Научная статья Original article УДК 339.543
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ
СЛУЖБЫ РФ ДО 2030 ГОДА
IMPROVING THE EFFICIENCY OF LOGISTICS WHEN IMPLEMENTING THE DEVELOPMENT STRATEGY OF THE CUSTOMS SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION UNTIL 2030
Попова Полина Григорьевна, студентка 3 курса ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: [email protected]
Соколикова Полина Кирилловна, студентка 3 курса ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: [email protected]
Popova Polina Grigorievna, 3rd year student of the State Educational Institution of Higher Education "Russian Customs Academy", Lyubertsy, Russia, Email: [email protected]
Sokolikova Polina Kirillovna, 3rd year student of the Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: [email protected]
Аннотация. Представлен анализ основных показателей повышения эффективности тылового обеспечения таможенных органов РФ в части
управления государственным имуществом и снабжения транспортными средствами. Отражена динамика перераспределения и введения объектов недвижимости, обеспечения транспортными средствами. Выявлена проблема тылового обеспечения в части сложности процесса организации и осуществления государственных закупок. В свете реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года рекомендовано наращивать темпы тылового обеспечения таможенных органов при условии оптимизации использования бюджетных средств.
Annotation. The analysis of the main indicators of improving the efficiency of logistics of the customs authorities of the Russian Federation in terms of state property management and vehicle supply is presented. The dynamics of redistribution and introduction of real estate objects, provision of vehicles are reflected. The problem of logistics support in terms of the complexity of the process of organizing and implementing public procurement has been identified. In the light of the implementation of the Strategy for the Development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030, it is recommended to increase the pace of logistics support for customs authorities, provided that the use of budgetary funds is optimized.
Ключевые слова: таможенные органы, тыловое обеспечение, государственные закупки, Стратегия развития
Keywords: customs authorities, logistics, public procurement, development strategy
Введение. Совершенствование тылового обеспечения выступает основным направлением повышения эффективности деятельности и реализации основных постулатов Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года [1]. Эффективность работы ФТС РФ основана на слаженном взаимодействии тыловой службы с остальными структурными подразделениями Федеральной таможенной службы.
Рациональное обеспечение материально-техническими ценностями таможенных органов является важнейшим фактором, влияющим на результативность их деятельности [2-6].
Материалы и методы исследования. Тыловое обеспечение таможенных органов РФ находится введении Главного управления тылового обеспечения (ГУТО), сформированного в 1999 году. Главное управление тылового обеспечения является структурным подразделением центрального аппарата ФТС России. Основными видами деятельности ГУТО выступают проектирование и строительство объектов таможенной инфраструктуры, материально-техническое обеспечение таможенных органов, жилищное обеспечение должностных лиц, медицинское и социальное обеспечение должностных лиц, работников пенсионеров таможенных органов, а также членов семей указанных лиц и др. Целью управления тыловым обеспечением является удовлетворение потребностей таможенных органов в количественном и качественном соотношении в товарах, работах и услугах на каждом этапе их деятельности с учетом ограничения в источнике финансирования [7].
Результаты исследования и их обсуждение. В 2019-2021 гг. ФТС России проведена работа, направленная на повышение эффективности управления государственным имуществом (таблица).
Таблица - Управление государственным имуществом ФТС России [8-10]
Показатели 2019 2020 2021
Перераспределение (передача), изъятие объектов, ед. 97 166 113
Количество объектов в ведении ФТС России и ФГУП «РОСТЭК», ед. - 2 975 3 201
Так, согласно данным таблицы 1, следует отметить, что в 2019 году всего в отношении 97 единиц недвижимого имущества проведены согласования по перераспределению/передаче неэффективно используемого недвижимого имущества, из которых 60 объектов - по перераспределению имущества между таможенными органами и организациями, находящими в ведении ФТС России, 5 объектов - в казну Российской Федерации, 8 - в муниципальную собственность и собственность субъектов Российской Федерации и т.д.
В 2020 году проведены аналогичные действия с недвижимым имуществом, закрепленным за таможенными органами, организациями, находящимися в ведении ФТС России и ФГУП «РОСТЭК» в отношении 166 объектов. Из них 65 объектов таможенных органов/организаций, находящихся в ведении ФТС России, изъяты для передачи в пользование иным государственным (муниципальным) учреждениям. 7 объектов переданы в аренду, а также 11 - для передачи в безвозмездное пользование сторонним организациям и учреждениям и т.д. По состоянию на 1 января 2021 года в пользовании таможенных органов, а также организаций, находящихся в ведении ФТС России и ФГУП «РОСТЭК», находилось 2 975 объектов недвижимого имущества, общая площадь которых составила 1 566 тыс. кв. м
В 2021 году ситуация немного изменилась: процедуры согласования по перераспределению (передаче), изъятию были проведены в отношении 113 объектов недвижимого имущества. Из них 34 объекта подлежали изъятию, 17 было передано в аренду, 13 - по передаче в безвозмездное пользование сторонним организациям и учреждениям. По имеющимся данным на конец декабря 2021 года в пользовании таможенных органов, организаций, находящихся в ведении ФТС России и ФГУП «РОСТЭК» находилось 3 201 объекта недвижимого имущества площадью 2 304,3 тыс. кв. м.
