Научная статья на тему 'Стимулирование профессиональной познавательной активности студентов в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью'

Стимулирование профессиональной познавательной активности студентов в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL COGNITIVE ACTIVITY / PROFESSIONAL COMPETENCE OF SPECIALIST IN MANAGEMENT ACTIVITIES / PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голушко Татьяна Викторовна, Колганова Елизавета Юрьевна, Хутин Сергей Анатольевич, Кузнецов Павел Константинович

В статье рассматриваются вопросы развития профессиональной познавательной активности студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Выявлены приоритетные когнитивные способности и компетенции обучаемых. Разработаны компоненты структуры стимулирующего занятия по физической культуре: формирование эвристических алгоритмов ознакомления и разучивания упражнений, приемов и действий, реализация самостоятельных практик тренировки, рефлексия студентов. Представлены результаты исследования, характеризующие эффективность когнитивно-познавательной формы организации физкультурно-спортивной деятельности в овладении студентами общими и профессиональными компетенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голушко Татьяна Викторовна, Колганова Елизавета Юрьевна, Хутин Сергей Анатольевич, Кузнецов Павел Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stimulation of professional cognitive activity of students in the process of the physical culture occupations and sports activities

The article deals with the development of the students' professional cognitive activity in the process of physical culture and sports activities. Priority cognitive abilities and competencies of the students have all been identified. Components of the structure of stimulating classes in physical culture were developed: the formation of the heuristic algorithms for familiarizing and learning exercises, techniques and actions, the implementation of independent practice workouts, students' reflection. The authors have presented the results of the study, characterizing the effectiveness of the cognitive form of organizing the physical education and sports activities in students' mastering of the general and professional competencies.

Текст научной работы на тему «Стимулирование профессиональной познавательной активности студентов в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью»

3. Decree of the Government of the Russian Federation of October 17, 2009 No. 812 On Amending Certain Acts of the Government of the Russian Federation',''available at: https://base.garant.ru/12170318/.

4. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of March 1, 2016 N 134n Procedure for organizing the provision of medical care to individuals engaged in physical culture and sports (including in the preparation and conduct ofsports and sports events), including the procedure for medical examination of persons wishing pass sports training, engage in physical culture and sports in organizations and (or) fulfill the standards of tests (tests) of the All-Russia physical culture and sports complex Ready for labor and defense','available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71327708/.

5. Order of the Federal State Statistics Service of October 3, 2017 N 653 On the approval of statistical tools for the organization of the Ministry of Sport of the Russian Federation federal statistical monitoring of the activities of institutions for adaptive physical culture and sports,"available at: https://nor-mativ.kontur.ru/document?moduleId=1 &documentId=301295.

6. Federal Law of the Russian Federation of 04.12.2007 No. 329-FZ On Physical Culture and Sport in the Russian Federation,"https://base.garant.ru/12157560/.

7. Federal Law of the Russian Federation of November 21, 2011 N 323-FZ On the fundamentals of protecting the health of citizens in the Russian Federation"'available at: https://base.garant.ru/57499516/.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.07.2019

УДК 796.011.3

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Татьяна Викторовна Голушко, кандидат педагогических наук, Елизавета Юрьевна Колганова, кандидат педагогических наук, Сергей Анатольевич Хутин, кандидат экономических наук, Павел Константинович Кузнецов, кандидат социологических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте

РФ, Москва

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы развития профессиональной познавательной активности студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Выявлены приоритетные когнитивные способности и компетенции обучаемых. Разработаны компоненты структуры стимулирующего занятия по физической культуре: формирование эвристических алгоритмов ознакомления и разучивания упражнений, приемов и действий, реализация самостоятельных практик тренировки, рефлексия студентов. Представлены результаты исследования, характеризующие эффективность когнитивно-познавательной формы организации физкультурно-спортивной деятельности в овладении студентами общими и профессиональными компетенциями.

Ключевые слова: профессиональная познавательная активность, профессиональные компетенции специалиста управленческой деятельности, физкультурно-спортивная деятельность.

