Научная статья на тему 'Общепедагогические проблемы теоретической и прикладной подготовки бакалавров в условиях реализации ФГОС 3+'

Общепедагогические проблемы теоретической и прикладной подготовки бакалавров в условиях реализации ФГОС 3+ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
(ФГОС ВПО) / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION (FSES HPE) / BACHELOR''S PROGRAMME / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / ALL-RUSSIAN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" (VFSK GTO) / БАКАЛАВРИАТ / (ВФСК ГТО)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонова Р. И., Колодезникова С. И., Сентизова М. И.

В статье исследуется новое содержание учебной дисциплины «Физическая культура» по ФГОС ВПО третьего поколения. Актуальность формирования общекультурных компетенций у студентов по дисциплине «Физическая культура» отражена в целях, задачах, объеме учебных часов, реализуемых основными образовательными программами. В рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» 2014 г. проведен экспресс-анализ результатов по отдельным тестовым испытаниям, показанных студентами СВФУ. Результаты исследований свидетельствуют о необходимости внесения изменений в формы, содержание и организацию занятий по разделу «Прикладная физическая культура». Результаты сдачи нормативов ВФСК ГТО студентами позволили бы получить более точную, информативную и объективную характеристику физического развития, физической подготовленности занимающихся, качества преподавания дисциплины «Физическая культура» и уровня сформированности общекультурной компетенции (ОК-8). Выявленный пробел в планировании и организации физической подготовки обучающихся связан также со слабой материально-технической базой вузов, включая отсутствие помещений для скоростного бега, прыжковых упражнений, кроссового бега, недостаточностью специальных тренажеров и снарядов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Платонова Р. И., Колодезникова С. И., Сентизова М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общепедагогические проблемы теоретической и прикладной подготовки бакалавров в условиях реализации ФГОС 3+»

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС 3 +

УДК/UDC 796.071

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 01.06.2015 г.

Доктор педагогических наук, профессор Р.И. Платонова1

Кандидат педагогических наук, доцент С.И. Колодезникова1

Кандидат педагогических наук, доцент М.И. Сентизова1

1 Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск

GENERAL PEDAGOGICAL ISSUES OF THEORETICAL AND APPLIED BACHELOR TRAINING WITHIN IMPLEMENTATION OF FSES 3 +

Dr.Hab., Professor R.I. Platonova1

Ph.D., Associate Professor S.I. Kolodeznikova1

Ph.D., Associate Professor M.I. Sentizova1

1 Institute of Physical Culture and Sport of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk

Аннотация

В статье исследуется новое содержание учебной дисциплины «Физическая культура» по ФГОС ВПО третьего поколения. Актуальность формирования общекультурных компетенций у студентов по дисциплине «Физическая культура» отражена в целях, задачах, объеме учебных часов, реализуемых основными образовательными программами. В рамках Всероссийского физкультурно-спор-тивного комплекса «Готов к труду и обороне» 2014 г. проведен экспресс-анализ результатов по отдельным тестовым испытаниям, показанных студентами СВФУ. Результаты исследований свидетельствуют о необходимости внесения изменений в формы, содержание и организацию занятий по разделу «Прикладная физическая культура». Результаты сдачи нормативов ВФСК ГТО студентами позволили бы получить более точную, информативную и объективную характеристику физического развития, физической подготовленности занимающихся, качества преподавания дисциплины «Физическая культура» и уровня сформи-рованности общекультурной компетенции (ОК-8). Выявленный пробел в планировании и организации физической подготовки обучающихся связан также со слабой материально-технической базой вузов, включая отсутствие помещений для скоростного бега, прыжковых упражнений, кроссового бега, недостаточностью специальных тренажеров и снарядов.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), бакалавриат, общекультурная компетенция, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО).

Annotation

The new content of the subject "Physical Education" in compliance with the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education of the third generation is considered in the present paper. The relevance of the formation of general cultural competences of students on the subject "Physical education" is seen in the goals, objectives, amount of academic hours implemented in accordance with the basic educational programs. As part of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" of 2014 a rapid analysis of the results of individual tests for students of North-Eastern Federal University was conducted. The findings indicate the need for changes to be introduced to the form, content and organization of classes in the area of "Applied physical culture". The students' performance results of the qualification standards of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" would provide a more accurate, informative and objective description of physical development and physical fitness of the involved, the quality of teaching the subject "Physical Education" and the level of formation of the general cultural competence (GC-8). The detected gap in the planning and organization of physical training of students is also associated with the weak material and technical base in the universities, including the lack of facilities for high-speed running, jumping exercises, cross racing, lack of special-purpose exercise machines and apparatuses.

