Совершенствование регулирования кооперации в аграрном производстве
О.В.Дробышева, Л.Н.Шикунова,
НОУ ВПО «Институт экономики и управления (г.Пятигорск)», г.Пятигорск
В силу того, что преобладающая часть крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств (К(Ф)Х и ЛПХ) ведет менее специализированное, по сравнению с крупными предприятиями, аграрное производство и выращивает относительно более широкий набор сельскохозяйственных культур и животных, они вносят заметный вклад в сохранение биоразнообразия агроценозов, обеспечение их устойчивости, улучшение экологической ситуации в сельской местности.
В перспективе социально-экономическая роль индивидуально- семейного сектора (прежде всего, крестьянских (фермерских) хозяйств и высокотоварных личных подсобных хозяйств) усилится, особенно в наполнении местных и региональных агропродовольственных рынков, в производстве продукции «экологического сельского хозяйства», предоставлении общественных благ (сохранении сельского расселения, сельского образа жизни и культуры; удовлетворение рекреационных потребностей; обеспечение социального контроля над территорией). В результате реформирования неплатежеспособных крупных и средних сельскохозяйственных предприятий значительная часть их земельных, материально-технических и трудовых ресурсов переместится в малые предприятия, в крестьянские (фермерские) и высокотоварные личные подсобные хозяйства.
Особенно возрастет роль индивидуально-семейных хозяйств в сельских административных районах с низкой плотностью населения; часть крупных крестьянских (фермерских) хозяйств станет выполнять селообразующие функции.
В настоящее время производственный и социальный потенциал К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования используется недостаточно эффективно. Владельцы хозяйств, сельские предприниматели испытывают ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем [2].
Во-первых, не сформирована достаточная правовая основа для развития индивидуально-семейного сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственной потребительской кооперации, должным образом не прописаны правовые условия государственной поддержки малого аграрного предпринимательства. Отсутствует эффективная защита земельных прав граждан.
Во-вторых, фермеры, владельцы ЛПХ, сельские предприниматели испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной государственной поддержки этого сектора экономики, слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита, недостаточного развития (несмотря на положительную динамику) сельской кредитной кооперации.
В-третьих, не налажена эффективная система сбыта продукции, материальнотехнического и производственного обслуживания К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования. В большинстве семейных хозяйств используются низкомеханизированные технологии, велики затраты ручного труда.
В-четвертых, сельское население испытывает существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера, в повышении квалификации.
В-пятых, отсутствует механизм регулярного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти, с одной стороны, и союзами, ассоциациями крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, сельских предпринимателей, с другой. Это приводит к недостаточно полному учету интересов и потребностей субъектов малого предпринимательства и сельских жителей при разработке мер аграрной и сельской политики, что снижает ее эффективность.
Это предполагалось достичь путем:
- удешевлением кредитных ресурсов, привлекаемых малыми формами хозяйствования АПК;
- развитием инфраструктуры обслуживания малых форм хозяйствования в АПК -сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных).
- развитием системы земельно-ипотечного кредитования, что позволит выдавать кредиты под залог земельных участков и поможет решить проблему отсутствия залоговой базы для малых форм хозяйствования в АПК.
Ключевое значение при этом имеет развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Это обусловлено серьезными объективными причинами.
Как уже подчеркивалось, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, другие малые формы хозяйствования имеют в процессе хозяйственной деятельности ряд характерных проблем:
- недостаточное снабжение качественным семенным материалом, элитным скотом, кормами, удобрениями и ядохимикатами;
-дефицит агрономических, ветеринарных и зоотехнических услуг, консультаций по бухучету, аудиту, эффективной организации производства;
-недостаток сельскохозяйственной техники, оборудования;
-поломки машин и оборудования и необходимость их ремонта;
-трудности ведения производства в случае болезни и/или временной нетрудоспособности членов К(Ф)Х и ЛПХ, их отсутствия в хозяйстве в период отпуска и т.п.;
-проблемы сбыта произведенной продукции (дефицит информации о рыночной конъюнктуре, о потенциальных партнерах, невозможность влиять на цены из-за малых партий продаваемой продукции и т.д.);
-недостаток мощностей для хранения, предпродажной подготовки, доработки, переработки и фасовки продукции, что приводит к необходимости ее реализации по низким ценам.
В целях стимулирования развития вертикальных сельскохозяйственных кооперативов целесообразно, во-первых, принять меры по укреплению правового статуса и совершенствованию регулирования хозяйственной деятельности потенциальных кооператоров - К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования; во-вторых,- улучшить правовую базу формирования и функционирования самих кооперативов.
