Научная статья на тему 'ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1006
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ ПРАВАМИ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ТЕРРОРИЗМ / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмедова З. А., Тажудинова К. А.

В статье отмечено, что в современной науке гражданского права все большую актуальность получают вопросы, касающиеся такого явления, как потребительский экстремизм (терроризм), под которым подразумевается злоупотребление потребительскими правами. Данное явление обусловлено наделением широким перечнем прав одной из сторон потребительских правоотношений - потребителей, которые нередко действуют исключительно с намерением причинить вред предпринимателю, а также злоупотребляют своим правом на защиту в иных формах. Авторы анализируют текущее положение проблемы злоупотребления потребительскими правами и предлагают пути решения данной проблемы. По мнению авторов, следует закрепить в законодательстве понятие «злоупотребление потребительскими правами (потребительский экстремизм)». В целях пресечения недобросовестного поведения потребителей авторы предлагают в качестве мер противодействия потребительскому экстремизму как реализацию превентивных мероприятий, так и активную позицию предпринимателей в случае возникновения спора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER EXTREMISM IN MODERN RUSSIA

In the modern science of civil law, the issues of such a phenomenon as consumer extremism (terrorism), implying the abuse of consumer rights, are becoming increasingly relevant. This phenomenon is due to the granting of a wide list of rights to one of the parties to consumer legal relations - consumers who often act solely with the intention of harming the entrepreneur, as well as abuse their right to protection in other forms. The authors of this article analyze the current situation rights and suggest the ways to solve this problem. According to the authors, the concept of consumer rights abuse (consumer extremism) should be enshrined in legislation. In order to prevent unscrupulous consumer behavior, the authors propose some measures to counteract consumer extremism, involving both the implementation of preventive measures and the active position of entrepreneurs in the event of a dispute.

Текст научной работы на тему «ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

ПРАВО

УДК 347.4

Б01: 10.21779/2500-1930-2021-36-4-55-60 З.А. Ахмедова, К.А. Тажудинова

Потребительский экстремизм в современной России

Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; zam.akhmedova@yandex.ru, karina.tazhudinova@mail.ru

В статье отмечено, что в современной науке гражданского права все большую актуальность получают вопросы, касающиеся такого явления, как потребительский экстремизм (терроризм), под которым подразумевается злоупотребление потребительскими правами. Данное явление обусловлено наделением широким перечнем прав одной из сторон потребительских правоотношений - потребителей, которые нередко действуют исключительно с намерением причинить вред предпринимателю, а также злоупотребляют своим правом на защиту в иных формах. Авторы анализируют текущее положение проблемы злоупотребления потребительскими правами и предлагают пути решения данной проблемы.

По мнению авторов, следует закрепить в законодательстве понятие «злоупотребление потребительскими правами (потребительский экстремизм)». В целях пресечения недобросовестного поведения потребителей авторы предлагают в качестве мер противодействия потребительскому экстремизму как реализацию превентивных мероприятий, так и активную позицию предпринимателей в случае возникновения спора.

Ключевые слова: потребительские правоотношения, злоупотребления потребительскими правами, потребительский терроризм, защита прав потребителей, баланс интересов.

По статистике Роспотребнадзора, количество жалоб на предпринимателей ежегодно увеличивается. В 2020 году в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека поступило более 4,4 млн обращений, что в 4,4 раза больше допандемийного 2019 года - тогда было обработано около 1 млн обращений граждан [1].

Из 3,4 млн звонков в Единый консультационный центр и более 959 тыс. письменных обращений, рассмотренных Роспотребнадзором в 2020 году, значительную долю составили вопросы о защите прав потребителей - 31 %. Они волновали россиян больше, чем вопросы санитарного надзора (21 % обращений), и чуть меньше, чем вопросы эпидемиологического надзора (42 %). Сумма взысканий по потребительским искам неуклонно растет. За последние допандемийные 3 года она составляла 37-39 млрд рублей ежегодно, согласно статистике Судебного департамента Верховного суда и судов общей юрисдикции [2].

Субъектами потребительских правоотношений являются потребители и лица, предоставляющие услуги или выполняющие работы в целях удовлетворения законных интересов потребителей. В Законе РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» отмечается, что потребитель - это «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не свя-

занных с осуществлением предпринимательской деятельности». Государство не распространяет на юридические лица действие Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», даже если они являются покупателями или заказчиками работ и услуг.

