Научная статья на тему 'Эффективность мотивационного подхода к реализации дисциплины Физическая культура и спорт у обучающихся педагогического вуза'

Эффективность мотивационного подхода к реализации дисциплины Физическая культура и спорт у обучающихся педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / МОТИВАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STUDENTS / MOTIVATION / NEEDS / PHYSICAL EDUCATION AND SPORT / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фокин Александр Михайлович, Зюкин Анатолий Васильевич, Шелкова Людмила Николаевна, Цыганкова Анна Владимировна

В статье рассмотрены вопросы организации педагогического процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» в вузе с целью повышения ее эффективности на основе изучения мотивов, потребностей и интересов обучающихся педагогического вуза. Решены задачи изучения побуждающих мотивов к занятиям физической культурой и спортом, подбора средств физической культуры, повышающих интерес к занятиям и стимулирующих двигательную активность студентов. Проведено анкетирование обучающихся на 1, 2 и 3-х курсах университета им. А.И. Герцена с целью изучения основных мотивов к занятиям физической культурой и спортом. Разработаны новые формы и методики совершенствования системы физкультурно-образовательной деятельности в вузе, стимулирующие обучающихся на индивидуально-ориентированное отношение к занятиям физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фокин Александр Михайлович, Зюкин Анатолий Васильевич, Шелкова Людмила Николаевна, Цыганкова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of motivational approach to realization of discipline physical culture and sports among the trained at the pedagogical university

The article discusses the organization of the pedagogical process in the discipline "Physical Culture and Sport" at the university in order to increase its effectiveness on the basis of studying the motives, needs and interests of the students of the pedagogical university. The problems of studying the motives for physical education and sports, the selection of physical culture tools that increase interest in classes and stimulate students' motor activity have been solved. A survey of the students in the 1st, 2nd and 3rd courses of the Herzen University in order to study the main motives for physical education and sports is conducted. New forms and methods of improving the system of physical education and training activities at the university have been developed, stimulating students to the individually-oriented attitude to physical education and sports.

Текст научной работы на тему «Эффективность мотивационного подхода к реализации дисциплины Физическая культура и спорт у обучающихся педагогического вуза»

3. Федякин, А. А. Построение регламентированных занятий физической культурой с учетом уровня подготовленности студентов / А.А. Федякин, Е.В. Кувалдина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 194-196.

REFERENCES

1. Martirosov E.G., Nikolaev D.V. and Rudnev, S.G. (2006), Technologies and methods of human body composition assessment, Nauka, Moscow.

2. Kortava, Z.G., Fedyakin, А.А., Vasilkovskaya, Yu.A. and Zaplatina, N.Yu. (2018), "The student's physical activity increase during the elective discipline training by physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (155), pp. 126-129.

3. Fedyakin A.A. and Kuvaldina, E.V. "Construction of official physical education lessons using student's fitness level", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (124), pp. 194-196.

Контактная информация: afkfed@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.02.2020

УДК 796.011.3

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОТИВАЦИОННОГО ПОДХОДА К РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Александр Михайлович Фокин, кандидат педагогических наук, Анатолий Васильевич

Зюкин, доктор педагогических наук, профессор, Людмила Николаевна Шелкова, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Владимировна Цыганкова, магистрант, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-

Петербург

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы организации педагогического процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» в вузе с целью повышения ее эффективности на основе изучения мотивов, потребностей и интересов обучающихся педагогического вуза. Решены задачи изучения побуждающих мотивов к занятиям физической культурой и спортом, подбора средств физической культуры, повышающих интерес к занятиям и стимулирующих двигательную активность студентов. Проведено анкетирование обучающихся на 1, 2 и 3-х курсах университета им. А.И. Герцена с целью изучения основных мотивов к занятиям физической культурой и спортом. Разработаны новые формы и методики совершенствования системы физкультурно-образовательной деятельности в вузе, стимулирующие обучающихся на индивидуально-ориентированное отношение к занятиям физической культурой и спортом.

