АГРОЭКОНОМИКА
СЕЛЬХОЗПОТРЕБКООПЕРАЦИЯ - В ФАРВАТЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК»
Н.А. Попов, Т.Н. Попова
Кафедра агроэкономики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 8/2, 117198 Москва, Россия
Статья посвящена проблеме реализации национального проекта «Развития АПК» и роли в нём и сельскохозяйственной потребительской кооперации. Авторами кратко излагается значение сельскохозяйственной кооперации в современных условиях развития АПК, которая определяет дальнейшее развитие малых форм хозяйствования на селе (ЛПХ, КФХ и разного типа сельхозкооперативы.). Проектом предусматривается развитие животноводства ускоренными темпами, упрощение системы кредитования фермеров, а так же субсидирование и возмещение процентов по кредитам за счет государства участникам национального проекта. Проектом предполагаются меры по развитию социальной сферы аграрного производства, включающих, создание новых рабочих мест в деревне, системы сельских потребительских кооперативов обслуживающего характера, например, кредитных, торгово-сбытовых, агросервисных и других.
В соответствии с решением Президента и Правительства РФ Минсельхоз разработал основные направления реализации президентского Проекта в той части, где говорится о стимулировании развития малых форм хозяйствования. Данное решение Президента России вызвано тем, что сейчас малым формам хозяйствования (ЛПХ, КФХ и сельхозкооперативы) производится 93% картофеля, 80% овощей, 51% мяса и 55% молока, а реализуется на рынке только 15%. Однако первичная переработка продовольственного сырья на местах практически отсутствует.
Еще одним важным аргументом является то, что велика социальная значимость данного сектора в экономике страны в целом. Примерно около одной трети населения страны проживает в сельской местности. Это население в основной своей массе остается безработным по причине ухода государства из экономики АПК в части финансовой поддержки, а кооперация в данной ситуации становится своеобразным мультипликатором и катализатором развития аграрного производства, так как по мере ее становления создаются рабочие места и подымается с колен социальная сфера на селе.
О состоянии кооперации в мире в целом. Как свидетельствует историческая ретроспектива и современные тенденции развития кооперации, в мировой практике имеет место взаимодействие экономических малых хозяйствующих субъектов с крупными холдингами производства на основе сочетания рыночных и корпоративных механизмов. При этом следует отметить, что такое взаимодействие постоянно совершенствуется и углубляется под влиянием растущей рыночной конъюнктуры.
Кооперативные принципы деятельности уменьшают противоречия между общественным характером труда и частным присвоением его результатов, интегрируясь при этом в единый механизм собственности, управления и распределения доходов в кооперативах.
Современные кооперативные формы хозяйствования обеспечивают открытость членства, добровольность их объединения, демократичность при принятии решений, обязательное участие в производственной деятельности в целях достижения совместных хозяйственных выгод для всех членов через приоритетность удовлетворения потребностей, пропорциональность в распределении доходов, самостоятельность в процессе деятельности, взаимовыгодность при обмене результатами деятельности, содействие в повышении профессиональных знаний и активное участие в решении социально-экономических задач.
Теперешний кооператив является специфической формой организации хозяйственной деятельности, существующей более 10 лет в странах с различными политическим системам и уровнем развития рыночной экономики. Кооперативы есть во всем мире, но более успешно они развиваются в Европе и Северной Америке. По данным Национальной ассоциации бизнеса США в этих странах действует около 48,0 тыс. кооперативов, с годовым объемом кооперативных продаж равным 120 млрд. долл. в год. Сфера деятельности кооперативов затрагивает более 50 отраслей экономики. Что же касается России, то кооперация имеет распространение более скромное. В систему производственной кооперации России входят сельскохозяйственные производственные кооперативы (21 тыс.), включая и производственные кооперативы в других отраслях экономики (около 15 тыс. артелей старателей в количестве 40 ед.). В системе потребительской кооперации сейчас функционируют как областные, так районные побтребсоюзы, а также предприятия и организации, объединяемые Центросоюзом России. Численность потребительских обществ равна 3300 и 77 союзов, потребительские кооперативы сельскохозяйственного профиля насчитывают 500 ед. В сфере кредитной кооперации насчитывается около 600 сельских потребительских кооперативов и около 200 кредитных потребительских кооперативов граждан. Самую многочисленную группу представляют садоводческие и дачные товарищества и дачные кооперативы (384 тыс.). Это данные, характеризующие структуру кооперации в России.
