Bumarskova, N.N. (2015), Complexes of exercises for the development of flexibility. Textbook, MGSU, Moscow.

3. Sidorenko, А^. (2003), Perfection of students sprint technique by improving of kinematic characteristics of stride, dissertation, St. Petersburg.

4. Sidorenko, А^. and Chernova, L.V. (2012). "Improvement of physical quality of flexibility of students in track and field", Physical culture and sport in high education system of Russia: innovations and perspectives. The materials of all-Russian scientific-practical conference, publishing house SPbSU, St. Petersburg, pp 43-46.

5. Tests of all-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense", available at: http://www.gto.ru/bundles/gtofront/img/norms/gto_norm_05_ru_17.pdf717052213.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.02.2018

УДК 796.071.4

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВУЗА

Александр Максимович Сильчук, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Максимович Сильчук, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-Медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург, Владимир Владимирович Рябчук, кандидат педагогических наук, профессор, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье изучены особенности педагогической деятельности специалиста физического воспитания в вузе. Рассмотрены профессионально значимые качества педагога физического

воспитания. Выявлены компоненты структуры педагогического мастерства. Сформулированы организационно-педагогические условия, обеспечивающие успешность в достижении педагогического мастерства преподавателя физического воспитания вуза. Представлены результаты исследования динамики компонентов структуры педагогического мастерства преподавателя.

Ключевые слова: структура педагогического мастерства, профессионально значимые качества педагога, физкультурно-спортивная активность студентов.

COMPETENCY CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF

SPECIALIST OF PHYSICAL CULTURE OF THE HIGHER EDUCATION

Alexander Maksimovich Silchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Maksimovich Silchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

S.M. Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg, Vladimir Vladimirovich Ryabchuk, the candidate of pedagogical sciences, professor, North-West Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation, St. Petersburg

Annotation

In the article, the peculiarities of the pedagogical activity of the physical education specialist in the university are studied. There are considered the professionally significant qualities of the teacher of physical education. The components of the pedagogical skill structure are revealed. Organizational and pedagogical conditions that ensure success in achieving the pedagogical skill of the teacher of physical education of the university are formulated. The results of the study of the dynamics of the components of the pedagogical skill structure of the teacher are presented.

Keywords: structure of pedagogical skill, professionally significant qualities of the teacher, physical culture and sports activity of students.

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим фактором развития образования в стране является социальный заказ на подготовку высококвалифицированных профессиональных кадров. Вопросы становления педагогического мастерства преподавателя физического воспитания в вузе в этой связи становится актуальной проблемой [1].

Преподаватель - это, в первую очередь, организатор образовательного процесса по подготовке будущих специалистов соответствующего профиля. Но чтобы подготовить самого преподавателя физического воспитания вуза необходимо обеспечить его личностное развитие, сформировать профессионально-педагогическое мастерство, вывести на уровень квалификационных характеристик данного специалиста [7].

В становлении педагогического мастерства преподавателя физического воспитания вуза особую роль играют профессионально-значимые качества педагога, способного подготовить специалиста в соответствующей области производства. Комплекс профессионально-значимых качеств, необходимых педагогу - ответственность, исполнительность, дисциплинированность, точность, готовность и способность обосновать свое решение, мгновенно оценить обстановку и перемены в ней, принимать оптимальные оперативные решения, находится в постоянном развитии и обновлении [6].

Становление профессионализма преподавателя физического воспитания вуза проходит в сложных условиях сочетания в его деятельности двух направлений работы со студентами. Первое относится к формированию физической культуры личности, второе - к профессионально-прикладной физической подготовке специалиста в соответствии с избранной специальностью [4].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

При организации подготовки преподавателя физического воспитания вуза учитывалась профессионально-психологическая структура его педагогической работы. В содержание деятельности педагога входит проектирующий, конструирующий, организаторский,

коммуникативный, развивающий компоненты.