Ключевые слова: обучающиеся, мотивация, потребности, физическая культура и спорт, физ-культурно-спортивная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p440-445

EFFICIENCY OF MOTIVATIONAL APPROACH TO REALIZATION OF DISCIPLINE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AMONG THE TRAINED AT THE

PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Alexander Mikhailovich Fokin, the candidate of pedagogical sciences, Anatoly Vasilievich

Zyukin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Lyudmila Nikolaevna Shelkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anna Vladimirovna Tsygankova, the master student, The Herzen State Pedagogical University of the Russian, St. Petersburg

Abstract

The article discusses the organization of the pedagogical process in the discipline "Physical Culture and Sport" at the university in order to increase its effectiveness on the basis of studying the motives, needs

and interests of the students of the pedagogical university. The problems of studying the motives for physical education and sports, the selection of physical culture tools that increase interest in classes and stimulate students' motor activity have been solved. A survey of the students in the 1st, 2nd and 3rd courses of the Herzen University in order to study the main motives for physical education and sports is conducted. New forms and methods of improving the system of physical education and training activities at the university have been developed, stimulating students to the individually-oriented attitude to physical education and sports.

Keywords: students, motivation, needs, physical education and sport, physical culture and sports activities.

ВВЕДЕНИЕ

Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, отмечают рост ко -личества обучающихся в вузах, имеющих серьезные отклонения в состоянии здоровья, ежегодно на первый курс вузов России зачисляется не более 20% относительно здоровых студентов. При этом социологические опросы у большинства обучающихся данной категории показывают отсутствие желания заниматься физическим упражнениями, что приводит к увеличению числа обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе к выпускному курсу [2, 5]. В этой связи одной из приоритетных задач становится формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре и спорту и установки на здоровый образ жизни [3, 6].

Одним из главных организационных подходов к физкультурно-спортивной деятельности в вузе является индивидуальный подход, основанный на свободном выборе обучающимися видов спорта и современных систем физических упражнений [7].

В последние годы увеличилось количество научных работ, связанных с изучением мотивационного подхода к организации физкультурно-спортивной деятельности. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся, их побуждающих мотивов к занятиям физической культурой и спортом, можно подобрать те или иные средства физической культуры, которые повысят их интерес к занятиям, тем самым повысив двигательную активность, что в дальнейшем приведет к решению задач по формированию профессионально-значимых качеств [1, 4].

Противоречивость данных по вопросам снижения двигательной активности обучающихся, падения интереса к занятиям физической культурой и спортом и к участию в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях во внеучебное время, а также изучения мотивационных подходов к организации физкультурно-спортивной деятельности в вузе, требует усиления исследований и делает разработку этой проблемы актуальной.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Целью исследования явилось определение мотивов, обуславливающих направленность занятий физической культурой и спортом у обучающихся педагогического вуза, с целью повышения их эффективности. Для достижения поставленной цели, было проведено анкетирование 449 человек, обучающихся на 1, 2 и 3-х курсах университета им. А.И. Герцена. В ходе анкетирования изучались основные мотивы к занятиям физической культурой и спортом. Обучающимся предлагалось оценить значимость мотивов по 5-ти балльной шкале. В последующем ответы на вопросы анкеты объединялись по 14 основным направлениям и определялись средние значения. На основании результатов, полученных в ходе анкетирования, были разработаны новые формы и методики совершенствования системы физкультурно-образовательной деятельности в условиях вуза, которые бы стимулировали обучающихся на индивидуально-ориентированное отношение к занятиям физической культурой и спортом. В начале учебного года, обучающимся была предоставлена возможность свободного выбора видов спорта и систем физических упражнений. По результатам индивидуально-дифференцированного подхода обучающиеся были разделены на 4 группы по выбранным видам спорта: 1 группа - пилатес, 2 группа - аэробика, 3 группа

- волейбол, 4 группа - настольный теннис. В течение учебного года они регулярно посещали занятия. В конце учебного года обучающимся предстояло оценить свой уровень удо -влетворенности занятиями физической культурой и спортом.

Для определения уровня физической подготовленности обучающихся в четырех экспериментальных группах проводилось педагогическое тестирование по следующим контрольным испытаниям: сгибание-разгибание рук в упоре лежа, прыжок в длину с места, поднимание и опускание туловища, наклоны вперед, бег на 60 м, бег на 2000 м. Подбор контрольных упражнений осуществлялся согласно рабочей программы дисциплины «Физическая культура и спорт» университета.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе анкетирования выявлялось мнения обучающихся об отношении к дисциплине «Физическая культура и спорт», определении ведущих форм и способов мотивации к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. 66% обучающихся оценили свою двигательную активность, как среднюю, 23% - как низкую и только 11% - как высокую. Было выявлено большое значение мотивационного подхода в формировании сознательного отношения к физкультурно-спортивной деятельности обучающихся (рисунок 1).

