185.
7. Shustikov, G.B. (2012), Psychological preparation in fencing, publishing house Lesgaft University, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.07.2017
УДК 796.011.3
ФУНКЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В
РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ
ОБУЧЕНИЯ
Юрий Яковлевич Лобанов, доктор педагогических наук, профессор,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург, Андрей Олегович Миронов, кандидат педагогических наук,
Московский педагогический государственный университет, Москва
Аннотация
В статье исследованы особенности проявления активности личности, в процессе физического воспитания будущего специалиста. Раскрыто значение физкультурной и спортивно-массовой деятельности в создании предпосылок для формирования личности. Определено место физкуль-турно-образовательной среды в профессионально-образовательном и культурном пространстве вуза. Сформулированы функции физкультурно-образовательной среды в процессе комплексного педагогического воздействия ее на личность. Выявлены основные условия формирования в вузе благоприятной физкультурно-образовательной среды. Установлена активная роль взаимодействия личности и образовательной среды в создании предпосылок развития личностных и профессиональных качеств обучающихся. Представлены результаты обобщения отзывов на выпускников, характеризующие уровень их подготовленности при целенаправленном воздействии образовательной среды вуза.
Ключевые слова: активность личности, физкультурно-образовательная среда, индивидуально-ориентированное обучение, физкультурно-образовательная и спортивно-массовая направленность обучения.
FUNCTIONS OF PHYSICAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT IN IMPLEMENTATION OF INDIVIDUAL-ORIENTED MODEL OF TRAINING
Yuri Yakovlevich Lobanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Herzen State Pedagogical University of the Russian, St. Petersburg, Andrew Olegovich Mironov, the candidate of pedagogical sciences, Moscow Pedagogical State University, Moscow
Annotation
The article investigates the features of manifestation of the personality activity in the process of physical education of the future specialist. The importance of physical culture and sports-mass activity in creation of prerequisites for the formation of personality is revealed. The place of the physical culture and educational environment in the vocational-educational and cultural space of the university is determined. The functions of the physical culture and educational environment in the process of the complex pedagogical influence of the individual on the personality are formulated. The main conditions for creating a favorable physical culture and sports environment in the university are revealed. The active role of interaction between the individual and the educational environment in creating the prerequisites for the development of personal and professional qualities of students is established. The results of summarizing the responses to graduates characterizing the level of their preparedness with the purposeful impact of the educational environment of the university are presented.
Keywords: personality activity, physical and educational environment, individually oriented education, physical culture and sports-mass orientation of education.
ВВЕДЕНИЕ
Актуализация социально значимых качеств личности в процессе физического воспитания возможно при условии активного участия самого индивидуума в этой деятельности. При этом сама деятельность выступает как форма проявления активности обучающегося. Активность есть результат проявления потребностей, интересов и убеждений самого человека.
Активность связана с внутренней мотивацией личности. Она является типичным обобщенным ценностным способом отражения и осуществления своих потребностей в познании и самовыражении. Определяя активность личности как присущий ей способ организации своей жизни на основе личных потребностей и интересов, можно утверждать, что личность активно действует не только на основе потребностей, но и под воздействием предъявляемых к ней требований со стороны общества. По этому признаку можно выделять сразу несколько уровней активности личности: первый уровень - инициатива и ответственность, второй - притязания и удовлетворенность от деятельности. Активность генерируется под воздействием личностных мотивов и ожиданий, которые связывают человека с условиями жизненной реальности.
Таким образом, можно считать, что активность человека - не только способ самовыражения личности, но и реакция индивида на внешние условия, создающие стимулы активной деятельности. Основным источником активности личности выступает мотивация.
Любая, в том числе и физкультурно-образовательная деятельность, создает предпосылки для формирования личности, как в процессе самой деятельности, так и посредством воздействия внешних условий, в которых эта деятельность реализуется. Ввиду того, что специфика физической культуры предопределяет сферу реализации ее возможностей не только как учебной дисциплины, имеются возможности формирования активного отношения обучаемых к ней и в процессе жизнедеятельности в условиях вуза в целом.
