им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 119-121.
8. Экспериментальная проверка модели физической тренировки военнослужащих миротворческих сил / А.Е. Батурин, В.В. Вольский, В.Н. Коваленко, Н.С. Помогаева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 9 (151). - С. 32-37.
REFERENCES
1. Dementiev, K.N., Mironova, O.V. and Tokareva, A. V. (2017), "Methodology ofpreparing young students for the surrender of GTO standards", Physical Culture, Sport and Health, No. 29, pp. 14-17.
2. Lobanov, Yu.Ya. and Mironov, A.O. (2017), "Functions of the educational and physical environment of the university in the implementation of an individual-oriented model of learning", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 60-65.
3. Lobanov, Yu.Ya. and Ponimasov, O.E. (2015), "Improving the dynamic performance of an alternate combination of technical elements of applied swimming through the use of weight-projecting exercises", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 143-146.
4. Lobanov, Yu.Ya., Mironova, O.V. Tokareva, A.V. and Pyzhova, I.V. (2017), "Methods of training of students with low level of physical preparedness for passing to the 'Ready for Labor and Defense' complex", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 151, No. 9, pp. 170-174.
5. Bagina, V.A., Borovkova, O.A., Ponimasov, O.E. and Nikolaev, S.V. (2015), "Features of perception and understanding by students of sports high school aggression and aggressive behavior in society", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 122, No. 4, pp. 218-222.
6. Ryabchuk, V.V., Ponimasov, O.E. and Grachev, K.A. (2017), "Physiological characteristics of the swimming stroke under water in a waterproof coverall and kit No. 1", Vestnik Rossiiskoi Voenno-medicinskoi academii, Vol. 60, No. 4, pp. 82-84.
7. Lobanov, Yu.Ya., Ponimasov, O.E., Grachev, K.A. and Mironov, A.O. (2017), "Comparative characteristics of physiological indicators of methods of swimming under water", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 119-121.
8. Baturin, A.E., Volsky, V.V., Kovalenko V.N. and Pomogaeva, N.S. (2017), "Experimental check of the model of physical training of servicemen of peacekeeping forces", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 151, No. 9, pp. 32-37.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.02.2018
УДК 796.011.3
МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ СТУДЕНТОВ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Юрий Яковлевич Лобанов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Владимир Николаевич Коваленко, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Вячеславовна Миронова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет; Оксана Николаевна Устинова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет
Петра Великого
Аннотация
В статье проведено теоретико-экспериментальное обоснование методики тренировки студентов с низким уровнем физической подготовленности за счет подбора индивидуально-оптимального темпа выполнения двигательных действий и стандартизации физических нагрузок в заданный временной промежуток. Представлены результаты эксперимента, отражающие эффективность индивидуализации тренировки студентов с низким уровнем физической подготовленности.
Ключевые слова: физическая подготовленность, физические качества, двигательные способности, индивидуализация тренировки.
METHOD OF TRAINING OF STUDENTS WITH LOW LEVEL OF PHYSICAL
READINESS
Yuri Yakovlevich Lobanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Herzen State Pedagogical University of the Russian, St. Petersburg; Vladimir Nikolaevich Kovalenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Vyacheslavovna Mironova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State Architectural and Construction University, St. Petersburg; Oksana Nikolaevna Ustinova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
Annotation
The theoretical and experimental substantiation of the training methodology for students with low level of physical readiness is carried out in the article on the account of selection of the individually optimal pace of performance of motor actions and standardization of physical loads within given time interval. The results of the experiment, reflecting the effectiveness of the individualization of the students training with low level of physical readiness, have been presented in the article.
Keywords: physical readiness, physical qualities, motor abilities, individualization of training.
ВВЕДЕНИЕ
В процессе изучения подходов к тренировке студентов с низким уровнем физической подготовленности было выявлено многообразие используемых средств и методов. Преимущественно для данной категории обучаемых рекомендуется комплексная тренировка с небольшой нагрузкой. Тренировка с акцентированным развитием отдельных физических качеств нецелесообразна в связи с быстрым наступлением утомления [3].
В определенных случаях в зависимости от структуры физической подготовленности направленность тренировки может изменяться - на развитие отдельных мышечных групп, физических качеств, комплексное развитие [4]. Подобная направленность тренировки должна базироваться, прежде всего, на учете индивидуальных особенностей и возраста занимающихся, наличия двигательного опыта, уровня функциональных возможностей организма [2].
В настоящее время принципы индивидуализации и доступности применяются не в полной мере при групповой форме проведения занятий в виду сложности их организации [7].
Уровень физической подготовленности тесно связан с показателями физического развития и функционального состояния человека. Однако проведенные исследования не выявили достоверных различий между показателями физического развития и функционального состояния студентов, полярных по физической подготовленности групп. Выраженные различия этих показателей наблюдаются при физических нагрузках различной интенсивности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для определения оптимального соотношения интенсивности и продолжительности тренировочной работы для рассматриваемой категории студентов был проведен педагогический эксперимент с использованием метода активного планирования.