Правовое регулирование кооперации. Мировая правовая кооперативная доктрина создавалась на протяжении двух веков. Кооперативное законодательство существует в разных странах мира, постоянно совершенствуется и изменяется под влиянием жизненной практики. В англоязычной литературе выделяется пять групп принципов кооперации, которые включают принципы Рочдейла, традиционные, пропорциональные, современные и принципы Международного кооперативного альянса. Первые четыре группы этих принципов ориентированны на экономику и менеджмент, пятая группа имеет социальную направленность. При этом следует отметить, что основные положения кооперативов закреплены в документах Международного кооперативного альянса.
По этой правовой концепции кооператив рассматривается как независимая ассоциация граждан, которые добровольно объединяются для удовлетворения своих потребностей. Причем эти цели достигаются на основе ведения самостоятельной предпринимательской деятельности, демократичной в управлении, формировании капитала из членских взносов и открытости членства. Определение понятия «кооператив» характеризуется семью основными принципами.
Как свидетельствует история, за прошедшие 150 лет произошли изменения при сравнении принципов Рочдейла с современными их аналогами. Практически все принципы кооперации подверглись влиянию времени, и лишь один из многих —
принцип распределения доходов между членами на основе их участия остается без изменения. Он универсален и характерен для всех типов кооперативов.
Интересна эволюция правового регулирования кооперации в России. Так, в дореволюционном законодательстве кооператив рассматривался как особая организационно-правовая форма, основной целью которой было удовлетворение потребностей его членов. В 1897 г. был принят первый устав сельскохозяйственных товариществ, а затем и устав мелких сельскохозяйственных обществ. В 1917 г. Временное правительство утвердило «Положение о кооперативных товариществах и их союзах». В нем предусматривалось учреждение по договорам и по уставам. К числу кооперативных товариществ относились товарищества кредитные и судосберегательные, потребительские общества, товарищества для производства, по совместной закупке, сбыту, транспорту и хранению товаров для совместного пользования средствами производства, для переработки продуктов хозяйства, страховке, для совместного приобретения и пользования землей, строительные, общества для удовлетворения жилищных нужд, а также другие товарищества смешанного типа. Кооперативы не подразделялись на коммерческие (производственные) и потребительские (некоммерческие) организации.
В двадцатые годы прошлого столетия период развития коммуной системы хозяйствования кооператив рассматривался как организационно-правовая форма и в дальнейшем был закреплен в Законе о кооперации в СССР, который в действие был введен постановлением Верховного совета СССР от 26 мая 1988 г. Структурно он состоял из пяти разделов. В первом разделе была дана характеристика кооперации в системе общественных отношений, охарактеризована система кооперации и типы кооперативов. Второй раздел закона определял место кооператива как первичного звена кооперации. В третьем разделе содержались статьи, которые устанавливали экономические основы хозяйственного механизма в системе кооперации. Отдельное место было отведено взаимоотношениям государства и кооперации (четвертый раздел). Заключительный пятый раздел устанавливал особенности отдельных видов кооперативов.
Правовое регулирование в системе кооперации посткоммунистической России. В настоящее время правовое регулирование кооперации и кооперативных организаций осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней. Перечень федеральных законов, регулирующих создание и деятельность кооперативов на территории России, включает шесть законов РФ.
Федеральные законы регулируют деятельность различных видов кооперативов, создаваемых и действующих в до- и пореформенный период, скажем потребительские общества в России функционировали еще с царского времени, подвергаясь в дальнейшем различным формам реорганизации в результате изменения политического и экономического курсов. Кредитные и ссудосберегательные кооперативы, имея также богатый опыт деятельности, возродились вновь только в середине 90-х годов.
Правовая база для различных кооперативов формировалась в разные периоды общественного развития под влиянием политической обстановки, которая превалировала в обществе в конкретный период времени. Доказательством тому может служить Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», который с момента его принятия (1995 г.) и до настоящего времени претерпел многократные изменения.
Кооперация в России развивается (это предопределено законодательством) по направлениям деятельности, отражая их функциональную специфику: производственная, потребительская, кредитная и т.д. В ней также четко прослеживается отраслевая принадлежность: сельскохозяйственная, садово-
огородническая, строительная, жилищная и др.
Соответственно имеет место ориентация на обеспечение правового регулирования кооперации, не позволяющего создать завершенную правовую конструкцию ее системы. Производственная направленность создает трудности, а по некоторым вопросам и определенные препятствия для углубленной проработки положений по налоговому и ценовому регулированию, а также для решения финансового и материально-технического обеспечения.
