Научная статья на тему 'Повышение эффективности работы крестьянских (фермерских) хозяйств путем развития кооперации'

Повышение эффективности работы крестьянских (фермерских) хозяйств путем развития кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакланов Александр Владимирович

The significance of forming integrated cooperative in structure the AIC. Has been shown stating the principles of their uniting. Motivate the necessity support of economies of such category from the side of the state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing of farm efficiency with the help of cooperation

The significance of forming integrated cooperative in structure the AIC. Has been shown stating the principles of their uniting. Motivate the necessity support of economies of such category from the side of the state.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности работы крестьянских (фермерских) хозяйств путем развития кооперации»

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ КООПЕРАЦИИ

А.В. Бакланов

Baklanov A.V. Increasing of farm efficiency with the help of cooperation. The significance of forming integrated cooperative in structure the AIC. Has been shown stating the principles of their uniting. Motivate the necessity support of economies of such category from the side of the state.

Мировой опыт развития фермерских хозяйств показывает, что кооперация усилий фермеров в сферах производства, сбыта и снабжения является необходимостью выживания и дальнейшего развития крестьянских (фермерских) хозяйств. Она позволяет повысить доходы, улучшить условия труда и сократить затраты на производство продукции.

В настоящее время кооперативы стали неотъемлемой частью агропромышленного производства практически всех развитых стран. Через них проходит от 20 до 100 % сельскохозяйственной продукции. Кооперация позволяет успешно защищать интересы товаропроизводителей. Наибольшую выгоду от организации кооперативов получают фермерские хозяйства, тяготеющие по своей социально-экономической природе к такой форме объединения. Участие в кооперативе фермеров практически полностью устраняет зависимость конечных результатов их деятельности от размеров хозяйств, поскольку позволяет беспрепятственно пользоваться преимуществами оптовых продаж и закупок, осуществлять переработку сельскохозяйственной продукции на современном оборудовании.

Кооперативное движение, ориентируясь, прежде всего, на интересы своих членов, вносит значительный вклад в благосостояние общества в целом. Социальная польза кооперативов признается такими ведущими международными организациями, как Генеральная Ассамблея Объединенных Наций, ФАО, Международная организация труда, ЮНИСЕФ, Европарламент, Совет Европы и др. Они выступают в поддержку кооперативного движения во всех странах мира.

Проблемы кооперации имеют особую актуальность для российского агропромышленного комплекса, неотъемлемой частью которого уже полтора десятилетия является

фермерский уклад. Его основу составляют крестьянские (фермерские) хозяйства с семейной собственностью на землю и другие средства производства.

Именно в таких хозяйствах благодаря мощной мотивации и высочайшей ответственности крестьян-хозяев создается экономический эффект, который в том числе выражается в прибавочном продукте. Мы на практике убедились, что фермерский сектор в наших условиях может быть финансово успешным и конкурентоспособным только при условии его комплексного построения и при наличии разнообразного и качественного сервиса.

Крупные сельхозорганизации - колхозы, агрофирмы, агрохолдинги, - не имеют высокой мотивации работников, но тем не менее часто бывают более успешными, чем фермерские хозяйства. Причина - хорошо отлаженный агросервис, осуществляемый различными вспомогательными подразделениями и службами. Фермерский сектор тоже должен иметь инфраструктуру обслуживания. Но она должна быть иной. Весь международный опыт говорит о том, что обслуживание фермерских хозяйств лучше всего обеспечивается на кооперативной основе.

Потребность в кооперации такова, что в условиях рыночной экономики она самостоятельно будет пробивать себе дорогу по мере увеличения числа мелких и средних товаропроизводителей. Вопрос о возрождении кредитной кооперации актуален и в наши дни, так как банки не заинтересованы работать с малым бизнесом, потому что его обслуживание более затратоемко. Мелкие товаропроизводители практически лишены возможности получить кредит. Сельскохозяйственная кредитная кооперация является альтернативной моделью организации кредитно-финансового обслуживания.

Попытки создания обслуживающих кооперативов предпринимались с самых первых шагов родившейся в 1990 г. ассоциации российских фермеров. Теоретические знания для этого дали труды известного российского экономиста-аграрника, теоретика кооперативного движения Александра Васильевича Чаянова, других отечественных мыслителей.

Но первый опыт создания потребительских кооперативов оказался неудачным. Кооперативы либо распались, либо переродились в частные предприятия. Анализ неудач выявил несколько причин.

