Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 11 (93). - С. 28-32.
2. Зеленский, К.Г. Определение показателей объемов беговой нагрузки и общих параметров нагрузки технико-тактической направленности в процессе многолетней подготовки в спортивной радиопеленгации / К.Г. Зеленский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. -№ 8 (102). - С. 72-77.
3. Зеленский, К.Г. Структура соревновательной деятельности при прохождении классической дистанции в спортивной радиопеленгации / К.Г. Зеленский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 73-77.
4. Зеленский, К.Г. Динамика тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки в спортивной радиопеленгации юношей 12-14 лет, специализирующихся в классических дистанциях на этапе начальной спортивной специализации / К.Г. Зеленский // Экстремальная деятельность человека. - 2014. - № 3. - С. 20-24.
5. Зеленский, К.Г. Определение влияния уровня технико-тактической подготовленности на спортивный результат у юношей и юниоров в спортивной радиопеленгации / К. Г. Зеленский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 61-64.
REFERENCES
1. Zelenskiy, K.G. (2012), "Substantiation of the ratio of means of various training orientation in the process of long-term training in sports radio direction-finding", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 93, No. 11, pp. 28-32.
2. Zelenskiy, K.G. (2013), "Determination of indicators of the volumes of the running load and general parameters of the technical and tactical load in the process of long-term training in sports radio direction-finding", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 72-77.
3. Zelenskiy, K.G. (2014), "The structure of competitive activity in the passage of the classical distance in sports radio direction finding", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 73-77.
4. Zelenskiy, K.G. (2014), "Dynamics of training loads in the annual cycle of training in sports radio direction guidance for young men aged 12 to 14 years specializing in classical distances at the stage of initial sports specialization", Extreme activity of man, No. 3, pp. 20-24.
5. Zelenskiy, K.G. (2016), "Determination of the influence of the level of technical and tactical preparedness on the athletic performance of young men and juniors in sports radio direction-finding", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 61-64.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.04.2018
УДК 796.07
ИССЛЕДОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ОТРЯДОВ ПО БОРЬБЕ С ПОДВОДНО-ДИВЕРСИОННЫМИ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ПРОТИВНИКА
Александр Сергеевич Иванов, соискатель, Кирилл Андреевич Грачев, кандидат педагогических наук, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Александр Максимович Сильчук, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Максимович Сильчук, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-Медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье проведено теоретико-экспериментальное исследование степени влияния физической подготовленности водолазов-разведчиков на успешность их военно-профессиональной деятельности. Представлены результаты исследований, отражающие вклад физической подготовленности в успешность освоения военно-профессиональных дисциплин. Изучено влияние уровня физической подготовленности на эффективность выполнения контрольных упражнений водолазной подготовки. Определены специальные физические качества, развитие которых
обуславливает успешность выполнения приемов и действий подводного пловца.
Ключевые слова: военнослужащие отрядов по борьбе с подводно-диверсионными силами и средствами противника, физическая подготовленность, физические качества, успешность военно-профессиональной деятельности.
INVESTIGATION OF SUCCESS OF MILITARY-PROFESSIONAL ACTIVITY DEPENDING ON LEVEL OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF MILITARY SERVICE MEN OF DETACHMENTS COMBATTING WITH UNDERWATER-DIVERSATIVE FORCES AND ARMAMENT OF ENEMY
Alexander Sergeevich Ivanov, the competitor, Kirill Andreevich Grachev, the candidate of pedagogical sciences, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Alexander Maksi-movich Silchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Maksimovich Silchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, S.M. Kirov Military Medical
Academy, St. Petersburg
Annotation
The theoretical and experimental study of the degree of influence of the physical preparedness of scout divers on the success of their military professional activity is carried out in the article. The results of studies reflecting the contribution of physical readiness to the success of mastering the military-professional disciplines are presented. The influence of the level of physical readiness on the effectiveness of the control exercises of diving training was studied. Specific physical qualities, the development of which determines the success of the techniques and actions of the underwater swimmer, are determined.
Keywords: servicemen detachments combatting submarine-sabotage and enemy forces, physical preparedness, physical qualities, success of military-professional activity.
ВВЕДЕНИЕ
Уровень физической подготовленности военнослужащих двигательных специальностей и качество овладения ими предметами боевой подготовки взаимообусловлены и неразрывно взаимосвязаны друг с другом. Как правило, чем выше уровень физической подготовленности военнослужащих, тем успешнее они осваивают военно-профессиональные дисциплины. Кроме этого, достижение определенного уровня физической подготовленности способствует воспитанию морально-волевых качеств, необходимых военнослужащим соответствующих воинских специальностей [2, 6].
В основе положительного влияния физической подготовленности на профессиональную успешность специалиста лежат общность физиологических механизмов, обеспечивающих проявление физических качеств и двигательных действий по решению военно-профессиональных задач [1, 7]. Главным условием положительного влияния физических качеств является наличие соответствие специфики работы, выполняемой в процессе физической подготовки и боевой деятельности [4].