Чтобы получить зачёт Чтобы повысить уровень ФП Чтобы отдохнуть от аудиторных занятий Чтобы пообщаться с однокурсниками Чтобы пообщаться с преподавателем Потому что надо

1%

6% 5%

20%

25'

43%

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% 50%

Рисунок 1 - Мотивация к занятиям физической культурой и спортом

В процессе анкетирования была выявлена цель посещения занятий по физической культуре и спорту обучающимися. 43% обучающихся посещают занятия по формальным признакам для того, чтобы получить зачет по дисциплине, 25% обучающихся посещают занятия, чтобы повысить уровень физической подготовленности, 20% обучающихся посещают занятия, чтобы отдохнуть от аудиторных занятий, оставшиеся 12% посещают занятия, чтобы встретиться и пообщаться с однокурсниками.

В ходе анкетирования были установлены основные мотивы к занятиям физической культурой и спортом.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что большинство обучающихся связывают занятия физической культурой с улучшением внешнего вида, выполнением формальных зачетных требований, улучшением самочувствия, укреплением здоровья, получением удовольствия, формированием знаний, реализаций потребности в общении, развитием своих способностей, подготовкой к профессиональной деятельности.

Малозначимым оказались мотивы: получение социального признания, ориентация на спортивную деятельность, подготовка к профессиональной деятельности.

По окончанию эксперимента вырос уровень удовлетворенности обучающихся к занятиям физической культурой и спортом. Так негативное отношение снизились до минимальных показателей 3-4%, средний уровень удовлетворенности увеличился с 28% до 42%, низкий уровень удовлетворенности понизился до 26%, а высокий уровень удовлетво -ренности вырос почти на 10%. В результате проведенного эксперимента выявлена динамика показателей физической подготовленности обучающихся группы «Пилатес», «Аэробика», «Настольный теннис», «Волейбол» (таблицы 1-4).

Таблица 1 - Динамика физической подготовленности обучающихся группы «Пилатес» в ходе эксперимента, х±т_

Упражнение до после ъмп p

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 7,4±3,01 12,3±2,84 12,9 p <0,01

Прыжок в длину с места, см 160,3±14,53 163,1±14,06 4,8 p <0,01

Поднимание и опускание туловища, кол-во раз 34,7±5,94 42,9±5,88 20,5 p <0,01

Наклоны вперед, см 8,2±3,62 12,15±3,27 9,9 p <0,01

Бег на 2000 м, мин., с 13,06±0,75 13±0,75 2,3 p <0,05

Бег на 60 м, с 10,3±0,60 10,19±0,55 4,2 p <0,01

Таблица 2 - Динамика физической подготовленности обучающихся группы «Аэробика» в ходе эксперимента, х±т_____

Упражнение до после to™ p

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 5,8±2,53 11,6±2,84 6,8 p <0,01

Прыжок в длину с места, см 165±12,57 168±12,56 7,7 p <0,01

Поднимание и опускание туловища, кол-во раз 35,35±6,05 45,5±5,27 26,8 p <0,01

Наклоны вперед, см 7,75±2,81 11,5±2,52 14,4 p <0,01

Бег на 2000 м, мин., с 13,06±0,53 13,02±0,52 2,4 p <0,05

Бег на 60 м, с 10,5±0,48 10,39±0,47 3,7 p <0,01

Таблица 3 - Динамика физической подготовленности обучающихся группы «Настольный теннис» в ходе эксперимента, х±т_____

Упражнение до после to™ p

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 8±3,63 11,45±3,75 6,9 p <0,01

Прыжок в длину с места, см 160,9±12,3 167,3±11,48 8,4 p <0,01

Поднимание и опускание туловища, кол-во раз 35,4±6,12 39,35±5,16 7,2 p <0,01

Наклоны вперед, см 10,5±4,01 11,25±3,80 2,9 p <0,01

Бег на 2000 м, мин., с 13,12±0,42 13±0,58 2,2 p <0,05

Бег на 60 м, с 10,47±0,58 10,31±0,56 4,0 p <0,01

Таблица 4 - Динамика физической подготовленности обучающихся группы «Волейбол» в ходе эксперимента, х±т_

Упражнение до после tэмп p

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 5,83±3,08 12,4±3,21 5,2 p <0,01