Наблюдаемые разные подходы к созданию имущества в кооперативе, распределению доходов и ответственности приводят к неравным условиям деятельности кооперативов по сравнению с хозяйственными обществами, не позволяют кооперативам конкурировать на товарных и агропродовольственных рынках.
В деятельности потребительских кооперативов реализация отдельных положений имеет также определенные трудности. Перерабатывающие кооперативы, имеющие по своей сути производственный характер деятельности, по законодательству относят к некоммерческим организациям.
Имеет место нерешенность вопросов создания целостности многоуровневой системы кооперации. Так, например, сегодня действуют различные объединения (союзы и ассоциации), которые отстаивают интересы конкретных кооперативных и некоммерческих организаций. В этом отношении имеется наиболее высокая степень саморегулирования и наличие вертикали управления, характерная для системы потребительской кооперации. Взаимоотношения последней с государством, начиная с 1994 года, строятся на основе ежегодно заключаемых соглашений между Центросоюзом России и Правительством РФ, соответственно региональных потребительских кооперативов с органами власти субъектов Российской Федерации.
Особый интерес представляет опыт развития потребительской кооперации в России. Потребительская кооперация имеет 170-летнюю историю, включающую -11 млн. членов-пайщиков и 77 союзов, и является всеобъемлющей и координирующей силой.
Отсутствие завершенности правового устройства потребительской кооперативной системы не позволяет ее рассматривать как самостоятельный сектор экономики, так, например, в соответствии с Конституцией Российской федерации (ст.ст.8-9 п.п.2) признаются и защищаются частная, государственная,
муниципальная и иные формы собственности. Прямое упоминание кооперативной собственности отсутствует. Конституция обладает верховенством над законами и иными правовыми актами независимо от их отраслевой принадлежности. Это означает, что законодательство должно исходить из конституционных положений и ей не противоречить. Поэтому выделение кооперации в обособленный сектор экономики предполагает и законное разрешение кооперативной формы собственности. Так, в российском законодательстве отсутствует понятие «кооператив». Есть формулировки для отдельных видов кооперативов (производственный, потребительский), которые даны в Гражданском кодексе РФ (часть 1, ст. 107 п.1, ст. 116 п.1). По характеру деятельности они отнесены к разному типу организаций; производственные (коммерческие) и потребительские (некоммерческие). Рассмотрение основных признаков кооперативов позволяет
сделать вывод, что между двумя видами кооперативов существенных различий не наблюдается.
Разделение на производственные и потребительские кооперативы, зафиксированное в Гражданском кодексе РФ, заложило основу для дальнейшего их разветвления и обособления. Тем самым были созданы ограничения для построения вертикальной многоуровневой кооперативной системы.
Для производственных кооперативов целью объединение служит организация совместной производственной деятельности. Иными словами, побудительным мотивом для них служит удовлетворение определенных потребностей. Именно с такой целью и создаются потребительские кооперативы.
Ситуация усложняется в том случае, если кооператив создается по разным законам. К примеру, молочный завод, созданный по ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», относится к потребительскому перерабатывающему кооперативу. Если создание и деятельность молочного завода регулируется ФЗ «О производственных кооперативах», то в этом случае имеет место производственный кооператив.
Основное различие, закрепленное в Гражданском кодексе РФ между производственным и потребительским кооперативами как коммерческими и некоммерческими организациями, состоит в разных средствах достижения цели.
Например, сельскохозяйственный товаропроизводитель как член потребительского перерабатывающего кооператива заинтересован в продаже продукции по высокой цене. С точки зрения удовлетворения производственных потребностей ему выгоднее более дешево организовать сбыт и переработку сырья, дороже продать готовую продукцию для получения прибыли. Если этот же сельскохозяйственный товаропроизводитель реализует свою продукцию производственному кооперативу и не является его членом, то в его интересах продать ее дороже. А с другой стороны, производственный кооператив будет стремиться купить сырье по более низким ценам для того, чтобы обеспечить прибыльность реализованной продукции и в конечном итоге удовлетворить потребности своих членов.
Следовательно, основная цель создания и деятельности и тех и других кооперативов состоит в удовлетворении материальных и иных потребностей своих членов для получения дохода (прибыли) как средства достижения цели. Все кооперативы рассчитаны на то, что их услуги будут потребляться. Если продукция производственных кооперативов будет куплена, значит она потреблена. В этом отношении, как справедливо отмечают юристы, все кооперативы рассчитывают, что их услуги будут потребляться. «В том числе и производственный кооператив -он произвел продукцию, и ее купили, то есть потребили. На этом основании мы и производственный кооператив можем назвать потребительским».