Основная из них - малое количество крестьянских фермерских хозяйств и их территориальная распыленность. При больших расстояниях трудно взаимодействовать. Другая причина - углубляющаяся дифференциация крестьянских фермерских хозяйств: быстрое нарастание мощности одних и простое выживание большинства других. Первые приходили в кооперативы с капиталом и высоким менеджментом. Вторые (основная масса) - без того и другого. Эти различия мешали налаживанию равноправного партнерства. Более того, способствовали сначала усилению роли сильных фермеров в управлении делами кооператива, а затем - и приватизации его основных фондов. Еще одна причина - отсутствие законодательной базы для становления и развития потребительской кооперации.

По сведениям Росстата на 1 января 2006 г., в стране функционировало только 255 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, исключая кредитные. Для сравнения во Франции 3,5 тыс. обслуживающих кооперативов и 13,5 тыс. кооперативов по совместному использованию сельскохозяйственной техники.

В нашей стране кооперативы получили распространение, в основном, в крупных сельскохозяйственных регионах - пионерах фермерского движения: Саратовской, Волгоградской, Тюменской, Ростовской, Астраханской областях, либо в регионах, администрация которых уделяла повышенное внимание стимулированию развития малого бизнеса и социально-экономическому развитию села.

Для того чтобы создать предпосылки рентабельной работы кооператива, его организаторы должны обсудить основные детали будущего кооператива, это:

- финансовая целесообразность объединения в кооператив;

- расчет необходимого размера хозяйственного оборота;

- поддержка потенциальными членами кооператива его становления не только на словах, но и на деле;

- организация квалифицированного и динамичного управления кооперативом;

- осуществление членами кооператива своевременного финансирования его деятельности;

- создание особого дружеского микроклимата, организация взаимопомощи и обмена опытом среди членов кооператива.

Как показывает практика, стихийный процесс кооперирования может растянуться на десятилетия и не принести устойчивых результатов. Для организации работоспособных кооперативов фермеры нуждаются в квалифицированной помощи - юридической, экономической, психологической, административной и т. д. На создание одного кооператива требуется затратить как минимум 230 человеко-часов квалифицированного, консультационного и организационного времени. Опыт показывает, что сложную работу невозможно качественно выполнить только силами работников госорганов. Высокая результативность достигается там, где основную нагрузку берут на себя работники фермерских ассоциаций и союзов, знающие людей и пользующиеся их доверием. Особо важное значение имеет подбор людей на руководящие должности в потребительские кооперативы. Менеджмент в потребительских кооперативах существенно отличается от колхозного, совхозного и акционерного. Поэтому необходима система обучения кадров для потребительских кооперативов.

В настоящее время АККОР начинает свой третий заход к созданию потребительских кооперативов. На этот раз речь идет уже

о массовом кооперативном строительстве. Для этого складываются благоприятные условия. Самое главное - это поворот государства к решению проблем кооперации.

Сегодня перед фермерскими организациями стоят три основные задачи:

1) добиться от законодателей простого и ясного единого земельного налога (фермер должен пахать землю, доить коров, растить скот), и не надо каждый квартал их гонять с отчетами в налоговые органы;

2) развитие самой широкой сельскохозяйственной кооперации по отраслевому и территориальному принципу, с развитой инфраструктурой по обслуживанию крестьянско-фермерского сектора (это наша совместная задача с властью);

3) государственная поддержка должна в равной степени выделяться и коллективному, и фермерскому, и личным подсобным хозяйствам.

Варианты формирования кредитных кооперативов могут быть следующие: созданный из числа фермеров, ведущих производство на достаточно ограниченной территории; созданный из числа граждан, проживающих в одном населенном пункте; смешанные сельскохозяйственные кооперативы, объединяющие сельское население. Основная цель кредитных кооперативов - взаимное кредитование пайщиков, получение более дешевых кредитов.

Экономической базой деятельности кредитного кооператива служит аккумуляция, в первую очередь, денежных ресурсов участников кооперации, то есть внесение членами кооператива обязательных и дополнительных паевых взносов. Обязательный паевой взнос при вступлении в кооператив составляет 10 % от суммы предлагаемого займа (например, МОСКПК «Нива Подмосковья»). Уставом указанного кредитного кооператива предусмотрено, что обязательный паевой взнос вносится только в денежной форме. Кроме обязательного взноса, члены кооператива при получении кредита вносят в виде залога в кредитный кооператив дополнительный взнос в денежной или натуральной форме (семена, удобрения, и т. д.).

