А. С. Чинкин // Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики : сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2009. - Ч. II. - С. 126-130.
5. Руководство пользователя «Стабилан-01-2». - Таганрог : ЗАО «ОКБ «РИТМ», 2014. -
302 с.
6. Функциональное состояние спортсменов с различными показателями качества функции равновесия / Е.В. Быков, М.М. Кузиков, Н.Г. Зинурова, К.Г. Денисов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2012. - № 21. - С. 22-25.
REFERENCES
1. Bykov, E.V., Denisov, K.G. and Kuzikov, M.M. (2010), "Features of stabilographic indicators of athletes of various qualifications at the stage of preparation for competitions", Sports medicine: information from the 5th International Scientific and Practical Conference concerning status and prospects of development of medicine in the sport of higher achievements, Moscow, pp. 104-108.
2. Zinurova, N.G. and Kuzikov, M.M. (2012), "Features of statokinetic stability of athletes of different sports", Bulletin of South Ural State University, No. 28, pp. 118-120.
3. Litmanovich, A.V. (1987), Structure and content of training loads in the physical training of young judo-fighters at the stage of the initial sports specialization, dissertation, Omsk.
4. Nazarenko, A.S. and Chinkin, A.S. (2009), "Cardiovascular reactions to vestibular stimulation in athletes involved in cyclical and situational sports", Adaptive physical culture, sport and health: the integration of science and practice. Collection of scientific papers from the International Scientific and Practical Conference, Part 2, Ufa, pp. 126-130.
5. User guide (2014), "Stabilan-01-2", CJSC "OKB" RHYTHM ", Taganrog.
6. Bykov, E.V., Kuzikov, M.M., Zinurova, N.G. and Denisov, K.G. (2012), "Functional condition of athletes with different indicators of the quality of the equilibrium function", Bulletin of South Ural State University, No. 21, pp. 22-25.
Контактная информация: alex.martin2010@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 26.09.2017
УДК 796.011.3
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ
ВФСК ГТО
Юрий Яковлевич Лобанов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Ольга Вячеславовна Миронова, кандидат педагогических наук, доцент, Александра Владимировна Токарева, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Ирина Владимировна Пыжова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Аннотация
В статье исследованы возможности подготовки студентов технических специальностей к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. Обоснована методика ступенчатого повышения нагрузки. Разработана последовательность применения нагрузки различной интенсивности и направленности в процессе выполнения физических упражнений студентами, имеющими низкий уровень физической подготовленности. Рассмотрены этапы подготовки студента к выполнению норм комплекса ГТО. Представлены результаты педагогического эксперимента, свидетельствующие об эффективности поэтапного повышения физической нагрузки в процессе тренировки студентов с низким уровнем физической подготовленности.
Ключевые слова: комплекс ГТО, физическая подготовленность студентов, методика подготовки, ступенчатое повышение физической нагрузки.
METHODS OF TRAINING OF STUDENTS WITH LOW LEVEL OF PHYSICAL PREPAREDNESS FOR PASSING "READY FOR LABOR AND DEFENSE" COMPLEX Yuri Yakovlevich Lobanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Herzen State Pedagogical University of the Russian, St. Petersburg; Olga Vyacheslavovna Mironova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexandra Vladimirovna Tokareva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State Architectural and Construction University; Irina Vladimirovna Pyzhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg
Annotation
The article explores the possibilities of physical training of the students of architectural and construction specialization to compliance with the standards of the GTO complex. The method of stepwise load increase is substantiated. A sequence of application of the load of different intensity and direction during the physical exercises by students with a low level of physical fitness was developed. The stages of preparing the students for the implementation of the standards of the GTO complex are considered. The results of the pedagogical experiment are presented, which testify to the effectiveness of the step-by-step increase in physical activity during the training of students with a low level of physical readiness.
Keywords: GTO complex, physical training of students, methods of training, stepped rise of physical activity.
ВВЕДЕНИЕ
В Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, отмечается, что проблема низкого уровня физического состояния молодежи требует срочного решения. По данным преподавателей вузов Санкт-Петербурга, на сегодняшний момент более 30% студентов имеют низкий уровень физической подготовленности и функционального состояния организма. В связи с этим создание условий для достижения индивидуально-оптимальных результатов занимающимися в процессе занятий является актуальной проблемой [1, 2].
В настоящей работе исследованы возможности для подготовки студентов специализированного технического вуза к выполнению норм и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе экспериментальной работы было обследовано 125 студентов-юношей 1-го курса технических специальностей.
Решение задач, поставленных в работе, осуществлялось в три этапа.
На первом этапе изучались литературные источники, проводился их анализ и обобщение, определялись теоретико-методологические подходы к решению проблемы.
