подготовки курсантов, артиллерийских военно-учебных заведений далеко не совершенна и требует постоянного изучения и внесения соответствующих корректив в данную систему.
ВЫВОД. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о необходимости практической реализации выявленных психолого-педагогических условий, необходимых для повышения качества физической подготовки курсантов в артиллерийских вузах. Повышение качества физической подготовки курсантов в артиллерийских вузах позволит повысить уровень физической готовности выпускников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богатырев, Р.В. Модель физической подготовки офицеров воздушно-космических сил после возвращения из зоны боевых действий / Р.В. Богатырев, А.В. Борисов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 8 (150). - С. 11-15.
2. Богатырев, Р.В. Факторы, определяющие восстановительную направленность физической подготовки офицеров воздушно-космических сил после возвращения из зоны боевых действий / Р.В. Богатырев, А.В. Борисов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2017. - № 7 (149). - С. 28-32.
3. Караван, А.В. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного физического развития студентов вузов / А.В. Караван, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 9. - С. 5-7.
4. Психолого-педагогические условия, необходимые для эффективного самостоятельного использования упражнений аэробной направленности офицерами Воздушно-космических сил / Р.В. Богатырев, А.Э. Болотин, Н.Н. Северин, П.Н. Кадуцкий, Ю.М. Гусев // Современный ученый. - 2017. - № 4. - С. 75-79.
REFERENCES
1. Bogatyrev, R.V. and Borisov, A.V. (2017), "Model of physical training of officers of aerospace forces after return from the combat zone", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 11-15.
2. Bogatyrev, R.V. and Borisov, A.V. (2017), "The factors defining recovery orientation of physical training of officers of aerospace forces after return from the combat zone", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 149, No. 7, pp. 28-32.
3. Karavan, A.V. and Bolotin, A.E. (2015), "Typological signs of the educational environment necessary for effective physical development of students of higher education institutions", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 5-7
4. Bogatyrev, R.V. and Bolotin, A.E., Severn, N.N., Kadutsky, P.N., Gusev, Yu.M. (2017), "Psychology and pedagogical conditions necessary for effective independent use of exercises of aerobic orientation by officers of Aerospace forces",Modern scientist, No. 4, pp. 75-79.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.01.2018
УДК 796.011.3
АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ МОТИВАЦИИ К ФИЗКУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Андрей Олегович Миронов, кандидат педагогических наук, Татьяна Викторовна Голушко, кандидат педагогических наук, Елизавета Викторовна Калганова, кандидат педагогических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,
Москва
Аннотация
В статье разрабатывается программа опережающего повышения мотивации студентов к физ-культурно-спортивной активности, основанная на выделении этапов организации и проведении спортивно-массовой работы в зависимости от динамики адаптации индивида в процессе обучения в
вузе. Рассмотрена направленность, целевые установки, содержание, характер соревнований и особенности управления спортивно-массовой работой по этапам обучения. Представлены показатели, характеризующие уровень развития личной мотивации, физической и теоретической подготовленности студента, общих компетенций при целенаправленном воздействии специально направленной физической культуры.
Ключевые слова: программа формирования ценностной мотивации к физкультурной активности, спортивно-массовая работа, адаптация к обучению в вузе, студенты вузов государственной службы.
APPROBATION OF PROGRAM FOR FORMING VALUE MOTIVATION TO
PHYSICAL ACTIVITY OF STUDENTS OF STATE SERVICE ACADEMY
Andrew Olegovich Mironov, the candidate of pedagogical sciences, Tatyana Viktorovna Golushko, the candidate of pedagogical sciences, Elizaveta Viktorovna Kalganova, the candidate of pedagogical sciences, Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian
Federation, Moscow
Annotation
In the article there is a program developed to advance the students' motivation for physical culture and sports activity, based on the allocation of the stages of the organization and conduct of sports-mass work, depending on the dynamics of adaptation of the individual in the process of studying at the academy. The trends, objectives, content, nature of the competitions and features of managing sports-mass work on the stages of training are considered. The indicators characterizing the level of development of the personal motivation, the physical and theoretical preparedness of the student, general competencies for the purposeful impact of the specially directed physical culture are presented.
Keywords: the program for the formation of value motivation for physical activity, sports-mass work, adaptation to higher education, students of state service academy.
ВВЕДЕНИЕ
В образовательном процессе вузов физическое воспитание является общеобразовательной дисциплиной и важнейшей составляющей гармоничного развития личности [2]. Ее цель - подготовить государственного служащего, владеющего глубокими знаниями, твердыми навыками профессиональной деятельности, способного творчески решать служебные задачи, обладающего высокими морально-волевыми качествами, психологической устойчивостью и личным уровнем физической подготовленности.