Требования к организации процесса индивидуально-ориентированного обучения предполагают смещение акцента с оказания формальных воздействий на создание благоприятных социальных, образовательных, культурных и других условий, опосредованно влияющих на развитие индивида, реализацию идеальной типовой модели образования в освоении индивидуальных траекторий развития [5, 6].
Переход от жесткой к частичной регламентации физической культуры, формированию активно-деятельного отношения к ней возможно в результате создания позитивной физкультурно-образовательной среды.
Важным условием формирования гуманитарной среды является создание комфортной социально-психологической атмосферы, обстановки творчества, достижение взаимного доверия и сотрудничества в коллективе, установление гуманистических отношений между сотрудниками.
Для высших учебных заведений всегда было характерно наличие определенной обучающей среды, связанной и взаимодействующей с существующей системой образования в стране [1]. Однако на протяжении многих лет существующая образовательная система навязывала молодому поколению единую идеологию, которая абсолютизировала исключительность советской системы. Образовательная среда способна как ускорять, так и сдерживать процесс самореализации личности в зависимости от характера установившихся контактов между ними. Характер современного периода развития высшей школы заставляет по-новому взглянуть на возможности обучающей среды вуза, ставит задачу ее научного обоснования и изучения влияния среды на формирование личности будущего специалиста.
Образовательная среда выступает связующим звеном между обществом и индивидом. Это означает, что человек взаимодействует с обществом через индивидуально приобретенный опыт. При этом физкультурно-образовательная среда является одним их
специализированных компонентов структуры общей образовательной среды вуза, выражаемой триадой «макросреда-микросреда-личность». Макросреда вуза представляет собой совокупность относительно устойчивых, системных связей и отношений, в которых личность играет роль субъекта общественно значимой деятельности, обладает определенным статусом и имеет возможности для удовлетворения собственных потребностей. При этом складывается определенное поле видов предметной деятельности, определяющееся ролевой функцией ее членов, регламентацией их взаимоотношений, формой и содержанием общения, ценностным отношением к социально значимой информации, развитием образовательной, воспитательной и научной работы, экономизацией функционирования всей системы образования [7].
Таким образом, физкультурно-образовательная среда - это образовательно-воспитательное пространство вуза, формируемое его педагогической моделью, с выраженной функционально-ролевой определенностью его участников, содержанием учебно-воспитательной работы, имеющее физкультурно-образовательную и спортивно-массовую направленность и ориентированное на развитие профессиональных и личностных качеств обучаемых.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
При организации исследований ставились следующие задачи:
- создать типовую модель образовательной среды вуза, имеющую физкультурно-образовательную и спортивно-массовую направленность, обеспечивающую благоприятные условия для удовлетворения образовательных, социальных, культурных и досуговых потребностей обучаемых и преподавателей, формирования общенациональных и общечеловеческих ценностей;
- определить роль образовательной среды вуза в развитии личностных и профессиональных компетенций будущих специалистов;
- определить особенности взаимодействия микросреды и личности;
- определить место физической культуры в общей совокупности элементов образовательной среды.
Педагогическая сущность взаимодействия физкультурно-образовательной среды и личности заключается в потенциале интегрального воздействия на личность обучаемого. Реализация подобного воздействия проявлялась в выполнении ряда ее функций: обучающей, формирующей, воспитательной, контролирующей, психотерапевтической.
Обучающая функция образовательной среды реализовывалась в основном результате взаимодействия преподавателя и студента, а также преподавателя и студенческого коллектива, однако ее возможности отнюдь не исчерпывались лишь этим видом взаимодействия. В результате осуществления коммуникативной функции также создавались предпосылки для обмена полезной информацией и опытом двигательной деятельности, компиляция полученных навыков в целостный фонд освоенных студентом движений [3,
4].
Формирующая функция данного компонента образовательной среды выражалась в том, что обучаемый включается в систему объективно данных функциональных отношений и деятельности, способствующей активизации и, как следствие, развитию значимых личностных качеств. Подчеркивая значение формирующей функции среды, необходимо указать на активную роль самого человека, его сознания, чувств, воли. Деятельность как ведущая форма проявления активности и служит основой общественно обусловленного развития личности.