Прыжок в длину с места, см 167,55±11,24 173,7±10,54 8,9 p <0,01

Поднимание и опускание туловища, кол-во раз 34,45±7,59 42,8±7,37 13,3 p <0,01

Наклоны вперед, см 9,45±3,27 10,4±3,07 2,7 p <0,01

Бег на 2000 м, мин., с 13,18±0,50 13,03±0,45 3,5 p <0,05

Бег на 60 м, с 10,2±0,48 10±0,41 5,2 p <0,01

В группе «Пилатес» наибольший прирост произошел в упражнениях на сгибание-разгибание рук в упоре лежа (49,8%), на поднимание и опускание туловища (21,1%), в наклоне вперед (38,8%). Незначительный прирост наблюдался в беге на 60 м (1,2%), беге на 2000 м (0,6%), прыжке в длину с места (1,7%).

В группе «Аэробика» в беге на 60 м прирост составил 1,5%, в беге на 2000 м - 4,0%, в наклоне вперед - 39,0%, в поднимании и опускании туловища - 25,1%, в прыжке в длину с места - 1,9%, в сгибании-разгибании рук в упоре лежа - 66,7%.

В группе «Настольный теннис» в беге на 60 м прирост составил 1,5%, в беге на 2000 м - 0,8%, в наклоне вперед - 7,0%, в поднимании и опускании туловища - 10,6%, в прыжке в длину с места - 4,0%, в сгибании-разгибании рук в упоре лежа - 35,4%.

В группе «Волейбол» значительный прирост составил в сгибании-разгибании рук в упоре лежа - 72,2%, в поднимании и опускании туловища - 21,6%. Незначительный прирост произошел в наклоне вперед - 9,6%, в беге на 60 м - 1,5%, в беге на 2000 м - 1,2%, в прыжке в длину с места - 3,6%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ мотивов к занятиям физической культурой и спортом показал, что мотивы улучшения внешнего вида и выполнения формальных требований являются высоко

значимыми, а мотивы ориентации на спортивную деятельность, получения социального признания и подготовки к профессиональной деятельности оказались на последних местах. В ходе эксперимента у обучающихся произошло улучшение показателей физической подготовленности, что свидетельствует о положительном влиянии выбора видов спорта на физическую подготовленность обучающихся. Проведенный эксперимент свидетельствует о необходимости пересмотра содержания рабочей программы дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе на основе личностно-ориентированного подхода к учебным занятиям, что позволит создавать условия по формированию позитивного отношения к физической культуре, сохранению и укреплению здоровья, совершенствованию профессионально-значимых качеств студенческой молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Динамика уровня физической подготовленности студентов, педагогических специальностей в зависимости от мотивации к занятиям физической культурой / А.В. Зюкин, Л.Н. Шелкова, М.Э. Леппик, С .А. Барченко // Научное мнение. - 2018. - № 4. - С. 54-59.

2. Зюкин, А.В. Вовлечение студенческой молодежи в структуру здорового образа жизни сопряженным воздействием современных игровых и аэробных физических упражнений / А.В. Зюкин // Научное мнение. - 2019. - № 7-8. - С. 74-78.

3. Формирование конкурентоспособных качеств студентов-управленцев в процессе физ-культурно-состязательных форм деятельности / Е.Ю. Колганова, С.А. Хутин, Т.В. Голушко, О.Е. По-нимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 120-124.

4. Реализация целей межэтнического воспитания студентов средствами оздоровительной физической культуры / В.Ю. Крылатых, А.М. Шувалов, А.О. Миронов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 163-168.

5. Коммуникативные основы этического воспитания студентов в практике физкультурно-спортивной деятельности / А.О. Миронов, А.Ф. Самоуков, А.М. Шувалов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 217-220.

6. Фокин, А.М. Оценка уровня физической подготовленности обучающихся в институте физической культуры и спорта / А.М. Фокин, С. Л. Фетисова, Л.Н. Шелкова // Развитие теоретических основ физического воспитания и спорта : сб. статей. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 230-233.

7. Фетисова, С. Л. Определение контрольного упражнения при изучении курса мини-футбола студентами педагогических вузов / С.Л. Фетисова, А.М. Фокин, В.Ю. Егоров // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 50 (3). - С. 175-183.

REFERENCES

1. Zyukin, A.V., Shelkova, L.N., Leppik, M.E. and Barchenko, S.A. (2018), "Dynamics of the level of physical fitness of students, pedagogical specialties depending on motivation for physical education", The Scientific Opinion, No. 4, pp. 54-59.

