Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПРАВАМИ ПОТРЕБИТЕЛЯ'

ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПРАВАМИ ПОТРЕБИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
590
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВАМИ / ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВАМИ ПОТРЕБИТЕЛЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ШАНТАЖ / ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ИМУЩЕСТВО / ОБМАН / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ / МОШЕННИЧЕСТВО / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ТЕРРОРИЗМ / ABUSE OF RIGHTS / ABUSE OF CONSUMER RIGHTS / CONSUMER EXTREMISM / CONSUMER TERRORISM / BLACKMAIL / ACQUISITION OF PROPERTY RIGHTS / FRAUD / CONSUMER PROTECTION / BALANCE OF INTERESTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ровнейко Вера Владимировна

Законодательство и практика его применения исходят из приоритета защиты прав потребителя, который известен каждому: «Клиент всегда прав». Закрепление за потребителем (покупателем) статуса слабой стороны дает противоположный эффект. Покупатель получает заметно больший объем прав. Недобросовестные потребители начали извлекать из этого положения имущественную выгоду, злоупотребляя предоставленными им преференциями: они все чаще объявляют купленные товары некачественными, отказываются мирно решать споры с ретейлерами и производителями и подают на них в суд. Явление получило название «потребительский экстремизм». Потребительский экстремизм - это не только гражданско-правовое явление (разновидность злоупотребления правом), он обладает и признаками уголовно-наказуемого мошенничества. Необходимо внести дополнения в действующее постановление Пленума Верховного Суда РФ, чтобы разъяснения общего характера могли быть в полной мере применимы к случаям потребительского экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CRIMINAL LAW ASSESSMENT OF THE ABUSE OF CONSUMER RIGHTS

The legislation and practice of its application are based on the priority of protecting the rights of the consumer, which is known to everyone: "The client is always right". Assigning the weak side status to the consumer (buyer) has the opposite effect. The buyer gets a significantly larger amount of rights. Unscrupulous consumers began to derive property benefits from this situation, abusing the preferences granted to them: they are increasingly declaring purchased goods to be of poor quality, refusing to settle disputes with retailers and manufacturers peacefully, and suing them. The phenomenon is called "consumer extremism". Consumer extremism is not only a civil law phenomenon (a type of abuse of rights), it also has signs of criminal fraud. It is necessary to make additions to the current resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation so that general explanations can be fully applicable to cases of consumer extremism.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПРАВАМИ ПОТРЕБИТЕЛЯ»

УДК 343.3 В.В. Ровнейко

ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПРАВАМИ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Законодательство и практика его применения исходят из приоритета защиты прав потребителя, который известен каждому: «Клиент всегда прав». Закрепление за потребителем (покупателем) статуса слабой стороны дает противоположный эффект. Покупатель получает заметно больший объем прав. Недобросовестные потребители начали извлекать из этого положения имущественную выгоду, злоупотребляя предоставленными им преференциями: они все чаще объявляют купленные товары некачественными, отказываются мирно решать споры с ре-тейлерами и производителями и подают на них в суд. Явление получило название «потребительский экстремизм». Потребительский экстремизм - это не только гражданско-правовое явление (разновидность злоупотребления правом), он обладает и признаками уголовно-наказуемого мошенничества. Необходимо внести дополнения в действующее постановление Пленума Верховного Суда РФ, чтобы разъяснения общего характера могли быть в полной мере применимы к случаям потребительского экстремизма.

Ключевые слова: злоупотребление правами; злоупотребление правами потребителя; потребительский экстремизм, потребительский терроризм; шантаж, мошенничество; приобретение права на имущество; обман; защита прав потребителей; баланс интересов.

Б01: 10.35634/2412-9593-2020-30-5-753-762

Законом РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителя» был установлен особый порядок защиты прав лиц, которые приобретают товары (работы, услуги) для личных нужд1. Принятое через двадцать лет после принятия закона постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» содержит разъяснения «в целях обеспечения единства практики применения судами законодательства, регулирующего отношения в области защиты прав потребителей»2. Законодательство и практика его применения исходят из приоритета защиты прав потребителя, который известен каждому: «Клиент всегда прав»3.

Закрепление за потребителем (покупателем) статуса слабой стороны дает противоположный эффект. Покупатель получает заметно больший объем прав, что и служит благодатной почвой для развития экстремизма4. Недобросовестные потребители начали извлекать из этого положения имущественную выгоду, злоупотребляя предоставленными им преференциями. Как отмечается в СМИ, «потребители все чаще объявляют купленные товары некачественными, отказываются мирно решать споры с ретейлерами и производителями и подают на них в суд. Явление получило название "потребительский экстремизм"»5.

1 Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 24.04.2020) // СПС «Консультант Плюс».

2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // СПС «КонсультантПлюс».

