A.В. Скульская, Т. K. Широкова
ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КООПЕРАЦИИ НА СЕЛЕ
В отношении кооперации справедливым, по нашему мнению, является следующее определение ее экономического смысла. Кооперация является одной из составных частей экономической системы, где она заполняет уготовленную ей нишу, обслуживая те или иные слои населения, у которых есть потребность выхода на рынок, но которым не под силу это сделать без взаимодействия с другими носителями таких же потребностей. В России кооперация была развита еще в годы столыпинской реформы и в период НЭПа, тогда в кооперативы были объединены 70% крестьянских хозяйств, а половина оптового и две трети розничного оборота находились в руках кооперации [1]. Кооперация на селе развивалась и в годы советской власти, но постепенно роль ее снизилась. В последнее время на развитие кооперации на селе возлагаются большие надежды.
За годы рыночных преобразований крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х) и личные подсобные хозяйства (ЛИХ) стали неотъемлемой частью сельской экономики. К(Ф)Х и ЛИХ составляют значительную долю в производстве сельскохозяйственной продукции, продовольственном обеспечении сельских семей, формировании предложения на региональном и местных продовольственных рынках, но испытывают трудности в материально-техническом и производственном обслуживании и особенно сбыте своей продукции.
Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что доля К(Ф)Х и ЛИХ превышает половину всей произведенной продукции в хозяйствах всех категорий, при этом доля же К(Ф)Х постоянно растет.
В России потребительская кооперация в настоящее время развивается в рыночной среде, К(Ф)Х и ЛИХ выступают как
составная часть системы свободного предпринимательства. Представителям малых форм хозяйствования совсем непросто выстоять сейчас на товарных рынках, поэтому необходимо использовать тот потенциал, который заложен в сельскохозяйственной кооперации. Её развитие может сыграть важную роль в обеспечении продовольственной безопасности и в развитии сельских территорий.
Таблица 1
Структура продукции сельского хозяйства по категориям (в фактически действующих ценах, в процентах к итогу)
Показатель 2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012
Хозяйства всех категорий, 100 100 100 100 100 100 100
в том числе
сельскохозяйственные
организации 45,2 44,6 46,1 45,4 44,5 47,2 47,9
хозяйства населения 51,6 49,3 43,4 47,1 48,3 43,8 43,2
крестьянские (фермер-
ские) хозяйства* 3,2 6,1 8,5 7,5 7,2 9,0 8,9
* Включая индивидуальных предпринимателей.
Источник: [2].
Острой проблемой аграрной сферы является неустойчивый сбыт сельскохозяйственной продукции. Сбыт произведенной продукции непосредственно связан с ее переработкой, то есть по мере роста и развития кооперативной системы возможно создание многофункциональных кооперативов. Региональным и муниципальным органам власти, руководству аграрных хозяйствующих субъектов необходимо активизировать внутренний спрос, перевести на кооперативную основу переработку и реализацию продукции. Важная задача кооператива - помогать пайщикам в закупке, учете, переработке произведенной продукции, ее реализации.
В современных условиях торгово-закупочная деятельность потребкооперации все больше привлекает к себе внимание ЛПХ и К(Ф)Х, которые видят в потребкооперации надежное средство своевременного сбыта произведенной сельскохозяйственной продукции [3].
Система каналов реализации своей продукции малыми формами хозяйствования и пути повышения ее эффективности до сих пор теоретически не разработаны, что приводит к их отсутствию на практике. Учитывая значение малых форм хозяйствования в насыщении потребительского рынка продуктами питания и необходимости обеспечения благосостояния сельского населения необходимо решить проблему доступа их на рынок сбыта, в этом могут помочь потребительские кооперативы на селе.
Формы кооперации определяются по принципу основной хозяйственной деятельности. Внутри сельскохозяйственной кооперации выделяются две основные подгруппы: сельскохозяйственные производственные кооперативы и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые объединяют сельскохозяйственных товаропроизводителей для совместного (на кооперативных началах) снабжения сельскохозяйственными машинами, горюче-смазочными материалами, удобрениями и средствами химической защиты, оказания ветеринарных услуг, а также решения проблем по транспортировке, хранению, переработке и сбыту произведенной продукции.
Кооперация предполагает:
• добровольное и открытое членство;
• демократический членский контроль;
• экономическое участие членов кооператива, которое в производственном кооперативе - трудовое, а в потребительском кооперативе - в хозяйственной деятельности;
• образование и обучение;
• кооперацию между кооперативами;
• автономность и независимость.
Правовые основы деятельности сельскохозяйственных кооперативов определены федеральным законом от 6 декабря 1995 г. №103-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 183-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» и отдельными законодательными актами РФ.
