Научная статья на тему 'ПОНЯТИЯ «ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ» И «ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕМ ПРАВОМ»: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

ПОНЯТИЯ «ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ» И «ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕМ ПРАВОМ»: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
641
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потребительский экстремизм / злоупотребление потребителем правом / потребительский терроризм / недобросовестное поведение / субъективное право / consumer extremism / consumer abuse of the right / consumer terrorism / unfair behavior / subjective right

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Егор Юрьевич Усольцев

В статье анализируются близкие по смыслу понятия «потребительский экстремизм» и «злоупотребление потребителем правом», которые часто рассматриваются и используются как тождественные. Автор приходит к выводу о том, что их содержание не совпадает и они имеют различные историко-теоретические основания и области применения, что должно учитываться при исследовании такого феномена, как злоупотребление потребителем правом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTS «CONSUMER EXTREMISM» AND «ABUSE OF RIGHT BY CONSUMER»: COMPARATIVE ANALYSIS

The article examines concepts that are close in meaning: «consumer extremism» and «abuse of right by consumer», which are often used as identical. The author comes to the conclusion that their content does not coincide and they have different historical and theoretical foundations and the areas of application, which must be taken into account when studying such a phenomenon as abuse of right by consumer.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЯ «ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ» И «ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕМ ПРАВОМ»: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

DOI: 10.24412/2072-4098-2021-12-108-112

Понятия «потребительский экстремизм» и «злоупотребление потребителем правом»: сравнительный анализ

Е.Ю. Усольцев

мировой судья 1-го судебного участка Чановского судебного района Новосибирской области, аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ» (г. Новосибирск)

Егор Юрьевич Усольцев, usoltsev_egor@bk.ru

В юридической литературе последнего десятилетия, посвященной недобросовестному поведению потребителей, нередко можно встретить термин «потребительский экстремизм». Однако вопрос о его содержании является весьма спорным. В то время как использование наукой адекватных понятий, отражающих предметы и явления такими, какие они есть в действительности, имеет важное методологическое значение, поскольку обратное приводит к формированию искаженного представления об окружающем мире.

Первым случаем «потребительского экстремизма» принято считать так называемое «табачное дело R.J. Reynolds», рассмотренное американским судом в 90-е годы XX века, когда в результате недостаточного информирования покупателей о вреде курения вдове курильщика была выплачена компенсация в размере 23,6 миллиона долларов. Другим ярким примером является «кофейное дело McDоnald's», согласно которому в 1992 году 79-летняя жительница США Стелла Либек получила ожоги третьей степени от пролитого на нее кофе, купленного в закусочной «Макдональдс». Женщина обратилась в суд и добилась компенсации в 2,7 миллиона долларов. Однако в дальнейшем апелляционная инстанция снизила размер присужденной суммы до 480 тысяч долларов (см. [1, с. 22]). Вместе с тем в исследованиях, посвященных этой проблематике, не уделяется должного внима-

ния нормативной правовой базе, благодаря которой, надо полагать, и стало возможным вынесение указанных судебных решений, демонстрирующих всему миру «потребительский экстремизм по-американски». Не вдаваясь в подробности истории развития американского движения в защиту прав потребителей, все же стоит отметить, что не последнюю роль в его становлении сыграл Джон Кеннеди, который в 1962 году в своем обращении к конгрессу произнес: «...если потребитель не способен сделать осознанный выбор [ввиду его ненадлежащего информирования], то его деньги тратятся впустую, его здоровье и безопасность могут оказаться под угрозой, а национальные интересы подорванными. С другой стороны, повышение эффективности расходования денежных средств способствует благополучию семей в большей степени, чем увеличение их доходов» [2]. В этой же речи Президент США выделил четыре основных права потребителя: право на получение информации, право на безопасность, право на выбор и право быть услышанным, ставших известными как «Билль о правах потребителя» («Consumer Bill of Rights») (см. [3, с. 57]).

В России появление потребительского экстремизма обычно связывают с принятием в 1992 году Закона о защите прав потребителей [4], который был призван обеспечить стабильность розничного рынка в условиях переходного периода от пла-

новой экономики к рыночной, и надо признать, что с такой задачей он справился. Также высказывается мнение о том, что в нашей стране потребительский экстремизм зародился после появления постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» [5], разъяснения которого предоставили потребителям новые возможности для защиты своих прав.