Педагогический эксперимент проводился в течение пяти месяцев с привлечением трех групп студентов - двух экспериментальных, одной контрольной. В первой экспериментальной группе (ЭГ-1) направленность тренировки заключалась в выполнении серии стандартно повышающейся нагрузки; во второй (ЭГ-2) - использовался метод групповой индивидуализации; контрольная группа (КГ) занималась по существующей программе.
Предложенная методика имела следующие особенности:
Во-первых, при реализации методики использовался принцип групповой индивидуализации. Суть его заключалась в том, что подготовительная и заключительная части занятия были общими для всех занимающихся, основная часть проводилась по малочисленным группам, имеющим одинаковый уровень физической подготовленности. Физическая
нагрузка планировалась и регулировалась, исходя из состояния занимающихся в каждой конкретной группе. Данный методический прием стимулировал занимающихся и обеспечивал их активность даже после значительных объемов выполненной тренировочной работы.
Во-вторых, тренировка носила направленность на преимущественное развитие физической выносливости и силы, увеличение функциональных возможностей организма, его подготовку к последующим более высоким нагрузкам.
В-третьих, постоянно осуществлялся контроль состояния занимающихся для исключения их переутомления.
В-четвертых, использовались разнообразные упражнения, вызывающие интерес у занимающихся, что создавало положительный эмоциональный фон занятий.
В-пятых, применялась специальная стандартизация нагрузки в серии занятий, обеспечивающих успешную адаптацию организма обучаемых к ступенчато повышающейся нагрузке.
Для повышения интереса студентов к личной физической подготовленности им планировались контрольные задания на каждый этап подготовки [5].
Исходя из фактического уровня развития выносливости, рассчитывалась скорость бега на 3 км. На основе рассчитанных беговых нагрузок была составлена программа тренировки [1].
Для оперативного контроля состояния работоспособности испытуемых в ходе эксперимента фиксировались косвенные показатели, отражающие текущее ее состояние [6].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В результате педагогического эксперимента косвенные показатели работоспособности улучшились у всех студентов, у студентов контрольной группы изменения были недостоверны (таблица 1)
Анализ полученных данных позволяет заключить, что в косвенных показателях работоспособности отмечается позитивная динамика. Кроме того, следует подчеркнуть, что выбранные показатели достаточно информативно характеризуют оперативные изменения состояния работоспособности.
Таблица 1 - Динамика косвенных показателей работоспособности испытуемых до и после эксперимента_
Показатели Экспериментальные группы, значения показателей (х"±ш)
ЭГ-1 ЭГ-2 КГ
Теппинг-тест за 5 с, кол-во касаний До эксперимента 33,4±1,3 34,3±1,7 31,2±1,7
После эксперимента 39,0±1,4 38,1±1,1 33,1±1,8
Р < 0,05 < 0,05 > 0,05
Тремор-1, число касаний До эксперимента 9,9±1,1 9,7±0,9 9,8±1,2
После эксперимента 6,4±0,5 6,2±1,2 8,9±1,4
Р < 0,05 < 0,05 > 0,05
Тремор-2, число касаний До эксперимента 33,4±2,3 34,1±1,7 33,6±1,2
После эксперимента 24,3±1,8 23,6±1,1 29,7±1,3
Р < 0,05 < 0,05 > 0,05
Скорость реакции, с До эксперимента 197±1,3 19 8±1, 1 197±1,2
После эксперимента 183±1,4 181±1,3 184± 1,1
Р < 0,05 < 0,05 < 0,05
После эксперимента существенно улучшились показатели физической подготовленности и максимального потребления кислорода (таблица 2). В экспериментальных группах максимальное потребление кислорода возросло на 15-22%, в контрольной - на 5%, результаты в беге на 3 км, улучшились соответственно, на 66-76 с и на 32 с. Данные показатели достоверно характеризуют функциональные возможности организма (р <0,05). Достоверны и изменения результатов в беге на 100 м, в подтягивании на перекладине (р <0,05).
Таблица 2 - Динамика показатели физической подготовленности и МПК до и после экспе-
римента
Показатели Экспериментальные группы, значения показателей (х"±ш)
ЭГ-1 ЭГ-2 КГ
МПК, мл кг-1 мин 1 До эксперимента После эксперимента Изменение(в %) 35,8±6,3 43,9±5,2 122 38,4±2,0 44,6±7,1 115 37,3±8,5 39,2±7,0 105
Подтягивание на перекладине, кол-во раз До эксперимента После эксперимента Изменение (в %) 6,2±1,7 11,3±3,2 182,4 6,0±2,3 11,5±2,7 191,3 6,1±2,7 8,4±1,8 131,5
Бег 100 м, с До эксперимента После эксперимента Изменение (в %) 15,9±0,23 14,7±0,18 92,3 16,1±0,25 14,6±0,21 91,7 16,0±0,29 15,7±0,27 98,0
Бег 3 км, с До эксперимента После эксперимента Изменение (в %) 827,8±19,4 761,6±18,6 92,2 835,3±21,6 759,5±17,7 91,6 832,3±17,1 800,6±16,4 96,4
Физическая подготовленность До эксперимента После эксперимента неуд. хорошо неуд. хорошо неуд. удов.