Из совокупности собственных и привлеченных средств формируется заемный фонд кредитного кооператива, из которого кооператив предоставляет займы только членам кооператива на производственные цели. Порядок предоставления займа членам кооператива и его ограничительный размер утверждаются общим собранием членов кооператива. На стадии становления кредитного кооператива можно выдавать краткосрочные займы (на несколько месяцев), так как предоставление займов на длительный срок на этом этапе способно приостановить его деятельность. Проценты за пользование займом являются ценой предоставленной услуги, покрывающей затраты по ее существованию.

Заем членам кредитного потребительского кооператива выдается под определенное обеспечение - залог. Залоговое имущество должно иметь высокий процент ликвидности и превосходить по цене сумму займа в два раза. Членство в кредитном кооперативе позволяет быстро получать краткосрочный кредит как в денежной, так и в товарной форме, оформлять лизинг, специализироваться на производстве востребованной продукции в кооперативе и другие возможности.

Основными приоритетами в государственной поддержке регулирова-ния кооперирования крестьянско-фермерского сектора должны быть:

- поддержка системы сельской кредитной кооперации;

- поддержка организации потребительских кооперативов различного профиля по отраслевому и территориальному принципам;

- обеспечение материально-техническими ресурсами крестьянско-фермерского сектора на льготных условиях;

- совершенствование российского законодательства в части признания сельскохозяйственных потребительских кооперативов как сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- выплата дотаций за реализованную сельскохозяйственную продукцию ЛПХ через сельскохозяйственные потребительские кооперативы (эта мера будет мотивировать частника кооперироваться).

Необходимо ориентировать фермеров на создание потребительских кооперативов по различным видам деятельности. Можно рассмотреть следующие варианты крестьянских (фермерских) потребительских кооперативов (см. табл.).

Таблица

Варианты крестьянских (фермерских) потребительских кооперативов

Направление деятельности Вид продукции

1. Совместное производство сельскохозяйственной продукции Зерно, корма, молоко, мясо

2. Переработка продукции крестьянских (фермерских) хозяйств Молоко, продукты переработки молока

3. Закупка, транспортировка, хранение сельскохозяйственной продукции Зерно

4. Сервисное обслуживание крестьянских (фермерских) хозяйств Материальнотехническое снабжение, ремонт техники

Для крестьянских (фермерских) хозяйств нужны потребительские кооперативы по производственно-техническому обслуживанию на основе добровольного объединения имеющейся в наличии техники, различных материальных средств и фондов. Кооператив должен выполнять в районе работы в растениеводстве и животноводстве по передовым технологиям, оказывать практическую и консультативную помощь крестьянским (фермерским) хозяйствам по эксплуатации и ремонту машинно-тракторного парка, организации агрохимического и зооветеринарного обслуживания. Экономические взаимоотношения строятся на основе договоров, в которых устанавливаются взаимные обязательства сторон и другие договорные условия.

В 2006 г. одной из целей приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК» является увеличение объема реализации продукции личными подсобными хозяйствами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Для этого предусматривается создание сельскохозяйственных потребительских сбытовых (снабженческо-сбытовых) кооперативов,

способствующих повышению объемов реализации продукции животноводства, эффективности производства и занятости сельского населения.

Сбытовые кооперативы выступают как лимитирующий фактор технологической цепочки. В этом заключается их роль в реализации проекта. Кроме того, вступление России во Всемирную торговую организацию предполагает создание равных условий для осуществления экспортно-импортных операций с сельскохозяйственной продукцией и продовольствием. В условиях открытости границы следует ожидать наплыва импортного продовольствия на отечественный продовольственный рынок, и, как следствие, усиление конкурентной борьбы за рынки сбыта. В этих условиях в одиночку пробиться на рынок и обеспечить сбыт своей продукции представляется затруднительным, и создание сбытовых кооперативов позволит облегчить решение данной проблемы.

Цель сбытового кооператива - максимальное повышение дохода его членов, который они будут получать от реализации

своей сельскохозяйственной продукции. Существует несколько путей достижения этой цели, несколько возможных маркетинговых стратегий:

- можно продавать сырье, переработанную или упакованную продукцию;

- продукцию можно реализовывать через оптовые рынки или непосредственно продавать потребителям или магазинам розничной торговли;

- продавать продукцию можно на местном (региональном) рынке, в другие регионы России или на экспорт; существует также возможность комбинировать указанные варианты.