Главная задача в достижении этой цели заключается в опережающем формировании у студентов ценностной мотивации к физической активности, потребности в здоровом образе жизни, привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями для поддержания умственной и физической работоспособности в процессе учебной деятельности [4]. Данные задачи сформулированы в программных документах подготовки специалиста государственной службы [1]. В них признается приоритет ценностей, установок, потребностей, но содержание обозначенных документов не в полной мере соответствует сформулированной направленности физической культуры. Подразумевается, что вышеуказанное достигается овладением студентами теоретическими знаниями, методическими умениями, развитием физических качеств, а также экономизацией двигательных навыков прикладной физической подготовки [5]. Данное положение определяется установившейся традицией, признающей неделимость обучения, воспитания и развития.
Данные многолетних наблюдений свидетельствуют о снижении уровня физической подготовленности абитуриентов. Это препятствует достижению студентами спортивной квалификации на основе индивидуальных моделей обучения в вузе [3]. Отсутствие опыта участия в спортивно-массовой работе не способствует формированию ценностных установок на физическое самосовершенствование.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
В основу программы по формирования ценностной мотивации к физкультурной активности была положена идея поэтапного овладения навыками спортивно-массовой работы на протяжении обучения в вузе.
Программа формирования ценностной мотивации к физкультурной активности по этапам обучения представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Программа формирования ценностной мотивации студентов к физкультурной активности
Параметры Этап, курс обучения
I этап (1-2-й курсы) II этап (3-й курс и старше)
Направленность Познавательная, преобразовательная Ценностно-ориентационная
Задачи 1. Повышение уровня общего физического развития. 2. Овладение отдельными упражнениями видов спорта. 3. Выбор видов спорта, предпочтительных для осваиваемой специальности. 1. Целенаправленное совершенствование физических качеств и двигательных навыков. 2. Совершенствование техники и тактики избранного вида спорта. 3. Овладение формами самостоятельных занятий.
Виды спорта и физические упражнения Массовые и командные виды спорта и упражнений Технические, командные и индивидуальные виды спорта и упражнения
Особенности управления Реализуется по схеме: преподаватель физического воспитания - студент Реализуется по схемам: а) тренер по виду спорта - студент (по индивидуальным и командным видам спорта) б) инструктор - студент (по техническим видам спорта)
Особенности проводимых соревнований Преимущественно массовые соревнования, проводимые в масштабе учебной группы, курса по упрощенным правилам. Соревнования в масштабе факультета, вуза, межвузовские.
Выделенные этапы формирования мотивации связаны с этапами обучения в вузе. Они характеризуется определенными параметрами, отражающими:
- содержание проводимых мероприятий - соотношение видов спорта и физических упражнений различного уровня организации;
- особенности взаимосвязи преобразующего, познавательного, мотивационно-ценностного и коммуникативного компонентов деятельности;
- интегрирование физической культуры в структуру образовательного процесса в
вузе;
- особенности изменения мотивации студентов на разных сроках обучения;
- характерные черты проводимых соревнований.
Предлагаемая программа основывается на теоретических и методических положениях, апробированных в практике физического воспитания студентов, а каждый этап рассматривается с учетом теории деятельности и педагогической психологии.
Выделение этапов учитывает объективную необходимость адаптации первокурсника к новым условиям жизнедеятельности в вузе, социализации в учебно-педагогическом коллективе, формирования умений и навыков рациональной организации жизнедеятельности, личного режима учебной деятельности, досуга и быта.
Эти и другие объективные факторы, связанные со спецификой высших учебных заведений, обуславливают необходимость жесткого управления деятельностью студентов на первом этапе, в том числе и в процессе спортивно-массовой деятельности. При этом виды спорта и физические упражнения, характеризуемые как массовые и культивируемые преимущественно на первом этапе, вполне согласуются с общей характеристикой образовательного процесса в вузе, где на первом-втором курсах, как правило, идет общая учебная подготовка. Но, если на первом этапе такое содержание спортивно-массовой работы может иметь достаточно высокую субъективную значимость, то в дальнейшем, при прочих
равных условиях, такая вероятность может значительно снизиться.
Данное обстоятельство связано с формированием профессиональной направленности обучаемых. По мере расширения представлений о будущей предстоящей деятельности меняется и оценка тех или других предметов обучения. В связи с этим определяется необходимость раскрытия смысла тех или иных видов спорта для предстоящей профессиональной деятельности.
Вышесказанное требует постановки ближайших, перспективных и итоговых целей. Итоговые цели отражают объективные потребности общества в специалистах и определяют стратегические результаты педагогического процесса. Они отражаются в перспективных целях, которые, сохраняя направленность на конечный результат, связаны с тем или иным этапом решения итоговых целей. В конкретных педагогических ситуациях рождаются и реализуются ближайшие цели - текущие целевые установки, к которым стремиться педагог в определенный момент его практической деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Эффект педагогических воздействий по опережающему формированию мотивации к физкультурной активности оценивался на основании показателей балльно-рейтинговой системы, характеризующих уровень личной мотивации, физической и теоретической подготовленности студента, качества овладения общими компетенциями специалиста и количества студентов, участвующих в спортивно-массовой работе (таблица 2).