Как отмечают ряд авторов, именно эффективность законодательства в этой сфере создает благоприятную почву для злоупотреблений правом со стороны потребителей (см, например, [6, с. 15]). Этому способствует обеспеченное законом более привилегированное положение граждан-потребителей по сравнению с их контрагентами (производителями, продавцами, исполнителями), призванное сбалансировать интересы и тех и других. В 90-е годы с учетом зашкаливающего уровня правового нигилизма в обществе и безответственно-эгоистического поведения бизнеса такие меры выглядели вполне оправданными. Однако возникает вопрос: насколько сложившийся 30 лет назад правопорядок (в указанной части) соответствует современным условиям функционирования розничного рынка товаров и услуг? Вопрос непростой и требует научно-исследовательской проработки.

В настоящее время недобросовестные граждане проявляют свою активность и в сфере розничной торговли, и при оказа-

нии потребительских услуг. Однако наиболее привлекательным для них является рынок долевого жилищного строительства, на котором злоупотребления правом возникают как со стороны самих дольщиков, намеренно затягивающих приемку квартир после ввода домов в эксплуатацию с целью искусственного завышения суммы неустоек, так и со стороны «специализирующихся на этом юристов, приобретающих у участников долевого строительства право требовать от застройщика выплаты неустоек или штрафов, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, которое [злоупотребление правом] в качестве основной цели преследует не защиту прав граждан, а получение этими юристами материальной выгоды» [7, с. 61]. Правда, во втором случае говорить о потребительском экстремизме некорректно, так как злоупотребляющее лицо не обладает статусом потребителя.

Несмотря на неоднократное признание международными экспертами высокого уровня лояльности российского законодательства к потребителям 1, примеров взыскания на его основе сверхкомпенсационных выплат, аналогичных американским, в судебной практике встретить сложно. В России в отличие от Запада ввиду особенностей национального менталитета и, как результат, отсутствия соответствующих правовых традиций, попытки «потребительских экстремистов» «выжать» максимально возможное из ситуации с нарушением их прав чаще всего терпят неудачу.

1 Если сравнивать законодательство России и Европейского союза, то такой вывод не выглядит безупречным. Так, согласно пункту 1 статьи 9 Директивы 2011/83/Еи в случае заключения договора купли-продажи товара или оказания услуг вне офиса предприятия - «договора на пороге дома» - потребитель вправе в течение четырнадцати дней без объяснения причин отменить такой договор. Аналогичное право у европейского потребителя возникает и при покупке товара дистанционным способом, а также при заключении договора оказания услуг на расстоянии (п. 1 ст. 6 Директивы 97/7/Еи, п. 1 ст. 6 Директивы 2002/65/Еи). Вместе с тем Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» не предоставляет потребителю право на отказ от договора купли-продажи товара, приобретенного по образцам, или договора оказания услуг, заключенного вне офиса исполнителя. И лишь в случае покупки товара дистанционным способом российский потребитель в течение семи дней с момента его получения имеет право возвратить товар продавцу (п. 4 ст. 26.1 Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»). Кроме того, пунктом 1 статьи 15 Директивы 2008/48/Еи предусматривается автоматическое прекращение кредитного договора в случае реализации гражданином права на отмену договора, для финансирования которого получен кредит. Отечественное же законодательство таких положений не содержит (см. [10, с. 15-19]). Таким образом, в ряде случаев европейские законы предоставляют потребителям больше преимуществ, чем российские.

В таких случаях суды преграждают дорогу недобросовестным субъектам, отказывая полностью или частично в защите их прав и интересов, что в полной мере отвечает требованиям законности и справедливости.

В сравнении с понятием «злоупотребление правом», исторические корни которого уходят в далекие времена Древнего Рима, «потребительский экстремизм» пребывает в состоянии, если не зародыша, то младенчества. Однако эти понятия все же имеют этимологическую близость, поэтому важно разобраться, как они соотносятся друг с другом.