Согласно п. 2 ст. 4 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» потребительские кооперативы являются некоммерческой организацией и в зависимости от вида их деятельности под-
разделяются на: перерабатывающие; сбытовые (торговые); обслуживающие; снабженческие; садовые; огороднические; животноводческие; кредитные; страховые; иные кооперативы, созданные согласно предусмотренными п. 1 ст. 4 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Потребительские кооперативы могут быть и смешанного типа.
В кооперации есть как чисто кооперативные проблемы, так и общие проблемы, свойственные как экономике в целом, так и аграрному сектору в частности. Кооперация на селе выступает в роли объединяющей силы сельхозпроизводителей.
Основными сдерживающими факторами образования и деятельности сельскохозяйственных кооперативов являются:
• недостаточность и неэффективность государственной поддержки и государственного регулирования сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственной кооперации;
• отсутствие или недостаточность финансово-экономических условий для создания и развития кооперативов, в том числе сложное финансовое положение сельских товаропроизводителей, устаревшая материально-техническая база, низкая доходность и убыточность сельскохозяйственного производства;
• неразвитость сельскохозяйственных сбытовых кооперативов и рынков, работающих на кооперативных принципах;
• нерегулируемый и часто неконтролируемый рост цен на ресурсы, необходимые для производства сельскохозяйственной продукции;
• высокий банковский процент, недоступность льготных кредитов.
Кроме того, отметим имеющуюся низкую эффективность информированности и знания сельских производителей.
К первоочередным проблемам, которые должны быть решены в отношении кооперации на селе, относятся:
• совершенствование системы налогообложения сельскохозяйственной кооперации на период реализации Государственной программы сельского хозяйства и регулирования рынков сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2013-2020 гг., налоговых льгот,
предусмотренных налоговым законодательством для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
• поддержка на условиях софинансирования экономически значимых программ по развитию сельскохозяйственной кооперации, включая предоставление грантов на создание материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, обеспечивающие финансирование не менее 50% соответствующих затрат за счет средств Федерального бюджета РФ и не менее 25% из бюджетов субъектов Федерации;
• возмещение части расходов на уплату процентов по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам, привлеченным потребительскими обществами, действующими в сельской местности;
• субсидирование затрат на землеустройство и инженерное обустройство (газификация, водоснабжение, телефонизация, электрификация) на условиях софинансирования, исходя из соотношения собственных средств кооператива не более 10% и средств бюджетов всех уровней;
• субсидирование затрат по развитию сети сельскохозяйственных кооперативных рынков на условиях софинансирования, исходя из соотношения собственных средств кооператива не более 30%;
• выделение долговременных субсидированных кредитов на выкуп арендованной земли (земельных долей) в собственность сельскохозяйственным производственным кооперативам (СПК), а также на приобретение и строительство мощностей по переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции [4].
В настоящее время приняты следующие меры поддержки кооперации:
• грантовая поддержка кооперативов всех уровней на обновление материально-технической базы, создание и пополнение фонда финансовой взаимопомощи и т.д.;
• возмещение процентных ставок по кредитам и займам для кооперативов;
• возмещение первоначального взноса по лизинговым платежам [5].
Председатель Правительства России Д.А. Медведев отмечал важность кооперации на селе, а именно «...в условиях вступления в ВТО сельская кооперация должна стать одним из факторов укрепления конкурентоспособности российского АПК. Активнее продвигать отечественные товары на внутреннем и внешних рынках, соединяя усилия частных хозяйств, малых и средних предприятий» [6].
«Это важнейший экономический, социальный и политический институт, без которого нельзя модернизировать нашу экономику и общество, и, прежде всего, сельскую экономику и сельское общество», подчеркивал глава Минсельхоза Н. Федоров [6]. Кроме того, он отмечал, что ключевым направлением новой программы станет техническая модернизация действующих и оснащение новых кооперативов с тем, чтобы организовать единую производственную цепочку «производство - концентрация продукции - хранение - сортировка и упаковка - сбыт».
Государственная поддержка кооперации будет осуществляться в соответствии с двумя важнейшими принципами: во-первых, и это отвечает понятию «частно-государственное партнерство» - поддержку должны и будут получать только те кооперативы, которые делами демонстрируют свою ответственность и вкладывают собственные ресурсы, ресурсы своих членов в развитие, а не ждут, пока всю работу за них сделает государство; во-вторых, будут поддерживаться не любые организации, название которых содержит слово «кооператив», а только те, которые смогут обосновать необходимость кооперации для своих членов - конкретных имеющих имя и фамилию фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств и иных сельскохозяйственных производителей, сельских жителей, ради интересов которых только и создаются кооперативы [6].