На втором этапе в процессе проведения констатирующего эксперимента, устанавливались факторы, обуславливающие низкий уровень физической подготовленности студентов. Среди них можно отметить:
- низкую мотивацию студентов к освоению упражнений комплекса ГТО, вызванную завышенной сложностью норм и требований для студентов с низким уровнем физического развития [4];
- недостаточную разработку методических основ поэтапного развития физических качеств и формирования прикладных двигательных навыков, составляющих основу физкультурно-спортивного комплекса ГТО [7];
- высокий уровень суммарной учебной нагрузки по физической культуре и другим общеобразовательным и специальным дисциплинам учебного плана [8].
На третьем этапе осуществлялась экспериментальная проверка эффективности разработанной методики тренировки, направленной на повышение уровня физической подготовленности студентов.
В ходе экспериментальной работы фиксировались показатели, характеризующие уровень и динамику физической подготовленности в результате применения физических нагрузок. В процессе эксперимента уточнялись теоретические подходы, корректировались методы исследования, проверялись предварительно сформулированные положения, формулировались выводы и предложения.
На завершающем этапе исследования основное внимание уделялось статистической обработке данных эксперимента и оформлению текста работы.
МЕТОДИКА
В целях повышения эффективности тренировки студентов на основе варьирования величины физической нагрузки предусматривалось решение следующих задач:
- развитие общих физических качеств на основе постепенного повышения физической нагрузки по мере увеличения функциональных возможностей организма занимающихся;
- повышение адаптации организма студентов к ступенчато повышающейся физической нагрузке посредством ее стандартизации в серии занятий;
- снижение нервно-эмоционального напряжения студентов в процессе учебной и физкультурно-спортивной деятельности.
Для решения указанных задач проводилось поэтапное использование средств и методов физической культуры (рисунок 1).
Рисунок 1 - Этапы подготовки студента к выполнению норм комплекса ГТО
На тренировочных занятиях со студентами, имеющими низкий уровень физической подготовленности, использовался принцип групповой индивидуализации [5]. Суть его заключалась в том, что подготовительная и заключительная части занятия проводились со всеми занимающимися одновременно, а основная тренировка организовывалась с группами студентов малой численности, имеющими одинаковый уровень подготовленности. В данном случае физическая нагрузка регулировалась в зависимости от состояния занимающихся в каждой конкретной группе [3].
Для слабо подготовленных студентов применялся следующая последовательность выполнения физических упражнений: аэробные, скоростно-силовые, анаэробные упражнения. Аэробная нагрузка умеренной интенсивности выполнялась перед упражнениями скоростного и силового характера [6]. Данная последовательность применения разнонаправленной нагрузки обеспечивала подготовку функциональных систем организма к дальнейшей более интенсивной работе в основной части занятия [3].
На первом этапе тренировки лиц с низким уровнем физической подготовленности применялись интервалы отдыха, обеспечивающие полное восстановление работоспособности к началу очередного упражнения [9].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты использования поэтапной методики подготовки студентов к выполнению норм и требований комплекса ГТО представленные в таблице 1.
Упражнения комплекса ГТО N До эксперимента После эксперимента Р
х ±т о х ±т о
Подтягивание на перекладине, кол-во раз 54 4,6±1,46 2,65 10,5±2,74 2,75 <0,05
Прыжок в длину с места, см 63 187,2±19,6 10,8 224,2±15,3 15,4 <0,05
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 59 25,7±15,0 16,3 33,5±12,1 12,2 <0,05
Поднимание туловища из положения лежа в положение сидя, кол-во раз 46 45,9±02,21 5,9 55,5±0,93 6,34 <0,05
Бег на 100 м, с 60 16,2±0,05 0,54 13,9±0,08 0,64 <0,05
Анализ данных таблицы позволяет заключить, что в результатах выполнения всех изученных упражнений наблюдалась положительная динамика изменений. Все изменения оказались достоверны. Это свидетельствует о том, что разработанная методика является эффективным средством подготовки студентов с низким уровнем физической подготовленности к выполнению норм и требований комплекса ГТО.
Наиболее значительные изменения произошли в результатах выполнения испытуемыми подтягивания на перекладине, беге на 100 м и прыжка в длину с места. Следовательно, применение метода ступенчатого повышения нагрузки в наибольшей степени эффективно для развития силы мышц верхних и нижних конечностей.
Вместе с тем высокое значение среднеквадратичного отклонения свидетельствует о неоднородности уровня подготовленности студентов, в том числе и после проведения эксперимента. Данный факт можно объяснить недостаточным количеством занятий в недельном цикле. Двухразовые тренировки в неделю не могут обеспечить одинаково устойчивой положительной динамики в результатах выполнения упражнений у лиц, отличающихся низким уровнем физической подготовленности.