Наблюдаем незначительные изменения относительно управления государственным имуществом ФТС России, но с каждым годом преобладает тенденция к увеличению количества данных объектов. Это говорит о наличии
и важности проблемы повышения эффективности управления государственным имуществом. Так, количество объектов, подлежащих перераспределению (передаче) или изъятию в 2021 году снизилось на 53 (или на 31,9 %) по отношению к 2020 году. Соответственно, и общее количество объектов недвижимого имущества изменилось: за счет проведенных процедур в 2021 году количество объектов, находящихся в ведении ФТС России и ФГУП «РОСТЭК», по состоянию на конец 2021 года по сравнению с началом 2021 года увеличилось после проведения аналогичных процедур на 226 объектов (7,6%).
Для повышения эффективности тылового обеспечения в 2019-2021 гг. проведены мероприятия по обновлению автомобильного парка таможенных органов (рисунок).
■ ■ ■
2019 2020 2021
Период исследования, год
■ Количество автотранспортных средств, шт.
■ Общая сумма контрактов, млн руб.
Рисунок - Транспортное обеспечение ФТС России в 2019-2021 гг. [8-10]
В 2019 году поставлено 270 автотранспортных средств, из которых 70 единиц составили автобусы и специальные транспортные средства, а 200 единиц - легковые автомобили на сумму 479,8 млн. руб., которые на 96,9%
о
U
si О
Н с^ CP Г Л
о О
SS о SS ей CP
н К
ч
<и
£ %
и о
с
н
е
«
К SS <и
<и SS о <и ю о
500 450 400 350 300 250 200 150 100 50 0
сформированы за счет мобилизации резервов ФТС России и использования экономии по результатам закупочной деятельности. В 2020 году по результатам заключения контрактов поставлено 177 единиц новых автотранспортных средств, из них 126 легковых автомобилей и 51 автобус. Контракты заключены на общую сумму 382,6 млн. руб. Также следует отметить, что эти денежные средства на 65% сформированы за счет перераспределения доведенных до ФТС России лимитов бюджетных обязательств и использования экономии по результатам закупочных процедур. В 2021 году из-за роста количества поставляемых автотранспортных средств увеличилась и общая сумма государственных контрактов, которая составила 403,3 млн. руб. Закупка аналогично была осуществлена за счет экономии бюджетных средств. Всего поставлено 181 ед. новых автотранспортных средств (131 легковой автомобиль, 22 грузопассажирских автомобиля и 28 специальных транспортных средств на базе грузовых автомобилей).
Подводя итог по приведенным данным рисунка, следует обратить внимание на снижение как количества поставленных автотранспортных средств, так и, следовательно, суммы контрактов в 2020 году. В 2021 году данные показатели увеличиваются, однако пик на протяжении трех лет приходится на 2019 год, когда поставлено большое количество объектов транспортного обеспечения.
Проблема тылового обеспечения на сегодняшний день - сложность процесса организации и осуществления государственных закупок. Ее суть состоит в запутанности системы: закупки могут производиться, как децентрализовано, так и централизовано, при этом децентрализованные закупки должны учитывать осуществляемые в централизованном порядке. Имеет место быть отрицательное влияние децентрализации в сфере государственных закупок на равномерность и эффективность расходования бюджетных средств, возможно снижение прозрачности производимых таможенными органами государственных закупок.
К возможности неравномерного расходования бюджетных средств добавляется риск закупки товаров или услуг ненадлежащего качества: нарушение контракта по предоставлению работ или же поставка товара не в полном объеме. Все это сигнализирует о повышении роли предварительной работы до размещения заказа.
Для решения существующих проблем в области закупок, необходим качественный мониторинг до размещения заказа, а именно проведение маркетингового исследования рынка, юридически грамотное составление государственного контракта и другие меры [5]. Так, в 2019 и 2020 годах таможенные органы вошли в число первых по количеству случаев обжалования решений в области таможенного дела. Повышение уровня законности в будущем возможно благодаря выработке дополнительных системных мер и проведения различных мероприятий, которые направлены на определенную проблему. Достижению данной цели может содействовать введение современных цифровых технологий. Например, уже с 2020 года начал свою работу многофункциональный аналитический ресурс АИС «Таможня и право» [3].
Вывод. В рамках повышения эффективности тылового обеспечения при обеспечении реализации направлений Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года при управлении государственным имуществом ФТС России наблюдаются незначительные изменения. С каждым годом преобладает тенденция к увеличению количества данных объектов. Аналогичная ситуация с транспортным обеспечением, проведено множество мероприятий по обновлению автомобильного парка таможенных органов. В 2020 году наблюдалось снижение количества поставленных автотранспортных средств и суммы контрактов. В 2021 году данные показатели увеличиваются, однако пик на протяжении трех лет приходится на 2019 год, поскольку поставлено большое количество объектов транспортного обеспечения.
