В рамках компетентностного подхода, результаты образования представлены в виде набора соответствующих компетенций, которые прописаны в специальных нормативных документах. На практике за результативность процесса физического воспитания принимается степень соответствия усредненных значений результатов стандартных двигательных тестов типовым, принимаемых в качестве нормативных. Нормативный подход к оценке физической подготовленности не учитывает исходный уровень физической подготовленности и функционального состояния человека, которые могут существенно отличаться от средних значений как в большую, так и меньшую сторону.
Студенты экспериментальной группы информировались о тех результатах, которых они могут достичь в процессе оздоровительной деятельности. Причем отрицательный результат не должен приводить к переживаниям, поскольку неудовлетворенность процессом физического воспитания - это повод дальнейшей «работы над собой» и совершенствования. В результате студенты открывали не социально приписываемые, а собственные смыслы новой информации, что приводит к формированию готовности передачи полученных знаний другим людям.
Соответственно, педагогам при работе с такими студентами не требуется прибегать к дополнительным формам стимуляции активности студентов. Педагог лишь направляет эту активность и организует наиболее продуктивное взаимодействие со студентами, которые испытывают осознанный интерес к занятиям физической культурой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузнецов, В.А. Физкультурно-педагогическая деятельность в системе профессиональной подготовки учителя-предметника / В.А. Кузнецов, А.Б. Смирнов // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 3 (11). - С. 17.
2. Касаткин, А.А. Мотивы оздоровительной деятельности студенток в процессе обучения в вузе / А.А. Касаткин // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 6. - С. 10-13.
3. Ильин, А.А. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой / А.А. Ильин, К.А. Марченко, Л.В. Капилевич // Вестник Томского государственного университета. -2012. - № 360. - С. 143-147.
REFERENCES
1. Kuznetsov, V.A. and Smirnov, A.B. (2015), "Sports and pedagogical activity in the system of vocational training of the subject teacher", Bulletin of Minin University, No. 3 (11), pp. 17.
2. Kasatkin, A.A. (2012), "Motives of health-improving activity of female students within university education", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 10-13.
3. Ilin, A.A., Marchenko, K.A., and Kapilevich, L.V. (2012), "The forms and methods of student's motivation to the lessons of physical culture", Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo. universiteta, No 360, pp. 143-147.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.04.2018
УДК 796.011
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Юрий Яковлевич Лобанов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье разрабатывается концепция физкультурно-образовательной среды вуза, обеспечивающей благоприятные условия для удовлетворения профессиональных, образовательных,
развивающих и культурных потребностей обучаемых, формирования общих и профессиональных компетенций студентов. Выявлены функции физкультурно-спортивной обучающей среды вуза, обеспечивающей педагогическую сущность процесса взаимодействия и личности обучаемого. Сформулированы задачи физкультурно-образовательной среды вуза. Определены условия, обеспечивающие реализацию стратегии развития физкультурно-образовательного пространства вуза. Представлены результаты влияния физкультурно-образовательной среды на формирование общих и профессиональных компетенций студентов.
Ключевые слова: физкультурно-образовательная среда вуза, индивидуализация обучения, социальная активность личности, социально значимые качества.
SPORTS AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS NECESSARY CONDITION OF EFFECTIVE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE EXPERTS Yuri Yakovlevich Lobanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Herzen State Pedagogical University of the Russian, St. Petersburg
Annotation
The article develops the concept of the physical culture and educational environment of the university, which provides favorable conditions for satisfying the professional, educational, developmental and cultural needs of the trainees, forming the general and professional competencies of students. The functions of the physical culture and sports teaching environment of the university, which provides the pedagogical essence of the process of interaction and personality of the trainee, are revealed. The tasks of the physical culture and educational environment of the university are formulated. The conditions ensuring the implementation of the strategy for the development of the sports and educational space of the university are determined. The results of the influence of the physical culture and education environment on the formation of general and professional competences of students are presented.
Keywords: physical culture and educational environment of the university, the individualization of instruction, the social activity of the individual, socially significant qualities.
ВВЕДЕНИЕ
Высшие образовательные учреждения характеризуются наличием определенной обучающей среды, которая связана и взаимодействует с моделью образования в стране [7]. Обучающая среда является важнейшим условием успешного развития образовательного процесса, так как основная жизнедеятельность студента протекает именно в вузовской среде. Характер современного периода развития высшей школы заставляет по-новому взглянуть на возможности обучающей среды вуза, ставит задачу ее научного обоснования.