Основной особенностью кооператива является то, что владельцы паев являются также его потребителями и пользователями. Безусловно, как и другие организации, кооперативы заинтересованы в выгодных видах предпринимательства.
В табл. 2 отражены данные по организационной структуре сельскохозяйственной кооперации на 01 января 2013 г.
Таблица 2
Количество сельскохозяйственных кооперативов и потребительских обществ на селе по состоянию на 01 января 2013 г.
№ Форма кооперации Зарегистрировано кооперативов, ед.
всего в том числе работающих %, к всего
1 Сельскохозяйственные производственные кооперативы 10319 7588 62
2 Сельскохозяйственные потребительские кооперативы 7324 4583 62
из них кредитные 1847 1252 68
3 Организации потребительской кооперации 3100 2852 92
Источник: [7].
Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что наибольший процент (68%) действующих кооперативов это - кредитные. Работающих сельскохозяйственных производственных кооперативов и сельскохозяйственных потребительских кооперативов - по 62%, соответственно.
На основе данных табл. 3 можно сказать, что сельскохозяйственные потребительские кооперативы за период 2006-2012 гг. развивались высокими темпами, которые, поддерживались приоритетным национальным проектом «Развитие АПК» (доступ к кредитам ОАО «Россельхозбанк») и «Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» (возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам).
В сельской местности РФ функционируют все формы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, но различные виды кооперативов на селе находятся в настоящее время на разных стадиях развития.
Таблица 3
Динамика численности зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов, ед.
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (без кредитных и страховых) 265 1352 2690 3505 3993 4916 4958
Сельскохозяйственные кредитные кооперативы 511 786 1150 1778 1912 1772 1847
Источник: [7].
Исторически кооперация на селе начала развиваться с кредитной. ЛПХ и К(Ф)Х испытывают недостаток средств для ведения своего хозяйства. Кредитный кооператив выступает гарантом или поручителем по обязательствам своих членов, занимается страхованием выдаваемых займов, оказывает консультационные финансовые и юридические услуги. Кредиты выдаются не только сильным хозяйствам, но и финансово неустойчивым товаропроизводителям, заключая договора залога и страхования имущества. Сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы объединяют оборотные средства членов кооператива, а в дальнейшем предоставляют их нуждающимся членам кооператива для ведения и развития хозяйства, а также и на личные нужды. Заметим, что в некоторых регионах объемы кредитования малых форм хозяйствования через сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы СПКК, сопоставимы с банковскими (Тюменская, Астраханская, Волгоградская, Кемеровская, Самарская, Саратовская области и Краснодарский край) [7].
Кооперация в сельской местности необходима не только для сельских жителей, но и для 46 тыс. действующих сельскохозяйственных организаций, а также 308 тыс. К(Ф)Х (включая индивидуальных предпринимателей - ИП). Наибольшую активность в кооперативном строительстве проявляют товарные К(Ф)Х (около 107 тыс.) и товарные хозяйства населения (око-
ло 4 млн.). Товарность сельскохозяйственного производства по видам сельскохозяйственных продуктов для хозяйств населения и к К(Ф)Х отражена в табл. 4.
Из табл. 4 видно, что хозяйства населения имеют более низкую товарность, чем К(Ф)Х , только по скоту и птице в 2012 г. она достигала 45,3%, а по молоку - 31,8%. К(Ф)Х обладают более высокой товарностью, так по скоту и птице (в живом весе) - 94,3%, по сахарной свекле и семенам масличных культур - 79,8%, по яйцам -73,6%, по овощам - 74,4%.
Таблица 4
Товарность сельскохозяйственного производства хозяйств населения и К(Ф)Х (реализовано), % общего объема производства
Показатель 2005 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Картофель
хозяйства населения 17,2 21,6 18,6 16,7 16,2 17,0
К(Ф)Х* Овощи 49,4 47,7 46,6 53,9 42,1 52,2
хозяйства населения 16,5 20,2 15,3 16,0 20,2 18,7
К(Ф)Х Скот и птица (в жив. весе) 63,3 68,8 71,6 76,9 66,0 74,4
хозяйства населения 36,7 43,8 47,4 46,7 44,9 45,3
К(Ф)Х 61,3 80,8 75,8 77,6 93,7 94,3
Молоко
хозяйства населения 26,1 30,7 30,3 31,2 31,5 31,8
К(Ф)Х 49,0 59,2 57,7 59,7 62,8 67,7
Яйца
хозяйства населения 12,3 17,6 18,2 18,3 19,2 19,4
К(Ф)Х 50,6 66,7 60,7 63,0 74,2 73,6
* Включая индивидуальных предпринимателей.