В рамках первого направления целесообразно внести изменения в федеральные законы:
- «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О личном подсобном хозяйстве» в части уточнения статуса и разграничения упомянутых хозяйств и их государственной поддержки;
- «О садоводческих, огороднических и других некоммерческих объединениях граждан» в целях упорядочения их землепользования, хозяйственной деятельности и государственной поддержки;
- «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в целях усиления защиты прав мелких землевладельцев.
В рамках второго направления целесообразно:
- внесение поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации с целью более полного отражения в нем специфики кооперативов как организационно-правовой формы хозяйственной деятельности особого рода (“sui generis”), не подпадающей под признаки акционерных обществ и хозяйственных товариществ. В частности, возможен переход от двухчленной классификации юридических лиц к их трехчленной классификации: коммерческие, некоммерческие и кооперативные организации;
- принятие вместо закона «О кооперации в СССР» рамочного Федерального закона
«О кооперации», определяющего общие черты правового статуса всех разновидностей кооперации и особенности отдельных ее видов, в том числе сельскохозяйственной;
- подготовка новой редакции Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» с целью более дифференцированного регулирования сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов;
- внесение изменений в Налоговый Кодекс Российской Федерации, касающихся приравнивания сельскохозяйственных потребительских кооперативов к сельскохозяйственным товаропроизводителям. Данная мера позволит потребительским кооперативам перейти на специальный режим налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей «Единый сельскохозяйственный налог», который предусматривает замену уплаты четырех видов налогов: налога на добавленную стоимость, налога на имущество, единого социального налога и налога на прибыль;
- во избежание дополнительного налогообложения рассмотрение вопроса об освобождении от уплаты налога на прибыль всех сельскохозяйственных потребительских кооперативов на период их становления (10-15 лет).
Государственная финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации включает, с одной стороны, меры по поддержке малых форм хозяйствования, что содействует расширению социальной базы кооперации, с другой стороны,- собственно самих кооперативов. При этом речь идет как о выделении необходимых ресурсов, так и о совершенствовании организационно-институционального механизма их распределения, что включает меры по развитию на селе сети кредитных кооперативов (сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов и кредитных кооперативов граждан) и других микрофинансовых организаций (региональных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, фондов поддержки сельского развития и др.).
Финансово-кредитная поддержка К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования сельскохозяйственных потребительских кооперативов должна включать меры, предусмотренные в рамках:
- ежегодных законов о федеральном бюджете в части расходов по отрасли «Сельское хозяйство и рыболовство»;
- специальных федеральных, региональных и муниципальных программ;
- Приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
В целях обеспечения гарантированного участия малых форм хозяйствования в государственных программах поддержки сельского хозяйства, финансируемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, создания для них равных с крупными предприятиями условий хозяйствования, развития конкуренции в АПК необходима разработка механизма квотирования средств, направляемых на стимулирование малых форм, в рамках общих расходов на сельское хозяйство.
В рамках Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» предусматривается увеличение и удешевление кредитных ресурсов, привлекаемых К(Ф)Х и ЛПХ.
Основной механизм - субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным ими в коммерческих банках и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах, в размере 95% ставки рефинансирования Банка России. На эти цели федеральным бюджетом выделяется 2,9 млрд руб. в 2006 г., 3,67 млрд руб.- в 2007 г., 5,63 млрд руб.- в 2008 г., 6,30 млрд руб.- в 2009 г., что позволит ЛПХ и К(Ф)Х привлекать кредиты на сумму более 30 млрд руб. ежегодно. За счет выделенных средств ОАО «Россельхозбанк» будет оказывать кредитную поддержку создаваемым и действующим потребительским кооперативам [1].
Кроме того, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства получат доступ к долгосрочным (до 8 лет) кредитам на строительство и модернизацию
животноводческих ферм; а также средствам, выдаваемым ОАО «Росагролизинг» на закупку племенного скота и оборудования для животноводческих помещений. Для этих целей взнос Российской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества «Росагролизинг» составил 4 млрд. руб. - в 2008 г. и 2 млрд. руб. - в 2009 г. [1].
Для обеспечения гарантий этого доступа целесообразно определение квоты К(Ф)Х и ЛПХ в рамках общих сумм, выделяемых на эти цели.
В целях повышения уровня доступности кредитных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей, и, прежде всего для крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, Приоритетным национальным проектом предполагается развитие кредитования под залог земельных участков.
В целях улучшения доступа к кредитным ресурсам малых и средних (Ф)Х и ЛПХ, при реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» необходимо внести ограничения на получение кредитов со ставкой субсидирования расходов на выплату процентов на 95% и 100% крупными К(Ф)Х. Крестьянские (фермерские) хозяйства с численностью работников свыше 60 человек должны получать кредиты со ставкой субсидирования до 75% (т.е. как сельскохозяйственные организации).