STIMULATION OF PROFESSIONAL COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE PROCESS OF THE PHYSICAL CULTURE OCCUPATIONS AND SPORTS

ACTIVITIES

Tatyana Viktorovna Golushko, the candidate of pedagogical sciences, Elizaveta Yurievna Kol-ganova, the candidate of pedagogical sciences, Sergey Anatolyevich Khutin, the candidate of economical sciences, Pavel Konstantinovich Kuznetsov, the candidate of sociological sciences, Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian

Federation, Moscow

Annotation

The article deals with the development of the students' professional cognitive activity in the process of physical culture and sports activities. Priority cognitive abilities and competencies of the students have

all been identified. Components of the structure of stimulating classes in physical culture were developed: the formation of the heuristic algorithms for familiarizing and learning exercises, techniques and actions, the implementation of independent practice workouts, students' reflection. The authors have presented the results of the study, characterizing the effectiveness of the cognitive form of organizing the physical education and sports activities in students' mastering of the general and professional competencies.

Keywords: professional cognitive activity, professional competence of specialist in management activities, physical education and sports activities.

ВВЕДЕНИЕ

Оптимизация образовательного процесса в условиях многоуровневого высшего профессионального образования требует деятельностного подхода к подготовке специалиста, переноса акцента с процесса предметного усвоения знаний к формированию познавательной активности студента в овладении им практикам профессиональной деловой коммуникации. Наибольший эффект в реализации образовательных технологий достигается при условии интеллектуальной активности обучаемых к освоению профессиональных знаний, производственных практик, творческих приемов и способов работы. В этой связи в результате проведенных психолого-педагогических исследований накоплен обширный эмпирический материал, раскрывающий сущность средств, методов, методик и технологий образовательного процесса, направленного на стимулирование профессионально-познавательной активности студентов вузов государственной службы при освоении ими специальных и профильных дисциплин [3, 6].

Вместе с тем на позитивные тенденции совершенствования активизации познания студентов при овладении ими избранной профессией негативное влияние оказывает фактор недооценки участниками образовательного процесса значимости непрофильных дисциплин, в частности физической культуры, в стимулировании профессиональной познавательной активности обучаемых. Между тем физкультурно-спортивная деятельность имеет огромный педагогический потенциал для развития психических качеств личности, являющихся показателями профессиональной познавательной активности студента [2, 8].

Индикаторными характеристиками профессиональной познавательной активности выступают: осознанность усвоения знаний, творческая инициатива, интерес к овладению профессией, самодисциплина. К качествам, развиваемым в процессе занятий физическим воспитанием, также можно отнести устойчивость внимания, степень заинтересованности в обучении, позитивный эмоциональный фон образовательной деятельности [1, 9].

Наибольшую значимость для овладения управленческими специальностями имеют следующие способности, выражаемые через требования к компетенциям, сформулированным в образовательном стандарте подготовки специалиста [4] :

- способностью к аналитическому изучению нормативно-правовой документации профессиональной управленческой деятельности;

- владением навыками самоорганизации и самообразования;

- способностью к проектной деятельности на основе широкой профессиональной и общей эрудиции, абстрактного мышления в управлении кадровыми ресурсами организаций;

- умением модельного администрирования процессов и алгоритмов властных структур и субъектов при реализации инновационных проектов управленческой деятельности;

- способностью овладевать современными методами управления проектами, обновляющимися характеристиками профессиональной деятельности, современными инновационными технологиями.

Проведенные исследования свидетельствуют, что опыт когнитивных практик в значительной мере обусловливает эффективность обучения не только физической культуре, но и специальным предметам управленческого профиля. Управленческая деятельность характеризуется необходимостью постоянного углубления и совершенствования знаний,

поддержания исследовательского интереса сотрудников, акцентированной мотивацией к освоению новых методов управленческой работы, выраженным преобладанием аналитических алгоритмов деятельности, готовностью к поиску нестандартных решений на базе широкой эрудиции и абстрактного мышления [5, 7].

Предположение о том, что эффективность образовательного процесса будущих специалистов управления может быть значительно повышена за счет стимулирования профессиональной познавательной активности в процессе физкультурно-спортивной деятельности как ведущего мотива образовательного процесса, явилось рабочей гипотезой проведенного исследования.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

С целью выявления возможностей стимулирования профессиональной познавательной активности в процессе физкультурно-спортивной деятельности было проведено исследование, связанное с изучением динамики когнитивных качеств студентов вуза государственной службы в процессе овладения специальностью.