Источник: [2]
Хотя товарность хозяйств населения и ниже, но их владельцы, в процессе своего хозяйствования сталкиваются с теми же проблемами, которые актуальны и для фермеров. К этим проблемам относится неразвитость инфраструктуры обслуживания, а именно, материально-техническое снабжение (сельскохозяйственная техника, инвентарь и т.д.), хранение произведенной продукции до момента реализации, первичная перера-
ботка сельскохозяйственной продукции, сбыт произведенной продукции. Производители в ЛПХ и К(Ф)Х могут успешно реализовывать свою продукцию при условии развития разного вида кооперации.
Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. утверждены меры по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х. При этом развитие кооперации и логистических центров предусмотрено лишь в рамках основных мероприятий по поддержке экономически значимых программ субъектов РФ в области растениеводства и животноводства.
Сложившаяся система сельскохозяйственной кооперации включает все виды сельскохозяйственных кооперативов первого и последующих уровней. Первый уровень - сельские поселения или район, второй уровень - межрайонные и далее федеральные кооперативные формирования, специализированные союзы сельскохозяйственной кооперации. (АККОР - ассоциация К(Ф)Х и сельскохозяйственных кооперативов России и Союз сельских кредитных кооперативов; ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов, куда должны входить все сельскохозяйственные кооперативы и их специализированные союзы; саморегулируемые организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов). На федеральном уровне на 1 января 2012 г. созданы: Российская организация ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов союз «Агроконтроль», ревизионный союз «Чаянов» и союз сельских кредитных кооперативов. В межрегиональный кооператив «Народная кооперация» входят региональные кооперативы Астраханской, Оренбургской, Ростовской областей, Кабардино-Балкарской и Калмыцкой республик.
АККОР - организация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских кооперативов России, была создана в январе 1990 г. Является негосударственной, некоммерческой организацией в 66 регионах страны, с общей численностью 93 тыс. членов, объединенных в трехуровневую систему и ведущую реестр своих членов. В состав АККОР входят 65 региональных крестьянских союзов и ассоциаций, более 600 фермерских организаций районного уровня. АККОР - ассоциация, добровольное объединение на принципах индивидуального членства, её цель - защита прав и интересов крестьянства и фермерских сообществ в лице малых и средних форм сельскохозяйственных товаропроизводителей, их объединений, организаций и предприятий К(Ф)Х.
Союз сельских кредитных кооперативов (ССКК), число членов 1749 - эго негосударственная, некоммерческая организация, созданная 27 января 1997 г. по инициативе АККОР и фонда развития сельской кредитной кооперации. Цель Союза СКК - содействие кредитной кооперации, как важному направлению в реформировании финансово-кредитного механизма сельского хозяйства. ССКК координирует деятельность 220 кредитных кооперативов и кредитных союзов из 50 регионов России.
Фонд развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК) - негосударственная, некоммерческая организация, учрежденная 6 февраля 1997 г. Миссия ФРСКК - создание, развитие и поддержка системы сельских кредитных кооперативов путем предоставления им финансовой помощи, консультационных и образовательных услуг. Основные направления деятельности ФРСКК - взаимодействие с федеральными и местными органами власти по развитию сельской кредитной кооперации в России, научно-методическая работа, привлечение к участию в разработке проектов.
РСО «Агроконтроль» - Российская саморегулируемая организация ревизионных союзов сельских кооперативов, некоммерческая организация в форме союза на условиях членства ревизионных союзов в целях регулирования и обеспечения деятельности ревизионных союзов, предоставления и защиты их интересов и интересов кооперативов. Зарегистрирована 10 июня 2008 г. и включена в реестр саморегулирующих организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов.
Рост числа кооперативов закономерно ведет к их добровольному объединению в союзы. Подталкивают к объединению и экономические причины. Кооперативные союзы - это добровольные соглашения для устойчивых связей кооперативных обществ между собой при достижении общих целей кооперации. Они могут называться союз, ассоциация, лига, федерация и т.д., но суть одна - сотрудничество внутри кооперативного движения для наиболее полного осуществления возможностей, которые заложены в кооперативах, кооперативных формах собственности, объединения и хозяйствования.
Предоставление грантов, субсидий на укрепление материально-финансовой базы сельскохозяйственных потребительских кооперативам осуществляется в рамках основных региональных программ. Финансовую поддержку (субсидии, гранты) могут получить К(Ф)Х и ЛПХ в рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования».