3 Правило «клиент всегда прав» придумал еще в начале XX в. Гарри Гордон Селфридж, основатель универмага Selfridge в Лондоне. Тогда правило сработало и получило такую широкую популярность, что многие предприниматели по всему миру до сих пор выстраивают на его основе бизнес-стратегию. Однако в современных реалиях, когда продажи падают, а покупательский спрос снижается, правило «клиент всегда прав» порождает волну потребительского экстремизма, негативно сказываясь на ретейле и рынке услуг. ( Что такое потребительский экстремизм и как с ним бороться. Злоупотребление правами. URL: https://pro.rbc.ru/collections/5e37e6679a 79477edc39163e; Мария Кошкина. Доказательство от противного: правило «клиент всегда прав» вредит бизнесу. URL: https://pro.rbc.ru/demo/5c73ec3f9a79470876c8323e

4 Елена Гордеева. Потребительский экстремизм: проблема злоупотреблений. URL: http://kons.ru/news/ potrebitelskiy_extremizm_problema_zloupotrebleniy

5 Что такое потребительский экстремизм и как с ним бороться. URL: https://pro.rbc.ru/collections/ 5e37e6679a 79477edc39163e; Мировые автоконцерны пожаловались в ФСБ на работу судов в России. Покупатели машин смогли взыскать с производителей 200 млн руб. URL: https://www.rbc.ru/business/28/05/2019/ 5cecf4da9a7947 ad751f4afe?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

По мнению ряда авторов, «в российском законодательстве нет легального определения потребительского экстремизма. Кроме того, данный термин носит литературный, а не правовой характер»6. Хотя в последнее время в специальной юридической литературе указанное явление стали называть «потребительским экстремизмом»7.

В качестве причин возникновения и развития этого явления можно отметить «несблансирован-ность законодательства по защите прав потребителей, допускающее возможности злоупотребления правами; презумпция виновности продавцов и производителей при рассмотрении дела в суде; отсутствие необходимости в профессиональных навыках и какого-либо значимого капитала для организации экстремисткой деятельности в сфере защиты прав потребителей; нежелание объектов нападений придавать публичной огласке нарушения в выявленные потребителями - экстремистами, нежелание допускать эскалацию конфликта»8.

«Российское законодательство о потребительских правах эксперты-международники относят к наиболее гуманным. По уровню защиты существующая система уступает разве что американской системе гарантий. К сожалению, юридические нормы все чаще используют в корыстных целях... Следуя примеру западных покупателей, россияне подают в суды нелепые иски. Истории о миллионных компенсациях за разлитый кофе или отсутствующую салфетку уже не удивляют правозащитников. Иногда граждане действительно отстаивают нарушенное право. Однако размер возмещения не соответствует фактически нанесенному ущербу»9.

Убытки, которые несут добросовестные производители в связи со злоупотреблением своими правами потребителями, могут быть весьма существенными. Этим не исчерпывается объем причиненного потребительским экстремизмом вреда. Он наносит ущерб «имиджу добросовестных компаний», влечет «финансовые убытки и потерю клиентов», а также «рост "вседозволенности" потребителей»10. Хрестоматийными примерами потребительского экстремизма стали случаи, когда в «2012 году братья Алмазовы потребовали от концерна "Кока-кола" 100 тысяч рублей за стекло, обнаруженное в бутылках с напитком;. классикой американского потребительского террора юристы считают спор Либек против "Макдоналдс". 79-летняя гражданка США случайно облилась кофе, приобретенным в заведении. Пенсионерка не удержала стаканчик, открывая дверь. От горячего напитка остался ожог 3 степени, а компания заплатила пострадавшей жительнице Нью-Мексико 640 тысяч долларов. На стаканчиках же появилось фирменное предупреждение. ... Известной является также история о попытке высушить в микроволновке кошку. Домохозяйка из США попыталась таким образом ускорить процесс ухода за животным. Несчастный питомец скончался, что стало поводом для длительной тяжбы. По слухам, дама получила многомиллионную компенсацию за отсутствие в инструкции к СВЧ-печи упоминаний об опасности»11. «В США курильщики успешно добиваются от табачных компаний выплат. Первым стал иск к Liggett & Myers в 1954 году. Дело тянулось 17 лет и было закрыто без вынесения решения. Через 6 лет присяжные США признали, что смерть супруга истицы наступила из-за болезни, вызванной курением папирос марки "Lucky Strike". Однако добиться ком-

6 Потребительский экстремизм: современные тенденции и механизмы противодействия. Gollective of authors, VEGAS LEX // Source "Сorporate lawyer" magazine . URL: https://www.vegaslex.ru/en/analytics/publications/31827/

7 См., напр.: Ожегова Г.А. К понятию «потребительский экстремизм» // Юрист. 2014. №14; СПС « Консультант Плюс»: Юридическая пресса.

8 См., напр.: Потребительский экстремизм: современные тенденции и механизмы противодействия. Сollective of authors, VEGAS LEX // Source «Corporate lawyer» magazine. URL: https://www.vegaslex.ru/en/analytics/ publications/ 31827/; Алексеева Л.К. Потребительский экстремизм как злоупотребление правом // Право и суд в современном мире: сб. ст. по материалам XIII ежегодной Междунар. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых. Российский государственный университет правосудия; под ред. Э.Л. Лещиной, Е.М. Офман. 2016. С. 88-91; Тузко Н.Н. Потребительский экстремизм в деятельности общественных организаций // Новые регуляторы развития АПК Российской Федерации: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 154-157; Нилов И.Л. Потребительский экстремизм как одна из новых форм злоупотребления гражданскими правами // Экономика, социология и право. 2017. № 3. С. 119-122.