В исследовании приняли участие 47 студентов управленческих специальностей в возрасте от 18 до 20 лет. Из числа участников эксперимента были сформированы две группы - контрольная в количестве 21 человек и экспериментальная в количестве 26 человек. Занятия по физической культуре проводились в течение учебного семестра два раза в неделю. Контрольная группа занималась по утвержденному тематическому плану и программе. С экспериментальной группой проводились учебно-тренировочные занятия, отличающиеся выраженной направленностью на активизацию когнитивных способностей студентов как в процессе учебных занятий, так и при проведении спортивно-массовой работы.

Получение новых знаний и умений студентами на занятиях познавательной формы организации характеризовалось расширением базы двигательных навыков за счет углубленного овладения новыми упражнениями, приемами, действиями на основе самостоятельного изучение и анализа информации. Основными структурными элементами занятия по физической культуре являлись формирование эвристических алгоритмов ознакомления и разучивания упражнений, приемов и действий, реализация самостоятельных практик тренировки, рефлексия студентов.

Оценка эффективности когнитивно-познавательной формы организации учебно-тренировочных занятий по физической культуре со студентами управленческих специальностей проводилась на основании уровня овладения студентами общими и профессиональными компетенциями. Средний балл оценивания уровня овладения компетенциями вычислялся как среднее арифметическое суммы баллов, выставляемых ведущим преподавателем физического воспитания, куратором учебной группы и руководителем учебного подразделения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты эксперимента отражены в таблице 1. Анализ данных таблицы показывает, что при проведении учебно-тренировочных занятий по физической культуре по форме когнитивно-познавательной организации с использованием эвристических практик студентов, механизмов активизации познания, смысловой рефлексии и деятельностной реализации полученной информации уровень овладения студентами управленческими компетенциями повышается.

Совершенствование способностей и умений в рамках когнитивно-познавательной формы организации физкультурно-спортивной деятельности предопределило создание условий к стимулированию профессиональной познавательной активности с целью эффективного овладения избранной специальностью и закреплению изученных упражнений, приемов и алгоритмов действий обучаемых.

Таблица 1 - Оценка уровня овладения студентами общими и профессиональными компетенциями_

Наименование компетенций Средний балл оценивания компетенций Р

ЭГ КГ

Способность к аналитическому изучению нормативно-правовой документации профессиональной управленческой деятельности 4,6±0,13 3,7±0,12 <0,05

Владение навыками самоорганизации и самообразования 4,7±0,15 3,8±0,12 <0,05

Способность к проектной деятельности на основе широкой профессиональной и общей эрудиции, абстрактного мышления в управлении кадровыми ресурсами организаций 4,8±0,17 3,7±0,11 <0,05

Умение модельного администрирования процессов и алгоритмов властных структур и субъектов при реализации инновационных проектов управленческой деятельности 4,3±0,15 3,2±0,13 <0,05

Способность овладевать современными методами управления проектами, обновляющимися характеристиками профессиональной деятельности, современными инновационными технологиями 4,6±0,17 3,5±0,16 <0,05

Особенность организации физкультурно-спортивной деятельности, заключающаяся в когнитивно-профессиональной направленности обучения, способствовало формированию способности студентов к формированию профессиональных компетенций на основе активно-смыслового освоения знаний, умений и управленческих практик, и эвристического решения коммуникативных, контрольных и интроспективных задач.

Побуждающая направленность обучения способствовала формированию способности студентов к проектной деятельности на основе широкой профессиональной и общей эрудиции, абстрактного мышления в управлении кадровыми ресурсами организаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, эффективность образовательного процесса будущих специалистов управления может быть значительно повышена за счет стимулирования профессиональной познавательной активности в процессе физкультурно-спортивной деятельности как ведущего мотива образовательного процесса. При этом побуждающая направленность обучения способствует формированию способности студентов к проектной деятельности на основе широкой профессиональной и общей эрудиции, абстрактного мышления в управлении кадровыми ресурсами организаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кочетков, Д.И. Возможности реализации дидактического проекта на основе совмещения педагогических операций / Д.И. Кочетков, О.Е. Понимасов, И.Б. Пилина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 169-172.