ВЫВОДЫ
Метод ступенчатого повышения нагрузки, с учетом функциональных возможностей обучаемых в каждый конкретный момент тренировки, позволяет эффективно осуществлять физическое совершенствование студентов, имеющих низкий уровень физической подготовленности. Специальная стандартизация нагрузки в серии занятий обеспечивает успешную адаптацию организма студентов к ее ступенчатому повышению с последующим выполнением контрольных упражнений на оценку не ниже «хорошо». Последовательные интенсифицирующие тренировочные воздействия в соответствии с функциональными возможностями организма занимающихся обеспечивают им достижение более высокого уровня подготовленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виноградов, И.Г. Тренировка студентов с низким уровнем физической подготовленности к сдаче норм ГТО / И.Г. Виноградов, А.В. Токарева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 47-51.
2. Комплекс ГТО как мобилизационный инструмент капитализации человеческих ресурсов / О. В. Миронова, К. Н. Дементьев, В.И. Григорьев, О.В. Пристав // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 39-42.
3. Николаев, С.В. Использование замещающих упражнений преобразующей направленности при обучении прикладному плаванию спасателей МЧС России / С.В. Николаев, О.Е. Понимасов, А.О. Миронов // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2015. - № 4 (36). - С. 166-168.
4. Особенности восприятия и понимания студентами физкультурного вуза проявлений агрессии и агрессивного поведения в обществе / В.А. Багина, О.А. Боровкова, О.Е. Понимасов, С.В. Николаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 218-
222.
5. Понимасов, О.Е. Индивидуально-вариативное целеполагание как условие проектирования стилевых вариаций плавания / О.Е. Понимасов, С.В. Николаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 134-137.
6. Сравнительная характеристика физиологических показателей способов плавания под водой / Ю.Я. Лобанов, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, А.О. Миронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 119-121.
7. Чистяков, В.А. Структура педагогической концепции спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / В.А. Чистяков, О.В. Костромин, О.О. Новосельцева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 180-185.
8. Щеголев, В.А. Особенности применения средств гидрофитнеса для поддержания работоспособности моряков-подводников в автономном походе / В.А. Щеголев В.А., О.Е. Понимасов, А.В. Зюкин А.В. // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2017. -№ 2 (58). - С. 138-141.
9. Экономизация типологических комбинаций техники прикладного плавания при обучении курсантов военных вузов / И.Н. Штамбург, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, А.И. Новиков // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 16-17.
REFERENCES
1. Vinogradov, I.G. and Tokareva, A.V. (2016), "Training of students with a low level of physical preparedness for passing the standards of the GTO", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 47-51.
2. Mironova, O.V., Dementiev, K.N., Grigoriev V.I. and Pristav, O.V. (2016), "The GTO complex as a mobilization tool for the capitalization of human resources", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 39-42.
3. Bagina, V. A., Borovkova, O.A., Ponimasov, O.E. and Nikolaev, S.V. (2015), "Features of perception and understanding by students of sports high school aggression and aggressive behavior in society", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 122, No. 4, pp. 218-222.
4. Nikolaev, S.V., Ponimasov, O.E. and A.O. Mironov, A.O. (2015), "Use of substitutive exercises of transformative orientation in the training in applied swimming of rescue workers EMERCOM of Russia", Problems of technosphere risk management, Vol. 36, No. 4, pp. 166-168.
5. Lobanov, Yu.Ya., Ponimasov, O.E., Grachev, K.A and Mironov, A.O. (2017), "Comparative characteristics of physiological parameters of underwater swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 119-121.
6. Ponimasov, O.E. and Nikolaev, S.V. (2013), "Individually variable purpose positing as a condition of design stylistic variations of applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, No. 11, pp. 134-137.
7. Chistyakov, V.A., Kostromin, O.V. and Novoseltseva, O.O. (2014), "Structure of the pedagogical concept of the sportization of physical training in technical college by means of sports club", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.
8. Shchegolev, V.A., Ponimasov, O.E. and Zyukin, A.V. (2017), "Features of the use of hydro-fitness to maintain the performance of seamen-submariners in an autonomous campaign", Vestnik Rossiis-koi Voenno-medicinskoi academii, Vol. 58, No. 2, pp. 138-141.
9. Shtamburg, I.N., Ponimasov, O.E., Grachov, K.A. and Novikov, A.I. (2016), "Economization typological combinations of applied swimming technique in military school cadet training", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 16-17.
Контактная информация: o-pony@mail.ru
Статья поступила в редакцию 20.09.2017