Научная статья на тему 'Развитие форм хозяйствования в многоукладной аграрной экономике'

Развитие форм хозяйствования в многоукладной аграрной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2140
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ / КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕР-СКИЕ ХОЗЯЙСТВА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / FACILITIES OF THE POPULATION / COUNTRY FARMS / THE AGRICULTURAL ORGANIZATIONS / FORMS OF MANAGING / EFFICIENCY OF PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролова Ольга Алексеевна

В статье рассмотрено состояние производства сельскохозяйственной продукции в разных формах хозяйствования Нижегородской области. Определены основные проблемы, тормозящие дальнейшие развитие, и основополагающие условия устойчивого развития сельскохозяйственных организаций и малых форм хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фролова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FORMS OF MANAGING IN MULTISTRUCTURE AGRARIAN ECONOMY

In the article the condition of manufacture of agricultural production in different forms of managing of the Nizhniy Novgorod area is considered. The major problems, breaking the further progress and fundamental conditions of stable progress of the agricultural organizations and small forms of managing are defined.

Текст научной работы на тему «Развитие форм хозяйствования в многоукладной аграрной экономике»

УДК 338.431.4

О. А. ФРОЛОВА

РАЗВИТИЕ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

В МНОГОУКЛАДНОЙ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Ключевые слова: хозяйства населения, крестьянско-фермерские хозяйства, сельскохозяйственные организации, формы хозяйствования, эффективность производства.

Аннотация. В статье рассмотрено состояние производства сельскохозяйственной продукции в разных формах хозяйствования Нижегородской области. Определены основные проблемы, тормозящие дальнейшие развитие, и основополагающие условия устойчивого развития сельскохозяйственных организаций и малых форм хозяйствования.

Аграрно-экономические реформы, проведенные в последнее двадцатилетие, позволили заложить основы многоукладной экономики, частично осуществив ряд земельных преобразований, принципиально изменив организационно-правовые формы большей части сельскохозяйственных организаций.

Современную ситуацию в агропромышленном комплексе России можно охарактеризовать как весьма противоречивую. С одной стороны, происходит спад сельскохозяйственного производства с разрушением производственного потенциала сельскохозяйственных организаций, с другой - налицо обнадеживающие примеры удачного поиска форм и методов адаптации к современным чрезвычайно жестким условиям существования организованных хозяйств.

Практический опыт России и других стран наглядно свидетельствует о том, что эффективность предпринимательской деятельности основывается на конкуренции и вовсе не гарантирует успех, несмотря на многообразие форм и способов «приспособления» к инновациям. В связи с этим большое значение приобретает активизация исследований теоретико-методологических основ и практических вопросов развития форм хозяйствования в многоукладной аграрной экономике. Значимость решения обозначенной проблемы повышается в связи с необходимостью принятия неотложных мер по выводу аграрного сектора экономики из затянувшегося кризиса. Стабилизация и ожив-

© Фролова О. А.

ление сельскохозяйственного производства, создание благоприятных условий для развития форм хозяйствования - это не только важная экономическая задача, но и сложнейшая экономическая проблема.

В экономической литературе нет единого мнения по определению конкретных периодов и этапов становления многоукладной экономики, рациональному сочетанию укладов, позволяющих повысить эффективность производства сельскохозяйственной продукции. Многоукладная структура экономики России в процессе ее исторического развития характеризовалась попеременным движением от упрощения к усложнению и наоборот. Исследуя эволюцию формирования, развития и угасания укладов, были выделены 4 периода: дореволюционный, послереволюционный, современный, новый период.

Многоукладная экономика - это организационно-экономическая структура агропромышленного производства, основанная на рациональном сочетании различных форм собственности и хозяйствования и организационно-правовых форм.

В Конституции Российской Федерации на современном периоде признается и защищается частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Данные формы собственности закреплены в ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации. В нем указывается «В Российской Федерации признается частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

По нашему мнению, форма собственности как фактор формационный, то есть образующий общественно-экономические уклады, которые, соединяясь с типом политического устройства, духовными качествами образуют общественные формации. Общественноэкономические уклады делятся на социальные (семейный уклад, студенческий уклад) и экономические (хозяйственные) уклады. Хозяйственный уклад занимает промежуточное положение между общественно-экономическими укладами.