Таблица 2 - Оценка уровня овладения студентами учебным материалом по физической культуре и общими компетенциями__
Показатель Средний балл (% участия) Р
ЭГ КГ
Балльно-рейтинговая оценка подготовленности по физической культуре 75,1±1,3 59,6±1,2 <0,05
Способность использовать средства и методы физической культуры в процессе учебной и профессиональной деятельности 4,2±0,15 3,8±0,16 <0,05
Готовность к коммуникативному взаимодействию с коллегами в достижении общего результата 4,4±0,18 4,0±0,15 <0,05
Способность оказывать первую помощь, использовать приемы защиты в чрезвычайных ситуациях 4,3±0,14 3,6±0,16 <0,05
Уровень участия в спортивно-массовой работе, % 39,3±1,8 22,7±1,6 <0,05
Анализ данных таблицы показывает, что при проведении занятий по физической культуре с опережающим формированием мотивации к физкультурной активности повышается уровень общей подготовленности студентов, владение ими общими компетенциями и процент участия в спортивно-массовой работе. Данные параметры учебной деятельности отражают процесс профессионального становления студента, его социализации и индивидуального взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Физическая культура соответствующей направленности в этом процессе выступила в качестве средства, ускоряющего процесс адаптации студентов к обучению в вузе, создания предпосылок для формирования личностной мотивации к занятиям, овладению профессиональными качествами и участию в спортивно-массовых мероприятиях.
ВЫВОДЫ
Таким образом, можно заключить, что проведение в образовательном процессе соответствующих мероприятий является оптимальным средством, способствующим формированию готовности студента как к обучению в вузе, так и формированию соответствующих профессиональных компетенций. Среди наиболее важных условий, обеспечивающих повышение мотивации студентов к физкультурно-спортивной активности, следует отметить поэтапного овладения навыками спортивно-массовой работы на протяжении обучения в вузе с учетом этапов социализации студента в учебно-педагогическом коллективе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Николаев, С.В. Использование замещающих упражнений преобразующей направленности при обучении прикладному плаванию спасателей МЧС России / С.В. Николаев, О.Е. Понимасов, А.О. Миронов // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2015. - № 4 (36). -С. 166-168.
2. Особенности восприятия и понимания студентами физкультурного вуза проявлений агрессии и агрессивного поведения в обществе / В.А. Багина, О.А. Боровкова, О.Е. Понимасов, С.В. Николаев // Ученые записки университета имени. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 218-222.
3. Понимасов, О.Е. Разработка описательных типологических моделей техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.В. Новосельцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 149-152.
4. Щеголев, В.А. Особенности применения средств гидрофитнеса для поддержания работоспособности моряков-подводников в автономном походе / В.А. Щеголев, О.Е. Понимасов, А.В. Зюкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2017. - № 2 (58). - С. 138-141.
5. Экономизация типологических комбинаций техники прикладного плавания при обучении курсантов военных вузов / И.Н. Штамбург, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, А.И. Новиков // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 16-17.
REFERENCES
1. Nikolaev, S.V., Ponimasov, O.E. and A.O. Mironov, A.O. (2015), "Use of substitutive exercises of transformative orientation in the training in applied swimming of rescue workers EMERCOM of Russia", Problems of technosphere risk management, Vol. 36, No. 4, pp. 166-168.
2. Bagina, V.A., Borovkova, O.A., Ponimasov, O.E. and Nikolaev, S.V. (2015), "Features of perception and understanding by students of sports high school aggression and aggressive behavior in society", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 122, No. 4, pp. 218-222.
3. Ponimasov, O.E., Novoseltsev, O. V. (2014), "Development of typological descriptive models of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 149-152.
4. Shchegolev, V.A., Ponimasov, O.E. and Zyukin, A.V. (2017), "Features of the use of hydrofit-nes to maintain the performance of seamen-submariners in an autonomous campaign", Vestnik Rossiiskoi Voenno-medicinskoi academii, Vol. 58, No. 2, pp. 138-141.
5. Shtamburg, I.N., Ponimasov, O.E., Grachov, K.A. and Novikov, A.I. (2016), "Economization typological combinations of applied swimming technique in military school cadet training", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 16-17.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.01.2018
УДК 796.011.3
ПИЛАТЕС - КАК ФОРМА ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВМ И НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Лада Владимировна Морозова, доцент, Людмила Александровна Кирьянова, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Игоревна Мельникова, старший преподаватель, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
Аннотация
Статья посвящена проблемам здоровья студентов и организации занятий в группах специального медицинского отделения. Авторы практическим путем обосновывают эффективность занятий по системе Пилатес в качестве профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, и усовершенствование учебно-тренировочного процесса в вузе со студентами специального медицинского отделения. В ходе исследований установлено, что оздоровительная система Пилатес направлена на растяжение и укрепление мышц всего тела, улучшение баланса, мышечной силы, гибкости