Основу военно-профессиональной деятельности военнослужащих отрядов по борьбе с подводно-диверсионными силами и средствами противника составляют действия, связанные с водной средой [3, 5]. Между тем механизмы влияния уровня развития физических качеств на успешность военно-профессиональных приемов и действий, выполняемых в водной среде, остаются малоизученными. В связи с этим было проведено исследование степени влияния физической подготовленности водолазов-разведчиков на успешность их военно-профессиональной деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 35 военнослужащих отрядов по борьбе с под-водно-диверсионными силами и средствами противника в возрасте 19-22 лет. Испытуемые были проверены по уровню общей физической подготовки. В зависимости от уровня физической подготовленности они были распределены на три группы: отличного, среднего и
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). базового уровня.
Для выявления степени взаимосвязи между успешностью освоения военно-профессиональных дисциплин военнослужащими и уровнем их физической подготовленности проводилась статистическая обработка данных алгоритмами пакета SPSS 17.0. Проводился корреляционный анализ Пирсона с расчетом t-критерия Стьюдента.
Также были рассчитаны коэффициенты корреляции между уровнем физической подготовленности и успешностью выполнения упражнений водолазной подготовки.
Для тестирования испытуемых использовались упражнения:
- У1 - плавание в составе группы водолазном снаряжении;
- У4 - осмотр корабля под водой способом «Гребенка на корпусе»;
- У5 - плавание на подводных средствах движения самостоятельно;
- У9 - осмотр подводной части водных объектов способом «Сектор»;
- У10 - обследование подводного района способом «Гребенка».
- У12 - обследование подводного участка способом «Круг».
Выбранные упражнения наиболее точно отражают специфику военно-профессиональной деятельности военнослужащих под водой и характеризуют военно-профессиональные качества боевых пловцов-подводников.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты исследования успеваемости военнослужащих по предметам боевой подготовки в зависимости от уровня их физической подготовленности представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Корреляционная когорта показателей взаимосвязи успеваемости по предме-
Предмет обучения Уровень физической подготовленности
отличный хороший базовый
Тактико-специальная подготовка 0,49 0,46 0,42
Водолазная подготовка 0,63 0,59 0,55
Электромеханическая подготовка 0,35 0,32 0,28
Радиотехническая подготовка 0,31 -0,31 -0,29
Подрывное дело 0,38 -0,38 0,24
Специальная стрелковая подготовка 0,46 0,42 0,37
Огневая подготовка 0,47 0,24 -0,32
Морская подготовка 0,51 0,47 0,43
Как свидетельствуют результаты корреляционного анализа, наибольшую связь с уровнем физической подготовленности имеют дисциплины с выраженным двигательным компонентом деятельности - тактико-специальная, водолазная и морская подготовка. Отдельные приемы и действия в этих видах подготовки структурно похожи на упражнения физической подготовки водолазов-разведчиков либо протекают в водной среде, что требует проявления навыков подводного плавания.
Ряд дисциплин имеют среднюю величину связи с уровнем физической подготовленности. К ним относятся специальная стрелковая и огневая подготовка. Успешность в этих дисциплинах определяется высоким уровнем функционирования точных двигательных координаций, что может опосредованно формироваться на базе общей физической подготовленности.
Относительно невысокую связь с общим уровнем физической подготовленности имеют результаты освоения дисциплин, требующих специальных технических знаний и характеризующихся напряжением интеллектуального компонента деятельности: электромеханическая, радиотехническая подготовка и подрывное дело.
С ростом уровня физической подготовленности увеличивается и величина вклада физической подготовки в успешность освоения водолазами-разведчиками дисциплин курса боевой подготовки. Невысокий уровень физической подготовленности проявляет
слабую связь с качеством освоения дисциплин. При достижении отличного уровня физической подготовленности возрастает и величина коэффициентов корреляции с показателями обучения военно-профессиональным дисциплинам.
Исследование величины взаимосвязи физической подготовленности с результатами выполнения основных упражнений водолазной подготовки, как основы решения военно-специальных задач, также свидетельствует о высокой значимости уровня физической подготовленности для профессиональной успешности военнослужащих (таблица 2).
Таблица 2 - Корреляционная связь результатов выполнения упражнений водолазной подготовки и уровня общей физической подготовленности военнослужащих_
Упражнения водолазной подготовки Уровень физической подготовленности
отличный хороший базовый
У-1 0,56 0,49 0,42
У-4 0,62 0,58 0,54
У-5 0,59 0,53 0,47
У-9 0,51 0,47 0,41
У-10 0,64 0,59 0,52
У-12 0,65 0,61 0,57
Наибольшее влияние уровень физической подготовленности оказывает на результаты выполнения упражнений легководолазной подготовки, требующих проявления специальной выносливости при длительном плавании под водой в индивидуальных дыхательных аппаратах: У1 - плавание в составе группы в специальном водолазном снаряжении с замкнутой схемой дыхания в светлое время суток; У10 - обследование подводного района способом «Гребенка».