Для формирования профессиональных и социально значимых качеств специалиста использовались:
- нормативная организация формирующего воздействия на личность студента кафедры физического воспитания вуза;
- социально-ролевое становление личности студента;
- индивидуальное и коллективное самоопределение;
- вовлечение личности студента в эмоциональное взаимодействие;
- социальный контроль.
В процессе взаимодействия личности и образовательной среды создавались предпосылки для развития личностных качеств студентов и повышения эффективности физического воспитания.
Воспитательная функция физкультурно-образовательной среды реализовывалась в результате создания условий для воздействия на личность с целью формирования ее мировоззренческих и духовно-нравственных ценностей, физической и общей культуры, понимания социальных обязанностей.
В основе контролирующей функции образовательной среды лежала определяемая кафедрой физического воспитания методика оценивания знаний по физической культуре. Широкие возможности среды в этом аспекте проявлялись в активизации механизмов самоконтроля и взаимоконтроля обучаемых.
Психотерапевтическая функция физкультурно-образовательной среды заключалась в создании комфортной психологической обстановки в образовательных коллективах различного уровня: в учебной группе, на факультете, в вузе в целом. Коммуникативные взаимодействия строились на основе общности решаемых образовательных задач и общности интересов участников коллектива, что способствовало психологической стабильности социальных элементов образовательной среды. Разнообразные виды взаимодействия и взаимовлияния способствовали самоопределению личности обучаемого в физкультурно-образовательной и спортивно-массовой деятельности.
Таким образом, каждая из функций имела свое содержание, при этом одной из важнейших составляющих каждой из них являлся «мотивационный блок», интегрирующий механизм духовного мира личности, выступающий связующим звеном между мировоззрением, эмоциональной сферой и конкретными поступками индивида.
Условиями создания в вузе благоприятной физкультурно-образовательной среды являлись:
- формирование позитивного отношения к физической культуре и массовому спорту со стороны администрации и руководства вуза;
- целенаправленная деятельность преподавателей физического воспитания по развитию составляющих физкультурно-образовательной среды;
- совершенствование материальной базы для занятий физическими упражнениями и спортом;
- создание благоприятных социально-бытовых условий жизни обучаемых;
- подготовка спортивного актива и его лидеров из числа лучших спортсменов;
- повышение уровня развития вузовской демократии.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Эффект педагогических воздействий по созданию типовой модели физкультурно-образовательной среды вуза проявился в отзывах на выпускников, характеризующих овладение ими общекультурными и профессиональными компетенциями [2] (таблица 1).
Анализ данных таблицы показывает, что при создании модели образовательной среды вуза, имеющей физкультурную и спортивно-массовую направленность и обеспечивающей благоприятные условия для удовлетворения образовательных, социальных, культурных и досуговых потребностей обучаемых, повышается уровень овладения ими общекультурными и профессиональными компетенциями. Преимущественно эти компетенции связаны как с индивидуальным профессиональным становлением личности студента, так и с вовлечением выпускника в социальное взаимодействие с коллегами и участниками производственного процесса.
Таблица 1 - Оценка уровня овладения выпускниками общекультурными и профессиональными компетенциями_
Наименование компетенций Средний балл оценивания компетенций Р
ЭГ КГ
Способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия 4,3±0,18 3,5±0,15 <0,05
Способность к самоорганизации и самообразованию 4,2±0,11 3,7 <0,05
Готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в своей области 4,1±0,15 3,9±0,19 <0,05
Готовность к взаимодействию с участниками профессиональной деятельности 4,2±0,14 3,7±0,18 <0,05
Способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития 4,3±0,18 3,8±0,12 <0,05
Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в своей области 4,2±0,13 4,0±0,15 >0,05
ВЫВОДЫ
Таким образом, в результате анализа характера и особенностей взаимодействия образовательной среды и личности можно сделать вывод, что основным педагогическим условием перехода от жесткой регламентации физического воспитания на младших курсах к творческому самовыражению личности на старших курсах является создание в вузе благоприятной физкультурно-образовательной среды. Ее воздействие оказывает положительное формирующее влияние на личность специалиста посредством вовлечения студентов в активное взаимодействие в процессе освоения профессией.