Так, в Пензенской области оказывается поддержка сельскохозяйственным потребительским кооперативам. Кооперативы могут получить гранты:
• на реализацию бизнес-проектов вновь созданным кооперативам в сумме 300 тыс. рублей;
• на реализацию бизнес-проектов в сумме 500 тыс. рублей, кооперативам действующим от 1 года до 3 лет [8].
Согласно мерам государственной поддержки в рамках реализации Концепции развития кооперации на селе на 2013-2020 гг. приняты изменения в Постановления Правительства РФ, регламентирующие порядок и условия отбора экономически значимых региональных программ в области сельского хозяйства. При этом развитии важны региональные особенности кооперации, поэтому с начала 2013 г. сельская кооперация включена в перечень направлений, которые реализуются через экономически значимые региональные программы и разрабатываются в целях развития сельскохозяйственной кооперации. В течение 2013 г. Министерство сельского хозяйства РФ одобрило первые экономически значимые региональные программы по поддержке кооперации. Это программы Липецкой, Ростовской, Смоленской, Ульяновской областей, Приморского края, Республик Бурятия и Удмуртия, причем участниками этих программ стали как сельскохозяйственные потребительские кооперативы, так и организации потребительской кооперации. В большинстве же регионов кооперация пока еще не осознана как важный и необходимый институт устойчивого развития села. Состояние сельскохозяйственной кооперации в настоящее время в разрезе регионов РФ представлено в табл. 5.
Произведенные на основе данных табл. 5 расчеты показывают, что доля снабженческо-сбытовых кооперативов в целом по РФ составила 58,2% от всех фактически работающих кооперативов, в Центральном ФО - 53,1%, в Северо-Западном -39,4%, Южном - 44,6%, Северо-Кавказском - 40,2%, Приволжском - 71,6%, Уральском - 71,3%, Сибирском - 44,4% и Дальневосточном всего - 12,9%.
Восемьдесят процентов работающих сельскохозяйственных кооперативов находится в четырех федеральных округах: Приволжском, Центральном, Сибирском, и Южном. Остальные двадцать процентов кооперативов в остальных четырех округах. Так по состоянию на 01.01.2012 г. из 1800 зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Пензенской области действовали 85%. В Астраханской, Липецкой, Пензен-
ской, Саратовской, Волгоградской, Республике Саха-Якутия и в некоторых других регионах также накоплен опыт создания и развития сельскохозяйственных кооперативов.
Таблица 5
Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов на 1 июля 2012 г.
Федеральный округ Количество фактически работающих (по отчетам регионов), ед.
Всех видов в том числе
кредитные перерабатывающие снабженческие, сбытовые
Российская Федерация 4616 1218 712 2686
Центральный 594 185 89 310
Северо-Западный 94 43 14 37
Южный 455 217 35 203
Северо-Кавказский 169 66 35 68
Приволжский 2265 321 313 1621
Уральский 237 50 18 169
Сибирский 541 150 148 243
Дальневосточный 271 176 60 35
Источник: [13].
Лидером по количеству потребительских кооперативов в Центральном ФО является Липецкая область, что позволило ей занять третье место по России. Малые формы хозяйствовании - основные производители картофеля, овощей, плодов и ягод и на треть обеспечивают область молоком. С 2010 г. в регионе действовала целевая программа «Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов Липецкой области в 2010-2012 гг.». Она была направлена на развитие потребительских кооперативов (включая кредитные), расширение и улучшение их материально-технической базы. За период реализации программы кооперативы получили господдержку в размере 134 млн. руб., в том числе из федерального бюджета -34,4 млн. руб. На эти средства было приобретено 179 ед. оборудования для переработки и хранения сельхозпродукции, 52 ед. спецавтотранспорта, осуществлен капитальный ремонт производственных помещений. С 2013 г. действует новая целевая областная программа «Развитие кооперации в Липецкой области на
2013-2020 гг.». Из областного бюджета в 2013 г. выделено 146 млн. руб., а из федерального бюджета 66 млн. руб. Это больше, чем по предыдущей программе в 1,6 раза. Развитие кооперации в области свидетельствует о том, что при поддержке федеральных и региональных властей кооперация может успешно развиваться. С начала 2010 г. количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов выросло в 7 раз. В деятельность вовлечено более 4,5 тыс. ЛПХ, охвачено практически каждое сельское поселение.