Высокие показатели коэффициента корреляции уровня физической подготовленности наблюдаются также с упражнениями водолазной подготовки, требующими устойчивости к гипербарическому воздействию среды при работе на глубине: У4 - осмотр подводной части корабля, стоящего на якоре, способом «Гребенка на корпусе»; У 9 - осмотр подводной части гидротехнических объектов способом «Сектор».
Упражнения в обследовании подводного участка способом «Круг» и осмотр подводной части корабля способом «Гребенка на корпусе» основаны на умении подводного пловца сохранять пространственную ориентировку в подводной среде при постоянно изменяющемся направлении движения. Результаты в выполнении этих упражнений также имеют высокую корреляцию с уровнем физической подготовленности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По данным проведенного исследования, высокий уровень общей физической подготовленности военнослужащих отрядов по борьбе с подводно-диверсионными силами и средствами противника вносит высокий вклад в успешность освоения ими дисциплин курса боевой подготовки. В содержание физической подготовки исследуемого контингента военнослужащих необходимо включать упражнения на развитие специальной выносливости, пространственной ориентировки, устойчивости к гипербарическому воздействию подводной среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Понимасов, О.Е. Явление гипокапнии и внешние признаки его проявления при свободном нырянии в длину / О.Е. Понимасов, А.В. Коршунов, А.О. Миронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 218-220.
2. Понимасов, О.Е. Улучшение динамических показателей попеременной комбинации технических элементов прикладного плавания посредством применения весопроецирующих упражнений / О.Е. Понимасов, Ю.Я. Лобанов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 143-146.
3. Понимасов, О.Е. Антитурбулентные упражнения как средство улучшения динамической обтекаемости тела пловца / О. Е. Понимасов, Е. В. Потапова, А. О. Миронов // Ученые записки
университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 186-189.
4. Понимасов, О.Е. Использование горизонтально-стабилизирующих упражнений для повышения экономичности одновременной симметричной комбинации технических элементов прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.Г. Смирнова, В.А. Багина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 149-152.
5. Рябчук, В.В. Физиологическая характеристика способов плавания под водой в гидроизолирующем комбинезоне и комплекте № 1 / В.В. Рябчук, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2017. - № 4 (60). - С. 82-84.
6. Рябчук, В.В. Зависимость показателей гидродинамики от способов подгонки оружия в военно-прикладном плавании / О.Е. Понимасов, В.В. Рябчук // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 162-165.
7. Сравнительная характеристика физиологических показателей способов плавания под водой / Ю.Я. Лобанов, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, А.О. Миронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 119-121.
REFERENCES
1. Ponimasov, O.E., Korshunov, A.V. and Mironov, A.O. (2016), "Phenomenon hypocapnia and external signs of its manifestation at free diving in length", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No 4, pp. 218-220.
2. Ponimasov, O.E. and Lobanov, Yu.Ya. (2015), "Improving of the dynamic indicators of alternately combination of applied swimming technical elements through weight projected exercises", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No 10, pp. 143-146.
3. Ponimasov, O.E., Potapova, E.V. and Mironov, A.O. (2016), "Anti-turbulent exercises as a means of improving the dynamic body streamlined swimmers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No 3, pp. 186-189.
4. Ponimasov, O.E., Smirnova, O.G. and Bagina, V.A. (2015), "Application of horizontal stabilizing exercises for increasing the efficiency of a simultaneous symmetrical combination of applied swimming technical elements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No 7, pp. 149-152.
5. Ryabchuk, V.V., Ponimasov, O.E. and Grachev, K.A. (2017), "Physiological characteristics of the swimming stroke under water in a waterproof coverall and kit No. 1", Vestnik Rossiiskoi Voenno-medicinskoi academii, Vol. 60, No. 4, pp. 82-84.
6. Ryabchuk, V.V. and Ponimasov, O.E. (2015), "Hydrodynamics dependence on the ways of fitting weapons for military applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No 9, pp. 162-165.
7. Lobanov, Yu. Ya., Ponimasov, O.E., Grachev, K.A. and Mironov, A.O. (2017), "Comparative characteristics of physiological indicators of methods of swimming under water", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 119-121.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.04.2018
УДК 796.011.3
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВУЗОВСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Геннадий Александрович Ивахненко, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова (ВМедА им. С.М. Кирова),
Санкт-Петербург,
Владимир Владимирович Кузьмин, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматриваются современное состояние и подходы к дальнейшему развитию физической культуры в вузах, показаны место и роль физкультурного образования в системе профессиональной подготовки. Авторами детализируются исторические аспекты его появления, а