силовых структур в процессе реализации предлагаемого педагогического проекта.
Таким образом, практическая реализация выявленных организационно-педагогических условий, способствовала расширению функций обучения сотрудников. Исследования показали, что она увеличивает адаптивность физических упражнений к требованиям процесса обучения сотрудников специальных подразделений и повышает эффективность их использования. Главное педагогическое значение использования этих условий заключалось в том, что это позволило сократить количество нескольких специализированных педагогических действий по формированию разнородных навыков, объединив их в интегрированный процесс обучения сотрудников специальных подразделений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кочетков, Д.И. Особенности динамики формирования навыков плавания и ведения стрельбы с воды из стрелкового оружия / Д.И. Кочетков, С.С. Семенова, С.В. Шилова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 9 (151). - С. 151-155.
2. Понимасов, О.Е. Прогнозирующее моделирование совместимости формирования навыков плавания и стрельбы с воды на основе построения аппроксимирующих функций / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 180-184.
3. Рябчук, В.В. Зависимость показателей гидродинамики от способов подгонки оружия в военно-прикладном плавании / О.Е. Понимасов, В.В. Рябчук // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 162-165.
REFERENCES
1. Kochetkov D.I., Semenova, S.S. and Shilova, S.V. (2017), "Features of dynamics of formation of skills of swimming and conducting firing from water from small arms", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 151, No 9, pp. 151-155.
2. Ponimasov, O.E. (2018), "Forecasting modeling of compatibility of forming swimming and shooting skills from water based on construction of approximate functions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No 2, pp. 180-184.
3. Ryabchuk, V.V. and Ponimasov, O.E. (2015), "Hydrodynamics dependence on the ways of fitting weapons for military applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No 9, pp. 162-165.
Контактная информация: KochetkovDI@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 22.03.2018
УДК 796.011.3
ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ВФСК ГТО
Виталий Викторович Бобков, старший преподаватель, Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина,
Москва,
Анатолий Петрович Стрижак, доктор педагогических наук, профессор, Московский городской педагогический университет (МГПУ), Москва
Аннотация
В статье рассматривается проблема готовности учащихся образовательных учреждений к сдаче нормативных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО). В ходе исследования функционального состояния учащихся общеобразовательной школы и студентов вуза накануне сдачи нормативов, установлено, что у значительного количества участников предстоящих соревнований имеются существенные лимитирующие факторы, не только не позволяющие выполнить минимальный норматив ГТО, но и создающие предпосылки к негативным последствиям. Очевидно, что заключение врача о допуске к участию в стартах, должно быть более весомым, чем «здоров», основанным на данных комплекса
научной аппаратуры и результатах функциональных и педагогических тестов.
Ключевые слова: комплекс ГТО, тестирование, функциональное состояние, функциональные пробы, физическая подготовленность, аппарат «Глобус», прибор «Micro Loop».
EVALUATION OF READINESS OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS TO DELIVERY OF STANDARDS OF ASC RLD
Vitaly Viktorovich Bobkov, the senior teacher, Russian State University of Oil and Gas, Moscow, Anatoly Petrovich Strizhak, the doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow City Pedagogical University, Moscow
Annotation
The article deals with the problem of students' readiness to pass the regulatory requirements of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (VFSK RLD). During the test of the functional state of the secondary school and University students on the eve of the standards passing it was found that a big number of the participants of the upcoming competition have significant limiting factors, not allowing to fulfill the minimum RLD standards, but causing preconditions for the negative consequences. It is obvious that the doctor's conclusion upon the admission to participation in the starts should be more detailed than just "healthy", being based on the data of the scientific equipment, and the results of the functional and pedagogical tests.
Keywords: RLD test, functional status, functional tests, physical training machine "Globus", device "Micro Loop".
Актуальность исследования обусловлена возрождением Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса ГТО (ВФСК ГТО), который призван решать ряд важных задач по стимулированию учащихся учебных заведений РФ к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формированию здорового образа жизни [1, 9].
Процесс сдачи норм ГТО сопряжен с большими физическими нагрузками, которые по своему воздействию далеко не всегда адекватны уровню подготовки учащихся. Наличие справки-допуска к стартам не гарантирует отсутствие проявления негативных последствий, в следствие того, что ее получение происходит в «состоянии покоя», вне предстоящей нагрузки на сердечно-сосудистую систему и опорно-двигательный аппарат участников соревнований. В качестве примера, в Санкт-Петербурге во время проведения традиционного международного легкоатлетического пробега «Женская десятка» умерла одна из участниц, не добежав до финиша 300 метров [3].