9 Елена Гордеева. Потребительский экстремизм: проблема злоупотреблений. URL: http://kons.ru/news/ potrebitelskiy_extremizm_problema_zloupotrebleniy.

10 Потребительский экстремизм: современные тенденции и механизмы противодействия. Сollective of authors, VEGAS LEX // Source «Corporate lawyer» magazine . URL: https://www.vegaslex.ru/en/analytics/publications/31827/

11 Елена Гордеева. Указ соч.

пенсаций вдове не удалось, поскольку погибший употреблял табак сознательно. Активное участие профессиональных юристов позволило переломить ситуацию. Показательным стал спор Робинсон против Reynolds Tobacco (23,6 миллиардов долларов за смерть мужа-курильщика)»12.

Большинство приведенных примеров связаны со случаями вне пределов Российской Федерации (в основном, в США). «Олег Колотилов считает "американский" экстремизм в России и странах СНГ явлением редким. Суды относят подобное поведение к категории злоупотреблений и в исках отказывают. В качестве примера адвокат приводит требования гражданина Прокопенко к табачной компании "Петро"... В 2001 году пенсионер предъявил корпорации иск о взыскании компенсации в сумме 2,5 миллиона рублей. Мужчина рассказал, что является заядлым курильщиком и свыше 50 лет употребляет "Беломорканал". Итогом пагубного пристрастия стал рак легкого... Создать прецедент не удалось. Закон же от 01.06.2013 года полностью исключил такую возможность»13. Как отмечается в СМИ, «российские судьи к "американским" искам потребителей подходят скептично»14. Однако такое направление потребительского террора, как «бытовой экстремизм», по их мнению, «развивается в России значительно интенсивнее. В категорию споров юристы включают дела, связанные с покупкой автомобилей, оборудования, техники, заказом ремонтных, отделочных работ или услуг. Некоторые специалисты относят к сегменту и разбирательства с банками и страховыми организациями. Характерной чертой экстремизма является многократное завышение цены иска. Разница с объемом реальных расходов может достигать 50-100 % и более»15.

Если заявленный в 2011 г. иск к дилерскому центру Nissan в сумме 6 955 000 руб. и 50 % неустойки от этой суммы суд отклонил, так как ответчику удалось доказать злоупотребление16, то уже в мае 2019 г. «мировые автоконцерны пожаловались в ФСБ на работу судов в России: Mercedes, Hyundai, Kia и Jaguar заявили о мошеннических схемах взыскания компенсаций в пользу автовладельцев через суды Краснодара. Иски о защите прав потребителей - это прикрытие, утверждают они, и просят ФСБ принять меры»17. «Ущерб компаний за несколько лет оценивается в сотни миллионов рублей, поскольку через суды взыскивают в среднем трехкратный размер стоимости нового автомобиля. Обращение в контролирующие органы автопроизводители сопровождают списком судебных дел по подобным искам в период 2016-2018 годов. В нем указаны дела, по которым в пользу истцов за эти годы было взыскано более 200 млн руб.»18.

Данный пример является весьма показательным, так как он имеет характер «the worst case»19. В нем, кроме особо крупного ущерба, причиненного производителям, имеются обстоятельства, которые позволяют сделать вывод о том, что «потребительский экстремизм» не просто является распространенным явлением, нуждающимся в применении к нему уголовно-правовых средств противодействия, но и приобрел организованный характер. Повышенная общественная опасность злоупотребления правами потребителя в данном случае имеется также в связи с тем, что в данную деятельность вовлечены и активно участвуют в ней общественные организации (Комитет по защите прав потребителей) и государственные органы (суды).

«Крупные мировые автоконцерны, включая Hyundai, Kia, Mercedes и Jaguar LandRover, заявили о схемах мошенничества с участием судов Краснодарского края "под прикрытием" исков о защите прав потребителей. Автоконцерны утверждают, что районные суды Краснодара. задействованы в схеме по взысканию с производителей возврата стоимости автомобилей, в несколько раз (в ряде случаев в девять и более раз) превышающего первоначальную стоимость машины при ее продаже. .В Краснодаре действует "алгоритм", в соответствии с которым истцы зачастую обращаются в суды в

12 Елена Гордеева. Потребительский экстремизм.

13 Там же.

14 Там же.

15 Елена Гордеева. Указ. соч.

16 Елена Гордеева. Потребительский экстремизм: проблема злоупотреблений. URL: http://kons.ru/news/potrebitelskiy_extremizm_problema_zloupotrebleniy

17 Светлана Бурмистрова, Дмитрий Серков, Мария Кокорева, Любовь Порываева, Маргарита Алехина, Ольга Дубравицкая. Мировые автоконцерны пожаловались в ФСБ на работу судов в России. Покупатели машин смогли взыскать с производителей 200 млн. руб. URL: https://www.rbc.ru/business/28/05/2019/ 5cecf4da9a7947 ad751f4afe?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

18 Там же.