Учитывая слабые рыночные и конкурентные позиции, отсутствие достаточного кредитного опыта и приемлемого залога у большинства К(Ф)Х и ЛПХ при одновременной большой потребности в длительных по срокам кредитах, главным образом для осуществления капитальных затрат, целесообразно (в дополнение к принятым в национальном проекте мерам) выделить для К(Ф)Х и ЛПХ целевые бюджетные кредиты под 6-8% годовых на срок до десяти лет. Операторами при реализации этой программы могут выступить ОАО «Россельхозбанк» и сельские кредитные кооперативы, а средства выделяться под гарантии субъектов Российской Федерации или с использованием специального создаваемого для этого Гарантийного фонда на федеральном уровне.
Финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов должна включать:
- финансовую помощь вновь создаваемым кооперативам при осуществлении организационных расходов (аренда офисов, приобретение оргтехники, оплата консультантов и т.п.);
- предоставление вновь создаваемым и действующим кооперативам целевых долгосрочных бюджетных кредитов и субсидий до 50 % затрат на строительство и ремонт производственных и складских помещений, приобретение оборудования, транспортных средств и др.;
- выделение кредитов всем кооперативам на пополнение оборотных средств.
Одной из главных предпосылок успешного развития сельскохозяйственной
потребительской кооперации являются меры по обеспечению доступа К(Ф)Х, ЛПХ, субъектов малого предпринимательства, сельскохозяйственных потребительских кооперативов к рынку научных, образовательных, консультационных услуг и информации
[3].
Поскольку потребительские кооперативы представляют собой единую систему с хозяйствами своих членов и другими сельхозпредприятиями, постольку и консультационное, и информационное обслуживание их работников и членов кооперативов целесообразно осуществлять из единых учебно-методических (или информационно-консультационных) центров. Создавать отдельные информационноконсультационные центры только для кооператоров нецелесообразно. Это правило следует распространить на все уровни построения информационно-консультационной системы.
В настоящее время Минсельхозом России сформирована Единая система информационного обеспечения АПК (ЕСИО АПК), в рамках которой члены кооперативов и потенциальные кооператоры смогут получать своевременную и качественную информацию о государственной аграрной политике, условиях кредитования,
налогообложения, субсидирования, объемах торговли, ценах и т.д.
Предполагается создание специализированных баз данных; издание и распространение учебной, справочно-информационной и методической литературы; проведение соответствующих научных исследований; организация специализированной выставочно-демонстрационной деятельности.
Реализация этих мероприятий позволит значительно повысить информированность сельского населения, в том числе по правовым вопросам, подготовить методологическую базу для развития целевой группы и постоянно повышать уровень квалификации ее участников, создать условия для постоянного обмена передовым опытом.
Для осуществления этой работы целесообразно создание информационноконсультационной службы развития кооперации как части (подразделения) единой системы ИКС АПК под эгидой Минсельхоза России и АККОР. Взаимоотношения между Минсельхозом России и АККОР, другими заинтересованными государственными органами могут строиться на основе специальных соглашений.
Предлагается двухуровневая модель информационно- консультационной службы развития кооперации, схематически представленная на рисунке. Звеном первого (высшего) уровня является федеральная служба при Минсельхозе России и АККОР. В нем может быть создан Федеральный учебно-методический центр по развитию малых форм хозяйствования в АПК и сельскохозяйственной потребительской кооперации, ответственный за содержание, методическое обеспечение и стратегию развития всей кооперативной системы.
Рисунок - Модель информационно-консультационной службы развития кооперации
Среди основных задач Центра следует выделить:
- осуществление пилотных проектов по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации и обобщение их результатов;
- консультирование сотрудников Минсельхоза России и других федеральных министерств и ведомств по вопросам организации регулирования кооперативного движения при реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК»;
- обучение и консультирование работников региональных ИКС и региональных учебно-методических центров;
- проведение независимого мониторинга реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК».
На втором (нижнем) уровне находятся региональные службы и региональные учебно-методические центры, непосредственно реализующие программу образовательного, информационного и консультативного содействия в развитии кооперативного движения региона. Региональные службы могут существенно отличаться друг от друга по масштабам, формам и тематике своей работы. Эти отличия определяются уровнем развития кооперации, потребностями населения в кооперативных формах организации решения своих жизненных проблем, видами кооперативов, уровнем деятельности союзов кооперативов, спросом на определенные услуги со стороны кооперативов и населения, желающего создать кооперативы. Все звенья информационноконсультационной службы развития кооперации, включая пользователей, функционально связаны друг с другом, что обеспечивает их единство в достижении конечной цели. Желательным является создание опорных пунктов региональных служб в отдельных сельских административных районах.