В специальной литературе указывается, что «потребитель - это не просто покупатель, но и пользователь товаров и услуг как как лицо социальное, требующее защиты со стороны государства. В защите от недобросовестных продавцов и некачественных товаров нуждается не только сам покупатель (лицо, заключающее договор), но и иные лица, пользующиеся товарами, а также имеющие желание ознакомиться с товаром с целью приобретения» [3]. Как отмечается в научной литературе, «правовой статус потребителя характеризуется наличием значительного количества прав при минимальном объеме обязанностей, что подчеркивает особое отношение законодателя к данному субъекту права и существенно отличает его от других участников потребительских правоотношений» [4]. Получив закрепленный в законе официальный статус, потребители стали учиться отстаивать в судах предоставленные им права [5].

Вторая сторона потребительских правоотношений представлена множественностью лиц и является профессиональным участником гражданских правоотношений, чаще всего они относятся к предпринимателям.

Таким образом, потребительские правоотношения - это имущественные правоотношения, складывающиеся между потребителями и продавцами, изготовителями, исполнителями в связи с приобретением и использованием товаров, работ, услуг в личных, бытовых, семейных и иных целях, не связанных с предпринимательством.

Долгое время потребитель рассматривался в праве только как слабая сторона правоотношений. Государством была построена система защиты его законных прав и интересов, ведь он не располагает определенной информацией в сфере розничной торговли, не знает особенностей конкретного товара и т. п. Десятилетиями утверждалась презумпция виновности продавца, производителя работ и услуг при судебном рассмотрении споров с участием потребителей. Но отдельные потребители научились получать для себя материальную выгоду за счёт предпринимателей, оказывающих им определенные услуги или выполняющих определенную работу по их заказу.

В первую очередь потребительский экстремизм стал проявляться в розничной купле-продаже [6; 7]. Недобросовестные потребители умело пользуются правом на обмен непродовольственных товаров надлежащего качества, предоставленным им статьей 502 ГК РФ, положения которой детально урегулированы в статье 25 закона «О защите прав потребителей». Покупатели злоупотребляют своим правом на обмен товара надлежащего качества, меняют его неоднократно и тем самым постоянно обновляют свой гардероб или обстановку.

Парадигма «клиент всегда прав» научила людей быть настойчивыми. Они поняли, что угрозы негативных отзывов могут быть использованы в целях наживы, ведь хорошая репутация - огромное конкурентное преимущество предпринимателя. Можно выделить причины такого поведения потребителей: одни из них искренне верят, что имеют право требовать чего угодно. Другие понимают, что их требования абстракты, но они достаточно остроумны и опытны, чтобы получить желаемое. К тому же, как отмечается в печати, «продавцам, систематически сталкивающимся со случаями потребительского злоупотребления, зачастую экономически и организационно выгоднее вернуть деньги или обменять вещь, чем инициировать проведение товароведческого исследования или ввязываться в судебное разбирательство с покупателем» [8]. Ускоренными темпами злоупотребления потребительскими правами стали проявляться во мно-

гих сферах гражданского оборота: в строительстве [9; 10; 11], в банковских сделках [12], в сфере туризма [13]. Но наибольший урон потребительский экстремизм наносит автобизнесу. Появились юристы-подстрекатели, провоцирующие потребителей на использование их права на защиту для давления на конкретных предпринимателей -участников гражданского оборота. Иногда целями злоупотребления правом становится не столько материальная выгода, сколько создание негативного имиджа предпринимателей. Предпринимательское сообщество как проявление потребительского экстремизма воспринимает злоупотребление доверием потребителей со стороны их недобросовестных представителей и посредников.

В средствах массовой информации ненадлежащая реализация субъективных прав стала называться потребительским терроризмом, или потребительским экстремизмом.

Сложившийся в последние 20 лет арсенал гражданско-правовых средств защиты, включающий компенсационные, сверхкомпенсационные меры, а также процессуальные льготы, является достаточным для стимулирования деятельности потребителей по защите нарушенных прав. Но, как верно отметила Краснова С.А., «взыскание судом штрафа в пользу потерпевшего сверх присужденных компенсационных и сверхкомпенсационных сумм влечет необоснованное обогащение последнего» [14]. Это в свою очередь создает предпосылки для таких негативных явлений, как потребительский экстремизм.

Соответственно появилась и необходимость принятия мер по недопущению злоупотребления потребительскими правами.

Понятия потребительский экстремизм, или потребительский терроризм в законодательных актах нет - его применяют неформально. Но есть ст. 10 ГК РФ, в которой закреплен принцип недопущения злоупотребления правом. В судебной практике существуют примеры того, как потребительский экстремизм пресекается законным решением суда. В качестве меры ответственности за недобросовестное поведение потребителей применяется полный или частичный отказ в защите нарушенного права (Решение Первоуральского городского суда от 30 октября 2020 г. по делу № 2-2170/2020 /Свердловская область/. Следовало бы активнее применять и другие санкции, предусмотренные в п. 2 ст. 10 ГК РФ: возможность потерпевшему лицу потребовать возмещение убытков от лица, причинившего ущерб потерпевшему; возможность по инициативе суда (в случае обхода закона) или по требованию потерпевшего применить другие последствия - санкции, предусмотренные законом. В этом случае у недобросовестного лица будет меньше желания злоупотреблять своим правом.