По нашему мнению, хозяйственный уклад - это исторически определенная система социально-трудовой деятельности, которая складывается на основе определенной формы собственности на средства производства и соответствующей ей формы хозяйствования и, соединяясь с типом политического устройства, духовными качествами, образует экономические формации.

Форма собственности - это исторически определенная общественная форма присвоения благ.

Форма хозяйствования - это система организационноэкономических отношений, основанная на типе уклада хозяйственной деятельности.

Формы собственности и хозяйствования - понятия разнопорядковые, но не взаимоисключающие. Каждая форма хозяйствования соответствует определенному типу отношений собственности, который и формирует, в конечном счете, тот или иной хозяйственный уклад.

Организационно-правовая форма организации - это система норм и правил ведения хозяйственной деятельности, основанная на определенном экономическом укладе, соответствующей форме хозяйствования и на основных положениях функционирования организации (порядке образования уставного капитала, принципах материального и морального стимулирования, механизмах управления, а также различных мерах ответственности собственников организации и др.), которые закреплены в учредительных документах.

Эти понятия значительно шире, глубже и всесторонне раскрывают содержание процессов развития многоукладности в сельском хозяйстве.

Нами предложены методические подходы к классификации форм хозяйствования и выделены в регионе 6 хозяйственных укладов.

По нашему мнению, на эффективность влияет ряд факторов: технико-технологические, социальные, организационные, экономические, природные, политические.

Для повышения эффективности производства сельскохозяйственные товаропроизводители в большей степени, по нашему мнению, могут варьировать организационными факторами. Для выявления резервов роста эффективности производства были проведены группировки сельскохозяйственных организаций Нижегородской области за 2009 год. Данные группировок показали, самые большие посевные площади имеют хозяйства с организационно-правовой формой ООО, а по поголовью коров и молодняка - СПК, АО. С ростом масштабов производства (в данном случае посевной площади и поголовья животных) существенно снижается себестоимость продукции только в АО, в остальных организационно-правовых формах она растет.

Самые низкие показатели по группировке заработной платы в группах организаций, имеющих организационно-правовую форму СПК, а самые высокие показатели в ООО. С ростом средней заработной платы растут и показатели эффективности.

Преимуществом предлагаемой методики оценки предпринимательской деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей перед существующими является возможность определения эффективности отдельных ее видов. При таком подходе можно оперативно выявлять вероятные причины снижения эффективности в целом.

Для России всегда был актуален вопрос: влияют ли различия в организационно-правовой форме сельскохозяйственных предприятий на их эффективность? Если да, то какие формы хозяйств более эффективны? Какие хозяйственные уклады сельскохозяйственного производства более эффективны, и какое их оптимальное сочетание должно быть?

Наибольший удельный вес в структуре производства зерна и сахарной свеклы в Нижегородской области в 2010 году занимают сельскохозяйственные организации (92,3 % и 96,9 % соответственно), а наименьший - личные подсобные хозяйства (0,46 % и 0,3 % соответственно), а в производстве картофеля и овощей лидируют хозяйства населения.

Наименьший удельный вес в структуре производства продукции молока и мяса крупного рогатого скота занимают крестьянские (фермерские) хозяйства. Их доля составляет: по производству молока

- 4,5 %, по производству мяса - 2,6 %. Доля личных подсобных хозяйств соответственно - 27,6 % и 25,2 %.

Наибольший удельный вес в структуре хозяйственных укладов в 2010 году в регионе занимал семейно-потребительский уклад, а наименьший - государственный. Наибольший размер хозяйства имели хозяйства частного уклада, а наименьший - семейнопотребительского. Самые крупные хозяйства (по количеству работающих) были представлены государственным и общественными укладами. Наибольший показатель стоимости валовой продукции на 100 га имели хозяйства частного уклада, а наименьший - семейнопотребительского уклада.

Для решения вопроса оптимизации количества хозяйственных укладов нами была разработана экономико-математическая модель.

Разработанная модель показала, что только за счет оптимизации всех хозяйственных укладов прибыль от продажи сельскохозяйственной продукции в целом по Нижегородской области составит 3 597 330 тыс. руб., что на 12 % больше 2009 года. В то же время произойдет увеличение производства основных видов продукции во всех хозяйственных укладах.

Все экономические уклады и формы хозяйствования имеют право на существование и дальнейшее развитие в многоукладной экономике сельского хозяйства. Чтобы хозяйствовать эффективно, сельскохозяйственные товаропроизводители всех форм хозяйствования нуждаются во взаимодействии, благоприятных макроэкономических и микроэкономических условиях функционирования.

