УДК 334.73
НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ КООПЕРАЦИИ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Н.И. ПРОКА, доктор экономических наук, профессор кафедры организации предпринимательской деятельности и менеджмента в агропромышленном комплексе E-mail: [email protected] Орловский государственный аграрный университет
В.И. САВКИН, доктор экономических наук, профессор кафедры организации предпринимательской деятельности и менеджмента в агропромышленном комплексе E-mail: [email protected] Орловский государственный аграрный университет
А.А. ПОЛУХИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры организации предпринимательской деятельности и менеджмента в агропромышленном комплексе E-mail: [email protected] Орловский государственный аграрный университет
Е.С. СУРОВЦЕВА, кандидат экономических наук, заместитель начальника Управления сельского хозяйства
Орловской области E-mail: [email protected]
Проведен анализ состояния и потенциала сельских территорий по развитию различных форм кооперации. Разработаны и предложены перспективные направления кооперации малых форм хозяйствования в сельской местности.
Ключевые слова: малые формы хозяйствования, сельская кооперация, государственная поддержка села, устойчивое развитие
История сельской кооперации в ее современном понимании берет свое начало в XIX в., когда широкие массы крестьянства искали наиболее выгодные способы взаимодействия с другими секторами общественного производства и народного хозяйства. Именно в это время можно отметить появление первых кредитных, а затем и других кооперативов (по сбыту продукции, использованию техники,
приобретению материалов, страхованию и т.д.). Показательным является то, что организационные модели многоуровневых сельскохозяйственных кооперативов, основанные в странах Европы в XIX в., успешно действуют по настоящее время [4, 8].
Потенциально базой кооперации в сельской местности являются крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, товарные личные подсобные хозяйства, средние и малые сельскохозяйственные организации, другие представители малого и среднего бизнеса. В Российской Федерации наибольшую активность в кооперативном строительстве проявляют товарные крестьянские (фермерские) хозяйства (далее -К(Ф)Х) (около 107 тыс.) и около 4 млн товарных хозяйств населения. В 2012 г. в Российской Федерации насчитывалось 12 190 сельскохозяйственных производственных кооперативов (далее - СПК), из них только 7 588 СПК являлись действующими, что составляло 62%. Сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - СПоК) в этот период насчитывалось 4 883 ед. и лишь 3 398 - работающие, или 70% от общего их числа. Аналогичная тенденция наблюдается и по сельскохозяйственным кредитным кооперативам (далее - СКК). Данный факт наглядно показывает, что, с одной стороны, в сельской местности имеется большой потенциал для кооперации в малых формах хозяйствования, а, с другой стороны, существует реальная необходимость выработки новых реальных направлений долгосрочного развития кооперации малых форм хозяйствования, что обеспечивало бы устойчивое развитие сельских территорий [5].
Следует отметить, что в СПК занято 14% работников от всего количества занятых в АПК Российской Федерации. Однако в условиях присоединения к ВТО, ужесточения конкуренции на мировых рынках продовольствия для сохранения социальной стабильности и экономического роста важно вовлечение в кооперативные отношения всех жителей села, фермеров и сельскохозяйственных организаций [5].
В настоящее время в Российской Федерации с учетом действующего законодательства сложилась система сельскохозяйственной кооперации, включающая в себя:
- все виды сельскохозяйственных кооперативов первого и последующих уровней;
- специализированные союзы сельскохозяйственных кооперативов: ассоциация крестьянских
(фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России и Союз сельских кредитных кооперативов;
- ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов, куда обязаны входить все сельскохозяйственные кооперативы и их специализированные союзы;
- саморегулируемые организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, которые в соответствии с законодательством осуществляют координацию деятельности и защиту прав и законных интересов сельскохозяйственных кооперативов - членов союза, а также проверку их деятельности и оказание им необходимых услуг по правовым, экономическим, бухгалтерским, управленческим и иным вопросам их деятельности.
Необходимо отметить, что за последние годы активно стали развиваться кооперативы 2-го уровня. Так, на октябрь 2012 г. в Российской Федерации создан 61 потребительский кооператив 2-го уровня, из них 36 кредитных, 9 перерабатывающих и 16 снабженческо-сбытовых. Причем реально работают из них более 85%. Такие результаты смогли быть достигнуты только при условии реальной поддержки со стороны государства (табл. 1). Сложившаяся государственная поддержка реализуется с помощью федеральных и региональных программ. Это создает дополнительные стимулы и возможности для устойчивого развития сельских территорий. Кроме этого, у регионов есть возможность выбора приоритетных направлений поддержки, исходя из реальной ситуации. Так, общий объем финансовой поддержки в Орловской области на период 2012-2015 гг. составит 606,3 млн руб., в том числе 95,6 млн руб. - из областного бюджета и 510,7 млн руб. - из внебюджетных источников.