В Астраханской области успешно развиваются кредитные потребительские кооперативы, страховая кооперация и снабженческо-сбытовая. Сеть районных кооперативов учредили областной кооператив «Астраханский фермер», который наладил систему заказов от сельхозпроизводителей и связь с крупными игроками на рынке. Кроме того, кооператив занимается и таким направлением как внедрение новых технологий, например, капельного орошения. Существует и Астраханский региональный сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Народный кредит», который вместе с Россельхозбанком делает общее дело. В настоящее время в Астраханской области 26 кооперативов, в том числе 13 кредитных, 10 снабженческо-сбытовых, один страховой кооператив, один кооператив по агротуризму и один производственный кооператив. В Астраханской области сформирована двухуровневая система снабженческо-сбытовой кооперации в которую входят 10 снабженческо-сбытовых кооператива из числа 1,5 тыс. К(Ф)Х и ЛПХ, сельских предпринимателей [12].
В то же время в других областях имеются сложности в развитии потребительской кооперации. Например, производственно-сбытовая кооперация в Сибири испытывает серьезные трудности. Внутренние ресурсы для развития практически исчерпаны. Призывы о помощи раздаются из разных регионов Сибирского ФО, поэтому необходимо активизировать помощь государства в развитии кооперации в данном регионе [11].
Государство в целом должно помогать кооперации, брать на себя определенные риски, как это делается в большинстве стран Европы. Например, в Италии государство является ин-
вестором логистических и перерабатывающих центров на паях с кооперативами. Если же кооператив признается банкротом, то все его оборудование государством изымается и передается другому кооперативу.
В зарубежных странах достаточно высокий удельный вес кооперативов. В США, Германии, Франции, Швеции, Дании каждый фермер состоит членом специализированного отраслевого кооператива, который ими создан и работает на них в части обеспечения ресурсами (кредитами, семенами, горючим), переработки и реализации продукции. Сбытовые кооперативы наиболее развиты в скандинавских странах. Так, в Дании, Норвегии и Швеции более 80% товарной продукции реализуется через такие кооперативы. Во Франции 67% зерна, более 60% свинины, более 50% молока реализуется через подобные фермерские объединения. В США более 80% молока реализуется через молочные сбытовые кооперативы. Опыт зарубежных стран, таких как Испания, Италия и Турция свидетельствует о том, что возможно наладить эффективную связь между селом, посредником и потребителем. Созданные там сельскохозяйственные оптовые рынки - это полноценный частный бизнес (на который не надо бюджетных денег), структура, которая на своей территории скупает продукцию в частных подворьях у мелких и средних фермеров и работает с торговыми сетями и государственными структурами. Возглавляют рынки лицензированные уполномоченные комиссары, не имеющие ничего общего с посредниками. По мнению экспертов, подобные рынки - базовые элементы производственно-сбытовой кооперации на селе.
Снабженческие кооперативы способствуют приобретению фермерами средств производства, инвентаря, горючего по оптовым ценам. Через такие кооперативы поставляется 80% минеральных удобрений в Швеции, в Норвегии до 60%, в Дании до 40-45%. Через кооперативы фермерам поставляются и комбикорма. Производственная кооперация наиболее развита в Германии, Италии, Франции и Испании.
Консультант германского кооперативного союза «Райффайзен» Эрих Шаллер отмечал: «Кооперативы - это идеальная форма объединения и хозяйствования. Они должны не только
считать определенную выгоду, но нести и социальную ответственность, являться стабилизирующим звеном в экономике. Важная цель кооператива - помогать пайщикам в закупках, учете, переработке произведенной продукции и продаже» [9].
Министерство сельского хозяйства РФ ставит задачу объединить как можно больше производителей в кооперативы, но государственная кооперация - это не просто ассоциирование, это объединение и интегрирование малых форм хозяйствования. Нужна заинтересованная команда и немалые вложения, к тому же на местах развитие кооперации не всегда находит поддержку. Местные власти, муниципалитеты часто испытывают ограниченность в средствах и не могут стать партнерами кооперативам во многих регионах.
Как отмечалось на первом Всероссийском съезде сельских кооперативов, кооперация способна решить острейшую на сегодняшний день проблему сбыта сельхозпродукции. Если нет стабильного сбыта по ценам покрывающим затраты производства, то производство будет убыточным, что ведет к его сокращению и ликвидации. Низкая эффективность системы сбыта сельскохозяйственной продукции приводит к значительным потерям в аграрном секторе не только сельскохозяйственной продукции, но и доходов. Вложения в сферу реализации пока не достаточны, хотя мировой опыт показывает, что система сбыта должна развиваться опережающими темпами по сравнению с производством продукции.