Вся эволюция кооперативной мысли и кооперативных отношений в России способствовала появлению в наше время приоритетного национального проекта «Развитие АПК», где вторым стратегическим направлением развития АПК является «Стимулирование развития малых форм хозяйствования». Социальную значимость такого национального проекта трудно переоценить. Достаточно обратиться к статистике, где личное подсобное хозяйство (ЛПХ) ведут 16 млн. семей, 1 млн. 200 тыс. человек заняты в крестьянских (фермерских) хозяйствах (КФК).
Как свидетельствует статистика, главным аргументом принятия такого решения было преобладание в валовом производстве картофеля и овощей в сельских подворьях.
Однако в связи с отсутствием у КФК и ЛПХ необходимой инфраструктуры товарного и кредитного обеспечения их доступ на рынки переработки и потребления ограничен.
В качестве основного направления развития инфраструктуры в агропромышленном комплексе национальный проект предусматривает стимулирование малых форм хозяйствования через создание кредитных, заготовительных, снабженческо-сбытовых и переробатывающих потребительских кооперативов общей численностью до 1000 ед. в год. На эти цели государство намерено выделять ежегодно до 20 млрд. руб. Координацию этой деятельности Правительство Российской Федерации поручило ОАО «Россельхозбанк». На развитие сельской кредитной кооперации Правительство РФ выделяет денежные средства в сумме 2 млрд. руб., в том числе в 2006 г - 1 млрд. руб. и 2007 г - 1 млрд. руб. В качестве второго направления национальным проектом предусматривается субсидирование процентных ставок по кредитам и займам на развитие производства сельскохозяйственной продукции ЛПХ и КФХ и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
Очень важно в этом проекте решение о расширении доступности кредитных ресурсов для личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств и создаваемых ими сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Впервые предполагается осуществить 100%-ное субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам: 95% ставки субсидируются их федерального бюджета и 5% - из бюджетов субъекта РФ, в котором расположено хозяйство.
Размер кредита для ЛПХ предлагается установить в размере до 300 тыс. руб., КФХ - до 3 млн, создаваемых ЛПХ и КФХ сельскохозяйственных потребительских кооперативов - до 10 млн руб.
На реализацию этого мероприятия будет выделено 6,57 млрд. руб., из них 2,9 млрд. руб. в 2006 г. Порядок и условия предоставления субсидий будут ежегодно определяться постановлением Правительства Российской Федерации. Его разработку поручено осуществить Минсельхозу и Минфину России. По сетевому графику выход этих постановлений планируется в 1 -й декаде марта 2006 и 2007 гг. соответственно.
Реализация мероприятия позволит уже в 2006 году воспользоваться этой беспрецедентно льготной формой кредитования около 200 тыс. ЛПХ и порядка 6 тыс. КФХ, привлечь до 20 млрд. руб. кредитов для развития товарного производства.
Реализация национального проекта будет направлена на стимулирование создания заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, развитие кредитной кооперации, а также производств по переработке сельскохозяйственной продукции, производимой ЛПХ и КФХ.
Основным исполнителем данного мероприятия является Россельхозбанк с его развитой филиальной сетью в 65 субъектах Российской Федерации.
Для обеспечения его финансовыми ресурсами уставный капитал Банка будет увеличен на 9,4 млрд. руб.
В целях развития сети потребительских кооперативов по заготовке, снабжению, сбыту, переработке продукции ЛПХ и КФХ предусматривается выдача Россельхозбанком льготных кредитов.
Условия кредитования будут определены в Концепции развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Ее разработка поручена Минсельхозу России и Россельхозбанку с привлечением Центрсоюза, АККОР (Ассоциация крестьянских и фермерских хозяйств и кооперативов), Федерального
союза сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Данная работа уже началась, ее завершение планируется в марте 2006 года.
Реализация мероприятия должна обеспечить создание до 1550 кооперативов, в том числе 1000 заготовительных и снабженческо-сбытовых, 550 перерабатывающих.
На развитие и финансовую поддержку системы сельской кредитной кооперации будут направлены финансовые средства для формирования складочных капиталов кредитных кооперативов.
