Научная статья на тему 'Модели кооперативного и некооперативного взаимодействия малых форм хозяйствования'

Модели кооперативного и некооперативного взаимодействия малых форм хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
680
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАЦИЯ / МАЛАЯ ФОРМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролова О. А.

Рассмотрены модели кооперативного и некооперативного взаимодействия граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и крестьянских (фермерских) хозяйств с сельскохозяйственными организациями на региональном уровне. Кроме того, описаны механизмы государственной поддержки данных взаимодействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели кооперативного и некооперативного взаимодействия малых форм хозяйствования»

14(197) - 2011

РАЗВИТИЕ АПК

УДК 338.43

МОДЕЛИ КООПЕРАТИВНОГО И НЕКООПЕРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

О. А. ФРОЛОВА,

кандидат экономических наук,доцент, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: [email protected] Нижегородский государственный инженерно-экономический институт

Рассмотрены модели кооперативного и некооперативного взаимодействия граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и крестьянских (фермерских) хозяйств с сельскохозяйственными организациями на региональном уровне. Кроме того, описаны механизмы государственной поддержки данных взаимодействий.

Ключевые слова: кооперация, малая форма хозяйствования, сельскохозяйственная организация, потребительский кооператив, государственная поддержка.

На протяжении примерно двух последних столетий кооперация вызывает к себе интерес. Кооперация сегодня, в начале XXI в., представляет собой весьма распространенное общественное явление.

Многозначное интернациональное слово «кооперация» происходит от латинского cooperatio, состоящего их двух частей: со (cum) — совместно, заодно и opus (operis) — труд, работа. Следовательно, ставшее международным слово «кооперация» можно в самом общем виде перевести как сотрудничество, совместную деятельность, объединенное действие.

Универсальное, сложное понятие «кооперация» имеет как очень широкое толкование, так и относительно узкую трактовку.

В самом широком смысле под кооперацией подразумевают в одном случае всеобщее свойство

окружающего нас мира с его связями и отношениями, в другом — синоним самого человеческого общества, в третьем — основной социальный механизм, созданный людьми для поддержания общественной жизни, либо общественное взаимодействие, взаимопомощь, трудовую ассоциацию, солидарность. Как очень точно выразился русский художник и ученый Николай Рерих (1874—1947), «... все создается лишь истинной кооперацией» [5]. Зачатки, зародыши кооперации людей в форме их совместной жизни, а затем и совместного труда появились в первобытном обществе. Кооперация в ее еще примитивном виде тогда возникла и стала развиваться, а вот кооперативов (и, понятно, слова «кооперация») в те доисторические времена не существовало. Значит, то была кооперация без кооперативов. Она в возрастающих масштабах применяется во все последующие эпохи. Без кооперации нет самого общества.

В сравнительно узком значении под кооперацией понимается совокупность либо некоторая часть особых общественно-хозяйственных объединений. Иначе говоря, в данном случае собирательное понятие «кооперация» включает, прежде всего, кооперативы (кооперативные общества). Это понятие охватывает также кооперативные союзы, другие кооперативные объединения, организации,

предприятия и учреждения. Такая кооперация появилась только на определенной ступени развития кооперации как формы труда, когда лишь два с половиной столетия тому назад в Западной Европе и Северной Америке начали возникать самые ранние кооперативы.

С тех пор кооперация как «сумма кооперативов» получила широкое развитие практически во всех странах. Одним из старейших и наиболее распространенных видов кооперации является потребительская кооперация [1].

Сбыт продукции — это важнейший вид взаимодействия для малых форм хозяйствования, поскольку именно он, в конечном счете, обеспечивает получение владельцами личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и главами крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) дохода за произведенную ими продукцию.

Малые формы хозяйствования в АПК испытывают большие проблемы со сбытом продукции, ее переработкой, у них мало технических средств для выполнения транспортных услуг, обработки почвы и других работ. Для решения этих проблем все большее распространение получают сельскохозяйственные потребительские кооперативы, основными видами деятельности которых являются сбор и реализация продукции, ее переработка, обеспечение материально-техническими ресурсами, выполнение агротехнических мероприятий, оказание транспортных и других услуг путем объединения сил и средств членов кооператива, привлечения заемного капитала для формирования производственной базы.