Реализация национального проекта по официальной информации идет успешно. Продолжается кредитование фермеров. На

1 сентября 2006 г. в Тамбовской области было выдано 180 кредитов. Одновременно идет работа по созданию новых потребительских кооперативов и оказанию им финансовокредитной поддержки. За 2006 г. в области их количество увеличилось с 14 до 18.

В соответствии с планом мероприятий по реализации данного направления Проекта Институт аграрных проблем и информатики (директор Академик РАСХН А.В. Петриков) разрабатывает три методологических документа: Концепция развития потребительских кооперативов в России,

Методика составления региональных программ развития потребительских кооперативов, Методика организации конкретного потребительского кооператива. Сотрудники АККОР принимают активное участие в данной работе. Первый продукт уже сдан в Минсельхоз РФ. Над вторым и третьим работа завершается. В настоящее время не дожидаясь утверждения методологических и методических документов, АККОР начала информационно-разъяснительную работу по вопросам формирования и функционирования потребительских кооперативов.

Для этого уже есть определенный теоретический багаж. Помимо трудов российского ученого А. В. Чаянова, работники ассоциации подпитывались материалами о современном состоянии потребительских кооперативов в США, Швеции, Франции, Германии. Имеется также уже не исторический, а современный отечественный опыт, родившийся с помощью и без помощи зарубежных специали-

стов - в Саратовской, Челябинской, Вологодской, Ярославской областях.

При этом принципиальное значение имеют следующие действия федеральной законодательной и исполнительной власти.

В области права целесообразно принять меры по укреплению правового статуса и совершенствованию регулирования хозяйственной деятельности потенциальных кооператоров - К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования.

Целесообразно внести изменения в федеральные законы: «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О личном подсобном хозяйстве» в части уточнения статуса и разграничения упомянутых хозяйств и их государственной поддержки.

В области экономической и, в частности, финансово-кредитной поддержки, помимо уже прописанных в национальном проекте субсидированных кредитов, для кооперативов необходимы долгосрочные кредиты на закупку производственного оборудования, а также создание федерального и региональных фондов кредитных гарантий, чтобы расширить доступ к кредитным ресурсам, организаций с недостаточным залогом. Целесообразно поощрять сотрудничество коо-

перативов с крупными перерабатывающими предприятиями и торговыми сетями с помощью специальных налоговых освобождений и целевых кредитов.

Также необходимо строительство в крупных городах, областных и районных центрах оптово-розничных торговых площадок для реализации продукции крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.

В конце января 2006 г. в Саратове по инициативе Федеральной и Саратовской АККОР был проведен межрегиональный семинар по вопросам организации потребительских кооперативов. В его работе приняли участие делегации фермеров из Тамбовской, Волгоградской, Ульяновской и Астраханской областей.

Практика и зарубежный опыт позволяют сделать вывод, что кооперирование крестьянских (фермерских) хозяйств с предприятиями и организациями других взаимосвязанных отраслей и производств является решающим условием быстрой и эффективной стабилизации и развития всего сельского хозяйства области.

Поступила в редакцию 2.07.2006 г.

«КНИЖНЫЙ» МЕНЕДЖМЕНТ

М.Г. Гладышев

Gladyshev M.G. “Publishing” management. In the article the author deals with different types of management in accordance with its spheres and objects. The definition of publishing management is given. The main elements of the process of publishing management and its peculiarities are revealed.

Слово manage в переводе с английского означает управлять, воздействовать, влиять, заведовать, руководить, уметь общаться, устраивать, справляться.

Производное от него слово management только в первом приближении можно перевести как управление, руководство. Оно, как и слово «управление», является отглагольным существительным и поэтому, с одной стороны, может означать процесс, а с другой -структуру или систему (главное управление, менеджмент предприятия и др.).

Вид управления определяется особенностями объекта.

1. Объект, которым намереваются управлять. Для этого нужно создать, спроектировать систему управления. Это так называемая ситуация потенциального объекта или потенциальной (возможной) системы управления.

2. Объект, который реально существует в течение некоторого времени (функционирующий объект, система управления) [1].

В первом случае речь идет о создании какого-либо издательства, а во втором - об

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.