Исходя из положений гражданского законодательства и достижений правовой мысли под злоупотреблением правом следует понимать недобросовестные действия лица, осуществляемые хотя и на основе принадлежащего ему субъективного права, но вместе с тем направленные на реализацию незаконного интереса (не заложенного в субъективном праве), поэтому и причиняющие вред другим лицам. Таким образом, с одной стороны, злоупотребление правом не является типичным гражданским правонарушением, ведь «злоупотребляющий субъект изначально действует на основе принадлежащего ему правомочия и лишь в процессе его реализации выходит за пределы правоосуществления» [12, с. 42]. С другой стороны, такое поведение нельзя признавать и правомерным, поскольку причиняет вред чужим имущественным интересам.

Что касается потребительского экстремизма, то относительно его определения в теории нет единого мнения. Так, Г. А. Ожегова понимает под ним «манипулирование нормами закона со стороны клиента, основная цель которого - не защита своих прав, а получение материальной выгоды» [6, с. 15]. Схожее значение встречается у И.Л. Нилова: «...недобросовестное поведение потребителей товаров и услуг, направленное на необоснованное извлечение выгоды путем манипуляции положениями законодательства о защите прав потребителей»

[13, с. 119]. Таким образом, оба юриста приравнивают потребительский экстремизм к одной из форм злоупотребления правом -шикане, характеризующейся наличием у правомоченного лица умысла на причинение вреда другому участнику гражданских правоотношений.

Однако иной точки зрения придерживается Т. В. Закупень, которая объединяет в понятии потребительского экстремизма сразу несколько действий:

1) действия потребителей в обход закона, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу;

2) злоупотребление потребителями своим особым положением на рынке товаров, работ и услуг;

3) недобросовестное поведение потребителей, злоупотребление правом;

4) умышленные противоправные деяния потребителей, совершаемые с целью обращения в свою пользу имущества предпринимателей путем обмана или злоупотребления особым отношением к потребителям (см. [14, с. 23]).

Из приведенной трактовки видно, что понятие «потребительский экстремизм» по своему содержанию отличается от понятия «злоупотребление потребителем правом», поскольку включает не только перечисленные в статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации формы поведения, но и умышленные противоправные деяния, к которым, безусловно, относятся административные правонарушения и преступления. Следовательно, Т.В. Закупень придает потребительскому экстремизму межотраслевой характер, чего нельзя сказать о злоупотреблении правом со стороны потребителя, имеющего гражданско-правовую природу, так как отношения с участием потребителей, несмотря на наличие в них публично-правового элемента, все же являются имущественными и регулируются в первую очередь нормами частного права.

Приведенные варианты интерпретации термина «потребительский экстремизм» позволяют сделать вывод об использова-

нии его в узком и широком значениях. В узком значении он полностью совпадет с понятием «злоупотребление потребителем правом». В широком же значении это понятие объемнее понятия «злоупотребление правом со стороны потребителя», поскольку охватывает не только недобросовестное поведение граждан, но и различного рода правонарушения, в том числе преступления.

Также в литературе встречается словосочетание «потребительский терроризм». С точки зрения уголовного правоприменения терроризм представляет собой разновидность экстремизма, характеризующийся наиболее радикальными средствами достижения преступной цели (см. [16, с. 187]). Следуя этой логике, некоторые авторы под потребительским терроризмом также понимают крайнюю форму проявления потребительского экстремизма (см., например, [17, с. 96]). Однако с такой позицией вряд ли можно согласиться, поскольку внешне схожие или вовсе одинаковые дефиниции в частном и публичном праве, кардинально отличающиеся по своему предметно-методологическому содержанию, в большинстве случаях означают разные явления, поэтому применительно к гражданскому обороту указанные категории, на мой взгляд, не находятся в родовидовой зависимости, а выступают в качестве равноценных (тождественных).

Юридические понятия играют важную роль: они определяют границы регулятивного воздействия на общественные отношения, привносят в правовую сферу стабильность и определенность, обеспечивают единообразие правоприменения. Все понятия, оперируемые правовой наукой, можно разделить на две группы: легальные и док-тринальные. Содержание первых определяется нормами позитивного права. Вторые же, не имея законодательной «прописки», могут лишь рассчитывать на внимание к себе со стороны ученых, которые раскрывают их сущность на основе эмпирических данных и логических умозаключений.