Сегодня кооператив — это добровольное объединение граждан и/или юридических лиц в целях удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов через создание предприятия, находящегося в их совместной собственности и управляемого ими на демократической основе. Сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями — гражданами и (или) юридическими лицами — при условии их обязательного участия в его хозяйственной деятельности.

Являясь формой системы ведения сельского хозяйства и предпринимательства, кооперация способна обеспечить:

• защиту интересов крестьянства;

• повышение эффективности производства и

конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на рынке;

• формирование и реализацию экономических отношений, способствующих материальной заинтересованности работников;

• установление самоуправления и демократизации, активное участие работников в осуществлении производственных процессов;

• искоренение расточительства при производстве и реализации сельскохозяйственной продукции;

• решение социальных проблем села. Кооперация должна развиваться на основе

ряда принципов. Наиболее важными из них являются:

• добровольность вступления в члены кооператива и свобода выхода из него;

• создание необходимой правовой основы;

• справедливое распределение прибыли, расходов и убытков между членами кооператива;

• демократизмуправления[3]. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» способствовал развитию сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов и сельскохозяйственных кооперативных рынков.

Необходимость создания кооперативов вызвана следующими причинами:

1) разрушение в ходе перестройки установившихся ранее вертикальных экономических связей между предприятиями по производству, переработке и реализации (торговле) сельскохозяйственной продукции, что создало трудности с ее сбытом. При этом в самом худшем положении оказались сельскохозяйственные товаропроизводители, так как перерабатывающие и торговые предприятия заняли монопольное положение, диктуя цены на сельскохозяйственную продукцию и еще более увеличивая диспаритет цен;

2) острый кризис платежеспособности, разрушение производственной и социальной инфраструктуры села обострили проблемы снабжения сельского хозяйства материально-техническими ресурсами. У значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей идет разрушение существующей материально-технической базы. Ресурсов не хватает не только на капитальные вложения, но и на финансирование оборотных средств;

3) острая потребность, особенно средних и мелких сельскохозяйственных производителей, в краткосрочных и долгосрочных кредитах. Банковские кредиты для этих форм хозяйс-

твования малодоступны, так как, с точки зрения коммерческих банков, их имущество, предлагаемое в залог, неликвидно (из-за значительного износа). Процедура оформления документов сложна и продолжительна, поэтому немногие (КФХ) и ЛПХ могут получить кредит, т. е. фактически они отрезаны от финансово-кредитной системы.

С 2006 по 2009 г. в 30 районах Нижегородской области и в г. Н. Новгороде создано 56 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК). Из общего количества организовано 23 кредитных, 23 снабженческо-сбытовых и 10 перерабатывающих кооперативов. Ими получено более 66 млн руб. льготных кредитов. Кроме того, на развитие кредитных кооперативов направлено 60 млн руб. из средств областного бюджета. В трех кредитных кооперативах ассоциированным членом выступил Нижегородский филиал ОАО «Россель-хозбанк».

По отдельным видам сельскохозяйственной продукции главным каналом реализации являются рынки. Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» выделяет в отдельную категорию сельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативные рынки, что предоставляет льготные условия доступа в данный сегмент розничной торговли сельскохозяйственным товаропроизводителям. В соответствии с этим законом сельскохозяйственные потребительские кооперативы имеют возможность быть управляющей компанией рынка и вести на этом рынке торгово-закупочную деятельность. Это позволяет членам кооператива осуществлять самостоятельную торговлю на рынке и организовать производителям централизованный сбыт продукции на рынке через кооператив.

Основными проблемами, сдерживающими организацию кооперации в области, являются:

• недостаток финансовых средств в начальной стадии формирования кооперативов;

• недостаточное взаимодействие структур муниципального уровня при формировании кооперативов;

• недостаточность социальной базы, выражающейся в значительной территориальной рассредоточенности КФХ, низкой товарности ЛПХ, психологической неготовностью к кооперированию;

• недостаточная информированность населения о сути деятельности кооперативов и возмож-

ностях их организации в рамках государственных программ;

• низкий уровень государственной поддержки кооперативов, несовершенство законодательства, недостаточное бюджетное финансирование;

• низкий уровень подготовки менеджмента в кооперативах;

• отсутствие муниципальных программ по развитию кооперации.