2. Конструктивность блочной организации учебно-тренировочных занятий со студентами / В.Ю. Крылатых, А.О. Миронов, А.Ф. Самоуков, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 170-174.

3. Реализация целей межэтнического воспитания студентов средствами оздоровительной физической культуры / В.Ю. Крылатых, А.М. Шувалов, А.О. Миронов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 163-168.

4. Лобанов, Ю.Я. Физкультурно-образовательная среда вуза как необходимое условие эффективного формирования профессиональных компетенций будущих специалистов / Ю.Я. Лобанов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 159-163.

5. Формирование систематизирующих и когнитивных способностей студентов на занятиях по физическому воспитанию / А.О. Миронов, А.Ф. Самоуков, А.М. Шувалов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 239-243.

6. Коммуникативные основы этического воспитания студентов в практике физкультурно-спортивной деятельности / А.О. Миронов, А.Ф. Самоуков, А.М. Шувалов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 217-220.

7. Понимасов, О.Е. Методика индивидуально-ориентированного замещения движений при обучении прикладному плаванию курсантов военных вузов / О.Е. Понимасов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2015. - № 4. - С. 51-54.

8. Компонентные составляющие временного бюджета студентов дневного отделения, занимающихся спортом / А.Ф. Самоуков, А.М. Шувалов, В.Ю. Крылатых, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 314-318.

9. Многофункциональность модели занятий оздоровительной аэробикой в управленческом вузе / А.М. Шувалов, В.Ю. Крылатых, А.О. Миронов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 397-401.

REFERENCES

1. Kochetkov, D.I., Ponimasov, O.E. and Pilina, I.B. (2018), "Possibilities of implementation of the didactical project based on the combination of pedagogical operations", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 169-172

2. Krylatykh, V.Yu., Mironov, A.O., Samoukov, A.F. and Ponimasov, O.E. (2019), "Constructively of a block organization of training lessons with students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 170-174.

3. Krylatykh, V.Yu., Shuvalov, A.M., Mironov, A.O. and Ponimasov, O.E. (2019), "Realization of the objectives of interethnic education of students by means of health-improving physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 163-168.

4. Lobanov, Yu.Ya. (2018), "Physical education and educational environment of the university as a necessary condition for the effective formation of professional competencies of future specialists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 159-163.

5. Mironov, A.O., Samoukov, A.F., Shuvalov, A.M. and Ponimasov, O.E. (2019), "Formation of systematizing and cognitive abilities of students in physical training activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 239-243.

6. Mironov, A.O., Samoukov, A.F., Shuvalov, A.M. and Ponimasov, O.E. (2019), "Communicative bases of ethical education of students in the practice of physical and sports activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 217-220.

7. Ponimasov, O.E. (2015), "The method of individual-oriented movement replacement when teaching applied swimming to cadets of military universities", Physical culture, sport - science and practice, No. 4, pp. 51-54.

8. Samoukov, A.F., Shuvalov, A.M., Krylatykh, V.Yu. and Ponimasov, O.E. (2019), "Component components of the temporary budget of the students of the day division engaged in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 314-318.

9. Shuvalov, A.M., Krylatykh, V.Yu., Mironov, A.O. and Ponimasov, O.E. (2019), "Multi-functionality of models of health-improving aerobics at a management higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 397-401.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 31.07.2019

УДК 796.344

ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРАБАДМИНТОНИСТОВ

Павел Константинович Добрынин, тренер, Спортивная школа «Лидер» Фрунзенского района, Санкт-Петербург; Игорь Николаевич Ворошин, доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, Валентина Юрьевна Барябина, младший научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт

физической культуры

Аннотация

Парабадминтон - относительно молодая, но набирающая все большую популярность группа паралимпийских дисциплин, включенная в программу Паралимпийских игр - 2020. В данных дисциплинах могут принимать участие спортсмены с поражением ОДА, выступающие как стоя, так и в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.