Сельскохозяйственные товаропроизводители России испытывают ряд существенных правовых, организационных, экономических и социальных проблем:

- проблемы сбыта произведенной продукции и в получении информации о конъюнктуре рынка;

- слабая доступность финансово-кредитных ресурсов из-за недостаточного развития сельскохозяйственной кредитной кооперации (высокой процентной ставки в коммерческих банках и отсутствия гарантий своевременного возврата);

- неэффективная государственная поддержка (отсутствие прямой финансовой поддержки);

- недостаток мощностей для хранения, доработки и переработки сельскохозяйственной продукции;

- недостаточное снабжение высокоурожайным семенным материалом, элитным скотом, кормами, удобрениями, ядохимикатами и другими материальными ресурсами;

- отсутствие налаженной эффективной системы агрономического, ветеринарного и зоотехнического, а также производственного обслуживания;

- дефицит консультаций по бухгалтерскому учету, аудиту, организации маркетинга в малых формах хозяйствования;

- недостаток сельскохозяйственной техники, оборудования, в связи с этим велики затраты ручного труда;

- низкий уровень доходности;

- слабая правовая основа для развития сельской потребительской кооперации.

Основные современные направления повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции во всех формах хозяйствования:

- участие в кооперативных и интегрированных формированиях (кооперативном и некооперативном взаимодействии, агрохолдингах, кластерах);

- усовершенствование механизма распределения субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям различных форм хозяйствования.

Малые формы хозяйствования испытывают большие проблемы со сбытом продукции, ее переработкой, у них мало технических средств для выполнения транспортных услуг, обработки почвы и других работ. Для решения этих проблем все большее распространение получает новая форма организации на селе - сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Нами разработаны 2 модели кооперативного и иного взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Преимущество кооперативной модели в том, что она объединяет кооперативы двух уровней. Особенность данной модели то, что она основана на комплексном подходе к созданию потребительского кооператива (перерабатывающего, сбытового и кредитного) и привлечению к этой работе всех уровней управления АПК (муниципального и регионального), а также банка, АККОР и страховой компании, ревизионного союза.

В целях подтверждения гипотезы о том, что чем выше уровень развития и эффективность крупного производства, тем более развиты и эффективны семейные хозяйства на той же территории, так как они тесно связаны с коллективными хозяйствами, пользуются их ресурсами, в исследовании предложена модель некооперативного взаимодействия ЛПХ и КФХ с сельскохозяйственными организациями и другими агропромышленными структурами в Нижегородской области с указанием возможных направлений государственной поддержки такого взаимодействия.

Для выбора на муниципальном уровне модели взаимодействия малых форм хозяйствования с сельскохозяйственными организациями в исследовании был использован метод SWOT-анализа, с помощью которого были определены сильные и слабые стороны данных взаимодействий.

Предложенные модели кооперативного и иного взаимодействия малых форм хозяйствования на селе с сельскохозяйственными организациями позволяют на взаимовыгодной основе решать многие производственные проблемы малых форм хозяйствования, связанные со сбытом продукции, с их недостаточной технической оснащенностью и рациональным использованием технических средств, находящихся в распоряжении сельскохозяйственных организаций и малых форм хозяйствования.

Одним из главных отличий процессов кооперации и интеграции является, на наш взгляд, не столько содержание функциональных связей, сколько складывающиеся отношения собственности и организация управления.

Для обоснования методологии эффективного построения организационно-экономического механизма функционирования интегрированных формирований была представлена укрупненная структура агрохолдинга на муниципальном уровне. Корпоративные агропромышленные объединения холдингового типа (агрохолдинги) представляют собой современную интеграционную структуру, осуществ-

ляющую деятельность в сфере агропромышленного производства по трем направлениям: растениеводство, животноводство и сфера обслуживания, в состав которой входят сельскохозяйственные товаропроизводители (сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйства населения), перерабатывающие, торговые организации и предприятия агросервиса (технического обслуживания)

- связи между данными организациями внутренние. В агрохолдинг могут входить и внешние организации (лизинговые компании, банки, транспортные компании, страховые компании и т. д.).

Управляет агрохолдингом финансовая дирекция центральной компании, в нее входят три отдела:

- развития и финансовых исследований (специалисты по финансовому анализу);

- страхования рисков (юристы по страхованию рисков);

- финансирования (специалисты по планированию денежных потоков, финансовых операций).