2. Zyukin, A.V. (2019), "The involvement of students in the structure of a healthy lifestyle with the combined effects of modern gaming and aerobic exercise", The Scientific Opinion, No. 7-8, pp. 74-78.

3. Kolganova, E.Yu., Khutin, S.A., Golushko, T.V. and Ponimasov, O.E. (2019), "Formation of competitive qualities of student-managers in the process of physical-competitive forms of activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 175, No. 9, pp. 120-124.

4. Krylatykh, V.Yu., Shuvalov, A.M., Mironov, A.O. and Ponimasov, O.E. (2019), "Realization of the objectives of interethnic education of students by means of health-improving physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 163-168.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Mironov, A.O., Samoukov, A.F., Shuvalov, A.M. and Ponimasov, O.E. (2019), "Formation of systematizing and cognitive abilities of students in physical training activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 239-243.

6. Fokin, A.M., Fetisova, S.L. and Shelkova, L.N. (2018), "Assessment of the level of physical fitness of students at the Institute of Physical Culture and Sports", Development of the theoretical foundations of physical education and sport, digest articles, Herzen University, St. Petersburg, pp. 230-233.

7. Fetisova, S.L., Fokin, A.M. and Egorov, V.Yu. (2016), "Definition of a control exercise when studying a mini-football course by students of pedagogical universities", Problems of modern pedagogical education, digest articles, Vol. 50, No. 3, pp. 175-183.

Контактная информация: studio_grand@list.ru

Статья поступила в редакцию 02.02.2020

УДК 796.011

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ И ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО

Алексей Валерьевич Фурсов, кандидат педагогических наук, доцент, Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор, Антон Юрьевич Дронь,

кандидат биологических наук, доцент, Василий Васильевич Васильев, кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет

Аннотация

Введение - Комплекс ГТО является основой государственной программы физического воспитания и одним из ведущих механизмов формирования мотивации к ведению здорового образа жизни. Методы исследования - анкетирование, измерение испытаний нормативов комплекса ГТО обучающихся 3-4 классов, расчет знаков отличия. Результаты - В исследовании проанализированы вопросы анкеты, характеризующие отношения обучающихся к урокам физической культуры, выполнение нормативных требований комплекса ГТО, а также сформированность прикладных умений и навыков в метании, плавании и стрельбе. Вывод - Для подготовки обучающихся к выполнению норм комплекса ГТО на знаки отличия необходимы научное обоснование средств, форм и методов занятий.

Ключевые слова: опрос обучающихся, здоровый образ жизни, комплекс ГТО, нормативы, прикладные умения и навыки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p445-449

STUDYING ATTITUDE OF THE STUDENTS OF THE GRADES 3-4 TO A HEALTHY

LIFESTYLE AND FULFILLING THE NORMS OF THE GTO COMPLEX

Alexey Valerievich Fursov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nikolay Ivanovich Sinyavskiy, the doctor of pedagogical sciences, professor, Anton Yuryevich Dron, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Vasily Vasilievich Vasilyev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Surgut State Pedagogical University

Abstract

All-Russian sport complex "Ready for labor and defense" (GTO) represents the state standard of physical fitness of students and is one of the powerful mechanisms for generating motivation for a healthy lifestyle. Research methods - analysis and synthesis of the scientific literature, questionnaires, measurement of tests of the standards of the GTO complex of the students based on tests of the GTO complex of the students in the grades 3-4, by using the developed online technology www.rosinwebc.ru, calculation of insignia, comparative analysis, methods of mathematical statistics. Results - The study analyzed the respondents' answers to questions characterizing the attitude of schoolchildren to physical education lessons, independent and additional physical education and sports, attitudes toward the GTO, as well as the possession of the applied skills in throwing, swimming and shooting. Conclusion - to prepare the students for achieving higher results in passing the standards of the GTO complex, it is necessary to develop and use the new means and methods of the classes and introduce them into lessons and extra-curricular forms of classes.

Keywords: relations of students in grades 3-4, GTO complex, physical fitness, applied skills.

ВВЕДЕНИЕ

Комплекс ГТО содержит нормативы испытаний, позволяющие оценить уровень развития двигательных способностей, сформированность прикладных двигательных умений и навыков у обучающихся. Результаты исследования свидетельствуют о низком проценте обучающихся, способных выполнить нормативы ГТО на знаки отличия, где проблемными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.