Главный итог эксперимента - достижение оценки «хорошо» по физической подготовленности студентами экспериментальных групп.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, применение средств физической тренировки для слабо подготовленных студентов должно предусматривать повышение общей выносливости, обеспечение постепенного перехода от малой к большой физической нагрузке по мере увеличения функциональных возможностей организма, повышение различных видов специфической и неспецифической устойчивости организма, обеспечение профилактики нервно-эмоционального напряжения.
Тренировочные занятия со слабо подготовленными студентами целесообразно проводить с использованием принципа групповой индивидуализации. Его суть состоит в том, что подготовительная и заключительная части занятия проводятся со всеми занимающимися, а основная тренировка организуется по отдельным группам студентов, имеющих одинаковый уровень подготовленности, физическая нагрузка регулируется, исходя из состояния занимающихся в каждой конкретной группе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дементьев, К.Н. Методика подготовки студентов-юношей к сдаче норм ГТО / К.Н. Дементьев, О.В. Миронова, А.В. Токарева // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2017. -№ 29. - С. 14-17.
2. Лобанов, Ю.Я. Функции физкультурно-образовательной среды вуза в реализации индивидуально-ориентированной модели обучения / Ю.Я. Лобанов, А.О. Миронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 8 (150). - С. 60-65.
3. Лобанов, Ю.Я. Улучшение динамических показателей попеременной комбинации технических элементов прикладного плавания посредством применения весопроецирующих упражнений / Ю.Я. Лобанов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 10 (128). - С. 143-146.
4. Методика подготовки студентов с низким уровнем физической подготовленности к выполнению нормативов ВФСК ГТО / Ю.Я. Лобанов, О.В. Миронова, А.В. Токарева, И.В. Пыжова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 9 (151). - С. 170-174.
5. Особенности восприятия и понимания студентами физкультурного вуза проявлений агрессии и агрессивного поведения в обществе / В.А. Багина, О.А. Боровкова, О.Е. Понимасов, С.В. Николаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 218-222.
6. Сравнительная характеристика физиологических показателей способов плавания под водой / Ю.Я. Лобанов, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, А.О. Миронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 119-121.
7. Экспериментальная проверка модели физической тренировки военнослужащих миротворческих сил / А.Е. Батурин, В.В. Вольский, В.Н. Коваленко, Н.С. Помогаева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 9 (151). - С. 32-37.
REFERENCES
1. Dementiev, K.N., Mironova, O.V. and Tokareva, A. V. (2017), "Methodology ofpreparing young students for the surrender of GTO standards", Physical Culture, Sport and Health, No. 29, pp. 14-17.
2. Lobanov, Yu.Ya. and Mironov, A.O. (2017), "Functions of the educational and physical environment of the university in the implementation of an individual-oriented model of learning", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 60-65.
3. Lobanov, Yu.Ya. and Ponimasov, O.E. (2015), "Improving the dynamic performance of an alternate combination of technical elements of applied swimming through the use of weight-projecting exercises", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 143-146.
4. Lobanov, Yu.Ya., Mironova, O.V. Tokareva, A. V. and Pyzhova, I.V. (2017), "Methods of training of students with low level of physical preparedness for passing to the 'Ready for Labor and Defense' complex", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 151, No. 9, pp. 170-174.
5. Bagina, V.A., Borovkova, O.A., Ponimasov, O.E. and Nikolaev, S.V. (2015), "Features of perception and understanding by students of sports high school aggression and aggressive behavior in society", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 122, No. 4, pp. 218-222.
6. Baturin, Yu.Ya., Ponimasov, O.E., Grachev, K.A. and Mironov, A.O. (2017), "Comparative characteristics of physiological indicators of methods of swimming under water", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 119-121.
7. Baturin, A.E., Volsky, V.V., Kovalenko V.N. and Pomogaeva, N.S. (2017), "Experimental check of the model of physical training of servicemen of peacekeeping forces", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 151, No. 9, pp. 32-37.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.02.2018
УДК 797.011.3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКА ПЛАВАНИЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Олег Николаевич Логинов, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Евгеньевна Симина, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Григорьевна Стадник, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»), г. Москва; Николай Александрович Кушнер, заведующий кафедрой, Академия гражданской защиты МЧС России, Московская область, г. о. Химки
Аннотация
В статье представлены результаты анализа эффективности обучения плаванию студентов с использованием игрового метода в сравнении с традиционной методикой обучения. Показано, что студенты, обучающиеся плаванию игровым методом, быстрее овладевают техническими приемами различных способов плавания.
Ключевые слова: плавание, студенты, эстафеты, игровой метод, учебные занятия.
APPLICATION OF GAME METHOD FOR STUDENTS YOUTH TRAINING IN
SWIMMING
Oleg Nikolayevich Loginov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatiana Evgenievna Simina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Grigoryevna Stadnik, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow; Nikolai Ale-ksandrovich Kushner, the department chairman, Academy of civil protection of EMERCOM of
Russia, Moscow region, Khimki
Annotation
The article presents the results of analysis of the efficiency of the game method for training in swimming for the children of pre-school age in comparison with the traditional teaching methods. It is shown that