В ходе исследования были выявлены особенности процесса подготовки преподавателя физического воспитания. Общие задачи обучения в специализированном вузе определяются необходимостью подготовки специалиста в личностном и профессиональном плане на соответствующем уровне современных требований высшего образования. Специфические задачи обучения определяются необходимостью развития специальных профессионально значимых качеств личности. Важнейшее значение здесь приобретает задача формирования педагогической профессиональной направленности будущих преподавателей, что является фундаментом для воспитания у них других профессионально-значимых качеств, необходимых современному специалисту физической культуры для успешного решения профессиональных задач в своей профессии. Особенность подготовки преподавателя вуза заключается в том, чтобы в условиях высшего образования он смог бы проявить себя умелым, всесторонне подготовленным компетентным педагогом [2].

В разработанной и реализованной на практике программе формирования педагогического мастерства преподавателя физического воспитания была отражена наиболее важная научно-методическая информация из общей педагогики и психологии, а также адаптированы педагогические технологии обучения, воспитания и управления профессиональной педагогики [5].

Наряду с программой профессионального педагогического образования, разработана и экспериментально проверена программа физкультурно-спортивного самовоспитания, самообразования и саморазвития педагогов физической культуры вуза. Это позволило повысить не только уровень их профессионально-педагогического мастерства, но и их нравственного и духовного воспитания и развития [3]. Особое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых преподавателей.

Разработана система учета профессиональной успешности молодых педагогов, предусматривающая текущую, промежуточную и итоговую аттестацию. Неоднократные контрольные проверки организации учебного процесса показывают, что разработанная программа подготовки преподавателей физического воспитания реализуется успешно, а начинающие педагоги целеустремленно осваивают педагогическое мастерство. Это вызывает позитивные оценки их деятельности со стороны обучающихся у них студентов.

Особое внимание в процессе работы над совершенствованием профессионального мастерства преподавателей физической воспитания вуза было обращено на овладение современными спортивными и педагогическими технологиями обучения, совершенствование приемов и способов их применения, что увеличило объем и конкретизировало содержание учебного материала. Это привело к стремлению осваивать профессиональное педагогическое мастерство и формированию твердых практических навыков [1].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование динамики компонентов структуры педагогического мастерства предоставило возможность получить следующие результаты. Проектирующий компонент, с помощью которого планируются, организуются и подбираются возможные варианты содержания занятий (физкультурно-спортивных мероприятий) имел достаточно высокие темпы прироста. Об этом свидетельствуют результаты контрольных тестирований: на диагностическом этапе он составил 4,0% структуры профессионального мастерства испытуемых, в конце формирующего этапа - 36,8%. Позитивная динамика наблюдалась в развитии коммуникативного (52,3%), конструирующего (56,1%) и организаторского (56,4%) компонентов педагогического мастерства педагога на заключительном этапе формирующего эксперимента. Наиболее позитивная динамика была отмечена в совершенствовании развивающего компонента (59,1%), что свидетельствует о высоком творческом потенциале экспериментальной программы. Обобщение полученных данных, свидетельствует, что в результате эксперимента достигнуты необходимые личностные и профессиональные

показатели педагогического мастерства преподавателей физического воспитания вуза на уровне квалификационных характеристик.

Определен и обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающих успешность в достижении профессионального мастерства преподавателями физического воспитания вуза. Среди них можно выделить:

- учет и использование фундаментальных педагогических факторов, влияющих на совершенствование педагогического мастерства преподавателя: педагогическое руководство усложняющимся образовательным процессом студентов; последовательное развитие их познавательной деятельности, стимулирующей творческую и физкультурно-спортив-ную активность; индивидуальный подход к студентам в процессе их обучения и достижения профессионального мастерства;

- создание предпосылок для развития педагогического мастерства и формирования творческой личности преподавателя (повышение мотивации преподавателя к профессиональному росту; воспитание самостоятельности, морально-волевой активности, умения и способности выбора оптимального варианта действий в нестандартной педагогической ситуации; сочетание организационно-практической деятельности преподавателя и воспитания их личностной и профессиональной активности);

- создание благоприятного образовательного фона развития у будущих преподавателей творческой и познавательной активности (организация на высоком уровне образовательного процесса в специализированном вузе);

- воспитание морально-волевых и нравственных качеств;

- прохождение будущими педагогами специализированной педагогической практики, разработка спецкурсов по выполнению собственных научно-педагогических исследований; научно-педагогическое консультирование и руководство написанием и защитой рефератов, научных работ.