19 Наихудший случай (англ.).

течение 15 дней после покупки нового автомобиля с жалобами на дефекты машины. Их интересы в судах представляет местная организация "Комитет по защите прав потребителей и предпринимателей Краснодарского края". Судебные экспертизы, утверждают они, проводят одни и те же специалисты, которые устанавливают производственный характер дефекта автомобиля, а заявитель не является на проверку качества и не предоставляет автомобиль. В итоге суды удовлетворяют требования о возврате стоимости машин на сумму, в несколько раз превышающую стоимость новых автомобилей»20. Кроме того, «Закон о защите прав потребителей предусматривает возможность требовать возмещения стоимости товара с учетом инфляции в 1 % в день (360 % в год) при условии соразмерности компенсации»21. «Большинство дел рассматривается в одних и тех же судах города Краснодара. с участием одних и тех же судей, а ходатайства ответчика отклоняются, жалуются автопроизводители. Апелляционные жалобы ответчиков в Краснодарском краевом суде, по их словам, остаются без удов-летворения»22. Как отмечает глава юридического отдела Hyundai, «подобную схему мы наблюдаем с 2016 года, за эти годы уже выработался алгоритм, в том числе по формулировкам исковых заявлений и процессуальному поведению в судах»23.

Как отмечается в СМИ, «аналогичная проблема уже несколько последних лет существует на рынке электроники и бытовой техники, . Организованные преступные группы юридически подкованных людей, возможно в сговоре с судьями, злоупотребляют правом и под видом борьбы за права потребителей зарабатывают на судебных решениях. Ежегодно ассоциация24 фиксирует тысячи подобных случаев, а убытки компаний составляют более 1 млрд руб. в год»25. «У этой схемы существуют географические особенности: наибольшее число случаев "поломок" смартфонов, телевизоров и бытовой техники приходится на Поволжье, в частности на Тольятти, также много случаев фиксируется в Сочи ... Как правило, с этой целью злоумышленники приобретают дорогостоящую технику, после чего ломают ее, и зачастую даже отказываются предоставить на экспертизу. Ретейлеры и производители регулярно обращаются по такому вопросу в следственные органы и прокуратуру. Сейчас в Госдуме разрабатываются поправки к закону "О защите прав потребителей", которые уберут лазейки в законодательстве и не позволят злоупотреблять правом таким образом»26.

Однако все вышеизложенное позволяет утверждать, что попытки бороться с потребительским экстремизмом гражданско-правовыми средствами неудачны, так как регулятивное законодательство исходит из приоритета защиты прав потребителя, несмотря на то, что «одной из метаидей, лежащих в основе большинства правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (КС РФ), является идея баланса интересов . Принцип "соблюдения баланса интересов всех лиц, участвующих в правоотношениях", по мнению КС РФ, вытекает из статей 17, 19 и 55 Конституции РФ27. Следует отметить, что КС РФ обращается к принципу баланса интересов как при рассмотрении публично-правовых споров (баланс частных и публичных интересов), так и частно-правовых споров (баланс интересов частных субъектов)»28.

Как справедливо отмечает Г.А.Ожегова, «максимальный уровень защиты, который Закон обеспечил потребителю, не только гарантирует справедливое разрешение конфликтных ситуаций, но в

20 Светлана .Бурмистрова и др. Указ.соч.

21 Светлана Бурмистрова, Дмитрий Серков, Мария Кокорева, Любовь Порываева, Маргарита Алехина, Ольга Дубравицкая Мировые автоконцерны пожаловались в ФСБ на работу судов в России. Покупатели машин смогли взыскать с производителей 200 млн руб. URL: https://www.rbc.ru/business/28/05/2019/5cecf4da9a7947ad751f4 afe?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

22 Там же.

23 Там же.

24 Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). URL: http://ratek.org/

25 Светлана Бурмистрова, Дмитрий Серков, Мария Кокорева, Любовь Порываева, Маргарита Алехина, Ольга Дубравицкая. Указ.соч.

26 Там же.

27 См., напр.: Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.2010 г. №2-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2010. №3.

28 Пьянкова А.Ф. Принцип баланса интересов в практике Конституционного Суда РФ // Третий пермский конгресс ученых-юристов: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Пермь, Перм. гос. нац. иссл. ун-т, 12 октября 2012 г.) / отв. ред. О.А. Кузнецова; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Пермь, 2012. 289 с. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=22438997&

равной степени создает почву для злоупотреблений. Ведь чем больше прав предоставляет закон, тем шире возможности для манипулирования им со стороны недобросовестных граждан. Известным явлением стало превращение потребительского законодательства в средство получения дополнительного дохода»29.