Потенциал региона по развитию кооперации малых форм хозяйствования определяется тем, что в Орловской области по состоянию на 01.12.2012 численность К(Ф)Х и ЛПХ составляет соответственно более 1 341 и 109 000 хозяйств, доля которых в общем объеме производства продукции сельского хозяйства составляет около 15%. Вместе с тем членами ревизионного союза являются 40 сельскохозяйственных кооперативов (10 сельскохозяйственных производственных кооперативов, 26 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, 4 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооператива). В настоящее время
Таблица 1
Государственные инструменты поддержки сегмента малых форм хозяйствования и сельской кооперации в аграрном секторе экономики
Наименование инструмента поддержки Объем финансирования
Федеральный уровень поддержки малых форм хозяйствования
Подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: - поддержка начинающих фермеров; - развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств; - государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования; - оформление земельных участков в собственность крестьянским (фермерским) хозяйствам 83,7 млрд руб. В том числе: 2013 г. - 8,6 млрд руб. 2014 г. - 8,6 млрд руб. 2015 г. - 9,9 млрд руб. 2016 г. - 10,4 млрд руб.
Региональный уровень (Орловская область)
Долгосрочная областная целевая программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 годы»: - создание и комплектация 15 мини-ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств; - получение 15 млн руб. чистой прибыли участниками; - создание сельскохозяйственного потребительского кооператива для переработки продукции, произведенной мини-фермами; - развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации, включая создание 14 кооперативов различной направленности, повышение доли работающих кооперативов до 75%; - организация 6 малых форм хозяйствования по несельскохозяйственной деятельности в сельской местности 606,3 млн руб. В том числе: - областной бюджет -95,6 млн руб.; - внебюджетные источники - 510,7 млн руб.
членами зарегистрированных кооперативов в сельской местности Орловской области являются 748 К(Ф)Х и ЛПХ.
Сельскохозяйственная потребительская кооперация является одним из наиболее распространенных форм взаимодействия малых форм хозяйствования с целью удовлетворения социальных и производственных потребностей [1, 7]. В Орловской области, по данным на начало 2013 г., функционировали 36 сельскохозяйственных потребительских кооперативов различной направленности. Отметим, что за период с 2011 по 2012 г. количество потребительских кооперативов сократилось на 9 ед., что произошло вследствие закрытия неэффективно работающих. Однако реально работающие кооперативы вносят значительный вклад в экономику региона (табл. 2).
Отметим, что сокращение количества сельскохозяйственных потребительских кооперативов повлекло за собой сокращение их суммарного паевого фонда на 20%, с 28,464 млн руб. в 2011 г. до 22,859 млн руб. в 2012 г. В то же время численность членов кооперативов за 2011-2012 гг. возросла на 0,5%, что произошло в основном за счет роста численности членов кредитных кооперативов.
Таблица 2 Основные показатели деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Орловской области в 2011-2012 гг.
Показатель 2011 г. 2012 г. 2012 г. в % к 2011 г.
Количество действующих 45 36 80,0
сельскохозяйственных
потребительских коопера-
тивов, ед.
Наличие основных 108 351 98 133 90,6
средств, тыс. руб.
Отгружено товаров собс- 256 210 290 789 113,5
твенного производства,
выполнено работ и услуг собственными силами,
тыс. руб.
Важным фактором, характеризующим развитие сельской потребительской кооперации является снижение стоимости основных средств на 10% на фоне роста объема отгрузки продукции (работ, услуг) собственного производства на 13,5%, что говорит об общем снижении фондоемкости сельскохозяйственных потребительских кооперативов Орловской области.
В количественном выражении наиболее распространены в регионе перерабатывающие и снабженческо-сбытовые потребительские кооперативы. На рис. 1 представлены данные о структуре потребительских кооперативов по направлениям деятельности. Изменения в структуре потребительских кооперативов произошли за счет уменьшения количества снабженческо-сбытовых кооперативов на 20%, кредитных кооперативов - на 20% и прочих кооперативов - на 42%. В целом можно сказать, что в регионе сложилась устойчивая структура сельской потребительской кооперации, что говорит о необходимости развития лишь направлений диверсификации их производственной деятельности. И одним из ключевых механизмом может стать поиск путей сокращения издержек.