«Необходимо облегчить доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынок, то есть более интенсивное развитие рыночной инфраструктуры. Главное - реальное развитие кооперации, при которой сельскохозяйственный товаропроизводитель мог бы существенно повысить свою долю в конечной цене продовольствия на рынке» [12]. Главная цель сбыта - реализация экономического интереса производителя (получение прибыли) на основе удовлетворения платежеспособного спроса потребителей. Скоропортящийся характер агропродовольственной продукции, сжатые сроки ее реализации обязывают производителя предотвратить значительные потери и не допустить снижения доходности. Сосредоточение спроса
на большую часть сельскохозяйственной продукции в городах связано с появлением посредников в части переработки, хранения, транспортировки и продажи сельскохозяйственной продукции, которые присваивают значительную часть полученных доходов. Найти пути регулирования сбыта сельскохозяйственной продукции, облегчить ее реализацию является сегодня актуальнейшей задачей, так как повышение конкурентоспособности сельскохозяйственного производства в условиях вступления в ВТО, безусловно связано и с совершенствованием системы сбыта.
Известно, что сельхозпроизводители страдают от диктата торговых сетей. Крестьяне сдают им продукцию по низким ценам, часто даже себе в убыток. Так, например, молоко сдаётся переработчикам по 8-9 руб./кг, а магазины продают его по 40-50 рублей. Членство в кооперативе должно помочь со сбытом сельхозпродукции, а также гарантировать рынок сбыта и стабильность ценовой политики для малых форм хозяйствования. Неустойчивый сбыт сельскохозяйственной продукции, вытеснение местных производителей с продовольственных рынков, высокий уровень монополизации рынков закрывает перед малым бизнесом возможности сбыта произведенной им продукции. Существующие проблемы с реализацией продукции у фермеров привели к тому, что, например, владимирские фермеры сокращают посадки картофеля и овощей. В условиях отсутствия ярмарок в будние дни у фермеров остается единственная возможность продавать свою продукцию по выходным. Нет фермерских рынков и постоянно действующих ярмарок. Маленькие магазины и рынки, где реализовывали свою продукцию фермеры, закрылись, а вести продукцию далеко - накладно. Фермеры из своего опыта знают, что чем крупнее торговые сети, тем труднее туда войти [11]. Наиболее остро проблема сбыта, по мнению фермеров, стоит перед теми из них, кто занимается животноводством, сказывается сезонность спроса. Один из вариантов решения проблемы сбыта - объединение фермерских хозяйств в кооперативы, но, безусловно, нужна помощь местных властей. Преимущества сбытовой кооперации заключаются в экономии индивидуальных издержек сельхозпроизводителей и повышении производительности труда за
счет специализации. Кроме того, кооперация защищает членов кооператива от внешнего воздействия на их деятельность и помогает им иметь необходимые знания по конъюнктуре рынка, не занимаясь самостоятельно ее изучением.
На первом Всероссийском съезде кооперативов были отмечены основные меры поддержки - это оказание грантовой поддержки на модернизацию материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе мощностей по хранению, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, приобретение специализированного автотранспорта, организацию логистических центров, снабженческих пунктов, сельскохозяйственных кооперативных рынков, мощностей по строительству и обслуживанию членов кооперативов. Разработка и принятие концепции для каждого поселения, района, региона и России в целом [6].
Продажу продукции осуществляют сбытовые кооперативы. Они же организуют хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, а также заключают сделки, изучают рынок сбыта, организуют рекламу продукции. Как уже отмечалось, существуют большие сложности с реализацией продукции, и как следствие К(Ф)Х и ЛПХ снижают объемы производства, а это снижает доходы и занятость сельского населения.
В связи с тем, что развитие кооперации должно идти более быстрыми темпами, предлагается для ускорения этого процесса разработать и реализовать пилотные проекты по развитию сельскохозяйственной кооперации за счет федеральных средств. «Эти проекты станут научной, учебной, экспериментально-производственной базой и основой для выработки, как федеральной аграрной политики, так и политики конкретных регионов, что обеспечит значительное увеличение производства сельскохозяйственной продукции, развитие сельских территорий, стабилизацию демографического состояния села с учетом российских особенностей и дифференцированного подхода к каждому району и региону» [13]. Производственные кооперативы наиболее востребованы в депрессивных регионах и районах, куда в обозримом будущем не придут частные инвесторы из-за сложностей получения гарантированной прибыли и где без коопера-
ции трудно работать отдельным фермерам. Выработанные рекомендации в процессе освоения пилотных проектов будут важны для развития кооперации в конкретных регионах.
«Несмотря на определенные трудности, крестьянская кооперация постепенно возрождается. Сейчас во многих регионах России стали создаваться неформальные, так называемые кустовые (первичные) семейные кооперативные объединения, состоящие из 2-3 семейных хозяйств. Причем такие кооперативы создаются по инициативе самих фермеров, чаще на родственной, соседской основе» [14]. Предлагается стимулировать создание фермерами и владельцами ЛПХ кооперативных консалтинговых центров, как в Дании, в которых вложения в эти центры бюджетного финансирования пропорциональны финансированию самих участников кооперативов, что способствовало бы их быстрейшему развитию.