Keywords: Federal State Educational Standard of Higher Professional Education (FSES HPE), Bachelor's programme, general cultural competence, All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (VFSK GTO).

Введение. Полномасштабный переход к новым федеральным стандартам третьего поколения стал для российских вузов эффективным инструментом, с помощью которого будут формироваться современные кадровые структуры для развития всех сфер профессиональной деятельности, повышаться профессиональная востребованность и конкурентоспособность выпускников вузов на современных рынках труда. Так, с 2011 г. высшие учебные заведения России осуществляют свою образовательную деятельность на основе ФГОС ВПО третьего поколения (далее ФГОС ВПО), а в 2014 г утвержден ФГОС 3+.

Цель исследования - анализ теоретического и прикладного аспектов нового содержания дисциплины «Физическая культура» в соответствии с требованиями ФГОС 3+.

Результаты исследования и их обсуждение. В «Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года» одной из основных задач ставится модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе студентов профессиональных учебных заведений.

По ФГОС дисциплина «Физическая культура» стоит в перечне дисциплин, обеспечивающих формирование общекультурных компетенций (ОК). В стандарте второго поколения дисциплина находилась в цикле «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» (ГСЭ). В ФГОС «Физическая культура» дополнительно выделена в раздел «Прикладная физическая культура». В соответствии с современными общекультурными ценностями физическая культура рассматривается как фундаментальная база для усвоения

№ 10 • 2015 Октябрь | October

http://www.teoriya.ru

Результаты выполнения нормативов ГТО-2014 студентами СВФУ VI. СТУПЕНЬ: возрастная группа 18-24 года, юноши (п=268) и девушки (п=1279)

Тестовые задания Юноши

М ± а max min «Золото», % «Серебро», % «Бронза», % Выполнили норматив, % Не выполнили норматива, %

Прыжок в длину с места, см 232,2±16,7 297 188 31,53 24,51 26,45 82,49 28,01

Подтягивание из виса на перекладине, колич. раз 12,4±5,8 36 1 46,64 20,95 3,95 71,54 28,46

Тестовые задания Девушки

М ± а max min «Золото», % «Серебро», % «Бронза»,% Выполнили норматив, % Не выполнили норматива, %

Прыжок в длину с места, см 155,8±16,9 213,5 97 0,7 6,88 13,52 21,1 78,9

Подтягивание из виса на перекладине, колич. раз 9,05±4,8 30 1 4,33 8,22 34,47 47,02 52,98

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, колич. раз 13,8±8,0 43 1 44,71 8,34 17,23 70,28 29,72

Поднимание туловища из положения лежа на спине, колич. раз за 1 мин 30,8±9,3 67 1 3,1 15,42 19,93 38,45 61,55

и

га у

г.

ч—

. О 0J

■ -О

с

га

^

О (U .с Н

основ теоретическом подготовки, а прикладная часть трактуется как инструмент овладения средствами самостоятельного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, обеспечивающий готовность к достижению и поддержанию определенного уровня физической подготовленности для полноценной социальной и профессиональной деятельности. Дополнительным признанием значимости дисциплины «Физическая культура» является начавшийся этап внедрения ВФСК ГТО. На наш взгляд, в перспективе итоги тестовых испытаний ВФСК ГТО могут стать критерием оценки: от показателя формирования общекультурной и социальной компетенций будущих бакалавров до показателя при определении рейтинга эффективности вузов.

В целях апробации ВФСК ГТО, определения уровня физической подготовленности студентов на организационно-экспериментальном этапе необходимо было апробировать тестовые испытания в регионах РФ. В связи этим со специалистами ФНЦ ВНИИФК были проведены испытания по отдельным тестовым заданиям в ФГАОУ ВПО СВФУ в возрастной группе 18-29 лет согласно нормативам, результаты которых приведены в таблице.