; (33%)
2 (29%) 1 (33%)
4 (27%)
3 (11%)
4 (20%)
2 (36%)
3 (11%)
Рис. 1. Структура потребительских кооперативов по направлениям деятельности
в Орловской области: а - 2011 г, б - 2012 г; 1 - снабженческо-сбытовые; 2 - перерабатывающие; 3 - кредитные; 4 - прочие
1 (84%)
4 (2%)
3 (6%)
2 (8%)
Рис. 2. Структура членов сельскохозяйственных потребительских перерабатывающих кооперативов
Орловской области: 1 - граждане, ведущие личные подсобные хозяйства; 2 - юридические лица; 3 - сельскохозяйственные потребительские кооперативы; 4 - крестьянские (фермерские) хозяйства
По мнению авторов, необходимо уменьшить количество звеньев в цепочке движения сельскохозяйственной продукции от поля (фермы) до конечного потребителя. Можно говорить о необходимости развития в целях повышения эффективности деятельности субъектов малого бизнеса на селе перерабатывающей отрасли. Целесообразно создание перерабатывающих кооперативов, пайщиками которых будут являться К(Ф)Х и ЛПХ с товарными объемами производства, что создаст предпосылки для развития малых форм хозяйствования на селе. Структура членов сельскохозяйственных потребительских перерабатывающих кооперативов и показатели развития сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов Орловской области представлены на рис. 2.и в табл. 3.
Укажем, что большое количество крестьянских (фермерских) хозяйств в Орловской области, являясь весьма мобильными и быстро реагирующими на тенденции рынка, не имеют достаточного количества ресурсов для реализации программы по переработке своей продукции и доведения ее до розничного потребителя. Поэтому, создавая перерабатывающий потребительский кооператив, можно решить вопрос повышения ликвидности продукции и эффективности продаж. В современных условиях хозяйствования самому предприятию приходится заниматься процессом розничного сбыта своей продукции [9].
Для усиления роли снабженческо-сбытовых кооперативов в Орловской области необходимо, по мнению авторов, выполнение нескольких условий.
Во-первых, географическая близость потенциальных участников. Это сократит не только транспортные расходы по сообщению между членами, но и упростит и удешевит информативное сообщение между ними. Также большим плюсом будет снижение транспортных расходов по внутреннему перемещению готовой продукции и сырья. Географическая компактность кооператива позволит сократить расходы.
Во-вторых, экономическая независимость всех участников кооператива. Это условие должно
Таблица 3
Показатели развития сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов в Орловской области в 2011-2012 гг.
Показатели 2011 г. 2012 г. 2012 г. в % к 2011 г.
Количество действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов, ед. 15 12 80,0
Суммарный паевой фонд, тыс. руб. 679 1 323 194,8
Взносы ассоциированных членов, тыс. руб. 574 585 101,9
Резервный фонд, тыс. руб. 13 631 В 48 раз
Численность членов, ед. 128 113 88,3
В том числе:
- граждане, ведущие личные подсобные хозяйства 84 77 91,7
- индивидуальные предприниматели 2 2 100,0
- главы крестьянских (фермерских) хозяйств 14 2 14,3
- крестьянские (фермерские) хозяйства 1 2 200,0
- юридические лица 27 30 111,1
- сельскохозяйственные потребительские кооперативы 4 1 25,0
Наличие основных средств, тыс. руб. 15 968 14 462 90,6
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, тыс. руб. 21 798 2 966 13,6
соблюдаться с двух точек зрения. Каждый участник кооператива должен быть экономически независим и самостоятелен (не являться уже структурным подразделением и не базировать свою деятельность на заемном капитале). Исключение может быть сделано только для долгосрочных инвесторов или лизинговых компаний.
Наибольшую перспективу в развитии сельской кооперации имеют сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, поскольку именно они создают рыночную основу развития товарного производства в малых формах хозяйствования [2, 3, 6, 10]. Для Орловской области характерен недостаток в развитии этого сегмента сельской кооперации (табл. 4).
Таким образом, существующие механизмы кооперации в недостаточной степени охватывают малые формы хозяйствования в сельской местности Орловской области. Кроме того, современные
Таблица 4
Показатели развития сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в 2011-2012 гг.