Есть научные факты о том, что во время сдачи нормативных требований нередко пульсовой режим превышает 200 ударов в минуту [2, 4, 5, 10]. Бег в пульсовом режиме, превышающем 200 уд/мин. - зона риска, особенно для участников, не имеющих спортивной подготовки [10].
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие студенты 1 и 2-го курсов РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина (возраст 17-19 лет), и учащиеся 10-11 класса школы № 1282 г. Москвы (возраст 16-17 лет). Общее количество принявших участие в педагогическом эксперименте - 277 человек. Исследование проведено в 4 этапа. Цель исследования состояла в поиске объективной информации о динамике уровня подготовленности учащихся и студентов к сдаче нормативов ГТО.
На I-м этапе была произведена оценка «исходного» состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма участников предстоящих стартов. Исследования проводилось с использованием приборов «Глобус» и «Micro Loop».
II-ой этап подготовки был ориентирован на повышение уровня функциональных возможностей участников эксперимента [6].
III этап был посвящен поиску оптимальных тренировочных нагрузок [8].
На 1У-м этапе акцент был ориентирован на индивидуализацию подготовки, на дальнейшее повышение уровня функциональной подготовленности [7].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В таблицах 1 и 2 приведены результаты исследования, проведенные до и после нагрузки.
Таблица 1 - Компьютерная осциллометрия гемодинамики_
Тестируемые показатели Группа А Группа В Группа С
сердечно-сосудистои и дыхательной систем до / после нагрузки до / после нагрузки до / после нагрузки
Арт. давление (мм рт.ст.): Систолическое 120 / 120 127/ 139 127 / 101
Диастолическое 70 / 67 70 / 78 79 / 62
Среднее гемодинамическое 83 / 79 93 / 95 99 / 75
Боковое систолическое 108 / 104 50 / 61 115 / 92
Ударное 26 / 30 29/ 29 26 / 22
Сердечная деятельность: Пульс, уд/мин 80 / 120 82 / 150 89 / 117
Минутный объем крови, л. 4.1 / 19 3.5 / 21 3.1 / 11
Сердечный индекс, л/(минхкв.м) 3.4 / 3.3 3.1 / 3.5 5.1 / 3.5
Мощность сокращения левого желудочка, Вт 1.9 / 1.7 3 / 2.6 2.1 / 1.6
Сосудистые показатели: Общее периферическое сопротивление, динхсм/с 1229 / 1215 1151 / 1134 1553 / 1714
Скорость пульсов. волны, см/с 992 / 998 1161 / 944 1708 / 1249
Таблица 2 - Спирометрия органов дыхания
Тестируемые показатели Группа А до /после нагрузки Группа В до / после нагрузки Группа С до /после нагрузки
ЖЕЛ, л 5.51 / 5.62 3.62 / 3, 78 3.00 / 2.78
ОФВ1, л 4.14 / 4.05 3.27 / 2.78 2.46 / 2.27
ОФВ1/ЖЕЛ, % 75 / 72 90 / 73 82 / 82
ФЖЕЛ, л 4.82 / 5.12 2.80 / 3.13 4.54 / 2.31
ПОСвыд., л/мин 635 / 660 597 / 550 338 / 550
ОФВ1/ФЖЕЛ, % 85 / 80 99 / 89 54 / 99
Анализ показал, что полученные результаты исследования можно разделить на три группы: в группу «А» вошли 34% испытуемых с очевидно положительной динамикой результатов в ходе эксперимента. Группу «В» составили 48% испытуемых, результаты которых не имели выраженной динамики, но имели выраженную положительную тенденцию. В группу «С» вошли результаты испытуемых (18%) с отсутствием положительной динамики.
Результаты тестирования свидетельствовали о том, что золотой значок комплекса ГТО могут получить 21 человек, серебряный - 44, бронзовый - 83. Остальные участники педагогического эксперимента, в той или иной мере, к сдаче нормативных требований комплекса ГТО оказались не готовы, 50 из которых имели скрытые, не выявленные при первом медицинском осмотре отклонения в состоянии здоровья, и должны заниматься физической культурой и сдавать нормативы вместе с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).
ВЫВОДЫ
1. Изучение литературных источников по проблеме реализации программы ГТО в РФ, как инструмента вовлечения населения в сферу физической культуры и спорта, и приобщения к здоровому образу жизни, является важнейшим социальным заказом, реализация которого нуждается в дальнейшем совершенствовании организационных и методических подходов к процессу подготовки и сдачи норм.