Создание потребительской кооперации в системе агропромышленного комплекса (АПК) Нижегородской области предусматривает подпрограмма «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в АПК Нижегородской области» на 2008—2012 гг.

В качестве перспективной задачи развития АПК Нижегородской области можно выделить построение системы потребительской кооперации с выделением несколькихуровней (рис. 1).

Преимущество данной модели в том, что она объединяет кооперативы двух уровней: районные (местные) кооперативы (1-й уровень) и региональный (областной) кооператив (2-й уровень), в который входят на правах членов кооперативы первого уровня.

Особенность данной модели состоит в том, что она основана на комплексном подходе к созданию потребительского кооператива и привлечению к этой работе всех уровней управления АПК (муниципального и регионального), а также банка, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) и страховой компании.

Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области осуществляет пополнение фонда взаимного страхования и субсидирование кредита в сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив.

Ревизионный союз осуществляет ревизию финансово-хозяйственной деятельности входящих в него кооперативов, союзов кооперативов, координирует эту деятельность, представляет и защищает имущественные интересы кооперативов и оказывает членам ревизионного союза сопутствующие ревизиям услуги.

Основной функцией банкаявляется кредитование сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива (СКПК), которое идет на цели ЛПХ и КФХ по различным направлениям их развития.

Взаимосвязь сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива с АККОР

Гарантии

Ревизия, консультация

Субсидирование кредита

Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов

Ревизионный союз

Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив 2-го уровня

Кредит

Обучение, консультирование, составление бизнес-плана, юридическая поддержка, оценка

Ассоциированное

Нижегородский региональный филиал ОАО «Россельхозбанк»

Муниципальные районы

Муниципальный заказ

Льготная аренда

Залоги

ЛПХ СПоК

КФХ

Юридические лица

Ревизии консультации

Рис. 1. Перспективная модель сельскохозяйственной потребительской кооперации в Нижегородской области

и ЛПХ и КФХ проявляется во взятии займов на страхование и их обратном возврате.

Личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства осуществляют в страховые компании взносы на страхование урожая, техники и др., а при наступлении страхового случая получают выплаты. Также на выплату страховки идут денежные средства, полученные страховыми компаниями в сельскохозяйственном кредитном потребительском кооперативе.

Произведенная продукция ЛПХ и КФХ подлежит переработке и последующему сбыту.

Преимущество данной модели сельскохозяйственной кооперации заключаются в том, что она будет содействовать:

• снижению производственных затрат сельскохозяйственных производителей и росту их доходов;

• повышению надежности обслуживания аграрного производства и качества предоставляемых сельскохозяйственным производителям услуг;

• улучшению доступа крестьян к рынкам материально-технических, финансовых, инфор-

мационных ресурсов, сельскохозяйственной продукции и сырья и, следовательно, повышению товарности аграрного производства;

• существенной экономии рабочего времени у членов кооператива за счет принятия кооперативом на себя многих трудоемких процессов;

• сокращению потерь сельскохозяйственных производителей от диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства и услуги для сельского хозяйства;

• повышению качества товаров и услуг для потребителей сельскохозяйственной продукции и сырья;

• расширению сферы занятости и повышению доходов сельского населения;

• выведению сферы услуг на селе, хозяйственной деятельности КФХ и ЛПХ из теневой экономики;

• сотрудничеству с органами государственного управления и их поддержке в развитии кооперации.

Обобщение опыта работы органов управления

АПК отдельных субъектов Российской Федерации

свидетельствует о следующих необходимых действиях, которые будут способствовать формированию устойчивой региональной системы сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Прежде всего, речь идет о формировании нормативной базы деятельности кооперативов в конкретном регионе. Это постановления о поддержке кооперативов, установление взаимоотношений с ними по их отчетности, формирование единых подходов к организации их деятельности с учетом специфики.

К этой работе должны быть привлечены:

• научные и образовательные учреждения (в части методологии и обучения);

• информационно-консультационные службы;

• общественные организации (в части популяризации идей кооперации);

• органы управления АПК, в том числе муниципального уровня (для проведения разъяснительной работы с сельским населением, подбора инициативных групп, предоставления кооперативам залогового обеспечения, ходатайств для получения кредитов, предоставления в аренду части имущества для организации кооперативов).