Показатели 2011 г. 2012 г. 2012 г. в % к 2011 г.
Количество действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов, ед. 5 4 80,0
Суммарный паевой фонд, тыс. руб. 3 529 3 582 101,5
Взносы ассоциированных членов, тыс. руб. 157 178 113,4
Численность членов, ед. В том числе: 17 317 18 373 106,1
- граждане, ведущие личные подсобные хозяйства 13 442 12 942 96,3
- индивидуальные предприниматели 167 0 0,0
- главы крестьянских (фермерских) хозяйств 3 6 200,0
- крестьянские (фермерские) хозяйства 1 1 100,0
- юридические лица 68 62 91,2
- сельскохозяйственные потребительские кооперативы 10 11 110,0
Наличие основных средств, тыс. руб. 16 003 20 440 127,7
социально-экономические условия хозяйствования обусловливают потребность в диверсификации направлений их деятельности на основе анализа фактической ситуации в регионе [3]. Существующая трехступенчатая система кооперации уже не в полной мере обеспечивает потребность столь динамичного развития аграрного сектора экономики. Требуются новые, более прогрессивные организационные схемы сельской кооперации, обеспечивающие более полную интеграцию малых форм хозяйствования в экономическое пространство региона и государства.
Анализ современного состояния и функционирования малых форм хозяйствования на селе, а также институциональных и иных предпосылок позволяет предложить механизм разработки направлений долгосрочного развития кооперации данных форм хозяйствования. В его основе лежит формирование миссии, цели, задач с учетом стратегии социально-экономического развития региона и объективных предпосылок объединения малых форм хозяйствования, а также Концепции развития кооперации на селе на период до 2020 года, принятой на I Всероссийском съезде сельских кооперативов в г. Санкт-Петербурге 21-22 марта 2013 г. (рис. 3).
Рис. 3. Предлагаемый механизм разработки направлений долгосрочного развития кооперации
малых форм хозяйствования на селе
Такой системный подход позволяет выработать единую политику региона.
Миссия кооперации малых форм хозяйствования в сельской местности Орловской области - устойчивое развитие производственно-социальной инфраструктуры сельских территорий, повышение занятости, в том числе альтернативной, и качества жизни населения, укрепление продовольственной безопасности России через развитие интеграционных связей.
Целью развития кооперации малых форм хозяйствования в Орловской области можно считать создание системы кооперационных связей в малых формах хозяйствования как единой, мощной, самобытной сис-
темы, обеспечивающей укрепление позиций сельских товаропроизводителей через выход на рынки, развитие конкуренции на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях на основе эффективного взаимодействия с государственными институтами.
Задачи развития кооперации малых форм хозяйствования в Орловской области:
- создание условий для повышения экономической эффективности сельскохозяйственных производственных и потребительских сельских кооперативов;
- развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая кредитные,
облегчающих деятельность малых форм хозяйствования на селе и повышающих их эффективность; - расширение и улучшение материально-технической базы и кадрового потенциала сельскохозяйственных кооперативов. Теперь обозначим приоритетные направления долгосрочного развития кооперации малых форм хозяйствования в Орловской области.
1. Исходя из сложившейся пространственной специфики (небольшая территория с развитой инфраструктурой) и большого потенциала в малых формах хозяйствования Орловской области, оптимально развитие кооперации на принципе функциональной дивизионной организации (рис. 4).
2. Поддержка формирования и развитие суб-контрактинга, ориентированного на установление кооперационных связей малых форм хозяйствования на региональном и межрегиональном уровнях. В настоящее время субконтрактацию можно рассматривать как вид производственной кооперации и опору во взаимодействии малого, среднего и крупного бизнеса. По сути, субконтактация заключается в разделении труда между контрактором (заказчиком) с минимально необходимыми собственными про-
изводственными мощностями и субконтракторами (поставщиками, субподрядчиками) - специализированными малыми формами хозяйствования (ЛПХ, К(Ф)Х), производящими сельскохозяйственную продукцию, работы или услуги.