Потребительский экстремизм основан на том, что действующее регулятивное законодательство «предоставляет гражданам значительный объем преференций, которыми любят пользоваться недобросовестные субъекты»30. К таким «преференциям» можно отнести: распределение бремени доказывания; презумпция неосведомленности потребителя; неустойка; возмещение убытков; компенсация морального вреда; подсудность по выбору истца; обеспечительные меры; штраф за неисполнение требований потребителя31. К этому перечню можно еще добавить освобождение от уплаты госпошлины за подачу искового заявления в суд32. Кроме того, «возможность получить существенную выгоду путем давления на продавца или исполнителя привлекательна именно потому, что Закон не предусматривает специальной ответственности за предъявление неправомерных требований»33.

Большинство авторов с учетом существующей ситуации предлагают исключительно гражданско-правовые способы защиты прав добросовестных производителей от недобросовестных потреби-телей34, поскольку действующее гражданское законодательство исходит из добросовестности потребителя и направлено на защиту прав добросовестных потребителей (ч.5 ст.10 ГК РФ). В этом случае, по мнению экспертов, «если человек, приобретая товар, преследует коммерческие цели, то его нельзя считать потребителем»35, так как «потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности»36.

«Автоконцерны не первые, кто вынужден решать эту проблему, прежде всего, с этой проблемой сталкиваются страховые компании и застройщики»37. Например, «в законе об участии в долевом строительстве (от 30.12.2004 № 214-ФЗ) прописано жесткое наказание застройщика за нарушение сроков передачи объекта. Размер неустойки, которую они должны выплатить дольщикам, зависит от величины ключевой ставки ЦБ. Например, был период (с 16 декабря 2014 года по 1 февраля 2015 года), когда неустойка могла достигать 40 % годовых. Это провоцировало некоторых дольщиков затягивать приемку квартир и совершать прочие манипуляции, которые увеличивали сумму неустойки. В октябре 2019 года Российский союз строителей даже создал рабочую группу по противодействию "потребительскому терроризму", но это пока тоже не принесло никаких результатов»38.

29 Ожегова Г.А. К понятию «потребительский экстремизм» // Юрист. 2014. №14; СПС «КонсультантПлюс: Юридическая пресса.

30 Ожегова Г. А. Указ.соч.

31 Там же.

32 Подпункт 4 п.2 ст.333.36 НК РФ: От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются: истцы - по искам, связанным с нарушением прав потребителей.

33 Ожегова Г.А. К понятию «потребительский экстремизм» // Юрист, 2014. №14. - Система КонсультантПлюс: Юридическая пресса.

34 См., напр.: Цехер Г.Я. Потребительский экстремизм: природа, формы проявления и меры противодействия. URL: https://pravorub.ru/articles/17128.html; Ожегова Г. А. Указ.соч.

35 Щит от «экстремистов» / Что такое потребительский экстремизм и как с этим бороться. URL: https://pro.rbc.ru/ collections/5e37e6679a79477edc39163e

36 Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 24.04.2020) «О защите прав потребителей» // СПС «Консультант Плюс».

37 Светлана Бурмистрова, Дмитрий Серков, Мария Кокорева, Любовь Порываева, Маргарита Алехина, Ольга Дубравицкая. Мировые автоконцерны пожаловались в ФСБ на работу судов в России. Покупатели машин смогли взыскать с производителей 200 млн. руб. URL: https://www.rbc.ru/business/28/05/2019/5cecf4da9a7947 ad751f4afe?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop.

38 Дмитрий Логинов. Как в 2020 году строителей защитят от «потребительского экстремизма» https://pro.rbc.ru/ demo/5e295d779a79476dabf73115; См. также: Неустойки направо и налево. Что такое потребительский экстремизм и как с этим бороться. URL: https://pro.rbc.ru/collections/5e37e6679a79477edc39163e

Существуют и другие способы шантажировать бизнес от лица Закона «О защите прав потребителей». Так, новый вид мошенничества появился в Воронеже: «Представляясь сотрудниками общества по защите прав потребителей, жулики по телефону выманивают деньги у бизнесменов... В воронежскую "Ассоциацию по защите прав потребителей" с одной и той же жалобой обратились несколько горожан. Среди них — руководители магазинов, врачи ветеринарной клиники, владельцы салонов красоты. Все они сообщали, что им звонили сотрудницы службы либо центра по защите прав потребителей. Девушки предупреждали, что на днях в организацию/ клинику/ магазин нагрянет проверка. При этом предлагали предпринимателям купить "необходимый" набор литературы в "Уголок потребителя", настаивая, что только так удастся избежать штрафа. Сотрудницы лже-общества обещали, что продукцию привезет курьер, после предоплаты (2000 рублей). Представители воронежской ассоциации уверены — налицо факт мошенничества и все признаки так называемого "потребительского терроризма", который проявляется в злоупотреблении правами потребителя с целью извлечения прибыли»39. Представляется, что приведенный выше случай также потребительским экстремизмом не является. Это банальное мошенничество.