Сегодня злоупотребление правом - не только хорошо изученный феномен правовой действительности, но и имеет законодательное закрепление. Такое суждение в полной мере относится и к злоупотреблению правом со стороны потребителя, которое является одной из форм злоупотребления субъективным гражданским правом, хотя и характеризуется некоторыми специфическими чертами. Понятие «потребительский экстремизм», напротив, нельзя отнести к числу легальных или доктриналь-ных, так как оно не обладает ни нормативным выражением, ни научным признанием. Как справедливо в связи с этим отмечают В.В. Богдан и В.Н. Сусликов, понятие потребительского экстремизма «не совсем корректно с научной точки зрения. Смешение уголовно-правовых и гражданско-правовых понятий не может отражать сущность исследуемого явления [злоупотребления правом потребителем]. Экстремизм, экстремистская деятельность не имеют ничего общего со злоупотреблением правом в его гражданско-правовом понимании» [18, с. 225]. Таким образом, термин «потребительский экстремизм» (или «потребительский терроризм») корректно использовать в публицистике, но не в научных исследованиях, в которых все применяемые дефиниции должны иметь предельную точность, исключать внутренние противоречия и возможность неоднозначного их толкования.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Нилов И. Л. Возникновение потребительского экстремизма // Евразийская адвокатура. 2018. № 5 (36). С. 21-25.

2. Joshua Pearce. Expanding the Consumer Bill of Rights for material ingredients // Materials Today. 2018. Vol. 21. № 3. pp. 197-198. URL: https://hal.archives-ouvertes.fr/hal-02111381/ document (accessed: 19.03.2021).

3. Цехер Г. Я. Потребительское право -новая комплексная отрасль российского права (к постановке вопроса) // Российский юридический журнал. 1999. № 1. С. 51-64.

4. О защите прав потребителей : Закон

Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 15, ст. 766.

5. О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 // Российская газета. № 156. 2012. 11 июля.

6. Ожегова Г. А. К понятию «потребительский экстремизм» // Юрист. 2014. № 14. С. 15-19.

7. Кирсанов А. Р. Правовые основы «потребительского экстремизма» на рынке долевого строительства // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2020. № 8 (227). С. 61-67.

8. Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2011/83/ЕС от 25 октября 2011 года о правах потребителей, изменяющая Директиву 93/13/ЕЭС Совета ЕС и Директиву 1999/44/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС и отменяющая Директиву 85/577/ЕЭС Совета ЕС и Директиву 97/7/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Директива 97/7/ЕС Европейского Парламента и Совета Евросоюза от 20 мая 1997 года о защите потребителей в случае заключения контрактов на расстоянии. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

1 0. О договорах потребительского кредитования и отмене Директивы Совета ЕС 87/102/ЕЭС : Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза № 2008/48/ЕС (вместе с Европейскими стандартами информации в отношении овердрафта, потребительского кредита, предлагаемого определенными организациями (параграф 5 статьи 2), долгового преобразования) (принята в городе Страсбурге

23 апреля 2008 года). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Ширвиндт А. М. Ограничение свободы договора в целях защиты прав потребителей в российском и европейском частном праве / под общ. ред. А. Л. Маковского (Исследовательский центр частного права). М. : Статут, 2014. 158 с.

12. Усольцев Е. Ю. Злоупотребление правом со стороны потребителя: постановка проблемы и поиск ее решения // Юрист. 2021. № 4. С. 41-45.

13. Нилов И. Л. Потребительский экстремизм как одна из форм злоупотребления гражданскими правами // Экономика, социология и право. 2017. № 3. С. 119-122.

14. Закупень Т. В. Потребительский экстремизм как форма злоупотребления правом при заключении банками кредитного договора с гражданами-заемщиками // Банковское право. 2015. № 1. С. 23-30.

15. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1 994 года № 51 -ФЗ // Российская газета. 1994. № 238-239. 8 декабря.

16. Фризен П. Д. К вопросу о понятии и соотношении экстремизма и терроризма в России // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2020. № 1 (38). С. 186-187.

17. Перестюк С. Д., Перестюк Д. А. «Потребительский терроризм» в России: формы проявления и методы борьбы // Трансформации логистических систем в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции, Иркутск, 21 ноября 201 4 года. Иркутск : Байкальский государственный университет экономики и права, 2015. С. 95-100.

18. Богдан В. В., Сусликов В. Н. Злоупотребление правом в отношениях с участием потребителей // Гуманитарные исследования. 2015. № 4 (56). С. 223-230.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.