Данные по итогам выполнения студентами тестовых испытаний VI ступени продемонстрировали большую дифференциацию между максимальными и минимальными показателями: высокий средний результат по двум тестовым испытаниям показали юноши. Результаты тестов «Подтягивание из виса на высокой перекладине» и «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами» соответствовали серебряному знаку; у девушек из 4 тестов по 3: «Подтягивание из виса на низкой перекладине», «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами», «Поднимание туловища из положения лежа на спине» - средние результаты не соответствовали минимальным требованиям. Только средние результаты по тесту «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» равнялись показателям серебряного знака ГТО.

Заключение. Результаты исследований по изучению готовности студентов к выполнению нормативных требований ВФСК ГТО-2014 свидетельствуют о необходимости внесения изменений в форму, содержание и организацию занятий по разделу «Прикладная физическая культура»:

- одной из причин нестабильных результатов выступает перегруженность студенческих групп (40-60 чел.) в вузе, которая не позволяет преподавателю (тренеру) разработать и контролировать оптимальную физическую нагрузку для каждого участника группы, применять индивидуальный комплекс упражнений, осуществлять полноценную консультацию и контроль за качеством выполнения каждым студентом необходимой физической нагрузки. Следует уменьшить

количество студентов в группах и установить норму занимающихся на одного преподавателя в зависимости от уровня их физической подготовленности, интереса к определенному виду физических занятий, спорту;

- результаты сдачи нормативов ВФСК ГТО студентами позволили бы получить более точную, информативную и объективную характеристику о физическом развитии, физической подготовленности занимающихся, качестве преподавания дисциплины «Физическая культура» и об уровне сформиро-ванности общекультурной компетенции (ОК-8);

- выявленный пробел в планировании и организации физической подготовки обучающихся связан также со слабой материально-технической базой вузов, включая отсутствие помещений для скоростного бега, прыжковых упражнений, кроссового бега, недостаточностью специальных тренажеров и снарядов.

Использованная литература

1. Неверкович С.Д., Идеальная личность спортсмена, создающая объективные условия для ее формирования / С.Д. Неверкович, П.С. На-горнов // Наука, психология, образование. - 2007. - № 1. - С. 28-31

2. Перова Е.И. Организационные аспекты и механизм реализации физкультурно-спортивного комплекса в системе образования Республики Саха (Якутия) / Е.И. Перова, Р.И. Платонова, С.И. Ко-лодезникова, М.И. Сентизова, В.П. Каратаев // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 1. - С. 41-48.

3. Платонова Р.И. Социальный потенциал комплекса ГТО в формировании физически активного населения / Р.И. Платонова, С.И. Колодезникова, С.Д. Халыев // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - № 3. - С. 169-171.

4. Платонова Р.И. Апробация тестовых испытаний ВФСК ГТ0-2014 в образовательных учреждениях региона / Р.И. Платонова, С.И. Колодезникова, М.И. Сентизова, С.Д. Халыев и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 1. - С. 7-10.

References

1. Neverkovich, S.D., Ideal'naya lichnost' sportsmena, sozdayushchaya ob'ektivnye usloviya dlya ee formirovaniya (Perfect Athlete's personality to create objective conditions for its formation) / S.D. Neverkovich, P.S. Nagornov // Nauka, psikhologiya, obrazovanie. -2007. - № 1. - P. 28-31

2. Perova, E.I. Organizatsonnye aspekty i mekhanizm realizatsii fizkul'turno-sportivnogo kompleksa v sisteme obrazovaniya Respubliki Sakha (Yakutiya) (Organizational aspects and procedure of implementation of physical culture and sports complex in the education system of the Republic of Sakha (Yakutia) / E.I. Perova, R.I. Platonova, S.I. Kolodeznikova, M.I. Sentizova, V.P. Karataev // Vestnik sportivnoy nauki. - 2015. - № 1. - P. 41-48.

3. Platonova, R.I. Sotsial'ny potentsial kompleksa GTO v formirovanii fizicheski aktivnogo naseleniya (Social potential of GTO complex in formation of physically active heritage) / R.I. Platonova, S.I. Kolodeznikova, S.D. Khalyev // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2014. - № 3. - P. 169-171.

4. Platonova, R.I. Aprobatsiya testovykh ispytaniy VFSK GT0-2014 v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh regiona (VFSK GTO 2014 tests approval in educational institutions in the region) / R.I. Platonova, S.I. Kolodeznikova, M.I. Sentizova, S.D. Halyev et al // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2015. - № 1. - P. 7-10.

8 http://www.teoriya.ru № 10 • 2015 Октябрь | October

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.