2. Результаты исследования дают основание утверждать, что к нормативам ГТО необходимо разработать определенные требования к уровню подготовленности учеников и студентов и методические рекомендации по подготовке к участию в соревнованиях, что окажет существенное положительное влияние на выполнение стратегических задач
комплекса ГТО.
ЛИТЕРАТУРА
1. АС ФСК ГТО (Информационно-научный WEB-Центр физической культуры, здоровья и спорта). 2014 [Электронный ресурс] // URL : http://rosinwebc.ru (дата обращения: 8.03.2018 ).
2. Бобков, В.В. Методика отбора учащихся с ОВЗ для выполнения комплекса ГТО / В.В. Бобков, С.М. Чечельницкая // Культура физическая и здоровье. - 2017. - № 2 (62). - С. 79-83.
3. Валанчюте, А. Л. Внезапная смерть молодых спортсменов: данные посмертной корона-рографии / А. Л. Валанчюте, В.В. Лясаускайте // Архив патологии. - 1994. - Т. 26. - № 2. - С. 42.
4. Гамза, Н.А. Аритмии у спортсменов / Н.А. Гамза, Г.Г. Тернова, С.В. Федорович // Вестник спортивной медицины России. - 1993. - Т. 2. - № 3 (4). - С. 24.
5. Геселевич, В.А. Нарушения ритма сердца и размеры левого предсердия у спортсменов / В.А. Геселевич // Вестник спортивной медицины России. - 1993. - Т. 2. - № 3 (4). - С. 30.
6. Громов, В.А. Влияние масштабируемости физических нагрузок на результативность студентов вузов / В. А. Громов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2013. - № 2. - С. 44-50.
7. Пархоменко, К.И. Практические аспекты организации тестирования ВФСК «ГТО» [Электронный ресурс] // URL : https://infourok.ru/prakticheskie-aspekti-gto-dlya-ovz-1475856.html (дата обращения: 11.03.2018).
8. Платунова, Н.Я. Развитие силовых способностей у студентов / Н.Я. Платунова, Н.И. Острецов // Вестник научных конференций. Наука, образование, общество : сб. науч. тр. - Тамбов : ЮКОМ, 2016. - № 9 - 5(13). - С. 150-151.
9. Положение о Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе. Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. // URL : http://www.gto.ru/files/docs/02_npa/10.pdf (дата обращения: 11.03.2018).
10. Стрижак, А.П. Физическая подготовка курсантов Московского университета МВД РФ : реалии и перспективы / А.П. Стрижак, Д.А. Платонов // Сб. материалов научно-практической конференции. - М. : Изд-во Моск. ун-та МВД РФ, 2012. - С. 99-103.
REFERENCES
1. ASK RLD (Information-scientific WEB Center for physical culture, health and sports) (2014), available at: https://rosinwebc.ru.
2. Bobkov, V.V. and Chechelnitskaya, S.M. (2017), "The Method of selection of students with disabilities to the RLD", Physical Culture and health, No. 2 (62), pp. 79-83.
3. Valanciute, A.L. and Lisauskaite, V. (1994), "Sudden death in young athletes: data from postmortem coronary angiography", Archives of pathology, Vol. 26 No. 2, pp. 42.
4. Hamza, N.A., Chernova, G.G. and Fedorovich, S.V. (1993), "Arrhythmias in athletes", Bulletin of sport medicine of Russia, Vol. 2, No. 3 (4), pp. 24.
5. Eselevich, V.A. (1993), "Cardiac arrhythmias and left atrial dimensions in athletes", Bulletin of sport medicine of Russia, Vol. 2, No. 3(4), pp. 30.
6. Gromov, V.A. (2013), "Effect of scaling of physical activity on the performance of students of higher educational institutions", Messenger of the Tula state University. Physical culture. Sport, No. 2, pp. 44-50.
7. Parkhomenko, K.I., (2016), "Practical aspects of the organization of testing ASK "RLD", available at: https://infourok.ru/prakticheskie-aspekti-gto-dlya-ovz-1475856.html.
8. Platunova, N.Ya. and Ostretsov N.I. (2016), "Development of power abilities of students", Bulletin of scientific conferences. Science, education, society: collection of scientific works, UCOM, Tambov, No. 9-5(13), pp. 150-151.
9. Regulation on all-Russian physical culture and improving complex (2013), available at: http://www. gto.ru/files/docs/02_npa/10.pdf.
10. Strizhak, A.P. and Platonov, D.A. (2012), "Physical training of cadets of Moscow University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation: realities and prospects", Materials of scientific and practical conference, Moscow University the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, Moscow, pp. 99-103.
Контактная информация: sap00777@gmail.com
Статья поступила в редакцию 20.03.2018