Обучающая среда вуза выступает связующим звеном между обществом и личностью. Физкультурно-образовательная среда функционирует как специфическая составляющая общей макросреды вуза, включающей в себя относительно устойчивые, системные связи, деятельность и отношения, в которых личность наделяется определенной ролью субъекта общественно значимой деятельности и обладает возможностями саморазвития [5]. Она формируется в определенном поле видов предметной деятельности, характеризующемся ролевой функцией ее членов, регулированием их взаимоотношений, способами и формой общения, ценностным отношением к определенному содержанию социально значимой информации, состоянием образовательной работы [1, 6].
Таким образом, физкультурно-образовательная среда - это образовательное, социокультурное и развивающее пространство вуза, определяемое его педагогической моделью, с наделением ролевой функциональностью его участников, содержанием учебной и воспитательной работы, характеризующееся физкультурно-оздоровительной направленностью и направленное на воспитание профессиональных и социально значимых качеств студентов, овладение ими общечеловеческими ценностями.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
При обосновании физкультурно-образовательной среды вуза выдвигалась необходимость решения следующих задач:
- создать типовую модель среды вуза, имеющую физкультурно-оздоровительную направленность;
- определить роль внутренней среды вуза в формировании социально значимых качеств у будущих специалистов и в повышении эффективности физической культуры в вузе.
Основными условиями создания благоприятной физкультурно-образовательной среды в вузе являются [4]:
- физкультурно-образовательная направленность руководства вуза, его позитивное отношение к физической культуре и спорту;
- руководящая деятельность преподавателей физической культуры по развитию физкультурно-образовательной среды;
- наличие достаточной материальной физкультурно-спортивной базы;
- благоприятные социально-бытовые условия жизнедеятельности;
- организаторская работа спортивного актива, лучших спортсменов.
Педагогическая сущность процесса взаимодействия физкультурно-спортивной
микросреды и личности обучаемого заключалась в возможности комплексного воздействия ее на личность. Направленность этого воздействия реализовывалась в ряде функций среды: обучающей, воспитательной, формирующей, контролирующей, психорегулирую-щей [2, 3].
Обучающая функция среды проявлялась в результате взаимодействия систем "преподаватель - студент" и "преподаватель - студенческий коллектив".
Формирующая функция данной среды выражалась в том, что обучаемый включался в систему объективных функциональных отношений и деятельности, способствующей активизации и развитию значимых личностных качеств и профессиональных компетенций.
Воспитательная функция среды проявлялась в результате создания условий для воздействия на личность с целью формирования ее мировоззрения, физической и общей культуры, осознания студентом понятий истины, добра, справедливости, свободы, совести, чести.
В основе контролирующей функции среды лежала методика оценивания студентов по физической культуре, определяемая одноименной кафедрой. Дополнительно активизировались механизмы самоконтроля и взаимного контроля студентов.
Психорегулирующая функция среды проявилась в воспроизведении в процессе взаимодействия членов коллектива вуза благоприятного социально-психологического климата в учебной группе, на кафедре, в вузе в целом, способствующего самореализации и реабилитации личности.
В процессе взаимодействия среды и личности складывались условия для формирования у обучаемых профессиональных компетенций и повышения эффективности физического воспитания в целом.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В педагогическом эксперименте приняли участие два курса студентов. Контрольную группу составили 85 студентов, экспериментальную группу - 92 студента. В контрольной группе процесс физического воспитания проводился по стандартной программе. В экспериментальной группе осуществлялось педагогическое сопровождение по созданию физкультурно-образовательной среды с реализацией комплексного воздействия на личность студента.
Эффект педагогических воздействий по реализации функций физкультурно-образо-вательной среды оценивался на основании овладения студентами общими и
профессиональными компетенциями. Средний балл оценивания уровня овладения компетенциями вычислялся как среднее арифметическое суммы баллов, выставляемых ведущим преподавателем физического воспитания, куратором учебной группы и руководителем учебного подразделения (таблица 1).
Таблица 1 - Оценка уровня овладения студентами общими и профессиональными компетенциями_
Наименование компетенций Средний балл оценивания компетенций Р
ЭГ КГ
Умение работать в команде, с пониманием воспринимать социальные, личностные и культурные различия 4,5±0,14 3,9±0,15 <0,05
Организованность и способность к самообразованию 4,8±0,13 3,7±0,14 <0,05
Поддержание физической подготовленности на уровне, обеспечивающем полноценную деятельность 4,2±0,13 3,6±0,17 <0,05
Умение взаимодействовать с участниками производственного процесса 4,3±0,15 3,5±0,16 <0,05
Способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития 4,6±0,17 3,2±0,12 <0,05
Анализ данных таблицы показывает, что при организации физического воспитания в рамках физкультурно-образовательной среды вуза на базе личностно-направленной физической культуры, имеющую физкультурно-оздоровительную направленность и соответствующую требованиям обучения и жизнедеятельности студентов, обеспечивающую благоприятные условия для удовлетворения профессиональных, образовательных, развивающих и культурных потребностей, уровень овладения студентами общекультурными и профессиональными компетенциями повышается. Преимущественно эти компетенции характеризуют индивидуальное профессиональное формирование личности студента и вовлечение его в коллективное взаимодействие с сокурсниками и участниками образовательного процесса.