Ученые Н.Н. Агафонова, В.Е. Белов, В.И. Солдатова и другие обоснованно предлагают дополнить закон «О защите прав потребителей» нормами, противодействующими злоупотреблениям потребительскими правами в целях обеспечения баланса интересов обеих сторон потребительских правоотношений [15].

Представляется также, что взыскание в пользу потребителей штрафа за несоблюдение добровольного порядка их требований не в полной мере отвечает признакам гражданско-правовой ответственности, так как штраф носит сверхкомпенсационный характер и взыскивается независимо от требований истца.

Таким образом, потребительский экстремизм следует рассматривать как самостоятельный вид злоупотребления гражданским правом. Его специфика обусловлена правовым положением участников потребительских правоотношений, когда потребителям как слабой стороне предоставляются значительные преференции. Имеется объективная необходимость законодательного закрепления понятия потребительский экстремизм [16].

Чтобы недобросовестные потребители не превращали процесс отстаивания своих прав в бизнес по получению неосновательного обогащения, в первую очередь следует закрыть лазейки для злоупотребления потребительскими правами и обеспечивать предоставление качественных и безопасных товаров, работ и услуг и информации о них. Следует согласиться с мнением, что при регулировании споров предпринимателей и потребителей следовало бы больше внимания уделять медиации [16].

Кроме того, необходимо определить критерии злоупотребления субъективным гражданским правом, а также разработать механизм борьбы с ним. В законе «О защите прав потребителей» следует предусмотреть норму об ответственности потребителя в случае злоупотребления своими правами.

Литература

1. Об итогах работы Роспотребнадзора с обращениями граждан и организаций в 2020 году. - Режим доступа: https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php7ELEMENT.

2. Берегись потребителя. - Режим доступа: https://marketmedia.ru/media-content/beregis-potrebitelya/.

3. Бунина С.Г. Потребительское право в системе современного российского права. - Режим доступа: https://www.sovremennoepravo.ru/.

4. Волос А.А., Волос Е.П. Слабая сторона в гражданском правоотношении: сравнительно-правовое исследование: монография / под ред. Е.В. Вавилина. - М., 2019. -184 с.

5. Нилов И.Л. Возникновение потребительского экстремизма // Евразийская адвокатура. - 2018. - № 5 (36). - С. 44.

6. Романова К. Потребительский экстремизм в розничной купле-продаже // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. - 2018. - № 1. - С. 524.

7. Васильева А.А. Проблема реализации права потребителя на обмен товара надлежащего качества // Вестник науки. - 2020. - № 5. - С. 67.

8. КрохинаМ.С. Возврат товара надлежащего качества потребителем: контроль за соблюдением условий реализации права // Право и экономика. - 2020. - № 12. - С. 5863.

9. Кальмуцкая Е. Как застройщику отследить и проконтролировать судебные споры при потребительском экстремизме. - Режим доступа: https://zakon.ru/blog/2020/07/30/kak_zastrojschiku_otsledit_i_prokontrolirovat_sudebnye_sp ory_pri_potrebitelskom_ekstremizme_85087.

10. Нилов И.Л. Потребительский экстремизм в сфере долевого строительства // Евразийская адвокатура. - 2017. - № 4(29). - С. 107-109.

11. Баронин С.А., Есафьев Н.Ю., Тутунджян А.А. Анализ опыта потребительского экстремизма в области жилищного строительства в России // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - № 6-1 (49). - С. 10-13.

12. Ерохина М.Г., Кузнецов С.В. Споры с участием потребителей банковских услуг: некоторые аспекты // Мировой судья. - 2017. - № 8. - С. 32-35.

13. Кусков А.С., Сирик Н.В. Потребительский экстремизм в сфере туризма // Гражданин и право. - 2017. - № 9. - С. 71-78.

14. Краснова С.А. Сверхкомпенсационная защита в российском гражданском праве: формы и пределы // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. -2020. - № 1. - С. 68-110.

15. Агафонова Н.Н., Белов В.Е., Солдатова В.И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный). - М.: Проспект, 2017. -240 с.

16. Усольцев Е.Ю. Злоупотребление правом со стороны потребителя: постановка проблемы и поиск ее решения // Юрист. - 2021. - № 4. - С. 41-45.

17. Гаджиалиева Н.Ш., Османов Т.Р. К вопросу о формах защиты прав потребителей в России // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 3: Общественные науки. - 2019. - № 2. - С. 61-68.

References

1. Ob itogah raboty Rospotrebnadzora s obrashcheniyami grazhdan i organizacij v 2020 godu. - URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php7ELEMENT.