3. Ориентация на использование внутреннего потенциала региона и учет интересов малых форм хозяйствования через формирование территориального заказа (система государственного заказа) в кластере сельской кооперации. При формировании системы государственных закупок необходимо ориентироваться на приоритет территориального заказа. Позитивным будет являться размещение потребностей и возможностей хозяйствующих субъектов на электронных торговых площадках. Это может учитываться в качестве одного из условий предоставления мер государственной поддержки малых форм хозяйствования и являться индикатором оценки эффективности их деятельности в современной рыночной экономике. При этом кооперацию необходимо рассматривать комплексно - как систему взаимодействия местных товаропроизводителей, переработчиков и структур, реализующих их продукцию, что особенно ценно на уровне сельских муниципальных районов региона.
Стратегические функциональные службы
1 г
Региональный уровень
1 г
Муниципальный уровень
1 г
Уровень сельских поселений
Функциональный блок
Сельские кооперативы
Рис. 4. Дивизионная структура региональной кооперации малых форм хозяйствования
Однако важно понимать, что предлагаемые меры по протекционизму в отношении малых форм хозяйствования на селе не должны противоречить федеральному законодательству.
Можно выделить следующие важные компоненты, которые необходимо решать по формированию территориального (государственного заказа) в целях развития кооперации на селе:
- предусмотреть в приоритетном порядке участие малых форм хозяйствования (ЛПХ, К(Ф)Х) и сельскохозяйственных кооперативов, зарегистрированных на территории, в реализации региональных программ;
- включать разделы по решению задач сельской кооперации при разработке областных и муниципальных программ социально-экономического развития;
- организовать привлечение малых форм хозяйствования к расширению своих кооперационных связей на основе субконтрактации на региональном уровне;
- разработать региональные механизмы привлечения финансов для обслуживания кооперации (например, коммерческие банки, подписав соответствующие соглашения с правительством Орловской области, получат статус уполномоченных и будут осуществлять финансово-экономическое обслуживание программ развития сельской кооперации).
4. Создание реальной и мобильной системы информационного консультирования по процессам кооперирования малых форм хозяйствования на селе в рамках реализации государственной программы Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013-2020 годы» (утверждена постановлением правительства Орловской области от 27.11.2012 № 436) с выделением необходимых средств, на которую стоит возложить выполнение функции по планированию, организации и регулированию кооперативных связей.
5. Включить в систему оценочных показателей деятельности глав администрации сельских районов развитие кооперации малых форм хозяйствования в данном административном районе.
Таким образом, многофункциональность сельской кооперации должна сыграть свою роль в сохранении населения на сельских территориях и предотвратить запустение отдельных регионов страны. Эффективность
кооперативного строительства зависит от единства подходов к основным проблемам как со стороны государственных органов (федеральных и региональных), так и со стороны самих кооперативов и их членов. Миссия и долгосрочное развитие кооперации на селе должны базироваться на наличии производственной и социальной инфраструктур, обеспечении стабильности рынка сельскохозяйственной продукции, повышении занятости и качества жизни населения. Все это будет в конечном итоге посредством модернизации и интеграции кооперативного движения в инновационную экономику государства способствовать укреплению продовольственной безопасности России.
Список литературы
1. Буздалов И.Н., Мартынов В.Д., Овчинцева Л.А., Петриков А.В., СероваЕ.В., ШмелевГ.И., ЯнбыхР.Г. Сельскохозяйственная кооперация: теория, мировой опыт, проблемы возрождения. Минск: Армита-Мар-кетинг. 1998. 256 с.
2. Коваленко С.Б. Сельскохозяйственная кредитная кооперация. М.: Финансы и статистика. 2006. 448 с.
3. Cавкин В.И., Деулина А.В., Крыгин А.А., Ерёмин А.А. Малые формы хозяйствования - приоритет развития аграрного сектора экономики (на примере Орловской области) // Вестник ОрелГАУ. 2012. № 5. С.66-71.
4. Cавкин В.И., Полухин А.А., Сафронов И.В. Кооперация на селе: воспоминание о будущем // Аграрная Россия. № 4. 2013. С. 26-34.
5. Савкин В.И., Прока Н.И., Полухин А.А., Кузнецова Т.М., Суровцева Е.С. Перспективы развития сельской кооперации в Орловской области // Образование, наука и производство. № 2. 2013. С. 3-6.
6. Сарайкин В.А. Малый бизнес и его роль в сельском хозяйстве России. М.: ВИАПИ имени А.А. Никонова, ЭРД. 2012. 204 с.
7. Третьякова Л.А., Савкин В.И. Современные тенденции устойчивости функционирования сельской местности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 3. С. 63-67.
8. Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство: избранные труды. М.: Экономика. 1989. 493 с.