Как отмечается в СМИ, «сейчас в крупных городах созданы целые организации, довольно крупные, сфера деятельности которых - именно такой экстремизм. Создать общественную организацию, якобы занимающуюся защитой прав потребителей, может практически любой человек. Схема действия обычно такая: собираются 3-4 человека, создают такую организацию со звучным названием и начинают действовать. Приходят якобы с проверкой того или иного предприятия, фирмы. После обнаружения несоответствий законодательству компании угрожают судом и предлагают откупиться, чтобы дело не пошло в этот самый суд. Самое печальное - что подавляющее большинство руководителей компаний готово заплатить клиентам-«экстремистам», лишь бы не бегать по судам и не тратить свои время и деньги ради неопределенного результата, вместо того чтобы бороться с этим явлением»40. В этом случае имеет место фактическое вымогательство, своего рода «потребительский троллинг».

В сфере защиты прав потребителя могут совершаться самые различные преступления и право-нарушения41, но не все из них могут рассматриваться как «потребительский экстремизм».

Выделяют следующие формы потребительского экстремизма («формы экстремистской деятельности»):

1. «Шантаж42.

2. Инициирование различных проверок деятельности объекта нападения со стороны контрольно-надзорных государственных органов43.

39 Мошенники шантажируют бизнес от лица ОЗПП. URL: https://roscontrol.com/ozpp/article/moshenniki-shantagiruyut-maliy-biznes-ot-litsa-ozpp/#

40 Потребительский экстремизм: современные тенденции и механизмы противодействия. Сollective of authors, VEGAS LEX // Source «Corporate lawyer magazine ». URL: https://www.vegaslex.ru/en/analytics/publications/31827/

41 Как заработать на защите прав потребителей. URL: http://businesspress.ru/newspaper/article_mId_34_aI d_104472.html

42 Шантаж осуществляется в случае, когда представители общественной организации, выявив основания для привлечения к административной ответственности либо для предъявления имущественных (взыскание стоимости товара, компенсация расходов) и неимущественных требований (моральный вред, требования в защиту неопределенного круга потребителей) в судебном порядке предлагают объекту нападения заплатить определенную сумму за то, что они не будут предпринимать действия по привлечению данного лица к ответственности. В частности, нарушение установленных правил торговли является основанием для привлечения к административной ответственности в размере от 1 до 40 тысяч рублей. В этой связи продавцу бывает гораздо легче сразу откупиться гораздо меньшей суммой и избежать проблем связанных с общением с сотрудниками надзорных органов, судебных разбирательства и применением различных финансовых санкций. Подобное виктимное поведение объекта нападения провоцирует повторные нападения / Потребительский экстремизм: современные тенденции и механизмы противодействия. ^llec^ve of authors, VEGAS LEX // Source'^orporate lawyer" magazine. URL: https://www.vegaslex.ru/en/analytics/publications/31827/

43 Как самостоятельный вид экстремистской деятельности данная форма обычно встречается в случае, если субъектом данной деятельности является индивидуальный потребитель, мотивом деятельности которого является только моральное удовлетворение / Потребительский экстремизм: современные тенденции и механизмы противодействия. Сollective of authors, VEGAS LEX // Source^orporate lawyer" magazine. URL: https://www.vegaslex.ru/ en/analytics/publications/31827/

3. Инициирование судебных споров, связанных с взысканием с объекта нападения денежных средств»44.

Представляется, что потребительским экстремизмом, в полном смысле, можно назвать только последнюю форму - «инициирование судебных споров, связанных с взысканием денежных средств за "нарушение" прав потребителя».

Существуют различные определения этого явления. «Потребительский экстремизм - это манипуляция законодательством по защите прав покупателями товаров и услуг, с помощью которой они хотят добиться определенных выгод и дохода»45. «Потребительский экстремизм - поведение потребителей и/или их объединений, имеющее целью получить определённую выгоду и доход, манипулируя законодательством о правах потребителей в корыстных целях. По своей природе потребительский экстремизм может являть собой злоупотребление процессуальным правом»46. «Под потребительским экстремизмом в широком смысле этого слова следует понимать недобросовестное поведение потребителей товаров и услуг, направленное на необоснованное извлечение выгоды путем манипуляции положениями законодательства о защите потребителей (ядром которого является Закон о защите прав потребителей)»47. «Обращение в суд при потребительском экстремизме не имеет целью защиту нарушенных прав, а как любое злоупотребление правом нацелено на обогащение»48.

Таким образом, следует определить потребительский экстремизм как злоупотребление правами потребителя и обращение в суд в целях получения незаконного дохода, а не в целях восстановления нарушенных имущественных прав и возмещения причиненного вреда.

Существует мнение, с которым следует согласиться, что потребительский экстремизм - это не только гражданско-правовое явление (разновидность злоупотребления правом), он обладает и признаками уголовно-наказуемого мошенничества. Ситуация с автоконцернами дает основание согласиться с этим утверждением.

Некоторые авторы предпринимают попытки определить признаки уголовно-наказуемого потребительского экстремизма. Так, «Анна Калиновская попыталась дать определение явлению, опираясь на статьи 10 ГК и 159 УК России. К признакам потребительского экстремизма адвокат причислила:

• намерение причинить вред оппоненту;

• злоупотребление льготным положением и гарантиями;

• недобросовестность поведения;

• попытка заполучить имущество или деньги, принадлежащие представителю бизнеса без достаточных оснований»49.