Управление сельского хозяйства района координирует работу данного агрохолдинга.

Не каждое агропромышленное формирование автоматически становится эффективным участником рыночных отношений и не в каждом агропромышленном формировании используются преимущества интеграции. Поэтому возникает необходимость в объективном анализе результативности институциональных преобразований. При наличии продовольственного рынка (монопольного или конкурентного) рассчитывать внутренние цены агропромышленного объединения целесообразно по схеме «сверху-вниз». Поскольку рынок конечной продукции ограничивает их верхнее значение, необходим соответствующий алгоритм расчета лимитных цен на продукцию в агропромышленном объединении муниципального уровня.

В результате данного алгоритма может быть сформирована цепочка цен на продукцию агропромышленного объединения.

Предложенный механизм формирует сквозную цепочку внутренних цен и тарифов - от цен на первичные материальные ресурсы до цен на конечную продукцию. При этом он учитывает влияние рыночной конъюнктуры на формирование этих цен и тарифов и вместе с тем не создает предпосылки к выходу из объединения тех или иных участников в связи с тем, что рыночные цены на их продукцию выше внутренних лимитных цен.

На территории Нижегородской области присутствуют все составляющие, обеспечивающие создание полноценного кластера, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции,

а именно молока. Из 83 регионов Российской Федерации Нижегородская область занимает 14 место по валовому производству молока. Почти у всех сельхозтоваропроизводителей муниципальных районов производство молока растет. Удельный вес сельскохозяйственных организаций в производстве молока составляет 67,8 % , в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 4,5 %, в хозяйствах населения производится 27,6 %.

Все это и предопределило создание модели молочного кластера в Нижегородской области, построенной на принципах некоммерческого партнерства. В данную модель включены как производители сельскохозяйственной продукции (сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства), так и перерабатывающие организации (ОАО «Княгининское сухое молоко», ОАО «Молоко»). Координировать работу данного кластера будет координирующий совет, в функции которого входит управление самостоятельными организациями с согласованием общих целей развития. В кластер также входят научные учреждения, банки, государственные учреждения для обеспечения данного кластера соответственно кадрами, научными разработками, денежными ресурсами, государственной поддержкой. Данная кластерная структура будет базироваться на эффекте масштаба, основа которого - инновационная составляющая лидирующей фирмы (ОАО «Молоко») в производстве и переработке молока в регионе. В данную модель кластера на первых этапах могут войти не все перерабатывающие организации области, чаще из-за недопонимания переработчиками преимуществ кластерного подхода.

В данном кластере капитальные вложения в производство составят 434 млн руб., которые будут направлены на модернизацию ОАО «Княгининское сухое молоко», в части выпуска цельномолочной продукции с использованием технологии «Ultra Clean» в ПЭТ бутылке на 120 т в сутки.

При сопоставлении производства основных видов продукции перерабатывающих предприятий до образования кластера и во время его образования за счет инновационных вложений производство молочной продукции растет в ОАО «КСМ», а производство масла и сухого молока в ОАО «Молоко» растет за счет синергетического эффекта.

Главным результатом предложенной модели можно считать получение дополнительного дохода, рост среднесписочной численности и средней заработной платы, на основании чего можно признавать,

что такое взаимодействие, по предварительным оценкам, экономически оправдано.

Определение экономической эффективности работы перерабатывающих организаций в кластере рассчитаны нами с применением аналитической программы «Инэк-Холдинг» на основе составления бизнес-плана и расчета экономической эффективности по методике ЮНИДО по данному инвестиционному проекту. Анализ инвестиционного проекта показал, что при заданной ставке дисконтирования вложение средств в проект является экономически целесообразным и инвестиционный проект при заданных параметрах является финансово реализуемым.

Эффективность государственной финансовой поддержки -это сложная экономическая категория, показывающая максимальную производственную отдачу от совокупности средств и выгод, получаемых сельхозпроизводителями и сельскими территориями безвозмездно или на льготных условиях из бюджета разных уровней, а также от действия законодательных и других государственных мер, обеспечивающих условия эффективного функционирования сельскохозяйственного производства и жизнедеятельности на селе.

Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций даже с учетом субсидий ежегодно уменьшается. Это говорит о том, что сегодняшние методики распределения субсидий для производства сельскохозяйственной продукции не эффективны.