ЗадачарегиональныхоргановуправленияАПК— координировать взаимодействие всех структур, вовлеченных в этот процесс, а также осуществлять бюджетную поддержку для стимулирования развития потребительских кооперативов и вовлечения наибольшего числа сельских жителей.

В качестве возможных вариантов бюджетной поддержки можно использовать:

• субсидии для компенсации части процентов по привлекаемым кредитам и займам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• субсидии на уплату части стоимости приобретаемого оборудования, приобретение оборудования за счет бюджетных средств и передачу его в аренду с правом последующего выкупа или кооперативам, формирование залоговых и гарантийных фондов регионального (например, для кооперативов 2-го уровня) и муниципального (для кооперативов 1-го уровня, ЛПХ, КФХ) уровней и др.

Учитывая, что учредителями СПоК, как правило, являются КФХ, к информационной и консультационной работе в этом направлении необходимо привлекать объединения фермеров, такие, например, как АККОР. Эти организации могут заниматься организацией выездных обучающих семинаров на базе лучших кооперативов, осуществлять мониторинг деятельности последних, выступать «рупором»

возникающих проблем, требующих решения на законодательном и нормативном уровнях.

Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации основано прежде всего на четком взаимодействии органов управления АПК всех уровней, АККОРа, информационно-консультационных служб, самих кооперативов, четком понимании необходимости формирования двухуровневой системы, атакже подготовки специалистов для кооперативов. Безусловно, большое значение оказывает и бюджетная поддержка, предоставляемая как на федеральном уровне, так и регионами в рамках своих программ развития сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Вместе с тем следует отметить, что прямая бюджетная поддержка создаваемых кооперативов необходима на стадии их становления. Для дальнейшей работы кооперативов требуются прежде всего хороший менеджмент, разветвленная структура, качественные услуги. Без серьезной работы самих кооперативов по профилю своей деятельности может возникнуть опасность того, что без бюджетной поддержки кооператив просто не сможет развиваться и наращивать собственные средства. Задачи государственных органов на этой стадии — создать приемлемые условия для развития кооперативов на региональном уровне и обеспечить подготовку специалистов для них. При этом средства могут направляться на разработку и реализацию обучающих программ для менеджеров сельскохозяйственных кооперативов, межрегиональное и международное сотрудничество в этой сфере, стимулирование приоритетных видов деятельности кооперативов.

Каналы реализации продукции ЛПХ и КФХ весьма разнообразны. Это не только реализация через СПоК, но и самостоятельная реализация продукции на розничных сельскохозяйственных рынках, и реализация продукции через заготовителей, которыми могут выступать сельскохозяйственные организации, индивидуальные предприниматели. Также возможна реализация продукции непосредственно перерабатывающим предприятиям через их заготовительные пункты, а в некоторых субъектах Российской Федерацией организацией закупки сельскохозяйственной продукции занимаются поселковые администрации. Кроме того, с принятием Федерального закона № 131 «Об основных принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные органы получили широкие полномочия по управлению муниципальными районами. Они могут за счет средств местных бюджетов осуществлять поддержку ЛПХ

населения, включая обеспечение молодняком скота и птицы, кормами и транспортом [4].

В различных субъектах Российской Федерации организация закупок сельскохозяйственной продукции у предприятий малых форм хозяйствования на селе (ЛПХ и КФХ) осуществляется различными способами.

Так, во Владимирской, Воронежской и ряде других областей Центрального федерального округа закупку излишков молока и скота (в живой массе) у ЛПХ и КФХ осуществляют сельскохозяйственные организации на договорной основе по рыночным ценам. Например, в Воронежской области сельскохозяйственными организациями закупается до 75 % излишков молока у населения.

В Ивановской области сбор молока у ЛПХ и КФХ осуществляется как непосредственно молокозаводами (ОАО «Кинешемский молочный завод», «Пучежский сырзавод»), так и индивидуальными предпринимателями с последующей реализацией на молокозавод в соответствии с договорами поставок (ОАО «Завод упаковочных материалов» Лух-ского района). Кроме того, производится прямая поставка молока КФХ по заключенным договорам поставок непосредственно на молокозавод (ООО «Молоко», Родниковский район).

В Калужской области закупки сельскохозяйственной продукции у ЛПХ и КФХ организуются и осуществляются:

• сельскохозяйственными организациями;

• администрациями сельских (городских) поселений (при наличии у них транспортных средств);

• организациями районных потребительских обществ Калужского облпотребсоюза;

• сельскохозяйственными потребительскими снабженческо-сбытовыми кооперативами;

• предприятиями и организациями, перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию;

• индивидуальными предпринимателями.