Такого же мнения придерживаются и другие авторы50.

44 Что касается имущественных требований, предъявляемых в судебном порядке, то их характерной чертой обычно является неадекватное соотношение основной суммы иска и расходов, предъявляемых к возмещению. Например, если потребитель обращается за помощью в общественную организацию, то сумма иска может складываться из стоимости приобретенного потребителем товара (10 рублей), расходов на проведение экспертизы (от 2 до 20 тысяч рублей), расходов на юридические услуги (в среднем по России - от 300 до 15 000 рублей), моральный вред (какие-либо границы вообще отсутствуют), штраф за добровольное неисполнение требований потребителя 50 % от взысканной суммы). Таким образом, возможна ситуация, когда при основной сумме иска в 10 рублей размер взыскиваемой суммы (без учета размера морального вреда) составит, например, 52 500 рублей» / Потребительский экстремизм: современные тенденции и механизмы противодействия. Сollective of authors, VEGAS LEX // Source «Corporate lawyer» magazine. URL: https://www.vegaslex.ru/en/analytics/publications/ 31827/

45 Дмитрий Логинов. Как в 2020 году строителей защитят от «потребительского экстремизма» // Подробнее на РБК. URL : https://pro.rbc.ru/demo/5e295d779a79476dabf73115

46 Потребительский экстремизм: современные тенденции и механизмы противодействия...

47 Нилов И.Л. Потребительский экстремизм как одна из новых форм злоупотребления гражданскими правами. URL: https://www.elibrary.ru/query_results.asp //https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29007310_73522622.pdf

48 Что такое потребительский экстремизм и как с этим бороться. URL: https://pro.rbc.ru/collections/5e37e6679a 79477edc39163e

49 Елена Гордеева. Потребительский экстремизм: проблема злоупотреблений. URL: http://kons.ru/news/ potrebitelskiy_extremizm_problema_zloupotrebleniy

50 «По смыслу положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи со ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что под потребительским экстремизмом, исходя из вкладываемого в него значения, следует понимать: 1) действия потребителей, осуществляемые ис-

2020. Т. 30, вып. 5 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Кроме признаков уголовно-наказуемого потребительского экстремизма предпринимаются попытки сформулировать признаки состава данного преступления, с учетом структуры состава (объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны):

«Субъекты экстремистской деятельности:

1. Физические лица (индивидуальные субъекты);

2. Общественные организации по защите прав потребителей (организованные субъекты).

Объекты экстремисткой деятельности:

Общественные отношения в сфере потребления товаров и услуг.

Объективная сторона экстремистской деятельности:

Общественно опасное действие, связанное со злоупотреблением правами потребителей, влекущее общественно опасные последствия.

Субъективная сторона экстремистской деятельности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прямой умысел, корыстные мотивы и цель.

Предмет экстремисткой деятельности:

В данной ситуации, предмет потребительского экстремизма совпадает с потерпевшим. Исходя из содержания норм Закона о защите прав потребителей предметом посягательств могут являются:

1) продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель;

2) импортер товара;

3) изготовитель товара;

4) исполнитель (лицо, выполняющее работы либо оказывающее услуги).

.Наиболее часто потерпевшими от экстремистской деятельности выступают продавец (исполнитель) ввиду его большей доступности для экстремистов»51.

Таким образом, состав данного правонарушения может быть определен достаточно точно, в качестве разновидности злоупотребления полномочиями (правами) - злоупотребление правами потребителя. Однако на практике реализовать эти положения будет почти невозможно. Как отмечает И.Л. Нилов, «сложность рассмотрения дел, вытекающих из законодательства о защите прав потребителей и связанных с потребительским экстремизмом, заключается в том, что категория злоупотребления правом является оценочной, и оценка осуществляется на основании судебных доказательств, носящих ситуативную природу. Судам необходимо исходить из процессуального принципа равенства сторон, так и из гражданско-правового принципа равенства участников гражданского оборота, ведь с точки зрения юриспруденции, которая базируется на идее формального равенства, важно учитывать тот факт, что как физическое лицо, так и организация, пускай даже самая крупная, равны с точки зрения закона, несмотря на различные "социальные габариты". Понятие потребительского экстремизма, в то время как его фигурирование в описательных и мотивировочных частях судебных решений, не имеет юридической окраски, ему присущ социально-культурный смысл»52.