Россельхозбанк предусматривает рефинансирование ресурсной базы сельских кооперативов путем предоставления им краткосрочных кредитов. В субъектах Российской Федерации, где отсутствует залоговое обеспечение у сельскохозяйственных кредитных кооперативов, Банк может выступить ассоциированным членом.
Создание системы сельской кредитной кооперации будет происходить в соответствии с Концепцией развития системы сельской кредитной кооперации.
Ее разработчиками определены Минсельхоз России и ОАО «Россельхозбанк» с привлечением Союза сельских кредитных кооперативов и Фонда развития сельской кредитной кооперации.
В первой половине этого года будет утверждена Концепция реализации проекта.
Итоговым результатом данных мер станет обеспечение развития и создания до 1000 сельских кредитных кооперативов.
Главной мерой в плане реализации проекта предусматривается создание системы земельно-ипотечного кредитования.
Правовая основа для этого уже создана и закреплена в Федеральных законах «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и «Об ипотеке», в который были внесены поправки, снявшие ограничения на оборот земель сельскохозяйственного назначения.
Планом национального проекта предусматривается разработка Концепции развития системы земельно-ипотечного кредитования. Ответственные за ее подготовку концепции земельной ипотеки Россельхозбанк и Минсельхоз.
Развитие системы земельной ипотеки позволит использовать залог земли для получения кредита 5000 хозяйств. Данный механизм является новым, и его реализация будет осуществляться в первой половине 2006 г. на 20 пилотных проектах.
Говоря о развитии системы сельских потребительских кооперативов и земельноипотечного кредитования, следует отметить, что наиболее узким местом в реализации данного мероприятия является отсутствие инфраструктуры управления разбросанными по всей стране объектами.
Следует отметить неподготовленность отдельных регионов страны к данной работе.
Именно поэтому Правительство РФ определило главным оператором по данному направлению реализации проекта Россельхозбанк, имеющий широкую общенациональную сеть филиалов.
Как свидетельствуют результаты совещания, проведенного в Липецке с участием Председателя Правительства, хочется отметить, что в процессе совместной работы над проектом и по результатам Минсельхозом России был подготовлен целый ряд дополнительных мер, необходимых для успешной реализации приоритетного национального проекта «Развитие АЖ». Перечислим наиболее важные из них:
1. Применение мер таможенно-тарифного регулирования к импортной молочной продукции:
- дифференцированное повышение ввозных таможенных пошлин на сыры твердые;
- реализация мер по ограничению импорта сыров твердых, поставляемых из Украины;
- принятие мер по ограничению импорта сухого молока и сливочного масла (включая меры таможенно-тарифного регулирования), в том числе поставляемых из Украины и Белоруссии
2. Разработка проектов технических регламентов:
- «О требованиях к биологической безопасности животных, ввозимых на территорию Российской Федерации»;
- «О требованиях к биологической безопасности продукции и сырья животного происхождения»;
- «Требования к обеспечению безопасности использования и утилизации органических отходов животноводства и птицеводства, предприятий, перерабатывающих животноводческую продукцию».
3. Использование средств Инвестиционного фонда для стимулирования привлечения частных инвестиций (государственное частное партнерство) на строительство комплексов по переработке мясной и молочной продукции в регионах, имеющих избыток сырья.
4. Разработка концепции государственной поддержки развития крупных агропромышленных структур холдингового типа (включая совершенствование нормативной базы), занимающихся производством сельскохозяйственного сырья, переработкой и торговлей на основе современных инновационных технологий.
Как любое новое дело, реализация национального проекта в части активизации развития малых форм хозяйствования путем усиления роли потребительской сельскохозяйственной кооперации, которая должна выступить катализатором успешного развития АПК в целом, встречает на местах много сложностей и имеет много узких мест. Апробация национального проекта «Приоритетное развитие АПК» пройдет в первой половине текущего года на примере внедрения в жизнь 20 пилотных проектов на местах в субъектах РФ. При их успешности появится свет в туннеле для продвижения проекта на всей территории Федерации. А пока имеет место лишь хорошая идея.
NATIONAL PROJECT «THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE» AND AGRICULTURAL
COOPERATION
N.A. Popov, T.N. Popova
Department of agroeconomy Russian People’s Friendship University st. Miklucho-Maklay, 8/2, 117198, Moscow, Russia
The article contains information about world practice of development of cooperation in agriculture, tendencies and problems, and also about her legal status, the history of development before communist period, in and after communist time because of including it in national project of priority « Development of agriculture» by The President of Russia.