9. Янбых Р.Г. Роль сельскохозяйственной кооперации в развитии малых форм хозяйствования на селе // Сельский кредит. 2010. № 1/2. С. 3-8.
10. Янбых Р.Г. Развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации в России. М.: РАСН, ВИАПИ им. А.А. Никонова. 2011. 222 с.
Development of agricultural sector
THE DIRECTIONS OF LONG-TERM DEVELOPMENT OF THE RURAL SMALL-FORMS COOPERATION IN THE OREL REGION
Nina I. PROKA, Vladimir I. SAVKIN, Andrei A. POLUKHIN, Evgeniia S. SUROVTSEVA
Abstract
The article contains the analysis of the state and capacity of rural territories regarding the development of various forms of cooperation of small business The author sets forth the perspective directions of cooperation of small forms of business in rural areas .
Keywords: business small forms, rural cooperation, government support of rural areas, sustainable development
References
1. Buzdalov I.N., Martynov V.D., Ovchintseva L.A., Petrikov A.V., Serova E.V., Shmelev G.I., Ianbykh R.G. Sel'skokhoziaistvennaia kooperatsiia: teoriia, mirovoi opyt, problemy vozrozhdeniia [Agricultural cooperation: theory, world experience, problems of revival]. Minsk, Armita-Marketing Publ., 1998, 256 p.
2 . Kovalenko S . B . Sel'skokhoziaistvennaia kredit-naia kooperatsiia [Agricultural credit cooperation]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2006, 448 p.
3. Savkin V.I., Deulina A.V., Krygin A.A., Eremin A.A. Malye formy khoziaistvovaniia - prioritet razvitiia agrarnogo sektora ekonomiki (na primere Orlovskoi ob-lasti) [Small forms of managing - the priority of development of agrarian sector of economy (on the example of the Orel region)]. Vestnik OrelGA U - Messenger of OrelGA U, 2012, no. 5, pp. 66-71.
4 . Savkin V. I . , Polukhin A . A . , Safronov I . V. Ko-operatsiia na sele: vospominanie o budushchem [Rural cooperation: recalling the future]. Agrarnaya Rossia -Agrarian Russia, 2013, no. 2, pp. 26-34.
5. Savkin V.I., Proka N.I., Polukhin A.A., Kuznet-sova T.M., Surovtseva E.S. Perspektivy razvitiia sel'skoi kooperatsii v Orlovskoi oblasti [The prospects of development of the rural cooperation in the Orel region]. Obrazovanie, nauka i proizvodstvo - Education, science and production, 2013, no. 2, pp. 3-6.
6. Saraikin V.A. Malyi biznes i ego rol' v sel'skom khoziaistve Rossii [Small business and its role in the agriculture of Russia]. Moscow, All-Russian Institute
of Agrarian Problems and Informatics named after A. A. Nikonov Publ., 2012, 204 p.
7. Tret'iakova L.A., Savkin V.I. Sovremennye ten-dentsii ustoichivosti funktsionirovaniia sel'skoi mestnosti [The current trends of steady functioning of rural areas]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and security, 2009, no. 3, pp. 63-67.
8. Chaianov A.V. Krest'ianskoe khoziaistvo: izbran-nye trudy [Farm economy: selected works]. Moscow, Economika Publ., 1989, 493 p.
9. Ianbykh R.G. Rol' sel'skokhoziaistvennoi koop-eratsii v razvitii malykh form khoziaistvovaniia na sele [The role of agricultural cooperation in the development of the small forms of rural business]. Sel 'skii kredit - Rural credit, 2010, no. 1, pp. 3-8.
10. Ianbykh R.G. Razvitie sel'skokhoziaistvennoi kreditnoi kooperatsii v Rossii [Development of agricultural credit cooperation in Russia]. Moscow, All-Russian Institute of Agrarian Problems and Informatics named after A. A. Nikonov Publ., 2011, 222 p.
Nina I. PROKA
Agrarian and Industrial Complex of Orel State Agrarian
University, Orel, Orel region,
Russian Federation
Vladimir I. SAVKIN
Agrarian and Industrial Complex of Orel State Agrarian
University, Orel, Orel region,
Russian Federation
Andrei A. POLUKHIN
Agrarian and Industrial Complex of Orel State Agrarian
University, Orel, Orel region,
Russian Federation
Evgeniia S. SUROVTSEVA
Department of Agriculture of Orel region, Orel,
Orel region, Russian Federation