Конечно, существует не только «потребительский экстремизм», но и недобросовестные производители. «Закон "О защите прав потребителей" защищает потребителей как слабую сторону взаимоотношений и представляет им некоторые послабления, что может не устраивать производителя, отвечающего в рамках гарантии за качество товара, будь то смартфон или представительский автомобиль. В результате активной и успешной защиты своих интересов потребителем, у него могут формироваться дополнительные расходы и даже убытки, чего он будет стремиться избежать всеми доступными способами. На практике производители крайне неохотно признают, что поломки являются следствием заводских дефектов... Например, хорошо известны случаи, когда у автомобилей

ключительно с намерением причинить вред предпринимателю, а также злоупотребления своим правом в иных формах; 2) злоупотребление потребителями своим особым положением на рынке товаров, работ, услуг; 3) недобросовестное поведение потребителей; 4) умышленные противоправные деяния потребителей (их соучастников), совершаемые с целью обращения в свою пользу имущества предпринимателей путем обмана или злоупотребления особым отношением к потребителям». Цехер Г.Я. Потребительский экстремизм: Природа, формы проявления и меры противодействия // Бизнес, менеджмент и право. 2003. № 2. С. 115-121. Цит. по: Потребительский экстремизм: современные тенденции и механизмы противодействия. Сollective of authors, VEGAS LEX // Source «Corporate lawyer» magazine. URL: https://www.vegaslex.ru/en/analytics/publications/31827/.

51 Потребительский экстремизм....URL:https://www.vegaslex.ru/en/analytics/publications/31827/

52 Нилов И. Л. Указ. соч.

LandRover отрывались колеса вследствие низкого качества металла, однако Jaguar LandRover, всячески скрывал эту информацию от потребителей, а в суде пытался утверждать, что это не является существенным недостатком автомобиля»53. «Несомненно, где-то на местах могут возникать ошибки правоприменения или даже преступные схемы, но с ними надо бороться именно как с конкретными явлениями, а не в целом урезать права потребителей, поскольку это будет нарушать баланс интересов». «Жалоба автоконцернов - случай вопиющий, если обвинения в мошенничестве будут подтверждены, это повлечет возбуждение уголовных дел и привлечение к дисциплинарной ответственности судей, причастных к этому»54. В этом случае возможен только вариант уголовно-правовой оценки содеянного с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ как мошенничество, то есть приобретение права на имущество путем обмана. Обман в данном случае может заключаться в умолчании об истинных фактах55, послуживших основанием для обращения в суд с иском о защите прав потребителя (не защита прав, а получение выгоды), а приобретение права на имущество - в совершении действий, направленных на «возникновение у виновного юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным (в частности, ... со дня вступления в силу принятого уполномоченным органом или лицом, введенными в заблуждение относительно наличия у виновного или иных лиц законных оснований для владения, пользования или распоряжения имуществом, правоустанавливающего решения)»56, в качестве которого в данном случае может выступать решение суда.

Однако необходимо внести дополнения в действующее постановление Пленума Верховного Суда РФ, чтобы вышеприведенные разъяснения общего характера могли быть в полной мере применимы к случаям потребительского экстремизма. Например, следует квалифицировать как мошенничество в форме приобретения права на имущество путем обмана умышленные противоправные деяния потребителей (их соучастников), совершаемые с целью обращения в свою пользу имущества предпринимателей путем обмана или злоупотребления особым отношением к потребителям, в том числе путем злоупотребления потребителем правом на обращение с иском в суд и своим особым положением на рынке товаров, работ, услуг.

Подписано в печать 12.07.2020

Ровнейко Вера Владимировна, кандидат юридических наук, доцент ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: [email protected]

V.V. Rovneiko

PROBLEMS OF CRIMINAL LAW ASSESSMENT OF THE ABUSE OF CONSUMER RIGHTS

DOI: 10.35634/2412-9593-2020-30-5-753-762

The legislation and practice of its application are based on the priority of protecting the rights of the consumer, which is known to everyone: "The client is always right". Assigning the weak side status to the consumer (buyer) has the opposite effect. The buyer gets a significantly larger amount of rights. Unscrupulous consumers began to derive property benefits from this situation, abusing the preferences granted to them: they are increasingly declaring purchased goods to be of poor quality, refusing to settle disputes with retailers and manufacturers peacefully, and suing them. The phenomenon is called "consumer extremism". Consumer extremism is not only a civil law phenomenon (a type of abuse of rights), it also has signs of criminal fraud. It is necessary to make additions to the current resolution of the Plenum of

53 Светлана Бурмистрова, Дмитрий Серков, Мария Кокорева, Любовь Порываева, Маргарита Алехина, Ольга Дубравицкая. Мировые автоконцерны пожаловались в ФСБ на работу судов в России. Покупатели машин смогли взыскать с производителей 200 млн. руб. URL: https://www.rbc.ru/business/28/05/2019/5cecf4da9a7947 ad751f4afe?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

54 Там же.

55 Пункт 2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате». URL: https://www.vsrf.ru/files/26106/

56 Пункт 6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате». URL: https://www.vsrf.ru/files/26106/

2020. T. 30, Bbm. 5 ЭКОНОМHКА H nPABO

the Supreme Court of the Russian Federation so that general explanations can be fully applicable to cases of consumer extremism.

Keywords: abuse of rights; abuse of consumer rights; consumer extremism, consumer terrorism; blackmail, fraud; acquisition of property rights; fraud; consumer protection; balance of interests.

Received 12.07.2020

Rovneiko V.V., Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor at Department criminal law and criminology Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail:[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.