Консультационная и организаторская работа должна быть направлена на:
- создание новых кооперативов там, где это необходимо;
- расширение числа членов в уже существующих кооперативах;
- оказание помощи членам кооперативов для более активного участия в процессе принятия решений и управлении делами кооперативов;
- оказание помощи членам и работникам кооперативов в создании хозяйственного механизма, основанного на кооперативных ценностях и принципах, адекватного современной экономической системе.
Роль региональной ИКС и регионального учебно-методического центра может выполняться различными организациями:
- государственными структурами;
- учебными и научными заведениями;
- специальными консалтинговыми службами, созданными на базе органов крестьянского самоуправления, в том числе на базе региональных и районных АККОР;
- самими кооперативами, в особенности, второго и последующего уровней.
Органы управления АПК субъекта Российской Федерации и региональная
ассоциация АККОР должны решить вопрос о наиболее эффективной организационно -правовой форме ИКС (в настоящее время многие из них существуют в форме государственных унитарных предприятий или филиалов государственных учреждений). Можно рекомендовать создание ИКС и учебно-методических центров в форме единой консалтинговой коммерческой или некоммерческой организации (например, фонда), осуществляющей весь спектр услуг по консультированию как в области развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной потребительской кооперации, так и в сфере распространения рыночной информации, юридических и экономических консультаций и т.п.
Возможным вариантом является создание ИКС на базе региональных и районных АККОР (в настоящее время имеется опыт Ростовской, Саратовской, Новосибирской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, Республики Адыгея). Преимущества такой службы состоят в широкой клиентской базе, непосредственной связи с субъектами малых форм хозяйствования, дополнительных источниках финансирования за счет членских взносов и платных услуг АККОР.
Одним из главных условий информационно-консультационного и учебнометодического обеспечения кооперативного движения является развитие научных исследований по проблемам развития малых форм хозяйствования и
сельскохозяйственной кооперации в системе Российской академии сельскохозяйственных наук и Минсельхоза России, а также проведение научно-практических конференций, симпозиумов и семинаров по данной тематике.
Для успешного развития сельскохозяйственной потребительской кооперации необходима постоянная подготовка и повышение квалификации фермеров, владельцев ЛПХ, сельских предпринимателей; специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сельских кредитных и страховых кооперативов, микрофинансовых и информационно- консультационных организаций; кадров для организаций фермерского самоуправления и других некоммерческих организаций целевой группы; государственных и муниципальных служащих, ответственных за регулирование деятельности и поддержку К(Ф)Х, ЛПХ, малых предприятий, сельскохозяйственной кооперации.
В этих целях Минсельхозу России необходимо:
- разработать учебно-методические материалы для сельскохозяйственных и кооперативных учебных заведений, а также для федерального и региональных кооперативных учебно-методических центров;
- предусмотреть введение в сельскохозяйственных вузах и техникумах в качестве обязательной дисциплины курса по экономике и организации сельскохозяйственной кооперации;
- расширить подготовку сельскохозяйственных производителей, работников органов управления АПК и муниципальной власти, преподавателей по вопросам сельскохозяйственной потребительской кооперации через систему повышения квалификации при сельскохозяйственных учебных заведениях, университетах общего назначения и созданных учебно-методических центрах.
Рациональная организация производства сельскохозяйственных предприятий имеет огромнейшее значение. Оценив эффективность своей деятельности, сельскохозяйственные предприятия могут выбрать экономически выгодное направление, которое бы соответствовало возможностям предприятия и сложившимся экономическим условиям.
В связи с этим особое значение приобретает оптимизация производственной структуры предприятия. Экономико-математическая модель дает возможность определить основные параметры развития производства для текущего и перспективного планирования, может использоваться для анализа сложившейся структуры производства, позволяющего выявить более целесообразные пути использования ресурсов и возможности увеличения объемов производства продукции, опираясь на фактические данные за предшествующие годы.
Литература:
1. Ставропольский край в цифрах [Текст]: краткий статистический сборник
Ставропольского краевого комитета гос.статистики. -Ставрополь, 2010.- 68с.
2. Ткач, А.В. Место и роль кооперации в продовольственном обеспечении России [Текст]/А.В. Ткач// Достижение науки и техники АПК. -2009. - №6. -С.59-61.
3. Шальнева, А.Н. Развитие кооперации в сельском хозяйстве [Текст]/ А.Н. Шальнева// Формирование и развитие аграрного рынка: Сб. науч. тр ./СПб ГАУ. - Санкт-Петербург. -2009. -С.61-63.