На основании показателей бюджетной эффективности в ходе проведенного исследования сельскохозяйственных организаций Нижегородской области в 2009 г. обнаружено несколько зависимостей. Установлено, что по мере роста доли сельскохозяйственной продукции, производимой сельскохозяйственными организациями различных организационно-правовых форм, уменьшается получаемая ими прибыль по всей хозяйственной деятельности в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий. Наибольший размер субсидий получен АО с долей выручки от сельскохозяйственной продукции до 33 %, они же получили самую большую прибыль от реализации продукции, как с учетом, так и без учета субсидий.

На основании вышеизложенного, в области финансовой поддержки предлагается:

- разграничить государственную поддержку отдельно сельскохозяйственным организациям и малым формам хозяйствования;

- в части финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей на региональном уровне необходимо ввести прямую поддержку в целом по отрасли растениеводства и животноводства;

- федеральное бюджетное финансирование оставить по направлениям. Основным направлением в данном финансировании, по нашему мнению, должен стать лизинг сельскохозяйственной техники и покупка племенных животных с использованием бюджетных средств, социальное развитие села.

В области кредитования, наиболее целесообразным было бы принять решение о специальной понижающей процентной ставке по кредитам для сельскохозяйственных товаропроизводителей без ее субсидирования и выдачи кредитов по кредитным линиям, как это делается в ряде развитых стран.

Особую значимость в условиях бюджетной ограниченности приобретают процессы планирования и прогнозирования государственной поддержки АПК. На основании вышеизложенных предложений нами разработаны этапы планирования и прогнозирования мер государственной поддержки на региональном уровне для сельскохозяйственных организаций.

Планирование субсидий происходит в несколько этапов и предполагает тесное взаимодействие Министерства сельского хозяйства на региональном уровне с сельскохозяйственными товаропроизводителями. На первом этапе хозяйству доводится общая сумма субсидий. Хозяйства анализируют фактический уровень производства и определяют направления расходования. По каждому хозяйству выявляются социальные направления поддержки, проводится анализ социальной инфраструктуры и определяются направления расходования данных средств. В министерстве выявляются слабые (убыточные) хозяйства, проводится с ними работа по выявлению факторов, снижающих их производственные возможности. На следующем этапе происходит согласование и утверждение объемов бюджетного финансирования с каждым хозяйством по направлениям расходования средств. На последнем этапе проводится аудит эффективности государственной поддержки.

Существующий механизм получения субсидий - это основная часть субсидий, выделяющаяся на производство конкретных видов продукции.

В исследовании обобщена имеющая практика и разработан подход и методика расчета нормативов субсидий дифференцированных по хозяйствам.

Нормативы субсидий определяются на основе разработанных нормативов затрат. Расчеты производятся по двух вариантам:

- простого воспроизводства;

- расширенного воспроизводства.

Данная методика была апробирована по микрозоне (3 муниципальных района), и определены для каждой организации дополнительные потребности в субсидиях, как для простого, так и для расширенного воспроизводства.

Для малых форм хозяйствования предлагается субсидирование продукции по направлениям производства:

- в размере 500 руб. в расчете на 1 гектар фактических посевов сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений;

- 1 500 руб. на одну условную голову крупного рогатого скота.

Предложенные подходы позволят создать механизм более эффективного управления государственной поддержкой разных форм хозяйствования.

Реализация разработанных в работе методических и методологических подходов может способствовать повышению эффективности производства в различных формах хозяйствования, создать условия и обеспечить возможности дальнейшего развития многоукладности.

DEVELOPMENT OF FORMS OF MANAGING IN MULTISTRUCTURE AGRARIAN ECONOMY

Keywords: facilities of the population, country farms, the agricultural organizations, forms of managing, efficiency ofproduction.

Annotation. In the article the condition of manufacture of agricultural production in different forms of managing of the Nizhniy Novgorod area is considered. The major problems, breaking the further progress and fundamental conditions of stable progress of the agricultural organizations and small forms of managing are defined.

ФРОЛОВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА - доктор экономических наук, профессор кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, ([email protected]).

FROLOVA OLGA ALEKSEEVNA - the doctor of economic sciences, the professor of the chair of bookkeeping, the analysis and audit, Nizhny Novgorod State engineering-economic institute, Russia, Knya-ginino, ([email protected]).____________________________________

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.