ВЫВОДЫ

Таким образом, формирование профессионально-педагогической направленности деятельности преподавателя физического воспитания вуза заключается в обогащении его разносторонним опытом применения теории в практике обучения и воспитания студентов, творческого решения различных дидактических, воспитательных, управленческих и исполнительских задач различной степени трудности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грачев, К.А. Методические принципы использования средств гидроатлетизма для поддержания физической работоспособности моряков-подводников в длительном походе / К.А. Грачев, О.Е. Понимасов, А.В. Иваненко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 194-197.

2. Лобанов, Ю.Я. Улучшение динамических показателей попеременной комбинации технических элементов прикладного плавания посредством применения весопроецирующих упражнений / Ю.Я. Лобанов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. -№ 10 (128). - С. 143-146.

3. Особенности восприятия и понимания студентами физкультурного вуза проявлений агрессии и агрессивного поведения в обществе / В.А. Багина, О.А. Боровкова, О.Е. Понимасов, С.В. Николаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 218-222.

4. Рябчук, В.В. Исследование косвенных показателей работоспособности пловцов / В.В. Рябчук, О.Е. Понимасов // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 1. - С. 71-72.

5. Смирнова, О.Г. Методика каскадной экономизации технических элементов прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.Г. Смирнова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 6 (124). - С. 159-162.

6. Экономизация типологических комбинаций техники прикладного плавания при обучении курсантов военных вузов / И.Н. Штамбург, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, А.И. Новиков // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 16-17.

7. Щеголев, В.А. Особенности применения средств гидрофитнеса для поддержания работоспособности моряков-подводников в автономном походе / В.А. Щеголев В.А., О.Е. Понимасов, А.В. Зюкин А.В. // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2017. - № 2 (58). - С. 138141.

REFERENCES

1. Grachev, K.A., Ponimasov, O.E. and Ivanenko, A.V. (2016), "Methodical principles of the use of gidroatletizm facilities to maintain physical performance of submariners in the long march", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 194-197.

2. Lobanov, Yu.Ya. and Ponimasov, O.E., (2015), "Improved dynamic indicators of alternately combination of applied swimming technical elements through weight projected exercises", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 143-146.

3. Bagina, V.A., Borovkova, O.A., Ponimasov, O.E. and Nikolaev, S.V. (2015), "Features of perception and understanding by students of sports high school aggression and aggressive behavior in society", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 122, No. 4, pp. 218-222.

4. Ryabchuk, V.V. and Ponimasov, O.E. (2016), "Indirect indicators of swimmers working capacity", Theory and Practice of Physical Culture, No. 1, pp. 71-72.

5. Smirnova, O.G. and Ponimasov, O.E. (2015), "Methods of cascade economization of applied swimming technical elements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 159162.

6. Shtamburg, I.N., Ponimasov, O.E., Grachev, K.A. and Novikov, A.I. (2016), "Economization typological combinations of applied swimming technique in military school cadet training", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 16-17.

7. Shchegolev, V.A., Ponimasov, O.E. and Zyukin, A.V. (2017), "Features of the use of hydrofit-nes to maintain the performance of seamen-submariners in an autonomous campaign", Vestnik Rossiiskoi Voenno-medicinskoi academii, Vol. 58, No. 2, pp. 138-141.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.02.2018

УДК 796.856.2

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ В ТХЭКВОНДО НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА (15-16 ЛЕТ)

Александр Михайлович Симаков, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики бокса, Дмитрий Александрович Симаков, мастер спорта России международного класса, магистрант, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Геннадий Викторович Руденко, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания, Евгений Николаевич Коростелев, преподаватель, Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрены особенности развития скоростной выносливости на этапе совершенствования спортивного мастерства в виде спорта тхэквондо. Данный факт предполагает эффективное совершенствование скоростной выносливости в соответствии с сенситивным периодом развития данного качества, для достижения высоких спортивных результатов.

Ключевые слова: скоростная выносливость, сенситивный период, тхэквондо, специальная физическая подготовка, этап совершенствования спортивного мастерства.

TECHNIQUE OF DEVELOPMENT OF HIGH-SPEED ENDURANCE IN TAEKWONDO AT A STAGE OF IMPROVEMENT OF SPORTS SKILL (15-16

YEARS)

Alexander Mikhailovich Simakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman of the theory and technique of boxing, Dmitry Aleksandrovich Simakov, the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.