В свете реализации основных направлений Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года следует наращивать темпы тылового обеспечения таможенных органов с рациональным использованием бюджетных средств.
Список использованных источников
1. Стратегия развития таможенной службы РФ до 2030 года. Режим доступа: https: //customs. gov.ru/activity/pro grammy-razvitiya/strate giya-razvitiya-fts-rossii-do-2030-goda. Дата обращения: 01.07.2022 г.
2. Бондаренко А.М. Совершенствование технологической составляющей экономической безопасности государства / А.М. Бондаренко, Л.С. Качанова, О.А. Кузминова, Т.А. Саадулаева // Московский экономический журнал. - 2021. - №10. doi: 10.24411/2413-046Х-2021-10596 URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij -zhurnal-10-2021-18/
3. Кузминова О.А. Система управления рисками как основа совершенствования таможенного контроля / О.А. Кузминова, Л.С. Качанова, О.Н. Афанасьева, Т.А. Саадулаева // Столыпинский вестник -2021. - №4. DOI: 10.244122713-1424-2021-10036.
4. Бондаренко А.М. Методика совершенствования технико-технологической составляющей экономической безопасности / А.М. Бондаренко, Л.С. Качанова, А.Н. Головко, В.П. Скворцов // International agricultural journal. - 2021.
5. Качанова Л.С. Повышение эффективности единой хозяйственной политики ФТС в контексте реализации задач по обеспечению экономической безопасности России / Л.С. Качанова, В.А. Кузминов, Ю.Е. Шабашева // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2022. - №2. - С. 37-41.
6. Качанова Л.С. Сущность вызовов и угроз финансовой безопасности государства / Л.С. Качанова, С.Р. Иневаткина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - №5-2 (87). - С. 44-48.
7. Приказ ФТС России от 26.11.2018 №1918 «Об утверждении Положения о Главном управлении тылового обеспечения». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_312472/. (Дата обращения: 20.04.2022).
8. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». Сборник Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г. Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbomik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (Дата обращения: 26.04.2022).
9. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». Сборник Таможенная служба Российской Федерации в 2020 г. Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbomik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (Дата обращения: 26.04.2022).
10. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». Сборник Таможенная служба Российской Федерации в 2021 г. Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbomik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (Дата обращения: 26.04.2022).
List of sources used
1. Development strategy of the Customs Service of the Russian Federation until 2030. Access mode: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/strategiya-razvitiya-fts-rossii-do-2030-goda . Date of application: 01.07.2022.
2. Bondarenko A.M. Improvement of the technological component of the economic security of the state / A.M. Bondarenko, L.S. Kachanova, O.A.
Kuzminova, T.A. Saadulaeva // Moscow Economic Journal. - 2021. - No.10. doi: 10.24411/2413-046X-2021-10596 URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-10-2021-18/
3. Kuzminova O.A. Risk management system as a basis for improving customs control / O.A. Kuzminova, L.S. Kachanova, O.N. Afanasyeva, T.A. Saadulaeva // Stolypin Bulletin- 2021. - No. 4. DOI:10.244122713-1424-2021-10036.
4. Bondarenko A.M. Methodology for improving the technical and technological component of economic security / A.M. Bondarenko, L.S. Kachanova, A.N. Golovko, V.P. Skvortsov // International agricultural journal. - 2021.
5. Kachanova L.S. Improving the efficiency of the unified economic policy of the Federal Customs Service in the context of the implementation of tasks to ensure the economic security of Russia / L.S. Kachanova, V.A. Kuzminov, Yu.E. Shabasheva // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. - 2022. - No.2. - pp. 37-41.
6. Kachanova L.S. The essence of challenges and threats to the financial security of the state / L.S. Kachanova, S.R. Inevatkina // Economics and Business: theory and practice. - 2022. - №5-2 (87). - Pp. 44-48.
7. 67. Order of the Federal Customs Service of Russia dated 26.11.2018 No. 1918 «On approval of the Regulations on the Main Logistics Department». Access mode: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_312472 /. (Accessed: 04/20/2022).
8. Annual collection «Customs Service of the Russian Federation». Collection Customs Service of the Russian Federation in 2019. Official website of the Federal Customs Service of Russia. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (Accessed: 04/26/2022).
9. Annual collection «Customs Service of the Russian Federation». Collection Customs Service of the Russian Federation in 2020. Official website of the Federal Customs Service of Russia. URL:
https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (Date of reference: 04/26/2022).
10. Annual collection «Customs Service of the Russian Federation». Collection Customs Service of the Russian Federation in 2021. Official website of the Federal Customs Service of Russia. URL:
https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (Accessed: 04/26/2022).
© Попова П.Г., Соколикова П.К., 2022 Международный журнал прикладных наук и технологий Интеграл № 3/2022.
Для цитирования: Попова П.Г., Соколикова П.К. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РФ ДО 2030 ГОДА // Международный журнал прикладных наук и технологий Интеграл № 3/2022.