Формирующая функция физкультурно-образовательной среды проявилась в создании предпосылок для развития значимых личностных качеств и профессиональных компетенций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Концепция физкультурно-образовательной среды предполагает всестороннее и гармоничное воздействие на личность студента. Целенаправленная реализация ее функций обеспечивает устойчивое формирование профессиональных компетенций и социально значимых качеств. Для создания в вузе благоприятной физкультурно-образовательной среды необходимо выполнения ряда условий, обеспечивающих удовлетворение профессиональных, образовательных, развивающих и культурных потребностей студентов.
Генерация устойчивой физкультурно-образовательной среды вуза, удовлетворяющей гуманистической направленности современного образования, позволяет достичь наивысших социальных результатов в подготовке гармонично развитых, трудоспособных специалистов, способных наиболее полно реализовать собственный творческий и жизненный потенциал в условиях современного производства общечеловеческих ценностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лобанов, Ю.Я. Функции физкультурно-образовательной среды вуза в реализации индивидуально-ориентированной модели обучения / Ю.Я. Лобанов, А.О. Миронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 8 (150). - С. 60-65.
2. Лобанов, Ю.Я. Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации в процессе социализации девушек-курсантов в военно-учебном заведении / Ю.Я. Лобанов, К.Н. Дементьев, О.Н. Устинова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 6 (148). - С. 259-263.
3. Методика подготовки студентов с низким уровнем физической подготовленности к выполнению нормативов ВФСК ГТО / Ю.Я. Лобанов, О.В. Миронова, А. В. Токарева, И. В. Пыжова //
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 9 (151). - С. 170-174.
4. Методика тренировки студентов с низким уровнем физической подготовленности / Ю.Я. Лобанов, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова, О.Н. Устинова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 126-130.
5. Понимасов, О.Е. Улучшение динамических показателей попеременной комбинации технических элементов прикладного плавания посредством применения весопроецирующих упражнений / О.Е. Понимасов, Ю.Я. Лобанов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. -№ 10 (128). - С. 143-146.
6. Сравнительная характеристика физиологических показателей способов плавания под водой / Ю.Я. Лобанов, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, А.О. Миронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 119-121.
7. Характер проявления физических качеств в зависимости от типологических особенностей конституции студентов / Ю.Я. Лобанов, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова, А.В. Токарева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 122-126.
REFERENCES
1. Lobanov, Yu.Ya. and Mironov, A.O. (2017), "Functions of the educational and physical environment of the university in the implementation of an individual-oriented model of learning", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 60-65.
2. Lobanov, Yu.Ya., Dementiev, K.N. and Ustinova, O.N. (2017), "The choice of the strategy of behavior in conflict situations during female cadet's socialization in the military education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 148, No. 6, pp. 259-263.
3. Lobanov, Yu.Ya., Mironova, O.V., Tokareva, A. V. and Pyzhova, I.V. (2017), "Methods of training of students with low level of physical preparedness for passing to the 'Ready for Labor and Defense' complex", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 151, No. 9, pp. 170-174.
4. Lobanov, Yu.Ya., Kovalenko, V.N., Mironova, O.V. and Ustinova, O.N. (2018), "The technique of training of students with a low level of physical fitness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 126-130.
5. Ponimasov, O.E. and Lobanov, Yu. Ya. (2015), "Improving the dynamic performance of an alternate combination of technical elements of applied swimming through the use of weight-projecting exercises", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 143-146.
6. Lobanov, Yu. Ya., Ponimasov, O.E., Grachev, K.A. and Mironov, A.O. (2017), "Comparative characteristics of physiological parameters of underwater swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 119-121.
7. Lobanov, Yu.Ya., Kovalenko, V.N., Mironova, O.V. and Tokareva, A. V. (2018), "Character of management of physical quality depending on the typological features of the constitution of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 122-126.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.05.2018
УДК 796.011.3
ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ПРИКЛАДНЫХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ 11-12 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ САМБО НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Стефан Андреевич Лукин, тренер-преподаватель высшей категории, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1547» (ГБОУ Школа № 1547), Москва, Сергей Евгеньевич Табаков, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
В данной статье представлены результаты исследований влияния урока самбо на развитие у учеников прикладных навыков, необходимых для безопасной жизни в современном мегаполисе.
Ключевые слова: урок самбо, физическая культура, прикладные навыки.