В Республике Коми в целях стимулирования ЛПХ в повышении товарности производимой продукции начиная с 2004 г. проводится работа по организации системы закупок сельскохозяйственной продукции. Закупки молока отЛПХ организованы в 128 населенных пунктах. Организованы и функционируют 58 пунктов для приемки, первичной обработки и хранения молока. Закупкой сельскохозяйственной продукции от ЛПХ занимаются сельскохозяйственные организации, КФХ, организации потребительской организации, бюджетные учреждения и индивидуальные предприниматели.

В Кировской области на возмещение части затрат на реализацию животноводческой продукции из областного бюджета предоставляются субсидии гражданам, ведущим ЛПХ, при соблюдении следующих условий:

• животноводческая продукция должна быть произведена гражданином и реализована заготовителям (юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям), зарегистрированным в установленном порядке на территории Кировской области;

• качество реализованной гражданами животноводческой продукции должно соответствовать требованиям государственных стандартов и иных обязательных правил.

При этом каждое выращенное животное, относящееся к молодняку крупного рогатого скота, должно иметь высшую упитанность и массу 350 кг или более. Субсидия предоставляется в размере, рассчитанном путем умножения количества реализованной животноводческой продукции на ставку субсидии: при реализации молока 1 руб. за 1 кг; при реализации молодняка крупного рогатого скота 8 руб. за1 кг живой массы [2].

В Нижегородской области некооперативное взаимодействие не развито. Поэтому на основании изложенного предлагается модель некооперативного взаимодействия ЛПХ и КФХ с сельскохозяйственными организациями и другими агропромышленными структурами в Нижегородской области с указанием возможных направлений государственной поддержки такого взаимодействия (рис. 2).

Некооперативное взаимодействие ЛПХ, КФХ и сельскохозяйственных организаций по оказанию услуг имеет важное значение на современном этапе развития сельскохозяйственной отрасли.

Существующее кооперативное и некооперативное взаимодействие малых форм хозяйствования на селе с крупными сельскохозяйственными организациями и агропромышленными формированиями позволяет на взаимовыгодной основе решать многие производственные проблемы малых форм хозяйствования, связанные со сбытом продукции, с их недостаточной технической оснащенностью, и позволяют оптимально использовать технические средства, находящиеся в распоряжении сельскохозяйственных организаций и малых форм хозяйствования. В результате оказания услуг возникают предпосылки к более глубоким формам хозяйственного взаимодействия между малыми формами хозяйствования и остальными субъектами АПК.

Предоставление субсидий за сданную продукцию на перерабатывающие предприятия или заготовителям в регионе

ЛПХ, КФХ - производители сельскохозяйственной продукции

Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области

Перерабатывающие предприятия через собственные приемные пункты по сбору сельскохозяйственной продукции

Заготовители

Сельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативные рынки

Сельские (поселковые) администрации

Предоставление субсидий:

• в расчете на единицу закупленной продукции у ЛПХ и КФХ,

• на приобретение оборудования для сбора молока, мяса и другой продукции у населения;

• на закупку оборудования для хранения и первичной переработки продукции, закупаемой у ЛПХ и КФХ;

• на строительство и реконструкцию заготовительных пунктов для сбора продукции у населения

Рис 2. Модель некооперативного взаимодействия малых форм хозяйствования с сельскохозяйственными организациями

Список литературы

1. Вахитов К. И. История потребительской кооперации России: учебник. 2-изд. М.: Издатель-ско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. 400 с.

2. О предоставлении в 2008—2015 годах субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на реализацию животноводческой продукции, произведенной гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство: поста-

новление Правительства Кировской области от 14.04.2008 № 128/121.

3. О сельскохозяйственной кооперации: Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЭ (ред. от 19.07.2009) // Российская газета. № 242, 16.12.1995.

4. Палаткин И. В. Зотова О. Б. , Кокарева А. В. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации на региональном уровне // Экономика сельскохозяйственных и перераба-тывающихпредприятий. 2008. № 9. С. 45—47.

5. Рерих Н.К. Избранное. М. , 1979. 260 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.