2. Beregis' potrebitelya. - https://marketmedia.ru/media-content/beregis-potrebitelya/.

3. Bunina S.G. Potrebitel'skoe pravo v sisteme sovremennogo rossijskogo prava. -URL: https://www.sovremennoepravo.ru/.

4. Volos A.A., Volos E.P. Slabaya storona v grazhdanskom pravootnoshenii: sravnitel'no-pravovoe issledovanie: monografiya (pod nauch. red. d. yur. n., prof. E.V. Vavil-ina). - M., 2019. - 184 s.

5. Nilov I.L. Vozniknovenie potrebitel'skogo ekstremizma // Evrazijskaya advokatura. 2018. № 5 (36). S. 44.

6. Romanova K. Potrebitel'skij ekstremizm v roznichnoj kuple-prodazhe // Intel-lektual'nye resursy - regional'nomu razvitiyu. 2018. № 1. S. 524.

7. Vasil'eva A.A. Problema realizacii prava potrebitelya na obmen tovara nadlezhash-chego kachestva // Vestnik nauki. 2020. № 5. S. 67.

8. Krohina M.S. Vozvrat tovara nadlezhashchego kachestva potrebitelem: kontrol' za soblyudeniem uslovij realizacii prava//Pravo i ekonomika. 2020. № 12. S. 58-63.

9. Kal'muckaya E. Kak zastrojshchiku otsledit' i prokontrolirovat' sudebnye spory pri potrebitel'skom ekstremizme. https://zakon.ru/blog/2020/07/30/kak_zastrojschiku_otsledit_i_prokontrolirovat_sudebnye_sp ory_pri_potrebitelskom_ekstremizme_85087

10. Nilov I.L. Potrebitel'skij ekstremizm v sfere dolevogo stroitel'stva // Evrazijskaya advokatura. 2017. № 4 (29). S. 107-109.

11. Baronin S.A., Esafev N.Yu., Tutundzhyan A.A. Analiz opyta potrebitel'skogo ekstremizma v oblasti zhilishchnogo stroitel'stva v Rossii // Konkurentosposobnost' v glob-al'nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii. 2017. № 6-1(49). S. 10-13.

12. Erohina M.G., Kuznecov S.V. Spory s uchastiem potrebitelej bankovskih uslug: nekotorye aspekty // Mirovoj sud'ya. 2017. № 8. S. 32-35.

13. Kuskov A.S., Sirik N.V. Potrebitel'skij ekstremizm v sfere turizma // Grazhdanin i pravo. 2017. № 9. S. 71-78.

14. Krasnova S.A. Sverhkompensacionnaya zashchita v rossijskom grazhdanskom prave: formy i predely // Vestnik ekonomicheskogo pravosudiya Rossijskoj Federacii. 2020. № 1. S. 68-110.

15. Agafonova N.N., Belov V.E., Soldatova V.I. Kommentarij k Zakonu Rossijskoj Federacii "O zashchite prav potrebitelej" (postatejnyj). M.: Prospekt, 2017. 240 s.

16. Usol'cev E.YU. Zloupotreblenie pravom so storony potrebitelya: postanovka prob-lemy i poisk ee resheniya // Yurist. 2021. № 4. S. 41-45.

17. Gadzhialiyeva N.Sh.. Osmanov T.R. K voprosu o formakh zashchity prav potrebite-ley v Rossii // Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Ob-shchestvennyye nauki. 2019. № 2. - S. 61-68.

Поступила в редакцию 9 ноября 2021 г.

UDC 347.4

DOI: 10.21779/2500-1930-2021-36-4-55-60

Consumer Extremism in Modern Russia Z.A. Akhmedova, K.A. Tazhudinova

Dagestan State University; Russia, 367000, Makhachkala, M.Gadzhiev st., 43a; zam.akhmedova@yandex.ru, karina.tazhudinova@mail.ru

In the modern science of civil law, the issues of such a phenomenon as consumer extremism (terrorism), implying the abuse of consumer rights, are becoming increasingly relevant. This phenomenon is due to the granting of a wide list of rights to one of the parties to consumer legal relations - consumers who often act solely with the intention of harming the entrepreneur, as well as abuse their right to protection in other forms. The authors of this article analyze the current situation rights and suggest the ways to solve this problem.

According to the authors, the concept of consumer rights abuse (consumer extremism) should be enshrined in legislation. In order to prevent unscrupulous consumer behavior, the authors propose some measures to counteract consumer extremism, involving both the implementation of preventive measures and the active position of entrepreneurs in the event of a dispute.

Keywords: consumer legal relations, abuse of consumer rights, consumer terrorism, consumer protection, balance of interests.

Received November 9, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.