Уровень овладения выпускниками общекультурными и профессиональными компетенциями зависит от типологии физкультурно-образовательной среды, созданной в вузе при активном участии самих обучаемых.
Целесообразность формирования физкультурно-образовательной среды подчиняется закономерностям взаимодействия среды и личности и включает в себя предшествующий и современный опыт развития образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьев, В.И. Государственный образовательный стандарт - стабилизационный инструмент развития физической культуры в вузах / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 39-45.
2. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков, Д.К. Ким // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 35-41.
3. Николаев, С.В. Использование замещающих упражнений преобразующей направленности при обучении прикладному плаванию спасателей МЧС России / С.В. Николаев, О.Е. Понимасов, А.О. Миронов // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2015. - № 4 (36). - С. 166-168.
4. Понимасов, О.Е. Компилированное объединение элементов техники прикладного плавания на основе использования замещающих упражнений интегрирующей направленности / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 136-139.
5. Понимасов, О.Е. Проектирование одновременно-симметричного идеального комбинационного типа техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, О.В. Новосельцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 139142.
6. Понимасов, О.Е. Особенности идеальной типовой модели асимметричной комбинации технических элементов прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.Г. Смирнова, С.В. Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 142-146.
7. Экономизация типологических комбинаций техники прикладного плавания при обучении курсантов военных вузов / И.Н. Штамбург, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, А.И. Новиков // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 16-17.
REFERENCES
1. Grigoriev, V.I., Davidenko, D.N., Chistyakov, V.A. and Kim D.K. (2011), "Competence approach to designing individual educational trajectories of students' physical development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 35-41.
2. Grigoriev, V.I., Davidenko, D.N. and Chistyakov, V.A. (2011), "State educational standard -the stabilization tool of development of physical training in higher schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, pp. 39-45.
3. Nikolaev, S.V., Ponimasov, O.E. and A.O. Mironov, A.O. (2015), "Use of substitutive exercises of transformative orientation in the training in applied swimming of rescue workers EMERCOM of Russia", Problems of technosphere risk management, Vol. 36, No. 4, pp. 166-168.
4. Ponimasov, O.E. (2014), "Compile association of applied swimming technique elements on the basis of substitute exercises of integrative orientation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 136-139.
5. Ponimasov, O.E., Grachev, K.A. and Novoseltsev, O.V. (2015), "Designing the simultaneous symmetric perfect combination type of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 142-146.
6. Ponimasov, O.E., Smirnova, O.G. and Nikolaev, S.V. (2015), "Features of the ideal standard model of asymmetric combination of applied swimming technical elements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. 139-142.
7. Shtamburg, I.N., Ponimasov, O.E., Grachev, K.A. and Novikov, A.I. (2016), "Economization typological combinations of applied swimming technique in military school cadet training", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 16-17.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.08.2017
УДК 796.01:577.1
МЕТАБОЛИЗМ МИНЕРАЛОВ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА
Фанис Азгатович Мавлиев, кандидат биологических наук, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань; Наталья Викторовна Рылова, доктор медицинских наук, Казанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Казань; Андрей Владимирович Жолинский, кандидат медицинских наук, Андрей Петрович Середа, доктор медицинских наук, Мкртыч Гагикович Оганнисян, кандидат биологических наук, Федеральный научно-клинический центр спортивной медицины и реабилитации ФМБА России, Москва
Аннотация
Определены минералы, ассоциированные у лиц юношеского возраста с двигательной активностью и её разновидностями (видом спорта). Показано, что содержание хрома и калия в слюне отличается в группах спортсменов и не спортсменов, а хрома и железа ассоциировано с видом спорта в исследуемых группах.
Ключевые слова: макро- и микроэлементы, спортсмены, не спортсмены.