Вступление в ВТО вскрыло проблемы, которые уже были в аграрном сфере: закредитованность сельского хозяйства; диспаритет цен и гораздо менее существенная поддержка сельского хозяйства, чем в других странах. России необходимо наращивать долю компенсаций аграриям, чтобы быть конкурентоспособной. В настоящее время она мала и составляет всего 7%, в то время как в США - 30%, Канаде - 40%, Японии -70%, а в некоторых европейских государствах - более 80%. В противном случае российская аграрная продукция будет не конкурентоспособной. В 2012 г. денежный эквивалент господдержки АПК в РФ оценивался 5,6 млрд. долларов. Россия в ходе переговоров по ВТО обеспечила себе право до 2015 г. субсидировать сельское хозяйство напрямую в пересчете на доллары на 9 млрд. ежегодно. Однако к 2018 г. - к концу переходного периода - объем прямой поддержки, соответствующий правилам ВТО, должен составить уже только 4,4 млрд. долл. [15].
Предоставление бюджетной помощи кооперативам, а не просто фермерам, возможно, имеет положительную сторону в связи с тем, что это будет несвязанная по продуктам, неценовая поддержка, которую, если грамотно сформулировать, войдет в зеленую корзину ВТО, которая включает меры, не оказывающие искажающего воздействия на торговлю. Общим
критерием ко всем программам поддержки является предоставление субсидий за счет средств бюджета. Меры поддержки освобождаются от обязательств по сокращению.
Существуют и объективные факторы, сдерживающие развитие кооперации - это снижение уровня платежеспособности сельского населения, которое приводит к возникновению задолженности в кооперативах.
Как отмечалось на втором Всероссийском съезде сельских кооперативов, который прошел 3-4 апреля 2014 г. в Санкт-Петербурге, кооперативное движение развивается на селе. Всего в РФ зарегистрировано около 20 тыс. сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов, свыше 3 тыс. организаций потребительской кооперации. Конкурентоспособное сельское хозяйство невозможно без развития различных форм кооперации на селе, которые охватывают основные потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей. На селе поставлена задача развития системы сельской кооперации как фактора повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и устойчивого развития сельских территорий. Обсуждались на съезде и вопросы законодательного обеспечения и государственной поддержки развития кооперации на селе. Роль сельскохозяйственной кооперации - необходимое условие обеспечения рентабельности сельскохозяйственного производства, сохранения занятости на селе, повышение покупательной способности сельского населения. Участники съезда отметили, что причинами недостаточного уровня развития кооперации на селе являются неблагоприятные условия ведения аграрного производства, большой дисбаланс цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства для сельского хозяйства, неразвитость материальнотехнической базы рыночной инфраструктуры АПК [8].
Таким образом, при всех сложностях кооперативное движение на селе является условием успешного продвижения продовольственных товаров, производимых малыми формами хозяйствования. При этом система сбыта остается наиболее острой проблемой для сельхозпроизводителей на всех уровнях. Особенно страдают от теоретической и практической не
разработанности данной проблемы малые формы хозяйствования, масштабы производства продукции в которых соответствуют сельскохозяйственным организациям, но товарность которых значительно ниже.
Литература и информационные источники
1. Файн Л.Е. Перспективы возрождения российской кооперации. М.: ЛИКОП. 1996. Т. 2.
2. Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйства, лесоводство в России. М.: Росстат, 2013.
3. Ткач А., Черевко А. Развитие сельскохозяйственной кооперации в инфраструктуре продовольственного обеспечения // Международный сельскохозяйственный журнал. 2013. № 1.
4. www. rashn. ru
5. www. selcoop/cooperation/domestic
6. www.domnz.ru/nodo/1823
7. Концепция развития кооперации на селе на период до 2020 г. Санкт-Петербург 21.03.2013
8. www.mcx.ru/news
9. www.vpravda.ru
10. www.creditcoop.ru
11. www.rg.ru
12. Ушачев И. Государственная программа развития сельского хозяйства как механизм достижения продовольственной безопасности // АПК - экономика, управление. 2013. № 11.
13. Крылов В. С., Черников А.А. Состояние и направления развития сельскохозяйственной кооперации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2013, №2.
14. Куликов И. Проблемы и направления развития малого бизнеса в сельском хозяйстве России //АПК: экономика, управлении. 2013. № 2.
15. Скульская Л.В., Широкова Т.К. Проблемы развития сельского хозяйства, инвестиционный климат и инновации // Научные труды ИНП РАН. М.: Макс Пресс. 2013.